Движение благовестнического труда Спасителя-Раба
(5)
Тексты Писания: Мк. 7:1-23
В предыдущем сообщении мы отметили, что в 7-й главе противостояние со стороны фарисеев и книжников дало Господу Иисусу прекрасную возможность обличить внутреннее состояние человека, состояние человеческого сердца.
В 7:15 Господь сказал толпе: «Вне человека нет ничего, что, входя в него, может его осквернить; напротив, то, что исходит из человека, — вот что оскверняет человека». Когда Он вошёл в дом, Его ученики спросили Его об этих словах. Тогда Господь сказал: «Неужели и вам так же непонятно? Разве вы не понимаете, что ничто входящее в человека извне не может осквернить его, потому что входит ему не в сердце, а в желудок и выходит в сточную канаву? (Сказав это, Он назвал всякую пищу чистой.)» (ст. 18-19). В стихе 19 Господь упоминает сердце. В стихе 20 Он продолжает: «То, что выходит из человека, — то оскверняет человека». Затем Господь перечисляет некоторые виды зла, исходящие из человеческого сердца (ст. 21-22).
В Мк. 7:21-22 Господь говорит: «Ибо изнутри, из человеческого сердца, исходят злые рассуждения, блуд, кражи, убийства, прелюбодеяния, стяжательство, порочность, обман, разврат, зависть, хула, высокомерие, неразумность». В этих стихах Господь показывает, из какой части человека исходит зло, — оно исходит из сердца. Сердце человека испорчено, растлено. Сердце падшего человека растлено до такой степени, что оно неизлечимо (Иер. 17:9). Поэтому мы не должны думать, что в сердце мы добрые. Возможно, внешне вы добрые, но в вашем сердце нет ничего доброго. Поэтому Павел мог исповедать, что в нём не обитает доброе (Рим. 7:18).
В этой главе Спаситель-Раб раскрывает глубинное состояние человека. Когда мы благовествуем, мы тоже должны касаться состояния человеческого сердца. Однако сегодня почти никто так не благовествует.
Из сказанного Господом в 7-й главе Евангелия от Марка мы должны увидеть, каково наше реальное внутреннее состояние. На самом деле, наше сердце представляет собой состав из разных видов зла. Поскольку наше сердце растлено, мы ни в коем случае не должны считать его добрым. Если мы думаем, что наше сердце доброе, мы обманываем себя и верим лжи. Те, кто считает своё сердце добрым, обманывают себя. Наше сердце растлено, и мы ни в коем случае не должны полагаться на него.
В стихе 21 Господь Иисус говорит, что из человеческого сердца исходят злые рассуждения, блуд, кражи, убийства. Слово «исходят» подразумевает некое постоянное действие. Злые вещи не просто происходят из человеческого сердца — они исходят из него непрерывной чередой, один за другим.
Перечисляя то, что исходит из человеческого сердца, Спаситель-Раб в первую очередь упоминает злые рассуждения. Рассуждения, несомненно, исходят из разума. В Новом Завете говорится, что разум падшего человека является нечестивым и негодным (Рим. 1:28). Поскольку человеческий разум является нечестивым, Бог не может принять или одобрить то, что исходит из него. Напротив, Бог осуждает и отвергает рассуждения падшего человеческого разума. Поскольку наш падший разум является нечестивым, наши рассуждения, какими бы хорошими они ни казались, являются злыми.
После злых рассуждений Господь упоминает блуд. Мы должны глубоко осознать, что, говоря об этих вещах, Господь называет их не в произвольном порядке. Напротив, зная внутреннее состояние человека, Он намеренно перечисляет вещи, исходящие из человеческого сердца, в определённом порядке. Сначала идут злые рассуждения, а затем — блуд. Это показывает, что злые рассуждения связаны с блудом.
На третьем месте в стихе 21 стоят кражи. Возможно, кто-то скажет, что он ничего не крал. На самом деле все так или иначе крадут. Фактически блуд — это тоже своего рода кража, поскольку совершать блуд — значит получать что-то ненадлежащим путём. Красть — значит приобретать что-то незаконным путём. Поэтому в принципе блуд принадлежит к той же категории, что и кража. Совершать блуд — значит поступать незаконно, то есть вопреки Божьему установлению. Если что-то приобретается незаконно, то это не просто является кражей, но и основывается на том же принципе, что и блуд.
