(2)
II. Умножение жизни через смерть и воскресение
В данном сообщении мы подходим ко второй части двенадцатой главы Евангелия от Иоанна. В первой части этой главы мы видим тень того, что благодаря Господу как жизни воскресения появилась церковь. Церковь существует посредством Его жизни воскресения. Но как Господь может увеличить церковь? Это раскрывается во второй части этой главы (Ин. 12:12-36А). Первая часть показывает существование церкви, а вторая часть показывает, как Господь может увеличить церковь через Свою смерть и воскресение.
В этот момент, согласно мирской точке зрения, Иисус достиг Своего золотого часа. Воскресение Лазаря из мёртвых было чудом, потрясшим всех людей. Это было настоящее чудо: воскресить мертвеца, погребённого четыре дня назад и уже смердящего. Поскольку Господь воскресил Лазаря из мёртвых, великое множество иудеев глубоко почитало Его и приветствовало Его (Ин. 12:12-19). Они приветствовали Его криками: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Говоря с человеческой точки зрения, этот час был самым славным временем для Господа, пока Он был на земле. Весь народ славил Его, приветствовал Его, чтил Его и уважал Его. Даже греки пришли искать Его (Ин. 12:20-22). Иудейский народ приветствовал Его, а язычники, греки, хотели следовать за Ним. Мог ли Господь произвести и увеличить церковь, принимая такого рода благосклонность и почёт? Нет, церковь производится и увеличивается не так. Появление церкви и её увеличение в жизни происходит не так.
Б. Упасть в землю как пшеничное зерно
В тот самый момент, когда Господа приветствовали и почитали и иудеи, и греки, что Он сказал? Если бы мы были там или нам досталась бы такая благосклонность, мы бы сказали: «Слава Господу. Теперь настало время сделать что-то, чтобы прославить Бога». Господь Иисус, однако, не был возбуждён. Чем более бурным было радушие, тем спокойней Он становился. Чем больше Его искали, тем холодней Он был к искавшим Его. Он сказал ищущим, что Он пшеничное зерно. Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (ст. 24). Таким было отношение Господа к подобной человеческой благосклонности. Такой была Его реакция на славу человеческого почёта. Каким образом может умножиться пшеничное зерно? Не из-за благосклонности или почёта, а упав в землю, чтобы умереть. Это полностью противоречит человеческому представлению. Тем не менее мы должны помнить, что это единственный способ появления церкви и её увеличения в жизни. Всякий раз, когда люди начинают приветствовать вас, вам нужно сказать: «Я должен умереть». Всякий раз, когда люди оказывают вам почтение, вам нужно ответить: «Я должен быть погребён». Не говорите: «Аллилуйя, слава Господу!» Для вас это не лучшее время делать что-либо, даже если у вас есть намерение прославить Бога. Прославить Бога можно, если мы умрём и будем погребены.
Господь Иисус не ухватился за блестящую возможность, чтобы приобрести Своё увеличение. Если бы Он воспользовался ей, Он сделал бы огромную ошибку. Блестящая возможность никогда не предназначается для увеличения. Если вы прочтёте историю церкви, вы увидите, что всякий раз, когда церковь увеличивалась, это происходило не в результате блестящей возможности, а в результате гонения. Церковь увеличивалась во время гонения, а не во время тёплого радушия. Когда враг помещает церковь в смерть, тогда наступает время для увеличения церкви. Чем больше будет гонения и противодействия, тем больше будет у церкви прироста. Гонение со стороны Римской империи не помешало росту церкви в течение первых двух столетий, но, скорее, помогло ей расти. Что тогда повредило церкви? Благосклонность Римской империи. Когда Римская империя обратила своё гонение в благосклонность, церковная жизнь была разрушена. Не радуйтесь людскому радушию. Людская благосклонность всегда разрушит и растлит вас. Слава Господу, что людское гонение и противодействие — это блестящая возможность для увеличения Христа. Он является пшеничным зерном, а у пшеничного зерна нет другой возможности увеличиться, кроме как упасть в землю и умереть. Вот так происходит умножение жизни.
