Обращение Иосифа с его братьями
В этом сообщении, которое будет ещё одним отступлением в нашем жизнеизучении, мы вернёмся к линии личной жизни Иосифа. Линия жизни мне нравится даже больше, чем линия Иосифа как прообраза Христа. Когда я соприкасался с Господом с молящимся духом, Господь показал мне положения в 42-й главе, связанные с личной жизнью Иосифа, которые мы будем рассматривать в этом сообщении.
I. Когда Иосиф увидел, что его сны исполнились, он не потерял самообладания
Когда Иосиф увидел, что его сны исполнились, он, должно быть, очень обрадовался. В 42-й главе мы видим, что братья Иосифа пришли к нему и склонились перед ним. Иосифу было семнадцать лет, когда ему приснились его сны, а в тридцать лет он был возвышен и стал править Египетской землёй. Спустя девять лет братья Иосифа склонились перед ним. Это означает, что Иосифу, вероятно, было тридцать девять лет, когда его братья пришли к нему. Таким образом, через двадцать два года после того, как Иосифу приснились его сны, он увидел их исполнение; однако это произошло только после того, как он был предан и заключён в тюрьму. Затем он провёл много лет в темнице и в итоге взошёл на престол во время своего возвышения. Но даже тогда сны Иосифа ещё не исполнились. Он истолковал сны своих товарищей в тюрьме и сны фараона, и исполнение этих снов убедительным образом подтверждало, что его собственные сны исполнятся. Тем не менее Иосифу нужно было пройти долгий период испытаний. Может показаться, что его терпению должен был прийти конец. Смогли бы вы ждать исполнения своих снов двадцать два года? Иосиф смог.
Затем наступил день, когда его братья пришли и склонились перед ним. Мы бы на месте Иосифа не сдержали бы свой восторг. Мы начали бы прыгать и кричать: «Аллилуйя! Неужели вы не узнали меня? Я Иосиф! Я так счастлив видеть вас!» Мы были бы вне себя от восторга и волнения. Если бы там оказались наши сёстры, то сначала они разрыдались бы, а потом начали бы обнимать всех братьев. Но Иосиф не потерял самообладания, когда увидел, что его сны исполнились. Он был спокоен и сдерживал своё волнение. Он мог проявлять такое самообладание, потому что он был человеком, имевшим правление Духа.
Если вы не можете сдерживать своё волнение, вы не способны быть надлежащим правителем. Правящий аспект зрелой жизни умеет проявлять спокойствие даже в самых волнующих обстоятельствах. Вы скажете: «Разве Иосиф не заплакал, когда увидел своих братьев?» Да, он заплакал. Иосиф был человеком, и он был полон чувств и нормальных эмоций; он не был камнем или куском дерева. Но даже когда он плакал, мы видим, что он владел собой. Кроме Иосифа, никто не смог бы владеть собой в такой волнующей ситуации. Но внешне он вёл себя так, как будто ничего не произошло. Именно такой должна быть правящая жизнь, побеждающая жизнь.
Нам часто требуется сдержать своё волнение. Когда два сына Аарона были убиты в присутствии Бога, слова, сказанные Моисеем Аарону, подразумевали, что ему нельзя плакать, и Аарон сразу же сдержал свои слёзы (Лев. 10:1-7). Часто мы тоже должны сдерживать слёзы и помещать себя под правление Духа. В одной из притч говорится, что властвующий над своим духом лучше того, кто захватывает город (Прит. 16:32). То, что Иосиф оставался спокойным под правлением Духа, доказывало, что он обладал всеми необходимыми качествами для осуществления такого широкого управления. Даже в самых волнующих обстоятельствах он не позволял волнению охватить его. Напротив, он оставался спокойным, трезвым и рассудительным.
