Хотя мы закончили наше жизнеизучение Евангелия от Иоанна, нам все-таки необходимо увидеть ещё кое-что в качестве заключения ко всем этим главам. Апостол Иоанн написал не только Евангелие от Иоанна, но и свои Послания и Откровение. Его писания делятся на три важные категории. Евангелие от Иоанна предназначено для наделения жизнью, его Послания — для общения жизни, существующего для строения Божьего, а Откровение — для завершения Божьего строения. Таким образом, существуют три этапа духовных вопросов в его писаниях. Первый этап — наделение жизнью, второй этап — духовный рост и строение, а последний этап — зрелость и завершение Божьего строения. Поэтому, изучив Евангелие от Иоанна, которое относится к первому этапу духовных вопросов, мы должны, по крайней мере, упомянуть что-то о втором этапе духовного роста и о третьем этапе — зрелости и заключения. Откровение — это не лёгкая книга, но мы все же можем усвоить что-то об окончательном заключении, об окончательном завершении Божьих действий на протяжении поколений.
Мы видели, что Евангелие Иоанна делится на две части: главы с первой по тринадцатую и главы с четырнадцатой по двадцать первую. Как мы указывали, в первой части Господь, как Сын Божий, пришёл, чтобы принести Бога человеку, а во второй — Он ушёл, чтобы принести человека Богу. Другими словами, первая часть раскрывает, что Господь — это проявление Бога, который пришёл к человеку, принёс Бога человеку и слил Бога с человеком. Маленький человек по имени Иисус является слиянием Самого Бога с человеком; Он — соединение Бога с человеком. В Нем и благодаря Ему Бог един с человеком. В маленьком человеке по имени Иисус мы видим Бога (Бог с Ним), и мы видим человека (человек с Богом). В Мф. 1:23 Иисус назван Еммануилом, что значит «с нами Бог», или «Бог с человеком». Посредством Своего воплощения Бог слился с человеком. Это относится к приходу Господа.
Вторая часть этого Евангелия указывает на уход Господа. Сначала Он пришёл от Бога к человеку. Затем Он ушёл от человека к Богу и принёс человека в Бога. Его смерть и воскресение приготовили путь, чтобы принести человека в Бога. Падший человек был отделён от Бога и находился на огромном расстоянии от Него. Но при помощи Своей смерти Господь устранил расстояние и все препятствия, отделявшие человека от Бога. Теперь, благодаря смерти Христа и посредством Его крови, человека можно принести в присутствие Бога — и не только в присутствие Бога, но и в Самого Бога. Посредством Своей смерти и воскресения Господь не только вернулся от человека к Богу; Он также ушёл к Богу с человеком и принёс человека в Бога. Поэтому благодаря Его приходу, Бог сливается с человеком, а благодаря Его уходу человек приносится в Бога. Благодаря приходу и уходу Господа Бог и человек, человек и Бог, сливаются вместе воедино.
На это Евангелие можно посмотреть и с другой стороны: его можно разделить на три части. Первая часть, состоящая из первых семнадцати глав, раскрывает, что Бог проявляется в человеке. Первые семнадцать глав раскрывают картину, показывающую, что Сам Бог, всемогущий, бесконечный, неограниченный и вечный Бог, был явлен в человеке. Эти главы представляют собой историю человека, настоящего человека из плоти и крови, человека по имени Иисус, который жил на земле и являл Бога. Когда Господь Иисус жил на земле как человек, Он не жил жизнью человека; Он жил другой жизнью, жизнью Бога. В этих семнадцати главах мы не видим, как через этого человека выражается человеческая жизнь; напротив, мы видим, как через Него выражается божественная жизнь. Таким образом, неограниченный и бесконечный Бог был проявлен через этого маленького человека. Именно по этой причине Господь часто говорил людям, что Он говорил не от Себя, а от Отца (Ин. 12:49). Все, что Он говорил, было от Отца, ибо в Нем говорил Отец. Кроме того, Он ничего не делал Сам от Себя (Ин. 5:30). Он все делал в Отце и посредством Отца, ибо в Нем совершал Свои дела Отец. Поскольку Он жил не человеческой жизнью, а жизнью Божьей, Бог проявлялся в Нем и через Него.
