(3)
Тексты Писания: Деян. 9:20-30
Возможно, никто никогда не обращался к Господу Иисусу быстрее, чем Савл Тарсянин. После того как Савл был крещён, «он пробыл с учениками в Дамаске несколько дней» (9:19). В стихе 20 говорится: «И сразу же он стал в синагогах проповедовать Иисуса — что это Сын Божий». Слова «сразу же» имеют здесь важное значение. Они показывают, что за очень короткий промежуток времени его обращение к Господу было полностью завершено. Савл был гонителем, но он обратился к Господу и стал сосудом, чтобы содержать Христа и преподносить Его другим. Я полагаю, что Лука вставил слова «сразу же» с целью показать, что обращение Савла произошло очень быстро.
В девятой главе Лука также даёт краткое и простое повествование о проповеди Павла. Согласно стиху 20, Савл «стал… проповедовать Иисуса — что это Сын Божий». Затем, в стихе 22, Лука говорит, что «Савл всё больше набирался силы и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что это Христос». В этих стихах Лука дважды использует слово «это». В стихе 20 мы видим, что это Сын Божий, а в стихе 22 — что это Христос.
Слово «это» имеет глубокий смысл и скрывает в себе богатый подтекст. Если мы изучим переживание Савла по дороге в Дамаск, мы сможем понять, почему он использовал слово «это». Это — Тот, кого он гнал, Тот, кому противостояли и кого осуждали вожди в иудейской религии. Это — также Тот, в которого многие уверовали и за которым они последовали. Савл использовал слово «это», сделав на нём акцент, потому что его слушатели знали об Иисусе и о том, что происходило в случае с Савлом и верующими. Указание на это содержится в Деян. 9:21: «И все, кто слышал, изумлялись и говорили: Не это ли тот, кто истреблял в Иерусалиме призывающих это имя и сюда для того пришёл, чтобы привести их связанными к главным священникам?» Поскольку люди знали об этом, Савл мог говорить о Нём, просто используя слово «это». То, что Савл использовал это слово, показывает, что его слушатели знали, о ком Он говорит. Поэтому когда Савл начал говорить об Иисусе, он говорил о Нём, используя слово «это».
В отношении всеобъемлющего Христа есть два основных аспекта: аспект Его личности и аспект Его работы. Мы видим эти два аспекта в 9:20 и 22, где Савл говорит о Сыне Божьем и о Христе. Выражение «Сын Божий» обозначает личность Господа, а слово «Христос» обозначает Его работу.
Как Сын Божий, Господь Иисус — это божественная Личность, Сам Бог. Согласно Ин. 5, иудеи поняли, что говорить, что Господь Иисус — Сын Божий, — значит говорить, что Он Бог. Относительно этого в Ин. 5:18 говорится: «Итак, из-за этого иудеи ещё больше искали возможности убить Его, потому что Он не только нарушал субботу, но и называл Бога Своим собственным Отцом, делая Себя равным Богу». Это показывает, что если Господь — Сын Божий, то это означает, что Он Бог.
Выражение «Сын Божий» указывает на личность Господа Иисуса. Как Сын Божий, Господь Иисус божественен. Однако все противники считали Его просто человеком. Они не понимали, что этот Иисус также божественен, что Он Сын Божий. Он Личность, имеющая уникальный божественный источник.
В синагогах в Дамаске Савл проповедовал Иисуса как Сына Божьего. Его слушателями были те, кто знал об Иисусе. Они знали, что Иисус — это назарянин, которому противостоят вожди в иудейской религии. Но теперь Савл провозглашал, что это Сын Божий. Он как бы говорил: «Тот, кого вы считаете просто человеком, — Сын Божий. Да, Он вышел из человеческого источника и Он Сын Человеческий. Тем не менее это Сын Божий». Савл твёрдо свидетельствовал относительно этого.