II. Иосиф не спешил показать своим братьям свою славу
Когда Иосиф увидел, что его братья склонились перед ним, он не поспешил показать им свою славу (ср. Быт. 45:13). Он открылся братьям и показал им свою славу, только когда они пришли к нему в третий раз. Скрывать свою славу даже труднее, чем сдерживать волнение. Возможно, вы хорошо умеете сдерживать волнение, но практически никто не может удержаться и не показать свою славу. Однако Иосифу это удалось. Он не сразу показал братьям свою славу. Это ещё одна причина, по которой Иосиф олицетворяет царствующий аспект зрелой жизни. У него, безусловно, были необходимые качества правителя. До тех пор пока над нашим «я» и природным человеком не будет проведена основательная работа, мы не сможем сдерживаться и не показывать людям свою славу. Иосиф был человеком, над которым была проделана основательная работа и который жил под правлением Духа. Поэтому он обладал всеми необходимыми качествами, чтобы быть царствующим аспектом зрелой жизни.
Моё бремя в этих сообщениях состоит не в том, чтобы просто передать вам учения, а в том, чтобы помочь вам увидеть в Бытии эту жизнь и узнать путь жизни. Жизнь, явленная в истории Иосифа, — это не человеческая жизнь и тем более не падшая жизнь. Это даже не хорошая природная жизнь. Это — жизнь воскресения, жизнь Божья. Хотя Иосиф оказался в ситуации, заставившей его волноваться, он не проявил никакой слабости. Это — жизнь. На примере Иосифа мы видим не только жизнь, но и путь жизни, состоящий в том, что мы должны владеть собой. Не думайте, что Иосиф не был человечным. Он был полон человеческих чувств и эмоций, однако он вместе со всеми своими чувствами оставался под правлением Духа. Следовательно, в Иосифе мы видим не только зрелую жизнь, но и царствующую жизнь и путь этой царствующей жизни. Всем нам и особенно молодым людям нужна такая жизнь и такой путь, то есть царствующий аспект зрелого человека. Эту жизнь нелегко привести в волнение, и она не открывает свою славу. Посреди волнения она остаётся спокойной, владеет собой и скрывает свою славу.
III. Иосиф обращался со своими братьями мудро
Иосиф обращался со своими братьями очень мудро. Он не был несдержан. На месте Иосифа я бы сказал братьям: «Аллилуйя, будем плясать и пировать! Будем радоваться вместе!» Но Иосиф не сделал ничего подобного. Напротив, он вёл себя спокойно, трезво и мудро. Иосиф не сказал: «Рувим и Иуда, вы всё делали правильно, а ты, Симеон, был не прав, потому что ты первый предложил бросить меня в яму. За это тебя нужно наказать». Иосиф не стал так говорить; вместо этого он проявил мудрость по крайней мере в трёх вещах.
А. Заставил братьев осознать свою вину в том, что они ненавидели его и продали его
Иосиф отправил всех своих братьев в тюрьму на три дня. Он сделал это для того, чтобы заставить их осознать свою вину в том, что они ненавидели Иосифа и продали его (42:21). На месте Иосифа я бы отправил их в тюрьму на три часа. От волнения я не смог бы держать их там дольше. Я бы с нетерпением ждал момента, когда я буду пировать со своими братьями. Даже если бы мои братья были способны проявлять терпение, у меня не хватило бы терпения ждать три дня. Но для того чтобы братья Иосифа осознали свою вину, трёх часов было бы недостаточно. Им нужно было провести в тюрьме три дня. В течение этих трёх дней они, должно быть, много говорили о том, что они сделали Иосифу. Они даже говорили об этом в присутствии Иосифа, думая, что он не понимает их. Но Иосиф знал, о чём они говорят. Как же братья Иосифа сожалели о том, что они сделали ему! Но Иосиф как бы говорил про себя: «Одних слов недостаточно. Я должен отправить их в тюрьму, чтобы это отрезвило их. Пусть пообщаются друг с другом в тюрьме три дня и три ночи». Тем самым Иосиф заставил своих братьев полностью осознать свою вину. Когда мы находимся в приятной обстановке, нам трудно осознать свою вину и покаяться. Но если нас бросить в тюрьму, нам легко покаяться и осудить себя.
Иосиф также проявил мудрость в том, как он воспитывал Симеона. В Быт. 42:19-20 Иосиф сказал своим братьям: «Если вы люди честные, пусть один из ваших братьев останется в узах в месте, где вы содержитесь под стражей; а вы, остальные, пойдите, отвезите зерно из-за голода ваших домов. И приведите ко мне вашего младшего брата». Сначала Иосиф хотел послать одного брата, чтобы он привёл их младшего брата, а остальных он собирался оставить в тюрьме. Но через три дня Иосиф передумал и решил, что в тюрьме должен остаться только один из них, а остальные должны пойти, чтобы привести к нему их младшего брата. Поэтому он «взял из них Симеона и связал его у них на глазах» (Быт. 42:24). Я думаю, что именно Симеон играл ведущую роль в заговоре с целью убить Иосифа. И я также думаю, что Симеон был первым среди тех, кто связывал Иосифа и бросал его в яму. Как показано в Быт. 49:5-7, Симеон был гневливым человеком. Поэтому Иосиф должен был связать его и отправить в тюрьму. Как вы считаете, о чём думал Симеон, пока находился в тюрьме? Я полагаю, что он горько каялся и сожалел о содеянном. Возможно, он говорил: «За что этот человек выбрал меня? Почему он обратил на меня своё внимание? Может быть, это произошло, потому что именно я устроил заговор против Иосифа?» Симеон провёл в тюрьме по крайней мере полгода по обвинению в том, что он разведчик. Это было серьёзным преступлением, и оно могло стоить ему жизни.
Не думайте, что Иосиф поступил жестоко и немилосердно, обращаясь с Симеоном таким образом. Напротив, он был полон милости. Десять братьев заслужили три дня тюрьмы, а Симеон заслужил более долгого заключения. Поступив таким образом, Иосиф проявил мудрость. Он находился под управлением жизни, которая наделяла его трезвой проницательностью. Всё, что Иосиф делал со своими братьями, было правильно. Он не сделал меньше или больше того, что было нужно. В церковной жизни нам нужна такая жизнь, обладающая проницательностью. Если у нас будет эта проницательность, мы будем знать, как поступать с братьями и сёстрами. Мы будем знать, каковы наши границы в обращении с ними и где нам нужно остановиться.
В. Испытывал их в отношении Вениамина
Кроме того, Иосиф проявил свою мудрость в том, как он испытывал своих братьев в отношении Вениамина (Быт. 42:15, 20, 36-37). В Быт. 42:15 Иосиф повелел, чтобы к нему привели их младшего брата, Вениамина. Выделив таким образом Вениамина, он помог своим братьям подумать о самом Иосифе. На месте Иосифа я бы сказал: «Не забывайте, что вы сделали Иосифу». Но Иосиф мудро заговорил о Вениамине. Как только он упомянул Вениамина, его братья вспомнили об Иосифе. Это, должно быть, затронуло их совесть. В Быт. 42:13 они сказали ему: «Нас, твоих слуг, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в Ханаанской земле; и вот, младший сегодня с нашим отцом, а одного уже нет». На месте Иосифа я бы спросил: «А где тот, о котором вы говорите, что его уже нет? Что с ним произошло?» Но Иосиф проявил мудрость, затрагивая совесть своих братьев.
IV. Иосиф являет любовь к своим братьям
Братья Иосифа были у него в руках, и он мог сделать с ними всё что угодно. Если бы он захотел обезглавить их, в его власти было дать такое повеление. Кроме того, если бы он захотел, он мог бы пировать с ними. Но поскольку Иосиф представлял царствующий аспект зрелой жизни, он вёл себя надлежащим образом по отношению к каждому из них. Его братья были разными, поэтому он обращался с ними по-разному. Самому злому требовалась самая тщательная воспитательная работа. Будучи прообразом Христа, Иосиф поступал с братьями так же, как Христос поступит с народом Израиля в будущем. Сначала Иосиф воспитывал их. В каком-то смысле он напугал их. Когда я ребёнком читал эту историю, я не понимал, почему Иосиф не проявил любовь к своим братьям. Я считал, что ему следовало немедленно сказать: «Я Иосиф, а вы мои братья. Давайте обнимемся и будем плясать и пировать». Я не понимал, почему Иосиф, вместо того чтобы явить любовь к своим братьям, отправил их в тюрьму. Во всём, что делал Иосиф, он проявлял трезвость и проницательность. Но это не означает, что он не любил своих братьев. Наоборот, он очень любил их. Но в тот момент он не мог открыто явить свою любовь к ним. Ему пришлось проявить свою любовь втайне. Он сделал это, возвратив им их деньги и снабдив их пищей в дорогу (Быт. 42:25). Поскольку братья Иосифа не понимали его мудрости в его работе над ними, они были напуганы его тайной любовью.
Я надеюсь, что Дух скажет вам больше того, что я способен сейчас выразить. В церковной жизни нам нужно научиться быть спокойными и уметь ограничивать себя. Нам также нужно научиться не выставлять напоказ свою славу. Более того, нам нужно научиться не вести себя небрежно и глупо, а проявлять трезвость и проницательность. Наконец нам нужно любить братьев, даже тех, кого необходимо воспитывать. Такова жизнь Иосифа. В церковной жизни нам нужна спокойная жизнь, трезвая жизнь и проницательная жизнь. Если у нас будет такая жизнь, мы будем знать, как нам следует обращаться с братьями и сёстрами. Но за всем, что мы делаем, должна стоять тайная любовь, любовь, которую нельзя проявить открыто.
В стихе 28 говорится: «И их сердце замерло, и они в трепете обернулись друг к другу и говорили: Что это Бог сделал нам?» Такой была реакция братьев Иосифа, когда они обнаружили деньги в отверстии своих котомок. Когда они обнаружили деньги в своих котомках, их сердце замерло, то есть их сердце отреагировало. Возможно, они задумались над тем, что произошло в Египте. Они были весьма напуганы этим.
Иосиф был очень трезвым человеком. Я не думаю, что кто-то ещё мог бы сделать то же, что сделал он. В Быт. 42:9 говорится, что Иосиф вспомнил сны, которые он увидел о своих братьях. И вот, спустя двадцать два года его сны исполнились. Если бы мы были на месте Иосифа и увидели, что наши сны исполнились, то мы бы от волнения всё позабыли. Мы бы сказали: «Теперь, когда наши сны исполнились, забудем обо всём и будем радоваться». Но если бы Иосиф, наслаждаясь исполнением своих снов, поступил таким образом, он не смог бы помочь своим братьям. Что касается Иосифа, то он был готов наслаждаться исполнением своих снов. Он больше не нуждался ни в каком воспитании. Но его братья, несомненно, нуждались в воспитании. Поэтому то, что делал Иосиф, он делал не ради себя, а ради своих братьев. Ради их блага он был готов на некоторое время пожертвовать наслаждением от исполнения своих снов.
Сны Иосифа исполнились в том смысле, что его братья пришли к нему и склонились перед ним. Если бы Иосиф хотел лишь наслаждаться исполнением своих снов, он мог бы сказать своим братьям: «Я Иосиф, и я очень рад видеть вас. Давайте устроим пир, а потом вы вернётесь и приведёте сюда моего отца». Даже в древности им потребовалось бы всего несколько недель, чтобы вернуться домой и затем возвратиться вместе со своим отцом. Иосиф мог бы сказать: «Я не могу дождаться, когда увижусь со своим отцом. Больше двадцати лет я был вдалеке от него. Теперь я хочу насладиться его присутствием. Я хочу увидеть его как можно скорее». Иосиф, конечно, отчаянно желал увидеться со своим отцом. Но ради своих братьев он был готов отложить своё наслаждение. Готовность Иосифа пожертвовать своим наслаждением побудила его отложить наслаждение от исполнения своих снов по крайней мере ещё на полгода. Братья должны были вернуться домой, у них должны были закончиться запасы пищи, и они должны были вернуться снова. В конце концов их отец пришёл в Египет, чтобы увидеть Иосифа.
Представьте себя на месте Иосифа. Смогли бы вы ждать так долго? Будучи правителем, Иосиф мог сделать так, чтобы его отец был приведён к нему немедленно. Но он воспитывал своих братьев ради их блага, жертвуя при этом своим наслаждением, которое принесла бы ему встреча с отцом. Я повторяю: Иосиф был трезвым, дисциплинированным человеком. Его нрав и его чувства полностью находились под управлением жизни. Он не шёл на поводу у своих чувств. Напротив, его чувствами управляла жизнь воскресения.
Ведущим святым в церкви требуется такая жизнь. Не обладая такой жизнью, мы не понимаем, как помогать другим. Если у нас нет такой жизни, мы ведём себя с людьми согласно своим чувствам, согласно своему настроению — радостны мы сейчас или печальны. Но Иосиф обращался со своими братьями не согласно своим чувствам, а согласно их нужде. Если бы он действовал согласно своему желанию увидеться с отцом, то он приказал бы немедленно привести его к нему. Но ради воспитания своих братьев он отложил своё наслаждение от встречи с отцом по крайней мере на полгода. Ради блага своих братьев он пожертвовал возможностью поскорее насладиться присутствием своего отца.
На первый взгляд Иосиф обращался со своими братьями сурово. Возвращаясь домой, девять братьев, наверное, говорили между собой: «О, этот человек обошёлся с нами сурово. Как же он плохо поступил с нами! Он не только не захотел нас понять, но и плохо поступил с нами». Когда они возвратились к отцу, их возвращение было безрадостным, хотя они и принесли с собой необходимую пищу. Затем они рассказали отцу, какая печальная история приключилась с ними в Египте. Они не понимали, что Иосиф втайне любил их. Как мы увидели, его тайная любовь проявилась в том, что он возвратил им деньги и дал им достаточно запасов в дорогу. Иосиф не думал об отмщении. Он думал только о том, что будет благом для его не подвергнувшихся воспитанию братьев. Даже наслаждаясь исполнением своих снов, он не вёл себя эгоистично. Он заботился не о себе, а о своих братьях, и он заплатил высокую цену за возможность усовершенствовать их.
Ведущие святые среди детей Божьих должны усвоить этот урок. Мы должны вести себя со святыми в церковной жизни не согласно своим эмоциям, а согласно их нужде. Подобно тому как Иосиф обращался со своими братьями, мы не должны быть ни строгими, ни небрежными в обращении со святыми. Не думайте, что Иосиф был строг со своими братьями. Работая над ними ради их совершенствования, он проявлял трезвость, но он не был строг с ними. Он также не был небрежен; он не сказал: «Я всех прощаю. Мне не важно, что вы сделали, потому что я знаю, что Бог послал меня сюда. Давайте просто восхвалим Господа». Если бы Иосиф поступил с ними таким образом, они не получили бы никакого совершенствования.
Согласно своему природному существу Иосифу было трудно отправить своих братьев в тюрьму на три дня. Он был не таким человеком. Подобный поступок шёл вразрез с его доброй природой. Но поскольку его братья нуждались в воспитании, он сделал это. В церковной жизни не следует всегда быть добрыми. В определённые моменты ведущим святым нужно быть суровыми и жёсткими. Но поступая с кем-то сурово, вы должны делать это правильно. Иначе ваша жёсткость убьёт человека. Суть здесь в том, что мы не должны поступать с другими согласно своему нраву, эмоциям или природному существу. Мы также не должны поступать с ними согласно своему наслаждению. Мы должны обращаться с другими согласно их нужде. Возможно, Иосиф говорил про себя: «Ради своих братьев я должен быть жёстким и мне нужно разговаривать с ними сурово. Мне следует отправить их в тюрьму на три дня». Подобно Иосифу, всем нам нужно научиться обращаться с другими согласно их нужде, а не согласно своим чувствам.
