(3)
Тексты Писания: 2 Пет. 1:1-4
Во 2 Пет. 1:1 показано, что все мы получили в удел равно драгоценную веру. Как мы уже увидели, вера — это овеществление вещества истины (Евр. 11:1), то есть действительности содержания Божьего новозаветного домостроительства. Божье домостроительство заключается в том, что Триединый Бог раздаёт в нас всё, чем Он является. Когда мы проповедуем людям о том, что, согласно Новому Завету, Триединый Бог раздаёт в нас Своё богатство, Дух работает в сердцах слушающих и в них возникает определённый отклик. Этот отклик возникает благодаря тому, что они слышат истину, которую мы передаём своей проповедью. Этот отклик можно сравнить с тем, как щёлкает затвор фотоаппарата, когда мы делаем снимок. В результате этого отклика, этого щелчка, возникает вера. Затем вера овеществляет вещество действительности содержания Божьего новозаветного домостроительства.
Нам нужно ясно понимать, что такое вера. Для нас должно стать чем-то простым говорить, что вера — это овеществление вещества Божьего домостроительства, а Божье домостроительство заключается в том, что Бог раздаёт Себя в наше существо как нашу жизнь и наше жизненное снабжение. Нам нужно знать это, переживать это, наслаждаться этим и постоянно применять это на практике.
Вера — наша доля новозаветного наследия
Такую веру Бог дал в удел всем верующим в Христа в качестве их доли. Вера стала нашей долей новозаветного наследия. Почему в 1:1 Пётр не говорит, что Бог дал нам в удел долю наследия, а говорит, что Бог дал нам в удел веру? Каким образом вера может быть дана в удел в качестве доли наследия? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно увидеть, что вера является не только средством, но и долей. Средство — это орудие, с помощью которого мы что-то приобретаем, а доля — это та самая вещь, которую мы приобретаем. В 1:1 вера является не средством, а той самой вещью, тем предметом, который мы получаем. Таким образом, вера в этом стихе — это то же самое, что наследие. Вера — это данная нам в удел доля новозаветного наследия. Да, в каком-то смысле вера, согласно Новому Завету, является средством. В частности, вера — это средство, с помощью которого мы получаем спасение и вечную жизнь. Но в 1:1 Пётр рассматривает веру не как средство. Он рассматривает веру как удел, как долю новозаветного наследия, которую мы получили в удел от Бога.
Ещё нам нужно увидеть, почему вера в 1:1 приравнивается к новозаветному наследию. Нашей долей является Христос, а Христос — это воплощение Триединого Бога. Таким образом, нашей долей является Христос как воплощение Триединого Бога. Этот Христос раскрыт в Новом Завете и передаётся нам через Новый Завет. Весь Новый Завет представляет собой вместилище, содержащее Христа, который является воплощением Триединого Бога. В конечном итоге это вместилище также передаёт Христа нам. Каким образом Христос передаётся нам через Слово? Христос передаётся главным образом посредством того, что кто-то проповедует Слово или учит Слову. Когда апостолы проповедовали и учили, это всегда передавало людям Христа. Иначе говоря, благодаря тому, что проповедовали и чему учили апостолы, слушатели получали Христа.
Триединый Бог воплощён в Христе, а Христос содержится в Новом Завете. Затем благодаря тому, что кто-то проповедует Слово и учит Слову, этот Христос передаётся нам. Новый Завет — это вместилище, содержащее Христа, и те, кто проповедует Новый Завет, приносят это вместилище нам. Благодаря этому средству это вместилище передаёт нам Христа. Так что вера приходит от слышания, а слышание — от Слова. Функция Слова заключается в том, чтобы передавать нам Христа. Таким образом, мы получаем Христа благодаря тому, что кто-то проповедует слово Нового Завета и учит ему.
Наш всеобъемлющий Христос является не только Словом, но и животворящим Духом. В то время как кто-то проповедует нам Христа через Слово и Слово передаёт нам Христа, Он одновременно взаимодействует с проповедниками Слова и работает как Дух. Иначе говоря, передаваясь в тех, кто слушает проповедь Слова, Он одновременно работает в них как Дух. Затем Он «щёлкает» в них, и в них возникает вера. Когда в нас возникает вера, вследствие этого всё, чем является Христос, согласно слову Нового Завета, вкладывается в нас. В результате у нас появляется действительность Христа.
Вера и Христос едины. На самом деле, верой как откликом на содержание Слова является Христос. Это означает, что отклик един с тем, на что мы откликаемся. Другими словами, вера (наш отклик) и Христос едины. Когда в нашем переживании соединяются наш отклик и передаваемый нам через проповедь Слова Христос, в нас возникает вера.
