Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Деяний»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 39

Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников

(5)

  Тексты Писания: Деян. 14:1-28

Книга о Божьем домостроительстве

  В этом жизнеизучении Деяний моё бремя состоит не в том, чтобы рассматривать все второстепенные положения, содержащиеся в этой длинной книге. Например, у меня нет бремени говорить на тему о том, что Давид — это человек согласно Божьему сердцу. Напротив, моё бремя в этом жизнеизучении состоит в том, чтобы рассмотреть все ключевые положения, относящиеся к Божьему новозаветному домостроительству. Другими словами, в Деяниях меня заботит всё то, что имеет устроительное значение.

  Я использую слово «устроительный» не для обозначения того или иного века или того, каким образом Бог строит отношения со Своим народом в определённый период времени. Напротив, в этих сообщениях слово «устроение» обозначает божественный порядок в Божьем вечном домостроительстве. В Деяниях можно увидеть многое в отношении этого божественного порядка. Следовательно, Деяния — это книга о Божьем домостроительстве. У многих христиан нет такого понимания Деяний. В Деяниях речь идёт не просто о деяниях. Это книга, показывающая Божье устроение, Божье домостроительство, Божий порядок в Его вечном домостроительстве. Моё бремя в этих сообщениях жизнеизучения состоит в том, чтобы рассмотреть Божье домостроительство в Деяниях.

  Когда я подхожу к той или иной главе в Деяниях, моя цель состоит в том, чтобы увидеть что-то связанное с божественным порядком Божьего домостроительства в этой главе. В этом состоит моя цель, когда мы подходим к четырнадцатой главе. Может показаться, что в этой главе мы не видим ничего, что связано с божественным порядком в Божьем домостроительстве. Но если мы внимательно изучим эту главу, мы сможем увидеть некоторые вещи, относящиеся к этому божественному порядку.

В Иконию

  В Деян. 14:1 говорится: «И в Иконии они вместе вошли в иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало большое множество и иудеев, и греков». Как и в 13:5 и 13:14, они пришли в иудейскую синагогу не для того, чтобы участвовать в собрании, а для того, чтобы, используя это собрание, возвестить слово Божьей благодати. Далее, в стихе 2, говорится: «Но те иудеи, которые были непокорны, возбудили и озлобили умы язычников против братьев». Здесь греческое слово, переведённое как «умы», буквально означает «души».

Слово Божьей благодати

  Далее, в Деян. 14:3, говорится: «Итак, они провели довольно долгое время, говоря со смелостью в Господе, который свидетельствовал о слове Своей благодати, давая знамениям и чудесам совершаться их руками». Как мы уже отмечали, благодать Господня — это Триединый Бог, которого верующие приняли и которым они наслаждались; Он выражался в их спасении, в том, как изменилась их жизнь, и в их святом житии.

  В то время как Господь свидетельствовал о слове Своей благодати, Он давал знамениям и чудесам совершаться руками Павла и Варнавы. Чудеса и знамения не являются частью Божьего центрального свидетельства, то есть воплотившегося, распятого, воскрешённого и вознесённого Христа; не являются они и частью Его полного спасения. Знамения и чудеса лишь подтверждают, что проповедуемое и преподносимое апостолами целиком и полностью от Бога, а не от человека.

  Выражение «слово Своей благодати» обозначает некоторые устроительные положения. В синагогах иудейский народ читал Ветхий Завет не для того, чтобы узнать слово Господней благодати. Напротив, иудеи читали Писания, чтобы узнать слово Божьего закона, слово, относящееся к старому устроению, к прежнему божественному порядку Божьего домостроительства. Но слово Господней благодати заменяет закон. Разум иудейского народа в синагогах был занят законом. Но Павел проповедовал им Христа как благодать. Они назидали новых верующих, свидетельствуя о слове жизни и о слове Господней благодати. Слово «свидетельствовал» в стихе 3 подразумевает, что слово благодати уже существовало и что оно уже было проповедано. Поскольку слово благодати было проповедано, о нём было засвидетельствовано.

Слово благодати в Ветхом Завете

  Апостолы могли свидетельствовать о слове Господней благодати, несмотря на то что у них был только Ветхий Завет. Можем ли мы найти слово благодати в Ветхом Завете? Иудейский народ не находил слова благодати; вместо этого иудеи обращали внимание на слово закона со всеми заповедями. У них было слово Божьего закона, а не слово Господней благодати. Тем не менее слово Господней благодати существовало уже в Ветхом Завете. Это дало возможность апостолам свидетельствовать о нём.

