(1)
I. В течение последней недели Его жизни на земле
События, описанные в двадцать четвёртой главе, произошли в последнюю неделю жизни Господа на земле (Ин. 12:1). В это время Он добровольно отдал Себя детям Израиля, чтобы они подвергли Его тщательному испытанию.
II. Как пасхального ягнёнка, которого подвергают исследованию перед пасхой
Мы увидели, что, когда Господь в последний раз пришёл в Иерусалим, Он пришёл не для того, чтобы работать, а для того, чтобы отдать Себя тем, кто должен был убить Его. В Мф. 21:23-46; 22:1-46 Господа подвергли испытанию и исследованию. Согласно Исх. 12, пасхального ягнёнка нужно было исследовать в течение полных четырёх дней. По иудейскому календарю четыре дня могли быть шестью днями, поскольку часть дня считалась целым днём. Поэтому в Евангелии от Матфея говорится, что Христос поднялся на гору Преображения спустя шесть дней, а в Евангелии от Луки говорится, что Он сделал это спустя восемь дней (Мф. 17:1; Лк. 9:28). В последнюю неделю жизни Христа Его исследовали на протяжении шести дней. Затем, в день Пасхи, Он был распят. Это доказывает, что Он был действительным пасхальным Агнцем; ягнёнок в Исх. 12 был прообразом.
III. Главные священники и старейшины народа
А. Спрашивают Его об источнике Его власти
Сначала Господа исследовали главные священники и старейшины. В Мф. 21:23 говорится: «И когда Он пришёл в храм, подошли к Нему, в то время как Он учил, главные священники и старейшины народа и сказали: Какой властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал эту власть?» Главные священники представляли религиозную власть, а старейшины — гражданскую власть. Эти два вида власти соединились, чтобы испытать Христа, стоявшего перед ними в качестве пасхального Агнца, которого должны были исследовать дети Израиля. Эти иудейские вожди спросили Господа, откуда Он получил Свою власть и кто дал Ему эту власть. Господь не дал им прямого ответа — Он ответил им вопросом на вопрос.
Б. Христос спрашивает их о крещении Иоанна
В стихе 24 мы видим ответ Господа: «Спрошу вас и Я об одном, и если скажете Мне это, то и Я вам скажу, какой властью Я это делаю. Крещение Иоанна откуда было: от неба или от людей?» Главным священникам и старейшинам было трудно ответить на этот вопрос. Если бы они сказали, что крещение Иоанна было от неба, то Господь спросил бы их, почему они не поверили ему. Но они боялись толпы, которая считала Иоанна пророком, и поэтому не осмелились сказать, что крещение Иоанна было от людей.
В. Главные священники и старейшины лгут Ему
Главные священники и старейшины сказали Господу Иисусу, что они не знают, откуда было крещение Иоанна: от неба или от людей (ст. 27). Их ответ был ложью. Дети часто лгут, говоря: «Не знаю». Так им легче всего избежать обвинений. Детей не учат такой лжи — она присуща им по природе. Таким образом, главные священники и старейшины вели себя подобно детям, которые лгали, говоря: «Не знаем».
Г. Своим ответом Господь обличил их ложь и избежал их вопроса
В стихе 27 говорится: «Сказал и Он им: И Я не говорю вам, какой властью Я это делаю». Следовательно, Господь знал, что иудейские вожди не хотели говорить Ему того, что знали; поэтому и Он не захотел говорить им того, о чём они спрашивали. Они солгали Господу, сказав: «Не знаем». Однако Господь мудро сказал им правду, обличив их ложь и избежав их вопроса. Так Господь прошёл первое испытание, и в Нём не было найдено никакого недостатка.
После того как Господь Иисус дал такой мудрый ответ главным священникам и старейшинам, Он рассказал им притчу о человеке, у которого было двое детей (ст. 28-32). Этот человек послал первого из своих детей работать в винограднике. Сначала он отказался, но после пожалел об этом и пошёл. Человек дал такое же повеление второму из своих детей. Он сказал, что пойдёт, но в конце концов не пошёл. Затем Господь Иисус спросил Своих слушателей: «Который из двух исполнил волю отца?» Когда они ответили: «Первый», Господь сказал им: «Истинно говорю вам, что сборщики налогов и блудницы впереди вас идут в царство Божье» (ст. 31).
В Лк. 15:1-2, 11-32 Господь уподобил вождей иудаизма первородному сыну, а сборщиков налогов и грешников — второму сыну; здесь же в Своём сравнении Он поменял их местами. Отсюда следует, что евреи были Божьим первенцем (Исх. 4:22) и обладали правом первородства, но из-за их неверия право первородства перешло к церкви, и теперь Божьим первенцем стала церковь (Евр. 12:23). Таким образом, сказанное здесь Господом указывает на переход права первородства. В Божьем домостроительстве право первородства было взято у Израиля и отдано другому народу, народу, состоящему из спасённых грешников и сборщиков налогов. Иначе говоря, Божье право первородства перешло от Израиля к церкви.
