(2)
Может показаться, что 18-я глава Евангелия от Матфея является не очень глубокой, а притча в стихах Мф. 18:23-35 может показаться поверхностной. На самом деле в этой главе показаны очень глубокие вещи. Большинство христиан, читая Евангелие от Матфея, не понимают, что в этой книге показана не только доктрина царства, но и практическая жизнь царства. Нам нужно помнить об этом, когда мы стараемся понять какой-либо отрывок в Евангелии от Матфея. В молодости я не видел, что в Мф. 18 показана жизнь царства, поэтому мне не хотелось читать эту главу. Хотя вы уже читали эту главу, вероятно, вы не видели, о чём в ней на самом деле говорится. Возможно, вы думали, что в этой главе речь идёт только о христианском поведении и что здесь просто говорится о необходимости прощать своих братьев. Наши природные представления мешают нам увидеть, что на глубинном уровне эта глава говорит о жизни царства.
Доказательством того, что в этих стихах показана практическая жизнь царства, может служить стих 1: «В тот час ученики подошли к Иисусу и сказали: Кто же больше в царстве небес?» Войти в царство небес — значит войти в проявление царства небес. Таким образом, в этой главе, а также в 19-й и 20-й главах, показана жизнь царства.
Чтобы оставаться в жизни царства, необходимо смирение. Если у нас будет смирение, то мы не будем ни обижать других, ни обижаться на них сами. Мы не будем ни претыкаться из-за других, ни служить преткновением для них. Причиной любого преткновения — и в том случае, когда мы претыкаемся сами, и когда мы служим преткновением для других — является гордость. Мы должны ненавидеть гордость; мы должны считать её «грызуном», которого нужно уничтожить. В противном случае этот «грызун» — гордость — испортит жизнь царства.
В 18-й главе показано, как мы должны действовать в отношении человека, который обижает других. Если какой-то брат обидит нас, мы должны в любви пойти к нему лично. Если он не послушает нас, то мы должны пойти к нему ещё раз с одним или двумя свидетелями. Если он не послушает нас даже в присутствии свидетелей, то мы должны рассказать обо всём церкви и предоставить церкви решать эту проблему. Если он не станет слушать церковь, то церковь должна рассматривать его как язычника или сборщика налогов и отсечь его от общения церкви. С одной стороны, здесь показано, как нужно действовать в отношении брата, который обижает других; с другой стороны, здесь показано, что, если мы обижаем кого-то, это очень серьёзно. Об этом свидетельствует тот факт, что такой человек может быть отсечён от общения церкви. Быть отсечённым от общения церкви — значит оказаться вне жизни царства. Это серьёзно.
В словах Господа о том, как действовать в отношении брата, который обидел кого-то, затрагивается власть царства. В стихе 18 говорится: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, будет уже связано на небе; и что вы развяжете на земле, будет уже развязано на небе». Если кто-то будет обижать братьев и бунтовать против церкви, то небеса свяжут его. Обратите внимание: в стихе 18 говорится, что церковь связывает то, что уже связано на небесах. Отсюда следует, что обида и бунт побуждают небеса связать того, кто нанёс эту обиду. Если вы будете отвергать церковь и бунтовать против неё, то небеса свяжут вас. Поскольку небеса уже связали вас, церковь осуществляет то связывание, которое совершено небесами. Если вы рассмотрите стих 18 в его контексте, вы поймёте, что бунт против церкви — это что-то очень серьёзное. Церковь просто следует за небесами и связывает то, что уже связали небеса. Связывая на земле, церковь просто осуществляет то связывание, которое совершено небесами. Ещё до того как церковь скажет: «Господь, мы связываем этого бунтующего брата», он уже связан на небесах.
То же самое можно сказать о покаянии. Покаяние перед церковью за свой бунт — это очень важный шаг. Если вы покаетесь перед церковью, то небеса сразу развяжут вас, и тогда церковь развяжет то, что будет уже развязано на небесах. Бунт против церкви — это что-то очень серьёзное, и покаяние перед церковью — это тоже что-то очень важное. Всё это показывает, что в Мф. 18 говорится о жизни царства.
В этой главе речь идёт не просто о том, что кто-то обижает кого-то, и не просто о том, что мы должны слушать церковь. Здесь речь идёт о том, остаёмся ли мы в царстве. Если мы бунтуем против церкви, то небеса встают на сторону церкви и поддерживают её. Поэтому, если вы будете бунтовать против церкви, небеса скажут: «Мы связываем тебя». Тогда церковь поднимется и свяжет то, что уже связали небеса. Но если вы покаетесь, то небеса скажут: «Ты развязан». Тогда церковь развяжет то, что уже развязано на небесах. И бунт против церкви, и покаяние перед церковью — это что-то очень серьёзное. И в том, и в другом случае мы видим, что наши отношения с братьями и с церковью очень тесно связаны с жизнью царства.
VI. Прощать, чтобы получить прощение
А. Прощать обидевшего нас брата до семидесяти раз по семь
Выслушав то, что Господь сказал о жизни царства, Пётр спросил Его: «Господь, сколько раз мой брат будет грешить против меня, а мне прощать ему? До семи раз?» (ст. 21). Пётр задавал этот вопрос не ради других; он был быстрым и смелым, поэтому он спросил о том, что волновало его самого. Быстрые люди часто обижают других. Чем человек активнее, быстрее и смелее, тем больше он обижает других. Осторожные и медлительные люди редко обижают других. Почему этот вопрос задал не Иоанн? Сказанное Господом о брате, который обижает других, затронуло именно Петра. Поскольку Пётр часто обижал других, эта тема очень интересовала его, и он задал Господу вопрос о прощении.
В стихе 22 говорится: «Иисус говорит ему: Не говорю тебе: «До семи раз», а до семидесяти раз по семь». Выражение «до семидесяти раз по семь» означает, что мы должны прощать бесконечное число раз. Не нужно считать или записывать, сколько раз вы кого-то простили. Вам нужно прощать снова, снова и снова.
Б. Прощать других так, как Господь простил нас
1. У нас нет возможности выплатить свой долг перед Господом
В стихах 23-35 Господь рассказывает в качестве иллюстрации притчу. В стихах 23 и 24 говорится: «Поэтому царство небес стало подобно царю, который захотел сосчитаться со своими рабами. И когда он начал сосчитываться, к нему был приведён некто, задолжавший десять тысяч талантов». То, что царь в этой притче захотел сосчитаться со своими рабами, означает, судя по контексту, то, как Господь работает над нами в этом веке, используя, например, серьёзные болезни и чрезвычайные трудности, чтобы мы осознали, насколько велик наш долг перед Господом, и молили Его о прощении. Согласно стиху 24, один раб задолжал ему десять тысяч талантов, то есть примерно двенадцать миллионов долларов. У должника не было возможности выплатить этот долг. Под этим долгом понимается огромный долг наших ошибок, накопившийся за время после нашего спасения.
2. Господь прощает нас по Своей милости
Раб умолял царя быть терпеливым к нему, пока он не выплатит долг, и тогда, «сжалившись, господин того раба отпустил его и простил ему взятое взаймы» (ст. 27). Это означает, что Господь простил нам долги, которые появились у нас, пока мы были побеждёнными христианами. Благодаря этому наше общение с Господом восстанавливается.
3. Долг других перед нами ничтожно мал по сравнению с нашим долгом перед Господом
В стихе 28 говорится: «А тот раб, выйдя, нашёл одного из своих товарищей, который был должен ему сто динариев, и, схватив его, стал душить, и говорил: Выплати мне, что должен». Здесь явно имеется в виду то, что происходит в этом веке. Сто динариев, о которых говорится в этом стихе, — это менее одной миллионной от десяти тысяч талантов. Этот долг обозначает грех, который может совершить против нас какой-нибудь брат после нашего спасения. Как ничтожен этот долг брата перед нами по сравнению с нашим долгом перед Господом!
Однако, возможно, мы не хотим прощать. В стихах 29 и 30 говорится: «Тогда его товарищ пал, и стал умолять его, и говорил: Будь терпелив ко мне, и я выплачу тебе. Но тот не захотел, а пошёл и бросил его в тюрьму до тех пор, пока не выплатит, что должен». Обиженный брат, который не хотел прощать других, несомненно, был спасён. Таким образом, в этой притче Господь говорит не о грешниках, а о верующих, о спасённых. Он говорит о брате, который обижен и не хочет прощать другого брата.
5. Братья опечалены нашим нежеланием прощать
В стихе 31 говорится: «Тогда его товарищи, увидев происшедшее, сильно опечалились и, придя, подробно объяснили своему господину всё, что произошло». Если мы не простим брата, который грешит против нас, то это опечалит других братьев и они могут принести этот вопрос Господу.
6. Господь накажет нас за наше нежелание прощать
В стихе 34 говорится: «И, разгневавшись, его господин отдал его истязателям до тех пор, пока не выплатит всё, что должен». Здесь имеется в виду то, как Господь поступит с некоторыми Своими верующими при Своём возвращении. Если мы не простим брата, который грешит против нас, Господь будет наказывать нас, пока мы не простим его от сердца, то есть пока не выплатим всё, что должны. Тогда Господь простит нас. Таково прощение в царстве. Это подразумевает, что, если мы не простим брата от сердца сегодня, нам не будет позволено войти в царство в грядущем веке.
Многие христиане не понимают этих стихов. В стихах 34 и 35 показано, что тот, кто не простит своего брата от сердца, будет отдан в руки истязателям, пока не простит всё. Здесь явно говорится о спасённом человеке. Однако его на некоторое время отдают истязателям. Это не означает, что он брошен в тюрьму навсегда. Его будут истязать, пока он не выплатит долг, то есть пока не простит своего брата от сердца.
Сегодня большинство христиан считают, что если они спасены, то в будущем у них не будет никаких проблем. Однако в этой притче своих товарищей отказывается простить не ложный христианин, а настоящий христианин. Вы должны понимать, что даже настоящий христиан может быть отдан истязателям. Вы скажете: «Господь Иисус не поступит так со мной. Я никогда не грабил банки. Я всегда был праведным и не делал людям ничего плохого». Но Господь скажет: «Да, ты не грабил банки и не делал людям ничего плохого, но ты не простил своего брата от сердца». Как вы думаете: может ли брат, который отказывается простить, быть в царстве практически? Согласно Божьей математике, простить — значит забыть. Однако, возможно, вы не хотите простить тех, кто обидел вас. Это серьёзно. Если вы говорите, что находитесь в жизни царства практически, то почему вы не хотите простить других от сердца? Ваше нежелание простить лишает вас жизни царства.
В стихах 15-20 акцент делается на том, что брат, который нанёс обиду, должен покаяться. Однако в притче акцент делается на том, что человек, которому была нанесена обида, должен простить. И нежелание покаяться, и нежелание простить мешают нам быть в царстве. Если мы обидим кого-то и не захотим покаяться и попросить прощения, то мы не сможем быть в царстве. Если кто-то обидел нас, а мы не хотим простить его, то мы тоже не сможем быть в царстве. Часто мы думаем, что мы в царстве, однако, согласно Божьей математике, мы не в царстве. Всё зависит от того, готовы ли мы, с одной стороны, покаяться и попросить прощения, а с другой стороны — сами простить других от сердца.
На протяжении многих лет я встречал в церковной жизни эти две проблемы. Какие-то братья обижали других, а потом не хотели покаяться и попросить прощения. В результате они не могли быть в церковной жизни. Они не были в церковной жизни, поэтому они не могли быть в царстве. Кроме того, я видел святых, которые были обижены и не хотели простить того, кто обидел их. Они тоже не могли быть в церковной жизни. На первый взгляд те, кто не кается, и те, кто не прощает других, находятся в царстве. На самом деле, с Божьей точки зрения, они не находятся в царстве.
Когда появляется какая-то новая церковь, эта церковь всегда переживает «медовый месяц». Во время медового месяца всё замечательно! Братья и сёстры говорят: «Как чудесно быть в церкви! Раньше мы были рассеяны и разделены по деноминациям. Но теперь пленники вернулись домой. Слава Господу, что Он вернул нас!» Однако с течением времени будут появляться обиды. В церковной жизни просто невозможно не обижать друг друга, поскольку мы каждый день тесно общаемся друг с другом. Мы обижаем друг друга ненамеренно. С тех пор как я начал служить, у меня никогда не было намерения обидеть кого-то. Я даже просил Господа дать мне мудрость, чтобы я умел входить и выходить перед Его народом. Но сколько бы я ни молился об этом Господу, я всё равно ненамеренно и незаметно для себя обижал других. То же самое можно сказать о супружеской жизни. Я не думаю, что есть хотя бы одна супружеская пара, в которой супруги никогда не обижали бы друг друга. Обиды неизбежны.
За свою жизнь я посетил много церквей. В новой церкви все счастливы, у всех на лицах улыбки. Но когда я приезжал в эту же церковь двумя годами позже, я видел там много несчастных лиц. Я разговаривал наедине с теми, кто казался наиболее несчастным, и спрашивал, что с ними случилось и почему они молчат на собраниях. Они рассказывали мне о своих обидах и о своём недовольстве старейшинами и другими святыми. Услышав это, я начинал отчаянно молиться об этой церкви. Я говорил: «Господь, церковь просто не может оставаться в таком состоянии». Затем я обращался к старейшинам и спрашивал их об этом. Иногда старейшины говорили: «Брат Ли, забудьте об этом человеке. Да, он одним из первых пришёл в церковную жизнь в этом городе, но он обидел уже почти всех святых». Услышав это, я спрашивал старейшин, готовы ли они простить его. Часто они не хотели этого делать. Таким образом, одна сторона не хотела покаяться, а другая сторона не хотела простить. Если такое положение будет существовать и дальше, то церковной жизни придёт конец. Возможно, святые будут по-прежнему собираться и петь гимны, но из-за обид, осуждения и нежелания покаяться и простить у них не будет жизни царства. Бог, который видит всё, знает, что скрыто под поверхностью церковной жизни. Мы можем собираться как церковь, но при этом среди нас может не быть настоящей жизни царства. Нежелание покаяться и простить приводит к тому, что жизнь царства исчезает.
В правительственном управлении Бога Его прощение является устроительным. Для Своего управления Он запланировал различные века. Период от первого пришествия Христа до вечности устроительно делится на три века: этот век, нынешний век, от первого пришествия Христа до Его второго пришествия; грядущий век, тысячелетие, тысяча лет для воссоздания и небесного царствования, от второго пришествия Христа до конца старого неба и старой земли; и вечность, вечный век нового неба и новой земли. Божье прощение в этом веке приносит грешникам вечное спасение (Деян. 2:38; 5:31; 13:39). Если верующий после спасения согрешит и если, прежде чем он умрёт или прежде чем вернётся Господь, он не очистится посредством исповеди и очищения кровью Господа (1 Ин. 1:7, 9), то этот грех не будет прощён в этом веке, а останется и подвергнется суду у судного престола Христа. Такой верующий не получит в награду царство, то есть не будет участвовать с Христом в славе и радости в проявлении царства небес, а подвергнется наказанию для очищения от греха и будет прощён в грядущем веке. Такого рода прощение сохранит за верующим вечное спасение, но не позволит ему участвовать в славе и радости грядущего царства.
Если кто-то нанесёт обиду церкви и не захочет покаяться или если ему будет нанесена обида и он не захочет простить того, кто обидел его, то он не сможет быть в царстве не только в этом веке, но и в грядущем. Иначе говоря, он не будет участвовать в проявлении царства. Не слушайте ошибочные учения о том, что в грядущем веке у христиан не может быть никаких проблем. У некоторых будут серьёзные проблемы, и они будут лишены той славы и радости, которую победители будут разделять с Господом Иисусом во время тысячелетия. Более того, они могут быть отданы в руки истязателей. Если сегодня церковь может считать вас язычником и сборщиком налогов, то что произойдёт с вами в проявлении царства? Наносить обиды святым или церкви и бунтовать против церкви — это что-то очень серьёзное. Если вы останетесь в таком состоянии, то где вы будете при проявлении царства? И что будет с теми, кто не хочет простить своих обидчиков? Да, возможно, кто-то обидел вас, но вы должны вспомнить, сколько вам простил Бог Отец. Почему вы не хотите поступить как возлюбленный сын Отца и простить других так, как Он простил вас? У всех нас есть этот недостаток — мы не хотим прощать других. Если вы до сих пор помните обиду, которую вам нанёс какой-то брат, это означает, что вы не простили его от сердца. Если, когда придёт царство, вы будете в таком состоянии, то вас отдадут истязателям.
Возможно, вы никогда раньше не слышали такого серьёзного слова и пребывали в заблуждении в отношении этого вопроса. Многие христиане не умеют толковать эту часть Слова, потому что они не видят Божьего устроительного управления. Они не понимают, что Бог учредил три века: нынешний век, грядущий век и вечный век. Согласно Мф. 12:32, определённые грехи не могут быть прощены ни в этом веке, ни в грядущем. Отсюда следует, что другие грехи могут быть прощены в этом веке или в следующем. Если вы наносите обиду церкви и бунтуете против церкви, то вы совершаете грех. Но если вы покаетесь перед церковью, то этот грех будет прощён в этом веке. Однако если вы не покаетесь перед церковью, то этот грех не будет прощён в этом веке. Чтобы получить прощение за этот грех, вам придётся ждать грядущего века царства. В веке царства вы подвергнетесь Божьему наказанию. Тогда вы покаетесь и получите прощение. В грядущем веке Бог будет работать над вами и воспитывать вас, но вы не будете потеряны. После того как Бог поработает над вами, вы покаетесь и примените кровь, и тогда вы получите прощение, но это будет уже в следующем веке. Мы должны очень серьёзно относиться к этому. Если вы кого-то обидели, то вы должны покаяться. Если кто-то обидел вас, то по благодати Господа вы должны простить обиду и забыть о ней. Тогда между нами не будет никаких трений. Наше покаяние и прощение устранят все обиды.
Если мы не пойдём путём покаяния и прощения, то чем дальше мы будем жить церковной жизнью, тем больше будет обид. Обиды будут накапливаться, пока их не накопится целая гора. Из-за этого у нас не будет жизни царства, из-за этого мы лишимся церковной жизни. Пусть Господь даст нам необходимую благодать. Если я обижаю вас, мне нужно пойти к вам и покаяться. Если вы обижаете меня, мне нужно просить у Господа благодати, чтобы я мог простить вас от сердца. И если я простил обиду, я должен забыть о ней и больше никогда о ней не упоминать. Тогда у нас будет надлежащая жизнь царства. Тогда мы будем участвовать в проявлении царства. В противном случае Бог будет в течение тысячелетия воспитывать нас, чтобы мы покаялись за нанесённые нами обиды и простили того, кто обидел нас.