Божественное откровение в Писаниях является поступательным; оно разворачивает и раскрывает перед нами книгу за книгой и главу за главой. Шестьдесят шесть книг Библии были написаны в течение периода, охватывающего примерно тысячу шестьсот лет. В продолжение этого долгого периода Бог не говорил лишь однажды и в какой-то определённый момент времени. Бог говорил Своим людям поступательно, раз за разом, в течение длительного периода.
В Кол. 1:25 Павел сказал, что он был сделан служителем согласно домоправлению Божьему, «чтобы завершить слово Божье». Во времена Павла Божье откровение в Писаниях не было завершено. Поэтому было необходимо, чтобы Павел принял бремя говорить и писать, чтобы завершить Слово Божье. Однако завершающей вехой божественного откровения в Писаниях является написанное Иоанном в книге Откровения. Поскольку откровение завершено, мы получили предостережение ничего не прибавлять к словам Божьего откровения и ничего не отнимать от них (Отк. 22:18-19). После того как Божье поступательное откровение в Писаниях было завершено, никому не разрешается что-либо прибавлять к нему. Сегодня нам лишь нужно читать Библию, изучать её и даже исследовать её поступательно книгу за книгой.
Завершив Жизнеизучение Бытия, мы переходим к Исходу. С исторической точки зрения Исход является продолжением Бытия. Но с точки зрения переживания Исход не является продолжением Бытия. Согласно нашему духовному переживанию, то, что изображено в Исходе, не является продолжением переживания Авраама, Исаака и Иакова, описанного в Бытии. При изучении Бытия мы отмечали, что переживания Авраама, Исаака и Иакова представляют собой три составляющие переживания одного человека, одного верующего: переживание призвания и жизни в общении с Богом верой (Авраам), переживание наслаждения наследием (Исаак) и переживание преобразования (Иаков). В Бытии мы видим ясную картину трёх основных составляющих духовного переживания верующего. Поскольку в Ветхом Завете так живо и подробно изображено духовное переживание, Ветхий Завет стал очень драгоценным для меня и я стал высоко ценить его.
У духовного переживания есть не только составляющие, но и различные стороны, различные аспекты. Изображение нашего переживания в Бытии касается только одной стороны, одной линии. В Исходе мы видим другую сторону, другую линию. Повествование о переживании, представленном в Бытии, чудесно, но не полно. Чтобы оно было полным, нам нужен ещё один аспект, который показан в Исходе.
Сравнивая Исход с Бытием, мы видим, что в Исходе показана такая сторона, или линия, духовного переживания, которую нельзя увидеть в Бытии. Например, в Бытии нет ясной картины искупления. В случае с Авраамом мы видим Божье призвание, но в Бытии не говорится об искуплении Авраама. Авраам является примером типичного призванного; он был призван Богом из Халдеи, из Вавилонской земли - земли бунта и идолослужения. Когда Авраам ещё жил в Вавилоне, Бог славы явился ему и призвал его (Деян. 7:2, 3). Однако в повествовании об Аврааме не говорится ясно об искуплении. Картина, которую мы видим с помощью всех переживаний Исаака, - это картина наслаждения богатым наследием, а не картина искупления. Точно так же мы не видим картины искупления в повествовании о переживании Иакова. Хотя в конечном итоге Иаков был преобразован в Израиля, князя Божьего, в повествовании об Иакове не говорится о том, как Иаков переживал искупление. Когда же Авраам, Исаак и Иаков были искуплены? Они были искуплены в Исходе. В этой книге мы видим ясную и полную картину Божьего искупления.
Что может изобразить искупление яснее, чем Пасха? Даже в Новом Завете нет более подробной картины. Пасха - это прекрасная картина нашего искупления. В этой картине есть даже указание на крест. Однажды я прочитал статью о том, как иудеи закалывали пасхального ягнёнка. В статье говорилось, что они брали две деревянные перекладины и соединяли их крест-накрест. Затем они привязывали ягнёнка за две ноги к основанию получившегося креста, а две другие ноги растягивали и привязывали к поперечной перекладине. После этого ягнёнка закалывали, чтобы выпустить всю его кровь. Итак, в картине Пасхи мы видим крест. Кроме того, размышляя над картиной Пасхи, мы очень наглядно видим силу крови Агнца Божьего. В Исх. 12:13 говорится: «И кровь будет для вас знамением на домах, где вы находитесь; и когда Я увижу кровь, Я пройду мимо вас, и не будет на вас бедствия, чтобы уничтожить вас, когда Я буду поражать Египетскую землю». Эта прекрасная картина есть в Исходе, но её нет в Бытии.
