В этом сообщении мы переходим к Мф. 19:1-22 — отрывку, в котором Матфей объединяет определённые эпизоды из жизни Христа, чтобы показать требования царства. В 19:3-12 фарисеи искушают Господа вопросом о разводе, а в Мф. 19:16-22 богатый человек задаёт Ему вопрос о вечной жизни. В Евангелии от Иоанна ни тот, ни другой случай не упоминается. Однако Матфей не только описал их, но и поместил их в своём Евангелии в одном разделе. В 19-й главе говорится о разводе и о любви к богатству. В стихах, расположенных между этими двумя случаями, говорится о принятии детей (ст. 13-15). На первый взгляд эти три случая не связаны между собой. Но если мы вникнем в их глубинный смысл, мы увидим, что все они связаны с вхождением в царство небес. Следовательно, все они показывают требования царства.
I. Требования царства были показаны в пределах Иудеи за Иорданом вместе с силой исцеления
В Мф. 19:1, 2 говорится: «И когда Иисус окончил эти слова, Он ушёл из Галилеи и пришёл в пределы Иудеи за Иордан. И последовали за Ним большие толпы, и Он исцелил их там». Поскольку иудеи отвергли небесного Царя, Он оставил их и ушёл на север, в Галилею. Теперь Он возвращался в Иерусалим, чтобы, согласно Своему пророчеству в Мф. 16:21 и Мф. 17:22, 23, осуществить Свою смерть и воскресение для основания царства. Вернувшись, Он по-прежнему обладал силой исцеления. Это свидетельствует о том, что, как Царь небесного царства, Он обладал властью над всеми отрицательными вещами, которые портят Божье творение.
II. Вернуться от писаного закона к Божьему установлению, которое было от начала
Если мы действительно хотим быть в царстве, то мы должны решить проблему вожделений, гордости и любви к богатству. В Евангелии от Иоанна о проблеме вожделений ничего не говорится, поскольку Евангелие от Иоанна — это книга жизни. Однако Евангелие от Матфея — это книга о царстве, поэтому здесь говорится о проблеме вожделений, а также о других проблемах. Царство предполагает упражнение, и это упражнение заключается, главным образом, в том, что мы решаем различные проблемы. Вожделения, гордость и любовь к богатству мешают нам войти в царство. Любовь к деньгам, несомненно, связана с нашим «я». Все мы по природе любим деньги ради своего «я». Однако если мы хотим войти в царство небес, то мы должны решить проблему этой любви к деньгам. О проблеме вожделений в Евангелии от Матфея говорится снова и снова. В конституции небесного царства Царь открыто говорит о том, что мы должны решить проблему вожделений. В Мф. 5:29 и 30 говорится, что мы должны вырвать себе глаз и отрубить себе руку. Отсюда мы видим, насколько строго и серьёзно мы должны подходить к этому вопросу. В противном случае мы не сможем войти в царство небес. Сегодня большинство христиан не считают необходимым досконально решать проблему вожделений. Очень немногие христиане когда-либо слышали трезвое слово о вожделениях, основанное на Мф. 5 и 19. Поэтому среди сегодняшних христиан нет ни подлинной церковной жизни, ни царства небес. Господу так нужно свидетельство на земле! Чтобы у Господа было свидетельство, Ему необходимо восстановление. Для нас главное — не численность. Во времена Илии у Господа было всего семь тысяч человек. Если бы у Господа в Соединённых Штатах было семь тысяч человек, то у Него было бы сильное свидетельство против всего безнравственного.
В Мф. 19:3 говорится: «И подошли к Нему фарисеи и, искушая Его, сказали: Разрешается ли человеку разводиться со своей женой по любой причине?» Приверженцы религии не оставили Господа в покое — они снова и снова приходили искушать Его. Однако их искушения каждый раз давали Господу возможность раскрыть Себя и Божье домостроительство. В данном случае противостояние со стороны приверженцев религии дало Господу возможность показать серьёзность развода. Источником развода являются вожделения. Если бы не было вожделений, то не было бы никаких разводов.