Иудеям не было приятно слышать, как Савл проповедует, что Иисус — Сын Божий. Напротив, они не могли смириться с тем, что они слышат, что Иисус имеет уникальный божественный источник и что Он Сын Божий. Поэтому они противостояли проповеди Савла. Они считали, что провозглашать, что человек является Сыном Божьим, — это богохульство. Поскольку они считали это богохульством, они противостояли Савлу и хотели расправиться с ним (9:24).
Согласно 9:22, Савл доказывал иудеям в Дамаске, что «это Христос». Титул «Христос» обозначает поручение Господа, то есть работу Господа. Слово «Христос» означает «Помазанник». Господь Иисус — это Божий Помазанник. Как Божий Помазанник, Христос, Он уникальная Личность. Только Он был помазан Богом и назначен Им, чтобы исполнить Его поручение, осуществить ту работу, которую Бог возложил на Него.
В Мф. 16:15 Господь Иисус сказал Своим ученикам: «А вы кем Меня считаете?» Симон Пётр сказал в ответ: «Ты Христос, Сын живого Бога» (ст. 16). Откровение, которое было дано Петру, включает два аспекта Господа Иисуса: аспекты Его личности и Его поручения. Поручение Христа заключается в том, чтобы исполнить Божий вечный замысел посредством Своего распятия, воскресения, вознесения и второго пришествия. Его личность воплощает в себе Отца и обретает завершённость в Духе для полного выражения Триединого Бога.
Савл Тарсянин, который на некоторое время был ослеплён, получил небесное видение о Господе Иисусе. Он увидел то же самое, что увидел Пётр в Кесарии Филипповой, то есть он увидел, что Иисус Назарянин — это Сын Божий и Христос.
Господь Иисус имеет и человечество, и божественность. Будучи божественно-человеческой Личностью, Он является Богочеловеком. Господь — это Личность с двойным статусом: человеческим и божественным. В Деян. 9 Савл не делает акцента на человечестве Господа, потому что все, включая противников, признавали, что Иисус — человек, а не призрак. Он поистине был человеком, и Его человечество признавали все. Но противники не видели, что Иисус — Сын Божий. Поэтому сразу же после того как Савл обратился к Господу, он прежде всего свидетельствовал о Нём, что Иисус, человек из Назарета, — это Сын Божий. Как мы уже отмечали, для иудеев это было богохульством и они хотели расправиться с Савлом за то, что он проповедовал это.
Помимо того что Савл проповедовал, что Иисус — Сын Божий, он также свидетельствовал, что Он Христос. Он уникален, Он единственный, кто был помазан и назначен Богом, чтобы исполнить Божье поручение. Как Христос, Господь был помазан и назначен, чтобы исполнить Божий замысел, осуществить Божий план. Только Он имеет право совершить Божье вечное искупление. Что касается Его личности, Он божественен. Что касается Его работы, Он Тот, кто был помазан и назначен Богом, чтобы исполнить всё, что входит в намерение Бога.
Образец для нашего благовествования
В Деян. 9 Павел установил очень хороший образец для нашего благовествования сегодня. Какой бы отрывок из Библии мы ни использовали при благовествовании и какой бы ни была тема нашего благовествования, мы должны всегда делать акцент на этих двух аспектах Христа. Нам нужно проповедовать и личность Христа, и работу Христа. Однако в большой части сегодняшних проповедей не делается должного акцента на личности и работе Христа. Напротив, благовествование бывает расплывчатым, общим. Людям могут говорить, что Иисус — это Спаситель и Искупитель, но при этом, возможно, не делается нужного акцента на двух основных аспектах Христа. Наше благовествование должно быть другим. Нам нужно делать акцент на том факте, что Тот, кого мы проповедуем, — божественный. Он Сын Божий, и Его источник божественный. Мы должны также делать акцент на Его работе как работе Того, кто был помазан Богом, чтобы исполнить Его поручение. Это значит, что мы должны проповедовать Сына Божьего и Христа.
Верить, что Иисус есть Христос, Сын Божий
В Ин. 20:31 говорится: «А об этих написано, чтобы вы верили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веря, имели жизнь в Его имени». Здесь мы видим, что, для того чтобы иметь вечную жизнь, нам нужно верить, что Иисус есть Христос и что Он Сын Божий. Нам нужно верить в Его божественную личность Сына Божьего и в Его работу Божьего Помазанника. Титул «Христос» связан с работой Господа, с Его должностью и поручением. Титул «Сын Божий» обозначает личность Господа. Его личность связана с Божьей жизнью, а Его миссия — с Божьей работой. Он является Сыном Божьим для того, чтобы быть Христом Божьим. Он работает для Бога посредством Божьей жизни, чтобы люди, уверовав в Него как в Христа и Сына Божьего, также получали Божью жизнь и благодаря этому становились Божьими детьми. В Ин. 20:31 кристально ясно показано, что верить в Господа Иисуса — значит верить в Его божественную личность и Его божественную работу.
Ошибочные убеждения в отношении человечества Христа
Отрицание того, что вознесённый Христос по-прежнему имеет человечество
Некоторые христиане сегодня, возможно, не верят должным образом в человечество Господа Иисуса. Много лет тому назад один человек сказал мне, что он не верит, что Господь Иисус как Личность на небесах по-прежнему обладает человеческой природой. Этот человек думал, что после Своего воскресения Господь снял с Себя Своё человечество. Такому человеку нужно проповедовать человечество Иисуса.
Переживание Стефана в Деян. 7 доказывает, что даже в Своём вознесении Господь Иисус по-прежнему является человеком. Стефан сказал: «Вот, я вижу открывшиеся небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога» (7:56). Когда Стефан увидел вознесённого Господа, он увидел Его как человека.
Сказанное Господом первосвященнику в Мф. 26 — это ещё одно доказательство того, что Он по-прежнему обладает Своим человечеством: «Отныне будете видеть Сына Человеческого, сидящего по правую руку от Силы и приходящего на небесных облаках» (Мф. 26:64). Первосвященник спрашивал, является ли Господь Иисус Сыном Божьим (ст. 63). В Своём ответе Господь признал, что Он Сын Божий, но затем Он сказал, что в Своём вознесении и при Своём втором пришествии на облаках Он будет Сыном Человеческим. Таким образом, Господь был человеком не только на земле до Своего распятия, но и на небесах по правую руку от Бога после Своего воскресения и вознесения.
В Ин. 1:51 Господь Иисус сказал Нафанаилу: «Истинно, истинно говорю вам: увидите открывшееся небо и ангелов Божьих, восходящих и сходящих по Сыну Человеческому». Это исполнение сна Иакова (Быт. 28:11-22). Христос, как Сын Человеческий, со Своим человечеством — это лестница, установленная на земле и ведущая на небо. Эти слова, сказанные Господом Нафанаилу, указывают на вечность. Это значит, что в вечности Христос по-прежнему будет Сыном Человеческим. Таким образом, Он будет вовеки иметь и божественность, и человечество.
Отрицание того, что Христос пришёл в плоти
Во времена апостола Иоанна некоторые отрицали, что Иисус Христос пришёл в плоти. Относительно этого Иоанн сказал: «Всякий дух, который исповедует, что Иисус Христос пришёл в плоти, — от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса, — не от Бога; и это дух антихриста» (1 Ин. 4:2-3). Отрицать тот факт, что Иисус Христос пришёл в плоти, — великая ересь.
Отрицание того, что Христос является творением
Отрицать, что Христос является творением применительно к Его человечеству, — это тоже ересь. Мы подвергались сильному противодействию за то, что мы учили согласно Кол. 1:15, что с точки зрения Своего человечества Господь Иисус является творением. Но те, кто отрицает, что Господь является творением, попадают в категорию тех, кто отрицает, что Христос пришёл в плоти. Говорить, что Иисус не является творением, — это всё равно что говорить, что Он не стал плотью. Разве плоть — это не что-то сотворённое? Разумеется, плоть и кровь — это сотворённые элементы. Кровь, пролитая Господом Иисусом на кресте, конечно же, была чем-то, что сотворил Бог.
