(2)
В прошлом сообщении мы рассмотрели тему, центральную мысль, молитвы Господа в Ин. 17. В этом сообщении мы подходим ко второй части данной молитвы. Первая часть, Ин. 17:1-5, открывает тему молитвы, а вторая часть, Ин. 17:6-24, касается единства. Цель единства заключается в прославлении Сына, чтобы Сын мог прославить Отца. Люди в этом единстве включают всех учеников, всех, кого Бог избрал и отдал Господу Иисусу, всех, кому Господь дал вечную жизнь.
ІІ. Чтобы верующие созидались воедино
Для того чтобы было единство, необходимо созидание. Без созидания нет единства. Не думайте, что нагромождение материалов — это единство. Нет, это не единство. Посмотрите на дом. Между всеми материалами в доме существует подлинное единство, и это единство есть созидание. Каждый кусок материала надлежащим образом подогнан и соединён с другими. Вот это единство. Единство, о котором сегодня говорят многие христиане, — лишь нагромождение. Иногда это даже не нагромождение; бывает так, что один человек, находясь вдалеке от другого, говорит: «Мы одно». Брат Ни описывает такое единство как рукопожатие через забор. Но единство сегодня — даже не рукопожатие через забор, а мольба людей, находящихся вдалеке друг от друга. Один на восточном побережье может умолять другого на западном побережье быть единым с ним, говоря: «Дорогой брат, я един с тобой». А находящийся на западном побережье, возможно, ответит: «Да, я един с тобой», однако в сердце он говорит: «Если мы не будем сохранять безопасное расстояние между собой, мы обидим друг друга».
Если это настоящее единство, то где Тело? Ситуация сегодня такова, что плечо боится шеи, желая соблюдать безопасное расстояние и не подходя слишком близко. Глаз тоже боится носа, говоря: «Брат нос, ты слишком сильный. Я не решаюсь оставаться с тобой. Я хочу быть вежливым и милым по отношению к тебе, но я должен соблюдать безопасное расстояние между нами». Большинство христианских работников не желают быть едиными с другими. Такая ситуация не является единством. Подлинное единство — это созидание. Взгляните на единство своего физического тела: это единство связано с созиданием. Все мы должны увидеть, что созидание — это то, что необходимо Господу сегодня. Две тысячи лет назад Господь сказал: «Гряду скоро» (Отк. 22:20). Две тысячи лет прошло, а Он ещё не пришёл. Почему? Потому что Он не может вернуться, не имея настоящего строения. Необходим небольшой остаток, который откликнется на желание Господнего сердца и будет готов потерять свои отличительные черты, чтобы созидаться вместе воедино. Это будет позором для врага. Враг, Сатана, ненавидит это строение. Поэтому в Евангелии от Иоанна 17 Господь молился о нем.
В стихах с 6 по 24 Господь молился о том, чтобы верующие созидались воедино. Это единство осуществляется на трёх этапах: в имени Отца посредством вечной жизни (ст. 6-13); в Триедином Боге через освящение святым словом (ст. 14-21) и в божественной славе для выражения Триединого Бога (ст. 22-24).
А. В имени Отца посредством вечной жизни
Настоящее единство, созидание верующих, осуществляется в имени Отца посредством вечной жизни. Вечная жизнь — это действительность имени Отца. Имя Отца — это Отец, а действительность Отца — божественная жизнь. Это верно даже в отношении нашего физического отца, потому что действительностью нашего физического отца является его жизнь. Если бы у нашего отца не было жизни, которую он мог вложить в нас, он никогда бы не смог быть нашим отцом. Мой отец является моим отцом в действительности, потому что у него есть жизнь, которую он вложил в меня. Жизнь, которую он вложил в меня, является действительностью того, что он мой отец. Слово «отец» не должно быть просто званием; оно должно быть действительностью. Божественная жизнь, являющаяся вечной жизнью, — это действительность звания Отца.
Отец является источником жизни. На это указывает слово Господа в 5:26, которое говорит: «Отец имеет жизнь в Самом Себе». Во всем Писании, особенно в Евангелии от Иоанна, Отец указывает на источник жизни. Даже в человеческой семье отец является источником жизни этой семьи. Подобно тому как отец семьи является источником и происхождением жизни, так имя Отца раскрывает Отца как источник жизни.
