Жизнь проходит процесс для умножения
(1)
Ин. 18 и Ин. 19 говорит нам о предательстве, суде, распятии и погребении Господа. Читая повествование о распятии Господа Иисуса в четырёх Евангелиях, мы обнаруживаем, что записи первых трёх Евангелий — от Матфея, от Марка и от Луки — схожи. Но запись Евангелия от Иоанна абсолютно другая. Например, в первых трёх Евангелиях повествование о распятии и смерти Господа на кресте сопровождается многими знамениями. Например, небо потемнело, и завеса в храме разодралась сверху донизу (Мф. 27:45, 51). Также и вопль Господа с креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» — ещё одно знамение в этих Евангелиях, которого нет в Евангелии от Иоанна. Однако повествование Иоанна содержит то, чего нет в первых трёх Евангелиях: издевательство воинов над Господом (Ин. 19:2-3) и истечение крови и воды из бока Господа (Ин. 19:34). Поэтому эти повествования соответствуют двум разным линиям. Мы должны узнать цель, скрывающуюся за этими двумя линиями.
Согласно Евангелиям от Матфея, Марка и Луки, главной целью Господней смерти было наше искупление. Он умер за нас и за наши грехи, чтобы исполнить дело искупления. Господь воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», потому что в тот самый момент Бог возложил на Него все наши грехи, и Господь воспринял их, став грешником вместо нас, чтобы понести наши грехи. Поэтому Бог оставил Его. Лука особенно отмечает, что Господь был Искупителем, чтобы искупить нас от наших грехов, ибо он говорит, что Господь умер вместе с двумя грешниками, двумя злодеями, один из которых спасся, а другой погиб (Лк. 23:32, 39-43). Такой записи нет в Евангелии от Иоанна. В чем тогда заключается цель повествования Иоанна? Поскольку Евангелие от Иоанна — евангелие жизни, его повествование о смерти Христа следует за линией жизни. Цель Иоанна заключалась в том, чтобы показать, что Господь Иисус является выражением Бога как нашей жизни и что Он умер на кресте, чтобы высвободить Себя как жизнь для нас. Его смерть на кресте была предназначена для того, чтобы вложить в нас Его божественную жизнь.
В этот момент нам необходимо зрительно представить все Евангелие от Иоанна. В этой книге автор, находясь под вдохновением Святого Духа, указывает, что Господь Иисус, будучи выражением Бога, пришёл как жизнь, чтобы удовлетворить все наши потребности, и что Он должен был умереть и воскреснуть и преобразиться в другую форму, в Духа, чтобы войти в нас, быть одним с нами и принести нас в Бога и Бога в нас, сделав Бога и нас взаимной обителью. В Евангелии от Иоанна 17 Господь молился, чтобы все ученики, рождённые от Бога, знающие имя и жизнь Отца и принадлежащие к семье Отца, были бы едины в имени Отца, отделились бы от мира и освятились бы, чтобы жить в Боге и быть полностью едиными в Триедином Боге, делая на практике реальным славу того, что они сыновья Бога. Как раскрывает данная глава, пребывая в жизни и природе Бога, в освящении и в славе Триединого Бога, все мы можем быть едины как совокупное Божье выражение. Так Господь, Сын Божий, может проявиться и прославиться через нас, а Отец может проявиться и прославиться в Сыне через этот совокупный сосуд. Вслед за этим автор показывает, как Господь был распят, вошёл в смерть и вышел из смерти в воскресении. Рассматривая всю эту картину, мы сможем увидеть цель повествования о смерти Господа в восемнадцатой и девятнадцатой главах.
Мне нравится название этого сообщения — «Жизнь проходит процесс для умножения». Особенно мне нравятся слова «процесс» и «умножение». Евангелие от Иоанна с 18 по 21 главы раскрывает, что жизнь прошла через процесс, чтобы умножиться. Одно зерно умножилось и стало многими зёрнами (12:24). Один-единственный Единородный Сын умножился и стал многими сыновьями. Когда мы подойдём к двадцатой главе, мы увидим, что один-единственный Единородный Сын произвёл многих братьев в Своём воскресении и что эти многие братья являются Его умножением. Каким образом у Господа могло быть это умножение? Только благодаря тому, что Он прошёл через процесс смерти и воскресения.