Мы спасены и являемся Божьими детьми, однако у нас по-прежнему есть наша падшая природа, к которой относится наше старое сердце. В частности, есть два вида зла — блуд и кража, которые ждут возможности разрушить нас. На протяжении всех столетий многие христиане, в том числе пасторы и служители, попадали в ловушку блуда. Даже многие из тех, кто любит Господа Иисуса, оказывались захвачены блудом. Многие забывали о том, что их сердце порочно. В результате им не удавалось удержаться на подобающем расстоянии от противоположного пола, и они впадали в блуд.
По сути, церковная жизнь — это общественная жизнь. В церковной жизни мужчины и женщины часто общаются друг с другом. Чтобы избежать блуда, нужно держаться на подобающем расстоянии от противоположного пола.
Я хочу подчеркнуть: хотя мы возрождены, однако, согласно новозаветному учению, у нас по-прежнему есть наша старая природа. Мы никогда не должны забывать об этом. Пока наше тело не будет искуплено и преображено, наша падшая природа всегда будет с нами. Вы должны понимать, что, какими бы святыми вы ни были, у вас по-прежнему есть ваша падшая природа. Поэтому я советую святым не оставаться наедине с представителями противоположного пола.
Я очень ценю и уважаю Соединённые Штаты. Однако меня беспокоит, что мужчины и женщины слишком распущенны в отношениях друг с другом. Многие женщины не осознают, насколько велика опасность оскверниться. Если бы они осознавали это, они держались бы на подобающем расстоянии от противоположного пола.
Как мы уже говорили, в своём благовествовании мы должны касаться состояния человеческого сердца. В частности, мы должны говорить о том, что в принципе все падшие люди совершают блуд и крадут. Когда я благовествовал в Китае, я часто говорил: «На первый взгляд, дамы и господа, все вы очень хорошие. Но если бы я мог сделать рентгеновский снимок того, что вы представляете собой внутри, вы бы уже не посмели оставаться здесь. Вы знаете, что внутри вы порочные и нечистые. Возможно, даже сейчас, слушая это сообщение, вы рассуждаете о чём-то злом. Вы выглядите как очень достойные люди, однако если говорить о вашем внутреннем состоянии, то вы грязные». Злые рассуждения действительно исходят из человеческого сердца, и эти рассуждения связаны с блудом и кражами.
То, что в этой главе Спаситель-Раб в Своём благовестническом труде затрагивает внутреннее состояние человека, имеет очень большое значение. Мы должны помнить, что слова, сказанные Господом в 7:21-23, были адресованы не толпе, а Его ближайшим последователям. Здесь Господь как бы говорит: «Пётр, Иоанн и Иаков, вы все должны осознать, что из вашего сердца исходят злые рассуждения, блуд и кражи».
Далее Господь говорит, что из человеческого сердца исходят убийства. Многие убийства совершаются ради блуда или кражи. Блуд и кражи часто приводят к убийствам.
Затем Господь упоминает прелюбодеяния. Прелюбодеяние и блуд — это не одно и то же. Если грех совершают люди, состоящие в браке, это прелюбодеяние; а если грех совершают люди, не состоящие в браке, это блуд. Здесь Господь упоминает и блуд, и прелюбодеяние.
Затем Господь говорит о стяжательстве. Павел сказал, что он мог преодолеть всё, кроме стяжательства, кроме желания иметь чужое (Рим. 7:7-8). Он мог соблюсти все Десять заповедей, кроме заповеди в отношении желания иметь чужое. «Но я узнал грех не иначе как через закон; ибо я и желания иметь чужое не знал — если бы закон не говорил: „Не желай чужого“. Но грех, ухватившись за возможность через заповедь, произвёл во мне всякое желание чужого» (Рим. 7:7-8). Почему Павел не мог исполнить заповедь в отношении желания иметь чужое? Потому что эта заповедь связана с внутренним состоянием человека, тогда как остальные заповеди связаны с внешним поведением. Стяжательство, подобно другим упомянутым Господом видам зла, исходит из растленного человеческого сердца.
