Провозглашение конституции царства
(3)
Чтобы государство или царство было хорошим, нужны хорошие люди. Для надлежащей страны нужны надлежащие люди. Поэтому в конституции небесного царства Господь Иисус в первую очередь показывает, какие люди живут в царстве небес.
Внутреннее существо людей царства
Все девять благословений в Мф. 5:3-12 связаны с природой людей царства. То, какие мы люди, определяется нашей природой. Все аспекты этих девяти благословений связаны главным образом не с чем-то внешним, материальным, а с нашим внутренним существом. Кроме того, эти стихи также в определённой степени связаны с внешним выражением. Рассмотрим в качестве примера праведность. Если вы внимательно прочитаете эти стихи, то вы увидите, что праведность, о которой говорится здесь, — это не просто внешнее поведение. Это проистечение нашего внутреннего существа, выражение того, какие мы внутри. Таким образом, в первом разделе конституции (Мф. 5:1-12) рассматривается внутреннее существо людей царства.
Рассматривая показанную в этих стихах природу людей царства, мы должны помнить о девяти ключевых словах, по одному слову на каждое из девяти благословений: нищие духом, скорбящие, кроткие, алчущие и жаждущие праведности, милостивые, чистые, мирные, гонимые и поносимые. Эти слова показывают, какими должны быть люди царства. Они всегда должны быть нищими духом, скорбеть о нынешней обстановке, кротко переносить нападки, быть праведными к себе, быть милостивыми к другим, быть чистыми по отношению к Богу, быть мирными по отношению ко всем людям, быть гонимыми за праведность и подвергаться поношению за Христа. Вместе эти девять слов описывают природу людей царства.
Большое значение имеет порядок этих стихов. Прежде всего, мы должны быть нищими духом, а затем мы сможем скорбеть. Если мы не нищие духом, то Царь не может войти в наше существо, чтобы основать Своё царство. Если в нас не основано небесное царство, то мы не можем осознать, насколько неблагоприятна и печальна обстановка во всём мире. Однако если Господь Иисус сможет установить в нас Своё царство и если для Него будет открыто всё наше существо, самые глубины нашего существа, наш дух, то мы осознаем, что земля темна, растленна и наполнена грехом. Тогда мы естественно будем скорбеть о такой печальной обстановке. Вот почему Господь говорил сначала о нищих духом, а уже затем о скорбящих. Он поставил необходимость быть нищими духом на первое место. Мы можем скорбеть, только когда мы нищие духом.
Если мы будем нищими духом и будем скорбеть о печальном состоянии других людей, то мы естественно будем кроткими. Даже если в печальном состоянии находится ваша тёща, не говорите ей об этом. Возможно, в глазах Господа даже ваша дорогая жена находится не в очень хорошем состоянии. Если её сердце и её интересы не заняты Господом, если ей безразлично царство Господа, то она находится в печальном состоянии. У вас в духе есть Господь Иисус с небесным царством, но как насчёт вашей жены? Может быть, вы на высшем небе, а она на самом дне Геенны. Задумайтесь также о своих детях. Может быть, вы очень сильно любите Господа, а они совсем не любят Его. Тогда вы должны скорбеть о тёще, о жене и о детях. Кроме того, вы должны скорбеть о своих родственниках, коллегах и соседях. Есть ли кто-нибудь, кто действительно ищет Господа? Посмотрите на прискорбное состояние сегодняшнего мира, в том числе христианства. Коммерсантов интересуют только деньги, студентов интересует только их образование, а работающих людей интересуют только повышение по службе и должности. Если мы будем нищими духом, мы обязательно будем скорбеть обо всей этой обстановке. Мы будем скорбеть о той обстановке, в которой мы находимся, и о людях, которые нас окружают.
Поскольку мы скорбим о других, мы ни в коем случае не должны сражаться против них. Вместо того чтобы сражаться, мы будем естественно проявлять кротость по отношению к ним. Если вы ещё не кротки по отношению к жене, это показывает, что царство небес ещё не завладело вами. Это означает, что вас по-прежнему занимают другие вещи. Если вы будете полностью заняты небесным царством, вы будете скорбеть о своей жене и будете кроткими по отношению к ней. Вы будете кроткими по отношению ко всем, кто находится в печальном состоянии. Если вы студент, вы будете кротким по отношению к своим преподавателям и однокурсникам. Вы будете кроткими по отношению к другим, потому что внутри вы будете остро переживать их печальное состояние. Поскольку вы молитесь о них скорбящими молитвами, вы будете кроткими при встрече с ними.