б. Для размножения и умножения жизни
Отец, источник жизни, предназначен для размножения и умножения жизни. Отец человеческой семьи, который является источником жизни этой семьи, предназначен для размножения жизни. Мужчина может быть довольно молодым, но как только он становится отцом, обладающим источником жизни, у него появляется размножение. Изначально, возможно, мужчина был один, но потом у него появляются четверо малышей. После женитьбы жизнь этого мужчины, то есть жизнь отца как источника семьи, начинает размножаться. Когда продолжается размножение жизни, происходит и умножение жизни. Жизнь Отца предназначена для размножения и умножения.
в. От Кого рождаются многие сыновья, чтобы выражать Его
От Отца, который является источником жизни и который предназначен для размножения и умножения жизни, рождаются многие сыновья, чтобы выражать Его (1:12-13). Поэтому у нас есть размножение, умножение и выражение. Мы увидели, что эта заключительная молитва является подтверждением и подкреплением предыдущего сообщения в главах с четырнадцатой по шестнадцатую. В том сообщении мы увидели размножение жизни и умножение жизни для выражения Триединого Бога. Теперь, в этой заключительной молитве, у нас есть те же пункты: Отец размножается, порождает многих сыновей для Своего выражения.
г. Имя «Отец» связано с божественной жизнью
Имя «Отец» тесно связано с божественной жизнью. Не имея божественной жизни, Бог никогда бы не смог быть Отцом. Каким образом мужчина может стать отцом? Только посредством его жизни. Если у вас нет жизни, вы не можете быть отцом. Отец — это производитель. Отец производит, не изготавливая, а порождая. У Отца есть порождающая жизнь. Без этой жизни у человека нет действительности, чтобы быть отцом. Если мы помним о том, что у Отца есть божественная жизнь для порождения, размножения, умножения и произведения многих сыновей, это поможет нам гораздо лучше понять Евангелие от Иоанна. Если мужчина не может порождать детей, он не является отцом. Ваша способность быть отцом выражается в ваших детях. Чем больше у вас детей, тем больше вы как отец. Предположим, человек мог бы иметь сто детей. Он, безусловно, был бы величайшим отцом на земле, потому что у него была бы такая богатая жизнь в порождении. Задумайтесь, сколько детей у нашего Отца. У Него не сотни, а миллионы детей. Какой Он великий Отец! Какое у Него размножение жизни!
Когда бы мы ни называли Его Отцом, мы должны понимать, что это звание реализовано посредством Его божественной жизни. Без Его божественной жизни имя Отца — просто пустой термин без содержания или действительности. Поскольку действительностью звания Отца является божественная жизнь, сказать, что мы едины в имени Отца, значит, что мы едины в божественной жизни.
а. Имена «Бог» и «Иегова» достаточно раскрыты в Ветхом Завете
В стихе 6 Господь сказал Отцу: «Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира». Имя, указанное здесь, — это имя «Отец». Имена «Бог» и «Иегова» были достаточно раскрыты человеку в Ветхом Завете, но не имя «Отец». В ветхозаветные времена Божий народ знал, главным образом, что Бог — это Элохим, то есть Бог, и Иегова, то есть Вечносущий, но они мало знали о звании «Отец». Бог — Его имя для творения, а Иегова — Его имя для взаимоотношений между Ним и человеком. Первая глава Бытия раскрывает имя Бог, но не показывает имя Иегова. Только во второй главе Бытия, когда Бог уже собирался установить взаимоотношения с человеком, Он раскрыл имя Иегова.
б. Имя «Отец» немного упоминается в Ветхом Завете
В то время как имена Бог и Иегова раскрываются в Ветхом Завете полностью, имя Отец во всей полноте не раскрывается. Оно лишь немного упоминается в таких местах, как Книга пророка Исаии 9:6; 63:16 и 64:8. Какое откровение стоит за именем Отец? Отец — это имя для взаимоотношений жизни. Когда я говорю «мой Отец», я имею в виду, что у меня есть Его жизнь и что я родился от Него. Ветхий Завет не показывает откровения, что Бог — это порождающий Отец, который возродит бесчисленное множество людей. Только в Новом Завете Господь раскрывает Бога как Отца, который возрождает многих сыновей. Он — источник жизни, следовательно, Он Отец. Его намерение состоит в том, чтобы породить бесчисленное множество сыновей, возродив их Своей жизнью. Бог есть Отец, потому что Он порождает многих людей Своей жизнью, делая их Своими детьми и Своими сыновьями. В Евангелии от Матфея Господь учил Своих учеников призывать Бога Отца: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9). Когда мы называем Бога нашим Отцом, мы должны понимать, что Он — наш настоящий Отец. Он не является нашим отчимом, а мы не являемся Его приёмными детьми. Наш Отец является нашим Отцом в жизни, нашим настоящим Отцом. Мы называем Его Отцом, поскольку мы родились от Него и имеем Его жизнь.