І. Отдаёт Себя этому процессу добровольно и смело
Господь отдал Себя этому процессу добровольно и смело (Ин. 18:1-11). Это значит, что Он вошёл в смерть охотно. В Евангелии от Иоанна 10 Он сказал нам, что Он намеренно отдаст Свою жизнь за нас. Он — Господь жизни, и Он — жизнь. У Него есть власть умереть, и у Него есть власть воскреснуть. Добровольно Он вошёл в смерть и вышел из неё. У Него нет проблемы смерти, поэтому Ему не нужно было умирать. От Него зависело, умирать Ему или нет. Он мог пожелать или не пожелать умереть. Однако, что касается нас, то смерть не зависит от нашего выбора. Когда смерть приходит к нам, мы не можем сказать: «Смерть, я не готов. Пожалуйста, приходи в другой раз». У нас нет ни силы, ни власти отвергнуть смерть. Когда смерть приходит, все вынуждены подчиниться ей. Но в отношении Господа все было не так, потому что Он является Господом жизни, а также самой жизнью. Если бы Он предпочёл не умереть, у Него были сила и власть отвергнуть смерть и не умирать. Он обладал властью отослать смерть вон. Хотя Его не принуждали и не заставляли умирать, Он хотел умереть, потому что Он пришёл, чтобы вложить Себя в нас как жизнь. Он знал, что только через смерть Он мог высвободить Себя в нас как жизнь. Фактически Он уже сказал, что Он был пшеничным зерном, которое должно упасть в землю и умереть (12:24). Если пшеничное зерно не желает умирать, как оно может высвободить свою жизнь, чтобы произвести многие зерна? В Евангелии от Иоанна 18 и 19 мы ясно видим, что Господь Иисус был полон желания умереть.
Первым доказательством желания Господа умереть было то, что Он отправился в сад (18:1). Это значит, что Он пошёл туда, где Его могли схватить. В Своём длинном сообщении, записанном в Евангелии от Иоанна с 14 по 16 главы, Он объяснил этот процесс. Далее, в семнадцатой главе, Он молился за процесс. Помолившись, Он отправился в сад. Согласно Евангелиям от Матфея, Марка и Луки Господь пошёл в сад помолиться. Эти три Евангелия раскрывают, что Господь воспринял наши грехи и находился под бременем наших грехов. Поэтому Он должен был пойти к Отцу и помолиться. Но в Евангелии от Иоанна подобная запись отсутствует. Повествование Иоанна показывает, что Он пошёл в сад не молиться, а отдать Себя на процесс. Он отправился туда, чтобы Его схватили, арестовали, предали смерти. Это значит, что Он отдал Себя добровольно. Господь не спрятался, но охотно предоставил Себя на процесс, отдав Себя людям, которые собирались предать Его смерти.
Господь знал, что Иуда предаст Его (13:11, 21-27). Он не избегал этого. Это тоже доказывает, что Он добровольно отдал Себя на процесс. Сатана использовал лжеученика Господа, чтобы предать Его смерти, не зная, что, сделав это, он предоставил Господу возможность пройти через процесс. Господь воспользовался этим как возможностью прославиться (13:31-32), то есть умножиться через смерть и воскресение.