Я хочу сказать ещё кое-что о кротости. В Новом Завете говорится, что мы сражаемся не против плоти и крови, а против дьявола, против Божьего врага. Мы должны день и ночь сражаться против дьявола, Божьего врага. Но мы не сражаемся против людей, даже если эти люди противостоят нам. Мы должны быть кроткими по отношению ко всем людям, включая противников. Мы должны сражаться с Сатаной и начальствами в воздухе, но мы не должны сражаться с людьми. Мы должны любить их всех. Молодые люди, вы не должны идти в студенческие городки, чтобы сражаться со студентами. Нельзя говорить: «Мы победим студентов и завладеем землёй!» Когда вы идёте в студенческие городки, вы должны не сражаться, а быть кроткими. Мы должны быть настолько кроткими, чтобы, даже если гонитель бьёт нас по правой щеке, мы поворачивали к нему левую щёку. Быть кротким — значит не сопротивляться. Однако, поворачивая свою левую щёку к гонителю, мы в то же время должны молиться: «Господь, свяжи силы тьмы!» Что касается других людей, по отношению к ним мы кротки, но что касается сил тьмы, с ними мы должны сражаться. Врагом являются не люди, а Сатана с его ангелами, злые силы в воздухе.
Алчущие и жаждущие праведности
Проявляя кротость по отношению к другим, мы в то же время должны алкать и жаждать праведности. Мы сами должны быть правы перед всеми. Мы должны быть правы перед родителями, перед мужем или женой, перед детьми, перед родителями супруга, перед своими родственниками и перед соседями. Люди, живущие в небесном царстве, обладают такой праведностью. Не думайте, что, если мы скорбим и если мы кроткие, мы можем позволить себе быть распущенными. Нет, мы должны алкать и жаждать высшей праведности.
Праведные к себе, милостивые к другим
По отношению к себе мы должны быть строгими согласно праведности, но по отношению к другим мы должны научиться быть милостивыми и ничего не требовать от них. Если христианин требует чего-то от других, это неправильно. Если вы будете действительно строгими к себе, то вы научитесь быть милостивыми к другим. Но не пытайтесь быть милостивыми к другим, если вы ещё не праведны к себе. Все распущенные люди относятся к другим милостиво, потому что они уже отнеслись милостиво к себе. Если человек каждое утро встаёт поздно, он будет очень милостив к тем, кто встаёт поздно. Такая милость вообще не является милостью; это нечто совершенно неправильное. Ни один распущенный человек не умеет быть милостивым к другим. Только строгий, праведный человек умеет быть милостивым. Если вы хотите быть милостивы к другим согласно пятому благословению, сначала вы должны быть праведны к себе согласно четвёртому благословению.
Мы должны быть праведными и строгими к себе и никогда не давать себе поблажек. Но если другие обижают нас, тем самым проявляя свои недостатки, мы должны быть милостивыми к ним. Все самоправедные люди осуждают других и никогда ничего не прощают им. Господь на горе говорил совсем другое. По отношению к себе мы должны быть праведны, строги, серьёзны и объективны. Но по отношению к другим мы должны быть милостивы. Что касается Самого Бога, Он праведен. Однако, если бы Он был до конца праведен по отношению к нам, все мы были бы убиты. Бог праведен в том, что касается Его Самого, но по отношению к нам Он полон милости. Поскольку мы падшие грешники, нам, несомненно, нужна Божья милость. Кроме того, мы должны научиться быть праведными к себе и милостивыми к другим. Это касается в первую очередь не внешнего поведения, а нашего внутреннего отношения, нашего внутреннего существа.
Возможно, вы ведущий брат, или старейшина в церкви, или брат, который живёт в доме братьев, и вам трудно быть строгим к себе и при этом милостивым к другим. Предположим, все должны быть дома в определённое время. Приходить домой позже этого времени — значит поступать неправедно. Кроме того, создавать неудобства для других — это неправильно. Однако некоторые молодые люди, приходя домой, разбрасывают обувь где придётся. У меня был один знакомый соработник, проповедник и учитель Библии, который имел обыкновение разбрасывать свои носки по комнате, не заботясь о том, где они окажутся. Однажды мы с этим братом остановились в одном доме. Хозяйка дома была очень обеспокоена неаккуратностью этого брата и сказала мне об этом. Мне было очень стыдно! Возможно, некоторые братья, живущие в домах братьев, ведут себя точно так же.
Предположим, другим братьям не нравится, что они должны мыть посуду; поэтому они моют её нетщательно. Такое поведение неправедно. Если человек обманывает других людей в своих интересах и нарушает их права, его поведение ни в коем случае нельзя назвать праведным. Плохо мыть посуду — значит обманывать других. Если вы поступаете так, то вы неправедный человек. Если вы ведущий брат в доме братьев, то вы должны быть строгим к себе в том, что касается расписания, излишних разговоров, шума, мытья посуды и многого другого. Не говорите, что требования слишком высоки. Возможно, вам кажется, что эти требования слишком высоки, но для Христа, который живёт в вас, эти требования не слишком высоки. Что бы вы ни делали, вы должны быть строгими к себе.