  Рассмотрим некоторые примеры слова Господней благодати, содержащиеся в Ветхом Завете. Рассмотрим Быт. 3:15: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Здесь мы видим, что семя жены (женщины) будет поражать змея в голову. Разве это не слово Господней благодати? Конечно же, это слово Господней благодати. После того как Адам и Ева съели от плода дерева познания добра и зла, они пытались спрятаться от Бога. Раздался голос Господа, обращённый к Адаму, и этот голос сказал: «Где ты?» (Быт. 3:9). Адам и Ева были испуганы, вероятно, думая, что Бог приговорит их к смерти. Но Господь не стал говорить слово осуждения или суда; вместо этого Он сказал слово благодати. В Быт. 3:15 Он осудил змея и дал Адаму и Еве слово благодати. Очевидно, Адам и Ева очень обрадовались, когда услышали слово Господа в Быт. 3:15. Очевидно, они возненавидели змея, и теперь Господь говорил им, что семя женщины поразит голову змея. Это, разумеется, слово благодати.

  Ещё один пример слова благодати, содержащегося в Ветхом Завете, — это стихи 2 и 3 в Быт. 12, где Бог сказал Аврааму: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение… и благословятся в тебе все племена земные». Это, конечно же, не слово закона; это слово благодати. Иудеи в синагогах были духовно слепы и не видели слова Господней благодати в Ветхом Завете.

  Ещё несколько примеров слова Господней благодати можно найти в Книге пророка Исайи. Рассмотрим Ис. 7:14: «Се, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Это слово благодати. Ещё одно слово благодати есть в Ис. 9:6: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Это тоже пример многочисленных слов Господней благодати в Ветхом Завете.

Проповедь Петра и Павла

  Мы увидели, что в тринадцатой главе Деяний Павел применил выражение «святое Давидово, верное» к воскрешённому Христу (ст. 33-35). В понимании Павла это выражение обозначало Христа в воскресении. Кто кроме Павла смог бы понять, что выражение «святое Давидово, верное» обозначает воскрешённого Христа? Безусловно, Павел был самым лучшим «шахтёром» — человеком, наиболее способным раскапывать глубины Ветхого Завета, чтобы найти богатство слова Господней благодати.

  В Деян. 2 Пётр сделал превосходное сообщение о воскрешённом Христе. Когда вы читаете вторую главу Деяний, сообщение Петра может произвести на вас довольно сильное впечатление. Но оценили ли вы до этого по достоинству проповедь Павла в Деян. 13? Многие читатели Деяний не ценят должным образом это сообщение, потому что они не увидели того, что показано в нём в отношении Христа в воскресении. Да, проповедь Петра во второй главе превосходна, но она в какой-то степени поверхностна. Но проповедь Павла в Деян. 13 очень глубока и замечательна.

  В своей проповеди в Деян. 13 Павел показывает, что в воскресении Христос стал первородным Сыном Божьим. Он применяет Пс. 2:7 к воскрешённому Христу, чтобы показать, что для Христа воскресение было рождением. Мы, возможно, не осознаём, что воскресение Христа было Его рождением. Слышали ли вы когда-нибудь об этом? Согласно Библии, в воскресении Христос в Своём человечестве был рождён Богом как Его первородный Сын. Единородный Сын Божий предназначен для воплощения божественной жизни, а первородный Сын Божий предназначен для воспроизведения этой божественной жизни. Фактически, мы были рождены с Христом в Его воскресении. Следовательно, в этом смысле воскресение Христа было вселенским рождением. Главное, что мы подчёркиваем здесь, — это то, что Павел «выкопал» из Ветхого Завета истину о том, что Христос в Своём воскресении был рождён как фактор воспроизведения божественной жизни. В воскресении Он был рождён как первородный Сын Божий для расширенного воспроизведения божественной жизни.

  Раскапывая «шахту» Слова, Павел также обнаружил, что Христос в Своём воскресении стал всеми аспектами святого Давидова, верного, надёжного и неизменного. Павел понял, что выражение «неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис. 55:3), обозначает Христа в Его воскресении. Сегодня некоторые любят петь Псалом 88:2: «Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими». Однако те, кто поёт этот Псалом, возможно, не понимают полностью, что такое милость. Возможно, они думают, что милость — это просто чувство жалости, которое Бог испытывает по отношению к нам. Но согласно пониманию Павла, милости Господа — это Христос в Своём втором рождении, то есть Христос в Своём воскресении. Павел «раскапывает» Слово замечательным образом, и мы восхищаемся тем, как он изучает Писания. Никто не сравнится с ним в способности «раскапывать» Слово. В Деян. 13 Павел проповедовал всеобъемлющего Христа.

  На протяжении поколений иудеи читали в синагогах Ветхий Завет. Но они слышали слово Божьей заповеди, а не слово Господней благодати. Однако когда Господь Иисус провозгласил новозаветный юбилей в Лк. 4, Он выбрал слово благодати из Книги пророка Исайи.

