(5)
Тексты Писания: 2 Пет. 1:1-4
В этом сообщении мы продолжим обзор стихов 1-4 в 1-й главе.
Во 2 Пет. 1:3 говорится: «…так как Его божественная сила даровала нам всё, относящееся к жизни и благочестию, через полное знание Того, кто призвал нас Своей собственной славой и добродетелью». Под словом «всё» в этом стихе понимаются все аспекты богатства Триединого Бога. Это «всё» относится к божественной жизни, к «зоэ́», а не к жизни ради собственного удовольствия. Всё даровано нам, то есть вложено, перелито в нас, чтобы мы жили божественной жизнью и являли эту жизнь. Жизнь находится внутри, а благочестие — снаружи, поскольку благочестие — это Сам выраженный Бог.
Мы должны выражать Бога во всём своём житии. Мы должны свидетельствовать о Боге и говорить о Нём. Когда Бог становится нашим выражением, это и есть благочестие. Когда мы разговариваем, мы должны выражать Бога. Если мы выражаем Бога, то мы ни в коем случае не можем сплетничать. Бог должен быть не только в нашем существе, но и в нашем житии. Наш разум должен наполниться Им, и все ткани нашего существа должны состоять из Него. Тогда у нас будет благочестие, то есть внешнее выражение внутренней жизни.
Через полное знание Того, кто призвал нас
В 1:3 Пётр употребляет предлог «через» и говорит, что божественная сила даровала нам всё, относящееся к жизни и благочестию, «через полное знание Того, кто призвал нас». Всё, что связано с жизнью, вкладывается в нас через полное знание Бога. Полное знание — это глубокое, доскональное знание, приобретённое на опыте.
То, что в отношении полного знания употребляется предлог «через», означает, что нам нужно пройти через определённый процесс. Если у нас есть привычка сплетничать, это признак того, что мы ещё не прошли через процесс, приводящий к полному знанию Того, кто призвал нас. Я не думаю, что если у нас будет полное знание Того, кто призвал нас к Своей славе и добродетели, то мы будем тратить время на сплетни.
Божественная сила уже перелила в нас всё, относящееся к жизни и благочестию. Однако для этого переливания, этого вкладывания, необходимо, чтобы у нас было полное знание Бога. Если мы не пройдём через процесс для приобретения полного знания, то всё, что посажено в нас божественной силой, будет как бы напрасно. Божественная сила действует, однако нам нужно содействовать этому действию.
Многие христиане ничего не знают о том, что́ вложено в нас божественной силой. Точно так же многие не знают, что нам нужно пройти через процесс, чтобы приобрести полное знание. Господь должен обучить нас, чтобы мы прошли через определённый процесс и приобрели полное знание Того, кто призвал нас. В этих сообщениях я хочу помочь вам пройти через этот процесс. В качестве иллюстрации можно использовать поезд. Можно сказать, что все мы находимся в поезде, который проезжает через туннель приобретённого на опыте глубокого, досконального знания Того, кто призвал нас.
В стихе 3 Пётр говорит не о знании Бога и не о знании Отца, Сына и Духа. Он говорит о полном знании Того, кто призвал нас к Своей собственной славе и добродетели. Пётр говорит здесь, что Бог призвал нас не на небо и даже не к искуплению или освящению. В этом стихе Пётр говорит, что Бог призвал нас к Своей собственной славе и добродетели. Нам нужно иметь полное знание этого. Мы не должны довольствоваться тем, что мы знаем это поверхностно. Мы можем узнать Того, кто призвал нас к Своей собственной славе и добродетели, только если мы пройдём через долгий процесс. В этом смысле мы должны быть подобны туристам, которые медленно едут на поезде по красивой местности. Такие туристы предпочитают ехать медленно, чтобы хорошо рассмотреть пейзаж. Точно так же нам нужно подробно и медленно рассматривать стихи 1-4 из 1-й главы. Можно вновь и вновь быстро перечитывать эти стихи и ничего в них не видеть. Поэтому, читая эти стихи, мы должны внимательно рассматривать всё, что включено в них.
Наше содействие Божьему действию
Нам определённо нужно полное знание Того, кто призвал нас с той целью, чтобы привести нас в Свою славу и добродетель. Если у нас будет такое приобретённое на опыте знание Его, то божественная сила будет эффективно действовать в нас. В противном случае божественная сила не сможет работать в нас. Эта сила велика, но она не сможет работать в нас, если мы не выполним определённые условия для её действия. Как мы уже увидели, условие, которое мы должны выполнить, состоит в том, что мы должны содействовать Божьему действию.