Если мы проведём тщательное изучение Слова, мы увидим, что, с одной стороны, наш Господь является Творцом, а с другой стороны, Он также является творением. Как Бог, Он является Творцом; как человек, Он является творением. Разве человек — это не часть Божьего творения? Разумеется, человек входит в Божье творение. Поскольку Господь Иисус стал человеком с кровью и плотью, которые — и то и другое — являются сотворёнными элементами, Он также является творением применительно к Своему человечеству.
Отрицать тот факт, что Господь Иисус является творением, — это ересь, так же как отрицать тот факт, что Он Бог, — это богохульство. В соответствии с Писаниями мы говорим, что Иисус — это и Бог, и человек, что наш Господь — это и Творец, и творение. Он поистине всеобъемлющий. Эта всеобъемлющая Личность является и Богом, и человеком; и Творцом, и творением.
В 9:25 мы видим нечто весьма неожиданное в отношении Савла: у него были ученики. В этом стихе определённо и ясно говорится о «его учениках». У Савла, который когда-то был главным гонителем Иисуса, теперь есть ученики, которые следуют за ним. В связи с этим мы хотели бы подчеркнуть, что из того факта, что у Савла были ученики, видно, что его проповедь была могущественной и победоносной. Посредством его проповеди люди приобретались для Господа.
Могущественная, победоносная проповедь Савла вызвала противодействие со стороны иудеев, которые «совместно держали совет, чтобы расправиться с ним» (ст. 23). В этом отрывке говорится, что «они также следили за воротами и днём, и ночью, чтобы расправиться с ним» (ст. 24). Поскольку у Савла не было возможности спастись бегством, «его ученики, взяв его ночью, отправили его вниз через стену, спустив в корзине» (ст. 25). Благодаря этому Савл — при помощи способа, в котором не было никакой славы, — спасся от противников в Дамаске. Этот путь спасения был дан согласно Господнему всевластию.
Господь Иисус проделал чудесную работу, превратив Своего главного гонителя в победоносного проповедника. Эта перемена произошла за очень короткий промежуток времени.
Переживание Савла изобличает несовершенство сегодняшних семинарий. Человек может посещать семинарию, чтобы обучаться в смысле приобретения знаний, но стать духовно «плоским» ко времени завершения своего образования. Можно сказать, что Савл Тарсянин посещал «семинарию» Господа и за короткий срок «окончил её», став победоносным проповедником. В отличие от многих сегодняшних проповедников Савл не пытался учить и проповедовать, ориентируясь на психологию. Напротив, он вышел говорить людям, что это Сын Божий и Христос. В результате он даже приобрёл учеников. Но впоследствии ему пришлось спасаться бегством и идти в Иерусалим.
Несмотря на то что в Дамаске произошли большие события, в Иерусалиме известий об этом не слышали. Поэтому когда Савл пытался примкнуть к ученикам, «все боялись его, не веря, что он ученик» (ст. 26). Они не могли поверить, что этот противник теперь стал учеником Господа Иисуса. Они по-прежнему страшились его. Но Господь в Своём всевластии дал Варнаву, сына воодушевления (4:36). Варнава взял Савла и «привёл к апостолам и рассказал им, как Савл увидел на дороге Господа, и что Он говорил с ним, и как в Дамаске он смело говорил в имени Иисуса» (9:27). Тогда Савл остался с ними, «и он вместе с ними входил и выходил в Иерусалиме, смело говоря в имени Господа» (ст. 28).
Согласно 9:29, Савл «говорил и спорил с эллинистами», то есть с иудеями, говорившими по-гречески. В результате того, что Савл вёл с ними споры, они преткнулись и «пытались расправиться с ним» (ст. 29). Когда братья поняли, что происходит, они решили отослать Савла обратно в Тарс. Поэтому в завершение этого раздела в 9:30 говорится: «Братья… отвели его в Кесарию и отослали его в Тарс».