Созревает — царствующий аспект зрелого Израиля
(8)
Как мы уже не раз отмечали, в истории Иосифа прослеживаются две линии: линия прообраза и линия жизни. Перед тем как мы продолжим рассматривать линию жизни, нам нужно увидеть ещё один момент в отношении Иосифа как прообраза Христа.
Иосиф был прообразом Христа, царствующего в Своём царстве во время тысячелетия. Если мы обратим внимание на пророчество в истории Иосифа, мы увидим, что повествование о нём представляет собой картину Христова царствования в тысячелетнем царстве.
Согласно этой картине, во время тысячелетия Христос будет делать четыре вещи. Во-первых, Он будет снабжать людей пищей, то есть Он будет удовлетворять нужды каждого человека (Быт. 47:15-17). Хотя вся земля была охвачена голодом, Иосиф мог утолить голод каждого. Сегодня все голодны и никто неудовлетворён. Но когда Христос будет царствовать во время грядущего тысячелетия, Он удовлетворит нужду и утолит голод каждого человека.
Когда Иосиф царствовал в Египте, он сохранял жизнь людей (Быт. 47:19, 25). Поскольку Христос будет удовлетворять нужды каждого, Он сможет сохранить жизнь каждого, сделать каждого живым. Если вы изучите пророчества о царствовании Христа в тысячелетии, вы увидите, что Христос всё сделает живым. Сегодня повсюду царит смерть: все умирают, и всё умирает. Но во время тысячелетнего царствования Христа почти не будет никаких признаков смерти. Полнота жизни будет во всём и во всех.
(в) Заботится о том, чтобы земля приносила свои произведения
Кроме того, Иосиф заботился о том, чтобы земля приносила свои произведения. Он давал людям не только пищу, но и семена (Быт. 47:19-23). В тысячелетии при Христе всё будет плодоносить. Сегодня, напротив, всё сокращается. Но когда наступит тысячелетие, всё на земле будет плодоносить. Чтобы земля приносила свои произведения, нужны семена. Пища предназначена для насыщения, а семя — для принесения плода. Когда Христос будет царствовать в тысячелетии, Он будет не только давать людям пищу для их насыщения, но и снабжать их семенем, чтобы у них был плод.
(г) Проявляет особую заботу об Израиле
Иосиф также проявлял особую заботу об Израиле (Быт. 50:21). Это прообраз того, что во время тысячелетия Христос будет проявлять особую заботу об Израиле. Особая функция Израиля на земле состоит в том, чтобы свидетельствовать о Боге. Хотя Христос стоит на стороне Израиля, сегодня Израиль не верит в Христа. Евреи поклоняются Богу, но у них нет надлежащей веры в Бога через Христа. Они верят в Бога по-своему. Но хотя Израиль пребывает в неверии, он всё равно является Божьим свидетельством даже сегодня. Во время тысячелетия на земле будет много народов, но только один народ, Израиль, будет Божьим свидетельством. По этой причине Христос будет проявлять особую заботу об Израиле. Когда Он будет так заботиться об Израиле, это покажет, что Он целиком и полностью стоит за Божье свидетельство. Подобным образом Христос любит церковь по той причине, что церковь — это Божье свидетельство. Итак, в тысячелетии Христос всех насытит, всё сделает живым, всё сделает плодоносным и позаботится об Израиле как Божьем свидетельстве.
Теперь мы переходим к линии жизни. Когда я впервые прочитал о том, что Иосиф брал деньги, скот и землю в обмен на пищу, я сказал: «Иосиф, ты грабитель. Ты не просто ограбил людей, ты выжал из них всё, что у них было. Ты забрал их деньги, их скот и их землю. В конце концов ты забрал всё их существо. Иосиф, как ты мог быть таким землевладельцем?» Единственное средство для выживания было в руках Иосифа, и этим средством для выживания была пища. Тот, кто хотел получить пищу, должен был чем-то заплатить за неё Иосифу. Если люди хотели насытиться, они должны были заплатить за это своими деньгами, своим скотом или своей землёй. Сначала Иосиф «собрал все деньги, находившиеся в Египетской земле и в Ханаанской земле» (Быт. 47:14). В стихе 15 говорится: «И когда деньги из Египетской земли и из Ханаанской земли были истрачены, все египтяне пришли к Иосифу и говорили: Дай нам пищи, ибо зачем нам умирать перед тобой? Ибо деньги у нас кончились». Когда люди сказали это Иосифу, он велел им приводить к нему свой скот. Поэтому люди приводили скот к Иосифу, и «Иосиф давал им пищу за лошадей, и за стада овец, и за стада крупного скота, и за ослов» (Быт. 47:17). Из года в год люди приходили к Иосифу, потому что вновь нуждались в пище. В то время им не приходилось вести переговоры, потому что между Иосифом и народом было взаимопонимание. Единственное, что у них осталось, — это земля и они сами. Поэтому они просили его купить их и их землю за хлеб (Быт. 47:19). В итоге Иосиф сделался единственным в Египте землевладельцем, банкиром и скотоводом.