Дать определение этой вере очень трудно. Трудно проанализировать её или объяснить, какую часть веры составляет Христос и какую — наша способность верить. На самом деле, наша вера и Христос как объект нашей веры едины. Такова доля новозаветного наследия, данная нам в удел Богом.
Всё, относящееся к жизни и благочестию
Этот удел включает в себя всё, относящееся к жизни и благочестию, в том числе божественную природу и драгоценные и величайшие обещания. Но почему можно считать, что содержание удела включает в себя эти обещания? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте используем в качестве иллюстрации завещание. Предположим, в завещании вашего отца говорится, что вам принадлежит определённое наследие. Вашим наследием является то, что записано в завещании вашего отца. В завещании не просто говорится о тех или иных вещах; в нём говорится, что эти вещи являются вашей долей. Кроме того, это завещание представляет собой исполненное обещание. Таким образом, завещание, то есть исполненное обещание, включает в себя всё, что входит в ваше наследие. В этом смысле и завещание, и обещание, и наследие — это одно и то же. Точно так же, если говорить о том, что относится к жизни и благочестию, в том числе о божественной природе, то обещания — это, на самом деле, завещание. Новый Завет — это не просто завет, а завещание. Говоря сегодняшним языком, это новое завещание. Двадцать семь книг Нового Завета — это завещание, в котором перечислено всё, что входит в наше богатое наследие. Таким образом, завещание и наследие — это одно и то же.
Если бы у нас было только наследие, без завещания, то нам не хватало бы чего-то очень важного. Если бы у нас не было Нового Завета, то есть нового завещания, то как бы мы узнали, что Бог обещал нам в отношении нашего наследия? Вера как наш удел, наша доля, включает в себя всё, относящееся к жизни и благочестию. Как мы уже увидели, она включает в себя также божественную природу и обещания. Всё это входит в ту веру, которую мы получили от Бога в качестве своего удела, своей доли.
Бог дал нам драгоценные и величайшие обещания
Во 2 Пет. 1:4 говорится: «...через которые Он даровал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы через них вы стали причастниками божественной природы, избежав растления, которое совершается вожделением в мире». Слова «через которые» понять трудно. Относительное местоимение «которые» в стихе 4 связано со словами «слава» и «добродетель» в стихе 3. Через славу и добродетель Господа (которыми и к которым мы призваны) и на их основании Он дал нам Свои драгоценные и величайшие обещания.
Согласно стиху 3, Господь призвал нас не только Своей собственной славой и добродетелью, но и к Своей собственной славе и добродетели. Ученики видели славу Господа. Когда Он был с ними, они видели добродетель в Его поведении и повседневном житии. Кроме того, они видели Его славу на горе преображения. Я думаю, они видели славу Господа и в других случаях — например, когда Он накормил пять тысяч человек и когда Он вызвал Лазаря из гробницы. Ученики увидели славу и добродетель Господа, и это привлекло их. Иначе говоря, они были призваны славой и добродетелью Господа. После воскресения Господа, в день Пятидесятницы, Пётр был полон славы и добродетели. Ученики оказались в обстановке, которая была полна славы и добродетели, то есть тех самых славы и добродетели, к которым они были призваны.
Через эту славу и добродетель Бог дал нам обещания. Греческий предлог, переведённый в стихе 4 как «через», употребляется для обозначения средства, но здесь указывает также на причину. Именно поэтому в некоторых переводах это греческое слово переведено как «по причине». Это означает, что по причине славы и добродетели Бог дал нам драгоценные и величайшие обещания. По причине того, что все мы призваны к славе и добродетели, Бог дал нам обещания, чтобы осуществить для нас эту славу и добродетель.
Согласно стиху 4, Бог дал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы через них мы стали причастниками божественной природы. У нас уже есть божественная жизнь. Когда при уверовании в Господа в нас возникла вера, в нас была вложена божественная жизнь. Божественная жизнь у нас есть, но, чтобы наслаждаться божественной природой, необходим длительный процесс.
Жизнь и природа — это не одно и то же. Божественная природа — это то, чем Бог является. Мы наслаждаемся божественной природой, когда мы живём божественной жизнью. Как можно жить божественной жизнью? Мы живём божественной жизнью посредством Божьих обещаний. Нам нужно жить божественной жизнью, чтобы быть причастниками божественной природы. Причащаться божественной природы — значит просто наслаждаться божественной природой.
Когда мы пережили «щелчок», в нас было вложено всё, относящееся к жизни и благочестию. Теперь у нас есть божественная жизнь. Эта божественная жизнь предназначена для того, чтобы мы жили жизнью, которая выражает Бога. Мы выражаем Бога как своё благочестие. Благочестие — это просто Бог, которого мы выражаем, живя божественной жизнью.
Всё, относящееся к жизни и благочестию, вкладывается в нас через полное знание Бога, Того, кто призвал нас Своей собственной славой и добродетелью и к Своей собственной славе и добродетели. Как мы можем жить жизнью, которая выражает Бога как наше благочестие? Мы живём такой жизнью благодаря тому, что мы знаем Его. Таким образом, нам нужно знать Того, кто призвал нас Своей славой и добродетелью и к Своей славе и добродетели. Кроме того, через эти славу и добродетель Он даровал нам через них драгоценные и величайшие обещания.
Бог дал нам обещания по причине славы и добродетели. Это также означает, что Бог обещал нам, что Он осуществит для нас Свою славу и добродетель. Следовательно, Его обещания были даны через славу и добродетель, то есть по причине славы и добродетели.
Как мы увидели, слово «через» в начале стиха 4 указывает, во-первых, на средство, а во-вторых — на причину. Сначала оно обозначает средство, а затем естественно приобретает значение причины. Этот же греческий предлог переводится как «вследствие», «на основании». Бог дал нам обещания по причине того, вследствие того и на основании того, что Он призвал нас к Своей славе и добродетели. Этими обещаниями Он заверяет нас в том, что Он осуществит добродетель, чтобы мы достигли Его славы.
Мы причащаемся божественной природы
Бог дал нам эти обещания, чтобы через них мы стали причастниками божественной природы. Он призвал нас к Своей славе и добродетели и дал нам обещания для того, чтобы мы наслаждались божественной природой. Вечную жизнь мы получаем раз и навсегда, но божественной природы мы причащаемся постоянно. Божественную жизнь мы получаем раз и навсегда, но божественной природой насладиться раз и навсегда невозможно. Мы будем причащаться божественной природы в течение всей своей христианской жизни на земле и даже в вечности.
Как мы уже увидели, божественная природа — это всё, чем Бог является. Чтобы наглядно объяснить, что значит причащаться божественной природы, можно привести в качестве примера то, как мы едим пищу. Когда вы едите курицу, вы причащаетесь куриной природы. То, чем является курица, становится вашим питанием. Когда вы едите курицу, на самом деле вы едите куриную природу, которая включает в себя различные питательные элементы. Из этих элементов, или ингредиентов, и складывается природа. Этот же принцип применим к божественной природе. Через Божьи обещания мы причащаемся Божьей природы со всеми божественными ингредиентами. Как нельзя раз и навсегда поесть, точно так же невозможно раз и навсегда причаститься божественной природы. Мы едим пищу каждый день, и мы будем вовеки причащаться божественной природы. Изображением этого служат дерево жизни и река воды жизни в Отк. 22. Есть плоды с дерева жизни — значит причащаться Божьей природы. Божья природа святая, любящая, праведная, добрая и чистая. На самом деле, Божья природа всеобъемлюща. Чем больше мы причащаемся божественной природы, тем больше у нас святости, любви, праведности, доброты и всевозможных божественных качеств. Затем эти качества становятся нашими добродетелями, которые в конечном итоге обретут завершённость в Божьей славе.
Наше содействие Божьему действию
Чтобы стать причастником божественной природы, нужно выполнить определённое условие, и это условие заключается в том, что мы должны избегать растления, которое совершается вожделением в мире. Вожделение — это преграда, которая мешает нам наслаждаться божественной природой. Христос умер, чтобы искупить нас от суетного образа жизни (1 Пет. 1:18-19), и теперь мы должны воздерживаться от плотских вожделений (1 Пет. 2:11) и жить в плоти уже не в человеческих вожделениях (1 Пет. 4:2). Мы искуплены, поэтому мы должны воздерживаться от вожделений. Вот что значит избегать растления, которое совершается вожделением в мире.
Бог дал нам обещания того, что Он осуществит добродетель и славу, чтобы мы причащались божественной природы. В этом заключается действие Бога. Однако Божьему действию требуется наше содействие, и наше содействие заключается в том, что мы воздерживаемся от жизни в вожделениях и тем самым избегаем растления, которое совершается вожделением в мире. А избежав этого растления, мы готовы стать причастниками божественной природы. Отсюда мы видим, что, избежав растления, которое совершается в мире, мы получаем право причащаться божественной природы.
Бог дал нам удел, долю, которая включает в себя божественную жизнь и всё, относящееся к жизни и благочестию. На основании того, что Бог призвал нас к Своей собственной славе и добродетели, Он дал нам обещания. Он обещал действовать в нас, чтобы осуществить Свою добродетель и славу. Однако Божьему действию требуется наше содействие. Мы содействуем Божьему действию, удерживаясь от плотских вожделений. Например, мы должны избегать растления, которое совершается вожделением в мире, в том, как мы ходим за покупками. Если нам нужна какая-то определённая вещь, мы должны пойти в магазин и купить её. Но нам не нужно тратить время в магазине на то, чтобы смотреть по сторонам на другие вещи. В этом случае мы будем жить согласно своим вожделениям. Если мы живём согласно вожделениям плоти, то мы не можем стать теми, кто наслаждается божественной природой. Если мы предаёмся каким-то мирским развлечениям, то мы не можем наслаждаться божественной природой. Чтобы стать теми, кто причащается божественной природы и наслаждается ей, нам нужно выполнить это условие — избежать растления, которое совершается вожделением в мире.
