(4)
В этом сообщении мы переходим к испытанию только что назначенного Царя (Мф. 4:1-11). После Своего помазания Господь был испытан. В Божьем управлении последовательность всегда такова: избрание, помазание, испытание. Это можно проиллюстрировать на примере семейной жизни. Прежде чем вступить в брак, вы, разумеется, сделали выбор. Среди многих людей, с кем вы могли бы вступить в брак, вы выбрали одного определённого человека. После выбора было назначение, а после назначения было испытание. Почти все семейные пары не выдержали испытания семейной жизнью. Мы успешно осуществили назначение, но мы не смогли успешно пройти испытание.
После того как небесный Царь был помазан и назначен, Он был уведён Святым Духом в пустыню для испытания. Он не пошёл в пустыню Сам — Он был уведён туда тем самым Святым Духом, который сошёл на Него. В нашей семейной жизни Бог тоже приводит нас к испытанию. Многие молодые братья и сёстры жаловались Богу и говорили: «Господь, до моего вступления в брак мной было принесено множество молитв. Наконец Ты сказал мне, что мой брак с этим человеком — это Твоя воля, что это тот человек, которого Ты мне приготовил. Господь, Ты знаешь, что сначала у меня не было никакого интереса к этому человеку, но по Твоему всевластию Ты устроил так, чтобы мы сошлись. Но посмотри, что происходит сегодня. Посмотри на человека, которого Ты дал мне. Кто ошибся: Ты или я?» Не ошибся ни Господь, ни вы. Это испытание от Господа.
Я верю, что все браки совершаются по Божьему всевластию, даже те, которые кажутся самыми ошибочными. Ничто не происходит с Божьими детьми без всевластного разрешения Бога. Мы знаем, что всё вместе работает нам на благо (Рим. 8:28), в том числе даже брак, который кажется ошибочным. Кто знает, какой брак является правильным? Я имею многолетний опыт семейной жизни. Сорок пять лет тому назад я мог определённо, ясно и убедительно говорить другим людям, какой брак является правильным. Но если вы зададите мне этот вопрос сегодня, я скажу: «Я не буду знать этого до тех пор, пока мы не вступим в вечность. После такого многолетнего опыта семейной жизни я действительно не знаю, какой брак является правильным». Но я усвоил, что любой брак в Божьем всевластии является правильным. Поэтому у всех вас правильный брак. Братья, ваша жена — это именно та, которая вам нужна. Сёстры, ваш муж — это именно тот, который вам нужен. Верите вы в это или нет — вам не избежать ваших обстоятельств. Бывает так, что, прожив в браке несколько лет, молодые люди и люди среднего возраста приходят к выводу, что они совершили ошибку и что, если бы они смогли вступить в брак ещё раз, они бы сделали это иначе. Могу вас заверить, что, даже если бы вы могли вступить в брак много раз, вы бы всё равно потом почувствовали, что совершили ошибку. Почти все, кто готовится вступить в брак, думают, что сделали правильный выбор, но спустя несколько лет иногда им, возможно, кажется, что они ошиблись. Причина этого в том, что Бог подвергает нас испытанию в семейной жизни.
Господь испытывает нас не только в семейной жизни, но и в церковной жизни. Когда мы только что пришли в церковную жизнь, мы переживали медовый месяц церковной жизни. Мы наслаждались славной церковной жизнью, и всё было чудесно. Однако рано или поздно мы подвергнемся испытанию. Каждый брат, который входит в состав старейшин, подвергается испытанию, и это испытание обычно приходит со стороны других старейшин. Возможно, сначала вы были единственным старейшиной в вашей местности. Вы искали других братьев, которые бы помогали вам, и впоследствии к вам присоединились ещё двое. За несколько месяцев все трое из вас были испытаны друг другом. Господь допускает это. В Божьем домостроительстве, после того как мы получаем какое-нибудь назначение, мы всегда подвергаемся испытанию. Если Господь Иисус должен был пройти испытание, то что можно сказать о нас?
В течение многих лет я не мог до конца понять этот отрывок Слова. Хотя я слышал ряд сообщений по этому отрывку, ни одно из них не затронуло суть вопроса. Чтобы понять его до конца, нам нужно увидеть, что в Божьем домостроительстве мы всегда будем подвергаться испытанию, после того как мы были помазаны и назначены на что-либо. Даже Господь Иисус не был исключением. Как мы увидим, в принципе, все испытания одинаковы.