Многие христиане не знают, что Бог призвал их к Своей собственной славе и добродетели. В их богословии как бы нет места для 2 Пет. 1:3. Божественная сила существует и работает, но она не действует в тех, кто не оказывает ей должного содействия. Если мы не пройдём через процесс для приобретения полного знания Того, кто призвал нас, то божественная сила не сможет действовать в нас.
Я могу засвидетельствовать, что божественная сила работает во мне и что я каждый день содействую Богу. По утрам я открываюсь Ему и говорю: «Господь, я предстаю перед Тобой. Продолжай, Господь. Я не хочу мешать Тебе. Я предоставляю Тебе полную свободу действий во мне. Господь, я буду провозглашать всё, что Ты скажешь мне». Я могу засвидетельствовать, что чем больше я содействую находящейся во мне божественной силе, тем больше я вхожу в Божью славу, наслаждаюсь Божьей добродетелью и выражаю эту добродетель как благочестие.
В 1:4 Пётр продолжает: «…через которые Он даровал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы через них вы стали причастниками божественной природы, избежав растления, которое совершается вожделением в мире». Как мы уже увидели, предлог «через» здесь можно также перевести как «вследствие чего-либо» или «на основании чего-либо». Относительное местоимение «которые» относится к славе и добродетели из стиха 3. Через славу и добродетель Господа (которыми и к которым мы призваны) и на их основании Бог дал нам Свои драгоценные и величайшие обещания.
Нелегко понять, почему стихи 3 и 4 связаны словами «через которые». Чтобы правильно понять это, нужно переживание, а также духовное понимание. Здесь Пётр говорит, что через божественную славу и добродетель Бог даровал нам драгоценные и величайшие обещания. Это показывает, что если бы Бог не призвал нас к Своей собственной славе и добродетели, то Ему не нужно было бы давать нам обещания. Но Бог призвал нас к Своей собственной славе и добродетели. Это большая, обширная и глубокая цель. Кто может достичь Божьей собственной славы и добродетели? Никто из нас не может достичь этой цели. Поэтому нам нужно, чтобы Божье слово обещания ободряло нас, воодушевляло нас, укрепляло нас и ускоряло нас в движении к этой цели.
Предположим, Пётр сказал бы, что Бог призвал нас на небо. Если бы целью Божьего призвания было небо, то Богу не нужно было бы давать нам обещания. Если бы целью Божьего призвания было небо, то мы могли бы просто радоваться и веселиться, жить в своё удовольствие и ждать неба.
Однако Пётр не говорит, что Бог призвал нас на небо. Он говорит, что Бог призвал нас к Своей собственной славе и добродетели. Возможно, когда мы слышим это, мы спрашиваем себя, как же мы достигнем этой цели. Бог знает, что нас нужно поддерживать, воодушевлять и укреплять, поэтому Он дал нам драгоценные и величайшие обещания. Примером этих обещаний могут служить слова, сказанные Господом Павлу во 2 Кор. 12:9: «Моей благодати достаточно для тебя, ибо Моя сила становится совершенной в слабости». Это обещание было дано Павлу, чтобы он мог перенести жало в плоти. Чтобы терпеть «жало», нам нужна достаточная благодать Господа. Этот пример показывает, что нам нужно много обещаний, чтобы они помогли нам достичь цели — Божьей славы и добродетели.
Все Божьи обещания были даны нам через славу и добродетель, к которым Бог призвал нас. Вот почему Пётр начинает стих 4 словами «через которые». Божьи обещания — это слова поддержки и воодушевления. Через славу и добродетель как цель, к которой мы призваны, Бог дал нам все необходимые обещания.
Мы уже отмечали, что предлогу «через» в стихе 4 соответствует греческий предлог «диа́», который обычно употребляется для обозначения средства, но здесь указывает на причину. Мы переводим этот предлог буквально, чтобы наш перевод соответствовал греческому тексту. Этот предлог также можно было бы перевести как «на основании» (которых), чтобы показать, что Бог дарует нам драгоценные и величайшие обещания на основании славы и добродетели, к которым Он призвал нас.
Сами мы не можем достичь высокой цели Божьей славы и добродетели. Для этого нам нужен Господь. Мы не знаем, что нас ожидает, поэтому Бог дал нам драгоценные обещания. Одно из этих великих обещаний мы видим в Мф. 28:20: «Вот, Я с вами все дни до завершения века». Это обещание, несомненно, воодушевило всех учеников.
