(6)
Тексты Писания: 2 Пет. 1:5-11
В этом сообщении мы рассмотрим стихи 5-11 в 1-й главе. В этом разделе Второго послания Петра говорится о развитии посредством роста в жизни к богатому входу в вечное царство.
В стихе 5 говорится: «И ещё именно поэтому, добавив всякое старание, обильно снабдите себя в вашей вере добродетелью, в добродетели — знанием». Греческое слово, переведённое как «добавив», буквально означает «внеся наряду (с этим)». Наряду с драгоценными и величайшими обещаниями, данными нам Богом, в дополнение к ним, мы должны вносить всякое старание, содействуя способности, которую даёт нам динамическая божественная природа, для осуществления Божьих обещаний.
В стихе 5 Пётр призывает нас обильно снабдить себя в нашей вере добродетелью. То, что дано нам божественной силой в 2 Пет. 1:3-4, развивается в стихах 5-7. Снабжать себя добродетелью в вере — значит развивать добродетель в проявлении веры. Тот же принцип применим в каждом последующем случае.
Слово «снабжать» на самом деле означает здесь «развивать». Пётр говорит, что мы должны развивать то, что у нас уже есть. У нас есть вера, и теперь в своей вере мы должны развивать добродетель.
Вера, о которой Пётр говорит в 1:5, — это равно драгоценная вера, данная нам в удел Богом (1:1), как общая доля новозаветного благословения жизни, с которой начинается христианская жизнь. Эту веру нужно проявлять, чтобы добродетель божественной жизни поэтапно развивалась и достигала зрелости. Веру во 2 Пет. 1 можно сравнить с семенем. Раньше я иногда отмечал, что в 1 Пет. 1 семенем является слово, внутри которого находится Христос как жизнь. Здесь, во 2 Пет. 1, этим семенем становится наша вера, которая, несомненно, является равно драгоценной верой. Эта драгоценная вера едина с Христом как семенем.
Будучи посеяно в почву, семя должно развиваться. Этот же принцип применим к развитию семени веры. В своей вере мы должны развивать добродетель. Греческое слово, переведённое как «добродетель», буквально означает «превосходство». Это слово обозначает энергию божественной жизни, которая приводит к активному действию. Если веру рассматривать как семя, то добродетель можно считать корнем, который выходит из этого семени.
В 1:5 Пётр также говорит, что мы должны снабжать себя «в добродетели — знанием». Добродетель, активное действие, в ходе дальнейшего развития нуждается в обильном снабжении знанием Бога и Иисуса, нашего Господа (ст. 2, 3, 8), касательно всего, относящегося к божественной жизни и благочестию, и касательно причащения божественной природы (ст. 3-4) для нашего наслаждения. Знание, которое мы должны развивать в своей добродетели, включает в себя знание Бога и нашего Спасителя, знание Божьего домостроительства, знание того, что такое вера, и знание божественной силы, славы, добродетели, природы и жизни. На самом деле, это знание всего, что относится к жизни и благочестию. В своей добродетели мы должны развить это знание. Недостаточно иметь добродетель без знания. Я думаю, что знание также является основным корнем, который развивается из семени веры. В добродетели и знании мы видим рост семени.
В стихе 6 Пётр продолжает: «…в знании — воздержанием, в воздержании — терпением, в терпении — благочестием». Воздержание, или умеренность, — это умение управлять своим «я» и сдерживать его в том, что касается его страстей, желаний и привычек. Для надлежащего роста в жизни нужно снабжать себя этим умением и развивать его в знании.
Как только у нас появляется знание, нам легко возгордиться. Поэтому в знании мы должны развивать воздержание. Воздержание предполагает ограничения. По мере того как дерево растёт, его корни распространяются вширь, но его ствол более или менее ограничен — он растёт вверх. Эта иллюстрация показывает, что наряду с развитием добродетели и знания нам нужны и ограничения, которые приходят с воздержанием.
Как говорит Пётр в стихе 6, в воздержании мы должны развивать терпение. Проявлять воздержание — значит преодолевать себя; проявлять терпение — значит терпеливо относиться к другим и к обстоятельствам. Чтобы жить надлежащей христианской жизнью, нам нужно терпение по отношению к окружающим нас людям, а также к окружающей обстановке и обстоятельствам.
В терпении мы должны развивать благочестие. Благочестие — это житие, которое подобно Богу и выражает Бога. В то время как мы проявляем умение управлять своим «я» и терпеливо относимся к другим и к обстоятельствам, в нашей духовной жизни нужно развивать благочестие, чтобы мы были подобны Богу и выражали Его. Если вера — это семя, добродетель и знание — корни, а воздержание — ствол, то терпение и благочестие — это ветви. Здесь мы видим более или менее полное развитие: из семени вырастают корни, ствол и ветви. Наконец, в стихе 7 мы видим братолюбие и любовь как цветки и плод.
