После того как Господь рассказал о требованиях царства и о награде царства, Его продолжало волновать духовное состояние Его последователей. Поэтому, после того как Господь дал Своим ученикам определение награды царства, Он снова начал говорить с ними о Своём предстоящем распятии и воскресении. Сегодня Господь тоже знает наше реальное состояние. Возможно, мы считаем, что нам не нужно дальнейшее слово или дальнейшее откровение, но Господь знает, в чём мы нуждаемся.
I. Знать распятие и воскресение Христа
В Мф. 20:17-19 Господь в третий раз раскрыл Своё распятие и воскресение. В первый раз это произошло в Кесарии Филипповой, перед Его преображением (Мф. 16:13, 21). Во второй раз это произошло в Галилее, после Его преображения (Мф. 17:22). Теперь это произошло в третий раз по дороге в Иерусалим. Это откровение было пророчеством, совершенно чуждым для природного представления учеников; тем не менее ему предстояло исполниться буквально, во всех подробностях.
Мне кажется довольно необычным, что после определения награды царства Господь снова показывает Своё распятие и воскресение. На первый взгляд, в этом нет никакого смысла. Однако если вы вникнете в глубины этой книги, то вы увидите, что в этой последовательности заложен очень глубокий смысл. Чтобы получить награду царства, нужно переживать крест и воскресение. Возможно, мы всё знаем о царстве, однако нам ещё нужно получить соответствующее осознание Господнего распятия и воскресения. Не переживая крест и воскресение Господа, невозможно переживать жизнь Господа для награды царства. В Флп. 3 Павел сказал, что из-за Христа он всё счёл отбросами. Затем он сказал, что хочет узнать Христа и силу Его воскресения, чтобы сообразоваться со смертью Христа. Павел обладал соответствующим пониманием смерти и воскресения Господа. Такое понимание необходимо для того, чтобы переживать Христа как нашу жизнь для царства. Чтобы получить награду царства, нужно переживать распятие и воскресение Господа. Итак, в 20:17-19 мы видим продолжение предыдущего раздела.
Когда Господь показал Своё распятие и воскресение в третий раз, Он снова показал их Своим ученикам. По дороге в Иерусалим Он отвёл двенадцать учеников в сторону и рассказал им о Своём предстоящем распятии и воскресении. Судя по всему, Господь сделал это с определённой целью. Он подробно рассказал двенадцати, что Ему нужно пойти в Иерусалим, чтобы быть отданным главным священникам и книжникам, быть осуждённым на смерть, быть отданным язычникам, подвергнуться издевательству, бичеванию и распятию и быть воскрешённым на третий день. Он говорил со Своими учениками о Своей смерти и Своём воскресении очень подробно.
Как отреагировали ученики, когда Господь полностью показал им Своё распятие и воскресение? Они не сказали: «Аминь, Господь. В первый и во второй раз мы не увидели этого. Спасибо, Господь, что теперь Ты отвёл нас в сторону и специально рассказал нам об этом. Теперь мы понимаем, что Ты должен пройти через смерть и воскресение. Несомненно, это относится и ко всем нам. В конечном итоге мы тоже будем переживать эту замечательную смерть и это замечательное воскресение». Реакция учеников была, конечно, не такой. В стихах 20 и 21 говорится: «Тогда подошла к Нему мать сыновей Зеведея со своими сыновьями, поклоняясь и что-то прося у Него. И Он сказал ей: Что ты хочешь? — Она говорит Ему: Скажи, чтобы эти два моих сына сели один справа от Тебя, а один слева от Тебя в Твоём царстве». Мать сыновей Зеведея была тёткой Господа, сестрой Его матери, а сыновья Зеведея, Иаков и Иоанн, были Его двоюродными братьями. Таким образом, между ними и Господом существовало природное родство. Сразу после того как Господь показал Свою смерть и Своё воскресение в третий раз, к Нему подошла мать Иакова и Иоанна и попросила сделать так, чтобы двое её сыновей сидели в царстве по правую и по левую сторону от Него. Господь говорил о распятии и воскресении, но они думали о престоле. Часто мы ведём себя так же, как Иаков и Иоанн. Они снова и снова слышали о распятии и воскресении. Но они и их мать стремились к престолу. Ими руководило честолюбие, стремление к высокому положению. Возможно, мать Иакова и Иоанна говорила себе: «Может быть, однажды, когда Господь сядет на престол, двое моих сыновей будут сидеть один справа от Него, а другой слева от Него. Как это было бы славно!» Вот как они отреагировали на то, что Господь сказал о Своей смерти и Своём воскресении.