Слова Господа в 19:4-6 не только удостоверили, что человек сотворён Богом, но и подтвердили Божье установление в отношении человеческого брака: один мужчина и одна женщина должны быть соединены и сопряжены как одна плоть, и человек не должен разделять их. Брак — это союз одного мужчины и одной женщины. Таково Божье установление, и если кто-то нарушает его, то это очень серьёзно. Божье установление в данном случае касается не только физических, но и духовных вещей, поскольку союз одного мужчины и одной женщины в браке обозначает единство Христа и церкви. Есть один муж для одной жены, и точно так же есть один Христос для одной церкви. У одного мужа может быть только одна жена, и у одной жены может быть только один муж. Если бы у одного Христа было много церквей или у одной церкви было несколько Христов, это было бы серьёзной проблемой! Бог установил, что должен быть один Христос и одна церковь. Как прообраз и тень этого, у одного мужа должна быть одна жена. В Слове ясно показано, что именно такой порядок установил Бог при сотворении человека.
В стихе 7 фарисеи спросили Господа: «Почему же Моисей заповедал давать жене разводное свидетельство и разводиться с ней?» Эта заповедь не являлась частью первоначального закона, а была добавлена к нему. Она была дана Моисеем не согласно Божьему установлению от начала, а как нечто временное, из-за жёсткости человеческих сердец.
Господь не стал спорить с фарисеями. Он сказал: «Моисей из-за жёсткости ваших сердец разрешил вам разводиться с вашими жёнами, но от начала это не так». Данная Моисеем заповедь о разводе была отклонением от Божьего первоначального установления, но для царства небес Христос, как небесный Царь, восстановил брак, вернув его к началу. Отсюда видно, что царство небес, соответствующее Божьему установлению от начала, не допускает развода.
В стихе 8 мы видим принцип восстановления. Восстановление — это возвращение к началу. Возможно, в начале что-то было не так, как сейчас. Мы должны вернуться к началу. В начале Бог установил, что у одного мужа должна быть одна жена, и в начале не было развода. Из-за жёсткости человеческих сердец Моисей разрешил развод и позволил человеку разводиться со своей женой, давая ей разводное свидетельство. Господь спрашивал фарисеев, что для них важнее: Божье установление или жёсткость их сердец. Каждый, кто ищет Бога, должен сказать: «Господь, будь милостив ко мне, чтобы я руководствовался Твоим первоначальным установлением. Я не хочу руководствоваться жёсткостью своего сердца. Я осуждаю и отвергаю жёсткость своего сердца и возвращаюсь к Твоему первоначальному установлению». Это и есть восстановление.
Сегодня многие христиане спорят о каких-то вещах. Из-за жёсткости падшего человеческого сердца Господь терпит какие-то вещи. Неужели мы должны соглашаться с этой терпимостью и с жёсткостью человеческого сердца? Конечно, нет. Мы должны получить благодать Господа, чтобы вернуться к Божьему первоначальному установлению. Мы должны вернуться к началу.
В стихе 9 говорится: «А Я говорю вам: кто разведётся со своей женой, кроме как из-за блуда, и женится на другой, тот прелюбодействует; и тот, кто женится на разведённой, прелюбодействует». Греческое слово, переведённое как «блуд», означает «проституция», «продажа своего тела». Это хуже, чем прелюбодеяние. Эти слова Господа чётко показывают, что только блуд разрывает брачные узы. (Разумеется, в случае смерти они разрываются естественным образом.) Ничто, кроме блуда, не может служить основанием для развода.
В стихе 10 говорится: «Его ученики говорят Ему: Если так обстоит дело у человека с женой, то жениться невыгодно». В этот момент ученики осознали, что согласно Божьему установлению брак — это серьёзнейшее обязательство. Вступив в брак, человек оказывается полностью связан и не может освободиться, за исключением случая блуда со стороны другого супруга или его смерти. Осознание этого заставило учеников подумать, что жениться невыгодно. Но это было не в их власти.