В. «Я есть» желает быть арестованным
Ещё одно указание на желание Господа умереть заключалось в том, что не люди нашли Его, а Он пришёл к ним. Иуда, лжеученик, привёл с собой представителей политики и религии. Воины относились к политике, а служители от первосвященников и фарисеев — к религии. Религиозные круги работали с политическими, чтобы предать смерти Господа жизни. Однако не они нашли Господа; Господь вышел к ним. Воины не пришли к Господу и не захватили Его, когда Он молился. Нет, Иисус вышел им навстречу и спросил: «Кого ищете?» (18:4). Они ответили: «Иисуса Назорея». Тогда Господь сказал им: «Я есть» (букв.) (18:5). Когда они услышали это слово, они отступили назад и пали на землю (18:6). Они испугались слова: «Я есть», что значит «Иегова». Это указывает, что Тот, кого они пришли арестовать, был Иеговой, Богом. Господь не воспользовался этой возможностью ускользнуть, а спросил их во второй раз: «Кого ищете?» Таким образом, не они арестовали Господа; Господь отдал Себя в их руки.
Имя «Иегова» означает «Я есть, что Я есть». Господь Иисус — великий «Я есть». В 8:24 Господь сказал иудейскому народу: «Если не уверуете, что Я есть, то умрёте во грехах ваших» (греч.). Другими словами, если они не уверуют, что Иисус — это Иегова, Сам Бог, они умрут в своих грехах. Иудеи слышали это, и, когда они вновь услышали это, они в страхе пали на землю. Господь обратился к ним во второй раз: «Кого ищете?» Его не хватали; Он отдал Себя им, доказав Своё желание умереть. Если бы Он не хотел умирать, никто не смог бы Его схватить, ибо Он мог навести страх на любого и заставить пасть на землю. Все, что Ему нужно было сделать, это сказать одно слово, и те, кто пришёл Его схватить, были бы мертвы. Как они могли наложить на Него руки, если бы Он не пожелал быть схваченным? Это доказывает, что цель Евангелия от Иоанна заключается в том, чтобы показать, что Господь есть Господь жизни и что Он желал умереть, чтобы высвободить Себя как жизнь.
Г. Спокойно заботится об учениках
Вручая Себя людям, Господь спокойно позаботился о Своих учениках. В 18:8 Иисус сказал: «Я сказал вам, что Я есть; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» (греч.). Это было исполнением слова Господа в 17:12, где Он сказал: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб». Мы видим здесь, что, даже когда лжеученик предавал Его, а воины арестовывали Его, Господь заботился о Своих учениках. Это раскрывает, что, проходя через процесс смерти, Господь чувствовал Себя спокойно. Будучи окружен смертью, Он совсем не был напуган.
Его желание умереть было также доказано тем, что Пётр отсек правое ухо Малху, рабу первосвященника (18:10-11). Пётр, весьма резкий брат, не знал замысла Господа. Хотя он намеревался помочь Господу, от него были одни неприятности. Господь Иисус сказал ему: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» Господь попросил его вложить свой меч в ножны, потому что Он пришёл исполнить замысел Отца, состоявший в том, чтобы отдать Самого Себя как жизнь другим. Господь добровольно взял чашу от Отца, Его не принуждали брать её. Таким образом, Господа не принуждали умирать; Он добровольно отдал Себя на смерть, чтобы высвободить Свою жизнь и принести много плода.
В 18:10 и 11 мы видим, что Господь не оказывал никакого сопротивления при Своём аресте. Отдав Себя на смерть, Господь доказал, что Он был жизнью. Без смерти как Он мог доказать, что являлся жизнью? Когда Господь стал человеком, прежде всего Он доказывал, что Он Бог. С первой по семнадцатую главы Господь был среди людей, доказывая, что Он Бог. Теперь, в восемнадцатой и девятнадцатой главах Он входил в смерть, чтобы доказать, что Он жизнь. Откуда мы можем узнать, что Господь — это жизнь? Только благодаря тому, что Он вошёл в смерть и не был покорен ей. Смерть не испугала, не обеспокоила, не контролировала Господа и не управляла Им. Когда мы читаем эти две главы, мы обнаруживаем, что, когда Господь вошёл в смерть, Он подчинил и покорил её.
В этих двух главах есть много доказательств того, что Господь подчинил и покорил смерть. Прежде всего, Господь не испугался смерти. Когда Господь узнал, что представители религии и политики идут арестовать Его и предать Его смерти, Он не убоялся. Он смело вышел им навстречу и отдал Себя им. Во-вторых, Господь был спокоен, когда за Ним пришла смерть. Глядя в лицо смерти, Он спокойно позаботился о Своих учениках, сказав тем, кто пришёл Его арестовывать, отпустить Его учеников. Предположим, вас пришла арестовать группа полицейских. Вы смогли бы остаться спокойным? Но в каждом эпизоде, описанном в этих двух главах, Господь был спокоен; смерть не беспокоила и не пугала Его. Точно так же Господь был спокоен перед первосвященником и перед Пилатом. Он был настолько спокоен, что остался невозмутим даже, когда Его распинали. Находясь на кресте, Он даже смог позаботиться о Своей матери. Во время страдания на Него навалились всевозможные напасти, однако повествование показывает, что Он всегда оставался спокоен.
Жизнь Господа была жизнью, которая могла покорить и подчинить смерть. Он вошёл в смерть посредством распятия и вышел из неё посредством воскресения. Есть ли лучшее доказательство того, что Он жизнь, которую смерть не может покорить, подчинить или как-то повлиять на неё? Он подчинил смерть, потому что Он жизнь воскресения (11:25). Евангелие от Иоанна 18 и 19 показывает, каким решительным и сильным был Господь, когда Он вошёл в смерть. Когда Ему угрожала смерть, Он был решителен, силен и не покорился её влиянию. Он мог войти в смерть и выйти из неё, и смерть не могла повредить Ему или удержать Его. Какое это яркое доказательство того, что Он есть жизнь!
ІІ. Проверяется в Своём достоинстве человечеством
А. Как проверяли пасхального агнца
Господь был проверен в Своём достоинстве человечеством (18:11—19:16), будучи проверен, как проверяли пасхального агнца (Исх. 12:2-6). Господь Иисус был распят на Пасху, как пасхальный агнец. Согласно прообразу, прежде чем заколоть пасхального агнца, его следовало проверить, нет ли у него какого-либо порока. Проверка Христа человечеством была исполнением этого прообраза. Проверив Его, Пилат объявил: «Я не нахожу в Нем никакой вины» (18:38; 19:4, 6). В пасхальном агнце не было порока; Он был полностью пригоден, чтобы стать агнцем для Божьего народа.
Б. Иудеями по Божьему закону в их религии
1. В присутствии одного из ближайших учеников, отрёкшегося от Него
Господа проверяли иудеи по Божьему закону в их религии (18:12-27). Эта проверка была весьма неприятной. Господу пришлось вынести её даже в присутствии одного из ближайших учеников, который отрёкся от Него (18:17-18, 25-27). Пока Его проверяли, Пётр трижды отрёкся от Него. Смогли бы вы вынести это? Если бы это произошло с нами, мы, несомненно, упрекнули бы Петра. Но Господь не сказал ни слова.
Когда первосвященник проверял и судил Господа, Господь в Своём достоинстве судил первосвященника (18:19-21). Господь был бесстрашен и говорил с первосвященником очень достойно. Когда пасхального агнца проверяли, проверяющий был подвергнут проверке с Его стороны, и были изобличены пороки проверяющего.
В. Язычниками по человеческому закону в их политике
Господа проверяли язычники по законам Римской империи (18:28-38А). Закон Римской империи был широко известен. Даже сегодня законы многих стран основываются на нем. До того как Господа проверили язычники по своему закону в политике, Его проверили, чтобы казнить, по иудейскому закону. Потом римские политики проверили Его законом земной силы. Иудейский закон предписывал казнить преступника, побивая его камнями до смерти (18:31; Лев. 24:16). Если бы этот метод казни был доступен в то время, Господа Иисуса побили бы камнями. Но это не исполнило бы пророчества, которое изрёк Господь, когда сказал, что Он будет вознесён, как медный змей, вознесённый Моисеем в пустыне (3:14).