Если бы мы разделили это Евангелие на три части, вторая часть состояла бы из восемнадцатой и девятнадцатой глав. В этих двух главах мы видим, как Господа арестовали, отвели на суд, приговорили к смерти и распяли на кресте. Но мы должны понимать, что эта картина представляет собой откровение жизни, явленной через смерть. В первой части этого Евангелия Бог проявляется в человеке; во второй части жизнь проявляется в смерти. Все, происходившее с Господом Иисусом в восемнадцатой и девятнадцатой главах, было аспектом смерти. Иуда предаёт Господа, он приводит воинов для ареста Господа, Его судят перед первосвященником и Пилатом, с Господом жестоко обращаются, Ему выносят несправедливый приговор и Его распинают на кресте — все это аспекты смерти. Тем не менее все, что произошло с Господом в этих главах, не умертвило Его. Если мы скажем, что Господа предали смерти, мы не правы. Господь добровольно вошёл в смерть. Точно так же, как Он был Богом, входящим в человека, теперь Он жизнь, входящая в смерть. Так же как Он был Богом, проявленным в человеке, так здесь Он жизнь, проявленная в смерти.
Во всей вселенной, если не считать Бога, нет ничего могущественней смерти (Песн. П. 8:6). Она так могущественна, что никто не может устоять перед ней. Только Бог воскресения может победить её. Когда смерть приходит к человеку, она безжалостна, сильна и жестока. Её не волнуют ваши жена, дети или семья. Поэтому все боятся смерти, и никто добровольно в неё не войдёт. Кто сам с готовностью будет предлагать смерти посетить его? Но в этих двух главах мы видим, что Господь Иисус с готовностью вошёл в смерть. Он решил пойти в сад и отдать Себя в руки людей. Зная, что те, кто собирается арестовать Его, придут в сад схватить Его, Он намеренно отправился туда с целью быть арестованным. Поступив так, Он показал, что Он есть жизнь. Единственный способ проявить жизнь — это войти в смерть. Настоящая жизнь проявляется в смерти и посредством смерти. В 12:24 Господь сравнил Себя с пшеничным зерном. Откуда мы знаем, что в пшеничном зерне есть жизнь? Мы узнаём это, помещая пшеничное зерно в смерть. Погребя пшеничное зерно в землю, то есть в смерть, мы видим, что выходит жизнь. Таким образом, жизнь в пшеничном зерне проявляется через смерть. Если вы закопаете в землю песчинку, ничего не взойдёт, потому что в ней нет жизни. Поэтому смерть — это средство, при помощи которого проявляется жизнь.
Как мы указывали, все, что Господь Иисус пережил в этих двух главах, было аспектом смерти. Но Господь, будучи жизнью, не боялся умереть. Смерть Его не испугала и не обеспокоила. Напротив, Он победоносно встретил все угрозы и нападки смерти. Даже когда ученики попытались спасти Его, Он сказал им не сопротивляться, говоря: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (18:11). Когда Господь Иисус спросил пришедших арестовать Его, кого они ищут, они ответили: «Иисуса Назарея», Он сказал: «Я есть» (18:5-6, греч.). Когда Он сказал: «Я есть», пришедшие Его арестовать, испугавшись этих слов, «отступили назад и пали на землю» (18:6). Это доказывает, что, если бы Господь не хотел отдать Себя им, они никогда не смогли бы арестовать Его. Более того, когда воины арестовывали Господа, Он легко и спокойно позаботился об учениках, сказав: «Если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» (18:8). Все это раскрывает, что Господь был жизнью, проявленной в смерти, и что смерть ничего не могла с Ним поделать.