Если пшеничное зерно не упадёт в землю и не умрёт, оно просто останется одним зерном и никогда ничего не произведёт. Но слава Господу, после того как оно умирает и вырастает, одно зерно превращается во многие зерна или много плода. Эти многие зерна или много плода есть церковь. Так появляется церковь. Точно так же Господь увеличивает церковь. Так мы должны производить церковь и увеличивать её. Мы должны смело встречать человеческую благосклонность посредством смерти, принимая крест. Церковь появляется и увеличивается не при помощи человеческой славы; это происходит посредством крестной смерти.
Много хороших миссионеров было послано в Китай ведущими миссиями, подобно миссии, образованной братом Хадсоном Тейлором. История доказывает, что это не принесло большого результата для надлежащей церковной жизни. Среди многих поехавших в Китай миссионеров была сестра по имени Маргарет Е. Барбер, которую послала Британская миссия. Она была оклеветана, отозвана в Англию, а позже оправдана Господом. Потом Господь дал ей заботу вернуться в Китай. Её не посылала никакая миссия, она поехала туда по вере и поселилась в маленьком городке под названием Пагода, недалеко от родного города брата Вочмана Ни. Она намеренно оставалась там, не посещая других мест. В каком-то смысле Господь посеял её там как пшеничное зерно. Она пробыла там много лет, умерев в 1929 году.
Брат Ни лично рассказал мне полную историю о своих отношениях с сестрой Барбер. Вместе с другими молодыми людьми брат Ни ходил к ней за помощью. Её отношения с Господом были очень глубокими, и она была очень строгой. Она часто упрекала этих молодых людей. Брат Ни говорил мне, что большинство из них не могло вынести её упрёков. В конце концов, он остался почти единственным из тех, кто продолжал ходить к ней, предоставляя себя для её упрёков. Он делал это намеренно. Спустя какое-то время он чувствовал, что нуждается в дальнейших упрёках, и шёл к ней за очередным упрёком, и она упрекала его. В 1929 году она ушла к Господу. После себя она не оставила никакого наследства, за исключением Библии, содержащей много заметок, которую она завещала брату Ни. Сестра Барбер была посеянным семенем, а брат Ни был зерном, которое выросло из того семени. Брат Ни, будучи семенем, выросшим из неё, стал великим сосудом для восстановления надлежащей церковной жизни. Так производится и увеличивается церковь в жизни. Дело здесь совсем не в блестящей возможности.
В 1940 году во время сингапуро-японской войны брат Ни проводил обучение в Шанхае. Я был на этом обучении. В Китае в то время было несколько выдающихся китайских проповедников. У них всегда было огромное количество последователей, и на их проповеди приходили толпы людей. Брат Ни, напротив, говорил нам, что работа связана не с трудом или внешней деятельностью, а с проистечением внутренней жизни. Работа, в которой нуждается Господь, это переполнение внутренней жизни. На обучении брата Ни в 1940 году присутствовало не более восьмидесяти обучающихся. Но брат Ни был удовлетворён таким небольшим количеством. Всякий раз, когда он проводил конференцию, там в лучшем случае присутствовало не более трёхсотпятидесяти человек. Он всегда подчёркивал, что работа — это переполнение внутренней жизни, а не усилия внешней деятельности. Сегодня мы видим итог служения брата Ни: в Господнем восстановлении по всему миру произведены многие церкви.
Пусть вас не волнует временный успех внешней деятельности других. Дайте Господу немного времени, и Он оправдает Свой путь в жизни. Хотя брат Ни ушёл к Господу, его служение по-прежнему действенно, и его работа продолжается. Такая работа связана не с деятельностью, а с жизнью. Это работа жизни по произведению и увеличению церкви.
Мы можем использовать иллюстрацию с изготовлением искусственных цветов. Если бы вы наняли людей изготовлять искусственные цветы, за короткое время можно было бы произвести их в большом количестве. Однако, если вы собираетесь выращивать цветы, для этого вам потребуется больше времени. Сначала вы должны посадить семя. Семя вырастет и умножится. Затем больше семян упадёт в землю и будет расти и умножаться снова и снова. Такой вид умножения займёт много времени. Какой вид увеличения вы ожидаете получить — искусственные цветы, произведённые внешним трудом, или настоящие цветы, произведённые жизнью?