Много лет назад я прочёл статью, описывающую, как иудеи закалывали агнца во время Пасхи. В статье было написано, что иудеи брали две деревянные палки и соединяли их в форме креста. Они клали агнца на крест, привязывая две ноги агнца к подножью креста и закрепляя распростёртые ноги на поперечной перекладине. Затем они закалывали агнца, чтобы вытекла вся его кровь. Таким образом, умерщвление пасхального агнца было изображением распятия Иисуса. По закону иудеев преступников, приговорённых к смерти, побивали камнями, но в то время, когда был распят Господь, иудейский народ был лишён всякой власти. Поэтому иудейский народ утратил законное право казнить преступников по своему закону. Незадолго до распятия Христа римское правительство ввело закон, согласно которому приговорённых к смерти преступников следовало распинать на кресте. Это решение было принято по Божьей верховной власти, чтобы исполнились пророчества о распятии Христа (ст. 31-32; 12:32-33).
Судя Господа Иисуса, сам Пилат был осуждён Господом в Его достоинстве (ст. 33-38А). Пилат как наместник Римской империи был очень робким. Он был превосходным примером политика. Хотя он знал, что правильно, а что неправильно, подобно всем политикам он боялся людей. То же самое верно и в отношении политиков сегодня. Пилат не нашёл в Господе Иисусе никакой вины; он знал, что Господь не сделал ничего плохого. Но голоса людей подавили его, и он не был ни честным, ни искренним, ни верным.
Когда Господа привели к Пилату, вновь казалось, что Пилат судил Его, но, в конце концов, Он судил Пилата. Как мы увидели, одной из характерных черт Пилата была его робость; он боялся иудейского народа. Он знал, что Господь Иисус был безгрешен, и объявил, что не может найти в Нем ничего предосудительного. Но из-за страха перед иудеями он осудил Господа и приговорил Его к смерти. Это было несправедливо и неправедно. Когда Господь сказал Пилату, что пришёл в мир, «чтобы свидетельствовать об истине» и что «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (18:37), Пилат спросил Его: «Что есть истина?» (18:38). Это указывает на то, что Господь судил Пилата. На самом деле Господь как бы сказал: «Ты занимаешь такое высокое положение и все-таки не знаешь, что такое истина. Тогда ты не тот человек. Ты не истинен». В результате этого Пилат был изобличён, пристыжен и перестал судить Господа. Здесь мы видим темноту политики.
ІІІ. Приговаривается в человеческой несправедливости
После того как Господа Иисуса проверили, Ему, Совершенному, был вынесен несправедливый человеческий приговор (18:38Б—19:16). Этот несправедливый приговор обличил слепоту религии и темноту политики (18:38Б-39; 19:1, 4-5, 8-14, 16). Представители иудейской религии отвергли самого Справедливого и выбрали разбойника (18:39-40; 19:6-7, 12, 15). Как они были слепы! Они были покрыты завесой своей религии и своей ненависти. Языческий политик, Пилат, знал и объявил, что в Господе Иисусе не было никакой вины, однако все равно он приговорил Его к смерти, чтобы угодить иудейскому народу (18:38А-39; 19:1, 4-5, 8-14, 16). Каким он был политиком! Религия и политика сработали вместе, чтобы вынести Христу несправедливый приговор. Инициативу проявила не политика; инициативу проявила религия, использовав силу тёмной политики.
ІV. Испытывается смертью по Божьей верховной власти
В процессе для умножения Господь Иисус был испытан смертью по Божьей верховной власти (19:17-37). После несправедливого приговора Его распяли на Голгофе (19:17), что означает Место Черепа. Значение места, где Он был распят, указывает на оскорбление и стыд. Он перенёс смерть в оскорблении и стыде.
На Голгофе они «распяли Его и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» (19:18). Это было исполнением пророчества в Книге пророка Исаии 53:12, где сказано, что Мессия будет «причтён к злодеям». Его не только предали на смерть в месте оскорбления и стыда, но и приравняли к преступникам, обращаясь с Ним как с одним из преступников.
