Давление в Гефсимании, арест, суд синедриона и отречение Петра
В этом сообщении мы переходим к Мф. 26:31-75 — длинной части в Евангелии от Матфея, которая тоже связана с царством. Те стихи в этой главе, в которых говорится о Господней трапезе, показывают, что смерть и воскресение Господа тесно связаны с царством небес. Однако в этих стихах ничего не говорится о воскресении, хотя в преломлении хлеба, которое обозначает преломление тела Господа, мы видим ясное указание на смерть Господа. Слова Господа о том, что Он изливает Свою кровь (ст. 28), тоже ясно указывают на Его смерть. Воскресение не упоминается прямо, однако на него указывает то, что хлеб обозначает Господа как наш хлеб для нашего наслаждения. Его смерть совершила для нас искупление, однако Он становится нашим наслаждением через искупление в воскресении. Когда мы приходим на Господнюю трапезу, мы видим на столе символ смерти Господа, но вспоминаем мы Его не в смерти, а в воскресении. Таким воспоминанием мы являем Его смерть. И распятие Господа, и Его воскресение необходимы для царства. Без распятия и воскресения Христа невозможно основать царство.
Мы не можем быть людьми царства посредством своей природной жизни. Это более чем ясно показано в 26:31-75. Здесь мы видим, как Христа берут под стражу и судят. В этих стихах показано, что никто не может следовать за Христом по пути креста посредством своей природной жизни. Царь может идти по этому пути, но мы в своей природной жизни на это не способны. Поэтому ради нас Господь должен умереть и войти в воскресение. Его смерть решила наши проблемы, а благодаря Его воскресению мы можем принять Его в себя и Он даже может стать нами.
Раньше я не мог понять, почему в повествование о взятии Господа под стражу и суде над Ним Матфей включил длинную историю об отречении Петра от Господа. Я думал, что для описания того, как Пётр три раза отрёкся от Господа, было бы достаточно нескольких стихов. Но Матфей описывает это подробно. Нам нужно увидеть, что означает отречение Петра. В 26-й главе мы видим яркий контраст между Господом Иисусом и Петром. Иисусу всегда удавалось идти путём креста, а Пётр постоянно терпел поражение на этом пути. Разумеется, все остальные ученики были такими же, как Пётр. Если мы ясно увидим это, то мы уделим должное внимание как отречению Петра, так и победе Христа.
Что было главной целью Матфея при написании 26:31-75: раскрыть победу Христа или обличить поражение Петра? Я думаю, что он хотел показать оба эти момента и яркий контраст между ними. Если мы посмотрим на Господа Иисуса, то мы увидим полный успех, а если мы посмотрим на Петра, то мы увидим полное поражение. Победа Христа необходима для основания царства. Он должен был одержать победу во всём. В то же время мы должны осознать, что мы, падшие люди, не способны быть людьми царства.
Не полагайтесь на себя. Пётр олицетворяет нас. Если говорить о нашей природной жизни, то все мы являемся Петром. Чтобы основать царство небес, нужен был такой человек, как Иисус. На протяжении всей 26-й главы Господь Иисус занимал положение человека, а не положение Сына Божьего. Для основания царства небес Он занимал положение человека — человека, который добился успеха и победы, человека, который может противостоять любым трудностям, любому поражению, любому противодействию и любым нападкам.
Изучая это описание Господа Иисуса, мы должны чётко усвоить, что в своей человеческой жизни мы не способны быть людьми царства. На протяжении трёх с половиной лет Господь наставлял и обучал двенадцать учеников. Всё это время они постоянно были с Господом. Пётр, рыбак, был призван в 4-й главе и с тех пор начал следовать за Господом Иисусом. Обучению Петра Господь Иисус уделял особое внимание. Пётр услышал провозглашение конституции царства небес и все тайны о царстве. Он узнал о том, что Христос является Сыном Божьим, узнал о созидании церкви и о пути креста. Господь поработал над Петром на горе Преображения и поправил его в случае с податью. Господь снова и снова поправлял Петра. Трудно поверить, что такой способный и обученный человек мог первым отречься от Господа. Если у Петра не получилось следовать за Господом, то у кого же это может получиться? Если бы Пётр отрёкся от Господа в 4-й главе, я бы не удивился. Но мне трудно поверить, что Пётр мог отречься от Господа в 26-й главе, после того как он провёл с Ним три с половиной года.
Пётр и сам не верил, что может поступить так. В стихе 33 Пётр смело заявил Господу: «Даже если все преткнутся из-за Тебя, я никогда не преткнусь», а в стихе 35 он сказал: «Даже если я должен буду умереть вместе с Тобой, ни в коем случае не отрекусь от Тебя». Пётр был уверен, что будет следовать за Господом до конца. Но, как здесь ясно показано, он лишь полностью отрёкся от Господа. Это доказывает, что ни один человек не способен жить жизнью царства. Возможно, прочитав эти сообщения, у вас появилось желание жить в царстве и быть сегодняшними людьми царства. Однако мы должны понимать, что ни у кого из нас это не получится. Поэтому мы должны смириться, склонить голову и сказать: «Господь, у меня просто ничего не получится. Я Пётр. Если у Петра ничего не получилось, то как я могу рассчитывать, что у меня что-то получится? Господь, у меня ничего не получится».
I. Господь предостерегает учеников
Теперь, в свете контраста между победой Христа и неудачей Петра, давайте рассмотрим стихи 31-75. В стихе 31 говорится: «Тогда Иисус говорит им: Все вы преткнётесь из-за Меня этой ночью, ибо написано: „Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада“». Пастырем был Господь, а овцами, которые должны были рассеяться, — ученики. Однако все ученики сказали, что они не отрекутся от Него. Все они, особенно Пётр, были уверены и убеждены, что, каким бы ни был путь, они будут следовать за Господом до конца.
В Своём предостережении Господь обещал, что Он будет воскрешён и пойдёт в Галилею, чтобы встретиться с ними в воскресении (ст. 32). Он также предсказал, что в ту ночь, когда Он будет предан, Пётр трижды отречётся от Него (ст. 34).
II. Господь подвергается давлению в Гефсимании
После того как Господь предостерёг учеников, Он пошёл с ними в Гефсиманию (ст. 36). Слово «Гефсимания» означает масляное давило. В Гефсимании Господь подвергся давлению, чтобы вытекло масло, то есть Святой Дух. Взяв Петра, Иакова и Иоанна, Господь пошёл помолиться наедине. Когда Он вернулся после молитвы в первый раз, Он нашёл учеников спящими (ст. 40). Господь Иисус серьёзно сказал им, что Его душа «объята печалью до смерти», и попросил их бодрствовать с Ним (ст. 38). Но им казалось, что ничего не произойдёт и что всё спокойно. Возможно, ученики уснули потому, что устали от присутствия Господа. Согласно другим Евангелиям, именно Пётр и Иоанн были посланы вперёд приготовить место для Пасхи. Вероятно, они устали от всех событий того дня. Пётр, наверное, подумал про себя: «Я бы хотел немного побыть без Иисуса. Я не могу уйти от Него, поэтому я просто немного посплю. Может быть, Господу нужно помолиться, а мне нужно поспать». Этот случай ясно показал, что Пётр был не способен следовать за Господом. Здесь мы также видим себя. Мы любим Господа, но, подобно Петру, иногда мы устаём быть в Его присутствии. Находиться в присутствии Господа замечательно, но иногда мы устаём настолько, что перестаём обращать на него внимание.
Согласно стихам 40 и 41, когда Господь пришёл к ученикам и нашёл их спящими, Он сказал Петру: «Так вы не смогли один час бодрствовать со Мной? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не войти в искушение. Дух готов, но плоть слаба». В духовных вещах часто бывает так, что дух готов, то есть полон готовности, но плоть слаба. Обратите внимание, что Господь Иисус сказал эти слова именно Петру, поскольку Пётр был «носом», самым заметным членом.
Когда Господь в третий раз вернулся после молитвы, ученики снова спали. В стихах 36-46 мы видим контраст между жизнью, которая вполне пригодна для царства, и жизнью, которая совершенно непригодна для него. При своём природном рождении мы не получили первый вид жизни. Та жизнь, которую мы получили при своём природном рождении, совершенно непригодна для царства.
В Гефсиманском саду Господь испытывал такое давление, что Он печалился и томился до смерти. Помолившись Отцу три раза, Он принял волю Отца и приготовился быть распятым для исполнения воли Отца.
ІІІ. Его берут под стражу иудеи
В стихе 47 говорится: «И пока Он ещё говорил, вот, пришёл Иуда, один из двенадцати, и с ним большая толпа от главных священников и старейшин народа с мечами и дубинками». Расцеловав Господа Иисуса, Иуда тем самым дал знак, что именно Его нужно было схватить. Если бы толпу к Господу привёл незнакомый человек, Господу было бы не так тяжело. Но толпу, которая взяла Господа под стражу, привёл к Нему человек, который был рядом с Ним на протяжении трёх с половиной лет. С человеческой точки зрения, это было страданием для Господа Иисуса.
Когда Господа взяли под стражу, Пётр, один из Его учеников, в ответ выхватил свой меч, ударил раба первосвященника и отсёк ему ухо (ст. 51). Этот поступок не помог Господу Иисусу, а только создал проблемы. Иоанн в своём Евангелии называет имя Петра (Ин. 18:10), а Лука говорит о том, что Господу пришлось исцелить ухо (Лк. 22:51). Господь велел Петру возвратить свой меч на место, а потом сказал: «Или ты думаешь, что Я не могу умолить Моего Отца и Он не предоставит Мне сейчас же больше двенадцати легионов ангелов? Как тогда исполнятся Писания, которые говорят, что так должно произойти?» (ст. 53-54). Слово «так» указывает на Его смерть на кресте, предсказанную в пророчествах Писания. Эти пророчества должны были исполниться.
Здесь мы снова видим контраст между двумя людьми в свете царства. Пётр сопротивлялся аресту Господа, а Господь с готовностью принял его, чтобы исполнились Писания. Жизнь Иисуса вполне пригодна для царства, а наша жизнь совершенно непригодна. Наша жизнь просто не может противостоять всем тем событиям и всей той обстановке, которые сопутствуют царству. Все мы должны понять это. Если бы не было этого описания неудач, поражения и отречения Петра, мы могли бы думать, что наша природная жизнь пригодна для царства, и захотели бы быть такими же смелыми, как Пётр. Однако наша природная жизнь не пригодна для царства. Здесь, в 26-й главе, мы видим природного Петра, а в Деян. 2, 3 и 4 мы видим воскрешённого Петра. Следовать за Господом Иисусом по пути к царству можно только в жизни воскресения.
В стихах 57-68 Господа судил синедрион. Его несправедливо обвиняли на основании лжесвидетельств, но Он ни слова не говорил в Своё оправдание (ст. 59-63). Господь, стоя перед синедрионом, как овца перед стригущими её, не захотел ни слова сказать в Своё оправдание. Своим молчанием Он исполнял сказанное в Ис. 53:7.
Тогда первосвященник сказал Ему: «Требую, чтобы Ты, поклявшись живым Богом, сказал нам, Ты ли Христос, Сын Божий» (ст. 63). Этот же вопрос задавал дьявол, когда искушал Господа (4:3, 6). В стихе 64 говорится: «Иисус говорит ему: Ты сказал правильно. Однако говорю вам: отныне будете видеть Сына Человеческого, сидящего по правую руку от Силы и приходящего на небесных облаках». Первосвященник спросил Господа, Он ли Сын Божий, но Он сказал в ответ: «Сын Человеческий». Такой же ответ Он дал дьяволу, когда тот искушал Его (4:4). Господь был Сыном Человеческим на земле до Своего распятия, Он является Сыном Человеческим на небесах по правую руку от Бога со времени Своего воскресения (Деян. 7:56), и Он будет Сыном Человеческим даже при Своём возвращении на облаках. Чтобы исполнить Божий замысел и основать царство небес, Господь должен был быть человеком. Без человека Божий замысел не мог быть осуществлён на земле, как не могло быть составлено и царство небес.
Господь как бы говорил первосвященнику: «Ты спросил, являюсь ли Я Сыном Божьим. Я Сын Человеческий. Даже после того как вы предадите Меня распятию и Я буду воскрешён из мёртвых, Я буду на третьем небе как человек. И когда Я вернусь на облаках, чтобы завладеть землёй, Я по-прежнему буду Сыном Человеческим».
