Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Деяний»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 57

Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников

(23)

  Тексты Писания: Деян. 21:18-26

  В этом сообщении мы продолжим рассматривать происходившее с Павлом в 21:18-26.

Очищается с назореями

  Мы увидели, что, с одной стороны, Иаков и все старейшины стали прославлять Бога, услышав о том, что Бог совершил среди язычников через служение Павла (ст. 18-20А). С другой стороны, они обратили внимание Павла на то, что в Иерусалиме тысячи иудеев уверовали и были ревнителями закона (ст. 20). Кроме того, этим уверовавшим иудеям стало известно о Павле, что он учит «отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей и не ходили согласно обычаям» (ст. 21). После этого Иаков и старейшины выдвинули Павлу такое требование: «У нас есть четыре человека, имеющие на себе обет; возьми их, и очистись с ними, и оплати их расходы, чтобы они обрили себе голову. И все узнают, что в том, что им стало известно о тебе, нет ничего правдивого; напротив, ты и сам ходишь как положено, соблюдая закон» (ст. 23-24). Как мы увидели, обет, о котором здесь говорится, — это обет назорейства (Числ. 6:2-5). Очиститься с назореями означало стать назореем вместе с ними, присоединиться к ним в исполнении их обета.

  Согласно стиху 24, Павлу было сказано, чтобы он очистился с четверыми людьми, имевшими на себе обет, и чтобы он оплатил их расходы. Прежде всего назорей должен был очиститься в присутствии Бога. Согласно существовавшему в те времена обычаю, богатые часто оплачивали расходы на приношения, необходимые для того, чтобы назорей завершил своё очищение. Иногда бедные назореи были не в состоянии заплатить за все приношения. Поэтому им нужно было, чтобы кто-то помог им оплатить расходы. Те, кто помогал назореям таким образом, присоединялся к ним.

  Здесь, в Деян. 21, то, что Павел очищался с назореями и оплачивал их расходы, означало, что он присоединялся к ним, так что их было уже не четверо, а пятеро. По словам Иакова и старейшин в Иерусалиме, если бы Павел очистился с назореями и оплатил их расходы, то все уверовавшие иудеи узнали бы, что Павел и сам ходит как положено, соблюдая закон. Но разве Павел соблюдал закон? Разумеется, он не соблюдал закон. Тем не менее Иаков и старейшины велели Павлу присоединиться к четверым назореям, чтобы верующие из иудеев увидели, что он соблюдает закон. Это было серьёзное, ужасное и ошибочное требование, выдвинутое Иаковом и старейшинами.

  В 21:25 Иаков и старейшины сказали Павлу: «А что касается уверовавших язычников, мы уже написали, решив, чтобы они берегли себя от идольских жертв, крови, задушенного и блуда». Сказанное ими здесь носит такой же старый оттенок, как и сказанное в пятнадцатой главе.

  В Деян. 21:26 говорится: «Тогда Павел взял тех людей на следующий день и, очистившись с ними, вошёл в храм, уведомляя о завершении дней очищения, пока за каждого из них не будет принесено приношение».* Завершение, о котором здесь говорится, — это завершение обета назорейства (Числ. 6:13).

  Я хотел бы обратить ваше внимание на слово «очистившись». Здесь мы видим, что Павел уже очистился с четверыми назореями. Затем он привёл их в храм и ждал вместе с ними, когда за каждого из них будет принесено приношение. На это время ожидания указывает слово «пока». Очистившись вместе с этими четверыми, Павел ждал вместе с ними в храме, когда по завершении обета, на седьмой день, придёт священник, чтобы принести жертвы за всех их, включая Павла.

Компромисс и освобождение Павла

  Очень трудно поверить в то, что Павел согласился очиститься, войти в храм и ждать, когда священник принесёт приношения. Он сделал это после того, как он написал Послания к галатам и к римлянам — книги, написанные незадолго до того, как он пришёл в Иерусалим. Хотя трудно поверить в то, что Павел исполнил сказанное Иаковом и старейшинами, факт состоит в том, что он присоединился к назореям и вошёл с ними в храм.

  Как мы увидим в одном из дальнейших сообщений, против Павла поднялось возмущение (21:27—23:15) и он был схвачен иудеями в Иерусалиме (21:27-30). Относительно этого в 21:27-28 говорится: «А когда эти семь дней оканчивались, иудеи из Азии, увидев его в храме, стали приводить в смятение всю толпу; и наложили на него руки и кричали: Мужи израильские, помогите! Это человек, который всех повсюду учит против народа, и закона, и этого места; а ещё он и греков ввёл в храм и осквернил это святое место». Это возмущение произошло, «когда эти семь дней оканчивались», то есть на седьмой день. С человеческой точки зрения, когда Павел вошёл в храм, его намерение состояло в том, чтобы избежать неприятностей. На самом же деле, то, что он вошёл в храм с четверыми назореями, привело к большим неприятностям для него.

