(2)
Тексты Писания: Деян. 9:1-19
В этом сообщении мы продолжим рассматривать обращение Савла (9:1-19).
Когда Савл приближался к Дамаску, «внезапно вокруг него сверкнул свет с неба. И, упав на землю, он услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» (ст. 3-4). Встав с земли, он ничего не видел, хотя его глаза были открыты (ст. 8). Три дня Савл не видел. Господь не только отнял у него зрение — Он также работал над сведущим разумом Савла. Мы уже увидели, что Савл был хорошо образован в области еврейской религии, греческой культуры и римской политики. Он был обучен трём основополагающим элементам западной культуры. Отняв у Савла зрение, Господь Иисус хотел, чтобы Савл задумался о Нём.
В Деян. 9:9 говорится, что Савл «три дня не видел; и он не ел и не пил». Что он делал в течение этих трёх дней? Ответ на этот вопрос содержится в словах Господа, обращённых к Анании, которые записаны в стихе 11: «Встань и пойди в переулок, который называется «Прямой», и разыщи в доме Иуды тарсянина по имени Савл; ибо вот, он молится». Здесь мы видим, что в течение этих трёх дней Савл молился. Он ничего не видел, и он ничего не ел и не пил. Он мог лишь молиться.
Я полагаю, что, в то время как Савл молился, он пытался анализировать Иисуса, стараясь узнать, кто Он. Возможно, Савл говорил про себя: «Я знаю, что Иисус был погребён, однако Он говорил со мной с неба. Как это может быть? Иисус сказал, что я гоню Его. Как Он мог быть среди тех, кого я гнал?» Судя по всему, в течение трёх дней Павел молился о чём-то подобном этому.
Получает полное содержание благовестия
Вероятно, что, в то время как Савл молился, к нему приходило одно видение за другим и одно откровение за другим о Христе и церкви. В своём переживании в те дни он, возможно, смотрел некую небесную телевизионную передачу, в которой он увидел многое в отношении Господа Иисуса. Видя всё это, Савл, возможно, говорил: «Иисус Назарянин — это Иегова. Он мой Спаситель. Неудивительно, что Его последователи настойчиво свидетельствовали, что Он был воскрешён. Конечно же, Он воскрешён — ведь Он явился мне с небес». После этого Савл, возможно, размышлял о вознесении Господа, которое подразумевает Его воплощение, человеческое житие, смерть и воскресение. Может быть, Савл понял, что, поскольку Господь теперь находится на небесах, Он прошёл процесс воплощения, человеческого жития, смерти, воскресения и вознесения.
Нам необходимо глубоко осознать тот факт, что в течение трёх дней Савл не ел и не пил. Он только молился. В то время как он молился, откровение о Христе «транслировалось по телевидению» в его существо. Савл созерцал чудесный вид Господа в этой небесной телевизионной передаче. У Савла больше не было никаких сомнений относительно воскресения Христа. Он также поверил в Его воплощение и смерть. Через видения, которые он увидел в те дни, Савл получил полное содержание благовестия.
Савл увидел не только то, что Иисус — это Иегова Спаситель, который умер и был воскрешён; он также увидел, что Господь Иисус един со Своими последователями. Возможно, Савл сказал про себя: «Я не гнал Иисуса — я гнал Его последователей. Но Он сказал мне, что я гоню Его. Очевидно, это значит, что Он един со Своими последователями». Таким образом Савл увидел Тело. Он услышал весть не только о спасении Христа, но и о Теле Христовом. Явившись Савлу, Господь спросил его: «Почему ты гонишь Меня?» Господь как бы говорил: «Савл, это «Я» включает Меня лично и Моё Тело совокупно. Лично Я нахожусь на небесах, но совокупно Тело находится на земле. Когда ты гнал Моих последователей, ты гнал Моё Тело. Гнать Моё Тело — значит гнать Меня». Таким образом, слово «Меня» в 9:4 обозначает совокупное «Я», включающее Господа Иисуса и всех Его верующих.
Согласно 9:5, Савл сказал: «Кто Ты, Господь? — А Он: Я Иисус, которого ты гонишь». Слово «Меня» в стихе 4 и имя «Иисус» в стихе 5 имеют огромное значение, и Павел, судя по всему, много размышлял об Иисусе и об этом совокупном «Я». В течение тех трёх дней он, возможно, анализировал эти два слова: «Меня» и «Иисус».
Когда Павел сказал: «Кто Ты, Господь?» — он, судя по всему, был спасён и получил сущностного Духа. Позже, в Послании к римлянам, он сказал: «Всякий, кто призовёт имя Господа, будет спасён» (Рим. 10:13). В Деян. 9:5 Савл назвал Иисуса «Господь», даже не зная Его. Несомненно, Савл был потрясён явлением и говорением Господа. В то время в его существо должен был войти сущностный Дух. Тогда он смог молиться на протяжении трёх дней без еды и питья. Поскольку он находился под вдохновением сущностного Духа, его единственным желанием было молиться, чтобы узнать значение того, что он увидел и услышал. В те дни Павел получил полное благовестие о спасении и о Теле Христовом.
То, что в своём переживании Савл коснулся совокупного «Я», то есть Христа и Тела, очевидно, оставило в нём глубокий след и отразилось на его будущем служении в отношении Христа и церкви. Это переживание положило основание для его служения. Поэтому он был очень силён в своём учении о Теле Христовом (Рим. 12:4-5; 1 Кор. 12:12-27; Эф. 1:22-23; 2:16; 4:4, 16). Он единственный из авторов Нового Завета, кто употребляет термин «Тело Христово». Он делал большой акцент на Теле, потому что во время своего обращения он услышал весть о совокупном «Я», весть о Теле Христовом.
Получает подтверждение от представителя тела
Сразу же после того как Савл был спасён, Господь начал наставлять его в отношении Тела. Именно поэтому Он сказал Савлу: «Встань и войди в город, и тебе будет сказано, что ты должен делать» (9:6). Здесь Господь как бы говорил: «Савл, Я не скажу тебе, что тебе нужно делать. Ты был спасён непосредственно Мной, и никто другой не знает, что ты спасён. Поэтому тебе нужно, чтобы к тебе пришёл представитель Моего Тела и подтвердил тот факт, что Я спас тебя, избрал тебя и призвал тебя. Тебе также нужно, чтобы такой представитель Тела привёл тебя в отождествление с Моим Телом». Как мы увидим, когда Савл пришёл в Иерусалим и пытался примкнуть к ученикам, «все боялись его, не веря, что он ученик» (ст. 26). Такая ситуация требовала, чтобы его спасение было подтверждено представителем Тела.
Когда Господь велел Анании разыскать Савла, Анания ответил: «Господь, я слышал от многих об этом человеке, сколько злого он сделал Твоим святым в Иерусалиме» (ст. 13). Здесь мы видим, что Анания не хотел вступать в какие-либо отношения с Савлом. Тогда Господь сказал Анании что-то ещё: «Иди, ибо этот человек у Меня избранный сосуд, чтобы понести Моё имя перед язычниками, и царями, и сыновьями Израиля; ибо Я покажу ему, сколько он должен претерпеть за Моё имя» (ст. 15-16). Тогда Анания пошёл встретиться с Савлом. При встрече с Савлом Анания признал его как брата в Господе (ст. 17). Если бы Господь не велел Анании разыскать Савла, никто из верующих не признал бы Савла как брата. Через Ананию Господь преподнёс Савлу превосходный урок в отношении практики жизни Тела.
В 9:17 Анания сказал Савлу: «Господь послал меня — Иисус, явившийся тебе на дороге, которой ты шёл, — чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». Слово «исполнился» обозначает здесь внешнее исполнение домостроительным Духом. Как в случае с Савлом в девятой главе, так и в случае с самарянами в восьмой главе Глава Тела удерживал домостроительного Духа. Господь не давал домостроительного Духа самарийским верующим, потому что иудеи считали их чужими и не общались с ними. Иудеям было бы трудно поверить, что Бог спас самарян. Поэтому Глава Тела удерживал домостроительного Духа до тех пор, пока Пётр и Иоанн не пришли в Самарию, чтобы возложить руки на самарийских верующих. Через возложение рук Петра и Иоанна Глава передал домостроительного Духа в качестве знамения для верующих из иудеев, показывающего, что даже самаряне могут быть членами Тела Христова.
Савл Тарсянин, разумеется, был типичным иудеем, чистокровным евреем. Однако он был главным гонителем церкви, человеком, разорявшим церковь в Иерусалиме. Кто смог бы поверить в то, что он обратился к Господу и был спасён? Когда Павел получил Господне спасение, он также получил сущностного Духа внутрь себя. Однако Глава Тела не давал Савлу домостроительного Духа до тех пор, пока к Савлу не пришёл представитель Тела и не возложил на него руки. В этот момент домостроительный Дух сошёл на него как убедительное доказательство того, что он был спасён и принят Главой в Тело в качестве члена. Фактически Савл был особенным членом — членом, который должен был взять на себя весомое поручение: преподносить Божье новозаветное домостроительство языческому миру.
Нелегко получить надлежащее понимание всего того, что представлено в 9:1-19. Подобным образом нелегко увидеть значение того, что записано в этом разделе Деяний. Наше понимание этой части святого Слова сложилось не только на основе чтения Библии и книг, написанных другими, но и на основе осмысления нашей собственной истории и нашего собственного переживания. В результате долгих лет изучения и переживания мы видим главные положения в 9:1-19. Каждое положение должно быть для нас не просто учением; напротив, каждое положение должно быть видением, которое мы видим по небесному телевидению.
Завершение Божьего новозаветного домостроительства
В Деян. 9 мы видим, что ведущий гонитель и главный противник Иисуса был спасён и стал сосудом. Савл стал единым с Главой и с Телом. Как член Тела, он имел право получить небесное поручение завершить слово Божьего новозаветного откровения. Относительно этого он сам сказал: «Служителем… я стал согласно домоправлению Божьему, данному мне для вас, чтобы завершить слово Божье» (Кол. 1:25). Без Посланий Павла Божье новозаветное откровение не было бы завершено. Из двадцати семи книг Нового Завета четырнадцать были написаны Павлом в качестве завершения Божьего новозаветного домостроительства. В случае со служением Петра и его спутников мы видим начало, но мы не видим завершения. Если бы у нас было только служение Петра и его спутников, новозаветное домостроительство Бога не было бы завершённым. Для такого завершения был необходим ещё один сосуд — сосуд, избранный Богом для осуществления Его новозаветного домостроительства. Впоследствии Бог в Своей мудрости заключил Павла в тюрьму, чтобы он смог написать те Послания, которые особенно важны для новозаветного домостроительства Бога.
В 9:15 мы видим, что Савл Тарсянин был избранным сосудом. Читая Писания, мы, возможно, не уделяем достаточного внимания слову «сосуд» — важному духовному термину. Сосуд — это вместилище, и поэтому он отличается от инструмента или орудия.
В Посланиях Павла делается сильный акцент на важности сосудов. Например, в Рим. 9:23 говорится о том, что Бог делает известным «богатство Своей славы на сосудах милости, которые Он прежде приготовил к славе». В Рим. 9 мы видим мысль о том, что люди были созданы Богом как сосуды, чтобы содержать Его. Во 2 Кор. 4:7 Павел опять говорит о сосудах: «Мы содержим это сокровище в глиняных сосудах, чтобы превосходство силы было от Бога, а не из нас». Затем, во 2 Тим. 2:20, он говорит: «В большом доме есть не только золотые и серебряные сосуды, но и деревянные и глиняные; и одни — к чести, а другие — к бесчестию». Бог спас Савла Тарсянина с намерением наполнить его Собой и таким образом сделать его особым сосудом. В писаниях Павла мы видим развитие духовного значения слова «сосуд».
Возможно, Савл узнал, что он избранный сосуд, от Анании. Савл Тарсянин был избран Господом, не только чтобы быть Его апостолом, Его слугой и Его служителем; он был также избран, чтобы быть Его сосудом. В Деян. 9:15 Господь Иисус как бы говорил Анании: «Савл — избранный сосуд. Он будет содержать Меня, и его служение будет заключаться в том, чтобы принести Меня в языческий мир». Всем нам нужно увидеть важность того, что Савл был избранным сосудом.
В жизни и писаниях Павла мы видим три элемента западной культуры: еврейский элемент, греческий элемент и римский элемент. Павел представлял собой сочетание этих трёх элементов. Поэтому он воплощал в себе еврейскую религию, греческую культуру и римскую политику. Поскольку он представлял собой сочетание этих элементов, он стал пригодным, как глиняный сосуд, для того чтобы содержать и нести всеобъемлющего Христа. Павел обладал всем необходимым, чтобы быть таким сосудом.
При изучении Библии недостаточно знать только буквы, написанные чёрным по белому. Нам также нужны духовные видение и проницательность. У Господа Иисуса были такие видение и проницательность, когда Он раскрыл, что божественный титул «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» указывает на воскресение (Мф. 22:23-33). Мы не можем увидеть чего-либо подобного, просто читая Библию в буквах. Только имея духовные видение и проницательность, мы можем увидеть, что в этом божественном титуле подразумевается воскресение. Иметь такое понимание — не значит толковать Писания иносказательно или просто строить умозаключения. Напротив, это значит получать откровение посредством изучения писаного Слова Божьего. Читая девятую главу Деяний, нам также нужно видеть небесное видение в отношении слова «Меня», в отношении Иисуса и в отношении избранного сосуда.