(3)
В этом сообщении мы переходим непосредственно к помазанию Царя (Мф. 3:13-17).
В стихе 13 говорится: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы креститься у него». Два важных слова в этом стихе — «Галилея» и «Иордан». В этом стихе не говорится, что Иисус пришёл из Вифлеема в Иерусалим, чтобы освятиться. Здесь сказано, что Он пришёл из Галилеи на Иордан, чтобы креститься. Нам необходимо рассмотреть значение фразы «из Галилеи на Иордан». Нелегко увидеть, почему Иисус пришёл не из Вифлеема, а из Галилеи, и не в Иерусалим, а на Иордан. Нам также необходимо увидеть, почему Он пришёл к Иоанну, который был «диким» человеком, а не к первосвященнику, который должен был быть человеком культурным и религиозным. Кроме того, нам необходимо знать, почему Он пришёл для крещения, а не для освящения.
В Новом Завете Галилея, презираемая область, обозначает отвержение. Иисус пришёл не из Вифлеема, потому что в то время Вифлеем был почётным и желанным местом. Если бы вы пришли из Вифлеема, все бы почитали вас и оказывали вам тёплый приём. Но если бы вы пришли из Галилеи, все бы презирали и отвергали вас. Иисус пришёл из такого презираемого и отверженного места. Это место не было отвергнуто Богом, но оно было отвергнуто религией и культурой. Все, кто приходит в Господне восстановление, приходят не из Вифлеема, а из Галилеи. Не старайтесь прийти из места, которое почитают и тепло принимают, а приходите из места, презираемого и отвергаемого религией и культурой. Даже если бы президент какой-нибудь страны встал на путь церкви, ему тоже пришлось бы быть человеком, пришедшим из Галилеи на Иордан. За все годы наблюдения я заметил, что люди высокого ранга, встававшие на путь церкви, были презираемы и отвергаемы сегодняшней религией и культурой. Я вполне уверен, что если вы всё ещё почитаемы и желанны в глазах сегодняшней религии и культуры, то вы не идёте по пути из Галилеи на Иордан. Путь из Галилеи на Иордан — это правильный путь для церкви. Путь сегодняшней церковной жизни — это не путь из Вифлеема в Иерусалим; это путь из Галилеи на Иордан.
Путь церкви — это узкий путь. Даже если бы Господне восстановление не сталкивалось с противодействием, а, наоборот, было в большом почёте у всех христианских организаций, число тех, кто встаёт на путь церкви, всё равно было бы примерно таким же, как сегодня, просто потому, что путь церкви — это узкий путь. Размышляя о церкви, некоторые могут сказать: «Это царство небес. Конечно же, этот путь должен быть очень возвышенным». Хотя это возвышенный путь, он возвышенный не в соответствии с вашими представлениями. Напротив, это дорога из Галилеи на Иордан.
Как мы уже отмечали, Иордан был местом погребения и воскресения. Поэтому Иордан обозначает окончание и зарождение. Дети Израиля шли по пустыне около сорока лет и в конечном итоге все они были погребены в реке Иордане. Следовательно, Иордан положил им конец, окончил их историю блуждания по пустыне и положил конец веку блужданий. Но Иордан также дал им новое начало, потому что он зародил их и ввёл их в новый век. Именно Иордан вывел детей Израиля из пустыни и ввёл в добрую землю, которой является Христос. Таково значение Иордана.
В церковной жизни мы сегодня идём путём из Галилеи на Иордан, путём, ведущим от отвержения к окончанию и воскресению. Все мы должны сказать тем, кто презирает и отвергает нас: «Прощайте. Я не буду стремиться быть желанным для вас. Я иду туда, где я могу пережить окончание и зарождение». В церковной жизни нет почёта; там есть окончание. День за днём мы приходим к концу. В церкви мы взаимно кладём конец друг другу. Мы делаем это каждый день и даже каждый час. Но когда нам кладётся конец, это хорошо. Окончание — это не последний шаг; это начало, потому что окончание всегда ведёт к зарождению. Поэтому мы можем свидетельствовать, что каждое окончание становится зарождением.