В стихе 11 Господь сказал ученикам: «Не все могут принять это слово, а только те, кому дано». Воздерживаться от брака способны не все, а только те, кому Бог дал этот дар. Всякий, кто попытается, не имея Божьего дара, остаться безбрачным, натолкнётся на искушения.
Далее, в стихе 12 говорится: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матери так родились, и есть скопцы, которые были оскоплены людьми, и есть скопцы, которые сами себя оскопили ради царства небес». Люди, которые стали скопцами ради царства небес, — это те, кому Бог дал дар оставаться безбрачными ради царства небес. Примером такого человека был Павел (1 Кор. 7:7-8; 9:5).
Сами по себе мы не способны соблюдать Божье первоначальное установление. Для этого нам нужна благодать; нам нужен Божий дар. Только те, кто получает дар благодати, могут принять слово Господа о Божьем первоначальном установлении.
Скопец — это человек, который решает проблему вожделений кардинально. Чтобы быть таким духовным скопцом, нужна благодать. Только благодать может дать силы и снабжение, чтобы кардинально решить проблему вожделений. Вожделения являются серьёзной проблемой в нашей жизни. Сами по себе мы не способны покончить с этим «скорпионом», поэтому мы должны обращаться к Господу и молиться: «Господь, будь милостив ко мне и дай мне необходимую благодать». Посредством благодати мы можем покончить с этим портящим нашу жизнь коварным, злым «скорпионом» — с вожделениями.
Вожделения портят не только жизнь царства и церковную жизнь, но и человеческую жизнь. Они разрушают семьи и общество. Они повреждают наш дух, разум и тело. У тех, кто находится во власти «скорпиона» вожделений, не может быть ни нормальной человеческой жизни, ни семейной жизни, ни общественной жизни, ни церковной жизни, ни жизни царства. Вожделения портят все виды жизни. Вожделения являются основным источником растления в сегодняшнем обществе. Если с вожделениями будет покончено, то большая часть этого растления исчезнет. В церковной жизни мы должны серьёзно относиться к проблеме вожделений. Для этого мы должны полагаться на благодать Господа.
Искушение, которому приверженцы религии подвергли здесь Господа, предоставило Ему возможность открыть ещё кое-что относительно царства небес. В 18-й главе показано, как мы должны поступать в отношении братьев, чтобы войти в царство небес, а в 19-й главе открывается, что и супружеская жизнь (ст. 3-12), и наше отношение к богатству (ст. 16-30) связаны с царством небес. Супружеская жизнь связана с проблемой вожделений, а наше отношение к богатству — с проблемой стяжательства. Царство небес не допускает в нас и намёка на вожделения и стяжательство.
III. Благословение царства приходит благодаря смирению
Когда ученики возбранили тем, кто привёл к Господу детей, Господь Иисус сказал: «Пустите детей и не запрещайте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небес» (19:14). Затем Он возложил на них руки. Здесь Господь вновь подчёркивает, что для участия в царстве небес мы должны быть как дети.
На первый взгляд в 19:13-15 говорится о незначительных вещах. На самом деле в этих стихах затрагивается проблема гордости. Господь как бы говорил ученикам: «Вы не должны отвергать этих маленьких людей. Напротив, вы сами должны стать маленькими. В вас скрыта гордость. Вы должны осудить и отвергнуть свою гордость. Если вы отвергнете свою гордость и станете как дети, то вы будете в царстве небес».
Матфей расположил стихи, в которых говорится о гордости, между стихами о вожделениях и стихами о деньгах. В этом заложен глубокий смысл. У плотских людей, которые любят деньги, всегда есть гордость. Где есть вожделения и любовь к деньгам, там всегда есть гордость.
В стихе 16 говорится: «И вот, некто, подойдя к Нему, сказал: Учитель, что мне сделать благого, чтобы иметь вечную жизнь?» Иметь вечную жизнь в том смысле, в каком об этом говорится в Евангелии от Матфея, — это не то же самое, что иметь вечную жизнь в том смысле, в каком об этом говорится в Евангелии от Иоанна. В Евангелии от Матфея говорится о царстве, а в Евангелии от Иоанна — о жизни. В Евангелии от Иоанна иметь вечную жизнь — значит быть спасённым Божьей несотворённой жизнью, чтобы жить этой жизнью сегодня и вовеки; но в Евангелии от Матфея иметь вечную жизнь — значит участвовать в действительности царства небес в этом веке благодаря Божьей вечной жизни и разделить проявление царства в грядущем веке.
