(1)
В этом сообщении мы переходим к тринадцатой главе Евангелия от Матфея. Чтобы понять эту главу, мы должны помнить, что в Евангелии от Матфея рассматривается доктрина царства. Всё Евангелие от Матфея написано с точки зрения царства и с точки зрения истории царства. Порядок изложения доктрин этой книги соответствует истории царства.
Давайте вспомним основные моменты, рассмотренные в первых двенадцати главах Евангелия от Матфея. В первой главе говорится о родословии и рождении Христа; во второй главе показано, как языческие мудрецы ищут Христа и поклоняются Ему, бегство Христа в Египет и Его возвращение в Израиль и детство в Назарете. В третьей главе Его представляют и помазывают; в четвёртой мы видим искушение Царя и начало Его служения, в результате которого Он обретает толпы людей; в пятой, шестой и седьмой главах мы видим провозглашение конституции царства небес. В восьмой главе служение Царя продолжается, и Он исцеляет прокажённого, слугу сотника и тёщу Петра, а также в ней показана власть Господа над ветром, морем и бесами. В девятой главе описаны власть Царя прощать грехи; призвание Матфея; пир, на котором Господь открывается как Врач, Жених, новая ткань, молодое вино и новые мехи; знамения с устроительным значением; и молитва о том, чтобы Господь послал жнецов на жатву. В десятой главе мы видим назначение и отправку двенадцати апостолов, а в одиннадцатой главе Иоанн пытается заставить Царя что-то сделать для него, Царь отвечает на это и хвалит Иоанна, также Он упрекает упрямое поколение и призывает людей в Свой покой. Наконец, в двенадцатой главе Господь нарушает правила в отношении субботы, чтобы показать, что Он Глава и что Он заботится о членах Своего Тела; в этой главе также показано сражение за царство, высшая точка отвержения Царя, пророчество о том, что отвергающее поколение становится хуже, после чего Царь оставляет иудейское поколение и обращается к верующим.
В результате того, что Господь продолжил Своё служение, царство в определённой степени было основано. Однако, поскольку иудейское поколение полностью отвергло Господа, Он был вынужден обратиться от них к Своим верующим. Это было значительным шагом, поворотом от Израиля к язычникам, поворотом от отношений, основанных на природном рождении, к отношениям в Духе. Таким образом, конец двенадцатой главы отделяет одну часть Евангелия от Матфея от другой.
Как мы увидели, в пятой, шестой и седьмой главах показана внутренняя действительность царства. Мы упоминали, что эта конституция делится на семь частей: природа людей царства (Мф. 5:1-12); влияние людей царства на мир (Мф. 5:13-16); закон людей царства (Мф. 5:17-48); праведные дела людей царства (Мф. 6:1-18); отношение людей царства к богатству (Мф. 6:19-34); принципы, которым люди царства следуют в отношении других людей (Мф. 7:1-12); и основание для жития и работы людей царства (Мф. 7:13-29). В этих семи частях показана небесная и духовная действительность царства. Здесь речь идёт не о каком-то поведении или просто внешнем житии, а о царстве небес в действительности. В тринадцатой главе показана главным образом внешняя видимость царства небес. Внутренняя действительность и внешняя видимость — это две совершенно разные вещи.
За всю историю лишь немногие христиане видели разницу между внутренней действительностью царства и его внешней видимостью. Среди них были Роберт Говетт и его ученик, Дэвид Пэнтон. Джордж Ланг, один из учителей в группе Братий, тоже в определённой степени видел этот вопрос, но его видение было не таким точным и ясным, как видение Говетта и Пэнтона. Труды Говетта и Пэнтона оказали нам большую помощь. Но мы благодарим Господа за то, что Он повёл нас дальше в этом вопросе. Мы увидели царство небес более подробно и более глубоко. Я могу засвидетельствовать, что особенно в последние пятнадцать лет этот вопрос стал для меня предельно ясен. В 1936 году я написал свою первую работу на эту тему. После выхода в свет этой небольшой книги прошло более сорока лет, и вопрос о царстве небес становился всё более ясным для меня.