  Предположим, что Павел решил бы не идти в храм, а просто оставаться с братьями в доме Мнасона, у которого Павел и его спутники должны были остановиться в Иерусалиме. Предположим также, что Павел сказал бы братьям: «Меня не интересует храм, потому что Бог покончил с храмом. Братья, разве Господь Иисус не говорил нам, что Бог оставил храм? Я на практике применяю сказанное Господом о нас. Священства и всех жертв тоже больше нет. Поэтому я не могу опять идти в храм, чтобы иметь какую-либо долю в приношениях и в священстве. Братья, я хотел бы остаться здесь, чтобы общаться с вами». Разве ситуация не была бы совсем другой, если бы Павел решил не идти в храм и вместо этого провёл бы время в общении с братьями? Конечно же, ситуация была бы совсем другой.

  В двадцать первой главе Деяний Павел шёл на компромисс. Он написал Послания к галатам и к римлянам, однако вскоре после того, как эти Послания были написаны, он сделал шаг, описанный в этой главе. То, что Павел сделал такой шаг, было большим компромиссом с его стороны.

  Согласно 21:26-27, Павел ждал в храме завершения дней очищения. Он должен был находиться в храме до тех пор, пока не придёт священник, чтобы принести приношения за него и за остальных четверых. Как Павел смог вынести пребывание в храме в течение этого времени? Вы думаете, он был счастлив? Вы думаете, он радостно хвалил Господа? Павел мог хвалить Господа, когда он находился в тюрьме в Филиппах (16:23-25). Но вы думаете, он мог хвалить Господа там, в храме в Иерусалиме? На первый взгляд, храм был гораздо лучшим местом для Павла, чем тюрьма. Однако эта тюрьма в Филиппах фактически стала для Павла святым местом, даже небесами, а храм в Иерусалиме был для него тюрьмой. В самом прямом смысле слова там, в храме, Павел находился в заключении, будучи не в состоянии освободиться. В этой ситуации Павел оказался в «ловушке».

  Хотя Павел оказался заключённым в храме, Господь смог освободить его из этой тюрьмы. Чтобы осуществить это освобождение, Господь использовал иудеев. В частности, Господь использовал поднятое иудеями возмущение, чтобы вывести Павла из храма. С одной стороны, после этого Павел оказался в более трудном положении. С другой стороны, он был освобождён не только из храма, но и из осуждённой Богом смеси новозаветной благодати с ветхозаветным законом в Иерусалиме. В Своём всевластии Господь защитил Своего верного слугу от этой ужасной смеси.

Разрушение Иерусалима

  Мы уже отмечали, что Павел пошёл в Иерусалим в последний раз не только для того, чтобы проявить нежную заботу о нуждах бедных святых в этом городе, но и для того, чтобы пообщаться с Иаковом и другими апостолами и старейшинами в Иерусалиме об иудаистском влиянии на эту церковь. Он не был полностью удовлетворён тем решением, которое было принято на совещании апостолов и старейшин в Деян. 15 для разрешения проблемы, связанной с обрезанием. Поэтому, идя в Иерусалим, Павел, возможно, намеревался очистить эту церковь от иудаистского влияния. Однако у Бога был Свой способ для разрешения сложившейся ситуации. В Своём всевластии Он позволил иудеям схватить Павла, а римлянам — заключить его в тюрьму. После этого Он позволил этой ужасной смеси благодати с законом в Иерусалиме оставаться до тех пор, пока этот город не был разрушен Титом и его римским войском в 70 г. по Р.Х. Этой смеси был положен конец приблизительно через десять лет после событий, описанных в Деян. 21.

  В Евангелии от Матфея Господь Иисус пророчествовал о будущем разрушении Иерусалима. Например, в притче в Мф. 21:33-46 о переходе царства Божьего Господь изобразил вождей израильтян как злых виноградарей (ст. 33-35, 38-41), показав, что Бог «злодеев этих… жестоко уничтожит, а виноградник сдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в своё время». Эти слова об уничтожении исполнились, когда Тит разрушил Иерусалим. Господь также предсказал разрушение Иерусалима в притче в Мф. 22:1-14. В Мф. 22:7 Он говорит: «И царь разгневался и, послав свои войска, уничтожил тех убийц, а город их сжёг». Этими «войсками» были римские воины под командованием Тита, разрушившие Иерусалим.

  В Мф. 23:37-39 мы видим, что Господь оставляет Иерусалим вместе с его храмом. О будущем разрушении храма Господь сказал Своим ученикам: «Видите всё это? Истинно говорю вам: ни в коем случае не останется здесь камня на камне, который не будет сброшен» (Мф. 24:2). Это также было исполнено, когда Тит разрушил Иерусалим. Согласно описанию Иосифа Флавия, разрушение Иерусалима и храма было полным и окончательным. Были убиты тысячи иудеев, включая, вероятно, многих иудейских верующих. В Своём гневе Господь не только уничтожил бунтующий народ — Израиля, Он также положил конец иудаизму и смеси иудаизма с христианством. Когда был разрушен Иерусалим, источнику вытекавшей из него «отравы» также был положен конец. Таким образом, Господь смог разрешить ситуацию в Иерусалиме Своим удивительным способом.