В Евангелии от Иоанна вечная жизнь предназначена для возрождения, для нового рождения. Посредством возрождения мы становимся Божьими детьми. Кроме того, в Евангелии от Иоанна показано, что посредством вечной жизни, Божьей жизни в нас, мы приносим плод. Следовательно, вечная жизнь в Евангелии от Иоанна предназначена для воспроизведения. Но в Евангелии от Матфея вечная жизнь предназначена не для нового рождения, а для царства. Многие христиане думают, что вечная жизнь в Евангелии от Иоанна — это то же самое, что вечная жизнь в Евангелии от Матфея. В Евангелии от Иоанна и в Евангелии от Матфея речь идёт об одной и той же вечной жизни, но у этой жизни есть разные назначения. Итак, в Евангелии от Иоанна вечная жизнь предназначена для нового рождения, а в Евангелии от Матфея — для царства. Без Божьей вечной жизни невозможно иметь жизнь царства.
А. Понимать, что только Бог благ
В стихе 17 Господь ответил человеку, который спросил Его, что ему сделать благого, чтобы иметь вечную жизнь: «Почему ты спрашиваешь Меня о благом? Есть только один Благой». Этим единственным Благим является Бог. Только Бог благ. Отсюда видно не только то, что юноша, задавший вопрос, не был благ, но и то, что Господь Иисус есть Бог, который благ. Если бы Он не был Богом, Он тоже не был бы благ.
Господь также сказал этому юноше: «Если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди». Здесь Господь говорит о вхождении в вечную жизнь. Войти в жизнь — значит войти в царство небес (ст. 23). Царство небес — это сфера Божьей вечной жизни. Поэтому, когда мы входим в него, мы входим в Божью жизнь. Это не то же самое, что быть спасённым. Быть спасённым — значит позволить Божьей жизни войти в нас, а войти в царство небес — значит войти в Божью жизнь. В первом случае мы становимся искупленными и возрождёнными Божьей жизнью; во втором — мы живём и ходим Божьей жизнью. Первое — это вопрос жизни; второе — это вопрос жития.
В Евангелии от Иоанна иметь вечную жизнь — значит принять вечную жизнь в себя, но в Евангелии от Матфея иметь вечную жизнь — значит войти в вечную жизнь. Когда вечная жизнь входит в нас, мы рождаемся заново и становимся Божьими детьми. Затем мы входим в вечную жизнь и живём жизнью царства. Таким образом, в Евангелии от Иоанна вечная жизнь связана со спасением, а в Евангелии от Матфея — не связана с ним.
«Если же хочешь войти в жизнь, — сказал Господь юноше, — соблюди заповеди». Соблюдение заповедей не является необходимым условием спасения, а связано с вхождением в царство небес. Согласно конституции царства небес, чтобы войти в жизнь, нужно соответствовать не только нормам старого закона, но и нормам нового дополненного закона (5:17-48). Для спасения требуется только вера, но для царства небес нужна превосходящая праведность — результат соблюдения старого закона, а также данного небесным Царём дополнения к нему.
Как следует из вопроса, заданного учениками в стихе 25: «Тогда кто может быть спасён?», они думали, что войти в царство небес — это то же самое, что получить спасение. Сегодня многие христиане думают так же. Они знают только о спасении и ничего не знают о царстве небес. Когда более сорока лет тому назад мы начали проповедовать царство, мы провозглашали уверенность в спасении. К тому времени миссионеры трудились в Китае уже более ста лет, но они не показали китайским святым уверенность в спасении. Поэтому, куда бы мы ни поехали, мы старались помочь верующим обрести уверенность в спасении. Когда мы проповедовали уверенность в спасении, многие пасторы выступали против нас и обвиняли нас в гордости. Некоторые говорили: «Мы служим пасторами уже много лет, и даже мы не осмеливаемся говорить, что мы спасены. Как вы можете утверждать, что вы спасены? Вы слишком гордые. Все мы должны верить в Господа Иисуса, хорошо вести себя и ждать того дня, когда мы умрём и пойдём к Господу. Тогда Господь скажет нам, спасены мы или нет». Но мы сражались за уверенность в спасении и показывали людям стих за стихом в доказательство того, что мы можем знать, что мы спасены, и что нам не нужно ждать того дня, когда мы умрём и пойдём к Господу. Мы сражались несколько лет и наконец одержали победу.