Иногда сёстры говорят: «Брат Ли, церковная жизнь чудесна, но часто нам, сёстрам, приходится трудно. Мы знаем, что братья являются главой и что мы, сёстры, должны подчиняться им. Братья хорошие, но они слишком сильные. Мы просто не выдерживаем. Часто они чуть ли не убивают нас». Каждый раз, когда я это слышу, я говорю: «Вот хорошо! Как это хорошо, когда нам кладётся конец! Как хорошо, когда братья убивают сестёр!»
Несколько лет тому назад меня пригласили в одну церковь. Братья из этой церкви сказали мне, что сёстры настолько эмоциональны и полны мнений, что братьям очень трудно общаться с ними. Они просто не знали, как справиться с этим положением. Через несколько дней некоторые из тех самых сестёр, о которых шла речь, пригласили меня на обед. Они сделали это с целью воспользоваться возможностью для выражения своих мнений. Они сказали мне, что их терпение истощилось, потому что братья очень сильны. Они хотели, чтобы я показал им, как жить дальше. За несколько дней до этого на меня оказывали давление братья, а теперь на меня оказывали давление сёстры. Я видел, каким серьёзным и ужасным окончанием это было как для братьев, так и для сестёр. И братья, и сёстры переживали окончание. Но когда святые таким образом кладут конец друг другу, это нечто очень положительное. Вы не любите, когда вам кладётся конец? Если вам никогда не клали конец в церковной жизни, приготовьтесь. Могу вас заверить, что в церковной жизни всем нам будет положен конец, потому что мы направляемся из Галилеи на Иордан.
Когда в церковную жизнь приходят новички, они иногда говорят: «Аллилуйя! Я увидел церковную жизнь! Как чудесно!» Каждый раз, когда я это слышу, я говорю про себя: «Да, это чудесно, но подождите немного. Рано или поздно эта чудесная церковная жизнь положит вам конец». В церковной жизни мне клали конец десятки раз. Я пережил по крайней мере десять крупных случаев, когда мне был положен конец. Мне был положен конец в Чифу, Шанхае, Тайбэе, Маниле, Лос-Анджелесе и Анахайме. Прекрасная церковная жизнь — это, безусловно, жизнь, кладущая нам конец. Чудесная церковная жизнь всем нам кладёт конец. Приготовьтесь к тому, что вам будет положен конец. Те, кто в церковной жизни ещё совсем недавно, возможно, до сих пор переживают церковный медовый месяц. Медовый месяц — это прекрасно. Но, как известно всем семейным парам, медовый месяц в конечном итоге приводит супругов к концу. Почти каждый муж когда-то положил конец жене, и каждая жена когда-то положила конец мужу. Но такое окончание – это что-то очень положительное, потому что оно приносит зарождение. Аллилуйя! Окончание имеет своим результатом воскресение!
Церковная жизнь поистине чудесна, но она не чудесна согласно нашим представлениям. Чудесная церковная жизнь рано или поздно всем нам положит конец. Она и положит вам конец, и зародит вас. Уверяю вас, что всему, чем вы являетесь, всему, что у вас есть, и всему, что вы умеете, будет положен конец. Возможно, для осуществления этого потребуется десятилетняя история пребывания в церкви. Те, кто пробыл в церкви десять лет, могут свидетельствовать, что каждой части их существа был положен конец. Чем дольше мы в церкви, тем в большей степени нам кладётся конец. Сначала, когда нам кладётся конец, мы испытываем горечь. Но потом это переживание становится сладостным. Сегодня, когда мне кладётся конец, для меня это сладостно. После того как в течение нескольких лет вам клали конец в церковной жизни, вы становитесь счастливы, когда вам кладётся конец. Сначала, когда вам кладётся конец в церковной жизни, вам бывает стыдно. Но постепенно это становится для вас сладостным переживанием. Мы на пути из Галилеи на Иордан, из места отвержения в место окончания.
Именно в этом месте окончания, где нам кладётся конец, мы встречаем Царя. Мы встречаем Его здесь, в церковной жизни. С тех пор как я пришёл в церковную жизнь, я вновь и вновь прихожу к Господу. День за днём церковная жизнь приводит меня к Христу и приводит Христа-Царя ко мне. В конечном итоге появляется царство. Вот почему церковная жизнь — это царство.
