Раздаяние Триединого Бога — для произведения Его обители
(3)
В Ин. 14:1-6 Господь раскрыл, что Он уходит в смерть и возвращается в воскресении, чтобы принести учеников в Отца, что Он является путём, а Отец — местом назначения и что, где Он, там будут и ученики. В последующих четырнадцати стихах Господь дальше раскрывает подробности того, как Он сможет войти в учеников и привести их к Отцу.
II. Триединый Бог раздаёт Себя в верующих
Евангелие от Иоанна 14 раскрывает Триединого Бога, который раздаёт Себя в верующих. Он один-единственный Бог, но Он — трое — Отец, Сын и Дух. Сын является воплощением и выражением Отца (Ин. 14:7-14), а Дух — действительностью и реализацией Сына (Ин. 14:16-20). Отец выражен и виден в Сыне, а Сын раскрыт и реализован в качестве Духа. Отец выражен среди верующих в Сыне, а Сын реализован в верующих как Дух. Бог Отец сокрыт, Бог Сын явлен среди людей, а Бог Дух реализуется в человеке, входя в человека, чтобы быть его жизнью, его жизненным снабжением и всем для него. Отец в Сыне и Сын как Дух являются долей для человека, чтобы человек мог наслаждаться Богом.
А. Отец, воплощённый в Сыне, виден среди верующих
1. Сын является воплощением и выражением Отца
Когда Господь сказал, что Он путь и что Он приведёт верующих в Отца, Филипп сказал Ему: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (ст. 8). Господь ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: „покажи нам Отца?” Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» (ст. 9-10). Господь, казалось, говорил: «Я провёл с вами три с половиной года, и все это время вы видели Меня, и вы всё ещё не узнали Отца? Разве вы не знаете, что, если вы видите Меня, вы видите Отца, и если вы знаете Меня, то знаете и Отца? Я в Отце, и Отец во Мне». Даже до этого момента слово Господа здесь остаётся тайной. Что это значит? С одной стороны, это значит, что Отец и Сын — это просто одно, а с другой стороны, что Их все-таки двое. Если бы вы спросили меня, как это может быть, я бы ответил: «Я не знаю. Я лишь знаю, что, с одной стороны, Отец и Сын — одно, и если вы видите одного, то вы видите и другого, поскольку двое — одно. Отец находится в Сыне. Если вы видите Сына, тогда, несомненно, вы видите Отца. Но, с другой стороны, их все же двое». В этом заключается тайна Триединого Бога.
Здесь я должен предостеречь вас: никогда не считайте, что Отец и Сын — это два отдельных Бога. Это ересь. У нас не три Бога. У нас один-единственный Триединый Бог — Отец, Сын и Дух. В данный момент я даже осторожен в употреблении слова «личность». Хотя иногда ради нашего говорения и понимания мы используем слово «личность», нам не следует придавать этому термину значение, как в троебожии. Мы не можем надлежащим образом объяснить Триединого Бога, но то, что Бог триедин, это факт. Если вы видели Сына, вы видели и Отца, поскольку Отец воплощён в Сыне, чтобы верующие увидели Его. Сын является воплощением и выражением Отца.
Сын в Отце, и Отец в Сыне (ст. 10-11). Что это за тайна! Господь говорит, что Сын в Отце и что Отец в Сыне! Поскольку Отец в Сыне, когда Сын говорит, Отец, пребывающий в Сыне, творит Свои дела. Отец творит Свои дела в говорении Сына, поскольку Они находятся друг в друге.
В 10:30 Господь ясно говорит, что Он и Отец — одно. Я повторяю, что мы не можем должным образом объяснить это, поскольку нашему ограниченному уму очень трудно понять, как Они двое могут быть одним. В нашем ограниченном понимании Сын — это Сын, Отец — это Отец, и эти двое чётко отличаются друг от друга. Но Господь ясно говорит, что Сын и Отец — одно. Здесь я решительно заявляю, что Господь никогда не говорит, что Он и Отец — двое. Мы должны воспринимать тайну Троицы согласно конкретному и ясному слову Господа, а не согласно нашим предположениям.
Книга пророка Исаии 9:6 раскрывает, что Сына даже называют Отцом. В этом стихе говорится: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам... И нарекут имя Ему... Бог крепкий, Отец вечности». Сын дан нам, однако Его имя — Отец вечности, точно так же как рождается младенец, однако Его называют Богом крепким. Он Сын или Отец? Мы должны сказать, что Он — оба, подобно тому, как Он и младенец и Бог крепкий. Как может Сын быть Отцом? Я не знаю. Я только знаю, что так мне говорит Библия. Слава Господу, что Библия говорит нам, что Сына зовут Отец, точно так же как Библия говорит нам, что младенца зовут Бог крепкий. Поэтому, согласно ясному слову Библии, Сын — это Отец. Никому из нас не следует быть Филиппом. Но в этот момент даже Филиппу все стало ясно.