  Нам нужно увидеть значение выражения «слово Своей благодати» в Деян. 14:3. Это выражение ясно указывает на перемену устроения, на перемену Божьего порядка в Его домостроительстве.

  В тринадцатой главе проповедь Павла иудеям была основана главным образом на откровении о Христе в Ветхом Завете. Однако его проповедь в четырнадцатой главе обращена к язычникам. Рассматривая эту главу, мы увидим мудрость Павла в благовествовании язычникам. Его проповедь язычникам в этой главе основана не на откровении Ветхого Завета о Христе; она основана на Божьем творении.

В ликаонские города Листру и Дервию

Реакция толп

  Когда апостолы осознали, что «и язычники, и иудеи с их начальниками сделали враждебную попытку надругаться над апостолами и побить их камнями» (ст. 5), они «бежали в ликаонские города Листру и Дервию и в окрестную область. И там они благовествовали» (ст. 6-7). Павел увидел одного хромого и сказал ему: «Встань на ноги прямо. — И тот вскочил и стал ходить» (ст. 10). Согласно стихам 11 и 12, «толпы, увидев, что сделал Павел, возвысили голос и говорили по-ликаонски: Боги, уподобившись людям, сошли к нам. — И они называли Варнаву Зевсом, а Павла Гермесом, так как он был главным, кто держал речь». Латинские эквиваленты Зевса, главного бога в греческой мифологии, и Гермеса, вестника богов, — это, соответственно, Юпитер и Меркурий. В стихе 12 греческое выражение, переведённое как «главный, кто держал речь», буквально означает «вождь речи». В стихе 13 говорится, что «жрец Зевса, храм которого находился перед городом, доставив к воротам быков и венки, хотел вместе с толпами принести жертву».

Реакция апостолов

  Варнава и Павел, услышав об этом, «разорвали на себе одежду и бросились в толпу, восклицая и говоря: Мужи, зачем вы это делаете? Мы тоже подобные вам по чувствам люди и благовествуем вам, чтобы вы от всего этого суетного обратились к живому Богу, который создал небо, и землю, и море, и всё, что в них» (ст. 14-15). Под словом «суетное» здесь имеются в виду идолы и идолослужение. Здесь Павел и Варнава говорили: «Не считайте нас богами и не поклоняйтесь нам! Мы такие же люди, как вы. Вы должны обратиться от всего этого суетного, от этих идолов, к живому Богу, который создал небеса, землю, море и всё, что в них». Здесь мы видим, что проповедь Павла этим язычникам основана на Божьем творении.

Различие в благовествовании Павла иудеям и язычникам

  Далее, в стихе 16, Павел и Варнава сказали, что Бог «в прошедших поколениях позволял всем народам ходить своими путями». Затем, в стихе 17, они произнесли трогающее слово, слово, призванное затронуть сердца слушающих: «Однако же Он не оставлял Себя без свидетельства тем, что делал добро, давая вам дожди с неба и плодоносные времена, наполняя пищей и весельем ваши сердца». Это было очень хорошее благовествование. Оно было основано на Божьем творении и в конечном итоге затронуло сердца слушающих. Это слово краткое, но оно даёт откровение и затрагивает.

  Нам всем нужно учиться у Павла в смысле благовествования. В этой главе он не рассказывал истории. Напротив, он сделал краткое сообщение, которое раскрыло Бога как творца всей вселенной. Он также произнёс вдохновляющее слово, затронувшее сердца людей. Павел как бы говорил: «На протяжении поколений Бог позволял вам ходить своим путём. Он не наказывал вас, а делал для вас много доброго. Он давал вам дожди с неба и плодоносные времена, и Он наполнял пищей и весельем ваши сердца». Давайте все учиться у Павла и следовать его способу благовествовать.

  В тринадцатой главе Деяний Павел проповедовал согласно Ветхому Завету, который иудейский народ знал на протяжении поколений. Он не делал акцента на Божьем творении и на том добром, что Бог сделал для иудеев, а говорил им о Христе в воскресении. Отсюда мы видим, что если мы благовествуем тем, кто знает Ветхий Завет, то им не нужно говорить, что Бог — это Творец. Если мы скажем об этом, они могут ответить: «Мы и так знаем, что Бог — это Творец. Мы сами можем вас этому научить».

  Нам очень важно видеть, что благовествование Павла в четырнадцатой главе отличается от его проповеди в тринадцатой главе. В тринадцатой главе он говорил иудеям, а в четырнадцатой главе он проповедовал язычникам. Проповедуя им, он сказал им, что Бог — это Творец и что Он всегда был добр к ним, давая им дожди и урожаи, чтобы их сердца наполнялись радостью. Здесь мы видим, что Павел благовествовал мудро и превосходно.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках