(5)
В отношении христианской жизни в Новом Завете показано, что нам нужно сначала возродиться, приняв Духа Божьего в свой дух, а затем — расти. Расти — значит преобразовываться, а преобразовываться — значит, главным образом, обновляться в духе разума. В результате преобразования и обновления разума наша душа наполняется Святым Духом. Разум — это ведущая часть души. Когда мы обновляемся в духе нашего разума, наш разум наполняется и пропитывается Духом. Затем Дух, который пропитал наш разум, обновит всё наше существо. Тогда наше существо, то есть наша душа, будет пропитано наполняющим Духом. Так мы обретаем запас масла в сосуде.
Как было сказано в предыдущем сообщении, когда мы возрождаемся, то есть получаем новое рождение, наш дух наполняется Духом, другими словами, наш светильник наполняется маслом. Когда Духом наполняется наша душа, мы растём в жизни, преобразовываемся, обновляемся во всём нашем существе и наша душа пропитывается Святым Духом Божьим. Вот что значит иметь масло в сосуде. Так мы бодрствуем и готовимся к пришествию Господа; так мы готовимся к восхищению в присутствие Господа.
Мы рассмотрели притчу о бдительности (Мф. 25:1-13). Теперь мы переходим к притче о верности (Мф. 25:14-30). В притче о девах говорится о бдительности, а в притче о талантах говорится о верности.
Рассматривая 24-ю главу, мы отметили, что в отношении верующих существует два аспекта: аспект бдительности и готовности и аспект верности и благоразумия. Эти два аспекта связаны с двойным статусом верующих. Первый аспект этого двойного статуса связан с жизнью, а второй — со служением. Христиане не должны пренебрегать этими аспектами; мы должны уделять должное внимание обоим аспектам, чтобы и наша жизнь, и наше служение стали надлежащими. С точки зрения жизни мы являемся девами; с точки зрения служения мы являемся рабами. Иначе говоря, проявляя бдительность, мы являемся девами. Это связано с тем, чем мы являемся. Но проявляя верность, мы являемся рабами. Это связано с тем, что мы делаем.
Возможно, нам нравится слово «девы», но нам не нравится слышать, что мы рабы. Тем не менее мы не только девы, но и рабы. По отношению к девам Господь является Женихом, а по отношению к рабам Он является Господином. Таким образом, двойной статус имеем не только мы — Господь тоже имеет двойной статус. С одной стороны, Он наш нежный Жених, а с другой стороны, Он наш строгий Господин. Иногда Господь очень нежен по отношению к нам, а иногда Он обращается с нами строго.
Девам нужно нечто внутреннее — внутреннее наполнение маслом в сосуде. Однако рабам нужно нечто внешнее — духовный талант. Наполнение Святым Духом — это нечто внутреннее, а талант, духовный дар, — это нечто внешнее. Как сосудам, нам нужно масло — нечто внутреннее, как рабам, нам нужны таланты — нечто внешнее.
Когда в сосуд наливают масло, оно оказывается на самом дне сосуда. Обновление нашего существа и преобразование происходят изнутри. Сегодняшние христиане почти не испытывают этой внутренней работы. Вместо этого многие христиане стремятся к внешним улучшениям, чтобы выставить себя напоказ. Религию интересует внешняя видимость, однако, когда мы наполняемся Святым Духом, Божья благодать входит в нас и преобразовывает нас изнутри. Масло, которое находится внутри человека, и косметика, которую наносят на человека, — это две совершенно разные вещи. Косметика мгновенно меняет цвет лица. Но Бог хочет, чтобы мы пили Духа и позволяли Духу пропитывать наше существо. Тогда наш внешний вид изменится изнутри. Например, я хорошо ем и пью, и здоровая пища пропитывает моё существо. Благодаря этому у меня здоровый цвет лица.
Нам нужно обновляться изнутри, однако это не значит, что нам не нужна внешняя деятельность. Раб, который получил пять талантов, старательно пускал их в оборот и приобрёл ещё пять талантов. Отсюда следует, что нам нужно как внутреннее обновление, так и внешнее служение, как внутренний рост, так и внешние действия. Нам нужно твёрдо усвоить этот принцип. Что касается аспекта жизни, нам нужно обновляться изнутри, а что касается аспекта служения, нам нужно быть очень активными внешне. Иногда мы настолько активны внешне, что пренебрегаем внутренним обновлением. А иногда мы так много внимания уделяем внутренней жизни, что недостаточно работаем. Тогда мы становимся «неперевёрнутым хлебом» (Ос. 7:8). С одной стороны мы превратились в угли, а с другой стороны мы сырые. Ни одна сторона не годится в пищу. Мы должны быть «перевёрнутым хлебом». Если мы будем слишком много работать, Господь попросит нас отдохнуть. А если мы слишком много отдыхаем, Господь попросит нас поработать.
1. Человек отправляется в другую страну
В стихе 14 говорится: «Ибо царство небес — как человек, отправляющийся в другую страну, который позвал собственных рабов и передал им своё имущество». То, что Мф. 25:14 начинается словами: «Ибо царство небес — как…», означает, что эта притча о талантах, подобно притче о десяти девах, говорит о царстве небес. Человек здесь обозначает Христа, который отправлялся в другую страну — на небеса.