Как сладостно называть Бога нашим Отцом! И Послание к Римлянам 8:15, и Послание к Галатам 4:6 говорят о восклицании: «Авва, Отче». Во всем мире маленькие дети, обращаясь к своим родителям, употребляют слова, как «Папа» или «Мама». Сказать «па» или «ма» — не очень близко. Но папа или мама — близко. У всех народов дети называют своих отцов папа, баба или как-то похоже. Если бы я не родился от моего отца, но мне пришлось бы называть его папой, мне было бы очень неловко. Было бы неловко обращаться к приёмному отцу таким образом. Это было бы не так сладостно.
Однажды вновь спасённый пришёл к брату Ни и спросил его, почему в Послании к Римлянам 8:15 и 16 говорится, что восклицание: «Авва, Отче» — свидетельство того, что мы дети Божьи. Брат Ни сразу же спросил этого молодого брата, женат ли он. Когда тот ответил, что да, брат Ни сказал: «Когда ты впервые приехал к родителям жены после свадьбы, как ты назвал своего тестя?» Молодой брат ответил: «Очень неохотно я называл его папой». Тогда брат Ни поинтересовался: «Когда ты зовешь своего собственного отца, обращаешься ли ты к нему так же неохотно?» Брат ответил: «Конечно, нет. Когда я зову своего отца, это так сладостно». Когда брат Ни спросил его, почему он неохотно называл отца жены папой, он ответил: «Потому что он не мой отец». Тогда брат Ни сказал: «Правильно. Он не твой отец. Поэтому действительно трудно называть его Папой. Бог не твой тесть; Он твой Отец, твой Отец в жизни». Поскольку Бог является нашим Отцом в жизни, так сладостно призывать Его, говоря: «Авва, Отче». Когда вы чувствуете эту сладость, вы знаете, что вы Его дитя и что Он истинно ваш Отец в жизни.
в. Сын пришёл и творил дела в имени Отца
Христос пришёл как Сын Божий в имени Отца (5:43) и творил дела в имени Отца (10:25). «В имени Отца» означает в действительности Отца. Поскольку Сын одно с Отцом (10:30), Он пришёл и творил дела в имени Отца, то есть в действительности Отца.
г. Сын являет Отца Своим верующим
Поскольку Сын одно с Отцом, то, когда Он был с верующими, Он явил им Отца в том, чем является Отец. Когда они видели Его, они видели Отца (14:9). Отец выражен в Нем.
д. Сын открывает имя Отца верующим
В 17:26 Господь сказал: «И Я открыл им имя Твоё и открою». Каким образом Сын открыл верующим имя Отца? Он сделал это, не уча учеников, а вложив в них жизнь. Лучший путь открыть отца маленькому мальчику — вложить жизнь отца в мальчика. Приёмному сыну намного труднее познать своего отца, чем сыну, который действительно рождён и обладает жизнью определённого мужчины. У нас есть жизнь Отца. Поскольку мы такие же, как Отец в жизни и природе, нам легко познавать Его. Будучи Сыном Отца, Господь Иисус пришёл, чтобы вложить в нас жизнь. Поскольку в нас была вложена жизнь Отца, непроизвольно Отец открывается нам посредством жизни, а не посредством учения. В жизни мы познаем Отца.
В стихе 6 говорится: «Они сохранили слово Твоё», а стих 8 гласит: «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли». В этих стихах, исходя из греческого языка, мы видим, что Отец имеет два вида слов: логос, постоянное слово, в стихе 6, и рема, мгновенные слова, в стихе 8. И логос и рема используются Господом, чтобы вкладывать вечную жизнь в верующих. Логос, постоянное слово, всегда одинаково. Написанное слово в Библии — это логос. Но когда вы читаете логос, Дух использует предложение, выражение и даже отдельное слово, чтобы вдохновить вас, и это слово станет мгновенным словом. Возьмите пример Евангелия от Иоанна 3:16. Будучи написанным словом в Библии, Евангелие от Иоанна 3:16 есть логос. Однажды, когда вы читаете этот стих, написанное слово становится мгновенным словом. Неожиданно слова: «Так возлюбил Бог мир» выступают вперёд, и вы говорите: «О, Бог так возлюбил меня!» Благодаря этому мы видим, как постоянное слово становится мгновенным словом, как логос становится ремой.