1. Произвести много зёрен — привлечь всех людей
Господь Иисус упал в землю и умер, чтобы Его божественный элемент, Его божественная жизнь, мог быть высвобожден из оболочки Его человечества для произведения многих верующих в воскресении (1 Пет. 1:3), подобно тому, как пшеничное зерно, падая в землю и вырастая из земли, высвобождает свой жизненный элемент, чтобы принести много плода, то есть родить много зёрен. Вместо того чтобы принять тёплую благосклонность, Господь предпочёл упасть в землю и умереть как пшеничное зерно, чтобы произвести много зёрен для церкви. Господь, как пшеничное зерно, упавшее в землю, через смерть потерял Свою душевную жизнь, чтобы в воскресении высвободить Свою вечную жизнь «многим зёрнам».
С одной стороны, смерть Господа была падением в землю, как это раскрыто в стихе 24; с другой стороны, она была вознесением на древо (ст. 32; 1 Пет. 2:24). «Пасть в землю» как пшеничное зерно было нужно, чтобы произвести многие зерна; быть «вознесённым» на древо как Сын Человеческий было необходимо, чтобы привлечь всех людей к Себе. Многие зерна, произведённые Его падением в землю, — это «все», кого привлекло Его вознесение на дерево.
В двенадцатой главе Евангелия от Иоанна смерть Господа раскрывается не как искупительная смерть (как указано в 1:29), а как производящая, порождающая смерть. Согласно этой главе, Своей смертью Господь разрушил оболочку Своего воплощения, чтобы достичь трёх целей: произвести много зёрен, привлечь всех людей к Себе (ст. 24, 32), высвободить божественный элемент, вечную жизнь (ст. 23, 28), и осудить мир и изгнать его правителя (ст. 31).
2. Высвободить божественную жизнь, божественный элемент — быть прославленным и прославить Отца
Именно Своею смертью Господь был прославлен и прославил Бога Отца. В стихе 23 Господь сказал: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому», а в стихе 28 Он молился: «Отче! Прославь имя Твое». Как был прославлен Господь? Он был прославлен через смерть и воскресение, поскольку именно через смерть и воскресение был высвобожден и проявлен Его божественный элемент. Как был прославлен Бог Отец? Посредством прославления Сына. Когда божественный элемент Сына был высвобожден и проявился через Его смерть и воскресение, была высвобождена и проявлена божественная жизнь Отца. Таким образом, Отец был прославлен в прославлении Сына через Его смерть и воскресение. Смерть и воскресение Господа прославили Бога Отца, потому что Его смерть и воскресение высвободили из Него божественный элемент Бога. Божественный элемент Бога был заключён в Его плоти, подобно тому, как жизненный элемент зерна заключён в его оболочке. Как прославляется жизненный элемент зерна? Зерну нужно умереть, чтобы жизненный элемент внутри него мог проявиться и прославиться. То же самое относится и к божественному элементу Бога.
Прославить имя Отца означало проявить божественный элемент Отца. Божественный элемент Отца, вечная жизнь, находился в воплощённом Сыне. Оболочка воплощения Сына, то есть Его плоть, должна была разрушиться через смерть, чтобы божественный элемент Отца, вечная жизнь, высвободился и проявился в воскресении, подобно тому, как жизненный элемент пшеничного зерна высвобождается при разрушении его оболочки и проявляется при его распускании. Это было прославлением Бога Отца в прославлении Сына.
Предположим, у нас есть семя цветка. В жизни семени заключена большая красота, но каким образом эта красота может проявиться? Это семя должно умереть. Если семя упадёт в землю, умрёт и вырастет, вся красота внутри него проявится. Это и есть слава; жизнь в семени прославляется. Подобным образом, однажды Бог был сокрыт в плоти Господа. Господу нужно было умереть, чтобы Бог внутри Него мог высвободиться, проявиться и прославиться в воскресении.
Прославиться просто означает проявиться. Часто в качестве иллюстрации я использовал электричество в лампе. Когда электричество прославляется в лампе? Когда электричество проявляется, оно прославляется. Проявление электричества — это прославление электричества. Точно так же Бог, заключенный во плоти Иисуса, был проявлен в Его воскресении. Итак, когда Бог был явлен из Иисуса, Бог был прославлен.