Господь всевластно избавляет Павла и побуждает его совершить переход

  Господь знал, что было у Павла на сердце. Он также знал, что Павел верен, но не способен справиться с ситуацией. Вместо того чтобы справиться с ней, Павел оказался захвачен в неё, как в ловушку, из-за того, что он пошёл на компромисс с этой ситуацией. Однако Господь использовал возмущение, описанное в 21:27—23:15, чтобы избавить Павла. Иудеи схватили его и стремились убить его (21:30-31). Но тысяченачальник римской когорты вмешался, схватил его, приказал связать его цепями и стал спрашивать о том, что произошло (21:31-33). У тысяченачальника не было намерения защищать Павла. Он просто исполнял свой долг по поддержанию порядка в городе. Он не мог допустить, чтобы такое возмущение продолжалось и дальше. Поэтому он вмешался, и благодаря его вмешательству Павел был избавлен. Фактически, вмешательство тысяченачальника стало защитой Павла от заговора иудеев.

  Благодаря вмешательству римского тысяченачальника Павлу была дана возможность защищаться перед неистовствующими иудеями (21:40—22:21). После этого он был помещён в узы римлянами (22:22-29) и защищался перед синедрионом (22:30—23:10). По причине заговора иудеев (23:12-15) Павел был переправлен к римскому правителю в Кесарию (23:16—24:27), где он довольно долго оставался под стражей. Если бы не всевластие Бога, который использовал римского тысяченачальника, чтобы защитить Павла, он был бы убит. Бог всевластно избавил Павла из этой угрожающей ситуации.

  В Своём всевластии Господь побудил Павла совершить устроительный переход. Павел поддерживал такой переход. Он пришёл в Иерусалим с конкретным намерением и твёрдой решимостью помочь верующим в этом городе пережить этот устроительный переход. Однако, вместо того чтобы помочь им, он сам в конечном итоге был пойман в ловушку, оказавшись в ситуации, которая представляла собой смесь и компромисс.

  Судя по всему, Павел был недоволен, когда он находился в храме с четверыми назореями, потому что у него не было выхода из этой ситуации. Очевидно, Павел пожалел, что присоединился к людям, имевшим обет назорейства. Может быть, он пожалел, что пошёл в храм, вместо того чтобы остаться в доме Мнасона со своими соработниками, не привлекая к себе внимания иудеев. Однако Павел присоединился к назореям и вошёл с ними в храм, где его увидели иудеи из Азии и схватили его. Они намеревались убить его. Кто кроме Господа мог исправить эту ситуацию? Господь проявил всевластие и помог Павлу совершить полный переход из иудаистской смеси в Иерусалиме.

  В результате происшедшего в Иерусалиме Павел был отправлен в Кесарию и, вероятно, находился там под стражей в течение двух лет. Мы можем сделать вывод, что эти два года были полезным и превосходным временем для Павла. Как вы думаете, что делал Павел в течение этих лет в Кесарии? Что он делал, когда он был отстранён и от своей работы, и от тех неприятностей, которые причиняли ему иудеи, строившие заговоры? Возможно, он готовился к тому, чтобы написать ключевые книги: Послания к эфесянам, к филиппийцам, к колоссянам и к евреям. В то время как Павел находился под стражей в Кесарии, он, вероятно, думал о том, чтобы изложить в письменном виде эти материалы, которые должны были завершить его служение. К этому времени Павел написал только шесть из своих четырнадцати Посланий: Послания к римлянам, к галатам, 1-е и 2-е Послания к коринфянам и 1-е и 2-е Послания к фессалоникийцам. Хотя эти книги являются основополагающими, они не такие ключевые, как Послания к эфесянам, к филиппийцам, к колоссянам и к евреям. До того как были написаны 1-е и 2-е Послания к Тимофею, Послания к Титу и к Филимону, по окончании двухлетнего пребывания Павла под стражей в Кесарии были написаны эти четыре ключевые книги. Как время, проведённое Павлом в Аравии, имело большое значение для раннего этапа его служения, так эти два года в Кесарии имели огромное значение для будущих книг Павла, завершавших его служение.

  Нам нужно глубоко осознать всевластие Господа, проявившееся в том, что Он завершил переход Павла от старого устроения к новому. Слава Господу за то, что была проделана такая операция! В Своём всевластии и Своей мудрости Господь осуществил такой полный переход в случае с Павлом, и этот переход целиком записан в повествовании святого Слова. Имея в своих руках это повествование, теперь мы можем увидеть целостный образец в отношении полного перехода от ветхозаветного домостроительства к Божьему новозаветному домостроительству.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках