Потребность голодных — насыщение жизнью
(1)
Евангелие от Иоанна — это книга картин. Оно говорит о божественной жизни и функциях этой божественной жизни. И божественная жизнь, и её функции являются чем-то духовным. Поскольку описать их человеческим языком весьма трудно, апостол Иоанн получил мудрость от Господа написать своё Евангелие не только с помощью простых слов, но и с помощью образов. Поскольку простых слов недостаточно, Иоанн также использовал образы и картины. В каком-то смысле каждый эпизод является картиной. В пятой главе мы видим яркую картину оживления бессильного человека. В шестой главе у нас есть ещё одна картина, показывающая нам потребность голодных и насыщение жизнью.
I. Голодный мир и насыщающий Христос
Стихи Ин. 6:1-15 раскрывают голодный мир и насыщающего Христа.
А. Контраст по отношению к предыдущему эпизоду в пятой главе
Эпизод в шестой главе изображает сцену, раскрывающую, где мы находимся в нашем состоянии. Этот эпизод составляет контраст с эпизодом и местом действия в пятой главе. В пятой главе место действия — святой город, а в шестой — пустыня. Купальня в предыдущем эпизоде, и море — в этом. Там люди были у купальни, здесь люди находятся у моря. Купальня связана с исцелением религией, тогда как море связано с жизнью людей. Человек в четвёртом эпизоде был очень слаб, ему было нужно исцеление и оживление, а люди в пятом эпизоде голодны, они нуждаются в пище и удовлетворении. Купальня священна, принадлежит иудейской религии; море является мирским, принадлежит человеческому обществу. Человек у купальни был бессилен, он нуждался в оживлении жизнью и ждал исцеления. В этом эпизоде люди голодны, они нуждаются в насыщении жизнью и ищут пищи.
Б. Море обозначает растленный Сатаной мир
В системе прообразов суша означает землю, которая была создана Богом, чтобы на ней жил человек, а море означает мир, который был растлен Сатаной и в котором живёт падшее человечество. Море представляет собой организованный и систематизированный мир Сатаны, где человечество захвачено и окружено со всех сторон. В этом мире человечество испытывает голод и не находит удовлетворения. В этом мире человечество волнуется и не имеет покоя. Место действия в этой главе изображает все человечество, живущее в мире, растленном Сатаной. Они не живут на суше, сотворённой Богом. В мире, растленном Сатаной, нет настоящего удовлетворения, только голод. Нет никакого покоя, потому что на море всегда есть ветер и волны, которые доставляют человеку неприятности.
В. Гора обозначает превознесённое положение
В системе прообразов гора обозначает превознесённое положение. Чтобы получить Божье откровение, Моисей был приведён на гору (Исх. 24:12). Господь Иисус отправился на вершину горы, когда Он преобразился (Мф. 17:1-2). Апостол Иоанн также был возведён в превознесённое положение на гору, когда он увидел вечное видение о Новом Иерусалиме (Отк. 21:10). Итак, в этой картине море находится на низшем уровне, а гора — в превознесённом положении. Море означает мир, растленный Сатаной, а гора — возвышенное, превознесённое положение, где находится Христос и где с Ним должны быть мы. Господь не кормил людей у моря. Он повёл людей на вершину горы. Если вы желаете быть накормлены Христом и удовлетворены Христом, вы должны отправиться с Ним на возвышенное место. Удовлетворение Христом зависит от того, будем ли мы приведены и накормлены Христом на горе. Гора находится и над растленным Сатаной миром и над созданной Богом землёй. Ни море, ни земля не являются для нас подходящим местом, чтобы питаться Христом. Если мы собираемся питаться Им, мы должны превознестись над растленным Сатаной миром и над созданной Богом землёй. Если мы хотим насладиться Его насыщением, мы должны быть с Ним на горе.
Г. Пасха обозначает Христа как искупающего Агнца Божьего
Пасха в стихе 4 обозначает Христа как искупающего Агнца Божьего, который пролил Свою кровь ради нашего искупления и отдал Свою плоть для нашего насыщения (1 Кор. 5:7). Во время Пасхи люди закалывают искупающего агнца, используют его кровь и едят его плоть (Исх. 12:3-11). Это является прообразом Христа как искупающего Агнца Божьего, закланного, чтобы мы ели Его плоть и пили Его кровь, принимая Его в себя как жизненное снабжение, чтобы жить Им.
В Бытии 2:9 прообразом Христа было дерево жизни. Дерево жизни, принадлежащее к растительной жизни, хорошо для произведения и порождения, но у него нет крови для искупления. Во второй главе Бытия человек ещё не столкнулся с грехом и поэтому не нуждался в искуплении. Однако в Бытии 3 человек пал. Сразу же после падения человека появился Бог, чтобы ответить на это падение закланием жертвенных агнцев для искупления Адама и Евы и сделать им кожаные одежды, чтобы прикрыть их наготу (Быт. 3:21). Таким образом, только лишь растительной жизни уже недостаточно для падшего человека, необходима животная жизнь. Жизнь нам нужна не только для питания, но и для искупления. Поэтому в шестой главе Евангелия от Иоанна сначала показан ячменный хлеб, принадлежащий к растительной жизни и подходящий для кормления. Как мы увидим, из-за падения человека и необходимости в искуплении наряду с насыщением Господь Иисус сделал этот хлеб плотью (6:51Б). Хлеб изготовлен из ячменя, тогда как плоть содержит кровь. Ячменный хлеб принадлежит к растительной жизни, но плоть с кровью — к животной жизни. В конце концов, в Евангелии от Иоанна 6 Христос показан не только как дерево жизни, символом которого является хлеб, но и как Агнец Божий, обозначенный плотью и кровью. В Агнце Божьем есть два элемента: кровь для искупления и мясо, плоть для насыщения. В Пасху люди использовали кровь и ели мясо. Сегодня с нами происходит то же самое. Мы принимаем Христа путём искупления, равно как и питаясь Им. Он и растительная жизнь, и животная жизнь, насыщающая жизнь и искупающая жизнь.
Д. Пять ячменных хлебов обозначают порождающую сторону жизни Христа
Хлебы относятся к растительной жизни и означают порождающую сторону жизни Христа. Как порождающая жизнь, Христос растёт на суше — на созданной Богом земле. Для того чтобы возродить нас, Он вырос на созданной Богом земле для воспроизведения.
1. Ячмень обозначает воскресшего Христа
Ячмень обозначает воскресшего Христа. Согласно Писанию ячмень представляет начаток воскресения. Господь сказал Своему народу в Левите 23, чтобы они ежегодно приносили начатки жатвы. На земле Палестины ячмень созревает раньше всего; он — первый из всего урожая. Поэтому он является прообразом воскресшего Христа (Лев. 23:10). Таким образом, ячмень обозначает воскресшего Христа, который является нашим жизненным снабжением. Как начаток, Он может стать нашим хлебом жизни. Следовательно, ячменные хлебы обозначают Христа в воскресении как нашу пищу. Насыщающий Христос — это воскресший Христос.
Возможно, кто-то спросит, каким образом Христос мог быть воскресшим в Евангелии от Иоанна 6, когда Он ещё не был распят. Даже до Своего распятия Христос был воскресением. В Евангелии от Иоанна 11:25 Он сказал: «Я есмь воскресение и жизнь». Он не сказал: «Я буду воскресением», ибо Он уже был воскресением. Когда Господь сказал Марфе, что её брат воскреснет, она из-за своего плохого истолкования Писания отложила воскресение на две тысячи лет и на грядущий век. Когда она сделала это, Господь, казалось, ответил: «Я есть воскресение сейчас. У Меня, Вечного, нет элемента времени. Прошлое, настоящее и будущее — для Меня все равно». Вечный означает, что нет элемента времени. Он является воскресшим Христом и до, и после Своего распятия. Только воскресший Христос может быть для нас жизнью и может быть хлебом, чтобы насытить нас. Мы питаемся воскресшим Христом.
2. Пять обозначает ответственность
Число пять обозначает ответственность, ответственность Христа в насыщении нас. Число пять — это четыре плюс один. Число четыре обозначает тварей (Отк. 4:6), а число один — Творца (1 Кор. 8:6). Творец и твари, соединённые вместе, принимают ответственность. Число пять — это не три плюс два, а четыре плюс один. Посмотрите на свою руку. На ней четыре пальца и большой палец. Было бы очень неудобно, если бы у вас на руке было три простых пальца и два больших пальца. Четыре простых пальца и один большой палец позволяют руке делать множество вещей. Пять ячменных хлебов обозначают, что Господь как Творец (один), добавленный к тварям (четыре), несёт ответственность за то, чтобы накормить нас. В Своём человечестве воскресший Христос несёт эту ответственность.
Е. Две рыбы обозначают искупающую сторону жизни Христа
Две рыбы относятся к животной жизни и обозначают искупающую сторону жизни Христа. Как искупающая жизнь, Он живёт в море, мире, растленном Сатаной. Ячмень появляется из суши, которая символизирует землю, созданную Богом, тогда как рыбы берутся из моря, которое символизирует мир, растленный Сатаной. Господь Иисус пришёл не только на землю, созданную Богом, но и в мир, растленный Сатаной. Если бы Он пришёл только на землю, созданную Богом, Он был бы представлен лишь ячменными хлебами. Но поскольку Он также пришёл в мир, растленный Сатаной, Он также представлен двумя рыбами. Он не имел ничего общего с растленным миром. Подобно тому, как рыбы не солёные, хотя и живут в солёной воде, так и Господь не был растлен Сатаной, хотя и жил в растленном Сатаной мире. Господь подобен рыбе, которая может жить в солёной среде моря, не пропитавшись её солью. Чтобы искупить нас, Он жил в сатанинском и греховном мире. Но Он был безгрешным и не был затронут греховным миром. Как порождающая жизнь, Христос жил как надлежащий человек на созданной Богом земле. Как искупающая жизнь, Христос жил в растленном Сатаной мире, не подвергнувшись его растлению.
Число два означает свидетельство (Отк. 11:3). Две рыбы являются свидетельством того, что Христос достаточен, чтобы нести ответственность за наше насыщение.
Мы увидели, что ячмень, относящийся к растительной жизни, представляет порождающую жизнь, а рыбы, относящиеся к животной жизни, представляют искупающую жизнь. Теперь мы должны спросить: если бы человеческий род никогда не пал, был бы необходим Христос как наша возрождающая жизнь? Да. До того как Адам пал, Бог поместил его перед деревом жизни. Дерево жизни не имеет ничего общего с грехом. Поэтому человек должен принять Бога как свою жизнь, вкусив дерево жизни. Даже Евангелие от Иоанна 12:24 утверждает, что Господь был пшеничным зерном, которое упало в землю и умерло, после чего Он воскрес, чтобы стать многими зёрнами. Это тоже не имело ничего общего с грехом, потому что, согласно Писанию, растительная жизнь предназначена для произведения, или порождения, много плода. Это одно пшеничное зерно рождает много других зёрен. Поэтому оно представляет порождающую жизнь.
Как мы увидели, до падения человек ел только от растительной жизни (Быт. 1:29), но после падения он также ел от животной жизни (Быт. 9:3). До падения в пролитии крови не было необходимости. Но после того как человек пал, ему стала нужна животная жизнь, поскольку искупление требует пролития крови. Растительной жизни было достаточно, до того как человек согрешил, но после того как он согрешил, возникла необходимость в животной жизни.
В приношениях в Ветхом Завете всегда были и растительная жизнь, и животная жизнь. Например, на Пасху ели закланного агнца, представлявшего животную жизнь, и пресный хлеб, представлявший растительную жизнь. Эти две различные жизни необходимы, чтобы удовлетворить все наши потребности. Также животные приношения в Левите сопровождались хлебным приношением. Хлебные приношения делались из муки тонкого помола, растительного масла и ладана — составляющих растительной жизни. В Левите хлебные приношения никогда не принимались без животных приношений. Это в точности то, что сделал Каин. Он принёс Богу только плоды от земли и был отвергнут, тогда как его брат Авель принёс в жертву животное, кровь которого была пролита, и был принят (Быт. 4:3-5).
Нам нужно, чтобы Господь Иисус был и нашей порождающей жизнью, и нашей искупающей жизнью. Когда Он умер на кресте, из Него истекли две вещи — кровь для нашего искупления и вода для нашего порождения (Ин. 19:34). Его пролитая кровь принесла нам искупление, а вода из Его пронзённого бока наделила нас Его жизнью. Пять ячменных хлебов были вместе с двумя рыбами. Ячмень не может пролить кровь, поэтому он никогда не сможет искупить нас. Две рыбы олицетворяют животную жизнь для искупления. Господь представлен и ячменными хлебами и рыбами, потому что Он есть наша растительная жизнь, чтобы породить нас, и наша животная жизнь, чтобы искупить нас.
Ж. И хлебы, и рыбы обозначают малость Христа, жизненного снабжения для нас
Интересно отметить, что пять ячменных хлебов и две рыбы были взяты у маленького мальчика, а не у большого мужчины. Это имеет большое значение, потому что Господь хочет указать нам, что Он наша жизнь не как кто-то большой, а как кто-то маленький. Ячменные хлебы и рыбы малы по размеру, что указывает на малость Христа как жизненного снабжения для нас. Те, кто искал чудес, считали Его обещанным пророком (6:14; Втор. 18:15, 18) и готовы были насильно сделать Его царём (6:15), но Он не стремился быть гигантом в религии. Вместо этого Он предпочёл быть небольшими хлебами и маленькими рыбками, чтобы стать достаточно маленьким, чтобы люди ели Его. Все это раскрывает малость Христа. Он достаточно мал, чтобы мы Его ели. Все, что мы едим, должно быть значительно меньше нас. Мы намного больше хлеба и рыбы, которых мы едим. Мы не можем есть то, что больше нас. Если оно больше нас, оно может съесть нас. Все, что мы едим, даже меньше нашего рта. Если это больше нашего рта, это сначала надо разрезать на куски. Маленький мальчик принёс пять маленьких хлебов и две маленькие рыбки. Это означает, что малость Господа Иисуса наиболее драгоценна для нас.
Большинство христиан, включая нас самих, всегда думают о нашем Господе как о ком-то великом. Но в Евангелии от Иоанна 6 Господь Иисус не хочет быть великим. Он хочет остаться достаточно маленьким, чтобы Его ели. Есть песня, в которой говорится: «Как Ты велик», но есть у нас ещё более сладостная песня, которая восхваляет Господа за Его малость. Если бы Господь был лишь великим, мы никогда бы не смогли прикоснуться к Нему. Слава Ему за то, что Он стал таким маленьким! Возможно, вы были христианином много лет, однако не сумели понять, насколько Господь мал. Думать о Господе как о великом пророке — просто религиозное представление. Если бы Господь стал только великим пророком и воцарился как великий царь, Он никогда бы не смог быть маленьким кусочком хлеба. Он никогда бы не смог быть нашим снабжением в виде пищи. До того как стать нашей пищей, Ему прежде нужно было стать маленьким. Таким образом, Он представлен как пять маленьких хлебов и две маленькие рыбки, принесённые одним маленьким мальчиком. Нам необходимо проникнуться как малостью, так и величием Господа. Он даже родился в маленьких яслях, воспитывался в маленьком городе и рос в низкой семье. Он пришёл не для того, чтобы быть религиозным гигантом. Он был маленьким назарянином, не имеющим ничего общего с величием или чем-то большим. О, Он так мал!
А вы больше или меньше куска хлеба? Вы должны признать, конечно же, что кусок хлеба меньше. Поскольку Господь приходит к вам как кусок хлеба жизни, вы должны сказать Ему: «Господь, я славлю Тебя, что Ты меньше меня. Теперь Ты можешь стать моей пищей. Если бы Ты был больше меня, Ты никогда бы не был моей пищей». Что касается величия Господа, то, конечно, нет никого более великого, чем Он, но что касается малости нашего Господа, нам также необходимо проникнуться тем, что нет никого меньше Его. Он — хлеб, который мал настолько, чтобы его ели.
В Евангелии от Матфея 15 мы видим, что Господь стал не только хлебами, но и крошками, маленькими частицами хлеба. Многие из нас неспособны принимать Его как целый хлеб. Однако, конечно же, мы способны принимать Его по крошкам. Помните, что сказала женщина хананеянка Господу, когда она попросила Его помочь ей, а Он ответил, что «не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам»? Она сказала: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Женщина хананеянка не обиделась на резкие слова Господа и не оскорбилась тем, что Он сравнил её с псом. Казалось, она говорила Господу: «Да, Господь, я языческий пёс, но и у языческого пса есть своя доля. Доля детей — на столе, а доля пса — под столом. Господь, Ты должен понять, что сейчас Ты не на столе, а под столом, потому что непослушные дети изгнали Тебя. Сейчас, когда Ты под столом, Ты можешь быть моей долей». Господь восхитился её верой. Всем нам надо так просто наслаждаться Господом. Не дожидайтесь, когда вы отправитесь на небо, чтобы наслаждаться Им. Возьмите Его из-под стола, где Он находится сейчас. Слава Господу, что сейчас на земле Он такой маленький и доступный! Он доступен в любое время согласно нашему аппетиту. Сколько Его мы сможем принять, столько Его для нас и будет. И остатков всегда будет больше, чем мы можем съесть.
З. Двенадцать корзин обозначают переполнение богатств жизненного снабжения Христа
Эта глава показывает не только малость Господа, но и богатство Господа. Всего лишь пяти хлебов достаточно, чтобы накормить пять тысяч человек. Двенадцать корзин остатков обозначают переполнение богатств жизненного снабжения Христа, накормившего людей в тысячекратном размере. То, что пятью хлебами накормили пять тысяч человек, означает, что ими накормили тысячу раз. Согласно Писанию число тысяча обозначает законченную единицу. Например, один день во дворах Господа лучше тысячи (Пс. 83:11). Тысяча — это полная единица. Поэтому пять хлебов могут насытить пять тысяч человек. Это раскрывает, насколько богат и насколько неограничен Господь. Люди могли есть столько, сколько им хотелось, потому что снабжение было неограниченным. Даже двух маленьких рыбок было достаточно для всех.
Осталось двенадцать корзин кусков. Почему не осталось пять, восемь или одиннадцать корзин? Потому что число двенадцать обозначает вечную законченность и вечное совершенство. Это означает, что даже куски — вечно полные и вечно законченные. Даже небольшой, частичный Христос, полон неисчерпаемых богатств. Он так мал, но так неограничен. Вы когда-нибудь сравнивали Его малость с Его неограниченностью? Он такой маленький назарянин, однако Он кормит все поколения. Его никогда не становилось меньше. До насыщения пяти тысяч было пять хлебов и две рыбки; после насыщения пяти тысяч осталось двенадцать корзин остатков. Таким образом, после насыщения пяти тысяч осталось больше, чем было вначале. Это изображает богатство Христа, потому что после насыщения множества людей всегда что-то остаётся.
На протяжении двадцати веков Христос насыщал тысячи и тысячи людей. Сегодня Он по-прежнему богат, потому что двенадцать корзин все ещё полны. Нам необходимо откровение о богатстве малости Христа. Внешне Он — пять хлебов и две рыбы, однако тысячи и тысячи людей ели Его на протяжении двадцати веков. И Он по-прежнему здесь. Его никогда не станет меньше, Он никогда не истощится. О, как мы должны славить Его за Его малость внешне и за Его безграничное богатство!