3. Судить мир и изгнать его правителя, Сатану
В стихе 31 Господь объявил: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». Своей смертью на кресте Господь судил мир и изгнал его правителя, Сатану. Мир — это лукавая система, устроенная Сатаной. Сатана систематизировал все на земле — в особенности все, относящееся к человечеству, — и все в воздухе в своё царство тьмы, чтобы захватить людей и увести их от замысла Бога и отвлечь их от наслаждения Богом. Эта порочная система, царство тьмы, была осуждена, когда её правитель, Сатана, был изгнан распятием Господа во плоти. На кресте Господь, как Сын Человеческий (ст. 23), был вознесён в облике змея (3:14), то есть «в подобии плоти греха» (Рим. 8:3). Сатана, правитель сего мира, как «ветхий змей» (Отк. 12:9; 20:2), ввёл себя в плоть человека. Благодаря Своей смерти на кресте «в подобии плоти греха» Господь сокрушил Сатану, находившегося во плоти человека (Евр. 2:14). Из-за того что Сатана был осуждён таким образом (16:11), мир, державшийся на Сатане, тоже был осуждён. Таким образом, вознесение Господа осудило мир и изгнало его правителя, Сатану. Когда Господь Иисус, как Сын Человеческий, был вознесён в облике змея, Он не только устранил наши грехи и покончил с нашей змеиной природой, но и разрушил Сатану и сатанинскую мирскую систему, которая держалась на нем. Теперь Его смертью мы искуплены, избавлены, имеем божественную жизнь и побеждаем мир.
Евангелие от Иоанна — это книга картин или знамений, показывающих Господа в качестве жизни. Если мы не знаем это Евангелие, мы можем знать Господа как жизнь, но мы просто не узнаем Господа как жизнь во всех её подробностях. Если мы хотим подробно узнать Господа как жизнь, мы должны понять Евангелие от Иоанна, которое картину за картиной раскрывает жизнь. Например, даже пальмовые ветви в этой главе символизируют жизнь, побеждающую смерть, изображая жизнь, которая одерживает победу над смертью. Большинство пальм растёт в пустыне, которая обозначает смерть. Таким образом, жизнь (пальмы) растёт из смерти (пустыня). Это изображает победу жизни над смертью, то есть духовный смысл пальмы. Поэтому, если мы желаем подробно понять жизнь, мы должны понять Евангелие от Иоанна как книгу образов.
В своём Евангелии Иоанн использует различные образы для изображения разных сторон смерти Господа. В стихе 1:29 говорится: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». В 3:14 Господь Иисус сказал, что Его должны вознести на крест подобно тому, как Моисей вознёс медного змея на шесте. Теперь, в двенадцатой главе, Господь говорит, что Он пшеничное зерно. Здесь мы видим три образа: Агнец Божий, змей и пшеничное зерно. Смерть Господа имеет три аспекта. В первом аспекте Он был Агнцем Божьим, который берет на Себя наши грехи, пролив Свою кровь. Во втором аспекте Он был медным змеем, сокрушившим ветхого змея, равно как и змеиную природу внутри нас. В третьем аспекте Он был пшеничным зерном, которое упало в землю и умерло, чтобы произвести много зёрен. Одна смерть Господа Иисуса включала эти три аспекта: искупительный аспект, разрушающий Сатану аспект и жизневысвобождающий аспект. Когда Он был пригвождён ко кресту, Он был Агнцем Божьим, несущим наши грехи и проливающим Свою кровь ради нашего искупления. Это и есть первый аспект, и любой настоящий христианин знаком с ним. Однако не многим христианам знаком второй аспект смерти Господа на кресте, когда Господь Иисус был распят в облике змея, чтобы разрушить ветхого змея и змеиную природу в нашем существе. Это разрушающий Сатану аспект. Третий аспект смерти Господа — это жизневысвобождающий аспект. Божественная жизнь находилась в этом маленьком человеке Иисусе, подобно тому, как жизнь заключена в пшеничном зерне. Поскольку жизнь сокрыта в зерне, для высвобождения внутренней жизни необходимо разрушить оболочку. Таким образом, когда Христос был на кресте, Он был Агнцем, Он был в облике змея и, более того, Он был пшеничным зерном. Одной смертью Он достиг тройной цели, взяв на Себя наши грехи, сокрушив Сатану и высвободив из Себя божественную жизнь, чтобы произвести многие зерна. Аллилуйя! Его смерть устранила наши грехи. Его смерть уничтожила нашу змеиную природу. Его смерть высвободила божественную жизнь для нас. Мы уже не грешные, и мы уже не змеиные. В нас была вложена божественная жизнь, и теперь мы многие зерна, которые были произведены из того одного зерна. Эти многие зерна годятся, чтобы сделать один хлеб, Тело Христово (1 Кор. 10:17), церковь. Прежде мы были грешниками со змеиной природой, не имеющими ничего общего с божественной жизнью. Но всеобъемлющей смертью Господа наши грехи были устранены, с нашей змеиной природой было покончено, и в наше существо была вложена божественная жизнь. Теперь мы стали живыми зёрнами, которые, соединяясь вместе, становятся одним хлебом, церковью. Слава Ему!