Мы увидели, что божественная природа — это то, чем Бог является, и что она включает в себя ингредиенты, или составляющие, Божьего существа. Мы Божьи дети, рождённые от Бога, поэтому мы обладаем Божьей жизнью, а также Божьей природой для нашего наслаждения. Поскольку я возвещаю эту истину согласно Библии, некоторые осуждают и ложно обвиняют меня в том, что я учу обожению. Они говорят, что я обоживаю себя и учу тому, что церковь является Богом и что ей следует поклоняться как части Бога. Мы полностью отвергаем это ложное обвинение! Ребёнок, родившийся у родителей-китайцев, несомненно, будет китайцем. Что же можно сказать о нас, тех, кто рождён от Бога? Благодаря своему новому рождению, возрождению, мы рождены от Бога и являемся Божьими детьми. Поскольку мы рождены от Бога, по жизни и природе мы такие же, как Бог. В этом смысле те, кто рождён от Бога, являются божественными. Но мы ни в коем случае не участвуем в Божестве и ни в коем случае не становимся объектом поклонения. У нас есть Божья жизнь и природа, но мы не становимся частью Божества.
Некоторые ранние отцы церкви учили обожению верующих. Но они не учили тому, что верующие достигают Божества или что им когда-нибудь будут поклоняться как Богу. Они имели в виду, что, поскольку христиане возрождены Богом, у них есть Божья жизнь и природа. Мы, возрождённые люди, такие же, как Бог, по жизни и природе, но мы не такие же, как Бог, в том, что касается положения в Божестве. В этом отношении мы должны быть очень осторожны. На самом деле, я не использую слово «обожение». Учить обожению в том смысле, что верующие якобы достигают Божества, было бы ересью. Но, согласно Писаниям, мы можем учить тому, что, будучи рождены от Бога, мы обладаем божественной жизнью и божественной природой и что в этих двух аспектах мы стали такими же, как Бог. Мы ни в коем случае не можем участвовать в Божестве или занимать положение, при котором люди поклонялись бы нам как Богу, однако благодаря возрождению мы имеем Божью жизнь и природу.
Нам нужно вернуться к чистому Божьему Слову и говорить людям, что всякий, кто верит в Сына Божьего, рождён от Бога и имеет право, или власть, стать одним из детей Божьих. Следовательно, он также имеет право причащаться Божьей природы, наслаждаться ей. Таким образом, у нас есть Божья жизнь, мы наслаждаемся Божьей природой и занимаем положение Божьих детей. Но мы ни в коем случае не занимаем положения Божества, то есть положения, при котором люди поклонялись бы нам как Богу.
Мы должны каждый день причащаться божественной природы и наслаждаться тем, чем Бог является, то есть содержимым, или ингредиентами, Его существа. Каким образом мы наслаждаемся божественной природой? Во-первых, мы наслаждаемся божественной природой посредством полного знания Того, кто призвал нас Своей славой и добродетелью и к Своей славе и добродетели. Вследствие этого Он дал нам много драгоценных и величайших обещаний. Во-вторых, нам нужно избегать растления, которое совершается вожделением в мире; то есть нам нужно воздерживаться от жизни в вожделениях. Потворство вожделениям плоти лишает нас права на наслаждение Божьей природой. Но если мы избежим растления, которое совершается вожделением в мире, то мы будем содействовать Богу, который сейчас действует в нас согласно Своим обещаниям, чтобы осуществить Свою добродетель и славу. Если мы будем содействовать Божьему действию, то мы станем теми, кто наслаждается божественной природой.
Мы имеем положение, способность и обеспечение, необходимые для того, чтобы стать причастниками божественной природы. По мере того как мы наслаждаемся Божьей природой, какой-то элемент этой природы становится нашей святостью, а другие элементы становятся нашим смирением, нашей любовью, нашей добротой и другими добродетелями. Окончательной завершённостью этих превосходных добродетелей будет слава. Какая это замечательная привилегия! Нам не хватает слов, чтобы описать это. Слава Господу за то, что мы, люди, можем иметь Божью жизнь, наслаждаться Божьей природой, жить так, как живёт Бог, выражать Его как наше благочестие и иметь все превосходные добродетели, окончательной завершённостью которых будет слава!