Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(20)
Тексты Писания: Деян. 20:13-38
Церковь, купленная собственной кровью Бога
В 20:28 Павел даёт повеление старейшинам церкви в Эфесе «пасти церковь Бога, которую Он приобрёл через Свою собственную кровь». Греческое слово, переведённое как «приобрёл», также означает «купил». Когда мы покупаем какую-то вещь, мы приобретаем её. Бог приобрёл церковь, купив её. Чтобы купить какую-то вещь, за неё необходимо заплатить. Какую цену заплатил Бог, чтобы купить церковь? Согласно сказанному Павлом в 20:28, Бог приобрёл церковь, заплатив «Своей собственной кровью».
Выражение «Своя собственная кровь» в стихе 28 очень необычно. Оно вызывает довольно большое недоумение. Разве у Бога может быть кровь? Бог есть Бог; Он не человек и не тварь. Как же у Бога, Творца, может быть кровь?
Кто-то может попытаться объяснить это, сказав, что кровь в 20:28 — это кровь Иисуса. Но каким образом кровь Иисуса может быть кровью Бога? Господь Иисус есть Бог, но в 20:28 говорится не об Иисусе; в этом стихе говорится о Боге. Размышляя над этим, мы понимаем, что объяснить это богословскими методами очень трудно.
Более двух столетий тому назад Чарльз Уэсли написал гимн, в котором говорится о том, что Бог умер за нас. В этом гимне Уэсли говорит:
«Постигнуть как Его любовь? И за меня Бог пролил кровь».
Далее в этом гимне Уэсли говорит: «Бессмертный умер! Где искать смысл сокровенный тайны сей?» Здесь Уэсли провозглашает, что Бог умер за нас. Когда я переводил этот гимн на китайский язык много лет тому назад, это приводило меня в замешательство. Я не был уверен, можно ли осмелиться перевести его буквально, чтобы показать, что Бог умер за нас. Осмелитесь ли вы сказать, что Бог умер за вас? Чарльз Уэсли получил видение относительно этого и провозгласил в своём гимне, что Бог умер за нас.
Бог, который умер за нас, — это не Бог до воплощения. До времени воплощения у Бога, конечно же, не было крови и Он не мог бы умереть за нас. Он умер за нас после воплощения, при котором Бог слился с человечеством. Посредством воплощения наш Бог, Творец, Вечный, Иегова, слился с человеком. В результате Он стал уже не просто Богом — Он стал Богочеловеком. Как Богочеловек, Он, разумеется, обладал кровью и мог умереть за нас.
Когда Богочеловек умер на кресте, Он умер не только как человек, но и как Бог. На кресте умер Тот, кто был зачат от Бога и рождён с Богом. Поскольку Он был Богочеловеком, в Нём был сам элемент Бога. Божественный элемент слился с Его человечеством.
При зачатии Господа Иисуса, Богочеловека, божественная сущность из Святого Духа (Мф. 1:18-20; Лк. 1:35) родилась в чреве Марии. Такое зачатие от Святого Духа в человеческой деве, осуществлённое с помощью божественной и человеческой сущностей, представляло собой слияние божественной природы с человеческой, что в результате произвело Богочеловека, полного Бога и совершенного человека, обладающего божественной природой и человеческой природой так, что они различимы и при этом не образуется какой-либо третьей природы. Такова удивительнейшая и превосходнейшая личность Иисуса.
Зачатие и рождение Господа Иисуса было Божьим воплощением (Ин. 1:14), которое произошло благодаря тому, что божественная сущность была добавлена к человеческой, что произвело Богочеловека, обладающего двумя природами: божественностью и человечеством. Таким образом Бог соединился с человечеством, чтобы Он был явлен в плоти (1 Тим. 3:16) и был Спасителем (Лк. 2:11), который умер и пролил Свою кровь за нас.
Кровь, искупившая падших людей, — это кровь Иисуса, Сына Божьего. Будучи людьми, мы нуждаемся в настоящей человеческой крови для нашего искупления. Поскольку Господь Иисус был человеком, Он мог исполнить это требование. Как человек Он пролил человеческую кровь, чтобы искупить падших людей. Господь также Сын Божий, то есть Сам Бог. Поэтому Его кровь имеет элемент вечности, и этот элемент обеспечивает вечную действенность Его крови. Таким образом, как человек Он обладал настоящей человеческой кровью, а как Бог он обладает элементом, дающим Его крови вечную действенность.
В 1 Ин. 1:7 говорится, что «кровь Иисуса, Его Сына, очищает нас от всякого греха». Имя «Иисус» указывает на человечество Господа, которое было нужно, чтобы пролить искупительную кровь, а титул «Его Сын» указывает на божественность Господа, которая нужна, чтобы искупительная кровь имела вечную действенность. Таким образом, выражение «кровь Иисуса, Его Сына» показывает, что эта кровь является настоящей кровью подлинного человека, пролитой для искупления Божьих падших тварей, и что она имеет божественное поручительство в качестве своей вечной действенности — повсеместной в том, что касается пространства, и нескончаемой в том, что касается времени.
Кровь, пролитая Господом на кресте, была кровью Иисуса, Сына Божьего. Это была не только кровь Иисуса; это также была кровь Сына Божьего. Поэтому искупление, совершённое Богочеловеком, Тем, кто слит с Богом, является вечным.
Если бы искупление, совершённое на кресте, было совершено просто человеком, это искупление не могло бы быть вечно действенным. Хотя оно могло бы быть действенным для искупления одного человека, оно не было бы действенным для искупления миллионов верующих. Поскольку человек ограничен, один конкретный человек не может умереть за миллионы других. Но хотя человек ограничен, Бог не ограничен. Подобно тому, хотя человек существует во времени, Бог вечен. Таким образом, в искуплении Христа есть вечный и неограниченный элемент Бога. Именно поэтому в Евр. 9:12 это искупление названо «вечным искуплением».
Нам необходимо видеть, что кровь, пролитая Господом Иисусом на кресте, — это вечная кровь. Это кровь не просто человека, а человека, слитого с божественным элементом. Следовательно, эта кровь, кровь Иисуса, Сына Божьего, является вечной. В Деян. 20:28 Павел имел смелость говорить об этой крови как о собственной крови Бога.
Некоторые из сегодняшних христиан придерживаются представления о Боге, которое очень похоже на представление иудеев. Представление иудеев о Боге состоит в том, что Бог — это Бог и в Нём нет человеческого элемента. Но согласно Библии, тот самый Бог, о котором говорится в Ветхом Завете, стал Богом, раскрытым в Новом Завете. В Ветхом Завете Бог был просто Богом без какого-либо человеческого элемента. Но в Новом Завете мы видим Богочеловека. Посредством воплощения Бог из Ветхого Завета облёкся в человеческую природу и стал Богочеловеком. Таким образом, Он стал Богом, явленным в плоти (1 Тим. 3:16).
Бог стал Богочеловеком, будучи зачат в чреве человеческой девы и затем будучи рождён от этой девы. Таким образом к Его божественному элементу был добавлен человеческий элемент. Но это не означает, что как Богочеловек, Спаситель имеет две личности. Нет, Господь Иисус, Спаситель, имеет одну личность с двумя природами — божественной природой и человеческой природой. Хотя понять это очень трудно, это, тем не менее, факт, раскрытый в Библии.
Теперь мы видим, что наш Бог — это Бог, раскрытый в Новом Завете, а не просто такой Бог, каким Он раскрыт в Ветхом Завете. Однако у иудеев Бог только такой, каким Он показан в Ветхом Завете. В чём состоит разница между Богом иудеев и нашим Богом? Разница состоит в том, что Бог иудеев — это просто Бог без человеческого элемента, а наш Бог, согласно Новому Завету, — это уже не просто Бог; Он Богочеловек. Наш Бог имеет две природы — божественную природу и человеческую природу. Это означает, что наш Бог, Богочеловек, является и полным Богом, и совершенным человеком. Однако Он не является двумя личностями; напротив, Богочеловек — это одна личность.
Хотя мы всегда верили и всегда учили, что Богочеловек, Иисус Христос, — это одна личность с божественной природой и человеческой природой и что Он является и полным Богом, и совершенным человеком, некоторые противники ложно обвиняли нас в том, что мы учим, что Христос не был ни полностью Богом, ни полностью человеком. Они обвиняют нас в том, что мы говорим, будто две природы — божественная природа и человеческая природа — слиты в Христе так, что они производят третью природу. Это обвинение является в высшей степени ложным и безосновательным, и мы отвергаем его.
Те, кто выдвигает это ложное обвинение против нас, делают это, искажая сказанное нами в брошюре «Четыре главных шага Христа». В этой брошюре мы ясно и чётко утверждаем, что наш Спаситель является как истинным Богом, так и подлинным человеком. В результате воплощения не утрачена ни божественная природа, ни человеческая природа. Напротив, хотя божественная и человеческая природы сливаются, образуя Богочеловека, как божественная природа, так и человеческая природа остаются и никоим образом не производится никакая третья природа. Несмотря на то что эта истина была ясно определена и представлена, её коварно исказили в попытке обвинить нас в ереси в отношении личности Христа. В соответствии с Писаниями мы определённо верим, что наш Спаситель, проливший Свою кровь для нашего искупления, умер на кресте как Богочеловек.
Поскольку мы подчеркнули, что Господь Иисус умер на кресте как Богочеловек, у некоторых может возникнуть вопрос по поводу сказанного в Мк. 15:34: «А в девятом часу Иисус закричал громким голосом: Элои, Элои, лама сабахтани? — что в переводе означает: «Бог Мой, Бог Мой, зачем Ты покинул Меня?» Это был крик Господа в то время, когда Он нёс наши грехи (1 Пет. 2:24), будучи сделан грехом за нас (2 Кор. 5:21) и заняв место грешников (1 Пет. 3:18). Это означает, что Бог судил Его как нашу Замену за наши грехи. В глазах Бога Христос стал великим грешником. Поскольку Христос был нашей заменой и был сделан грехом в глазах Бога, Бог судил Его и даже покинул Его.
Согласно Мф. 1 и Лк. 1, Господь Иисус был зачат от Святого Духа. Затем для Своего служения Он был помазан Святым Духом, сошедшим на Него (Лк. 3:22). Нам необходимо понять, что, до того как помазывающий Дух сошёл на Господа Иисуса домостроительно, Он уже имел рождающего Духа сущностно как божественную сущность внутри Себя в качестве одной из двух сущностей Своего существа. Теперь нам нужно увидеть, что рождающий Дух как божественная сущность никогда не оставлял Его сущностно. Даже когда Он кричал на кресте: «Бог Мой, Бог Мой, зачем Ты покинул Меня?» — Он всё равно имел рождающего Духа как божественную сущность. Тогда кто же оставил Его? Его оставил домостроительно помазывающий Дух, через которого Он принёс Себя Богу (Евр. 9:14). После того как Бог принял Христа как всеобъемлющее приношение, помазывающий Дух оставил Его. Но хотя помазывающий Дух оставил Его домостроительно, Он всё равно имел рождающего Духа сущностно.
Когда Господь Иисус, Богочеловек, умер на кресте, подвергшись Божьему суду, Он имел в Себе Бога сущностно в качестве Своего божественного существа. Тем не менее Он был покинут праведным и судящим Богом домостроительно. Он был зачат и рождён от Святого Духа сущностно, и, следовательно, Святой Дух был одной из сущностей Его существа. В то время как Господь Иисус рос и жил на земле, Он имел в Себе Святого Духа сущностно. Впоследствии, когда Он был крещён, Он уже имел Святого Духа в качестве сущностной части Своего существа. Но во время Его крещения Святой Дух сошёл на Него домостроительно. Это означает, что Господь Иисус имел Святого Духа сущностно в качестве одной из сущностей Своего существа и что Святой Дух сошёл на Него домостроительно. Разумеется, это не означает, что есть два Святых Духа. Это означает, что один Святой Дух имеет два аспекта — сущностный и домостроительный. Сущностный аспект был предназначен для бытия, существования, Господа Иисуса, а домостроительный аспект был предназначен для Его работы, Его служения.
Нам необходимо глубоко осознать тот факт, что, когда Господь Иисус умирал на кресте за наши грехи, Бог был в Нём сущностно. Следовательно, Тот, кто умер за наши грехи, был Богочеловеком. Но в определённый момент праведный Бог, совершая суд над этим Богочеловеком, оставил Его домостроительно. То, что Бог покинул Христа, было домостроительным событием, связанным с совершением Божьего суда.
Так как Господь Иисус был зачат от Святого Духа и был рождён от Бога и с Богом, Он имел Святого Духа в качестве глубинной сущности Своего божественного существа. Поэтому Бог не мог оставить, покинуть, Его сущностно. Тем не менее Он был покинут Богом домостроительно, когда Дух, ранее сошедший на Него в качестве домостроительной силы для осуществления Его служения, оставил Его. Однако сущность Бога по-прежнему была в Его существе. Таким образом, Он умер на кресте как Богочеловек, и кровь, которую Он пролил там для нашего искупления, была не только кровью человека Иисуса, но и кровью Богочеловека. Следовательно, эта кровь, через которую Бог приобрёл церковь, — собственная кровь Бога.
Прочитаем ещё раз Деян. 20:28: «Смотрите за собой и за всем стадом, среди которого Святой Дух поместил вас блюстителями пасти церковь Бога, которую Он приобрёл через Свою собственную кровь». Здесь, в своём повелении старейшинам церкви в Эфесе, Павел говорит как о Святом Духе, так и о собственной крови Бога, чтобы показать своё чувство в отношении того, насколько драгоценна церковь. Согласно пониманию Павла, церковь в высшей степени драгоценна. О церкви заботится Святой Дух, и Бог купил церковь Своей собственной кровью. Поэтому церковь — это сокровище в глазах Бога. Павел дорожил церковью так же, как ей дорожит Бог.
В 20:28 Павел повелевал старейшинам дорожить церковью так же, как ей дорожит Бог и сам Павел. То, что Бог купил церковь Своей собственной кровью, показывает, насколько драгоценна церковь в Его глазах. Поскольку Он так дорого заплатил за церковь, то, безусловно, церковь дорога Ему. Более того, о церкви заботится Святой Дух. Согласно сказанному Павлом в стихе 28, старейшины должны считать церковь очень драгоценной, рассматривая её как сокровище в глазах Бога. Пася церковь, старейшины должны иметь в отношении церкви такое же чувство, как и Бог.