2. Передаёт своё имущество рабам
В стихе 14 говорится, что этот человек передал своё имущество рабам. Рабы обозначают верующих в аспекте служения (1 Кор. 7:22-23; 2 Пет. 1:1; Иак. 1:1; Рим. 1:1). Как мы уже увидели, положение верующих по отношению к Христу имеет два аспекта: с точки зрения жизни они девы, которые живут ради Него; с точки зрения служения, работы, они Его купленные рабы, которые служат Ему.
Я считаю, что переданное рабам имущество включает в себя благовестие, истину, верующих и церковь. Верующие — это Божье наследие, Божье имущество (Эф. 1:18). В Мф. 24:25 показано, что верующие — это также Его домашние.
3. Даёт пять талантов, два таланта и один талант
В стихе 15 говорится: «Одному он дал пять талантов, другому — два, а ещё одному — один, каждому согласно его собственной способности». В притче о девах масло обозначает Духа Божьего, а в этой притче таланты обозначают духовные дары (Эф. 4:8; Рим. 12:6; 1 Кор. 12:4; 1 Пет. 4:10; 2 Тим. 1:6). Для жизни нам нужно масло, то есть Дух Божий, и более того — наполнение Им, чтобы мы могли жить девственной жизнью для Господнего свидетельства; для служения, для работы, нам нужен талант, то есть духовный дар, чтобы мы, как хорошие рабы, имели всё необходимое для осуществления Господней работы. Наполнение Духом в жизни позволяет нам использовать духовный дар в служении, и духовный дар в служении сочетается с наполнением Духом в жизни, чтобы мы были усовершенствованы как члены Христа.
В стихе 14 говорится, что этот человек передал рабам своё имущество, но в стихе 15 говорится, что он дал им таланты. Отсюда видно, что таланты, о которых говорится в стихе 15, — это и есть то имущество, о котором говорится в стихе 14. Другими словами, Господь использует Своё имущество в качестве талантов для нас. Например, благовестие — это имущество Господа. Но, будучи передано нам, оно становится нашим талантом. Истина — это тоже имущество Господа. Но, будучи передана нам, она становится талантом. Точно так же все верующие — это имущество Господа. Будучи переданы нам, они становятся нашими талантами. Если бы не было всех верующих, мой талант не был бы большим. Церковь — это тоже имущество Господа. Будучи передана нам, она становится нашим талантом. Чем больше Господь передаст нам Своего имущества, тем больше у нас будет талантов. Точно так же чем больше Господь будет давать нам разного рода бремена, тем больше у нас будет талантов.
Многие христиане знают, что в этой притче талантами являются дары. Однако они не знают, что источником даров является имущество Господа. Сегодня имущество Господа включает в себя главным образом благовестие, истину, верующих и церковь. Если вы не будете заботиться об этих вещах, то у вас не будет никаких талантов. Благовестие должно стать вашим имуществом. То же самое можно сказать об истине, верующих и церквях. Мои таланты — это не что-то природное. Мои таланты — это благовестие, истина, верующие и церковь. Если вы заберёте у меня всё это, то у меня ничего не останется. Мой талант такой большой потому, что у меня есть не только благовестие и истина, но также тысячи верующих и сотни церквей. Вот почему это служение имеет такое воздействие.
Мы не должны безразлично ждать, пока Господь даст нам что-нибудь. Нет, мы должны старательно искать благовестия и истины. У нас должно быть желание знать, что такое падение человека, искупление, возрождение, спасение, очищение кровью и омовение Духом. Всё это — аспекты полного благовестия. Чем больше вы будете принимать благовестие, тем больше у вас будет талантов. Нам нужно молиться, чтобы Господь помогал нам узнавать истину и переживать её. Нам нужно переживать истину о церкви, о Божьем вечном замысле и о Божьем домостроительстве. В итоге эти истины станут нашим талантом. Тогда мы сможем преподносить их другим. Так имущество Господа становится нашим талантом. Кроме того, нам нужно молиться: «Господь, я хочу заботиться о святых и носить их бремена. Моё сердце принадлежит им». Если наше сердце принадлежит святым и у нас есть бремя о святых, то они как имущество Господа будут даны нам в качестве таланта. Как я благодарен Господу, что множество святых и церквей стали моим талантом! Моё служение поддерживают все святые и все церкви на Дальнем Востоке. Если бы Господь послал меня в какое-то другое место, у меня была бы поддержка ещё и церквей в Соединённых Штатах, поскольку эти церкви были добавлены к моему таланту.
Если вы хотите получить больше талантов, у вас должно быть желание заботиться о святых. Например, если у кого-то нет работы, то вы должны молиться о нём и нести его бремя. Это будет доказательством того, что Господь дал вам его как талант. Но если вы не несёте святых и не заботитесь о них, значит вы оставили имущество Господа. Каждый дорогой святой является драгоценной частью имущества Господа. Заботиться о святых — это не мелочь, потому что они являются имуществом Господа.
Пока имущество Господа находится у Него в руках, оно остаётся Его имуществом. Но, будучи передано нам, оно становится нашим талантом. Когда Господь даёт вам какое-то бремя, не сбрасывайте его с себя. Как бы я ни был занят, я не могу отбросить ни один талант, потому что отбросить его — значит отбросить имущество Господа. Господь осуществляет в Своём восстановлении колоссальную работу. Для этой работы Ему нужно, чтобы были воздвигнуты тысячи молодых братьев и сестёр, которые могли бы взять ответственность на себя.
Вы получаете талант не от природы, не от рождения; талант зависит целиком и полностью от вашего бремени. Если вы возьмёте на себя какое-нибудь бремя, вы получите талант. Если вы возьмёте на себя бремя об одной поместной церкви, вы получите один талант. Но если вы возьмёте на себя бремя о пяти церквях, у вас будет пять талантов. За последние двадцать восемь лет благодаря этому служению были воздвигнуты более двухсот восьмидесяти церквей. Когда недавно меня подвергли обвинениям, критике и осуждению, я спросил Господа, правильное ли это служение. Тогда Он показал мне, что дерево узнаётся по его плоду. Он сказал мне: «Посмотри, сколько церквей было основано и воздвигнуто благодаря этому служению». Однако, если мы делаем это из честолюбия, в собственных интересах, то это честолюбие убьёт все таланты.
4. Каждому согласно его собственной способности
Таланты — это не наши способности, а имущество Господа, но даются они нам согласно нашей способности. Наша способность складывается из того, что сотворено Богом, и из того, чему мы научились. Насколько наша способность велика, зависит от готовности нашего сердца. Если в нашем сердце не будет готовности, мы будем не в состоянии получить талант. Возможность получить талант определяется готовностью нашего сердца.
5. Те, кто получил пять талантов и два таланта, пускают их в оборот
В стихах 16 и 17 говорится: «Тот, что получил пять талантов, сразу же пошёл, пустил их в оборот и приобрёл ещё пять. Точно так же тот, что получил два, приобрёл ещё два». Пустить таланты в оборот — значит использовать тот дар, который дал нам Господь, а приобрести ещё несколько талантов — значит использовать полученный от Господа дар в полной мере, без всяких потерь и растрат.
Согласно 24-й главе, раб должен снабжать домашних пищей. Это означает, что мы должны преподносить домашним Господа питательное Слово и богатство Христа как жизненное снабжение. Однако здесь говорится, что таланты нужно пускать в оборот, чтобы они умножились. Поэтому результат нашего служения имеет два аспекта. Первый аспект состоит в том, что другие люди оказываются накормлены и получают богатое питание. Второй аспект состоит в том, что умножается имущество Господа. Например, чем больше мы благовествуем, тем богаче становится благовестие. То же самое можно сказать об истинах. Когда мы преподносим истины людям, эти истины умножаются. То же самое касается святых и церквей. И верующие, и церкви будут умножаться. Пять талантов умножатся и станут десятью талантами, а два таланта умножатся и станут четырьмя талантами.
6. Раб, который получил один талант, раскапывает землю и прячет его
В стихе 18 говорится: «А тот, что получил один талант, пошёл, раскопал землю и спрятал деньги своего господина». Основной акцент в этой притче делается на том, кто получил один талант, то есть наименьший дар. Наименее одарённым очень легко не использовать свой дар по назначению.
Земля обозначает мир; таким образом, выражение «раскопал землю» обозначает появление связей с миром. Любая причастность к миру, любая связь с ним, даже короткий мирской разговор, приведут к тому, что дар, который мы получили от Господа, окажется зарыт в землю. Выражение «спрятал деньги своего господина» обозначает превращение Господнего дара в бесполезный, лежащий без дела под прикрытием тех или иных земных предлогов. Находить предлоги для того, чтобы не использовать дар Господа, — значит прятать дар. Такая опасность всегда существует с теми, кто получил один талант, то есть теми, кто считает свой дар наименьшим.
В этой притче раб, который получил один талант, не произвёл никакого умножения. Предположим, например, что в каком-то регионе есть одна церковь. Проходит десять лет, но в регионе по-прежнему только одна церковь. Кто-то, возможно, думает, что раб, получивший один талант, хорошо справился с заданием, поскольку он не потерял свой талант и вернул Господу то, что принадлежало Ему. Этот раб как бы сказал: «Господь, вот Тебе Твоё. Ты дал мне один талант, и я верно хранил, берёг, защищал и охранял его. По Твоей милости и благодати я сохранил его». Но результатом нашего служения должно быть умножение наших талантов. Господь не хочет, чтобы мы просто сохранили то, что Он дал нам. Если вы всего лишь верно сохраните благовестие, истину и церковь и не умножите их, Господь назовёт вас ленивым и, более того, злым рабом. В глазах Господа закопать талант и не умножить его — значит совершить зло. Господа не интересуют наши возражения и оправдания. Его интересует только одно — чтобы один талант умножился и стал двумя талантами. Это серьёзный вопрос. В результате нашего служения другие люди должны быть накормлены и насыщены, а талант должен умножиться.