Главы с первой по семнадцатую показывают, что Господь — это Бог в человеке, восемнадцатая и девятнадцатая главы раскрывают, что Господь есть жизнь в смерти, а теперь двадцатая и двадцать первая главы открывают Господа в воскресении как Духа. Господь есть Бог, Господь есть жизнь и Господь есть воскресение. Он есть Бог, явленный в человеке, Он — жизнь, проявленная в смерти, и Он — воскресение, явленное как Дух. Бог проявляется через человека; жизнь проявляется через смерть; воскресение проявляется через Святого Духа. В трёх частях Евангелия от Иоанна мы видим Господа как Бога в первой части, Господа как жизнь во второй части и Господа как воскресение — в последней части. Таким образом, Он является Богом, жизнью и воскресением. В первых семнадцати главах Господь был в человеке как Бог; в следующих двух главах Господь был в смерти как жизнь и в последних двух главах Господь является Духом как воскресение. Это Господь на трёх этапах.
Дух — это действительность Господнего воскресения. После Господнего воскресения чем Он является? Он есть Дух, и как Дух Он есть воскресение. В 11:25 Господь ясно сказал Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь». Он не только жизнь, Он и воскресение. Что вы предпочитаете, Господа как Бога, Господа как жизнь или Господа как воскресение? Я предпочитаю Господа как воскресение, потому что именно в воскресении Бог может быть единым с нами, и мы можем переживать Его. Только в воскресении Господа у нас могут быть субъективные взаимоотношения с Господом. Только при помощи воскресения мы можем быть в Боге. Если бы Бог был лишь Богом, Он не мог бы быть жизнью и не мог бы иметь ничего общего с человеком. Гораздо лучше, если Бог является жизнью, а не просто Богом. Но даже если Бог — только жизнь, нам все равно довольно трудно иметь настоящие взаимоотношения, общение с Ним. Однако в воскресении Бог может быть единым с нами, и мы можем переживать Его очень субъективно. Вы когда-нибудь пытались осознать, как далеко от вас был Бог? И осознаете ли вы, как близок Он к вам сегодня? Когда Он был только Богом, Он был очень далёк от нас. Но теперь, когда Он в воскресении, Он очень близок к нам, ибо Он вошёл в нас.
После Своего воскресения Господь вошёл в Своих учеников и дунул на них, говоря: «Примите Духа Святого» (20:22). Что такое Святой Дух? Дух — это просто Бог, достигающий человека. Бог Отец — источник, Бог Сын — выражение, а Бог Дух — Бог, входящий в человека. Дух как Бог, входящий в нас, предназначен для нашего наслаждения. Если бы Бог был только Отцом и не был Сыном и Духом, мы никогда не смогли бы переживать Его. Но Бог находится в Сыне как жизнь, и Бог — Дух как воскресение. Посредством воскресения Бог высвобождает Себя и вкладывает Себя в нас. Поэтому Господь сказал ученикам принять Святого Духа. Принять Святого Духа — значит принять Самого Бога. Только в воскресении и посредством воскресения Бог может быть внутри нас и быть единым с нами.
Понимаете ли вы, что Бог — это не только жизнь, но и воскресение? Является ли это для вас фактом и действительностью или просто учением и доктриной? Посредством смерти и воскресения Христа Бог как воскресение живёт внутри нас. Это не должно быть для нас просто доктриной. Тот, кто сильнее и могущественнее всего, живёт в нас. Он тот самый Бог, который стал жизнью, и теперь эта жизнь является воскресением в нас. Святой Дух, обитающий в нас, является действительностью этого воскресения. Поэтому Он и мы, мы и Он, стали одним. Воскресение означает чудесное слияние Бога и человека в Духе. В воскресении Бог и человек сливаются вместе. Человек становится обителью Бога, а Бог становится обителью человека. Таким образом, человек и Бог, Бог и человек могут взаимно пребывать друг в друге.
Взаимное пребывание в послании Иоанна
Факт пребывания упоминается в новозаветных посланиях. За Евангелием от Иоанна следуют Послания Иоанна. Иоанн рассматривает взаимное пребывание в своём Первом послании. Мы пребываем в Боге, и Бог пребывает в нас (1 Ин. 4:15). Откуда мы знаем, что Бог пребывает в нас и что мы пребываем в Нем? Мы знаем, что Бог пребывает в нас посредством Духа (1 Ин. 3:24), и мы знаем, что пребываем в Нем посредством помазания (1 Ин. 2:27). Самое главное сегодня — чтобы Бог пребывал в нас, а мы пребывали в Нем. Бог пребывает в нас посредством Святого Духа, а мы пребываем в Нем посредством помазания Святого Духа.
Каков итог этого взаимного пребывания? Согласно последней книге Иоанна, Откровению, итогом являются церкви, храм и город. Откровение упоминает церкви (1:11, 20), храм (3:12; 7:15) и город (21:2, 10), которые являются различными аспектами Божьего строения. Строение является результатом взаимного пребывания. Когда мы пребываем в Боге и Бог пребывает в нас, мы созидаемся в божественной жизни. В Своём воскресении Господь, с одной стороны, находится на небе, а с другой стороны, Он в нас. Оба аспекта раскрываются в трудах Иоанна. К примеру, в Евангелии от Иоанна 21:22 Господь, говоря об апостоле Иоанне, сказал Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Будь я там, я бы сказал: «Господь, разве Ты не здесь? Поскольку Ты уже здесь, почему Ты говоришь, что Ты придёшь?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны увидеть два аспекта Господа. С одной стороны, Господь находится на небе; с другой стороны, Он с нами и в нас. Откровение раскрывает оба аспекта, показывая, что Господь находится среди семи церквей (1:13) и что Он при этом на престоле на небе (4:2). Если мы хотим, чтобы присутствие Господа было реальным для нас, мы должны увидеть, что Он находится не только на небе, но и посреди семи церквей.
В Откровении 3:12 говорится, что, если присутствие Господа реально для нас, мы будем победителями и столпами в храме Божьем. Столп — это опора храма. Храм просто обозначает присутствие Бога. Поэтому присутствие Бога зависит от нашего переживания как столпа. Другими словами, мы должны быть столпом для присутствия Бога. Там, где есть столп, есть храм Божий. Это значит, что, где вы, там есть присутствие Господа. Если вы столп храма, тогда от вас зависит присутствие Бога.
На столпе, о котором говорится в Откровении 3:12, написаны три имени: имя Бога, имя Нового Иерусалима и новое имя Господа. Это значит, что данный столп — победитель, становящийся выражением и проявлением Бога. Поскольку он является проявлением Бога, на нем написано имя Бога; поскольку он стал важной частью Нового Иерусалима, на нем написано имя Нового Иерусалима и поскольку он становится новым проявлением Господа, на нем написано новое имя Господа. На столпе написано имя Бога, потому что столп стал проявлением Бога. Почему на нем также написано имя Нового Иерусалима? Оно там, потому что Он стал частью Нового Иерусалима. Точно так же на этом столпе написано новое имя Господа, потому что он стал новым проявлением Самого Господа.
В последнем труде Иоанна, Откровении, есть церкви, храм и город. Храм зависит от столпа, что означает, что присутствие Бога зависит от победителей. Там, где они, там есть присутствие Бога и Новый Иерусалим, или строение Божье. Новый Иерусалим является окончательным выражением слияния Бога с человеком.
Теперь мы должны увидеть, как переживать это на практике. В последних двух главах Евангелия от Иоанна мы уже видели, как делать это. Если мы хотим переживать Бога в воскресении, если мы хотим переживать Бога как Духа, если мы хотим переживать Бога в нашем слиянии с Богом, если мы хотим переживать то, что мы можем быть столпом для Господнего присутствия, если мы хотим переживать то, что на нас может быть написано новое имя Божье, имя Нового Иерусалима и имя Господа, тогда мы, подобно Марии Магдалине, должны искать Господа. Мария искала Его рано утром. Ища Его, мы должны верить, что Господь воскрес и что сейчас Он находится с нами, делая Его присутствие реальным для нас посредством веры, а не видения. Не будьте как брат Фома, который сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (20:25). Мы должны верить в Господа, не видя, не чувствуя и не осязая Его. Кроме того, мы должны посещать церковные собрания. Не пренебрегайте собраниями. Утром нам следует лично искать Господа во время нашей утренней стражи, но вечером мы должны посещать церковные собрания.
Ища Господа, нам не следует беспокоиться о наших практических нуждах. В дополнение к тому, чтобы искать Господа, верить в Него и посещать церковные собрания, мы должны также полагаться на Господа в наших практических нуждах. Помните обещание Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Если мы ищем царства Божьего и Его праведности, Бог несомненно позаботиться о наших средствах к существованию. Не надо идти ловить рыбу самим. Если вы попытаетесь зарабатывать на жизнь сами, вы потерпите неудачу и, в конце концов, ничего не получите. Запомните, что Евангелие от Иоанна 21 раскрывает, что Господь может приготовить рыбу даже на суше, где нет рыбы. Господь даст нам уже приготовленную рыбу.
Наконец, мы должны усвоить урок жизни Петра и иметь переживание преломления. Не думайте, что вы сильны. Возможно, вы сильны в своей природной жизни, но эту силу необходимо сломить. Господу нужно ваше сердце, не ваша сила. С нашим «я» необходимо покончить, пока мы не полюбим Господа всем нашим сердцем. Мы должны любить Господа, оставляя свою силу. Как мы увидели, Пётр потерпел две великие неудачи: трижды отрёкся от Господа в Его присутствии и, отступившись от Господнего поручения, отправился ловить рыбу. Пётр отрёкся от Господа, а затем первым отправился в мир, чтобы зарабатывать на жизнь. Но Господь встретил его и спросил: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (21:15). В двадцать первой главе мы видим, что Пётр усвоил урок и стал преломлённым человеком. Тогда, казалось, Господь сказал ему: «Пётр, ты должен следовать за Мной, работать для Меня, кормить и пасти Моих овец и созидать церковь».
Давайте все мы запомним пять вещей, которые нам необходимо переживать: искать Господа, верить в Господа, приходить на собрания, полагаться на Господа в повседневных нуждах и быть преломлённым в нашем природном человеке. Каким бы сильным, умным и мудрым ни был наш природный человек, его надо преломить. Мы должны оставить свою природную силу, ум и мудрость. Господу нужно наше сердце, но Ему не нужна наша сила. Когда мы думаем, что мы сильны, мы потерпим неудачу. Почему нам необходимо усвоить следующий урок: отказаться от нашей природной силы, нашего природного ума и нашей природной мудрости? Это нужно, потому что Сам Господь должен быть нашей жизнью, нашей силой, нашей мудростью и нашим всем. Господу необходимо, чтобы наше сердце любило Его, чтобы мы могли сотрудничать с Ним и давать Ему возможность быть нашей жизнью. Хотя Господу не нужны наша сила, мудрость и ум, Он нуждается в нашем сотрудничестве. Если мы любим Его, мы будем сотрудничать с Ним и дадим Ему возможность жить в нас. Тогда мы будем такими же, как Он, когда Он жил на земле. Как Он жил жизнью Бога, так и мы будем жить жизнью Христа. Тогда мы будем переживать воскресение. Мы будем переживать, что Господь — не только Бог в человеке, но и жизнь в смерти и воскресение в Духе. Если мы ищем Его, верим в Него, собираемся со святыми, забываем о своих повседневных нуждах и усваиваем урок отвержения природного человека, мы будем переживать Христа как воскресение в Духе. Если мы делаем все это, Господь будет нашей действительностью. Вот что значит быть столпом для Божьего проявления, частью Нового Иерусалима и новым выражением Христа.