В стихе 1 говорится: «Тогда Иисус был уведён Духом в пустыню, чтобы искусил Его дьявол». После крещения в воде и помазания Духом Божьим Иисус как человек двигался согласно водительству Духа. Это говорит о том, что Его царственное служение в Его человечестве осуществлялось согласно Духу.
Сначала Дух повёл помазанного Царя туда, где Его должен был искусить дьявол. Это искушение было испытанием, которое должно было подтвердить, что Он вправе быть Царём для царства небес. Слову «дьявол» соответствует греческое слово диаболос, которое означает «обвинитель», «клеветник» (Отк. 12:9-10). Дьявол, Сатана, обвиняет нас перед Богом и клевещет на нас перед людьми.
Б. Проводит в посте сорок дней и сорок ночей
В стихе 2 говорится, что Господь провёл в посте сорок дней и сорок ночей. Эти сорок дней и сорок ночей были временем испытания и страдания (Втор. 9:9, 18; 3 Цар. 19:8). Дух повёл только что помазанного Царя поститься в течение этого времени, чтобы Он вступил в Своё царственное служение.
1. Предложение превратить камни в хлебы
Первое испытание было связано с нуждами человеческой жизни, с потребностью обеспечить себе существование. Наши родственники, особенно принадлежащие к старшему поколению, всегда беспокоятся по поводу того, как мы будем обеспечивать себе существование. Иногда они говорят: «Любить Господа — это хорошо, но не нужно любить Его неразумно. Тебе необходимо учесть, что ты должен обеспечить себе нормальное существование». Когда в 1933 году я получил от Господа бремя и водительство оставить свою работу, мои родственники со стороны жены сказали: «У тебя хорошая работа. Ты прилично зарабатываешь и можешь позаботиться о семье и помочь другим. Ты можешь выступать с сообщениями по воскресеньям и проводить собрания по вечерам в течение недели. Зачем тебе увольняться с работы? Многие усиленно ищут такую работу, но не имеют возможности получить её, а ты увольняешься! Интересно, а как же ты сможешь обеспечить себе существование? Мы не представляем, каким образом ты будешь содержать жену и детей». Я не слушался их советов, и они не могли отговорить меня уволиться с работы, чтобы отдать всё своё время служению Господу. Несколько раз родственники со стороны жены даже посылали свою маленькую дочку, чтобы она тайком зашла к нам на кухню и посмотрела, есть ли у нас еда. Они боялись, что мы будем голодать. Нужды человеческой жизни глубоко касаются нас, и даже Господь Иисус был испытан в отношении этих нужд.
Следуя водительству, Господь провёл в посте сорок дней и сорок ночей. После этих сорока дней и сорока ночей Он ощутил физический голод, и искуситель, подойдя, сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни стали хлебами» (ст. 3). На это предложение Господь ответил: «Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим через уста Божьи» (ст. 4). Многие христиане думают, что, если Господь в то время постился, это значит, что Он ничего не ел. Однако сказанное здесь показывает, что во время Своего поста Господь Иисус ел. С физической точки зрения, Он постился, но, с духовной точки зрения, Он ел.
Здесь мы видим один важный принцип. С точки зрения Господнего служения и Господнего домостроительства, если мы не умеем снижать наши физические потребности и заботиться о духовных потребностях, то мы не вправе участвовать в Господнем служении. Чтобы получить право участвовать в Господнем служении, мы должны быть испытаны. Мы должны отложить в сторону наши физические потребности. Хороший заработок, хорошее питание, хорошая одежда и нормальное жильё — всё это имеет второстепенное значение. Первостепенное значение имеет питание духовной пищей. Сразу же после Своего крещения Господь Иисус был приведён в такие обстоятельства, в которых Он мог провозгласить всей вселенной, что Его не интересуют физические потребности и что Он будет удовлетворять только духовные потребности. На сорок дней и сорок ночей Он отказался от любой физической пищи, забыв о физических потребностях. Однако Он удовлетворял духовные потребности. Хотя Он ничего не ел для питания Своего физического тела, Он много ел для питания Своего духа. Сатана был в корне неправ, полагая, что Господь Иисус ничего не ел в течение тех дней в пустыне. Хотя Он постился, отказываясь от физической пищи, Он вкушал духовную пищу. Это испытание, связанное с нуждами человеческой жизни.
Многие жёны оказываются неспособны выдержать это испытание. Каждая жена очень беспокоится о своей защищённости. Жёны хотят, чтобы у них были хорошие питание, одежда и жильё. Другими словами, они хотят хорошо жить. Это становилось проблемой для многих братьев. Хотя у этих братьев было желание идти путём церкви, их жёны не были готовы следовать за ними, потому что у них не было гарантии хорошей жизни. Многие из нас могут свидетельствовать, что, как только мы пошли путём церкви, наши жёны сказали: «А как же наше будущее? Как мы будем жить? Как нам быть с питанием, одеждой и жильём?» Это испытание, которое ждёт нас, если мы хотим пойти путём церкви и путём Божьего домостроительства.
Первое испытание, которое мы должны пройти, — это испытание, связанное с нуждами нашей человеческой жизни. Мы должны уделять больше внимания духовной пище, чем физической. Будем ли мы жить или умрём, — это вопрос второстепенный. Наша забота лишь в том, чтобы наш дух был насыщен, чтобы наш дух пировал Словом Божьим, Самим Богом.
Некоторые пасторы, миссионеры и учителя Библии видели путь церкви и обстоятельно беседовали со мной о нём. Но, понимая, что это узкий путь, они беспокоились о том, что произойдёт с их образом жизни, если они пойдут этим путём. Жёны многих из этих дорогих братьев просто не соглашались с тем, чтобы их мужья шли этим узким путём. Они знали, что их уровень жизни снизится, если их мужья пойдут путём церкви.
Сорок пять лет тому назад в Китае этот путь был поистине узким и мы каждый день подвергались испытанию в отношении наших жизненных нужд. Много раз случалось так, что всего один доллар спасал некоторых из нас от голода, когда нечего было есть. Чтобы идти этим узким путём, мы вынуждены были жить верой в Бога. Хотя это было очень трудно, мы жили верой много лет. Я могу свидетельствовать, что в те дни испытаний, когда наш уровень жизни сильно снизился, мы пировали Богом и Его Словом. Мы переживали то же самое, что переживал Господь Иисус в пустыне. Он не принимал решения идти в пустыню и пошёл туда не по Своему собственному выбору. Он был уведён туда Святым Духом. Подобным образом мы были уведены Богом в пустыню церковной жизни. Пятьдесят лет тому назад церковь поистине находилась в пустыне. Почти каждый день мы подвергались испытанию относительно того, что мы будем есть вечером. Но это было время, когда мы наслаждались, пируя Словом Божьим. С одной стороны, у нас было не очень много физической пищи, но, с другой стороны, мы действительно пировали богатым Словом.
Сегодня в церковной жизни действует тот же принцип. Если мы встанем на путь церкви, то первым испытанием, с которым мы встретимся, будет снижение нашего уровня жизни. Это испытание в области наших физических жизненных нужд. Любой, кто пойдёт путём церкви, будет испытан в этой области своих повседневных жизненных нужд. Мы будем испытаны, чтобы показать всей вселенной, что нас заботит не физическая пища, а духовная. В те дни в пустыне Иисуса заботила не Его физическая пища, а Его духовная пища. Физически Он постился, но при этом Он питался Словом Божьим. В пустыне Он жил не одним хлебом; Он жил Словом Божьим.
а. Подвергается искушению оставить положение человека, выступив с позиции Сына Божьего
Теперь мы подходим к самой сути первого испытания. Во время крещения Христа Отец открыл небеса и провозгласил: «Это Мой Сын, Возлюбленный» (3:17). Голос с неба провозгласил, что маленький человек из Назарета — это Возлюбленный Сын Бога Отца. Сразу же после этого провозглашения Святой Дух увёл этого человека в пустыню для испытания, чтобы проверить, о чём Он будет заботиться: о Своей физической жизни или о Своей духовной жизни. Тогда пришёл искуситель, чтобы, используя это провозглашение Бога Отца в качестве основания, искусить этого человека словами: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни стали хлебами» (ст. 3). Сатана как бы говорил: «Мы слышали, как сорок дней тому назад Бог Отец провозгласил, что Ты Возлюбленный Сын. Что же, если Ты действительно Сын Божий, сделай что-нибудь, чтобы доказать это. Просто скажи: «Камни, Я хочу, чтобы вы стали хлебами». Если Ты Сын Божий, Ты должен доказать это Самому Себе, и мне, и всем во всей вселенной, сделав что-нибудь такое, чего не может сделать никто другой».