И постоянное, и мгновенное слово, логос и рема, предназначены для вкладывания вечной жизни в верующих, принимающих эти слова. Слова Отца предназначены, главным образом, не для учения или наставления; они, в основном, — для вкладывания жизни в верующих. Когда слова: «Так возлюбил Бог мир» выступили вперёд для вас, вас это вдохновило и вы сказали: «Слава Богу, Ты возлюбил меня», в вас сразу же была вложена жизнь. Вы приняли жизнь Отца. Жизнь Отца — это действительность Отца. Когда у нас есть жизнь Отца, мы также имеем Отца и наслаждаемся Отцом. Где находится Отец? Отец находится в Своей жизни, потому что Его божественная жизнь является действительностью имени Отца.
Когда мы приняли слово Божье, это слово возродило нас (1 Пет. 1:23), и мы стали сыновьями Божьими. Так Бог стал нашим Отцом, а мы стали сыновьями Божьими. Господь пришёл, чтобы раскрыть Своим ученикам, что Бог есть Отец, источник жизни, который желает породить бесчисленное множество сыновей. Поэтому Господь принёс слово Божье Своим ученикам, которые, приняв слово, стали возрождёнными сыновьями Бога. Они стали сыновьями Бога, а Бог стал их Отцом. Следовательно, они имеют имя Отца. Теперь они могут называть Бога своим Отцом, потому что у них есть жизнь Бога, которая делает их детьми Божьими.
4. Чтобы сохранить в имени Отца
В стихе 11 Господь сказал: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Быть сохранёнными в имени Отца — значит быть сохранёнными Его жизнью, потому что только те, кто рождён от Отца и имеет жизнь Отца, могут участвовать в имени Отца. Сын дал жизнь Отца тем, кого Отец дал Ему (ст. 2). Они разделяют имя Отца, будучи сохраняемы в Нем, и они едины в Нем. Следовательно, первым аспектом единства является единство в имени Отца посредством Его божественной жизни.
Верующие Сына все ещё находятся в мире. Их нужно сохранять, то есть отделить от мира, чтобы они могли освятиться, соделаться святыми. В стихе 11 Сын молится, чтобы Отец, который свят, сделал это.
В стихе 11 Господь называет Своего Отца: «Отче Святый». Жизнь Отца — святая жизнь, жизнь, отделённая от мира. Хотя у нас есть эта жизнь, если мы отдаляемся от Святого Отца, у нас будут проблемы. Всем нам необходимо быть сохранёнными в имени Отца жизнью Святого Отца.
Все Трое Триединого Бога едины. Это настоящее единство, и это должно быть образцом нашего единства. Трое Триединого Бога едины в божественной жизни, в божественной природе и в божественной славе. Мы, многие сыновья Бога, тоже должны быть едиными в божественной жизни, в божественной природе и в божественной славе. Нам следует быть едиными точно так же, как и Трое Триединого Бога.
Верующие едины в имени Отца посредством вечной жизни. Быть едиными в имени Отца — не значит быть сохранёнными в единстве посредством звания. возьмём, к примеру, пять братьев во плоти. Они все родились от одного отца и имеют одну и ту же жизнь. Жизнь, которую они получили от своего отца, — это действительность их отца. Их отец реален для них, потому что у них есть его жизнь. Возможно, эти братья недовольны друг другом и презирают друг друга. Что им делать? Следует ли им разойтись и разделиться? Нет, хотя они недовольны друг другом и, возможно, презирают друг друга, глубоко внутри у них есть нечто, что удерживает их вместе и заставляет их сказать: «Братья, у нас один отец, и нам не следует разделяться. Мы должны быть едины». Таким образом они сохраняются в единстве в имени своего отца. Однако на самом деле их сохраняет жизнь отца. Возможно, они недовольны друг другом и желают разделиться, но жизнь их отца в них соединяет их вместе. Глубоко внутри они любят друг друга. Всякий раз, когда на одного из них нападают, остальные встают как один на борьбу против нападающего. Точно так же имя Отца, действительностью которого является жизнь Отца, сохраняет Его детей едиными.