Когда в пустыне дьявол искушал Господа в отношении Его статуса Сына Божьего, Господь в ответ назвал Себя человеком. Господь как бы сказал дьяволу: «Я пришёл сюда не как Сын Божий, чтобы ты искушал Меня. Если бы Я был Сыном Божьим, Меня было бы невозможно искушать. Сейчас Я занимаю положение человека». Первосвященник Каиафа действовал так же, как дьявол. Его вопрос очень похож на то, как дьявол искушал Господа в пустыне. Господь тоже ответил ему так же, как Он ответил дьяволу.
Услышав ответ Господа, первосвященник разорвал на себе одежду и сказал: «Он произнёс богохульство! Какая ещё нам нужда в свидетелях? Вот, теперь вы слышали богохульство» (ст. 65). Когда другие люди сказали, что Господь заслуживает смерти, они стали плевать Ему в лицо, били Его кулаками, давали Ему пощёчины и издевались над Ним (ст. 67-68). Несмотря на такое обращение Господь победоносно молчал. Таким образом, Он одержал победу не только перед лицом синедриона, но и перед лицом Петра, который следовал за Ним поодаль до двора первосвященника и затем сел со служителями, чтобы увидеть конец (ст. 58). Мы снова видим, что только жизнь Иисуса пригодна для царства. Жизнь человека, даже такого сильного и смелого как Пётр, не годится для царства.
В стихах 69 и 70 говорится: «А Пётр сидел снаружи, во дворе, и подошла к нему одна девушка-служанка и сказала: И ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрицал это перед всеми и сказал: Я не знаю, о чём ты говоришь!» Пётр не мог противостоять даже хрупкой девушке! То, что Пётр отрёкся от Господа, обличило его. Я думаю, что, для того чтобы обличить Петра, было достаточно одного этого испытания. По Божьему всевластию окружение не оставляло Петра в покое, пока он не был испытан до конца, чтобы он осознал, что совершенно ненадёжен и не должен больше ни в чём полагаться на себя. Итак, в стихах 71 и 72 говорится, что к нему подошла ещё одна служанка и сказала: «Этот был с Иисусом Назарянином. И он опять отрицал с клятвой: Я не знаю этого человека!» Наконец, стоявшие там сказали: «Точно и ты один из них, ибо и говор твой выдаёт тебя» (ст. 73). Тогда Пётр «начал произносить проклятия и клясться: Я не знаю этого человека!» (ст. 74). При первом отречении Пётр ответил обычными словами; при втором отречении он ответил с клятвой; при третьем отречении он произносил проклятия и клялся. После того как Пётр отрёкся от Господа в третий раз и услышал, как пропел петух, он вспомнил слова Господа, и он вышел и горько заплакал (ст. 75). В то время как Господь подвергался порочному и несправедливому суду, Пётр отрёкся от Него. Тем самым Пётр был полностью обличён.
Мы не должны воспринимать описанное здесь только как рассказ о Петре, поскольку здесь показано, что наша природная жизнь не может войти в царство. Мы все такие же, как Пётр, поэтому мы не должны пытаться идти по пути, ведущему в царство, посредством своей природной жизни. Какими бы ни были наш разум и наша воля, у нас ничего не получится. Обязательно придёт испытание, которое полностью обличит нас. На пути в царство все мы рано или поздно столкнёмся с такими же испытаниями. Слава Господу, что мы всё равно можем покаяться в слезах и исповедаться, чтобы Господь простил нас и снова пришёл к нам. Для царства нам нужно получить другую жизнь и стать другими людьми. Только пройдя все испытания и пережив все поражения и неудачи, мы поймём, что нам нужна другая жизнь.
Слава Господу за яркий контраст, показанный в этой главе! Пётр — это чёрное, а Господь Иисус — белое. На протяжении всего пути из сада до креста Пётр и другие ученики терпели поражение. Победу одержал только один человек — Иисус. На самом деле, Его не схватили — Он Сам отдал Себя в руки тех, кто пришёл за Ним. Таким образом, Его смерть была не насильственным актом, а добровольным исполнением ветхозаветных пророчеств о Его распятии. Поистине, только жизнь Иисуса пригодна для царства.