Провозглашение конституции царства
(11)
Мы переходим к шестой части того, что Царь провозгласил на горе (Мф. 7:1-12).
VII. О принципах, которым люди царства следуют в отношении других людей
На первый взгляд, в 7:1-12 Господь хочет рассмотреть принципы, которым люди царства следуют в отношении других людей. На самом деле, здесь Он хочет призвать нас забыть о себе и позаботиться о других. В предыдущих двух главах Господь показал нам нашу раздражительность, наши вожделения, наше внутреннее существо, наше «я», нашу плоть и наши беспокойства. Теперь Он приводит нас к тому, что мы должны научиться заботиться о других. Если вы судите других, вы должны судить их так, как вы хотите, чтобы они судили вас. Иметь такой подход — значит заботиться о других.
Небесное правление, которому подчиняются люди царства, требует, чтобы они заботились о других. В пятой и шестой главах рассматривался ряд отрицательных моментов, однако только в седьмой главе говорится о том, что мы должны заботиться о других. Мы должны во всём думать о других. Нам по-настоящему не хватает этого, потому что в своей природной жизни мы не думаем о других. Мы всегда думаем только о себе. Наши мысли и наше внимание поглощены нами самими. Поэтому мы всегда сосредоточены на себе и никогда не думаем о других. Вспомните, как вы жили раньше. Вы привыкли думать о других? Если бы, прежде чем критиковать и судить других, мы подумали о них, мы ни в коем случае не стали бы ни критиковать, ни судить. Мы судим и критикуем других потому, что они нам безразличны. Если бы они были нам небезразличны, мы сочувствовали бы им.
А. Не судить, чтобы не быть судимыми
В 7:1 Господь сказал: «Не судите, чтобы не быть судимыми». Люди царства, живя в смиренном духе под небесным правлением царства, всегда судят себя, а не других. На первый взгляд кажется, что здесь Господь говорит не о том, что мы должны заботиться о других. Однако, вдумываясь в эти слова, мы видим, что на самом деле они означают, что мы должны заботиться о других. Когда вы собираетесь судить кого-то, вместо этого лучше позаботьтесь о нём.
Давайте попробуем найти истинное значение этих слов. Что значит «не судите»? Откуда мы знаем, что на самом деле здесь говорится о том, что мы должны заботиться о других? Вы боитесь, что вас будут судить? Тогда вы должны понимать, что другие тоже боятся, что их будут судить. Вам не нравится, когда вас судят другие? Тогда вы должны знать, что другим тоже не нравится, когда вы их судите. Никому не нравится, когда его судят. Если вам не нравится, когда вас судят, неужели вы думаете, что это нравится другим? Вы должны заботиться о них. Если вам не нравится, когда вас судят другие люди, то почему вы судите их? Если вы боитесь, что вас будут судить, то вы должны подумать о других, потому что они тоже боятся, что их будут судить. Вы должны всегда заботиться о других.
В стихе 2 говорится: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет отмерено вам». Находясь под небесным правлением царства, люди царства будут судимы таким судом, каким они судят других. Если они судят других праведно, Господь будет судить их праведно. Если они судят других милостиво, то и Господь будет судить их милостиво. Милость торжествует над судом (Иак. 2:13). Не судите других слишком строго, так как вы будете судимы с той строгостью, с которой вы судите других. Если вы будете заботиться о других, они не будут судить вас.
В стихе 2 говорится: «Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам». Здесь действует тот же принцип, что и в отношении суда. На первый взгляд, в этих стихах Господь не говорит, что мы должны заботиться о других; на самом же деле, эти стихи означают, что мы должны заботиться о других. Вы боитесь, когда вас мерят другие? Тогда вы должны заботиться о них, так как они тоже боятся, когда вы мерите их. Если вы будете заботиться о других, вы не будете ни судить, ни критиковать, ни мерить их.
Однажды я познакомился с группой христиан. Они много говорили о духовности. В каком-то смысле их слова были искренними. Однако у этой группы был один недостаток: они всегда мерили других. Создавалось ощущение, что в этой группе у каждого в кармане маленькая линейка. Когда вы приходили к ним на чай, они мерили вас своей невидимой линейкой. Потом они собирались и начинали обсуждать вас. Кто-нибудь спрашивал: «Вам удалось определить его состояние?» Это означало: «Вам удалось измерить его?» Кроме того, я узнал, что в этой группе нисколько не думали о чувствах людей; они думали только о том, чтобы их измерить. Меряя людей, они, на самом деле, критиковали и судили их. Я хочу воспользоваться случаем и дать вам совет: не мерьте других. Не пытайтесь определить, насколько они духовные, насколько они выросли и каково их состояние с точки зрения жизни. Если вы не будете мерить других, это позволит вам не критиковать и не судить их. Это основано на принципе заботы о других.