Что касается царства, самое главное — понимать разницу между внутренней действительностью царства и его внешней видимостью. Если вы не увидите этой разницы, то вы не поймёте эту книгу, описывающую царство небес.
Кроме части, в которой говорится о действительности царства (главы 5—7), и части, в которой говорится о внешней видимости царства (глава 13), есть ещё третья, не менее важная для понимания царства небес часть, — это пророчество, произнесённое Господом на Элеонской горе и записанное в двадцать четвёртой главе. Действительность царства была показана на горе, видимость царства была показана на берегу моря, а пророчество о проявлении царства было произнесено тоже на горе. Гора, на которой Царь раскрыл действительность царства, была не в той области, где находился административный центр, правительство, а в той, где люди зарабатывали на жизнь, поскольку действительность тесно связана с нашей повседневной жизнью. Действительность царства не имеет отношения к управлению или правительству.
Географические особенности Израиля имеют большое значение. Правительственный центр расположен в горной местности в центре святой земли. В самой высокой точке этой горной местности и в её центре находится столица, Иерусалим. Здесь царь осуществляет управление. К северу и к югу от Иерусалима лежат области, в которых люди занимаются сельским хозяйством, зарабатывая себе на жизнь. Я очень ясно увидел это во время нашей последней поездки туда. Расположенная на юге Вирсавия богата пшеницей и ячменём, из чего следует, что это плодородная земля, пригодная для сельского хозяйства. К северу от Иерусалима, ближе к Самарии, лежит богатая, зелёная равнина. Здесь люди тоже могут зарабатывать на жизнь сельским хозяйством. Между этими двумя областями располагается правительственный центр. Мы уже упоминали, что действительность царства была показана не в той области, где находится правительство, а в той, где люди зарабатывают на жизнь. Однако действительность царства была показана на горе. Пророчество о проявлении царства было произнесено на горе, которая находилась в области, связанной с управлением, недалеко от столицы. В этом заложен глубокий смысл, поскольку проявление царства связано с управлением, правительством. Не считайте это чем-то незначительным. Господь Иисус намеренно пошёл именно в эти места, чтобы там говорить о действительности царства, о его видимости и о его проявлении. Если вы ясно увидите эти три аспекта царства, то вы поймёте Евангелие от Матфея.
Благодарение Господу, что мы увидели действительность царства. Теперь мы должны увидеть видимость царства. В пятой, шестой и седьмой главах нет ничего ложного; мы видим только чистые, подлинные, небесные, духовные и, в определённой степени, божественные вещи. В этих главах мы видим природу людей царства и влияние, которое они оказывают на мир. Они являются солью земли и светом миру. Мы также видим более высокий закон людей царства и праведные дела людей царства. Это чистые, подлинные и действительные дела; их творят втайне и не выставляют напоказ. Кроме того, мы видим отношение людей царства к материальному богатству и тот факт, что они не беспокоятся о богатстве. Наконец, мы видим принцип, которому люди царства следуют в своих отношениях с людьми и основание для их жития и работы. В этой части, описывающей действительность царства, мы видим только действительные, чистые, духовные и небесные вещи.
В тринадцатой главе, в главе, описывающей видимость царства, мы видим совершенно иную картину. В этой главе мы видим плевелы (Мф. 13:25-30), и большое дерево, которое уже не соответствует своему роду (Мф. 13:31-32). В Быт. 1 Бог сотворил всё, особенно растения, соответственно природе каждого вида. Например, у персика есть персиковая природа, а у банана — банановая природа. Но в Мф. 13 горчичное зерно становится большим деревом. Это означает, что его природа меняется и оно перестаёт соответствовать своей природе. Таким образом, в этой главе мы видим «фасад», видимость, лишённую действительности. Кроме плевел и «фасада», мы также видим закваску (Мф. 13:33). Все эти составляющие видимости царства превращают её в своеобразную смесь.