Основываясь на этом принципе, можно сказать: если мы хотим, чтобы появилась церковь, мы должны умереть. Если мы хотим прославить Бога, позволить Богу проявиться через нас и прославиться среди нас, мы должны умереть. Если мы хотим покончить с Сатаной и его миром, мы должны умереть. Именно посредством креста появляется церковь, именно посредством креста прославляется Бог, и именно посредством креста уничтожаются Сатана и его мир. Господь ясно сказал, что, когда Он умрёт, Он принесёт много плода, что, когда Он умрёт, будет прославлен Отец, и что, когда Он будет вознесён, Он осудит мир и изгонит вон Сатану, правителя сего мира. Это так кратко и просто, однако так глубоко и значительно. Эти три составляющие включают все: произведение церкви, прославление Отца и изгнание Сатаны. Ничего не остаётся. Если мы хотим произвести церковь, прославить Бога и покончить с Сатаной, нет другого пути, кроме крестной смерти. Мы всегда говорим о пути церкви: путь церкви — это путь креста. Мы всегда говорим о том, как прославить Бога: путь прославить Бога — это путь креста. И покончить с Сатаной, врагом Божьим, можно тоже путём креста. Есть только один путь — крест. Мы должны переживать крест. Независимо от того, как сильно нас приветствуют люди или каким образом они нас приветствуют, мы должны понимать, что чем больше их благосклонность, тем больше мы должны умирать.
Как мы умираем? В стихе 25 Господь говорит нам потерять свою душу. «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную». В этом стихе греческое слово, переведённое как «душа», можно также перевести словом «жизнь» или «душевная жизнь». То же самое слово мы находим в 10:11, 15, 17. Это также подтверждается Евангелиями от Матфея и Марка (Мф. 16:24-26; Мк. 8:34-35). Что значит умереть и переживать крест? Это просто означает отказаться от своей души, своей природной жизни и отвергнуть её. Вы должны потерять свою душу, свою природную жизнь, своё собственное «я». Тогда появится церковь, тогда будет прославлен Бог и тогда с Сатаной будет покончено, и он будет изгнан вон, потому что его отпугнёт церковь.
Господь, как пшеничное зерно, которое упало в землю, потерял Свою душевную жизнь через смерть, чтобы высвободить Свою вечную жизнь в воскресении для «многих зёрен». Как многие зерна, мы также должны потерять свою душевную жизнь через смерть, чтобы наслаждаться вечной жизнью в воскресении. Вот что значит следовать за Ним, чтобы служить Ему, о чем говорится в стихе 26. Более того, многие зерна должны быть сокрушены и перемолоты в муку, в порошок, чтобы смешаться вместе и стать хлебом.
III. Неверие и слепота религии
В стихах с 36Б по 43 говорится о неверии религии и о Божьем суде над неверием. Сколько бы Господь как жизнь ни творил удивительных чудес и знамений, религиозные люди не хотели следовать за Ним. Сколько бы ни сделал Господь, религиозные люди не отвечали. Они не просто не принимали Его, но, напротив, они отвергали Его. Исаия об этом уже пророчествовал. Он сказал: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца [рука — букв.] Господня?» (Ис. 53:1). Рука Господня — это Сам Господь Иисус. Господь — это рука Бога, чтобы вершить и избавлять, но никто в религиозном мире не смог узнать эту руку. Никто не обрадовался этой руке и не принял её. Они просто отвергли её. Эта рука является спасением, Спасителем и Самим Избавителем, но религиозные люди отвергли Его.