Наконец, в стихе 7 Пётр говорит: «…в благочестии — братолюбием, в братолюбии — любовью». Слову «братолюбие» соответствует греческое слово «филаделфи́а», образованное из двух слов — «филе́о», означающего «испытывать приязнь», и «аделфо́с», означающего «брат»; таким образом, оно означает «братская приязнь», «любовь, которой присущи отрада и удовольствие». В благочестии, то есть в выражении Бога, нужно снабжать себя этой любовью для братства (1 Пет. 2:17; 3:8; Гал. 6:10), для нашего свидетельства миру (Ин. 13:34-35) и для принесения плода (Ин. 15:16-17).
Слову «любовь» в стихе 7 соответствует греческое слово «ага́пе», которое употребляется в Новом Завете для обозначения божественной любви, то есть Бога в Его природе (1 Ин. 4:8, 16). Эта любовь благороднее, чем любовь, которую обозначает слово «филе́о»; она украшает все качества христианской жизни (1 Кор. 13; Рим. 13:8-10; Гал. 5:13-14). Она сильнее по своей способности и больше по охвату, чем человеческая любовь (Мф. 5:44, 46), однако верующий, который живёт божественной жизнью (2 Пет. 1:3) и причащается божественной природы (ст. 4), может пропитываться ей и выражать её в полной мере. В братолюбии надо развивать такую любовь, чтобы она управляла им и протекала в нём, для полного выражения Бога, который и есть эта любовь. Как мы уже увидели, веру можно считать семенем жизни, а эту более благородную любовь — плодом (ст. 8) в его полном развитии. Шесть промежуточных шагов развития — это этапы её роста к зрелости.
Мысль Петра в 1-й главе его первого Послания заключается в том, что итогом полного спасения Триединого Бога являются святость и братолюбие. Святость связана с благочестием. Следовательно, итогом Божьего полного спасения является выражение Бога и любовь к братьям. Согласно некоторым переводам, слово «любовь» во 2 Пет. 1:7 указывает на любовь не только к братьям-христианам, но и ко всем людям. Согласно этому пониманию, сначала мы любим братьев, а затем идём дальше и начинаем любить всех людей. Однако я думаю, что это неправильное понимание.
Как мы уже отмечали, понятие «агапе» благороднее, чем «филео». По качеству и, возможно, по количеству «агапе» больше, чем «филео». Иногда у нас есть немного братолюбия; мы любим братьев, но эта любовь является узкой и ограниченной. Иногда мы любим людей избирательно; мы любим одних братьев больше, чем других. Возможно, мы утверждаем, что любим всех святых, однако мы любим их неодинаковой любовью. Пётр был опытным человеком и знал обстановку среди святых, поэтому он не остановился на братолюбии, а вслед за этим сказал о любви, об «агапе» — глубокой и благородной любви, которой Бог Отец любит всё человечество, как верующих, так и грешников.
В Мф. 5:44-47 Господь Иисус сказал: «А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто гонит вас, чтобы стать вам сыновьями вашего Отца, который на небесах, потому что Он возводит Своё солнце над злыми и добрыми и посылает дождь на справедливых и несправедливых. Ибо если вы будете любить тех, кто любит вас, какая вам награда? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? И если будете приветствовать только своих братьев, что особенного делаете? Разве не то же самое делают и язычники?» Как Бог посылает дождь на справедливых и несправедливых, так и мы должны любить не только своих братьев, но и своих врагов. Чтобы любить своего собственного брата, не требуется много сил и энергии. Но чтобы любить своих врагов, нужна особая сила и энергия. Всем нам нужна эта благородная любовь.
На самом деле, иногда в церковной жизни мы отдаём предпочтение одному брату — мы считаем его приятным и любим его, а другой брат нам нравится не так сильно. Возможно, мы любим обоих братьев, но это поверхностная любовь. Поэтому нам нужна более глубокая, более благородная любовь. Это любовь «агапе». Если у нас есть такая любовь, то мы любим всех братьев одинаково, какими бы они ни были.
В 1:5-7 мы видим развитие от веры к любви. Это развитие включает в себя добродетель, знание, воздержание, терпение и благочестие. Наконец, мы видим полное развитие и зрелость: от семени веры через корни добродетели и знания, ствол воздержания и ветви терпения и благочестия к цветкам и плоду братолюбия и любви.