Однако, если дети Отца позволят своему разуму победить или затмить свою внутреннюю жизнь, они разделятся. Жизнь Отца объединяет их и сохраняет их в единстве, но их разум разделяет их. Христиане сегодня разделяются из-за своего большого ума. В то время как их разум переразвит, их рост в жизни, как у карлика. Чем больше вы развиты в своём разуме, тем больше вы являетесь карликом в отношении того, что касается жизни. Это переразвитие ума — причина разделения. Если мы позволим внутренней жизни развиваться, мы все объединимся в жизни Отца. Если мы останемся в жизни Отца, мы будем едины.
Любой в поместной церкви, кто считает себя довольно умным в своём разуме, станет главной причиной разделения. Никогда не считайте себя умным в своём разуме. Вы должны бояться своего разума точно так же, как вы боитесь змеиного яда. О, как нам необходимо быть сохранёнными в жизни Отца! Многие братья по плоти любят друг друга не по внешнему состоянию, а по своей внутренней крови. У меня было четверо братьев. Хотя иногда мы ругались друг с другом, всякий раз, когда кто-нибудь пытался задеть нас, мы тотчас объединялись, потому что мы были одной крови. Подобным образом, жизнь Отца, которая является действительностью подлинного единства, объединяет нас. Не заботьтесь о своих пристрастиях и неприязнях. Ваши чувства могут заставить вас быть недовольным мной, а мой нрав может побудить меня быть недовольным вами. Но мы должны забыть о таких вещах и заботиться о внутренней жизни. Глубоко внутри у вас есть жизнь Отца и у меня тоже. У всех нас есть жизнь Отца, и мы едины посредством вечной жизни нашего Отца.
в. Наслаждаться именем Отца, Самим Отцом
Мы едины в имени Отца посредством наслаждения Самим Отцом. Как дети Божьи, мы все имеем одного и того же Отца. Но когда мы не едины друг с другом, у нас нет ощущения, что мы наслаждаемся Отцом. Чем больше мы едины посредством Его жизни, тем больше мы ощущаем, что Отец полон наслаждения. Когда мы вместе призываем: «О, Отец», это так сладостно. Предположим, однако, что мы ругаемся и разделились на многие группы. В такой ситуации, когда мы пытаемся призвать: «О, Отец», мы теряем ощущение сладости имени Отца. Сладостный аромат имени Отца зависит от единства Его детей. Когда мы едины, мы наслаждаемся Отцом.
Первый аспект единства, то есть созидания верующих, — это единство в имени Отца посредством Его божественной жизни. В этом аспекте единства верующие, рождённые от жизни Отца, наслаждаются именем Отца, то есть Самим Отцом, как фактором их единства. Мы едины, потому что у нас один Отец. У нас не только один Бог, но и один Отец. Это сладостное звание, Авва Отче, открылось нам благодаря переживанию, потому что у нас есть Его жизнь. Теперь мы едины в Нем посредством Его жизни.
Первая почва и причина нашего единства состоит в том, что все мы сыновья Божьи, имеющие ту же самую божественную жизнь, и что Бог — Отец всех нас. Поскольку Бог — и ваш, и мой Отец, мы из одной и той же семьи, семьи Бога. Вы американец, я китаец, однако мы можем называть друг друга братом. Это так дорого и близко. Фактически я не ощущаю такой близости с моим собственным братом по плоти. Господь может засвидетельствовать это за меня. Почему это так? Потому что все мы родились от одного и того же Отца, у нас одна и та же жизнь, и мы являемся братьями в этой жизни. Мы не сводные братья — мы братья в жизни. Слава Господу, что мы братья в жизни Отца! Поэтому мы должны быть едиными. У нас нет причины не быть едиными, потому что мы одна семья, имеющая одного и того же Отца и одну и ту же жизнь. Таким образом, у нас настоящее братство в жизни. В этой жизни мы все должны быть и можем быть едины.
В стихе 13 Господь сказал Отцу: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную». Совершенство, или полнота, радости заключается в настоящем единстве. Когда мы едины в имени Отца посредством жизни Отца и наслаждаемся Отцом вместе, радость Господа в нас будет полной. Вот почему, когда мы по-настоящему едины, мы полны хвалы Отцу. Эта хвала просто является переполнением внутренней радостью. Мы радуемся в единстве, переполняясь радостью.