5. Сын может быть среди верующих, но не может быть в них
Когда Сын был там с учениками, чтобы выражать Отца, Он мог быть лишь среди них, но Он не мог быть в них. Поскольку Он является воплощением Отца во плоти, Он находится среди учеников, чтобы выразить Отца и чтобы они увидели Его. Но, находясь во плоти, Он не мог войти в учеников. Поэтому необходим следующий раздел данной главы, стихи с 16 по 20.
Б. Сын, реализованный как Дух, пребывает в верующих
Мы увидели, что Отец воплощён и выражен в Сыне среди учеников. Теперь мы должны увидеть, что Сын реализуется как Дух, входя в верующих и пребывая в них. Обратите внимание, что мы говорим: не в Духе, а как Дух. Чтобы пребывать в нас, Господь должен был преобразиться, преобразоваться из плоти в Духа. Он пришёл во плоти, чтобы быть среди нас, но, прежде чем Он мог войти в нас, Он должен был преобразиться в Духа. Вслед за приходом во плоти, чтобы быть среди нас, Его следующей целью было войти в нас. Как был преображён Господь? Он был преображён из плоти в Духа посредством Своей смерти и воскресения. Его уход не был Его исчезновением; это был ещё один шаг Его прихода. Он пришёл в другом виде, в виде Духа. Первый шаг Его прихода был во плоти; вторым шагом Его прихода был Его приход как Духа. В этой главе есть и уход Господа, и Его приход. Он уходил посредством смерти и воскресения, а пришёл в качестве «другого Утешителя». Другой Утешитель — это Его другой вид, Его другая форма. Придя как Дух, Он входит в нас и делает нас живыми, как Он. Жизнь, которой Он живёт, есть жизнь воскресения. После Своего воскресения Он приходит, чтобы войти в нас как Дух. Поэтому Он живёт, и мы живём Им. Он живёт жизнью воскресения, а мы живём Им, разделяя Его как жизнь воскресения.
В стихе 16 Господь сказал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Прежде всего, Дух является «другим Утешителем». Греческое слово, переведённое как «Утешитель», — это параклетос, которое означает заступник, тот, кто находится рядом с нами и берет на себя заботу о наших интересах, наших делах. То же самое греческое слово «Утешитель» переведено как «Ходатай» в Первом послании Иоанна 2:1. Сегодня у нас есть и Господь Иисус на небесах, и Дух внутри нас как наш Заступник, который берет на Себя заботу о наших интересах. Святой Дух, действительность Иисуса и реализация Господа, является Тем, кто находится рядом с нами, служа нам и заботясь о всех наших нуждах.
Этот Дух, этот Утешитель, является Духом истины, действительности (ст. 17). Почему Он является Духом истины, действительности? Потому что все, что есть Отец в Сыне, и все, что есть Сын, реализуется в Духе. Дух — это реализация того, чем являются Бог Отец и Бог Сын. Бог Отец — это свет, а Бог Сын — это жизнь. Действительность этой жизни и света —просто Дух. Если вы не имеете Духа, у вас не может быть света Бога Отца. Если вы не имеете Духа, у вас не может быть Бога Сына как вашей жизни. Действительностью всех божественных качеств и Бога Отца, и Бога Сына является Дух.
Дух истины — это Дух, о котором упоминается как о Духе прославленного Иисуса в 7:39. Тогда этого Духа «ещё не было», поскольку Иисус ещё не был распят и воскрешён. Даже когда Господь говорил здесь в данной главе, этого Духа все «ещё не было». Только после того как Господь прошёл через смерть и был прославлен в воскресении, Дух был принесён ученикам.
Дух, обещанный здесь и упомянутый в 7:39, есть «Дух жизни» (Рим. 8:2) как дыхание. Это обещание Господа было исполнено в день Господнего воскресения, когда Господь вдохнул в учеников Духа как дыхание жизни (20:22). Этот Дух жизни как дыхание есть Дух прославленного Иисуса.