В итоге они стали слепыми и людьми с окаменелым сердцем (Ин. 12:40; Ис. 6:10). Это и есть Божий суд, которому они подверглись из-за своего отвержения Господа в неверии. Слепота и огрубелость сердца — это наказание для неверующих. Таким образом, у религии нет веры, у неё есть лишь слепота.
В. Видели славу Господа, но не возлюбили её
Стих 41 говорит, что Исаия увидел Его славу и говорил о Нем. Слова «Его славу» подтверждают, что Господь Иисус — это Сам Бог, Господь Саваоф, чью славу видел Исаия (Ис. 6:1, 3). Исаия увидел эту славу и восхищался ею, но более слабые верующие не возлюбили её (Ин. 12:42-43). Они возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью, которая была живым Иисусом пред ними. Если бы они оценили и полюбили Господа Иисуса как славу Божью, они бы не заботились о славе человеческой и не боялись быть отлученными от синагоги.
IV. Жизнь заявляет о себе неверующей религии
В стихах с 44 по 50 мы видим, что жизнь заявляет о себе неверующей религии. Здесь Господь делает окончательное заявление религиозным людям. После этого заявления до самого конца Евангелия от Иоанна Господь не имеет ничего общего с религиозными людьми.
Во-первых, Он заявил, что Он — явление живого Бога (ст. 44-45). Он — Сын Божий, что означает, что Он — явление Бога. Видящий Его видит Бога, и всякий принимающий Его принимает Бога, потому что Он — явление Бога человеку.
Во-вторых, Он заявил, что Он пришёл в этот мир как сияющий свет, чтобы человек не оставался во тьме (ст. 46, 36). Если люди примут этот свет, они будут иметь Бога. Он — явление Бога как света, и если вы примете Его как свет, вы будете иметь Бога. Если человек поверит в Него, он не останется во тьме. Однако, если вы отказываетесь принять Его как свет, вы просто отвергаете Бога и будете охвачены тьмой. Он приходит как свет. Если вы примете Его, вы будете иметь Бога и станете одним из сыновей света.
В. Пришёл к человеку с живыми словами
В-третьих, Он заявил, что пришёл к человеку с живыми словами и что всякий, принимающий Его слова, будет иметь вечную жизнь сейчас и навсегда, а всякий, отвергающий Его слова, будет судим ими в последний день (ст. 47-50).
Каково значение этого заявления? Оно просто заключается в том, что Господь сказал иудейскому народу, что Он — явление Бога, пришедшего к ним как свет. Если они примут Его, они будут иметь Бога и станут детьми Божьими. Но если они отвергнут Его, они будут охвачены тьмой. Более того, та заповедь, которую Бог повелел Ему высказать, — это вечная жизнь для них, если они примут её. В противном случае это же слово станет для них приговором суда в последний день. Таким было окончательное заявление, сделанное Господом для религиозных людей. В этот момент Господь прекратил отношения с религиозными людьми. Начиная с тринадцатой главы, Господь постоянно находится со Своими учениками, уже не имея более ничего общего с иудейским народом.
Таким образом, в этой главе показаны четыре главных момента. Первый момент показывает, что такое настоящая церковная жизнь. Второй раскрывает, каким образом Господь производит и увеличивает церковь. Третий открывает, что религиозные люди не последуют за Господом, чего бы Он ни делал для них как жизнь в знамениях. Наконец, последний момент указывает, как Господь был вынужден сделать заявление религиозной толпе, что Он — явление Бога, пришедшего к ним как свет; что, если они примут Его, они станут сыновьями света, и что, если они не примут Его, они будут охвачены тьмой; что Он приходит к ним с заповедью Бога говорить им живые слова; что, если они примут Его слова, эти слова станут для них вечной жизнью, но если они отвергнут их, эти же самые слова будут судить их в последний день.