Только что помазанный Царь постился в Своём человечестве, занимая положение человека. С другой стороны, Он был также Сыном Божьим, как провозгласил Бог Отец при Его крещении. Чтобы совершить Своё служение для царства небес, Он должен был победить Божьего врага, дьявола, Сатану. Сделать это Он должен был как человек. Поэтому в противостоянии Божьему врагу Он выступал как человек. Дьявол, зная это, искушал Его так, чтобы Он оставил положение человека и выступил с позиции Сына Божьего. За сорок дней до этого Бог Отец провозгласил с небес, что Он возлюбленный Сын Отца. Хитрый искуситель использовал слова, провозглашённые Богом Отцом, как основание для того, чтобы искушать Его. Если бы Он выступил перед врагом с позиции Сына Божьего, Он утратил бы то положение, которое позволяло Ему победить врага.
Заставить камни стать хлебами — это, конечно, было бы чудом. Это предложение дьявола было искушением. Мысль о том, чтобы в определённой обстановке совершилось чудо, часто бывает искушением от дьявола. Первого человека, Адама, дьявол искушал в отношении пищи (Быт. 3:1-6). Теперь он искушал второго человека, Христа, тоже в отношении пищи. Пища — это всегда западня, с помощью которой дьявол ловит человека.
б. Побеждает искусителя, занимая положение человека
В стихе 4 говорится: «А Он сказал в ответ: Написано: „Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим через уста Божьи“». Искуситель искушал нового Царя, чтобы Он выступил с позиции Сына Божьего. Но Он ответил словом Писаний, словом «человек», показав, что занимает положение человека, чтобы победить врага. Бесы обращаются к Иисусу, называя Его Сыном Божьим (8:29), однако то, что Иисус пришёл в плоти, злые духи не исповедуют (1 Ин. 4:3), потому что, исповедуя Иисуса человеком, они признают себя побеждёнными. Бесы исповедуют Иисуса Сыном Божьим, но людям дьявол не позволяет поверить в то, что Он Сын Божий, потому что тогда они будут спасены (Ин. 20:31).
Слово «человек», которое Господь Иисус сказал искусителю, было убивающим словом. Господь как бы говорил: «Сатана, не искушай Меня, предлагая Мне занять Моё положение Сына Божьего. Здесь Я человек. Если бы Я был только Сыном Божьим, Я бы ни в коем случае не мог быть здесь, и Я бы ни в коем случае не мог подвергнуться твоему искушению. Но поскольку Я человек, Я подвергаюсь искушению. Сатана, Я знаю, что ты не боишься Сына Божьего, но боишься человека. Первый человек, тот человек, которого Бог сотворил, чтобы он победил тебя и исполнил Божий замысел, был побеждён тобой. Поэтому Бог послал Меня как второго человека, чтобы Я победил тебя. Сейчас ты искушаешь Меня, предлагая Мне оставить Моё положение человека и занять Моё положение Сына Божьего. Но Я говорю тебе, Сатана: Я стою здесь как человек».
Хотя бесы кричали: «Сын Божий», злые духи не исповедуют, что Иисус пришёл как человек. Они соглашаются, что Он Сын Божий, но не признают, что Он человек. Злые духи не хотят, чтобы кто-либо верил, что Христос — это Сын Божий, потому что всякий, кто поверит в это, будет спасён. Но они не смеют признать Иисуса как человека, потому что, если бы они это признали, они были бы побеждены. Когда Иисус имеет дело с бесами, Он — Сын Человеческий. Когда Он спасает нас, грешников, Он — Сын Божий. Когда мы верим в Него как в Сына Божьего, мы получаем спасение. Но если бесы признают Его как Сына Человеческого, они будут побеждены. Поэтому Господь Иисус решительно занял положение человека, чтобы победить Сатану. В этом первом испытании Сатана был побеждён, потому что Иисус занял положение человека.