5. Дух Иисуса Христа, Дух Христа
Этот Дух жизни как Дух прославленного Иисуса есть Дух Иисуса Христа и Дух Христа (Флп. 1:19; Рим. 8:9). После воскресения Христа Дух Божий стал Духом воплощённого, распятого и воскресшего Христа. Дух Божий сейчас является Духом Иисуса Христа и Духом Христа. Дух Иисуса Христа указывает на Иисуса в Его страданиях и Христа в Его воскресении, тогда как Дух Христа выделяет только Христа в Его воскресении. Дух Божий имеет только божественность, но Дух Иисуса Христа сейчас обладает и божественностью и человечеством, равно как распятием и воскресением. Все эти элементы включены в Духа Иисуса Христа. Он является всеобъемлющим Духом с изобильным снабжением для удовлетворения всех наших потребностей.
6. Последний Адам становится животворящим Духом
В этом разделе, 14:16-20, Господь сначала говорит о Духе истины как о «Нем» в стихе 17. Сразу же вслед за этим Он говорит о Себе в стихе 18. «Он», то есть Дух истины в стихе 17, становится «Я», то есть Самим Господом в стихе 18. Это значит, что после Своего воскресения Господь стал Духом истины. Первое послание к Коринфянам 15:45 подтверждает это. Относительно воскресения этот стих говорит: «Последний Адам стал Духом животворящим» (греч.). Утешитель, Дух истины, Дух жизни как дыхание, Дух Иисуса Христа и животворящий Дух — все это относится к одному и тому же Духу. Сегодня Дух Божий является Утешителем, Утешитель — Духом истины, Дух истины — Духом жизни как дыхание, Дух жизни как дыхание — Духом Иисуса Христа, а Дух Иисуса Христа — животворящим Духом.
В конце концов, Господь есть Дух (2 Кор. 3:17). Сегодня некоторые христиане обвиняют нас в ереси, потому что мы верим и учим, что Господь Иисус является Духом. Но это не наше представление, это ясное откровение, это недвусмысленно показано во Втором послании к Коринфянам 3:17. Наши обвинители лишь заботятся о своём традиционном понимании Троицы, но они пренебрегают и даже игнорируют ясное слово во Втором послании к Коринфянам 3:17, где говорится: «Господь есть Дух». По милости и благодати Господа мы заботимся не о каких-то традиционных представлениях, а лишь о чистом слове Библии. Мы верим и решительно говорим, что согласно Библии Господь Иисус сегодня является Духом.
8. Дух пребывает с верующими и в верующих
Стих 17 Евангелия от Иоанна 14 также раскрывает, что Дух пребывает с верующими и в верующих. Он пребывает не только с верующими, но и в них. Как мы увидели, когда Господь был во плоти, Он мог быть лишь среди учеников, мог быть лишь с ними. Но став животворящим Духом, Духом истины в Своём воскресении, Он может сейчас пребывать не только с нами, но и в нас. Только будучи Духом, Господь входит в нас и пребывает в нас.
9. Сын в Отце, верующие в Сыне, а Сын в верующих
В стихе 20 Господь сказал: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». День, указанный в этом стихе, — день воскресения. В день воскресения ученики должны были узнать, что Господь в Отце, что ученики в Нем и что Он в них. Нам необходимо увидеть, что стих 17 гласит, что Дух будет в нас, а в стихе 20 говорится, что Сын будет в нас. Поскольку и Дух и Сын в нас, скажите мне, сколько их в нас — один или два? Ответ — один. В нас не двое. Мы не имеем Духа плюс Сына, как не имеем и Сына плюс Духа. Мы имеем лишь одного, Чудесного, который является и Сыном, и Духом. Поэтому, как мы увидели, Павел говорит: «Теперь Господь есть Дух». Если в нас находится Дух, в нас находится и Сын, и если в нас находится Сын, в нас находится и Дух. Теперь нам видно, что Он принёс в нас Себя. До этих стихов, в первой части этой главы, Господь все ещё не был в учениках. Но к стиху 20 Он в учениках, и ученики в Нем. Как Он в Отце, так и ученики в Отце. Теперь где Он, там и ученики. Он умер с целью приготовить путь, положение, чтобы мы вошли в Бога и чтобы Бог вошёл в нас. Тогда, будучи в нас и принеся нас в Отца, Господь может состроить нас вместе воедино в Триедином Боге для Его вечной обители.
10. Раздаяние Триединого Бога в верующих
Благодаря этим двум разделам четырнадцатой главы Евангелия от Иоанна мы можем увидеть, что Троица Божества предназначена для раздаяния Триединого Бога в нас. Отец воплощён в Сыне, Сын реализован как Дух, а Дух приходит и входит в нас, чтобы быть нашей жизнью и всем, в чем мы нуждаемся. Именно посредством этого процесса Триединый Бог раздаётся в нас как наша вечная доля.