В сегодняшнем христианском мире мы повсюду видим эту смесь. Сегодняшний христианский мир полностью соответствует изображению внешней видимости царства небес в Мф. 13. В христианском мире есть миллионы плевелов, величественный «фасад» и растлевающая закваска. Однако в пятой, шестой и седьмой главах ничего этого нет; там мы видим действительные, чистые, духовные и небесные вещи. Однако какую смесь мы видим в тринадцатой главе!
Когда мы подойдём к двадцать четвёртой главе и будем рассматривать проявление царства, мы увидим, что проявление царства предъявляет к нам ещё более строгие требования, чем действительность, подобно тому как требования во время экзамена строже, чем требования во время обычных занятий. В течение недели студенты усердно учатся, находясь в действительности своих занятий, но в выходные они, может быть, играют, ходят на танцы или в кино. Это подобно видимости царства. Но они не должны слишком радоваться и веселиться — они должны думать о предстоящих экзаменах. Кроме того, они должны думать о том дне, когда они закончат учёбу; это будет день проявления. Эти три вещи: действительность, видимость и проявление — помогут нам понять Евангелие от Матфея.
В конце двенадцатой главы Израиль был отсечён, а язычники были привиты. В связи с этим некоторые учителя, в том числе С. Скоуфилд, совершают серьёзную ошибку. Они говорят, что после двенадцатой главы из-за неверия Израиля царство было отложено. Они не видят, что царство было не отложено, а передано другому народу. Господь не сказал: «Теперь у меня больше нет ни братьев, ни сестёр, ни матери». В этом случае царство было бы отложено. Но вместо этого Господь обратился от одного народа к другому. Господь как бы говорил: «Те, кто исполняет волю Моего Отца, кто рождён от Моего Отца и живёт Его жизнью, тот Мой брат, и сестра, и мать». Таким образом, царство не было отложено. Оно было взято у одного народа и передано другому.
I. Предварительная работа царства
А. Небесный Царь выходит из дома и садится у моря
В Мф. 13:1 говорится: «В тот день Иисус, выйдя из дома, сел у моря». Большинство христианских учителей не придают этому стиху никакого значения. Когда я в молодости читал этот стих, он для меня ничего не значил. Но теперь я понимаю, что в этом стихе заложен очень глубокий смысл. В конце двенадцатой главы небесный Царь, будучи полностью отвергнут иудейскими вождями, порвал с ними. В тот день Он, выйдя из дома, сел у моря. Это имеет большое значение. Дом обозначает дом Израиля (10:6), а море обозначает языческий мир (Дан. 7:3, 17; Отк. 17:15). То, что Царь вышел из дома и сел у моря, означает, что, порвав с иудеями, Он оставил дом Израиля и обратился к язычникам. Именно после этого, на берегу, Он рассказал притчи о тайнах царства. Это означает, что тайны царства были открыты в церкви. Поэтому все притчи в этой главе были рассказаны Его ученикам, а не иудеям.
Первые три слова тринадцатой главы — «в тот день» — соединяют эту главу с двенадцатой главой точно так же, как слова «в то время» соединяют двенадцатую главу с одиннадцатой. Под «тем днём» имеется в виду тот день, когда Господь провозгласил, что Он оставил Израиля, тот день, когда Он отсёк Израиля и привил верующих из язычников. В тот день Он вышел из дома, который обозначает дом Израиля, к морю, которое обозначает языческий мир. Этот переход от дома к морю соответствует Его провозглашению. Он провозгласил, что Он больше не будет иметь дело со Своими кровными родственниками и что Он обращается к уверовавшим язычникам. Теперь Он поступал в соответствии со Своим провозглашением. Отсюда мы видим, что этот стих имеет очень большое значение.
Б. Большие толпы собираются к Царю на берегу
В стихе 2 говорится, что к Нему собрались большие толпы. Но это не значит, что все люди в этих больших толпах стали Его родственниками.