В. Убит человечеством, представленным еврейской религией, латинской (римской) политикой и греческой культурой
Согласно Божьей верховной власти, Господь был убит человечеством, представленным еврейской религией, римской политикой и греческой культурой (19:19-22). Евангелие от Иоанна 19:19 говорит: «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была написана по-еврейски, по-гречески и по-римски (19:20). Еврейский язык представляет здесь еврейскую религию, язык Рима (латынь) — римскую политику, а греческий — греческую культуру. Вместе они представляют весь мир, все человечество, что означает, что Господь Иисус как агнец Божий был убит всем человечеством и за все человечество. Когда иудейский первосвященник попросил Пилата изменить написанное, Пилат ответил: «Что я написал, то написал» (ст. 22). То, что написал Пилат, исходило не от него самого; это было написано по Божьей верховной власти, и он не мог этого изменить.
Религия была слепой, политика — тёмной, наместник был лживым, а воины — жадными. Когда они распяли Иисуса, они взяли Его одежды и разделили так, что каждому воину досталось по части. Поскольку Его хитон был бесшовный, они бросили жребий, чей он будет (19:23-24). Это было не от воинов, а по Божьей верховной власти. Это произошло, чтобы исполнилось пророчество в Псалме 21:19. Благодаря этому мы видим, что смерть Господа была запланирована верховной властью. Если бы Бог не запланировал её, никто не смог бы предать смерти Господа жизни. Все исполненные пророчества доказывают, что Господня смерть была не от человека, а по Божьей верховной власти.
Д. Заботится о Своей матери, вкладывая Свою жизнь в Своего ученика
Наверняка большинство христиан знает, что, когда Господь был на кресте, Он говорил семь раз. Эти семь фраз на кресте достаточно известны. Первая фраза, которую произнёс Господь: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34); вторая: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43); а третья фраза: «Жено! се, сын твой... се, матерь твоя» (Ин. 19:26-27). Эти три фразы были сказаны в течение первых трёх часов Господнего распятия. Господь находился на кресте шесть часов — с 9 утра до 3 часов дня. Это ясно записано в четырёх Евангелиях. В течение первых трёх часов все, что с Ним происходило, было сделано человеком. Люди издевались над Ним, гнали и распинали Его. Но в течение последних трёх часов все, что произошло с Ним, было сделано Богом. Бог взирал на Него как на грешника и как на замену за грех и судил Его. Во время вторых трёх часов Он произнёс остальные четыре фразы. В Евангелии от Матфея 27:46 Господь Иисус сказал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Это было четвёртой фразой, произнесённой на кресте. Пятая фраза: «Жажду» (19:28); шестая: «Совершилось» (19:30); седьмая: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).
Когда Иисуса распинали, Он увидел Свою мать и «ученика, которого любил, и говорит матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял её к себе» (19:26-27). Как мы увидели, первое, что Господь сказал на кресте, было: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Затем в Евангелии от Луки 23:43 Господь сказал одному из двух злодеев, распятых с Ним: «Ныне же будешь со Мною в раю». Это слово касалось спасения, потому что повествование Луки доказывает, что Господь — Спаситель грешников. Слова: «Отче! прости им» — это молитва за грешников. Точно так же фраза: «Ныне же будешь со Мною в раю» — благовестие-обещание спасённым грешникам. Но здесь, в 19:26-27, Господь сказал Своей матери: «Се, сын твой» и Своему ученику: «Се, матерь твоя». Эти слова указывают на союз жизни, потому что Евангелие от Иоанна свидетельствует, что Господь — это жизнь, которая вкладывается в Его верующих. Именно посредством этой жизни Его возлюбленный ученик смог стать единым с Ним и стать сыном Его матери, а она смогла стать матерью Его возлюбленного ученика. Согласно повествованию Иоанна, Иисус был распят, чтобы передать жизнь, чтобы вложить Свою жизнь в Своих учеников. Благодаря этой передаче жизни один из Его учеников смог стать сыном Его матери, а Его мать — матерью этого ученика. Это указывает не на спасение, а на передачу жизни. Поэтому Евангелие от Иоанна — Евангелие не спасения, а Евангелие жизни, которая передаётся во всех верующих.
Необходимо отметить, что в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки Господь, будучи на кресте, говорил с грешником, со злодеем, который был искуплен от проклятья, чтобы быть с Ним в раю. Это непосредственно связано с искуплением. В Евангелии от Иоанна Господь говорил со Своей матерью и Своим учеником. Как могла мать Господа стать матерью Его ученика и как Его ученик мог стать сыном Его матери? Посредством искупления? Конечно, нет. Это могло произойти только посредством жизни, посредством жизненного союза, посредством отождествления жизни, посредством жизни, которая возрождает. Посредством Своей смерти Господь вложил Себя в Своего ученика Иоанна, который соединился и отождествился с Господом посредством божественной жизни. Поэтому мать Господа стала матерью Иоанна. Почему произошло так, что в Евангелии от Луки Господь говорил со злодеем, а в Евангелии от Иоанна Господь говорил со Своей матерью и учеником? Это произошло потому, что в Евангелии от Луки Господь умер, чтобы искупить грешников от проклятия греха. Возможно, мы такие же грешные, как тот злодей, но мы тоже можем быть искуплены от проклятия и можем тотчас отправиться с Господом в рай. Таким образом, у Луки мы находим Евангелие об искупительной смерти Господа, которую можно проповедовать грешникам. Но в Евангелии от Иоанна Господь Иисус умер, чтобы высвободить и вложить Себя как жизнь в учеников, и таким образом отождествляя всех учеников с Собой. Следовательно, все ученики являются сыновьями Его матери. Благодаря Своей жизни и Своей смерти Господь вложил в нас Себя, делая нас едиными с Собой. Так мы становимся сыновьями Его матери. Это доказывает, что по Евангелию от Иоанна Его смерть на кресте — это смерть для того, чтобы вложить Себя как жизнь в нас.
Е. Подвергается насмешкам, когда Ему предлагают уксус
Стихи 28 и 29 продолжают: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его». Жажда — это вкус смерти (Лк. 16:24; Отк. 21:8). Господь Иисус испытал её за нас на кресте (Евр. 2:9). Иссоп в этом стихе — это «трость» в Евангелии от Матфея 27:29 и в Евангелии от Марка 15:19, то есть это была трость из иссопа. В начале Его распятия Господу дали вино, смешанное с желчью и смирной (Мф. 27:34; Мк. 15:23), как средство для притупления боли, но Он не стал пить его. Но в конце Его распятия, когда Он возжаждал, Ему издевательски предложили уксус (Лк. 23:36). Во время Своего распятия Господь был лишён права на одежду, права на питье, а также Своей жизни.
Ж. Дело Его всеобъемлющей смерти совершилось
В стихе 30 говорится: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух». Господь работал непрерывно до тех пор, пока Его не поместили на крест (5:17). Но во время Своего распятия Господь продолжал работать. Откуда мы знаем, что на кресте Он продолжал работать? Мы знаем это, потому что, прежде чем умереть, Он сказал: «Совершилось!» Когда Его распинали, Он продолжал работать, чтобы искупить грешников, сокрушить змея, высвободить божественную жизнь и исполнить Божий вечный замысел. В последнюю минуту, когда все уже было сделано, Он объявил всей вселенной: «Совершилось!» Затем Он умер и вошёл в покой. Слава Господу Иисусу! Только Он мог сделать это. Через Своё распятие Он завершил дело Своей всеобъемлющей смерти, посредством которой Он совершил искупление, положил конец ветхому творению и высвободил Свою жизнь воскресения, чтобы породить новое творение для исполнения Божьего замысла. В процессе смерти Он самим Своим поведением доказал Своим противникам и Своим верующим, что Он был жизнью. Страшная обстановка смерти нимало не испугала Его. Напротив, она послужила фоном, на котором стало абсолютно ясно, что Он как жизнь был противоположностью смерти. Он жизнь, над которой смерть не имеет никакой власти.