Братия учили меня, что царство было отложено до неопределённого срока в будущем. Меня также учили, что церковь сегодня не является царством. Но на основании своего переживания я постепенно понял, что каждый раз, когда мне кладётся конец, я оказываюсь приведён к Царю, а Царь — ко мне. В моём переживании это была действительность царства. Именно посредством переживания я впервые узнал, что церковная жизнь — это царство. Моё переживание говорило мне, что учение о царстве, которое я получил у Братий, было неверно. В соответствии с моим переживанием я знал, что я в царстве. Каждый раз, когда мне приходил конец, я встречал моего Царя и наступало царство. Это не вопрос доктрины; это вопрос переживания. Впоследствии, в результате дальнейшего изучения Нового Завета, я получил свет относительно вопроса о царстве, и моё переживание подтвердилось. Сейчас я могу смело сказать, что, согласно Новому Завету, сегодня здесь есть царство. Некоторые христианские учителя, из-за того что им не был положен конец, утверждают, что царство было отложено до неопределённого срока в будущем. Они не были приведены к Царю, а Царь не был приведён к ним. Поэтому в их повседневном переживании у них нет царства. Однако после того как на пути из Галилеи на Иордан вам будет положен конец, появятся и Царь, и царство.
Господь Иисус пришёл из Галилеи на Иордан, чтобы креститься у Иоанна. Господь Иисус, как человек, пришёл к Иоанну Крестителю креститься согласно Божьему новозаветному пути. Из четырёх Евангелий только у Иоанна не рассказано о крещении Господа, так как Иоанн свидетельствует, что Господь есть Бог. В стихе 13 не говорится, что Иисус пришёл к Иоанну, чтобы освятиться; там сказано, что Он пришёл креститься. Хотя каждый христианин любит освящаться, никто не любит креститься в смысле того, чтобы ему был положен конец и он был погребён. Когда кто-то крестится, это значит, что ему кладётся конец. Если бы я сказал вам, что церковь не освятит вас, а положит вам конец, вы бы отвернулись от церкви и сказали: «Я не хочу здесь оставаться. Я хочу освятиться. Я хочу, чтобы церковь сделала меня более святым». Но церковь не будет в первую очередь делать вас более святым; она будет вновь и вновь класть вам конец. Церковь в первую очередь является не освящающей, а крестящей. Рассмотрим случай Господа Иисуса. Он был истинным Пастырем. Пастырь всегда идёт впереди других. Как Царь-Пастырь, Господь Иисус пошёл впереди других из Галилеи на Иордан, чтобы креститься. Он пришёл на Иордан не для того, чтобы быть посаженным на престол, а чтобы быть преданным смерти, быть погребённым.
В стихах 14 и 15 говорится: «Но Иоанн удерживал Его и говорил: Это мне нужно креститься у Тебя, а Ты приходишь ко мне? — Но Иисус сказал ему в ответ: Позволь сейчас, ибо так подобает нам исполнить всю праведность. — Тогда он позволяет Ему». Иоанн не очень хорошо понимал то, что происходило. Он задавался вопросом, каким образом Иисус может креститься у него, и думал, что это ему нужно креститься у Иисуса. Это показывает, что Иоанн всё ещё в некоторой степени находился в своей природной жизни. Несмотря на то что он в течение более тридцати лет насыщался Святым Духом, в нём по-прежнему оставался некоторый природный элемент. Слова в стихе 14 были сказаны им в соответствии с его природным представлением. Поэтому Господь в ответ ему как бы говорил: «Ты должен позволить Мне креститься. Не препятствуй Мне своим природным представлением. Не думай, что, поскольку Я сильнее тебя, Мне не нужно креститься у тебя. Позволь Мне креститься, чтобы нам исполнить всю праведность».
Праведность заключается в том, чтобы быть правым, живя, ходя и всё делая так, как установлено Богом. В Ветхом Завете быть праведным означало соблюдать данный Богом закон. Теперь Бог послал Иоанна Крестителя учредить крещение. Креститься, помимо всего прочего, — значит исполнить праведность перед Богом, то есть исполнить Божье требование. Господь Иисус пришёл к Иоанну не как Бог, а как типичный человек, как настоящий израильтянин. Поэтому Он должен был креститься, чтобы соблюсти этот устроительный порядок Бога; в противном случае Он был бы неправ перед Богом.
Праведность — это правота перед Богом. Предположим, что Бог откроет дверь в потолке комнаты и скажет, что именно так следует входить в комнату. Любой, кто не входит в комнату через эту дверь, неправ перед Богом. Возможно, вы скажете: «Я не согласен с тем, что в комнату нужно входить через эту дверь. В соответствии с моим представлением эта дверь расположена неправильно. Правильно расположена та дверь, которая находится спереди или сбоку». Ваш подход может быть правильным в ваших глазах, но неправильным в глазах Бога. Праведность — это не вопрос ваших мнений; это вопрос Божьего установления.