«Всё это» присуще нам и изобилует
В стихе 8 Пётр продолжает: «Ибо всё это, будучи присуще вам и изобилуя, делает вас по составу не праздными и не бесплодными к полному знанию нашего Господа Иисуса Христа». Под «всем этим» понимаются все добродетели, о которых говорится в стихах 5-7, начиная верой и заканчивая любовью. Нам должны быть присущи вера, добродетель, знание, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Однако это лишь часть всего того, что даровала нам божественная сила. Нам нужно увидеть, что всё это заключено в семени. В этом семени есть корень, ствол, ветви, цветки и плод.
Слову, переведённому как «присуще», соответствует греческое слово «хюпа́рхо». Оно означает, что нечто существует в человеке и принадлежит ему от начала, становясь, тем самым, его законным достоянием вплоть до настоящего времени. Отсюда видно, что все добродетели, о которых говорилось в стихах 5-7, являются достоянием верующих и присущи им навек посредством того, что они переживают причащение божественной природы во всём её богатстве.
Пётр говорит, что эти добродетели не только присущи нам, но и изобилуют. Божественные добродетели не только присущи верующим и являются их достоянием, но также изобилуют и умножаются в них в ходе развития и роста божественной жизни. Все добродетели уже присущи семени, и теперь они ждут возможности изобиловать. Чтобы заключённые в семени добродетели изобиловали, семя должно быть посеяно в почву, а затем должно расти и развиваться, пока оно не расцветёт и не принесёт плод.
Всё это делает нас по составу не праздными и не бесплодными
Пётр говорит, что если всё это будет присуще нам и будет изобиловать в нас, то это сделает нас по составу не праздными и не бесплодными к полному знанию нашего Господа Иисуса Христа. Отсюда видно, что добродетели божественной жизни и божественной природы являются составными частями, то есть элементами, нашего духовного состава, нашего духовного существа, и делают нас людьми, в которых нет элементов праздности и бесплодия.
Сделаться чем-то по составу — это не то же самое, что пытаться исправлять, совершенствовать или улучшать себя. Чтобы сделаться чем-то по составу, мы должны иметь определённый составной элемент. Этими составными элементами, из которых мы должны состоять, являются элементы, или ингредиенты, божественной природы.
Христиан часто призывают и учат улучшать себя. Однако Новый Завет не призывает нас исправлять себя — он призывает нас составляться из элементов божественной природы. Возможно, Конфуций учил людей улучшать себя, но он точно не учил их составляться из божественной природы.
Развивать что-то и составляться из чего-то — это не одно и то же. Развитие чего-то подразумевает, что у нас уже есть что-то, что нужно развивать. Но составление из определённого элемента подразумевает, что в нас добавляется что-то, чего в нас ещё нет. У нас есть вера как семя, которое включает в себя Христа как жизнь. На самом деле, этим семенем является Триединый Бог. Как мы уже увидели, нам нужно развивать в нашей вере добродетель, знание, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Нам также нужно составляться из всех этих развиваемых элементов.
На самом деле, наше природное существо требует изменения по составу. С момента рождения мы являемся человеком определённого состава. Теперь, когда мы возрождены, нам нужно измениться по составу, то есть мы должны состоять из элементов божественной природы. Раньше в природной жизни у нас был один состав; теперь, когда мы родились заново и получили новую жизнь, нашим составом должна стать божественная природа. Божественная природа богата ингредиентами, элементами, из которых мы должны созидать себя как Богочеловека — человека, который слит с Триединым Богом.
Если мы будем состоять из элементов божественной природы, то мы не будем ни праздными, ни бесплодными. Греческое слово, переведённое как «праздными», буквально означает «неработающими»; отсюда — перевод «праздными». Человек, который не является праздным, может всё равно быть бесплодным. Чтобы быть плодовитым, требуется больше роста в жизни и больше снабжения жизни. Праздность и бесплодность — это то, из чего состоит наше падшее существо; постоянная работа, жизненная энергичность и плодовитость — это то, из чего складывается наш духовный состав. То, что в стихе 8 Пётр употребляет слово «бесплодный», показывает, что то, о чём говорится в стихах 5-7, представляет собой развитие роста божественной жизни к её зрелости.
Слово «праздный» подразумевает многое. На первый взгляд, это довольно малозначительное слово; на самом деле, это очень важное слово, и оно подразумевает очень многое. Можно сказать, что сплетни — это признак праздности. Все, кто сплетничает, являются праздными людьми. Возможно, такой человек уделяет недостаточно времени чтению Слова и молитве под предлогом того, что он слишком занят. Но он не занят; он праздный.
