Подготовка Спасителя-Раба к Его искупительному служению
(4)
Тексты Писания: Мк. 12:18-44
Спасителя-Раба испытывали и исследовали (11:27— 12:44) непосредственно перед праздником Пасхи. На этот праздник в Иерусалим пришло множество иудеев из разных мест. Когда Господь очистил храм, это привлекло внимание людей. Сначала к Господу Иисусу пришли главные священники, книжники и старейшины с вопросом о Его власти (Мк. 11:27-33). После того как Он победил главных священников, книжников и старейшин, фарисеи и иродиане попытались изловить Его на слове (Мк. 12:13-17). Однако они тоже были побеждены Спасителем-Рабом.
В Мк. 12:18-27 к Господу Иисусу пришли саддукеи. Саддукеи были одной из сект внутри иудаизма (Деян. 5:17). Они не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духов (Деян. 23:8). Иоанн Креститель и Господь Иисус заклеймили и фарисеев, и саддукеев как отродье гадюк (Мф. 3:7; 12:34; 23:33). Господь Иисус предупреждал Своих учеников об опасности их доктрин (16:6, 12). Фарисеи считались ортодоксами, а саддукеи были древними модернистами.
В Мк. 12:18-27 саддукеи рассчитывали нанести Господу Иисусу поражение в том, что касается воскресения. Они сказали Ему: «Учитель, Моисей написал нам, что если чей-нибудь брат умрёт, и оставит после себя жену, и не оставит ребёнка, то пусть его брат возьмёт его жену и воздвигнет потомство своему брату. Было семь братьев. И первый взял жену и, умерев, не оставил потомства; и второй взял её и умер, не оставив после себя потомства; и третий точно так же; и все семеро не оставили потомства. Последней из всех умерла и женщина. В воскресении, когда они воскреснут, женой которого из них она будет? Ведь она была женой у семерых» (ст. 19-23). Саддукеи считали, что, задав Господу этот вопрос, они поступили очень умно.
Господь Иисус сказал им: «Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни силы Божьей?» (ст. 24). Знать Писания — это одно; знать силу Божью — это другое. Нам нужно знать и Писания, и силу Божью. Под Писаниями здесь понимаются ветхозаветные стихи, в которых говорится о воскресении, а под силой Божьей — сила воскресения.
Затем Господь сказал, что в воскресении не будет брака: «Ибо когда воскреснут из мёртвых, не женятся и не выходят замуж, а подобны ангелам на небесах» (ст. 25).
Однако Господь Иисус не остановился на этом. Он продолжил: «А о мёртвых, что они воскрешаются, разве вы не читали в Моисеевой книге, в повествовании о терновом кусте, как Бог сказал ему: „Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова“? Он Бог не мёртвых, а живых. Вы сильно заблуждаетесь» (ст. 26-27). Поскольку Бог является Богом живых и называется «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова», мёртвые Авраам, Исаак и Иаков будут воскрешены. Именно так Господь Иисус толковал Писания: не только согласно букве, но также согласно жизни и силе, подразумеваемым в них.
На самом деле, обращаясь к саддукеям в стихе 26, Господь Иисус говорил о Себе, поскольку именно Он, как Ангел Иеговы, говорил с Моисеем в 3-й главе Исхода. Здесь Господь как бы говорит: «Я говорил с Моисеем. Я, ваш Бог, был тем Ангелом, который говорил с ним из куста. Кроме того, Иегова — это Бог Авраама, Исаака и Иакова. Если они не будут воскрешены, то как Бог может называться их Богом? Он никогда не будет Богом мёртвых — Он Бог живых. Следовательно, этот титул указывает на воскресение».
Не следует думать, что для понимания Библии достаточно знать языки, на которых была написана Библия, — еврейский и греческий. Древние книжники знали Ветхий Завет на еврейском языке. Они знали язык, однако у них не было никакого света. В отличие от них у Господа Иисуса был божественный свет. Поэтому Он смог показать, каким образом титул Бога — «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» — подразумевает воскресение. Без божественного света никто не может увидеть, что этот божественный титул связан с воскресением.
Я призываю святых изучать еврейский и греческий языки. Однако можно получить докторскую степень в области еврейского или греческого языка и при этом быть слепым. Вам нужен свет от Бога. Если вы хотите получить свет, то вы не должны полагаться на своё знание библейских языков или толкования великих учителей; вы должны встать на колени перед Господом и открыться Ему. Возможно, вам нужно сказать: «Господь Иисус, я знаю еврейский и греческий языки, но без Тебя я не могу получить никакого света. Господь, мне нужно, чтобы Ты озарил меня. Мои изучения и исследования не дают света. Господь, свет приходит благодаря Твоей милости. О Господь, мне так нужен Твой свет!»
Если мы не получим свет от Господа, то мы будем снова и снова читать Евангелие от Марка, но так ничего и не увидим. Нам нужно, чтобы видения, которые содержатся в этой книге, были «транслированы» в наше существо. Я могу засвидетельствовать, что благодаря милости Господа я увидел видения, показанные в этой книге. Иногда свет приходит, когда я говорю. Например, во время одного из сообщений я увидел, что шесть дней, за которые было создано старое творение, можно сравнить с шестью днями подготовки для произведения нового творения. Этот свет не приходит благодаря знанию библейских языков или трудов толкователей Библии. Он приходит от Господа по Его милости, когда мы открываемся Ему.
В 12:28-34 Спасителю-Рабу задал вопрос книжник. В Мф. 22:35 этот человек назван законником. «Книжники» — это более широкое понятие, включающее в себя законников, которые были юристами-толкователями Моисеева закона. Законники разбирались в Моисеевом законе и были профессиональными толкователями ветхозаветного закона.