Обещания Господа служили воодушевлением для Петра и других учеников на их пути к цели — к Божьей славе и добродетели. Когда Пётр с одиннадцатью встали, чтобы проповедовать в день Пятидесятницы, у них была Божья слава и добродетель. Ученики являли не природные человеческие добродетели, а божественные добродетели. В Деян. 3 один нищий смотрел на Петра и Иоанна, надеясь, что они дадут ему денег. Пётр сказал ему: «Серебра и золота у меня нет, а что имею, то даю тебе: именем Иисуса Христа Назарянина встань и ходи» (Деян. 3:6). Затем Пётр взял его за руку и поднял его, и хромой человек сразу исцелился. «Он, подскакивая, встал, и стал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя, и скача, и хваля Бога» (ст. 8). Что выражали в данном случае Пётр и Иоанн? Они являли Божью добродетель и славу. Это произошло благодаря тому, что Господь пообещал быть с ними все дни до завершения века.
В Мф. 28:20 Господь как бы говорил ученикам: «Когда вы пойдёте делать народы учениками, Я пойду с вами. Куда бы вы ни пошли, вы будете идти со Мной. Вы понесёте Меня с собой». Поэтому в день Пятидесятницы ученики встали благовествовать вместе с Господом. В Деян. 3 Пётр и Иоанн тоже принесли хромому человеку Господа Иисуса. Тем самым исполнилось обещание Господа о том, что Он будет с ними все дни до завершения века. Обещания Господа воодушевляли ранних учеников стремиться к тому, чтобы достичь Божьей славы и божественных добродетелей.
Причастники божественной природы
Согласно 2 Пет. 1:4, Бог даровал нам драгоценные и величайшие обещания с определённой целью. Его цель заключается в том, чтобы через эти обещания мы стали причастниками божественной природы. Через драгоценные и величайшие обещания мы, верующие в Христа, стали причастниками Его божественной природы в органическом союзе с Ним. В Деян. 2 и Деян. 3 Пётр и другие ученики, несомненно, причащались божественной природы. Поэтому неудивительно, что, глядя на учеников, люди видели выражение Бога. Ученики наслаждались Богом и причащались Бога, поэтому Бог стал их составом.
С физической точки зрения, мы состоим из той пищи, которую мы едим. Точно так же ученики состояли из того Бога, которого они причащались. Сегодня мы тоже должны переживать это. Если мы будем наслаждаться Богом и причащаться Его, то мы будем состоять из Него. Разумеется, мы никогда не станем Богом так, чтобы достичь Божества или стать объектом поклонения. Однако мы можем до самой глубины состоять из Божьей природы.
С физической точки зрения, все мы состоим из той пищи, которую мы едим. Например, если кто-то ест много рыбы, он начинает состоять из рыбы настолько, что от него даже пахнет рыбой. Точно так же мы можем настолько состоять из Бога, что мы будем выражать Бога во всём, чем мы являемся, и во всём, что мы делаем. Мы даже будем издавать божественный аромат. Если мы будем изо дня в день причащаться Бога, то в конечном итоге мы начнём причащаться Его неосознанно. Соприкасаясь с нами, люди будут видеть в нас выражение Триединого Бога.
Я хочу, чтобы все святые в Господнем восстановлении полностью пропитались природой Бога. Чем больше мы пропитаемся Богом, тем больше мы будем выражать Его.
Быть причастником божественной природы — значит быть причастником элементов, или ингредиентов, Божьего существа. Когда мы причащаемся Бога, аспекты того, чем Бог является, становятся нашим наслаждением. Мы причащаемся Его праведности, святости, доброты, любви и сострадания. Вот что значит наслаждаться элементами божественной природы. Бог дал нам драгоценные и величайшие обещания с той целью, чтобы мы стали причастниками божественной природы.
Как показано в 1:4, чтобы стать причастниками божественной природы, необходимо выполнить определённое условие: «…избежав растления, которое совершается вожделением в мире». Чем больше мы будем избегать этого растления, тем больше мы будем наслаждаться Божьей природой. Точно так же, чем больше мы будем причащаться божественной природы, тем больше мы будем избегать растления, которое совершается вожделением в мире. Это цикл: мы избегаем и причащаемся, причащаемся и избегаем. Я могу засвидетельствовать, что, поскольку этот цикл, состоящий в том, чтобы причащаться и избегать, работает во мне сильно и быстро, мне трудно принимать в себя какое бы то ни было растление мира. Я причащаюсь божественной природы, и эта божественная природа укрепляет меня, чтобы я удерживался от растления; а чем больше я удерживаюсь от растления мира, тем больше я наслаждаюсь богатством божественной природы. Это переживание Божьего домостроительства. На самом деле, в 1:1-4 мы видим полную картину нашего наслаждения Божьим домостроительством.