У Иосифа было снабжение жизни, снабжение пищей. Согласно нашему природному представлению, Иосифу следовало просто всё раздать. Но мы не должны привносить свои природные, мирские представления в чтение Библии. У Иосифа было жизненное снабжение, и люди нуждались в нём. Чтобы получить это снабжение, им нужно было что-то сделать. Прежде чем мы рассмотрим, что людям нужно было сделать, нам надо указать причину, по которой Иосиф так разбогател и получил такое жизненное снабжение. Он получил его благодаря всем своим страданиям. Иосиф страдал с семнадцати лет. Даже после того как он взошёл на престол и получил власть, он продолжал страдать, так как был разлучён с отцом. Как мы отмечали в предыдущем сообщении, у него были и власть, и положение, позволявшие ему отдать приказ, — и его отца привезли бы к нему. Но он воздержался от каких-либо действий, потому что находился в Египте, чтобы исполнить Божью волю. Чтобы Божья воля была исполнена, Иосиф должен был претерпеть страдания. Хотя он был правителем, он страдал до тех пор, пока его отец не был приведён к нему. Благодаря своим страданиям он обрёл богатство. То же самое происходит сегодня в церковной жизни. Те, кто страдает, способны преподнести другим снабжение жизни. Эта мысль содержится в гимне о виноградной лозе (Гимн 457). Последние два куплета этого гимна написаны братом Ни:
Жизнь ценна не обретеньем,
А лишь тем, что потерял;
Не вином, что сам ты выпил,
А вином, что изливал.
Всё любовь превозмогает —
Жертва силу ей даёт.
Тот, кто больше всех страдает,
Больше всех другим несёт.
Кто суров к себе, полезен
Богу больше остальных;
Кто себя сильнее ранит,
Лучше лечит боль других.
Кто страданий избегает,
Звук пустой лишь издаёт.
Кто щадить себя не будет,
Радость высшую найдёт.
Если мы не страдаем, нам нечего преподнести другим. Поскольку виноградная лоза претерпевает многие страдания, воздействия, обрезание и обламывание, она производит обильное вино, веселящее человека. Брат Ни понимал, что чем больше мы страдаем, тем больше мы можем дать. Если мы не страдаем, всё, что мы говорим, подобно звучащей меди. Мы можем издавать шум, но в том, что мы говорим, нет жизни. Поэтому, как говорится в этом гимне, жизнь ценна не обретеньем, а лишь тем, что потерял. Отсюда мы видим, что Иосиф был таким богатым, потому что он много страдал. Он накопил богатство за годы страданий.
В течение семи лет изобилия Иосиф запасал зерно. Он не заботился о своих интересах. Сделать запасы всего зерна было нелёгкой задачей. В течение семи лет Иосиф собирал зерно и складывал его в амбары. Это была большая работа. С одной стороны, Иосиф трудился; с другой стороны, он страдал, потому что был разлучён со своим отцом. В течение этих семи лет он заботился не о себе, а делал все необходимые приготовления, чтобы в будущем позаботиться о других. То, что он делал в эти семь лет изобилия, предназначалось для людей. Он делал всё это ценой собственных интересов, ценой встречи со своим отцом.
Если мы хотим снабжать людей пищей, мы должны пройти долгий период страданий. В семнадцать лет у Иосифа не было всего этого зерна. Зерно появилось у него только в тридцать семь лет. В то время он стал богатым, причём его богатством была не сила, а пища и жизненное снабжение.