Однако, если вы ведущий брат в доме братьев или в каком-либо аспекте церковной жизни, вы также должны быть милостивы. Иногда ведущий брат делает неаккуратному брату предупреждение в отношении мытья посуды: «Это первое предупреждение в отношении мытья посуды. Если будет ещё два предупреждения, тебе придётся уехать отсюда». Не забывайте, сколько раз Господь Иисус велел прощать брата (18:21-22). Даже если вы несколько раз поговорили с братом, а он по-прежнему плохо моет посуду, вы должны быть милостивы к нему. Не выгоняйте даже такого неаккуратного и безнадёжного брата. Будьте милостивы к нему. Это не означает, что вы должны доходить до противоположной крайности и говорить: «Я узнал, что я должен быть милостивым к этому брату. Поэтому впредь я никогда не буду говорить с ним о том, как он моет посуду. Пусть он моет посуду так, как ему хочется. Нам придётся терпеть это, чтобы он не ушёл». Такое отношение тоже неправильно. Вы должны день за днём заботиться об этом неаккуратном брате. Пусть он занимается мытьём посуды, но каждый раз, когда очередь мыть посуду доходит до него, вы должны быть терпеливы и милостивы к нему.
Мы склонны быть или строгими, или неаккуратными. Но мы должны научиться быть, с одной стороны, строгими, а с другой стороны, милостивыми. Если мы отнеслись к кому-то строго, то мы сразу же должны проявить к ним милость. Это один из тех важных уроков, которые должны усвоить старейшины. Люди царства являются и праведными, и милостивыми. Если вы праведны, вы должны быть праведными до конца, и если вы милостивы, то вы должны быть очень милостивыми. Праведность и милость — это противоположные понятия, однако в вашем переживании они должны соединяться. Вашей праведности должна сопутствовать ваша милость.
Чистые сердцем и способные видеть Бога
Согласно последовательности, в которой перечисляются благословения в Мф. 5, сначала говорится о том, что мы должны быть милостивы к другим, а затем о том, что мы должны быть чистыми сердцем. Это подтверждается нашим переживанием. Если вы не будете праведными к себе и милостивыми к другим, то вам будет трудно быть чистыми сердцем по отношению к Богу. Чтобы быть чистыми сердцем по отношению к Богу, вы должны быть строгими к себе и милостивыми к другим. С точки зрения логики это кажется неразумным. Но наши практические переживания показывают, что это так. Если вы не будете праведными к себе и милостивыми к другим, то вы не сможете быть чистыми по отношению к Богу. Я думаю, что по крайней мере некоторые в церквях переживают то, о чём я говорю. За многие годы мы научились быть строгими к себе и не давать себе поблажек. Но мы также научились быть милостивыми к другим, особенно к тем, кто слабее нас. Поэтому мы ищем Бога чистым сердцем. Если мы праведны к себе и милостивы к другим, то мы видим Бога. Но если мы распущены и если мы осуждаем других, то мы будем совершенно слепы и не сможем увидеть Бога. Если мы даём себе поблажки, но при этом предъявляем требования к другим, то наше сердце нечисто. Сердце становится чистым по отношению к Богу, только если мы строго относимся к себе и милостиво относимся к другим.
Даже в церквях многие святые всегда оправдывают себя и предъявляют требования к другим. Например, в качестве оправдания того, что они поздно встали, они говорят, что прошлой ночью им позвонили из другого города. Но, услышав, что какой-то брат не пришёл на утреннее оживление, они говорят: «Почему он не пришёл? Он ведущий брат в доме братьев, поэтому он должен вставать рано утром». Такой человек слеп, это означает, что его сердце нечисто. Мы должны быть строги к себе и милостивы к другим. Если мы видим, что другие распущенны, праздны и неаккуратны, возможно, нам нужно должным образом сделать им предупреждение. Однако мы всё равно должны быть милостивы к ним. Даже если иногда нам приходится быть очень строгими с другими, мы всё равно должны проявлять милость по отношению к ним. Если мы будем строги к себе и милостивы к другим, то у нас будет чистое, нераздвоенное сердце по отношению к Богу. Если у нас будет чистое сердце, в награду мы увидим Бога. Я могу заверить вас, что если вы на практике будете строгими к себе и милостивыми к другим, то вы увидите Бога.
Кроме того, вы будете мирным человеком. Те, кто строг к себе, милостив к другим и чист по отношению к Богу, являются миротворцами. Им не нравится обижать людей, причинять им боль, наносить им вред. Им нравится творить мир со всеми. Быть миротворцем — не значит быть дипломатичным. Быть дипломатичным — значит притворяться и лицемерить. Мы должны быть праведными, как квадрат, а не дипломатичными, как круг. Не забывайте, Новый Иерусалим — это квадрат, а не круг. Мы, христиане, должны быть такими же. Мы праведны, как квадрат, но при этом мы милостивы к другим. Это позволяет нам быть чистыми по отношению к Богу и видеть Его. Тогда мы естественно станем миротворцами. Вместо того чтобы сражаться с другими и причинять им боль, мы всегда будем оставаться в мире со всеми окружающими. Вот что значит быть миротворцем.