11. Обитающий в нас Дух получает полное развитие в Посланиях
В стихе 17 четырнадцатой главы Евангелия от Иоанна впервые открывается обещание о том, что Дух будет обитать внутри верующих. Это исполняется и полностью развивается в Посланиях (1 Кор. 6:19; Рим. 8:9, 11). Центральная и главная мысль Посланий состоит в том, что сегодня Христос, как животворящий Дух, обитает в нашем духе как наша жизнь и все необходимое для созидания Своего Тела.
12. Обещание Господом Духа жизни отличается от обещания Отцом Духа силы
Обещание Господом Духа здесь, в Евангелии от Иоанна 14, отличается от обещания Отцом Духа в Евангелии от Луки 24:49. Обещание Господа — это обещание Духа жизни, тогда как обещание Отца — это обещание Духа силы. Обещание Господом Духа жизни было исполнено в день Его воскресения, когда Он вдохнул Духа жизни в учеников, о чем говорится в Евангелии от Иоанна 20:22. Это не Дух силы, обещание Отца, которое было исполнено в день Пятидесятницы, когда Дух сошёл как сильный ветер, дующий на учеников, в Деяниях 2:1-4. В день Пятидесятницы Дух был Духом силы, но здесь, в книге Иоанна, Дух — это Дух жизни. В Деяниях символом Духа силы был дующий ветер. Ветер, главным образом, обозначает силу. Но Дух жизни в Евангелии от Иоанна символизируется дыханием, потому что дыхание предназначено для жизни. Поскольку Евангелие от Иоанна — книга о жизни, она показывает Духа жизни, а не Духа силы. Поскольку Деяния — книга о работе благовествования и поскольку проповедование требует силы, в Деяниях показан Дух силы как дующий ветер. В Евангелии от Иоанна 14:16 мы видим обещание Господа, потому что Он сказал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». В Евангелии от Луки 24:49 мы видим обещание Отца, потому что там Господь сказал: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше». В день воскресения Господа ученики получили Духа жизни, обещанного Господом в Евангелии от Иоанна 14, но им пришлось дожидаться обещания Отца, пока они не получили Духа силы в день Пятидесятницы. Обещание Господом Духа жизни в Евангелии от Иоанна 14 исполняется не в Деяниях 2, в день Пятидесятницы, а в Евангелии от Иоанна 20, в день Господнего воскресения. Сорок дней спустя, в день Пятидесятницы, было исполнено обещание Отцом Духа силы в Евангелии от Луки 24.
Я надеюсь, что к этому моменту нам всем ясно откровение этой главы. Мы не должны считать, что эта глава говорит о том, что Господь пойдёт на небо построить небесный дворец, и о Его приходе, чтобы взять нас в этот дворец. Подобное понимание соответствует нашему природному человеческому представлению. Мы должны отбросить это представление. У Бога не два строения, дворец на небе и церковь на земле. Нет, у Него только одно строение — Его строение среди Его искупленных и с Его искупленными, то есть Его живое жилище. В прошлом Божье строение было у Израиля, сегодня оно у церкви, и, в конечном итоге, оно обретёт завершённость в Новом Иерусалиме. Это Божье строение. Бог осуществляет это строительство, раздавая Себя во всех нас, а раздаёт Бог Себя в нас, будучи Отцом, Сыном и Духом. Бог Отец — это источник, происхождение, субстанция и элемент. Бог Сын — это выражение, проявление и путь, для того чтобы Бог соприкоснулся с человеком, а человек — с Богом. Наконец, Бог Дух — действительность всего того, чем являются Бог Отец и Бог Сын. Все, чем является Бог Отец и Бог Сын, полностью реализовано в Боге Духе. Отец в Сыне и Сын как Дух достигает нашего духа, сначала входя в наш дух как наша жизнь, затем как наше жизненное снабжение, и, наконец, как наше все. Этот Триединый Бог сначала раздаёт Себя в наш дух. Затем Он постоянно распространяется из нашего духа во все наше существо. Он хочет распространиться из нашего духа во все наше существо. Он хочет распространиться из нашего духа в нашу душу и даже в наше тело (Рим. 8:11), пока Он полностью не пропитает и не овладеет всем нашим существом. Это пропитывание и есть настоящее построение Его вечного жилища. Чем больше мы позволяем Ему пропитывать нас и овладевать нами, тем больше Он осуществит Своё строение в нас, через нас и среди нас. В конце концов в этом веке у Него будут поместные церкви в различных местностях как выражение данного строения. В конечном итоге, когда все мы будем на новом небе и новой земле, у Бога будет Новый Иерусалим как Его вечное жилище, чтобы выразить Свою славу навеки.