Только что помазанный Царь ответил на искушение врага не собственными словами, а словами Писаний, процитировав Втор. 8:3. Эти слова показывают, что Господь Иисус принимал слово Божье в Писаниях как Свой хлеб и жил им. Слову, переведённому как «слово» в стихе 4, соответствует греческое слово рема. Рема, мгновенное слово, — это не то же самое, что логос, постоянное слово. В этом искушении все слова, процитированные Господом из Второзакония, были логос, постоянным словом в Писаниях, но когда Он процитировал их, они стали рема, мгновенным словом, применённым к Его ситуации.
Всё Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16). Поэтому слова Писаний — это слова, исходящие через уста Божьи.
2. Предложение броситься вниз с крыла храма
а. Подвергается искушению совершить эффектный поступок, чтобы Бог сохранил Его
В стихе 5 говорится: «Тогда дьявол берёт Его в святой город и ставит Его на крыло храма». Первое искушение, которому дьявол подверг нового Царя, было связано с нуждами человеческой жизни. Потерпев неудачу в этом, он в своём втором искушении обратился к религии и стал искушать нового Царя, чтобы Он, бросившись вниз с крыла храма, открыто показал, что Он Сын Божий. В стихе 6 дьявол сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: „Своим ангелам Он даст повеление о Тебе, и они понесут Тебя на руках, чтобы Ты не споткнулся ногой о камень“». У Господа Иисуса не было необходимости делать это. Это было просто искушение, подталкивавшее Его показать, что Он, будучи Сыном Божьим, способен совершать чудодейственные поступки. Любая мысль о совершении чего-либо чудодейственного в религии является искушением дьявола.
Второе испытание связано с религией. Самое впечатляющее в религии — это чудеса. Согласно человеческому представлению, любая религия, в которой нет чудес, бессильна, а самая сильная религия — это религия с чудесами. Поэтому Сатана привёл нового Царя на крыло храма и искушал Его, чтобы Он прыгнул оттуда вниз, сказав, что ангелы сохранят Его. Не думайте, что у вас никогда не было мысли сделать нечто подобное. В ранние дни у меня часто бывали мысли сделать что-нибудь такое, чтобы показать людям, что я сверхъестественная личность и что я обладаю сверхъестественной силой. Разве в вашей христианской жизни у вас не было таких представлений? Иногда мы подвергаемся испытанию, когда есть необходимость что-то сделать, а иногда мы подвергаемся испытанию, когда нет необходимости что-либо делать. В данном случае Иисусу не было необходимости прыгать вниз с крыла храма.
Иногда создаётся впечатление, что действительно необходимо чудо. Однажды тяжело заболел мой младший шурин. В то время я чувствовал искушение показать себя, помолившись за его исцеление. Я думал: «Сейчас самое время доказать моим родственникам, что я необыкновенный человек. Я помолюсь всего лишь одной молитвой, и мой шурин будет исцелён. Разве в Библии не сказано, что Иисус исцеляет, что Он вчера, сегодня и вовеки тот же и что мы должны молиться за других? Если я совершу это чудо ради моего шурина, то моя тёща убедится в том, что я сверхъестественная личность. В её глазах я слишком религиозен: я каждый день говорю о Боге, Христе и вере. Можно представить себе, что произойдёт, если я приду к шурину и скажу: «Господь Иисус, исцели его», и он сразу же встанет! Не только он будет исцелён, но и я проявлю себя. Каким необыкновенным человеком я стану в глазах тёщи!» Что это было: Господне помазание, Господне водительство и наставление или же искушение? Разумеется, это было искушение. Разве у вас в прошлом не было такого искушения?
У многих молодых христиан странные представления о совершении чудес. Некоторые иногда говорят: «Поскольку я следую за Господом и я нахожусь в присутствии Господа как моего Эммануила, я должен сделать что-то, чтобы показать другим людям, что Бог со мной». Я знаю одного дорогого брата, у которого была такая мысль. Будучи убеждён, что Господь с ним, он попросил Господа дать ему через несколько дней двести тысяч долларов. Он сказал: «Господь, Ты должен показать людям, что Ты одно со мной. Ты должен показать им, что, чего бы я ни попросил в Твоём имени, Ты даёшь мне. Господь, я прошу у Тебя двести тысяч долларов. Через несколько дней Ты должен дать мне их». Этот брат перестал есть и спать и начал молиться об этой сумме денег. Что это была за молитва? Это был прыжок с крыла храма для того, чтобы показать себя. В принципе, все мы делали это много раз. Каждый христианин подвергался такому искушению.
Если дьявол не будет искушать нас в том, что связанно с нашими жизненными нуждами, он будет искушать нас в том, что связано с религией. Возможно, вы хотите быть великим человеком в религии, чтобы вас признавали как могущественную личность. Все остальные должны спускаться пешком с крыла храма, но вы, сверхъестественная личность, тот, кто могущественнее других, можете спрыгнуть вниз. Поступив так, вы становитесь великим человеком в христианстве. Все религиозные «знаменитости» — это люди, уступившие этому искушению. Если вы приобрели известность в христианстве, если вам удалось добиться того, что вас признали сверхъестественной личностью, то вы уже уступили этому искушению. Вы уже побеждены врагом. Но если вы хотите победить врага в этом испытании, вы не должны прыгать с храма. Напротив, вы должны спускаться вниз пешком как можно медленнее. Пусть другие считают вас слабым и некомпетентным. Но вы должны сказать себе: «Я хожу не в силе. Я хожу в жизни. Меня не интересует сила — меня интересует жизнь». Это легко сказать, но трудно сделать. Как только представится случай, вы, возможно, не спрыгнете с крыла храма, но спуститесь бегом, показав, по крайней мере, что вы хорошо бегаете и можете обогнать других. Тем не менее, если мы хотим победить врага, мы должны быть никем. Ни в коем случае не делайте ничего для того, чтобы доказать, что вы являетесь кем-то или чем-то. Пусть другие думают, что вы ничто. Я действительно ничто, а мой Христос — всё. Если вы займёте положение, в котором вы ничто, вы убьёте врага. Вы уничтожите искусителя.
б. Побеждает искусителя, отказываясь искушать Бога
Когда дьявол искушал Иисуса, чтобы Он бросился вниз с крыла храма, Иисус сказал ему: «Ещё написано: „Не испытывай Господа, твоего Бога“» (ст. 7). В первый раз Господь Иисус победил искусителя тем, что процитировал Писания; поэтому искуситель стал подражать Ему и во втором искушении стал искушать Его, цитируя Писания, — правда, прибегая при этом к хитрости. Если мы цитируем Писания в отношении одного аспекта чего-либо, мы должны учитывать и другой аспект, чтобы оградить себя от обмана искусителя. Именно так поступил здесь новый Царь в ответ на второе искушение искусителя. Часто нам нужно сказать искусителю: «Ещё написано».
В первом искушении Господь Иисус победил Сатану, процитировав Писания. Поэтому во втором искушении искуситель сам процитировал их. Он как бы говорил: «Иисус, Ты процитировал Библию. Я тоже знаю Библию. Позволь мне процитировать Тебе стих». Но Господь Иисус сказал: «Ещё написано». Слово «ещё» — очень сильное слово. Не думайте, что вы можете цитировать Библию, а враг не может. Сатана знает Библию лучше вас. Поэтому лучшая защита — это иметь ещё одно слово либо в качестве противовеса, либо в качестве подтверждения. Тогда во втором искушении враг тоже будет побеждён.
Господь Иисус сказал Сатане: «Не испытывай Господа, твоего Бога» (ст. 7). Не искушайте Бога. Не нужно подниматься на крыло храма и бросаться вниз. Если вы окажетесь там случайно, вы должны найти возможность спуститься. Но ни в коем случае нельзя подниматься туда намеренно. Если вы окажетесь там по ошибке, попросите Господа простить вас и помочь вам спуститься шаг за шагом. Но не бросайтесь вниз, чтобы совершить эффектный поступок. Вы никто. Господь Иисус победил искусителя благодаря тому, что не принял его предложения искусить Бога.
3. Предложение поклониться дьяволу
а. Подвергается искушению приобрести царства мира и их славу
В стихах 8 и 9 говорится: «Опять дьявол берёт Его на очень высокую гору и показывает Ему все царства мира и их славу. И он сказал Ему: Всё это я дам Тебе, если Ты, пав, поклонишься мне». Потерпев неудачу с искушением в сфере религии, дьявол подверг нового Царя третьему искушению, на этот раз в области славы этого мира. Он показал Ему все царства мира и их славу. Искушения лукавого всегда приходят в такой последовательности: во-первых, они касаются нужд человеческой жизни, во-вторых — религии, а в-третьих — мирской славы. В любом искушении присутствуют все эти три элемента. Третье искушение связано с мирской славой, карьерой, честолюбивыми устремлениями, положением и перспективным будущим. Всё это является славой мира.