Б. Забота Господа о Его искупленном народе
Ещё один контраст между Бытием и Исходом мы видим в связи с заботой Господа о Его народе. После того как Авраам был призван, он начал следовать за Господом. Не зная, куда он идёт, Авраам наслаждался присутствием Господа как своей живой дорожной картой. Он совершал своё путешествие, ориентируясь на Господне присутствие. Хотя Аврааму пришлось пройти большое расстояние от Халдеи до Ханаанской земли, в Бытии не говорится о том, как Господь поддерживал его и как Он заботился о нём. Конечно, в общих чертах мы знаем, что Господь снабжал Авраама всем необходимым, но в Бытии не приводятся такие конкретные случаи, описывающие непосредственную заботу Господа об Аврааме, какие мы видим в Исходе в отношении заботы Господа о Его народе. В Исходе мы с самого начала видим ясное и подробное описание того, как Господь заботился о Своих искупленных людях. Когда им не хватало пищи, Господь снабжал их манной. Когда у них не было воды, Он давал им живую воду из рассечённой скалы. В Исходе мы видим не только водительство Господа, но и наглядное изображение того, как Господь заботился о повседневных нуждах Своего искупленного народа. В этом отношении Исход гораздо подробнее и основательнее, чем Бытие. Такой картины духовного жизненного снабжения мы не увидим даже в Новом Завете. Это должно помочь нам глубоко осознать, какой важной и значимой книгой является Исход.
Ещё несколько сравнений помогут нам глубже осознать это. Господь вёл Авраама посредством Своего присутствия, однако Господне водительство в Бытии довольно расплывчатое и абстрактное. Но в Исходе оно гораздо более отчётливое и конкретное, так как в Исходе Господь вёл Свой народ посредством столба, то есть чего-то основательного и определённого. Как все мы знаем, днём присутствие Господа представляло собой облачный столб, а ночью - огненный столб. Поскольку Господне водительство было облечено в видимую форму, все люди могли видеть его.
Г. Откровение о Божьем жилище и построение Божьего жилища
В 18-й главе Бытия Бог посетил Авраама и ел вместе с ним; Он пробыл у Авраама часть дня. Однако в Бытии нет ясного откровения о скинии как Божьем жилище. Но в Исходе не только содержится откровение об образце Божьего жилища, но и подробно описывается само построение Божьего жилища на практике. В Бытии Бог являлся Своим избранным людям снова и снова, но у Него не было конкретного жилища среди них. Однако в Исходе мы видим и подробное откровение о скинии, и полное описание построения скинии как Божьего жилища на земле.
Д. Индивидуальное переживание и совокупное переживание
Ещё один контраст между Бытием и Исходом заключается в разнице между индивидуальным переживанием и совокупным переживанием. Переживание в Бытии главным образом индивидуальное, а в Исходе - совокупное. Например, Авраам был призван как отдельная личность. Даже преобразовав Иакова в Израиля, Господь обрёл отдельного человека. У Иакова было двенадцать сыновей, но, кроме Иосифа, все они не соответствовали стандарту. В Исходе, напротив, всё переживание является совокупным. Искупление, водительство, откровение и созидание - всё это совокупные переживания.
Наше духовное переживание имеет две стороны: индивидуальную и совокупную. Несомненно, индивидуальная сторона является основополагающей, однако совокупная сторона богаче, выше и значительнее. Окончательной завершённостью и полнотой нашего переживания как верующих является не что-то индивидуальное, а нечто совокупное. В Бытии мы видим основополагающее индивидуальное переживание, но в Исходе мы видим окончательное совокупное переживание.
Рассмотрим, например, употребление в этих двух книгах имени «Израиль». Бытие завершается индивидуальным Израилем, но Исход завершается совокупным Израилем. В Исх. 14:30 говорится: «Так Иегова спас в тот день Израиля от руки египтян, и Израиль увидел египтян мёртвыми на берегу моря». В этом стихе слово «Израиль» употребляется в совокупном смысле и подразумевает всех израильтян. Но в Бытии имя «Израиль» употребляется в личном, индивидуальном смысле и подразумевает преобразованного Иакова (Быт. 35:10, 21). В Бытии Израиль - это отдельный человек, а в Исходе Израиль - это совокупный народ. Индивидуального Израиля в конце Бытия можно сравнить с появившимся из семени маленьким ростком, но совокупный Израиль в конце Исхода подобен полностью выросшему дереву, приносящему плод. Совокупный Израиль, состоящий из потомков индивидуального Израиля, является увеличением и расширением индивидуального Израиля. В 40-й главе Исхода мы видим Израиля, который не ограничен как одна личность, а расширен как совокупное целое, состоящее из потомков индивидуального Израиля. Очень важно, чтобы мы увидели это.
Кроме того, в Исходе спасение связано не с отдельным человеком, а со всеми детьми Израиля. Исход из Египта совершали около двух миллионов израильтян, и все они были спасены одновременно; они прошли через Божий суд в одно и то же время.
С одной стороны, мы, христиане, были спасены каждый по отдельности и лично. Но с другой стороны, а также в глазах Бога мы были спасены все вместе. Мы были спасены совокупно. Такова мысль Павла в Эф. 2:6, где говорится, что мы были воскрешены все вместе и все вместе посажены в небесных пределах. Слово «вместе» в этом стихе означает «друг с другом». В Божьих глазах мы были воскрешены в одно и то же время. Мы не можем сказать, что Пётр был воскрешён в один момент времени, Стефан - в другой, а Павел - в третий. Когда бы мы ни родились, все мы были воскрешены в Христе совокупно и одновременно.
Мы были искуплены совокупно, но в каком-то смысле мы призваны каждый по отдельности. Никто из нас не был призван, когда был призван апостол Павел. У Божьего призвания есть индивидуальный аспект, но у Божьего искупления нет индивидуального аспекта, в нём всё является совокупным.
Как мы уже говорили, в конце Бытия мы видим индивидуального Израиля. Но в последней главе Исхода мы видим совокупный сосуд, Божью обитель, Божье жилище с человеком на земле. Этот контраст помогает нам увидеть разницу между линией в Бытии и линией в Исходе. В Бытии мы видим линию индивидуального духовного переживания, а в Исходе мы видим линию совокупного переживания. В Бытии из Халдеи вышли главным образом два человека: Авраам и его жена, но в Исходе из Египта вышло более двух миллионов человек. Какой контраст!
Бытие - это богатая книга, но в этой книге мы не видим, чтобы Божья слава была явлена среди Божьего народа конкретным образом. Однако в 40-й главе Исхода, когда была воздвигнута скиния, слава Божья сошла на неё видимым и конкретным образом. Слава Божья не просто сошла на скинию, но и наполнила её.
Ещё один контраст между Бытием и Исходом мы видим на примере того, как в этих двух книгах представлено падение. Библия показывает нам различные аспекты падения человека. В Бытии падение состояло в том, что человек впал в бунт и идолослужение, он пал настолько, что оказался в Вавилоне. До спасения мы находились в Вавилоне, земле бунта и идолослужения. Но мы также находились в Египте, месте падения, описанном в Исходе. Египет - это земля, наполненная плотским наслаждением. Это наслаждение уводит людей в рабство и узы. Поэтому в Библии Египет обозначает мир как плотское наслаждение, которое уводит нас в рабство. До спасения мы, с одной стороны, находились в Вавилоне, а с другой стороны, - в Египте. Это означает, что мы находились в бунте и идолослужении, а также в мире с его наслаждением; это наслаждение включает в себя и спорт, и всевозможные развлечения. Плотское наслаждение в мире предназначено для удовлетворения природного человека. При помощи этого плотского и мирского наслаждения падший человек удерживается в рабстве Сатаны как фараона. Падшие люди подобны людям в Вавилоне и детям Израиля в Египте. Если бы мы были ограничены только линией Авраама, Исаака и Иакова в Бытии, то мы видели бы только аспект нашего падения, изображённый при помощи Вавилона. Мы увидели бы бунт и идолослужение, но мы не увидели бы рабства и уз, к которым приводит мирское наслаждение. Даже у падения человека есть две линии. С одной стороны, мы являемся Авраамом, Исааком и Иаковом; с другой стороны, мы являемся детьми Израиля.
После того как мы рассмотрели многие контрасты между Бытием и Исходом, мы уже не должны считать Исход продолжением Бытия в том, что касается нашего переживания. Я повторяю: Исход не является продолжением духовного переживания, описанного в Бытии; Исход показывает нам другую сторону, или линию, переживания верующего. Переживание в Бытии расплывчатое и абстрактное, но переживание, показанное в Исходе, основательное и конкретное. Каждый аспект переживания в Исходе является основательным, начиная с присутствия Господа как столба и заканчивая славой, наполнившей скинию.
И Бытие, и Исход содержат картины духовных переживаний, описанных в Новом Завете. Однако картины в Бытии не такие определённые, как в Исходе. От начала до конца Исход представляет собой книгу картин. И фараон, и Египетская земля - это примеры картин. Фараон изображает Сатану, а Египет изображает богатый, продуктивный аспект мира. (Греховный аспект мира представлен Содомом.) Орошаемая Нилом Египетская земля производит огурцы, чеснок, лук-порей и репчатый лук. В годы скитания по пустыне дети Израиля жаловались на то, что им не хватает этих конкретных продуктов, которыми они в изобилии наслаждались в Египте. В Египте израильтяне наслаждались произведениями египетской земли, но в пустыне их пищей была только манна. Это - картина.
По мере того как вы будете читать Исход, помните, что вы не просто читаете слова, но смотрите на картины. Празднование Пасхи и поражение первородных Ангелом-Уничтожителем - это картины. В то время как Бог поражал первородных в Египте, дети Израиля наслаждались миром, покоем и безопасностью, вкушая пасхального ягнёнка в своих домах под покрытием крови. Какая чудесная картина! Погоня фараона и его войск за израильтянами тоже является картиной погони Сатаны и его воинства взбунтовавшихся ангелов за Божьими искупленными. Когда мы переходим к Исходу, мы начинаем смотреть небесную телепередачу. В этой телепередаче мы видим картины собственного искупления и спасения. Фараон и его войско гнались за детьми Израиля и, войдя вслед за ними в Красное море, утонули в нём. Однако израильтяне победоносно перешли море. Нигде в Библии больше нет такой картины.
Кроме того, мы видим картины в призвании Моисея. Когда Бог призвал Моисея, Он сначала показал ему видение горящего куста, который горел и не сгорал (Исх. 3:2-4). Поняв, что ему не избежать Божьего призвания, Моисей выразил свою озабоченность тем, что дети Израиля не поверят ему и не послушаются его голоса (Исх. 4:1). Поэтому Бог велел Моисею бросить свой посох на землю. Когда Моисей сделал это, посох стал змеем. Но когда Моисей взял змея за хвост, он снова стал посохом в его руке (Исх. 4:2-4). Затем Господь повелел Моисею положить свою руку к себе в пазуху. Когда Моисей вынул руку из пазухи, она была «поражена проказой, белая, как снег» (Исх. 4:6). По повелению Господа он опять положил свою руку к себе в пазуху, и, когда вынул её, «она снова стала как остальная его плоть» (Исх. 4:7). После того как Господь показал Моисею эти знамения, которые должны были стать доказательством для детей Израиля, что Господь действительно явился ему, Господь сказал: «Если не поверят даже этим двум знамениям и не послушаются твоего голоса, то возьми воды из Реки и вылей на сушу, и вода, которую ты возьмёшь из Реки, станет кровью на суше» (Исх. 4:9). Это должно было стать ещё одним знамением.
Эти знамения имеют большое значение. Куст обозначает нашего природного человека. То, что куст горел и не сгорал, указывает на то, что, когда Бог призывает нас, у Него нет намерения использовать нашего природного человека.