В стихе 32 говорится: «Ибо Иоанн пришёл к вам путём праведности и вы не поверили ему, а сборщики налогов и блудницы поверили ему. А вы, увидев это, не пожалели о том после, чтобы поверить ему». Господь как бы говорил: «Главные священники и старейшины — вы вторые сыновья. На первый взгляд вы послушались Бога, но на самом деле вы ослушались Его. В глазах Бога грешники, сборщики налогов и блудницы намного лучше вас, потому что они приняли проповедь Иоанна Крестителя. Они приняли показанный Иоанном путь праведности, поэтому они войдут в царство небес, а вы окажетесь вне царства». Отсюда мы видим, что право первородства было взято у Израиля и отдано спасённым, покаявшимся и прощённым грешникам, которые составляют церковь.
В стихе 32 говорится о пути праведности. Евангелие от Матфея, будучи книгой о царстве, подчёркивает вопрос праведности, потому что жизнь царства — это жизнь строгой праведности, которой мы должны искать (5:20, 6; 6:33). Иоанн Креститель пришёл путём этой праведности, и Господь Иисус был готов креститься у Иоанна, чтобы исполнить эту праведность (3:15).
1. Хозяин дома насадил виноградник и сдал его виноградарям
В стихах 33-46 Господь рассказывает ещё одну притчу о передаче Божьего царства. В стихе 33 говорится: «Был человек, хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградой, выкопал в нём давило и построил башню; и он сдал его виноградарям и отправился в другую страну». Хозяин дома — это Бог, виноградник — город Иерусалим (Ис. 5:1), а виноградари — вожди израильтян (21:45).
2. Хозяин дома снова и снова посылает своих рабов, чтобы получить плоды, но виноградари избивают и убивают их
Когда хозяин дома послал своих рабов к виноградарям, чтобы получить свои плоды, виноградари избили и убили их (ст. 34-36). Под рабами имеются в виду пророки, которых послал Бог (2 Пар. 24:19; 36:15). Под словами «избили», «убили» и «побили камнями» имеется в виду гонение, которому подвергались ветхозаветные пророки (Иер. 37:15; Неем. 9:26; 2 Пар. 24:21).
3. После хозяин дома посылает своего сына, но виноградари выбрасывают его из виноградника и убивают
После хозяин дома послал своего сына. Сыном, разумеется, был Христос. Когда виноградари увидели сына, они сказали: «Это наследник. Пойдём, убьём его и завладеем его наследством» (ст. 38). Эти слова означают, что иудейские вожди завидовали Христу из-за Его прав и стремились сохранить то положение, которое они незаконно занимали. Поэтому они «схватив его, выбросили из виноградника и убили» (ст. 39). Это указывает на то, что Христос был убит вне города Иерусалима (Евр. 13:12).
4. Хозяин дома уничтожает злых виноградарей и сдаёт виноградник другим виноградарям
В стихах 40 и 41 говорится: «Итак, когда придёт хозяин виноградника, что он сделает с теми виноградарями? Они говорят Ему: Злодеев этих он жестоко уничтожит, а виноградник сдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в своё время». Сказанное в стихе 41 было исполнено, когда римский полководец Тит и его войско разрушили Иерусалим в 70 г. по Р.Х. Под «другими виноградарями», упомянутыми в этом стихе, имеются в виду апостолы.
5. Христос как краеугольный камень, который отвергли строители
В стихе 42 Господь Иисус говорит: «Неужели вы никогда не читали в Писаниях: „Камень, который отвергли строители, — он стал главой угла. Это было от Господа, и это удивительно в наших глазах“?» Под «камнем» здесь имеется в виду Христос, который предназначен для Божьего строения (Ис. 28:16; Зах. 3:9; 1 Пет. 2:4), а строители — это иудейские вожди, которые должны были бы работать над Божьим строением. В этом стихе Господь сказал, что камень, который отвергли строители, стал главою угла. Христос — это не только камень основания (Ис. 28:16) и верхний камень (Зах. 4:7, евр.), но и краеугольный камень.
6. Царство Божье взято у иудеев и отдано церкви
В стихе 43 говорится: «Поэтому говорю вам, что царство Божье будет взято у вас и отдано народу, приносящему его плоды». Царство Божье уже присутствовало среди израильтян, но царство небес ещё только приблизилось (3:2; 4:17). Следовательно, царство небес — это не то же самое, что царство Божье. В этом стихе Господь говорит, что царство Божье будет отдано другому народу — церкви.