Этот книжник, который досконально знал закон, смело пришёл к Господу Иисусу. Книжник знал, что Господь хорошо ответил тем, кто спорил с Ним, поэтому он спросил Его: «Какая заповедь первая из всех?» (ст. 28). Господь ответил: «Первая — это: „Слушай, Израиль! Господь, наш Бог, — один Господь; и люби Господа, твоего Бога, от всего своего сердца, от всей своей души, от всего своего разума и от всей своей силы“» (ст. 29-30). Любить Господа таким образом — значит любить Его всеми частями своего существа: духом, душой и телом.
В стихе 31 Господь продолжил Свой ответ: «Вторая такова: „Люби своего ближнего, как самого себя“. Нет другой заповеди, большей, чем эти».
Обе заповеди — заповедь любить Бога и заповедь любить человека — основаны на любви. Любовь — это дух Божьих заповедей. Таким образом, величайшие заповеди полностью основаны на любви — любви к Богу и любви к человеку.
Впечатление, произведённое на последователей Господа
В конце стиха 34 говорится: «И никто больше не смел спрашивать Его». Господь Иисус ответил на все вопросы и одержал полную победу. Разумеется, Пётр, Иоанн, Иаков и все остальные ближайшие последователи Господа видели эти столкновения, и на них произвело впечатление то, как Господь вёл Себя в этих ситуациях. Разве вы не думаете, что ученики были поражены тем, как Господь ответил на вопросы противников и как Он прошёл каверзную проверку и исследование? Несомненно, Господь произвёл глубокое впечатление на Своих последователей.
Имеет право быть пасхальным Агнцем
В прообразе, прежде чем убить пасхального ягнёнка, его в течение четырёх дней исследовали (Исх. 12:3-6). Спасителя-Раба, как действительного пасхального Агнца (1 Кор. 5:7), также исследовали в течение четырёх дней, прежде чем убить. Он пришёл в Вифанию за шесть дней до Пасхи (Ин. 12:1; Мк. 11:1). На следующий день Он вошёл в Иерусалим и вернулся в Вифанию (Ин. 12:12; Мк. 11:11). На третий день Он опять пришёл в Иерусалим (11:12-15), и Его начали исследовать: иудейские вожди — согласно иудейскому закону (11:27—12:37; 14:53-65; Ин. 18:13, 19-24), а римский правитель Пилат — согласно римскому закону (Ин. 18:28—19:6). Его исследовали до дня Пасхи, когда Он и был распят (Мк. 14:12; Ин. 18:28). Это придирчивое, каверзное и всестороннее исследование заняло ровно четыре дня, и Господь Иисус полностью выдержал все проверки, доказав, что имеет полное право быть тем Агнцем, которого Бог требовал для совершения искупления, чтобы Бог мог «пройти мимо» грешников: и иудеев, и язычников.
Как мы увидим, по Божьему всевластию Спаситель-Раб был судим не только иудейскими вождями, как овца перед стригущими (Ис. 53:7; Мк. 14:53-65), но и римским правителем, как преступник перед обвинителями (14:64; 15:1-15), чтобы умереть и тем самым послужить грешникам, отдав Свою жизнь как выкуп (10:45). Он умер не только за иудеев, представленных иудейскими вождями, но и за язычников, представленных римским правителем.
В Мк. 12:35 говорится: «И Иисус, когда учил в храме, сказал в ответ: Как это книжники говорят, что Христос — сын Давида?» Господа спрашивали о множестве разных вещей. Но здесь Он задал тем, кто испытывал и исследовал Его, вопрос о Христе.
В те дни в Иерусалиме, центре иудаизма, Спасителя-Раба окружили главные священники, старейшины, фарисеи, иродиане и саддукеи, и все они старались поймать Его в ловушку, задавая каверзные и хитроумные вопросы. Сначала главные священники, книжники и старейшины, представлявшие власть в иудейской религии и власть в иудейском народе, задали Ему вопрос о Его власти (11:27-33). Их вопрос соответствовал их религиозному представлению. Затем фарисеи-фундаменталисты и иродиане-политики задали Ему вопрос, связанный с политикой (12:13-17). После этого саддукеи-модернисты задали Ему вопрос об одном из фундаментальных положений веры, а именно о воскресении. Потом книжник, законник, задал Ему вопрос, связанный с толкованием Библии.
Мудро ответив на все их вопросы, Господь задал им вопрос о Христе. Это вопрос вопросов. Их вопросы были о религии, о политике, о положениях веры и о толковании Писаний. Его вопрос был о Христе, который является центром всех духовных и божественных вещей. Они знали религию, политику, положения веры и Писания в букве, но не обращали никакого внимания на Христа. Поэтому в 12:35-37 Он спросил их о Христе.
После того как Господь Иисус спросил, почему книжники говорят, что Христос — сын Давида, Он сказал: «Сам Давид сказал в Святом Духе: „Сказал Господь моему Господу: Сиди по правую руку от Меня, пока не положу Твоих врагов под Твои ноги“. Сам Давид называет Его Господом, и как же Он его сын?» (ст. 36-37). Ответ на вопрос Господа состоит в следующем: как Бог, Христос в Своей божественности является Господом Давида, а как человек, Он в Своём человечестве является сыном Давида. Фарисеи и книжники обладали лишь половиной содержащегося в Писаниях знания о личности Христа: они знали только то, что Он сын Давида согласно Своему человечеству. У них не было второй половины: они не знали, что согласно Своей божественности Он Сын Божий.
После того как Господь ответил на четыре вида вопросов, заданных теми, кто испытывал и исследовал Его, и после того как Он задал вопрос вопросов — вопрос о Христе, Он предостерёг учеников относительно книжников и похвалил нищую вдову. Мы рассмотрим эти моменты в следующем сообщении.