Посох олицетворяет всё, на что мы полагаемся помимо Бога. То, что посох стал змеем, показывает, что всё, на что мы полагаемся помимо Бога, является змеем, дьяволом. Поэтому если вы полагаетесь на своего мужа или на свою жену, то ваш муж или жена - это «змей». То же самое можно сказать о вашем образовании или счёте в банке. Когда мы слушаемся Господа и бросаем посох, он становится змеем. Однако Бог не хочет, чтобы мы выбрасывали посох навсегда. По Его повелению нам нужно снова поднять его «за хвост». Нам нужно схватить наше образование или наш банковский счёт «за хвост».
То, что рука Моисея была поражена проказой, указывает на то, что в нашей плоти нет ничего доброго; наша плоть является воплощением проказы. Если мы касаемся себя, мы оказываемся поражены проказой.
Наконец, превращение воды Нила в кровь обозначает, что наслаждение мира - это смерть.
Эти знамения показывают, что Бог не будет использовать нашего природного человека, что всё, на что мы полагаемся помимо Бога, - это Сатана, что наша плоть поражена проказой и что наслаждение мира - это смерть. Вот некоторые из картин в Исходе. В этой книге есть и другие картины, связанные с Красным морем, манной, водой, текущей из рассечённой скалы, и скинией с её обстановкой.
Рассматривая общий обзор Исхода, сначала мы видим, что дети Израиля находились в рабстве в Египте (Исх. 1:8-14). Затем они были искуплены и спасены (Исх. 12:27; 14:30). После того как дети Израиля были искуплены и спасены, Господь повёл их в пустыню (Исх. 13:17-18, 21-22; 17:1; 19:1-2; 40:36-38). Их вёл облачный столб и огненный столб. Кроме того, с неба сыпалась дождём манна, а из рассечённой скалы текла живая вода. В конечном итоге Господь привёл детей Израиля в их скитаниях к горе Синай, где они получили откровение о вечном замысле Бога, состоящем в том, чтобы обрести жилище на земле (Исх. 25:8-9, 40). Получив это откровение, они построили скинию, которая стала Божьим жилищем (Исх. 39:32; 40:2, 34-35).
Исход - это не просто книга, в которой говорится о том, как израильтяне вышли из Египта; это книга об искуплении, снабжении, откровении и строении. Исход из Египта был только началом. За исходом последовали снабжение, откровение и строение.
Центральная мысль Исхода состоит в том, что Христос является искуплением, спасением и снабжением Божьих людей и средством, при помощи которого они поклоняются и служат Богу, чтобы в Нём созидаться с Богом воедино, чтобы они и Бог могли встречаться, общаться и обитать друг в друге. На протяжении всего Исхода мы видим Христа. Как Пасха, Он является средством для нашего искупления. Как великое спасение для Божьего народа, Он спасает нас из рук фараона, Сатаны. Как манна и живая вода, Он является нашим жизненным снабжением. Кроме того, Красное море обозначает смерть Христа, в которую мы крещены (1 Кор. 10:2). В Рим. 6:3 говорится, что те, кто крещены в Христа, крещены в Его смерть.
В Исходе Христос является многими вещами: облачным столбом и огненным столбом, семьюдесятью пальмовыми деревьями и двенадцатью источниками в Элиме и скинией со всей её обстановкой. При помощи скинии и всей её обстановки Божьи искупленные люди могли служить Богу и поклоняться Ему. Это показывает, что Христос является средством, при помощи которого мы служим Богу и поклоняемся Ему. Божьи избранные люди должны созидаться в одно целое, скинию, где Бог и человек могут встречаться, общаться и обитать друг в друге. В Христе мы и Бог, Бог и мы созидаемся друг с другом, встречаемся друг с другом и обитаем друг с другом. Такова центральная мысль Исхода.
Мы можем записать план Исхода в очень простом виде. Эта книга состоит из пяти разделов: порабощены (Исх. 1:1-22), искуплены и спасены (Исх. 2:1 - 15:21), ведомы (Исх. 15:22-18:27), получают откровение (Исх. 19:1-34:35), построение скинии (Исх. 35:1-40:38). Имея перед собой это вступительное слово, в последующих сообщениях мы будем углубляться в подробности этой книги.