То же самое можно сказать о сегодняшней церковной жизни. Снабжение есть у старших, опытных святых. Брат Ни снова и снова подчёркивал, что нам нужно заботиться о своей физической жизни, чтобы не умереть раньше времени. На одном из своих обучений брат Ни спросил обучающихся, какой возраст, по их мнению, является наиболее полезным. Затем он отметил, что, по словам одного брата, наиболее полезным является возраст от семидесяти до восьмидесяти лет. Поэтому брат Ни призвал обучающихся заботиться о себе и не совершать медленного самоубийства. Он сказал, что они должны хорошо спать, хорошо питаться, пить достаточно воды и делать физические упражнения, чтобы прожить долгую жизнь. Когда Халеву было восемьдесят пять лет, он сказал, что он так же крепок, как в сорок лет. Богатство находится не в руках неопытных людей. Чтобы обрести богатство, нужно долго страдать. Чтобы разбогатеть, Иосифу потребовалось двадцать лет — с семнадцати до тридцати семи лет. В конце концов после многих лет страданий его руки наполнились пищей. Поскольку у него была пища, все голодные люди приходили к нему.
Я считал, что Иосифу нужно было быть щедрым и сказать людям: «Когда вам понадобится пища, просто приходите ко мне и я вам дам её». Когда в молодости я читал 47-ю главу Бытия, я думал, что Иосиф не отличался щедростью. Мне казалось, что он выжал из людей всё, что у них было. Я славлю Господа за то, что Он показал мне, почему Иосиф не был щедрым. Дело в том, что жизненное снабжение нельзя продавать дёшево. Если кто-либо в церковной жизни готов раздавать жизненное снабжение за бесценок, то возникает вопрос, настоящее ли это снабжение. Настоящее жизненное снабжение никогда не продаётся дёшево. Иосиф как бы говорил людям: «Вы хотите получить снабжение? Тогда вы должны чем-то заплатить». Представление о том, что нужно быть щедрым, является мирским. Иосиф находился в другой сфере, где не существует ни щедрости, ни скупости; там есть лишь снабжение и его цена. Сегодня многие христиане продают всё дёшево. Но в Господнем восстановлении нет ничего дешёвого. Если вам нужна пища, вам нужно заплатить определённую цену. Чем больше вы заплатите, тем больше снабжения вы получите. Сегодня некоторые люди противостоят Господнему восстановлению. Но глубоко в сердце они знают, что не могут назвать этот путь неправильным. Они противостоят, потому что следование этим путём требует от них высокой платы. Поэтому они идут путём, который стоит дёшево, и критикуют путь, который стоит дорого. Мы не можем получить снабжение пищей без платы. Иосиф не продаст вам пищу за бесценок.
Люди, приходившие к Иосифу за пищей, платили четырьмя вещами: своими деньгами, своим скотом, своей землёй и самими собой. Я так рад, что повествование в Библии настолько полное! Эти четыре вещи охватывают всё, чем мы можем платить сегодня. Когда мы платим своими деньгами, скотом, землёй и самими собой, мы получаем все четыре вида снабжения. Первый вид снабжения встречается не так редко и не столь драгоценен, как четвёртый вид снабжения. Каждый последующий вид снабжения ценнее, чем предыдущий, но самым ценным является последний.
Рассмотрим, что обозначают деньги. Согласно поверхностному пониманию, деньги — это то, от чего мы зависим. На самом деле деньги олицетворяют удобство. В Америке очень удобная денежная система. Во времена Иосифа люди использовали серебро. Им приходилось носить его с собой и при покупке взвешивать. Но сегодня, когда мы платим по счёту, мы просто выписываем чек на определённую сумму. Это очень удобно. Но когда деньги на нашем счету заканчиваются, мы лишаемся этого удобства. В такой момент мы начинаем беспокоиться о том, как нам платить по счетам. Все мы любим, когда на нашем счету есть некоторый запас. Но что вы будете делать, если ваш запас иссякнет?
Некоторые не готовы платить за снабжение, потому что они боятся лишиться своих удобств. Кто-то скажет: «Стоит ли мне идти путём церкви? Это, несомненно, хороший путь, но если я пойду этим путём, я лишусь определённых удобств. Моя жена или мои родственники будут недовольны мной». Но чем больше вы отказываетесь от своих удобств, тем больше жизненного снабжения вы получаете. Однако сегодня христиане держатся за свои удобства и не имеют жизненного снабжения. Каждое воскресенье во многих соборах, часовнях и церковных зданиях люди слушают проповеди об удобствах. Они идут в эти места, чтобы обрести больше удобств. Им слишком дорого и неудобно идти путём Господнего восстановления. Действительно, если вы пойдёте этим путём, вы лишитесь своих удобств, но вы обретёте снабжение.
Вторым видом платы, которую люди должны были отдать за снабжение пищей, был скот. Что обозначает скот, понять легко. Скот обозначает средства к существованию. Братья Иосифа беспокоились о своих ослах; они боялись, что Иосиф отберёт их под каким-нибудь предлогом. Сегодня вы можете уделять слишком много внимания своему автомобилю. Вы боитесь, что его украдут. В этом случае автомобиль — это ваш осёл. У тех, кто получил учёную степень, ослом является их степень. Для других ослом является их должность. Но Христос — богатая Личность, которая снабжает нас, — находится среди нас, и Он не щедрый и не скупой. Он не хочет ничего выжимать из вас, но ради вашего же блага Он требует, чтобы вы чем-то заплатили. Он не продаст Своё снабжение дёшево. Когда вы заплатите своими деньгами, вам нужно будет платить своим скотом. Только передав Ему свой скот, вы сможете получить вторую порцию снабжения. Когда мы передадим Ему и свои деньги, и свой скот, мы обретём мир и покой.
После того как мы передадим Ему свой скот, нам нужно передать свою землю. Земля олицетворяет наши ресурсы. Господь Иисус — это «грабитель»; Он «грабит» тех, кто любит Его, лишая их всего. Он забирает наши деньги, наш скот и нашу землю. Он может сказать: «Отдай Мне свою землю. Не управляй своими ресурсами сам; передай их Мне». Это не учение, а то, что я наблюдал в жизни многих людей. Некоторые дорогие верующие могли заплатить своими деньгами, но не могли заплатить своим скотом. Другие могли отдать свой скот, но не могли отдать свою землю. Они придерживались представления, что Господь Иисус всегда даёт им что-то, но никогда не «грабит» их. Однако в Своём восстановлении Господь Иисус «грабит» нас, лишая нас всего: удобства, средств к существованию и наших ресурсов. Если вы готовы отдать Господу свои земли, вы получите третью порцию снабжения.
Последнее, что требует от нас Господь, — это мы сами, включая все аспекты нашего существа. Господь Иисус потребует отдать Ему все ваши части. Потребовал ли Он отдать Ему ваши уши? Если да, то вы не будете слушать ничего, кроме Христа. Потребовал ли Он отдать Ему ваши губы? Если да, то вы будете использовать их по-другому. Потребовал ли Господь Иисус отдать Ему всё ваше существо? Я сомневаюсь, что многие передали всё своё существо Господу. Почему в сегодняшнем христианстве по-прежнему столько мнений и так мало единства и созидания? Дело в том, что очень немногие готовы передать себя Христу.
Хотя вы слышали много сообщений о посвящении, вы, наверное, не слышали сообщений о том, что вам нужно передать себя Господу. В отношении посвящения мы находились под влиянием Кесвикской конференции, следовавшей учению Ханны Смит, в котором посвящение рассматривается как ключ ко всему. Вы хотите быть святыми? Тогда вам нужно посвятить себя. Вы хотите получать ответы на свои молитвы и быть победоносными? Тогда вам нужно посвятить себя. Но следуя многие годы Кесвикскому учению о посвящении, мы в итоге обнаружили, что для получения жизненного снабжения нужно не только это.
Задумайтесь о том, что произошло среди нас в 1948 году. Из-за путаницы и смуты брату Ни пришлось на несколько лет приостановить своё служение. У некоторых из нас было бремя о том, чтобы он возобновил своё служение, и мы всеми силами старались осуществить это, однако у нас ничего не получалось. Незадолго до восстановления его служения некоторые из нас договорились встретиться с ним в его доме для общения. Желающих присутствовать на этом общении было около тридцати человек, но брат Ни позволил прийти на встречу с ним только мне и ещё двум сёстрам. Он не хотел дёшево продавать своё снабжение. В конце концов он позволил другим сидеть во время общения в соседней комнате. В первое утро все долго молчали. Наконец, будучи не в силах выдержать это молчание, я спросил его, что он думает о путанице, возникшей среди церквей в провинциях Фуцзянь и Гуандун. Отвечая на мой вопрос, он более часа изливался подобно Ниагарскому водопаду. Его слово было исполнено света, силы и воздействия. Он не говорил публично в том районе по крайней мере шесть лет, хотя некоторые имели с ним личные встречи. В тот день в своём общении брат Ни говорил о линии Иерусалима. (См. последнюю главу книги «Дальнейшие беседы о церковной жизни».) Когда он остановился, никто не сказал ни слова. Затем одна сестра произнесла: «Почему бы нам не принять слово брата Ни и не начать практиковать его?» Со слезами на глазах все присутствующие сказали: «Аминь! Мы хотим практиковать его». Тогда брат Ни ответил: «Если вы хотите практиковать его, вы должны написать расписку, что вы передаёте себя и всё своё имущество». Моя мысль заключается в том, что нам нужно передать себя Господу. Возможно, вы посвятили себя Ему, но вы не передавали себя Ему. Сегодня Христос требует отдать Ему не только ваши деньги, но и ваш скот, вашу землю и вас самих.
Заплатив Иосифу последним, то есть самими собой, люди причастились лучшей доли. Когда вы вносите первую, вторую и третью плату, вы наслаждаетесь первой, второй и третьей долей. Но когда вы вносите самую высокую плату, вы наслаждаетесь наилучшей долей. В конечном итоге мы получаем не только пищу для насыщения, но и семя для воспроизведения. Чтобы получить пищу и семя, нам нужно заплатить полную цену. Прежде чем передать самих себя, мы должны передать всё остальное. Отдав Иосифу всё, люди могли сказать: «Слава Господу, мы свободны! Нам не нужны наши деньги, наш скот, наши земли и даже мы сами. Мы лишь наслаждаемся обильным снабжением». Осталось только наслаждение. Какое великое благословение — отдать всё ради этого наслаждения!
Когда придёт Господь Иисус, вся земля будет находиться во власти одного землевладельца и одного банкира. Вся земля будет принадлежать Христу, и мы передадим Ему всё, что у нас есть, и всё, чем мы являемся. Мы наслаждаемся, а не господствуем. В то время в Египте всё находилось в руках одного господина. Иосиф переместил народ в города «от одного конца пределов Египта и до другого конца» (Быт. 47:21), чтобы распределить всех равномерно. Не было ни богатых, ни бедных. То же самое происходит сегодня с духовным снабжением. У Христа есть богатство. Насколько Он сможет снабжать нас этим богатством, зависит от того, сколько мы готовы заплатить. Если мы готовы внести только первую плату, то мы получим только первую порцию снабжения. Но если мы готовы внести и последующие платы, то мы получим больше снабжения. Если мы внесём четвёртую плату, мы получим не только пищу, чтобы насытиться самим, но и семя, чтобы вырастить что-то для других. Это замечательно!
Если вы изучите 47-ю главу Бытия, вы увидите, что в итоге вся Египетская земля стала землёй наслаждения. В ней уже не было высокого положения и низкого положения, не было богатых и бедных. Все наслаждались и были на одном уровне, потому что всеми и всем управлял один и тот же господин. Это — картина тысячелетия. В тысячелетии не будет ни капитализма, ни социализма. Все будут на одном и том же уровне, потому что все будут во власти Господа. Всё будет куплено Им, и Он потребует отдать Ему всё и всех. Поистине, «Иегове принадлежит земля и её полнота» (Пс. 24:1).
Обстановка в тысячелетии будет не такой, как сегодня. До того как Иосиф взошёл на престол, люди находились на разных уровнях. Но когда он воцарился и люди стали приходить к нему за пищей, Египет стал предызображением тысячелетия, где все будут на одном и том же уровне. Всё было подчинено одному человеку и принадлежало ему, потому что у этого человека было богатство и он мог потребовать передать всё ему. Сегодня в церковной жизни среди нас должно происходить то же самое. Поскольку Христос потребовал передать Ему всё, что у нас есть, теперь все мы находимся на одном и том же уровне и наслаждаемся богатством Христа. Всё вышесказанное является семенами, которые получают своё развитие в Новом Завете.