Миротворцы будут названы сыновьями Божьими. Иначе говоря, окружающие скажут: «Это не просто сыновья человеческие — это сыновья Божьи». Все сыновья человеческие сражаются друг с другом, а сыновья Божьи, подобно своему небесному Отцу, живут в мире и всегда творят мир с другими. В Рим. 12:18 говорится: «Если возможно, насколько это зависит от вас, живите в мире со всеми людьми». Однако это поддержание мира не должно быть только внешним поведением. Это дипломатия. Наш мир должен быть следствием нашей природы. Наша природа заставляет нас быть строгими к себе, милостивыми к другим и чистыми по отношению к Богу. Поскольку у нас такая природа, мы естественно поддерживаем мир с другими людьми. Это не дипломатический мир, а естественное следствие нашей природы. Из-за этого другие скажут: «Это поистине сыновья Божьи».
Если наша природа будет соответствовать тому, что показано в этих стихах, то некоторые люди в обществе будут гнать нас. Нас будут гнать по двум причинам: за праведность и из-за Христа. Восьмое благословение связано с гонением за праведность (ст. 10), а девятое — с гонением из-за Христа (ст. 11-12). Почему люди гонят нас за праведность и из-за Христа? Просто потому что мы нищи духом, потому что нас беспокоит неблагоприятная обстановка в сегодняшнем мире и мы скорбим о ней, потому что мы кротки по отношению к противникам, праведны к себе, милостивы к другим, чисты по отношению к Богу и потому что мы творим мир со всеми. По этой причине порочное общество не может жить в согласии с нами. Мы хотим быть праведными, поэтому они будут гнать нас за праведность. Мы хотим быть искренними и честными и поступать правильно, поэтому они будут гнать нас.
Если мы подвергаемся гонению за праведность, то царство небес — наше. Страдания за праведность — это условие для участия в царстве небес. Если мы не остаёмся в праведности, мы находимся вне царства. Но если мы остаёмся в праведности, то мы находимся в царстве, потому что царство самым тесным образом связано с праведностью. В царстве нет ничего неправильного, несправедливого и тёмного; всё является праведным и светлым. Такова природа царства. Чтобы царство небес вошло в нас, мы должны быть нищими духом, а чтобы царство небес оставалось в нас, мы должны оставаться в праведности. И в том, и в другом случае царство небес — наше. Если мы хотим получить царство небес, мы должны быть нищими в своём духе, а если мы хотим, чтобы царство небес оставалось в нас, мы должны оставаться в праведности. Однако, если вы хотите оставаться в праведности, будьте готовы столкнуться с гонениями. Вы будете гонимы за праведность.
Весь мир — и политический, и религиозный, и образовательный, и торговый, и промышленный — настроен против Христа. Поэтому, если вы будете жить Христом, для Христа и с Христом, люди обязательно будут поносить и злословить вас. Про вас будут распространять множество слухов. Может быть, вы работаете в сфере образования, но иногда вы отказываетесь принимать участие в некоторых вещах, которые там происходят, и предпочитаете идти путём Христа. Может быть, некоторые из нас работают в сфере экономики или торговли. Но, работая в этой сфере, они живут Христом и для Христа и движутся с Христом. Другие люди, работающие в той же сфере, начнут гнать вас и говорить о вас ложь. Однако вы должны сносить это ради Христа.
У каждого из девяти благословений есть своя награда. Наградой первого благословения является царство небес, наградой второго — утешение, наградой третьего — земля, наградой четвёртого — насыщение, наградой пятого — милость, наградой шестого — то, что мы увидим Бога, наградой седьмого — то, что мы будем названы сыновьями Божьими, наградой восьмого — царство небес и наградой девятого — Христос. Если у нас есть Христос, то у нас есть царство небес. Но если у нас нет Его, то у нас нет царства небес. Следовательно, действительным благословением является Христос со Своим царством. Чтобы разделять это благословение, мы должны быть нищими духом, скорбеть о неблагоприятной обстановке, кротко переносить нападки, быть праведными к себе, быть милостивыми к другим, быть чистыми сердцем по отношению к Богу, творить мир со всеми, быть гонимыми за праведность и подвергаться поношению за Христа. Такова природа людей царства. В конечном счёте, люди царства представляют собой действительность царства. Вот что такое царство, которым сегодня является церковная жизнь. Сегодня церковь является действительностью царства.