(2)
В Мф. 8:23-34; 9:1-8 мы видим власть Царя. В Евангелии от Матфея использован замечательный порядок изложения событий. После того как Царь сказал, что у Него ничего нет: ни дома, ни места, где можно отдохнуть, и после того как Он не позволил Своим последователям исполнять мёртвые обязанности, в Евангелии от Матфея описывается власть этого Царя. У Него не было ничего, но у Него была власть. В 8:23—9:8 мы видим, что у этой власти есть три аспекта: власть над ветрами и морем (Мф. 8:23-27), власть над бесами (Мф. 8:28-34) и власть прощать грехи (Мф. 9:1-8).
Господь явил Свою власть над ветрами и морем. Эта власть не была чем-то обычным; мы должны признать, что это была необычная власть. Господь находился в лодке со Своими учениками, и «на море поднялась сильная буря, так что лодку накрывало волнами» (ст. 24). Когда ученики, испугавшись, что погибнут, разбудили Господа (ст. 25), Он сказал: «Почему вы боязливы, маловеры?» (ст. 26). Вера приходит от Господнего слова и основывается на нём (Рим. 10:17). В стихе 18 Господь сказал им слово, велев им отправиться на другую сторону. Если бы они поверили этому слову, им не пришлось бы молиться, как они это делали в стихе 25. У них не было полного осознания относительно Господнего слова, поэтому у них было мало веры.
В стихе 26 говорится: «Тогда Он встал и возбранил ветрам и морю, и наступила великая тишь». Когда Господь с учениками плыли по морю, направляясь на другую сторону изгонять бесов, кто-то в воздухе и в море начал чинить им препятствия. В воздухе находились падшие ангелы, а в воде — бесы. Поэтому повеление Господа было на самом деле обращено не к ветрам и морю, а к падшим ангелам в воздухе и бесам под водой. Возбранить можно не безжизненным предметам, а только чему-то одушевлённому. Царь возбранил ветрам и морю, потому что в ветрах были падшие ангелы Сатаны (Эф. 6:12), а в море были бесы (Мф. 8:32). Падшие ангелы в воздухе и бесы в воде совместно старались помешать Царю переправиться на другую сторону моря, поскольку они знали, что там Он будет изгонять бесов (ст. 28-32). Как только Царь повелел падшим ангелам и злым бесам остановиться, они сразу послушались Его, и наступила великая тишь. Великая тишь противопоставляется малой вере (ст. 26).
В стихе 27 говорится: «И люди удивились и говорили: Кто это такой, что и ветры, и море Его слушаются?» На самом деле власти Царя послушались не ветры и море, а падшие ангелы над ветрами и бесы под водами моря. Таким образом, в стихах 23-27 мы видим проявление сверхъестественной власти Царя. У Него не было ни норы, ни гнезда, ни места, чтобы преклонить голову; однако у Него была сверхъестественная власть над природой. Он имеет полное право быть небесным Царём небесного царства. Ни у одного царя на земле не было такой выдающейся власти.
Когда Господь Иисус пришёл в Гадаринскую область, его встретили двое одержимых бесами. Когда двое одержимых бесами встретились с Господом, бесы закричали: «Что Тебе до нас, Сын Божий? Ты пришёл сюда прежде времени мучить нас?» (ст. 29). Царь назвал Себя Сыном Человеческим (ст. 20), но бесы назвали Его Сыном Божьим. Тем самым они искушали Его, чтобы Он отошёл от Своего положения Сына Человеческого. Бесы спрашивали Его, не пришёл ли Он мучить их прежде времени. Слова «прежде времени» подразумевают, что Бог назначил определённое время, когда бесы будут мучиться, и что бесы знают это время: после тысячелетия и вовеки (см. примечание 131 в Отк. 20).
Бесы не хотели мучиться прежде времени, поэтому они умоляли Господа: «Если Ты изгоняешь нас, пошли нас в стадо свиней» (ст. 31). То, что бесы обращались к Нему с мольбой, означает, что они находились под силой и властью Царя. В стихе 32 говорится: «И Он сказал им: Идите! — И они, выйдя, пошли в свиней. И вот, всё стадо устремилось с крутизны в море, и свиньи погибли в водах». Слово «идите» было властным приказом Царя, и бесы послушались его. Царь уступил мольбе бесов и позволил им войти в свиней, потому что свиньи нечисты в глазах Бога (Лев. 11:7). Свиньи не захотели примириться с тем, что они будут одержимы бесами, и устремились в море. Бесы были согласны на это, потому что вода служит им пристанищем (12:43-44).
Господь позволил бесам войти в свиней не потому, что хотел причинить вред работе людей, которые кормили свиней. Свиньи нечисты в глазах Бога, поэтому Господь Иисус уничтожил их нечистую работу для того, чтобы занятые этой работой люди были спасены и обратились к Нему. Свиньям, нечистым и осуждённым Богом животным, не должно было быть места.
Когда известие о том, что произошло со свиньями, дошло до их владельцев, эти люди обиделись. В стихе 34 говорится: «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу, и, увидев Его, они умоляли, чтобы Он удалился от их пределов». Они умоляли Господа Иисуса уйти, и Он удалился (9:1). Люди из этого города, потеряв своих свиней, отвергли Царя. Им были нужны их нечистые свиньи, но им не был нужен Царь небесного царства. Вероятно, они были язычниками. (Гадара находилась на побережье Галилейского моря, напротив Галилеи языческой — 4:15.) Они отвергли небесного Царя из-за своего нечистого способа зарабатывать на жизнь.
Приход Царя в эту область установил во всём порядок. Из двух человек были изгнаны бесы, и, кроме того, свиньи утонули в море. Таким образом, вся область была очищена, и бесы вернулись в своё пристанище. Так Господь явил Свою власть.
В стихах 9:1-8 показано, что у Царя есть власть прощать грехи. После того как Господь пришёл в Свой город, Капернаум, где Он теперь жил (4:13), к Нему привели парализованного. В стихе 2 говорится: «И Иисус, увидев их веру, сказал парализованному: Смелее, дитя! Прощаются твои грехи». Люди, которые принесли к Господу Иисусу парализованного, расчистили кровлю дома, где находился Господь, и раскрыли её (Мк. 2:4). В этом Господь увидел их веру. То, что в стихе 2 упоминаются грехи, означает, что парализованный был болен из-за своих грехов.
В стихе 3 говорится: «И вот, некоторые из книжников сказали про себя: Этот человек богохульствует». Книжники, уверенные в том, что знают Писания, думали, что только Бог имеет власть прощать грехи и что Иисус, который в их глазах был всего лишь человеком, совершил богохульство, когда сказал: «Прощаются твои грехи». Отсюда видно, что они не осознавали того, что Господь — это Бог. Произнеся такие слова, они отвергли Царя небесного царства. Так Он впервые был отвергнут вождями иудейской религии. Книжники считали, что Господь Иисус присваивал Себе положение Бога и богохульствовал. Но Господь Иисус, разумеется, ни в коей мере не богохульствовал, поскольку Он является Богом. Как Бог, Он имеет не только власть над природой и бесами, но и власть прощать людям их грехи.
В Своём духе (Мк. 2:8) Господь узнал, о чём рассуждали книжники. В стихах 4 и 5 говорится: «А Иисус, зная их мысли, сказал: Зачем вы мыслите злое в ваших сердцах? Ибо что легче: сказать: „Прощаются твои грехи“, или сказать: „Встань и ходи“?» Греческое слово, переведённое как «мысли», также обозначает помыслы, внутренние рассуждения, злые предположения в сочетании с сильными чувствами или страстью. Книжникам не пришлось высказывать свои рассуждения вслух, поскольку с помощью восприятия, которым Господь обладал в Своём духе, Он смог узнать, о чём они рассуждали в своих сердцах, и спросил их об этом. То, что Господь узнал, о чём рассуждали книжники, свидетельствует о том, что Он поистине является Богом. Как бы Он мог узнать об этом, не будь Он Богом? Обратите внимание, Господь не спросил: «Что труднее?» — потому что для Него нет ничего трудного. Ему было легче сказать: «Прощаются твои грехи», чем сказать: «Встань и ходи», поскольку в первом случае невозможно определить, прощены грехи человека или нет. Следовательно, это сказать легко. Но встал человек и ходит ли он, может определить каждый.
В Своём спасении Господь не только прощает наши грехи, но также побуждает нас встать и ходить. Это происходит не так, что сначала мы встаём и ходим, а уже потом прощаются наши грехи; это было бы спасение делами. На самом же деле сначала прощаются наши грехи, а уже после этого мы встаём и ходим; это спасение благодатью.
В стихе 6 говорится: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит парализованному: Встань, возьми свою постель и иди к себе домой». Чтобы прощать грехи, нужно иметь власть на земле. Только этот царственный Спаситель, который получил власть от Бога и который должен был умереть, чтобы искупить грешников, обладал такой властью (Деян. 5:31; 10:43; 13:38). Эта власть была предназначена для основания царства небес (Мф. 16:19).
Господь сделал так, что парализованный смог не просто ходить, а взять свою постель и ходить. Раньше постель несла его; теперь он понёс её. Такова сила Господнего спасения. Этот парализованный был принесён к Господу другими, но домой он пошёл сам. Отсюда видно, что грешник не может сам прийти к Господу, но благодаря Господнему спасению он может идти от Господа.
В стихе 7 говорится: «И он, встав, ушёл к себе домой». То, что парализованный встал и пошёл, свидетельствовало о его исцелении, а его исцеление свидетельствовало о том, что его грехи прощены. Это веское доказательство того, что Господь Иисус имел власть прощать грехи людей.
В этих случаях показана не сила Христа, а власть небесного Царя. Конечно же, власть опирается на силу. Однако власть выше силы. У человека может быть сила, но при этом может не быть власти. Чтобы оправдать Себя как небесного Царя, Иисус, Господь, должен был показать Своим последователям Свою власть. Эта власть может решить проблему отрицательных вещей, неблагоприятной обстановки, созданной злыми духами, бесами и растлевающими грехами. Христос как небесный Царь имеет полную власть над всем этим, и все они подчинены Его власти. Благодаря этому Он может основать на земле Своё небесное царство.
Если мы сопоставим все записанные в 8:1—9:8 случаи, то мы ясно увидим, кем является этот небесный Царь. Он будет Спасителем иудеев, а также язычников. Он будет Спасителем покаявшихся иудеев, а также Тем, кто воссоздаст всю землю в тысячелетии. Он имеет власть над ветром, морем и бесами. Кроме того, у Него есть власть прощать людям их грехи и побуждать их вставать и ходить. Если мы хотим следовать за этим небесным Царём, то мы не должны ожидать какого-либо материального наслаждения, и мы также должны забыть о мёртвых обязательствах и обязанностях. Такой широкий обзор этого отрывка Слова даёт нам яркую картину того, кем является небесный Царь.