В стихе 8 Пётр говорит, что мы делаемся не праздными и не бесплодными «к полному знанию нашего Господа Иисуса Христа». Состав, составными частями которого являются духовные добродетели, поэтапно продвигается к полному знанию нашего Господа Иисуса Христа, то есть имеет целью полное осознание всеобъемлющего воплощения Триединого Бога. В этой части Слова для описания связи между переживанием жизни и духовным знанием употреблены три предлога: «в» в стихе 2 указывает на сферу знания; «через» в стихе 3 указывает на канал знания; а «к» в стихе 8 указывает на знание как цель. Наше приобретённое на опыте знание Господа увеличивается согласно мере нашего роста в жизни.
В стихе 9 Пётр говорит: «Ибо в ком этого нет, тот слеп, будучи близоруким, забыв об очищении своих прежних грехов». Как и в стихе 8, под словом «это» здесь понимаются все добродетели, о которых говорится в стихах 5-7. В ком этого нет, тот слеп, будучи близоруким. Греческое слово, переведённое как «близорукий», происходит от слова, означающего «закрывать глаза» (из-за яркого света); отсюда — значение «быть близоруким». Быть близоруким в этом смысле — значит быть духовно слепым, неспособным смотреть вперёд в том, что касается божественной жизни и божественной природы Триединого Бога, которые раздаются в верующих как их обильное снабжение.
Греческое выражение, переведённое как «забыв», буквально означает «взяв забывчивость»; это подразумевает, что те, о ком здесь говорится, охотно забыли переживание очищения своих прежних грехов. Это очищение произошло для того, чтобы мы двигались дальше в том, что касается божественной жизни, причащаясь божественной природы, и тем самым достигли зрелости жизни. То, что человек забывает об очищении своих прежних грехов, не означает, что он отрекается от верного исповедания, которое он совершил, когда уверовал в Христа и был крещён в Него. Это также не означает, что он теряет уверенность в спасении, которое он тогда получил. Это означает, что то, с чего для него началось спасение, теряет в его глазах прежнюю значимость.
Стараться делать твёрдым наше призвание и избрание
В стихе 10 Пётр продолжает: «Поэтому, братья, тем более старайтесь делать твёрдым ваше призвание и избрание, ибо делая всё это, вы ни в коем случае никогда не преткнётесь». Здесь «стараться» — значит развивать духовные добродетели в божественной жизни, продвигаться в росте божественной жизни. Это делает твёрдым Божье призвание и избрание нас.
Если мы будем стараться развивать добродетели, о которых говорится в стихах 5-7, то мы будем делать твёрдым, надёжным наше призвание и избрание. Мы никогда не будем сомневаться в том, что Бог призвал и избрал нас. Однако некоторые не уверены в том, что Бог избрал их. Они сомневаются в этом, потому что у них нет перечисленных Петром добродетелей. Но если мы будем развивать эти добродетели и составляться из них, то мы получим подтверждение того, что мы призваны и избраны. Вот что значит делать твёрдым своё призвание и избрание. Более того, делая всё это, мы никогда не преткнёмся, потому что мы обрели основательный состав.
Наконец, в стихе 11 Пётр говорит: «Ибо так вы будете богато и обильно снабжены входом в вечное царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа». Обильное снабжение, которым мы наслаждаемся в ходе развития божественной жизни и божественной природы, обильно снабдит нас богатым входом в вечное царство нашего Господа. Оно даст нам способность и право войти в грядущее царство посредством всего богатства божественной жизни и божественной природы в качестве наших превосходных добродетелей к великолепной славе Божьей. Речь идёт не просто о том, чтобы спастись и отправиться на небо.
Под вечным царством в этом стихе понимается царство Божье, которое было дано нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу (Дан. 7:13-14) и которое будет проявлено при Его возвращении (Лк. 19:11-12). Оно будет наградой Его верным верующим, которые стремятся расти в Его жизни к зрелости и развивать добродетели Его природы, чтобы в тысячелетии участвовать в Его царствовании в Божьей славе (2 Тим. 2:12; Отк. 20:4, 6). Такой вход в вечное царство Господа связан с входом в Божью вечную славу, к которой Бог призвал нас в Христе (1 Пет. 5:10; 1 Фес. 2:12).
Во 2 Пет. 1:11 показано, что мы можем быть богато и обильно снабжены входом в царство нашего Господа. Однако многие христиане не получат такого входа, потому что они никогда не созидали этот вход, развивая божественное семя к зрелости. Если божественные добродетели не войдут в наш состав, то мы не сможем созидать этот вход. Но если мы будем развивать божественную жизнь и составляться из элементов божественной природы, то мы будем богато и обильно снабжены входом в грядущее царство.