Церковная жизнь похожа на супружескую жизнь. По Божьему предписанию в ней не должно быть «разводов». Ни в супружеской жизни, ни в церковной жизни не должно быть разводов. В глазах Бога из церковной жизни невозможен побег, в ней нет «запасного выхода». Если вы говорите, что церковь перестала быть церковью, значит вы «разводитесь» с церковной жизнью. Если пять лет тому назад вы говорили, что это — церковь, то как вы можете говорить, что сегодня это не церковь? Как вы можете утверждать, что человек не является вашим мужем, если вы жили с ним последние несколько лет? В церковной жизни много разных людей. Нам трудно оставаться вместе, но и мужу трудно оставаться со своей женой длительное время. Тот, кто испытал это, скажет вам, что это нелегко. Поэтому в Америке столько разводов. Я как-то читал статистику, согласно которой в Калифорнии регистрируется почти столько же разводов, сколько браков. Но среди молодых людей, вступивших в брак в церковной жизни, разводов нет. Мы можем хвалиться перед бесами, что среди молодых людей в церквях нет разводов. Поскольку с этими молодыми людьми пребывает Господня благодать, они научились обращаться со своими супругами не согласно своей предрасположенности, а согласно жизни воскресения. В вопросе брака мы добились большого успеха.
Но мы должны признать, что в церковной жизни у нас есть недостатки. Хотя в нашей супружеской жизни у нас нет разводов, в церковной жизни ведущие святые не всегда обращаются с другими людьми надлежащим образом. Бывает, что мы обращаемся с другими не согласно их нужде, а согласно нашим эмоциям, чувствам и наслаждению. В ближайшие годы многие молодые святые будут воздвигнуты Господом, чтобы вести за собой других. Когда они возьмут на себя руководство, они должны будут научиться вести других не согласно своим эмоциям, а согласно проницательности, которая приходит благодаря управлению жизни воскресения. Тогда они будут обращаться со святыми согласно их нуждам, а не согласно своим эмоциям. Они будут подобны Иосифу, который обращался со своими братьями согласно их нуждам, хотя ему и пришлось действовать вразрез со своим желанием насладиться исполнением своих снов. В своём обращении с братьями Иосиф даже пошёл наперекор своему природному существу. По своему природному складу он не был человеком, который ведёт себя сурово с другими. Но поскольку его братьям было необходимо такое обращение, он вёл себя с ними подобным образом. Иосиф делал всё согласно нужде своих братьев. Ничто из того, что он делал, не соответствовало его желанию, наслаждению, предпочтению или эмоциям. Даже в том, что касалось исполнения его снов, он пренебрёг своими чувствами и позаботился о своих братьях и о том, что должно было послужить им на благо.
Что касается руководства в церковной жизни, мы не можем сказать, что добились успеха. Говоря о руководстве, я имею в виду не только старейшин, но и всех, кто ведёт за собой других, помогая им. К ним относятся и те, кто участвует в пастырстве. Когда мы пасём других, мы должны вести себя не согласно своим чувствам, а согласно их нужде. Усвоив это, мы усвоим очень важный урок. Иосиф является превосходным примером надлежащего руководства. В своём руководстве он не поступал согласно своей нужде, желанию, предрасположенности и эмоциям. Напротив, он всё делал согласно нужде других и ради их блага. Когда он сурово говорил со своими братьями, это было ради их блага. Когда он отправил их на три дня в тюрьму, это было ради их блага. Когда он связал Симеона и оставил его в тюрьме на более длительное время, это было ради его блага. Как мы увидели, Иосиф любил своих братьев в высшей степени. Однако в его любви не было небрежности; он любил своих братьев, проявляя трезвость, согласно их нужде и ради их блага. Всем нам нужно практиковать это в сегодняшней церковной жизни.