Одержав победу в этом сражении, мы начали проповедовать награду царства. Мы начали говорить людям: «Да, вы, несомненно, спасены. Но быть спасённым — это одно, а получить награду царства — это другое». На эти слова обижались уже главным образом не пасторы, а беспечные христиане. Когда мы проповедовали уверенность в спасении, все беспечные христиане радовались и говорили: «Аллилуйя, мы спасены! Так написано в Библии. Если мы уверовали в Господа Иисуса, то мы спасены». Но их радость длилась недолго, поскольку те же люди, которые проповедовали им уверенность в спасении, сказали им, что у них могут возникнуть проблемы, что они могут потерять награду царства и подвергнуться наказанию. Никто из беспечных, мирских христиан не хотел это слушать. Однажды одна богатая женщина подошла ко мне после сообщения о царстве и сказала: «Брат Ли, может ли то, о чём вы говорите, как-то помешать мне пойти на небо? Всё остальное меня не интересует. Если я смогу быть привратником у небесных ворот, с меня будет довольно». Многие христиане думают именно так. Если они спасены и если им обеспечено небо, то этого с них довольно. Люди, которые так говорят, одурманены — их интересует только спасение и небо. Однако в Мф. 19 Господь говорит о вхождении в царство небес. Вы спасены, но вы рискуете не войти в царство небес. Когда Господь говорил, что легче верблюду пройти через ушко иглы, чем богатому войти в царство Божье, Он, разумеется, говорил не о спасении, а о царстве небес. Тому, кто любит богатство, очень трудно войти в царство небес.
В. Копить сокровище на небесах и следовать за Христом, чтобы быть совершенным
Когда юноша сказал Господу, что он соблюдает все заповеди, Господь сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай своё имущество и отдай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мной» (ст. 21). Хотя этот юноша и соблюдал заповеди старого закона — или утверждал, что соблюдает их, — он всё равно не был совершенным, не соответствовал нормам требований дополненного закона, потому что не хотел продать, что имел, и копить сокровище на небе, как того требовала конституция царства (6:19-21). Следовать за Господом — значит любить Его больше всего (10:37-38). Это первоочередное требование для вхождения в царство небес.
В стихе 22 говорится: «Но юноша, услышав это слово, ушёл опечаленный, ибо у него было много имущества». Если человек любит материальное имущество больше, чем Господа, это приносит ему печаль, а те, кто любит Христа больше всего, с радостью принимают утрату своего имущества (Евр. 10:34).
Существует два вида богатых людей: те, у кого много имущества, и те, кто на самом деле не богат, но мечтает стать богатым. Возможно, некоторые из нас раньше мечтали стать миллионерами. Если считать богатыми людьми тех, кто мечтает о богатстве, то богатыми являются все. Девушки иногда хотят выйти замуж за богача. Это их мечта. Если вы не относитесь к первому виду богатых людей, то вы, скорее всего, относитесь ко второму виду.
Господь сказал, что человеку, который любит деньги, войти в царство труднее, чем верблюду пройти через ушко иглы. Из этой иллюстрации мы видим, какой серьёзной проблемой является любовь к деньгам в связи с царством. Любовь к деньгам — это самое большое препятствие для вхождения в царство.
В 19-й главе Господь очень мудро поступил с юношей. Юноша пришёл к Господу и спросил, что нужно сделать, чтобы иметь вечную жизнь, то есть жить в царстве. Господь знал сердце этого юноши, поэтому Он сказал, что нужно соблюдать заповеди. Когда юноша спросил Господа, какие заповеди он должен соблюдать, Господь перечислил шесть из них: заповеди в отношении убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства, почитания отца и матери и любви к ближнему как к самому себе (ст. 18-19). Тогда юноша сказал: «Всё это я соблюдаю. Чего ещё мне недостаёт?» Господь был готов к такому вопросу. Он сказал, что нужно сделать, чтобы быть совершенным. В Своём ответе Господь как бы говорил: «Даже если ты смог соблюсти все заповеди, ты всё равно не совершенен. Может быть, согласно закону Моисея ты совершенен, но согласно конституции царства небес ты не совершенен. Чтобы быть совершенным согласно конституции царства, ты должен продать своё имущество, отдать его нищим и последовать за Мной». Это было убивающее слово. Когда Господь назвал шесть заповедей, юноша очень обрадовался, поскольку он соблюдал закон. Но когда Господь сказал, что он должен искоренить свою любовь к деньгам и последовать за Ним, он ушёл опечаленный.
В молодости мне не давало покоя то, что Господь сказал в 18-й главе о прощении. Я считал это отрезвляющим словом и относился к нему очень серьёзно. Я спрашивал себя, готов ли я простить всех. Когда я подошёл к 19-й главе, я спросил себя, могу ли я искоренить любовь к деньгам. Как большинство студентов в Китае в то время, я был довольно беден. Но даже бедный китайский студент может мечтать о богатстве. В то время у меня не хватало смелости сказать: «Да, Господь, я могу искоренить любовь к деньгам». Я понимал, что, вероятно, мне это не удастся. Любовь к деньгам показывает, как далеки от правильного пути многие из сегодняшних христиан. Для них Евангелие от Матфея — это книга историй. Они читают её, но их как будто ничто не затрагивает. Но нас должно затронуть отрезвляющее слово о требованиях царства в 19-й главе. Серьёзно ли вы настроены по отношению к Господу в том, что касается царства? Если да, то что вы скажете о любви к деньгам? Остаётся ли в вас место для любви к деньгам? Это серьёзный вопрос.
Требованиям царства можно соответствовать только посредством божественной жизни. Когда у нас есть благодать, то нам легко выполнять эти требования. Их невозможно выполнить посредством нашей человеческой жизни, но посредством божественной жизни с божественной благодатью выполнять их легко. На самом деле, выполнение этих требований приносит радость. Какая это радость — копить сокровище на небесах!
Мы, люди в царстве, полностью отличаемся от мирских людей. Мы отличаемся даже от людей в христианстве. Наши сердца были затронуты, и мы серьёзно настроены по отношению к Господу в том, что касается Его царства. Для нас не имеют значения богатство и материальное имущество. Обрести такое отношение к богатству посредством природной жизни очень трудно. Но посредством божественной жизни и божественной благодати мы можем с радостью копить сокровище на небесах.
Мы увидели три требования для вхождения в царство небес — нам нужно решить проблему вожделений, проблему гордости и проблему любви к богатству. Решить проблему любви к богатству — значит решить проблему своего «я». Люди любят деньги по двум причинам: ради обеспеченности и ради удовольствий. В Соединённых Штатах людей волнует проблема их обеспеченности. Они стремятся обеспечить своё будущее и свою старость. Другие любят деньги, потому что деньги приносят им удовольствия. Им нравится пересчитывать, сколько у них денег в банке. И обеспеченность, и удовольствия связаны с человеческим «я». Любовь к деньгам тесно связана с нашим «я». Решить проблему любви к деньгам — значит решить проблему своего «я», хотя при этом мы и не воздействуем непосредственно на своё «я».
Трезвое слово, сказанное Господом в отношении требований царства, не должно быть для нас просто доктриной. Мы должны серьёзно отнестись к слову Господа и открыться Ему в отношении вожделений, гордости и скрытой любви к богатству, связанной с нашим «я». Пусть Господь будет милостив к нам и даст нам полностью решить эти проблемы ради царства небес.