Иосиф не только снабжал людей пищей, но и позаботился о погребении своего отца (Быт. 49:29-31; 50:1-14). Похоронить Иакова было не так просто. Согласно 11-й главе Послания к евреям, Авраам, Исаак и Иаков получили обещание о доброй земле, однако умерли, не унаследовав её. Это явное указание на воскресение. Авраам умер с надеждой на то, что он будет воскрешён. Исаак и Иаков, несомненно, тоже надеялись на это. Иаков умер с надеждой, что однажды он воскреснет и унаследует землю. Поэтому он велел Иосифу не оставлять его тело в Египте, а похоронить его в земле его отцов. Иаков понимал, что для него смерть была временем сна и что в день воскресения он воскреснет и унаследует добрую землю. Таково значение погребения Иакова. То, что Иосиф похоронил его в соответствии с его просьбой, показывает, что у него была та же вера, что и у его отца. Он тоже верил, что они воскреснут и унаследуют добрую землю.
Иосиф также обеспечивал своих братьев и утешал их (Быт. 50:15-21). Братья Иосифа не могли забыть, что они сделали ему, и они боялись, что после смерти отца Иосиф сделает что-то, чтобы отомстить им. Выслушав просьбу братьев, Иосиф заплакал, потому что у него и мысли не было причинять им зло. В ответ он сказал: «Не бойтесь, ибо разве я вместо Бога? Хотя вы замышляли против меня зло, Бог замыслил это во благо, чтобы сделать так, как есть сегодня, — сохранить живым многочисленный народ» (Быт. 50:19-20). Иосиф также пообещал обеспечивать их и их маленьких детей. Затем он утешил их и говорил с ними доброжелательно (Быт. 50:21). Иосиф как бы говорил своим братьям: «Ваше намерение было злым, но намерение Бога чудесно. Он намеревался послать меня сюда, чтобы спасти многие жизни. Вам не нужно беспокоиться. Я благодарен вам за то, что вы сделали со мной. Вы помогли Богу исполнить Его замысел». В церковной жизни нам нужен такой же дух. Даже когда другие обижают вас, вам нужно понимать: то, что они делают вам, — от Бога. Если вы примете всё как от Бога, со всеми обидами будет покончено.
Иосиф утешал своих обидчиков. У него было столько благодати! Поскольку тот, кого обидели, мог утешать своих обидчиков, они могли наслаждаться приятной жизнью в царстве. Помните: Иосиф и его братья олицетворяют людей в царстве. Благодаря превосходному духу Иосифа они могли наслаждаться замечательным временем друг с другом в царстве. Но что если бы Иосиф захотел причинить зло своим братьям? В этом случае о царстве можно было бы забыть.
Подобно Иакову, Иосиф умер в вере. Умирая, он велел детям Израиля не оставлять его кости в Египте, а перенести их в обещанную землю (Быт. 50:22-26). Это показывает, что он ожидал воскресения. Он верил, что однажды он воскреснет, унаследует землю и будет участвовать во всём наслаждении, которое там будет. Аллилуйя за победоносный конец Иосифа! В заключительной части Бытия мы видим Христа, царство и все аспекты победителей. Мы так благодарны Господу за всё это!
В начале этой книги Бог сотворил человека по Своему образу, чтобы он выражал Бога, и Он дал человеку Своё владычество, чтобы он представлял Его. После переживаний столь многих призванных эта книга завершается жизнью, которая в Иакове выражала Бога в Его образе, а в Иосифе представляла Бога с Его владычеством. Это нечто превосходное и замечательное!
Однако изображённое в Бытии — это лишь тень в веке прообразов. Во время Иосифа действительность ещё не пришла. По этой причине в последнем стихе Бытия говорится, что Иосиф умер и был положен в гроб в Египте. Он умер, ожидая века исполнения, в котором он будет участвовать в действительности. Если говорить кратко и в общем, Бытие начинается с Божьего творения и заканчивается тем, что человек умирает и его кладут в гроб, причём в Египте. Из-за падения падшему человеку уготованы смерть, гроб и «Египет». Таким образом, падший человек нуждается в Божьем искуплении, которое полностью открыто и показано в прообразе в следующей книге — Исходе.