В. Царь входит в лодку — церковь
В стихе 2 также говорится: «Он вошёл в лодку и сел, а вся толпа стояла на берегу». Лодка, которая была в море, но не от моря, обозначает церковь, которая в мире, но не от мира. Море — это языческий мир, а лодка — это церковь в языческом мире. Именно в лодке, то есть в церкви, Царь небесного царства, оставив иудеев и обратившись к язычникам, открыл в притчах тайны царства. Аллилуйя, сегодня мы не в доме и не в море — мы в лодке! Мы являемся лодкой, в которой находится Царь. Однажды Царь вошёл в нашу лодку. Теперь в нашей лодке, в церкви, находится Царь. Однако толпа стояла на берегу. Где вы: на берегу или в лодке с Царём? Я могу засвидетельствовать, что я не на берегу — я в лодке.
Г. Царь говорит с толпами в притчах
В стихе 3 говорится: «И Он сказал им многое в притчах». Он рассказал эти притчи в лодке на море. Хотите ли вы знать тайны царства? В таком случае вы должны выйти из дома и не стоять на берегу, а войти в лодку, чтобы быть ближе к Господу. Только там можно понять тайны царства. О, мы в церкви, в лодке! Церковь — это не дом Израиля и не море язычников; церковь — это лодка верующих. В церкви нам открываются все тайны царства.
Чтобы знать тайны царства, нужно научиться толковать притчи. Не видя библейских иносказаний, вы не сможете истолковать эти притчи. Например, лодка — это иносказание. Как можно истолковать значение лодки, если вы не знаете, что это иносказание? Все противники должны пойти по этому пути. Тогда они будут знать Библию. Однако они не умеют иносказательно толковать Библию, поэтому они не знают её. Мы умеем иносказательно толковать Писания, поэтому мы знаем, что обозначают дом, море и лодка. Более того, мы знаем значение всех притчей. Я так рад, что я понимаю притчи!
Когда я читал Мф. 13 пятьдесят лет назад, я многого не понимал. Многие положения в этой главе вызывали у меня вопросы, на которые я не находил ответа. Я купил несколько книг, посвящённых Мф. 13, но все они оказались бесполезными. В этих книгах даже говорилось, что закваска обозначает силу сегодняшнего христианства и что дерево обо- значает христианство как замечательную и величественную организацию. Но когда я читал эти книги, мне что-то не нравилось; я не верил тому, что говорилось в них. Но эту главу я всё равно не понимал. Тогда я написал брату Ни. Я рассказал ему, что хочу понимать Библию и каждое слово в ней, и попросил посоветовать мне книгу, которая поможет мне в этом. В ответ он написал, что самая лучшая книга — это многотомный «Синопсис Библии» Джона Нельсона Дарби. Однако он подчеркнул, что эта книга чрезвычайно сложна для понимания. Когда спустя несколько лет я прочитал «Синопсис» Дарби, я обнаружил, что брат Ни был прав. Я просто не мог понять того, что написал Дарби. Честно говоря, эта книга нисколько не помогла мне понять Евангелие от Матфея. Понять значение притчей мне помог сам брат Ни. Теперь я могу с полной уверенностью сказать, что мы знаем значение притчей в Мф. 13. Для нас не осталось ничего скрытого. Тайны царства перестали быть для нас тайнами, поскольку все эти тайны открыты нам.
1. Тайны царства небес скрыты от толп, но объяснены ученикам
Прежде чем рассмотреть притчи в Мф. 13, я хотел бы обратить ваше внимание на несколько предостережений в той же главе. В стихах 10 и 11 говорится: «И ученики, подойдя, сказали Ему: Почему Ты говоришь им в притчах? И Он сказал им в ответ: Потому что вам дано узнать тайны царства небес, а им — не дано». Царь небесного царства использовал притчи для откровений о царстве (ст. 34), чтобы сделать эти откровения тайнами, непонятными для нападавших на Него и отвергавших Его иудеев. С тех пор как Царь пришёл сеять семя и пока Он не вернётся пожать жатву, всё, что связано с царством, представляет собой тайну для природного разума. Только озарённый разум покорного сердца может понять эти тайны.
Когда ученики спросили Господа, почему Он говорил о царстве в притчах, Господь как бы сказал: «Чтобы они не узнали о нём, а вы — узнали. Всё зависит не от Меня, а от вас и от них. Можете ли вы понять то, о чём Я говорю в притчах, зависит от вас». В стихе 12 Господь далее сказал: «Ибо кто имеет, тому будет дано и тот будет изобиловать; а кто не имеет, у того будет взято и то, что он имеет». «Тот, кто имеет», — это человек, который принимает небесного Царя и следует за Ним; ему откровение о царстве будет дано в изобилии. А «тот, кто не имеет», — это иудей, который нападает на небесного Царя и отвергает Его; у него будет взято всё, что небесный Царь сказал и сделал. Именно таково фактическое состояние евреев сегодня. У них отсутствует какое бы то ни было знание о царстве небес. Для них это совершенно неведомая тайна.
В стихах 13 и 14 говорится: «Поэтому говорю им в притчах, потому что они смотрят и не видят, слушают и не слышат и не понимают. И исполняется на них пророчество Исайи, которое говорит: „Слухом будете слышать и ни в коем случае не поймёте, глядя будете смотреть и ни в коем случае не увидите“».
В стихе 15 говорится: «Ибо ожирело сердце этого народа, и ушами они с трудом слышали, и глаза свои они закрыли, чтобы не видеть глазами, и не слышать ушами, и не понимать сердцем, и не обратиться, и Я исцелю их». Это упрямое поколение не может ничего понять, потому что их сердце ожирело. Жир обозначает, что человек гордится тем, чем он обладает. У того упрямого поколения были гордые сердца. Таково было фактическое положение фарисеев. Их сердца ожирели, и это отразилось на их глазах и ушах. Они смотрели, но не видели; они слышали, но не понимали. В результате тайны царства были для них совершенно непонятны. Все притчи оставались тайнами только по причине их гордости.
Именно это происходит сегодня. Если бы кто-то из христианских учителей и руководителей услышал такое сообщение, они бы осудили его, подвергли критике и отвергли. Они слушали бы, но не понимали. Они смотрели бы, но не видели. Они не могли понять и увидеть потому, что в своём сердце они гордятся тем, чем обладают. Если бы кто-то из учителей из числа Братий услышал такое сообщение, он сказал бы: «Нет, царство было отложено. Сейчас не устроение царства, а устроение церкви. Устроение царства наступит в тысячелетии, в грядущем веке». Это свидетельствует о том, что его сердце ожирело, что он гордится тем, чем он обладает. Эта гордость мешает людям понимать и видеть. Мы должны усвоить первый урок, о котором говорится в конституции царства небес: «Блаженны нищие духом» (5:3). Если мы нищие духом, то в нашем сердце нет гордости. Мы ничем не гордимся. Мы «разгружены», опустошены и готовы принять от Господа что-то новое. Всем нам нужно подготовиться к тому, что открыто в этой главе.
Я верю, что Господь показал нам правильное толкование всех этих притчей. На протяжении многих лет я никогда не сомневался в правильности нашего понимания этих притчей. На самом деле, сейчас, работая над Евангелием от Матфея, я ещё больше убеждаюсь в том, что наше толкование правильно, поскольку наше толкование соответствует истории церкви и нашему переживанию. Учитывая состояние сегодняшнего христианства, все мы должны знать эту важную главу; она даже важнее пятой, шестой и седьмой глав. Нам нужно получить озарение в отношении этой главы, чтобы не попасть под влияние закваски, обмана и тления.
Господь также сказал, что Его ученики блаженны. Согласно стиху 9, они были блаженны потому, что имели уши, чтобы слышать. Более того, в стихах 16 и 17 говорится: «Но блаженны ваши глаза, потому что видят, и ваши уши — потому что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали увидеть то, что вы видите, и не увидели, и услышать то, что вы слышите, и не услышали». Какое благословение: видеть и слышать тайны небесного царства!