В Лк. 4:6 сказано, что царства мира и их слава были отданы дьяволу; поэтому он даёт их тому, кому хочет. До того как Сатана пал, Бог назначил его, как архангела, правителем мира (Иез. 28:13-14). Поэтому он назван «правителем этого мира» (Ин. 12:31) и все царства этого мира и их слава — в его руках. Добиваясь поклонения, он предложил всё это, чтобы искусить только что помазанного Царя. Небесный Царь преодолел это искушение, а грядущий Антихрист не устоит против него (Отк. 13:2, 4).
Это искушение связано с честолюбивыми устремлениями и карьерой. Даже среди святых присутствует желание быть вождём. Это желание мирской славы. Ваша жажда стать вождём — это ваше честолюбивое устремление. Это слава мира. Всякий раз, когда вы подвергаетесь искушению в этой области, вы должны понимать, что за этим искушением стоит искуситель, добивающийся вашего поклонения. Сатана сказал Господу Иисусу, что, если Он поклонится ему, он даст Ему все царства мира и их славу. За каждым честолюбивым устремлением прячется идол. Если у вас есть честолюбивое устремление приобрести положение, сделать карьеру или заработать себе имя, то за этим честолюбивым устремлением стоит идол. Если вы не будете поклоняться никакому идолу, вы никогда не исполните свои честолюбивые устремления. Чтобы получить какую-нибудь долю в славе мира, вы должны поклониться тому или иному идолу. Не поклоняясь идолам, невозможно приобрести положение. Каждый раз, когда вы добиваетесь того или иного положения, глубоко внутри вы осознаёте, что вы поклоняетесь идолу. Поэтому апостол говорил, что жадность — это идолослужение (Кол. 3:5).
Предположим, что какие-то братья, пришедшие в церковную жизнь на четыре года позже вас, становятся ведущими, и вы чувствуете, что вас обошли. Если вы жалуетесь по этому поводу и спрашиваете, почему их сделали ведущими, а вас нет, это доказывает, что вы ищете мирской славы. Предположим, что из десяти сестёр троих назначают возглавить определённое служение. Если у остальных семи сестёр не будет никакого чувства по этому поводу, то они одержали победу. Но если они будут спрашивать, почему были назначены эти три сестры, то это показывает, что они тщеславны — они ищут славы этого века. В этом смысле мы все слабы. Если это желание осуществить честолюбивые устремления и приобрести положение может вклиниться даже в церковную жизнь, то насколько бдительными нам нужно быть в других вещах!
б. Побеждает искусителя, поклоняясь Богу и служа Ему одному
В стихе 10 говорится: «Отойди, Сатана! Ибо написано: „Господу, твоему Богу, поклоняйся и Ему одному служи“». Слово «Сатана», заимствованное из еврейского языка, означает «противник». Сатана — это не только враг Бога, находящийся вне Божьего царства, но и противник Бога, находящийся внутри Божьего царства, где он бунтует против Бога. Новый Царь упрекнул дьявола за его предложение и победил его тем, что сохранил положение человека, поклоняясь и служа одному Богу. Поклоняться или служить чему-либо помимо Бога ради выгоды — это всегда искушение от дьявола, с помощью которого он добивается поклонения. Господь как бы говорил Сатане: «Сатана, как человек, Я, Иисус, поклоняюсь Богу и служу Ему одному. Ты враг Бога, и Я никогда не поклонюсь тебе. Меня не интересуют ни слава мира, ни царства мира. Сатана, отойди от Меня!»
Если мы рассмотрим наши переживания, мы увидим, что все искушения сводятся к этим трём аспектам: искушение, связанное с жизненными нуждами, искушение религиозных чудес и искушение в области мирской славы. Весь день мы подвергаемся искушению в том, что касается наших жизненных нужд, религии и мирского положения. Но Господь Иисус победил искушение врага во всех его аспектах. Он смог сказать: «Мои жизненные нужды — это нечто второстепенное. Религиозная сила Меня не интересует, а мирская слава не имеет ко Мне никакого отношения. Я знаю только Божье слово и Самого Бога. Я хочу лишь служить Богу». Поэтому, как Тот, кто выдержал испытание, Господь Иисус имел право быть Царём царства небес.