7. Иудеи преткнулись о Христа и разбились вдребезги
В первой части стиха 44 говорится: «И тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся вдребезги». Здесь имеются в виду иудеи, которые преткнулись о Христа и разбились вдребезги (Ис. 8:15; Рим. 9:32).
8. Христос как Божий строительный камень падает на языческие народы
В последней части стиха 44 говорится: «А на кого он упадёт, того раздавит в прах и развеет, как мякину». Здесь имеются в виду народы, язычники, которых Христос разобьёт и раздробит при Своём возвращении (Дан. 2:34-35). Для верующих Христос — камень основания, Тот, на кого они надеются (Ис. 28:16); для неверующих иудеев Он — камень преткновения (Ис. 8:14; Рим. 9:33); а для народов Он будет разбивающим камнем.
В конце этой притчи Господь Иисус не только показал, что царство будет взято у Израиля и отдано церкви; Он также затронул тему Божьего строения. Сегодня очень немногие христиане имеют ясность в отношении Божьего строения. Возможно, вы в христианстве уже много лет и вы слышали, что Христос — это Сын Божий, Спаситель, Искупитель и, может быть, даже что Он ваша жизнь, однако вы, вероятно, никогда не слышали, что Христос является также Божьим строительным камнем. Как мы говорили, Он был камнем, который отвергли строители. Вероятно, иудейские вожди были потрясены, услышав, что Христос — это камень. Говоря с ними о винограднике, Христос показал, что Он сын владельца виноградника, однако в конце разговора Он назвал Себя камнем, который отвергли строители. Сегодня едва ли есть христиане, которые считают, что наш Спаситель является камнем для Божьего строения.
В Деян. 4:10 и 11 Пётр назвал Иисуса Христа Назарянина камнем, который отвергли строители. Затем, в стихе 12 он сказал: «И нет ни в ком другом спасения, ибо нет и иного имени под небом, данного среди людей, которым мы должны быть спасены». Христиане часто используют Деян. 4:12 при благовествовании, но они редко говорят людям, что Христос является не только Спасителем, но и камнем, — можно сказать, почти никогда. То, что наш Спаситель является камнем, показывает, что цель Божьего спасения — это Божье строение. Спаситель связан со спасением, а камень связан со строением. Но сегодня христиане не в полной мере видят этот вопрос. Бог хочет иметь на земле не просто виноградник, а строение. В древности израильский народ был виноградником, однако сегодня церковь является не просто виноградником, а строением. Церковь является Божьей нивой, которая производит материалы для Божьего строения (1 Кор. 3:9). Всё, что вырастает на этой ниве, предназначено для строения. Как иудеи, так и христиане упустили это, однако в эти последние дни к нам пришёл свет, чтобы эта истина была восстановлена. Мы узнали, что Христос является не только Спасителем, но и камнем.
В Жизнеизучении Откровения мы увидели, что Христос является Львом-Агнцем-камнем. Как Лев, Он связан с победой, как Агнец — с искуплением, и как камень — со строением. В каком-то смысле как иудеи, так и христиане увидели вопрос искупления. Однако они не пошли дальше и не увидели строение. Сегодня христиане просто не осознают, что Христос является камнем. В стихе 42 Господь сказал, что строителями будет отвергнут не Спаситель, а камень. В конечном итоге, в воскресении, этот отвергнутый камень стал краеугольным камнем. Мы ясно видим это в Деян. 4 — главе, в которой говорится о воскресении Христа.
Краеугольный камень — это камень, соединяющий стены. Как краеугольный камень, Христос соединяет иудеев и язычников. Благодаря Христу как краеугольному камню верующие из иудеев и верующие из язычников соединяются в одно строение для Бога. Таким образом, Христос является не только камнем основания, который поддерживает строение, но и краеугольным камнем, который соединяет две основные стены.
В стихе 44 мы видим, что Христос является не только строительным камнем, но и камнем преткновения. Всякий, кто упадёт на этот камень, разобьётся вдребезги. В Рим. 9:32 Павел говорит, что иудеи «преткнулись о камень преткновения». Иудеи, которые отвергли Господа Иисуса, упали на этот камень и разбились вдребезги.
В стихе 44 Господь также говорит, что этот камень упадёт на некоторых людей и развеет их как мякину. Следовательно, Господь также является разбивающим и развеивающим камнем для язычников. В Дан. 2:34 и 35 говорится: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан и железные и глиняные ноги его и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах». Из этих стихов следует, что, когда Христос придёт во второй раз, Он будет отсечённым без содействия рук камнем, который упадёт с небес на большого истукана. В Дан. 2:35 также говорится: «Камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю». Большой истукан обозначает мирские державы начиная с Вавилона и заканчивая десятью царствами восстановленной Римской империи, которые будут существовать во время возвращения Христа. Христос будет разбивающим камнем, который развеет все разбитые народы как мякину. Затем Он станет великой горой, то есть Божьим царством на земле.
Таким образом, Христос является камнем для трёх категорий людей: для верующих Он является строительным камнем, для отвергающих иудеев Он является камнем преткновения, а для язычников Он является разбивающим камнем. Если вы верите в Него, то Он будет для вас строительным камнем. Если вы еврей, который отвергает Его и претыкается о Него, то вы будете переживать Его как камень преткновения и разобьётесь вдребезги. Если вы неверующий язычник, который сражается против Бога, то однажды вы узнаете Его как разбивающий камень, потому что Он разобьёт вас и развеет по ветру как мякину.
Если вы верующий, то Христос является для вас строительным камнем. Но много ли реального созидания вы переживали? Мы верующие, и Христос является для нас строительным камнем, но, возможно, у нас не так много созидания. Некоторые подлинные верующие даже преткнулись о Христа. С одной стороны, они верят в Христа, но с другой стороны, они говорят, что не могут принять путь Христа и отказываются следовать за Ним. Другими словами, они преткнулись о Него. Таким образом, Христос стал для них не созиданием, а преткновением. Более того, некоторые истинные верующие оказались разбиты Христом и развеяны, как мякина. Редко встретишь подлинных верующих, которые поистине созидаются друг с другом. В сегодняшнем христианстве такое созидание отсутствует. Если вы будете искать его в католичестве, то вместо созидания вы найдёте мерзости и блуд. В деноминациях тоже невозможно найти созидание. Напротив, сегодняшнее христианство наполнено преткновениями и расколами. Да, в католичестве и в деноминациях многие были приведены к Господу, но после этого они были испорчены. Вместо того чтобы созидаться, они преткнулись или были разбиты.
Мы должны проверить себя и задуматься над тем, много ли у нас созидания. Из четырёх авторов Евангелий только Матфей ясно показывает нам, что Христос является камнем. Матфей рисует нам полную картину. Во всей Библии только в этом месте мы видим Христа как камень в трёх аспектах: строительный камень, камень преткновения и разбивающий камень. Все три аспекта, показанные в Евангелии от Матфея, связаны с царством.
Церковь — это жизненный пульс царства. Когда пульс прекращается, тело умирает. Точно так же царство полностью зависит от церкви. Церковь, в свою очередь, полностью зависит от созидания. Если нет созидания, то нет и практической церковной жизни. Жить церковной жизнью — значит не просто устраивать собрания и время от времени общаться. В какой бы местности мы ни находились, нам нужно созидаться. Для этого мы должны наслаждаться нашим Христом и переживать Его как камень. Он не только поддерживает нас как камень основания, но и соединяет нас как краеугольный камень. Мы созидаемся в Нём и через Него.
Без такого созидания церковь не имеет смысла, а без церкви царство не имеет жизни. Церковь — это жизнь царства, а действительностью церкви является созидание. Нам так нужно переживать Христа как строительный камень! Он является строительным элементом, строящей жизнью. Христос является нашей жизнью не только и не столько для победы, сколько для созидания. Люди, искавшие «внутренней жизни», много говорили о том, что Христос — это побеждающая жизнь. Но я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь из них сказал в сообщении, что Христос — это строящая жизнь. Он является не только побеждающей жизнью, но и строящей жизнью. Если благодаря Христу как жизни вы переживаете только победу, то ваши переживания являются неполными. Вам нужно идти дальше и переживать строящую жизнь Христа. В конечном счёте Христос находится в нас как жизнь для Божьего строения. Можно побеждать, но при этом не созидаться. Нам нужно созидаться. Если мы будем созидаться, у нас будет действительность церковной жизни, а церковь будет жизненным пульсом царства. Тогда среди нас на самом деле будет царство.
Итак, действительностью царства является церковь, а действительностью церкви является царство. Другими словами, царство зависит от церкви, а церковь зависит от строения. Мы должны задуматься над тем, до какой степени мы переживаем Христа как строительный камень. Я верю, что в будущем Господь покажет нам ещё больше моментов в отношении строения. Это строение тесно связано с новым человеком. С одной стороны, новый человек сотворён, но с другой стороны, новый человек строится. Чтобы у нас был этот новый человек, мы должны переживать Христа как строительный камень.
9. Иудейские вожди ищут возможности схватить небесного Царя
После такого чудесного откровения иудейские вожди искали возможности схватить небесного Царя, чтобы убить Его (ст. 45-46). Отсюда видно, что они, как строители, полностью отвергли Христа как Божий строительный камень.