Членам той группы, о которой я только что говорил, было трудно помогать другим. Они не могли помочь другим потому, что они мерили, судили и критиковали других. Чтобы помочь кому-то, вы должны быть слепы. Если вы хотите помогать другим в церковной жизни, вам нужно быть слепыми. Если вы хотите быть хорошим мужем или женой, будьте слепы в заботе о своей половине. Не мерьте, не судите, не критикуйте. Не применяйте к другим никакие мерки. Тем самым вы оказываете им милость. Если вы окажете другим милость, вы получите милость. Но если вы будете мерить других без милости, то и вы будете измерены без милости. Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам.
Милость никого не мерит. Иначе говоря, милость ничего не требует. Если что-то предъявляет требования, то это не милость. Милость не занимается математикой; милость не умеет складывать и вычитать. Милость совершенно слепа. Почему вы относитесь ко мне так хорошо, если я такой плохой? Потому что вы милостивы ко мне.
Иногда по милости Господа я был милостив к другим. Мои дети видели всё очень ясно, поэтому впоследствии они говорили мне: «Папа, разве ты не знаешь, что это очень плохой человек? Почему ты отнёсся к нему так хорошо?» Я отнёсся к нему хорошо, потому что я был слеп. Однако мои дети видели всё очень ясно. Но те, кто всё видит очень ясно, не могут быть милостивыми. Если вы хотите быть милостивыми, вы должны быть подобны Исааку, который слепо благословил Иакова. Точно так же мы, люди царства, должны быть слепы в отношении других людей. В этом случае мы будем милостивы к ним и будем всегда заботиться о них. Когда мои дети спрашивали меня, почему я хорошо относился к тем, кто этого не заслуживал, я всегда отвечал: «Вы не понимаете, что я делаю. Вы видите всё слишком ясно. Почему я отнёсся к нему так? Потому что он мне небезразличен». Таков принцип, которому люди царства следуют в отношении других людей. В своих отношениях с другими людьми мы должны быть внимательными к ним, сочувствовать им и быть милостивыми по отношению к ним. В своих отношениях с другими люди царства должны заботиться о них.
Если вы несколько раз прочитаете эти стихи, вы увидите, что в них заложен один очень важный принцип: мы должны забыть о себе и позаботиться о других. Вы знаете, почему вы критикуете и судите других? Потому что вы слишком много думаете о себе. Вы не обращаете внимания на чувства других и не заботитесь о них. Вас интересуют только ваши собственные чувства. Поэтому вы судите и критикуете других. Таким образом, если мы хотим не судить других, то мы должны заботиться о них. Для этого мы должны забыть о себе и подумать о других. Если мы будем сосредоточены на себе и будем пренебрегать чувствами других, то мы будем критиковать их. Но если мы будем заботиться о других, то мы не будем судить их.
1. Замечать бревно в собственном глазу, когда мы смотрим на соринку в глазу своего брата
В стихе 3 Господь говорит: «И почему ты смотришь на соринку, которая в глазу твоего брата, а бревна в своём глазу не замечаешь?» Будучи людьми царства, живущими в смиренном духе под небесным правлением царства, мы должны всегда замечать бревно в собственном глазу, когда мы смотрим на соринку в глазу своего брата. Соринка в глазу нашего брата должна напоминать нам о бревне в нашем собственном глазу.
2. Прежде вынуть бревно из своего глаза
Затем, в стихе 4, говорится: «Или как ты можешь сказать своему брату: «Дай, я выну соринку из твоего глаза» — а вот, в твоём глазу бревно?» В стихах 3-4 Господь говорит очень глубокие слова. Здесь Он хочет сказать, что мы должны заботиться не о себе, а о других.
В стихе 5 говорится: «Лицемер! Прежде вынь из своего глаза бревно и тогда будешь видеть ясно, чтобы вынуть соринку из глаза твоего брата». Пока бревно остаётся в нашем глазу, наше видение является расплывчатым и мы не можем видеть ясно. Указывая брату на его недостаток, мы должны понимать, что наш недостаток больше. Недостаток нашего брата подобен соринке, а наш недостаток — бревну. Итак, повторяю, Господь хочет, чтобы мы заботились о других. Возможно, когда вы стараетесь указать человеку на его недостаток, вас интересует недостаток, а не сам человек. Если вы делаете из недостатка человека бревно, значит вас интересует только его недостаток, а не он сам. Если вас будет интересовать брат, то вас не будет интересовать его недостаток. Наоборот, вы скажете: «По сравнению с моим огромным, как бревно, недостатком его недостаток — это просто соринка. Поэтому я рад не замечать его недостатка».
В 7:1-12 Господь хочет сказать нам, что мы должны заботиться о других. Принцип, которому люди царства следуют в отношении других людей, заключается в том, что мы должны заботиться о них. Мы должны следовать этому принципу во всех своих отношениях с людьми. Вы должны не просто поступать согласно своим чувствам, а заботиться о другом человеке. Это основополагающий принцип.
Б. Не давать того, что свято, псам и не бросать свои жемчужины перед свиньями
В стихе 6 говорится: «Не давайте того, что свято, псам и не бросайте ваши жемчужины перед свиньями, чтобы они не растоптали их ногами и, обернувшись, не разорвали вас». Выражение «то, что свято», видимо, обозначает объективную истину, которая принадлежит Богу; выражение «ваши жемчужины», видимо, обозначает субъективные переживания, которые являются нашими. У псов нет копыт, и они не жуют жвачку; у свиней раздвоенные копыта, но они не жуют жвачку. Таким образом, и те и другие нечисты (7, Лев. 11:27). Согласно откровению во 2 Пет. 2:12, 19-22 и Флп. 3:2, под «псами» и «свиньями» здесь понимаются религиозные, но нечистые люди.
В Мф. 7:6 тоже содержится мысль о том, что мы должны заботиться о других. Часто, увидев какую-то истину, доктрину, какой-то свет, мы говорим об этом другим, не обращая внимания на то, кто они: «псы», «ягнята» или «волки». Для вас важно только ваше чувство радости. Вы говорите: «О, я увидел свет в отношении церковной жизни! Церковь — это что-то славное и замечательное!» На радостях вы можете поделиться этим не с тем человеком. Тем самым вы даёте то, что свято, псам. Когда вы собираетесь дать кому-то что-то святое, вы должны задуматься, с кем вы говорите. Не нужно давать святое псам и бросать свои жемчужины перед свиньями. Когда вы говорите с кем-то о святых вещах, то есть об истинах, и о жемчужинах, то есть о переживаниях, нужно соблюдать основополагающий принцип заботы о других. Нужно понять, могут ли люди принять то, чем вы собираетесь поделиться. Кроме того, нужно чувствовать, сколько они могут принять. Другими словами, когда вы говорите с кем-то о духовных вещах, нужно исходить не из своих чувств и желаний, а из их способности принять то, что вы можете сказать.
Часто молодые люди выходили и рассказывали людям о церкви и о каких-то пережитых ими духовных вещах. Они думают только о своих чувствах и не обращают внимания на чувства других. К сожалению, часто эти люди оказывались «псами» или «свиньями», которые не могли принять сказанного. Напротив, они оборачивались к тем, кто говорил с ними, топтали жемчужины и пытались укусить братьев. Таким образом, если мы увидели свет о каких-то истинах или пережили что-то драгоценное от Господа и хотим поделиться этим с другими, мы должны позаботиться о тех, с кем мы делимся. Мы должны спросить себя: «Могут ли эти люди принять моё свидетельство? Могут ли они принять то, чем я собираюсь поделиться с ними?» Если вы будете заботиться о других, то вы не будете делиться всем со всеми, и некоторым вы не будете рассказывать своё свидетельство. Таков принцип, которому люди царства следуют в своих отношениях с другими.
Часто мы говорим с другими исходя из своих чувств и не обращаем внимания на их чувства. Предположим, сегодня вы испытываете большое рвение в отношении церковной жизни и Господнего восстановления. В своём рвении вы можете обидеть каких-нибудь «псов». В другой день у вас, может быть, есть свежие переживания Христа, и вы говорите: «О, Христос так удивителен! Христос — это бронза, железо и оружие, которым мы побеждаем врага». Вы так радуетесь своим переживаниям, что рассказываете о них всем подряд. Но некоторые оборачиваются и нападают на вас. Они говорят: «Что?! Мы никогда не слышали, что Христос — это оружие. Кто тебе это сказал? И как можно говорить, что Христос — это бронза и железо? Это богохульство!» Однако если вы заботитесь о других, вы, возможно, ни словом не обмолвитесь о своих свежих переживаниях Христа. Вы будете мудрыми в своих отношениях с другими; вы будете учитывать, что могут принять «псы» и что могут понять «свиньи». Но если вы будете радоваться и думать только о себе, а не о других, у вас возникнут неприятности; более того, из-за вас неприятности возникнут у других. В прошлом наши молодые люди иногда ходили на другие собрания и неблагоразумно высказывались там, не думая ни о чём, кроме своего рвения. Они были горящими, но, поскольку они не думали о других, из-за них только возникали неприятности.
Люди царства должны быть самыми мудрыми людьми. Встречаясь с людьми, мы должны чувствовать их «температуру» и обращать внимание на их состояние. Мы должны делать всё надлежащим образом; мы не должны провоцировать псов и свиней, чтобы они кусали нас и нападали на нас. Они могут обернуться и разорвать нас.
Стихи 7-11 представляют собой определённую трудность, поскольку кажется, что этих стихов здесь быть не должно. На протяжении нескольких лет я пропускал эти стихи и переходил от стиха 6 к стиху 12, поскольку стих 12 соответствует стихам 1-6. В стихе 12 говорится: «Итак, всё, что хотите, чтобы вам делали люди, так и вы делайте им; ибо это — закон и пророки». Этот стих является продолжением и заключением первых шести стихов. Однако стихи 7-11 представляют собой явное отступление, вставленное между стихами 6 и 12. В чём значение этого отступления? Как мы говорили, в 7:1-12 говорится о принципах, которым люди царства следуют в отношении других людей. Мы увидели, что основной принцип, которому должны следовать люди царства, заключается в том, что они должны заботиться о других. Когда мы судим других или говорим о чём-то духовном, мы должны заботиться о людях. Теперь давайте рассмотрим, какое отношение к этому имеют стихи 7-11.
В стихах 7 и 8 говорится: «Просите, и вам будет дано; ищите, и найдёте; стучитесь, и вам будет открыто. Ибо всякий, кто просит, получает; и тот, кто ищет, находит; и тому, кто стучится, будет открыто». Чтобы понять эти стихи, нужно иметь определённые переживания. Читая эти стихи снова и снова в свете своих переживаний, мы понимаем их смысл. Они означают, что в своих отношениях с другими мы должны надеяться на небесного Отца. Мы должны просить Его, искать Его и стучаться к Нему. Часто мы этого не делаем. Но эти стихи показывают, что в своих контактах с людьми и в своих отношениях с ними нам всегда нужно надеяться на Господа и говорить: «Господь, скажи мне, как мне вести себя при контакте с этими людьми. Господь, покажи мне, как мне относиться к ним». Иногда недостаточно только просить. Нужно искать и даже стучаться. Это показывает, что наши контакты с людьми — это серьёзный вопрос. Не считайте их чем-то незначительным. Мы, люди царства, должны воспринимать их серьёзно; мы никогда не должны быть легкомысленными или распущенными, и мы никогда не должны исходить просто из своих чувств. Когда мы делаем что-то, мы должны заботиться о других. Мы должны просить, искать и даже стучаться в небесную дверь, чтобы увидеть, как мы должны относиться к другим. Итак, мы должны просить, искать и стучаться; тогда мы будем знать, как нужно вести себя при контактах с людьми.
В Евангелии от Матфея показано, что при контактах с людьми нужно вести себя согласно принципу царства. В стихе 11 Господь, после того как в стихах 9 и 10 Он привёл в качестве примера сына, просящего хлеба и рыбы, говорит: «Если же вы, будучи злыми, умеете давать благие дары своим детям, то тем более ваш Отец, который на небесах, даст блага тем, кто просит Его!» Поскольку Евангелие от Матфея — это книга о царстве, «блага», о которых говорится в стихе 11, — это, несомненно, всё, что связано с царством. Однако в параллельном стихе, Лк. 11:13, говорится: «Если же вы, будучи злыми, умеете давать благие дары своим детям, то тем более Отец, который с неба, даст Святого Духа тем, кто просит Его!» В Лк. 11:13 сказано не «блага», а «Святого Духа». Если сопоставить эти два стиха, станет ясно, что людям царства при контактах с людьми следует вести себя согласно царству и согласно Святому Духу. И царство, и Святой Дух показывают, как мы должны относиться к другим. Та мудрость, которая нужна нам для надлежащих контактов с людьми, исходит от царства и от Духа. В своих отношениях с другими мы должны просить, искать и стучаться. В итоге мы получим водительство в отношении того, как относиться к людям согласно царству и согласно Духу. Таким образом, управляющим принципом наших контактов с другими являются царство и Дух. Если наши контакты с другими будут основаны на этом принципе, мы не будем совершать ошибок.
Если вспомнить прошлое, то придётся признать, что мы совершали ошибки в своих контактах с людьми. Бывали случаи, которые никому не приносили пользы. Но теперь царство обучает нас. Мы не распущенные верующие; мы серьёзные и строгие люди царства. Наши контакты с людьми соответствуют принципу царства и принципу Святого Духа. Когда мы просим, ищем и стучимся, мы получаем водительство, необходимое нам при контактах с другими. Если мы будем просить, нам будет дано; если мы будем искать, мы найдём; и если мы будем стучаться, дверь откроется.
Согласно человеческим представлениям, сначала мы проходим путь, а затем оказываемся у двери. Но в Библии мы видим прямо противоположное этому божественное представление. Сначала мы входим в дверь, а затем идём определённым путём. Господь сказал: «Стучитесь, и вам будет открыто». Иначе говоря, нам будет открыта дверь, и мы окажемся на пути. Если мы будем просить, искать и стучаться, нам будет открыта дверь, и мы увидим перед собой путь. Тогда мы будем знать, как вести себя при контактах с другими. Для контактов с другими нам в качестве водительства нужны открытая дверь и прямой путь. У нас будут открытая дверь и прямой путь только в том случае, если мы будем просить, искать и стучаться. Для контактов с другими, будь то неверующие, святые или церкви, всем нам просто необходимо найти подходящий и успешный путь.
Все мы должны научиться заботиться о других и молиться: «Господь, покажи, что мне делать». Сначала нужно просить. Если путь не откроется, нужно искать. Если путь и тогда не откроется, нужно стучаться. Стучаться — значит приблизиться к Тому, кого вы ищете. Просить можно и издалека, но стучаться издалека нельзя. Стучась, вы стоите непосредственно перед Тем, кого вы ищете. Поэтому вам нужно уделять время тому, чтобы искать Господа. При контактах с другими нам нужно просить, искать и стучаться. Тогда дверь откроется, мы получим прямой путь для контактов с людьми, наш контакт с ними будет полезным, и мы будем спасены от ошибок. Кроме того, мы научимся остерегаться псов и свиней. Вот почему между 6-м и 12-м стихами вставлены стихи 7-11.
Прежде чем рассмотреть стих 12, нам нужно добавить кое-что ещё о том, что нам нужно просить, искать и стучаться. Просить — значит молиться обычным образом, искать — значит умолять особым образом, а стучаться — значит подойти к двери вплотную. В стихе 8 говорится, что мы просим и получаем; это применимо к молитве людей царства о соблюдении ими нового закона царства. Они просят об этом и получат это. Мы ищем и находим; это применимо к 6:33. Люди царства ищут царства Отца и Его праведности и найдут их. Мы стучимся, и нам открывают дверь; это применимо к 7:14. Узкие ворота будут открыты людям царства в результате того, что они стучатся.
В стихе 11 мы видим великое обещание. Такое обещание подтверждает, что Отец людей царства, который на небесах, заботится о них и снабжает их. Поэтому они вполне способны исполнить новый закон царства и жить в действительности царства, чтобы войти в его проявление.
В стихах 9 и 10 упоминаются хлеб и рыба, которую просит сын. Это указание на то, что у просящего есть какая-то нужда. Когда мы просим, ищем и стучимся, у нас всегда есть какая-то нужда. Наш небесный Отец знает нашу нужду и даст нам то, в чём мы нуждаемся. Ни один отец не даст своим детям камень вместо хлеба или змею вместо рыбы; отец всегда даёт детям какие-то блага. Наш небесный Отец тем более даст нам то, что Он считает благом. Даже когда мы ищем какого-то пути для контактов с другими, Он даст нам лучший путь, тот путь, который нам нужен.
Г. Делать людям то, что вы хотите, чтобы они делали вам
Теперь мы переходим к стиху 12, который завершает ту часть, в которой говорится о принципах, которым люди царства следуют в отношении других людей. В этом стихе говорится: «Итак, всё, что хотите, чтобы вам делали люди, так и вы делайте им; ибо это — закон и пророки». Новый закон царства не противоречит закону и пророкам; напротив, он исполняет и даже дополняет их.