В стихе 11 говорится: «Тогда дьявол оставляет Его, и вот, пришли ангелы и служили Ему». Искушая первого человека, Адама, дьявол добился успеха; искушая второго человека, Христа, он потерпел полный провал. Отсюда видно, что в принадлежащем новому Царю царстве небес дьяволу не будет места. После того как Господь Иисус победил Сатану, ангелы пришли и служили искушаемому Царю, который в данном случае был страдающим человеком (ср. Лк. 22:43).
Не только Царь, но и все люди царства должны побеждать то, что связано с их повседневными жизненными нуждами, религиозной силой и мирской славой. Если мы не можем победить эти три искушения, мы оказываемся вне царства. Если мы хотим быть людьми царства, эти три вещи должны быть под нашими ногами. Если мы убьём эти три искушения, сказав: «Меня не интересуют мои жизненные нужды, религиозная сила и мирское положение», Сатана ничего не сможет нам сделать.
Нам не следует беспокоиться о наших повседневных жизненных нуждах. Вспомните пример апостола Павла. Павел сказал: «Умею я и быть приниженным, умею и изобиловать; во всяком деле и во всех обстоятельствах я постиг секрет того, как и насыщаться, и голодать; и изобиловать, и испытывать недостаток» (Флп. 4:12). Павел как бы говорил: «Для меня не важно, нахожусь ли я в нищете или в изобилии. Я могу жить и в скудости, и в достатке. Мои повседневные жизненные нужды не заботят меня».
Кроме того, вместо того чтобы стремиться обрести религиозную силу, мы должны быть слабыми, так же как Иисус Христос был слабым, когда был схвачен и распят. Если бы Он не был слабым, кто смог бы схватить Его и поместить на крест? Когда Он был схвачен, подвергнут допросу и распят, Он не показывал Свою силу. Он отказался демонстрировать какую бы то ни было религиозную силу. Напротив, Он был в высшей степени слаб. Павел сказал, что Христос «был распят из слабости», и он также сказал: «Мы слабы в Нём» (2 Кор. 13:4). Многие люди, подстрекаемые дьяволом, бросали вызов Павлу, говоря ему: «Если ты истинный апостол Христа, ты должен что-то сделать, чтобы доказать это». Но когда Павел был в тюрьме, Господь не совершил для него никакого чуда.
Положение Павла было таким же, как положение Иоанна Крестителя, который в своё время тоже был заключён в тюрьму. Проведя в заключении некоторое время, Иоанн послал своих учеников к Господу, бросив Ему вызов своим вопросом: «Ты ли Тот, кто должен прийти, или нам ждать иного?» (11:3). Иоанн как бы говорил: «Если Ты Тот, кто должен прийти, почему Ты ничего не делаешь для меня? Разве Ты не знаешь, что я, твой предшественник, который представлял Тебя, нахожусь в тюрьме? Разве у Тебя нет силы? Разве Ты не Христос всемогущий? Если это действительно так, сделай что-нибудь для меня». В ответ Господь сказал: «Блажен тот, кто не преткнётся из-за Меня» (11:6). Господь как бы говорил: «Да, Я могу сделать всё, но Я не хочу ничего делать для тебя. Хотя ты представлял Меня и был Моим предшественником, Я не хочу ничего для тебя делать. Я предпочитаю, чтобы тебя обезглавили. Иоанн, неужели ты преткнёшься из-за Меня?» Переживание брата Ни является сегодняшней иллюстрацией того же. Он находился в тюрьме с 1952 года до своей смерти в 1972 году. За эти двадцать лет Господь не совершил для него никакого чуда.
Как нам нужно победить эти три вида искушения: искушение наших жизненных нужд, искушение так называемой религиозной силы и искушение тщеславия! Если мы одерживаем победу над всем этим, то мы поистине люди царства, следующие за нашим небесным Царём. Аллилуйя! Наш небесный Царь преодолел искусителя и победил его в этих трёх искушениях!