В стихах 22 и 23 говорится: «Но Иисус сказал в ответ: Не знаете, чего просите. Можете ли испить чашу, которую Мне предстоит испить? — Они говорят Ему: Можем. Он говорит им: Мою чашу будете пить, а сесть от Меня справа и слева — не Мне давать: это для тех, кому это приготовлено Моим Отцом». Если мы хотим сесть на престоле в царстве, мы должны быть готовы испить чашу страдания. Страдание креста — это путь, которым входят в царство (Деян. 14:22). Себялюбивая просьба матери Иоанна и Иакова предоставила Господу возможность раскрыть путь, которым входят в царство.
Отвечая матери Иакова и Иоанна, Господь сказал: «Сесть от Меня справа и слева — не Мне давать: это для тех, кому это приготовлено Моим Отцом» (ст. 23). Эти слова показывают, что у Господа был покорный дух. Он не решал ничего Сам, а предоставлял это Отцу. Занимая положение человека, Господь полностью подчинялся Отцу и не считал Себя вправе делать что-либо отдельно от Отца. Всем нам нужно научиться всё отдавать Господу. Мы не вправе рассуждать о том, кому какое положение занимать.
IV. Плотское соперничество учеников
В стихе 24 мы видим плотское соперничество учеников: «И, услышав это, остальные десять вознегодовали на двух братьев». Ученики не просто рассердились — они вознегодовали, по-видимому, испугавшись, что им ничего не останется. Двенадцать учеников были настолько наполнены стремлением занять высокое положение, что в них не проникло ни одно слово о смерти и воскресении Господа. Как печально! Если бы это произошло в 4-й главе, то мы могли бы понять их. Но они реагировали так после того, как была провозглашена конституция царства, после того, как было дано множество откровений о Христе, после того, как была раскрыта тайна царства, и после того, как они пережили множество отрицательных вещей на пути к славе. После всего этого двенадцать учеников были по-прежнему полностью заняты стремлением к высокому положению. В Лк. 22:24 говорится, что ученики состязались между собой о том, кто из них будет большим. Пётр, Андрей, Иаков, Иоанн и все остальные спорили о том, кто из них больше.
Матфей говорит о соперничестве между учениками, чтобы обличить стремление к высокому положению, которое скрыто и в нас сегодня, хотя мы и в церкви. Некоторые стремятся стать старейшинами или диаконами. Если они не могут стать старейшинами или диаконами, то они хотят стать, по крайней мере, ведущими братьями на групповом собрании.
Иногда кажется, что Библия сама себе противоречит. Например, в Мф. 23 Господь говорит, что мы не должны называться учителями, а в Эф. 4 Павел говорит, что Христос дал кого-то учителями. Кроме того, в Мф. 23 Господь говорит, что мы не должны называться проводниками, а в Посланиях говорится, что в церкви есть ведущие братья (Евр. 13:17, 24). Однако в Библии нет противоречий. Нам нужно понять, что мышление Господа в корне отличается от нашего природного мышления. Господь считает, что старейшины и ведущие братья не должны командовать другими. В церковной жизни никто не должен командовать. Но это не означает, что никто не должен руководить и управлять. Управлять — это одно, а командовать — совсем другое. Все ведущие братья в церквях должны ясно понимать это. В Господних церквях нам нужно управлять, но не командовать.
Теперь нам нужно прочитать 1 Кор. 12:28. «И некоторых Бог поместил в церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; потом явления силы, потом дары исцеления, помощь, управление, разные роды языков». Под «помощью», о которой говорится в этом стихе, понимается служение диаконов. Эта «помощь» упоминается перед «управлением», которое обозначает функцию старейшин. Таким образом, в Новом Завете есть стих, в котором говорится, что управление старейшин стоит на более низком уровне, чем помощь диаконов. Возможно, это удивит вас. Согласно нашим природным представлениям, положение старейшин намного выше, чем положение диаконов. Однако апостол Павел по Божьему вдохновению упомянул функцию старейшин после функции диаконов. В этом стихе Павел намеренно поменял местами старейшин и диаконов, поставив старейшин на предпоследнее место перед говорением на языках. Когда Павел писал это Послание в Эфесе, Коринф был рассадником пятидесятничества. При написании этого Послания он специально принизил роль говорения на языках, поставив его на последнее место, и расположил функцию старейшин после функции диаконов.
Каждый, кого назначают старейшиной, становится рабом. Старейшины — это не цари, а рабы. Как человек, участвующий в Господнем служении, я тоже являюсь рабом. Возможно, другие наслаждаются свободой, но у меня нет свободы, поскольку я был куплен и стал рабом. Точно так же все старейшины являются рабами. В мире занять высокое положение — значит обрести славу. Но в церкви занять высокое положение — значит стать рабом. В католичестве существует иерархия, состоящая из священников, епископов, архиепископов, кардиналов и папы. Все они занимают более высокое положение, чем миряне. Это тщеславие. В церкви нет места такому тщеславию; в церкви есть только рабство.
Стыдно, что некоторые стремятся занять высокое положение ради почёта и славы. Это «скорпион», который пытается проникнуть в церковную жизнь. Я не сидел бы на первом ряду, если бы этого не требовала моя функция. Не думайте, что сидеть на первом ряду — это что-то славное. Мне гораздо больше нравится сидеть на последнем ряду. Однако если старейшины начнут садиться на последний ряд, то последние ряды станут в ваших глазах самым почётным местом. Иначе говоря, дело не в том, где сидят старейшины: на первом ряду или на последнем, поскольку почётными места старейшин являются только в нашем представлении. О, нашему разуму так необходимо обновление! Ради нового человека нам нужно обновиться в духе разума и оставить дьявольские представления о высоком положении.
За годы, проведённые с братом Ни, я заметил, что если кто-то хотел быть старейшиной, то его никогда не назначали старейшиной. Ради жизни царства мы должны убить в себе стремление к высокому положению. Если мы говорим о положении, о том, кто из нас выше других, то это позор. Стремиться к высокому положению в церковной жизни — это не слава, а позор.
В отношении стремления к высокому положению ясно следующее: во-первых, в 1 Кор. 12:28 Павел упоминает функцию старейшин после функции диаконов; во-вторых, быть старейшиной — значит быть рабом. То, что ведущие братья являются рабами, соответствует словам Господа в 20:25-27: «Но Иисус, подозвав их, сказал: Вы знаете, что правители язычников господствуют над ними и великие властвуют над ними. Среди вас пусть не будет так; напротив, кто хочет стать великим среди вас, тот пусть будет вашим слугой, и кто хочет быть первым среди вас, тот пусть будет вашим рабом». Это полностью противоречит природному, своекорыстному мышлению. Старейшинство — это своего рода рабство. Каждый ведущий брат должен быть рабом. Таким образом, среди нас не должно быть иерархии. Все мы должны быть братьями, стоящими на одном уровне. Негодование десяти учеников предоставило Господу возможность раскрыть путь, которым живут в царстве: не править другими, а быть готовым служить им, быть их слугой и даже рабом.
В стихе 28 говорится: «Как и Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить и отдать Свою жизнь как выкуп за многих». В этой книге, книге о царстве, Господь постоянно занимает положение человека. Хотя царство небес по своему составу образуется из божественной жизни, осуществляется оно в человечестве.
Нам нужно увидеть разницу между управлением и командованием. Командовать людьми — значит принимать за них решения и говорить им, что делать и чего не делать, то есть диктовать им свою волю. В Господнем восстановлении мы должны ненавидеть такое командование. Никто не должен командовать, поскольку все мы подчиняемся одному Господу и у всех нас есть один Дух, который живёт в нас и ведёт нас. Однако существует необходимость в управлении. Говорить святым на собрании, что они должны делать, — значит командовать ими. Однако на собрании должно присутствовать определённое управление. Предположим, например, что кто-то поклоняется идолу и утверждает, что имеет на это право. Чтобы решить эту проблему, необходимо управление. Управление необходимо даже для того, чтобы определить время проведения собраний. Если у нас будет демократия и не будет никакого управления, то некоторые будут настаивать на том, чтобы собрание начиналось в 4.30 утра, а другие захотят собираться в настолько же неудобное время днём. Поэтому старейшинам нужно прийти к Господу в молитве, пообщаться со святыми и с помощью своего духовного чутья узнать, что думают святые, и определить, в какое время лучше проводить собрания. Затем старейшины должны принять решение. Это не командование, а управление.
Быть старейшиной нелегко. Старейшина должен иметь хорошее духовное чутьё, чтобы распознавать состояние святых. Кроме того, нужен живой, чуткий дух и тонкая интуиция, чтобы знать Божью волю. Тогда вы сможете принимать правильные решения. Иногда старейшины определяют время проведения собраний в зависимости от того, что удобно для них. Это неправильно. Время проведения собраний должно определяться не в зависимости от того, что удобно для старейшин, а в зависимости от обстоятельств святых. Для этого вы должны применить свою интуицию, чтобы узнать, чего хочет Бог.
Такие решения принимаются старейшинами потому, что управление доверено им. Но не думайте, что управление выше, чем помощь. Наши представления об этом должны в корне измениться. В отношении всего, что связано с церковью, нам нужно иметь духовное понимание и небесное представление. Откровение, показанное в Библии, в корне отличается от нашего природного понимания. Не думайте, что быть старейшиной — значит занимать высокое положение. Я повторяю, быть старейшиной — значит быть рабом. Если какого-то брата назначают старейшиной, он должен сказать: «Меня призвали в старейшинство, и у меня нет выбора. Я не хочу быть старейшиной, но я ничего не могу с этим поделать. Господь призвал меня и сделал меня старейшиной». Те сёстры, мужья которых являются старейшинами, должны сказать: «Когда мой муж стал старейшиной, он стал рабом. Но я рада, что Господь призвал его. Я рада этому небесному призванию». Когда наши представления полностью изменятся, тогда с позорным стремлением к высокому положению будет покончено.
В Мф. 23 Господь Иисус сказал, что среди нас не должно быть ни учителей, ни руководителей и что все мы должны быть братьями. Но апостол Павел, говоря об учителях и ведущих братьях, не имеет в виду каких-то царей или какую-то иерархию. Таким образом, и Господь Иисус, и апостол Павел говорили об одном и том же, и Библия себе не противоречит. Я благодарен за слово Павла в 1 Кор. 12:28 и за слово Господа о том, что те, кто ведёт, должны стать рабами. Стремление к высокому положению убивает жизнь царства, поэтому нам нужно покончить с представлениями о высоком положении и иерархии.
VI. Нам нужно исцеление от слепоты
В 20:29-34 говорится об исцелении двух слепых. Этот случай упоминается сразу после рассказа о матери Иоанна и Иакова, из чего следует, что Иаков и Иоанн были слепы. Возможно, они думали, что следуют за Христом, но на самом деле они «сидели у дороги» (ст. 30), поскольку они ещё не увидели правильного пути. У них не было надлежащего понимания в отношении распятия и воскресения Господа; напротив, они стремились занять высокое положение. Они были слепы, поэтому им нужно было исцеление.
Согласно Ветхому Завету, исцеление слепоты связано с тысячелетием. Этот принцип действует и в Новом Завете. В Деян. 26:18 говорится: «…открыть им глаза, обратить их от тьмы к свету и от власти Сатаны к Богу». Отсюда следует, что исцеление слепоты осуществляется для царства. Если человек слеп, он не находится на пути к царству. На первый взгляд Иаков и Иоанн были на пути к царству, но на самом деле они были слепы и сидели у дороги. Их глаза ещё не открылись, и они пока не увидели путь креста.
В 20:17-34 мы видим три момента: откровение о кресте и воскресении, неправильную реакцию учеников, вызванную их стремлением к высокому положению, и исцеление двух слепых. Все честолюбивые люди слепы. Если мы честолюбивы, то мы сидим у дороги и нам нужно исцеление. Как только двое слепых прозрели, они сразу отправились в путь, сразу последовали за Господом. Отсюда следует, что если мы видим крест и воскресение, то мы в пути, мы следуем за Господом. Когда двое исцелённых слепых последовали за Господом Иисусом, они были уже не у дороги, а на дороге. Именно в тот момент, когда эти двое слепых были исцелены, Иаков и Иоанн начали следовать за Господом.
Господь спросил их, могут ли они испить ту чашу, которую предстояло испить Ему, и они сказали, что могут (20:22). Сказанное здесь Господом можно считать пророчеством. Испить чашу креста — значит умереть мученической смертью. Из двенадцати учеников Иаков умер такой смертью первым, а Иоанн — последним.
Крест и воскресение имеют для нас очень большое значение, а со стремлением к высокому положению должно быть покончено. Если в нас есть честолюбие, то мы ещё слепы и сидим у дороги; мы не встали на путь и не следуем за Христом. Поскольку мы слепы, нам нужно исцеление. Мы пришли в Господне восстановление не для того, чтобы получить высокое положение, а для того, чтобы вслед за Господом идти на крест. Вместо того чтобы говорить о престоле, мы предпочитаем испить чашу креста, и мы готовы умереть мученической смертью.