Во времена Иоанна Крестителя Бог установил крещение в качестве пути. Всякий, кто хотел войти в царство небес, должен был пройти через ворота крещения, которое совершал Иоанн. Даже Иисус Христос не мог быть исключением. Даже Он должен был пройти через эти ворота. В противном случае Ему недоставало бы той праведности, которая состоит в прохождении через эту дверь. После того как Господь дал Иоанну такой ответ, Иоанн понял и крестил Его.
Креститься — значит быть праведным в глазах Бога. Когда нашему существу кладётся конец и когда оно зарождается, — это праведность перед Богом. Тот, кто крестился, кому был положен конец и кто был зарождён, является правым перед Богом. Божье домостроительство состоит в том, чтобы положить конец нашему природному человеку и зародить нас новой жизнью. Если мы хотим быть правы перед Богом, нам необходимо положить конец в нашей природной жизни и мы должны быть зарождены Его божественной жизнью. Окончание и зарождение — это высшая праведность. Господь Иисус, как Царь небесного царства, первым пошёл на то, чтобы Ему был положен конец. Таким образом Он исполнил праведность в глазах Бога. Следовательно, Он имел право установить царство небес.
Господь крестился не только для того, чтобы исполнить праведность согласно Божьему установлению, но и для того, чтобы быть помещённым в смерть и воскресение, что позволило Ему осуществлять Своё служение не природным путём, а путём воскресения. Благодаря Своему крещению Он жил и служил в воскресении ещё до того, как Он фактически умер и воскрес три с половиной года спустя. В соответствии с нашим пониманием Господь Иисус был предан смерти на кресте и воскрешён на третий день. Но в глазах Бога и в соответствии с пониманием Господа Он был предан смерти за три с половиной года до Своего распятия. Ещё до того как Он начал Своё служение, Он уже был предан смерти и воскрешён. Поэтому Он не осуществлял Своё служение природным путём. Его служение осуществлялось целиком и полностью в Его жизни воскресения. Таким образом, Он вошёл в ворота праведности и пошёл по пути праведности. Всё, что Он делал на этом пути, было праведным.
Когда Господь Иисус вернётся, многие скажут Ему: «Господь! Господь! Не Твоим ли именем мы пророчествовали, и не Твоим ли именем изгоняли бесов, и не Твоим ли именем совершали многие явления силы?» (7:22). Господь скажет им: «Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, творящие беззаконие» (7:23). Господь как бы скажет: «Ты беззаконник. Я никогда не одобрял тебя и никогда не соглашался с тем, что ты делал, потому что ты всё делал не в воскресении. Всё то хорошее, что ты сделал, было сделано твоим природным путём и в твоей природной жизни. Ты не праведный человек, а беззаконник». Посредством крещения Господь Иисус вошёл в ворота праведности, а затем Он постоянно шёл по пути праведности. Поэтому Он был Праведным, Он был Праведником (Деян. 3:14; 7:52; 22:14).
В стихе 16 говорится: «И, крестившись, Иисус сразу же вышел из воды. И вот, открылись Ему небеса, и Он увидел, как Дух Божий сходит словно голубь и опускается на Него». Иисус был помазан не только через крещение — Он также был помазан Святым Духом.
При Своём крещении Господь поднялся из воды. Это означает, что после смерти и погребения Он был воскрешён из мёртвых.
То, что Господь крестился, чтобы исполнить Божью праведность и чтобы быть помещённым в смерть и воскресение, принесло Ему тройной результат: открытые небеса, сходящего Духа Божьего и говорение Отца. То же самое должно происходить сегодня с нами.