Далее в 7:22 Господь говорит о порочности, обмане, разврате, зависти, хуле, высокомерии и неразумности. Греческое слово, переведённое как «обман», можно также перевести как «коварство».
Блуд, прелюбодеяние и разврат можно объединить в одну группу. Мы уже говорили о разнице между прелюбодеянием и блудом. Те, кто совершает блуд или прелюбодеяние, являются развратными людьми. Господь, несомненно, знает фактическое состояние человека. Именно поэтому Он употребляет эти особые слова.
Слово, переведённое как «зависть», буквально означает «злой глаз». Возможно, мы спросим, каким образом злой глаз связан с нашим сердцем. На первый взгляд, у сердца не может быть глаз. Однако, если мы задумаемся над этим, мы поймём, что иногда в нашем сердце появляется злой глаз. Как следует из сказанного Господом, злой глаз — это то, что исходит из нашего сердца.
После зависти в стихе 22 упоминается хула. Зависть — это чувство, которое мы испытываем по отношению к другим людям, а хула направлена, главным образом, на Бога.
Последними Господь упоминает высокомерие и неразумность. Высокомерие — это нечто более сильное, чем гордость. Под «неразумностью» здесь понимается нелепость. Значительная часть того, что исходит из нашего сердца, является неразумностью и нелепостью.
Диагноз нашего внутреннего состояния
В 7:21-22 Господь перечисляет тринадцать вещей. В 1-й главе Послания к римлянам Павел описывает падшее человечество намного подробнее. Однако тринадцать вещей, перечисленных Господом, в полной мере описывают фактическое состояние и положение сердца падшего человека. Мы должны понимать, что все эти вещи по-прежнему находятся в нашем старом, растлённом сердце. Состояние нашего сердца описано Господом в 7-й главе Евангелия от Марка.
В молодости я любил Евангелие от Иоанна, потому что это книга о жизни. Согласно Ин. 10:10, Господь Иисус пришёл, чтобы мы имели жизнь, и имели в избытке. Возможно, в Евангелии от Марка мы не найдём слово «жизнь», но хотя о жизни как таковой в этой книге не говорится, фактически она там присутствует. Например, жизнь подразумевается в семени, о котором говорится в 4-й главе Евангелия от Марка. Господь пришёл сеять семя царства. Когда Он сеет семя, Он тем самым вкладывает в нас жизнь. Сеять семя — значит вкладывать жизнь. Таким образом, в Евангелии от Марка жизнь показана с практической точки зрения.
Если бы в 7-й главе Марк просто сказал, что человеческое сердце злое, это было бы доктринальным утверждением. Но Марк приводит слова Господа Иисуса о том, что исходит из нашего сердца. Это практический взгляд на сердце. Отсюда видно, что Евангелие от Марка написано не с точки зрения доктрины, а с точки зрения практики, с точки зрения фактов.
В 7-й главе Евангелия от Марка Господь намеренно перечисляет злые вещи, исходящие из нашего сердца. Никто из нас не является исключением. Особое значение этой главы как раз и состоит в том, что в ней затрагивается внутреннее состояние человека.
В Своём благовестническом труде Спаситель-Раб воспользовался предоставленной противниками возможностью, чтобы показать внутреннее состояние человека, проанализировать его и поставить человеку диагноз. В 7:21-22 мы видим диагноз состояния нашего сердца. У всех людей есть проблемы с сердцем, и диагноз Господа в отношении состояния человеческого сердца применим к каждому из нас.
Заканчивая диагностировать человеческое сердце, в 7:23 Господь говорит: «Все эти пороки исходят изнутри и оскверняют человека». Пороки, исходящие изнутри, — это злые проявления падшей и греховной природы человека (Рим. 7:18). Пороки не просто находятся в нашем сердце — они исходят из нас. Это означает, из человеческого сердца исходит непрерывная череда порочных вещей.
Когда мирские люди возвращаются на работу после выходных, они часто рассказывают о злых вещах, которыми они занимались. Их разговоры состоят из череды злых вещей, исходящих из их сердца. Возможно, это образованные и хорошо воспитанные люди, однако из их сердца и из их уст исходит непрерывная череда злых, оскверняющих вещей.
Благовестие Господа способно исправить состояние человеческого сердца. Однако в 7-й главе мы видим только диагноз; мы пока не видим положительной работы над сердцем. В этой главе Господь открывает наше сердце, показывает его, а затем как бы оставляет нас на «операционном столе». Однако седьмая глава — это ещё не конец книги. В оставшихся главах Евангелия от Марка мы увидим, что Господь является «специалистом в области сердца», который знает человеческое сердце, и увидим, как Он исправляет состояние человеческого сердца.
То, что показано в 7-й главе, в корне отличается от того, что мы видели в предыдущих главах. До 7-й главы мы видим описание общества, мира, а в 7-й главе мы видим описание нашего внутреннего состояния, описание внутреннего состояния нашего сердца.
Если мы внимательно изучим 7:1-23, то мы увидим, что в этих стихах Господь фактически упоминает все Десять заповедей. В стихе 8 Господь даже употребляет слово «заповедь»: «Оставив заповедь Божью, вы держитесь человеческого предания». Затем, в стихе 9, Он продолжает: «Вы искусно отменяете заповедь Божью, чтобы соблюсти своё предание». В стихе 13 Господь говорит о Божьем слове, Он говорит, что религиозные люди лишают его силы своим преданием. В этом отрывке Евангелия от Марка заповеди — это Божье слово.
Изучая этот отрывок Евангелия от Марка, мы видим, что здесь Господь говорит о поклонении Богу. Первые четыре из Десяти заповедей связаны с поклонением Богу. Пятая заповедь говорит о том, что мы должны почитать своих родителей. В стихе 10 Господь обращает особое внимание на заповедь, согласно которой мы должны почитать своего отца и свою мать. В оставшейся части этого отрывка Господь говорит о последних пяти заповедях — о заповедях в отношении блуда, краж, убийства, лжесвидетельства и стяжательства.
Если мы сопоставим все эти моменты, то мы увидим, что в Своём разговоре с фарисеями и книжниками, толпой и учениками Господь опирался на Десять заповедей. То, что фарисеи и книжники лишали силы Божье слово, означало, что они лишали силы Десять заповедей. Очень важно, чтобы мы увидели, что в этой части Евангелия от Марка Господь говорит о Десяти заповедях.
Предание и человеческое сердце
На самом деле в Мк. 7:1-23 рассматриваются три ключевых момента: заповедь Господа, то есть Божье слово, человеческое предание и подлинное состояние человеческого сердца. Божье слово — Божьи заповеди — всегда обличает состояние человеческого сердца. А человеческое предание всегда скрывает состояние человеческого сердца. Поэтому соблюдение преданий всегда приводит к лицемерию. Предание не обличает подлинного состояния человека, а скрывает его. Господь даже говорит, что фарисеи и книжники искусно отменяют заповедь Божью, чтобы соблюсти своё предание (ст. 9).
На первый взгляд, предания — это что-то хорошее. На самом деле это что-то коварное, и те, кто соблюдает эти предания, являются лицемерами. Сегодня в религии много лицемерия, потому что в религии очень много преданий, которые скрывают подлинное состояние человека. Однако Божье слово всегда обличает внутреннее состояние человека.
В этом коротком отрывке Евангелия от Марка мы видим применение Десяти заповедей. По сути, Господь Иисус перечисляет Десять заповедей и с их помощью обличает внутреннее состояние человека. Фарисеев и книжников интересовало омовение рук, однако в Десяти заповедях нет ни слова об этом омовении. Применение Десяти заповедей состоит не в том, что мы должны омывать руки, а в том, что мы должны поклоняться Богу с искренним сердцем, почитать своих родителей и верно исполнять свои обязанности. Божьи заповеди обличают не ту грязь, которой запачканы руки человека, а ту грязь, которая находится в его сердце. Таким образом, Господь повторяет Десять заповедей, чтобы показать подлинное состояние человеческого сердца. Я призываю вас изучить этот отрывок Евангелия от Марка согласно этим моментам.