Благодаря тому, что Господь Иисус крестился, исполнив Божью праведность, Ему открылись небеса, на Него сошёл Святой Дух и о Нём говорил Отец. То, что Он крестился для исполнения Божьей праведности, было угодно Богу. Поэтому в результате Его крещения открылись небеса, сошёл Святой Дух и открылись уста Отца. Чтобы нам получить открытое небо, сходящего Духа и говорение Отца, нужно, чтобы нам был положен конец. Многие из нас могут свидетельствовать, что каждый раз, когда нам кладётся конец, открываются небеса. И, наоборот, каждый раз, когда нам оказывают тёплый приём и почести, небеса закрываются. Каждый раз, когда нам кладётся конец в церковной жизни, небеса открываются. Более того, каждый раз, когда нам кладётся конец, в результате этого сходит Святой Дух и открываются уста нашего небесного Отца. В это время Отец говорит: «Мой возлюбленный». Я могу свидетельствовать, что моими самыми сладостными минутами, когда я слышал Божье говорение, были те минуты, когда мне был положен конец. Бывало, что мне был положен конец настолько, что я был в слезах, но благодаря тому, что мне был положен конец, открывались уста Отца, который говорил мне сладостные слова. Он говорил: «Моё возлюбленное дитя» и больше ничего. Этих простых слов достаточно. Они полны милости и благодати. Какое это утешение и укрепление, когда Он говорит: «Моё возлюбленное дитя»! В церковной жизни у нас есть много подобных переживаний. Однако вне церкви мы редко переживаем такое. Когда в церковной жизни нам кладётся конец, то открываются небеса, сходит Дух и говорит Отец. У нас есть открытое небо, помазывающий Дух и говорящий Отец.
В стихе 16 говорится: «Он увидел, как Дух Божий сходит словно голубь и опускается на Него». До того как Дух Божий сошёл и опустился на Господа Иисуса, Он был рождён от Духа (Лк. 1:35). Это доказывает, что Он уже имел в Себе Духа Божьего. Дух был внутри Него для Его рождения. Теперь для Его служения Дух Божий сошёл на Него. Это было исполнение сказанного в Ис. 61:1; 42:1 и Пс. 44:8 и совершилось, чтобы новый Царь был помазан и представлен Своему народу.
Голубь — существо кроткое, а глаза его могут видеть в каждый момент только что-то одно. Поэтому он обозначает кротость и прямоту, то есть нераздвоенность, во взглядах и целях. Благодаря тому что Дух Божий сошёл на Господа Иисуса словно голубь, Он осуществлял Своё служение в кротости и прямоте, будучи сосредоточен только на Божьей воле.
Господь Иисус был зачат от Святого Духа (1:18, 20). Он был рождён от Святого Духа и составлен Святым Духом. Святой Дух был Его составом. Тем не менее Ему ещё нужно было крещение в Святом Духе, излияние Святого Духа. Находясь в чреве девы Марии, Он был составлен Святым Духом. Это означает, что Он состоял из Святого Духа. Это было что-то внутреннее. Но внешне Ему ещё нужно было, чтобы Святой Дух сошёл на Него.
Если Дух был в Иисусе до Его крещения, то почему Дух сошёл на Него? Что это: два Духа? Разве Дух Божий не был в Иисусе? Конечно же, был. Тогда почему Дух ещё и сошёл на Него? Значит ли это, что Дух внутри Него отличался от Духа, сошедшего на Него? Значит ли это, что Дух, сошедший на Него, — это ещё один Дух в дополнение к тому Духу, который уже был внутри Него? Если вы скажете, что эти два Духа были одним Духом, то я спрошу, каким образом эти два Духа могли быть одним. Тот же самый Дух, который уже обитал внутри Господа Иисуса, сошёл на Него. Имел Иисус Духа или нет? Да, имел. Тогда почему Дух ещё и сошёл на Него? Я нахожусь здесь вместе с вами. Поскольку я здесь, как я могу ещё и прийти к вам? Для меня невозможно находиться здесь и при этом ещё и приходить сюда, но для божественной Личности это не является невозможным. Господь чудесен. Он может одновременно и находиться здесь, и приходить сюда. Где находится Христос: в вас или на небесах? Он находится и в нас, и на небесах. Таким образом, Господь одновременно находится здесь и приходит сюда.
В стихе 17 говорится: «И вот, голос с небес говорит: Это Мой Сын, Возлюбленный, в котором Я нашёл отраду». Сошествие Духа было помазанием Христа, а говорение Отца было свидетельством о Нём как о возлюбленном Сыне. Это изображение Божественной Троицы: Сын поднимался из воды, Дух сходил на Сына, а Отец говорил о Сыне. Это доказывает, что Отец, Сын и Дух существуют одновременно. Это предназначено для исполнения Божьего домостроительства.