Освящение Духа, кропление крови и живая надежда
Тексты Писания: 1 Пет. 1:2-4
Доктрина, подтверждаемая переживанием
В 1 Пет. 1:2 говорится: «Избранным согласно предузнанию Бога Отца в освящении Духа к послушанию и кроплению крови Иисуса Христа». В этом стихе говорится о вопросах, глубоких как с точки зрения доктрины, так и с точки зрения переживания. Одним из этих глубоких вопросов является освящение Духа; ещё одним — послушание и кропление крови Иисуса Христа. Выражение «кровь Иисуса Христа» в этом стихе грамматически связано и со словом «послушание», и со словом «кропление». Следовательно, послушание — это послушание крови Иисуса Христа, и кропление — это также кропление крови Иисуса Христа. Нелегко понять, как послушание может быть связано с кровью. Кроме того, нелегко правильно понять выражение «кропление крови».
Недавно я в течение долгого времени вновь изучал писания Петра. Раньше я не понимал, что Пётр, который, как следует из Деяний, был галилейским рыбаком и благовестником, мог иметь такое глубокое понимание доктрин и такие глубокие переживания. Послания Петра состоят из доктрин, подтверждаемых переживанием. В писаниях Петра говорится в основном о переживании, однако это переживание основано на доктринах.
С человеческой точки зрения, у Петра не было высокого образования. Его уровень образования не шёл ни в какое сравнение с уровнем образования Павла. Однако слова, использованные Петром в его писаниях, свидетельствуют о том, что он имел и глубокое понимание доктрин, и глубокие переживания.
Павел в своих Посланиях ясно показывает, что освящение Духа имеет два аспекта. Первый аспект — это освящение по положению, а второй — освящение по предрасположенности. Но Павел не говорит о том, что освящение Духа по положению и по предрасположенности связано с двумя периодами времени: первый период — до нашего оправдания и возрождения, а второй период — после. Однако Пётр упоминает эти два периода времени в связи с освящением Духа.
Согласно тому общепринятому пониманию освящения Духа, которого придерживаются сегодня христиане, сначала Бог Отец избрал нас, затем Христос искупил нас, а затем Дух освящает нас по положению и по предрасположенности. Я многие годы понимал освящение именно так. В сообщениях, которые я делал об освящении, тоже говорилось, что сначала Отец избрал нас и Сын искупил нас, а затем Дух приходит, чтобы освятить нас. Но в 1:2 Пётр говорит, что освящение происходит после избрания Отца и перед искуплением Христа. Согласно этому стиху, освящение Духа происходит к послушанию и кроплению крови Христа. Несомненно, отсюда следует, что освящение Духа предшествует искуплению Христа. Когда я молился над этим стихом и изучал его, я был озарён и увидел, что Дух должен применять не только искупление Христа — Дух также должен применять избрание Отца. Если бы не было применения посредством Святого Духа, то каким образом Божье избрание могло бы иметь к нам какое-либо отношение на практике, в переживаниях? Божье избрание достигло нас через применение Духа. Именно это применение имеет в виду Пётр, говоря об освящении Духа.
В вечности в прошлом Бог избрал нас. Но как это избрание может быть применено к нам? Чтобы оно было применено, необходимо применение Духа. Все мы можем свидетельствовать об этом на основании своего опыта. Мы блуждали по земле, возможно, будучи людьми, которые никогда не думали о Боге. Но однажды «ветер» Духа «принёс» нас туда, где мы услышали проповедь благовестия. Когда мы слушали проповедь благовестия, в нас влилась вера. Так к нам было применено Божье избрание. Затем должно было последовать применение искупления Христа. В этом смысле освящение Духа предшествует нашему переживанию искупления Христа.
Во 2 Фес. 2:13 Павел говорит: «Но мы должны всегда благодарить Бога относительно вас, братья, возлюбленные Господом, потому что Бог избрал вас от начала для спасения в освящении Духа и вере истине». В том, что касается освящения, этот стих является всеобъемлющим. Павел говорит здесь, что Божье спасение осуществляется в освящении Духа. Это означает, что та часть спасения, которая совершается Отцом и Сыном, осуществляется в освящении Духа. Таким образом, без освящения Духа было бы невозможно применить то, что для нас сделали Отец и Сын. То, что сделали для нас Отец и Сын, применяется к нам Духом. Павел называет это применение освящением Духа. Итак, спасение Триединого Бога осуществляется в освящении Духа.
Теперь мы переходим к послушанию и кроплению крови. Послушание крови и кропление крови — это иудейские, ветхозаветные, устроительные понятия. Употребление этих терминов в 1:2 подразумевает и означает, что в писаниях Петра ветхозаветное устроение сменилось новозаветным. В Ветхом Завете Бог дал Моисею заповеди в отношении закона и крови животных, которая была прообразом крови Христа, пролитой для нашего искупления. Поэтому, согласно Божьему ветхозаветному домостроительству, все иудеи верили в закон и в пролитие крови приносимых в жертву животных. Особенно израильтяне полагались на эту кровь в День умилостивления. Другими словами, они проявляли послушание закону и крови. Закон и кровь были основными элементами их религии. Иудаизм состоит главным образом из закона и крови умилостивления.
С приходом Христа началось новозаветное домостроительство. Господь Иисус, придя, заменил закон, а Его кровь исполняет прообраз крови животных и заменяет её. Таким образом, новозаветное домостроительство состоит из Личности Христа и крови Христа. Поэтому Господь послал апостолов провозгласить, что устроение закона окончено и что нам нужно верить в Христа. Кроме того, они также должны были провозгласить, что необходимость в кроплении крови животных отпала, поскольку действенная кровь — это кровь Иисуса Христа. Теперь нам нужно проявлять послушание по отношению к вере в Христа и по отношению к крови Иисуса.
В 1 Пет. 1:2 мы видим изменение в устроении. В старом устроении была кровь животных, а в новом устроении есть кровь Иисуса Христа. Поэтому мы должны быть послушны этой крови. В стихе 2 Пётр как бы говорит: «Раньше вы принимали кровь животных и слушались её. Теперь Бог велит вам принять кровь Христа». Вот что имеет в виду Пётр, говоря о «послушании крови».
Пётр говорит о послушании крови, а Павел говорит о послушании веры. В Рим. 1:5 он говорит: «Мы получили благодать и апостольство к послушанию веры среди всех язычников ради Его имени». В последней главе Послания к римлянам он снова говорит о послушании веры: «Но которая теперь явлена и через пророческие писания согласно повелению вечного Бога поведана всем язычникам для послушания веры» (Рим. 16:26).
Пётр понимал, что только благодаря работе Святого Духа иудеи, которые верили в кровь животных, могут обратиться и поверить в кровь Христа, тем самым приняв кровь Христа и послушавшись её. Вот что имел в виду Пётр, говоря о послушании крови.
Кроме того, в 1:2 Пётр говорит о кроплении крови. Ветхий Завет был заключён посредством кропления крови животных (Исх. 24:8). Вот что об этом говорится в Евр. 9:18-20: «Поэтому и первый завет был введён не без крови; ибо когда каждая заповедь согласно закону была сказана Моисеем всему народу, он, взяв кровь тельцов и козлов с водой, багряной шерстью и иссопом, окропил и сам свиток завета, и весь народ и сказал: „Это кровь завета, который заповедал вам Бог“». Более того, согласно Посланию к евреям, кровь Христа, которой мы окроплены, была принесена на небеса, чтобы очистить всё на небесах. В Евр. 9:12 говорится: «И не через кровь козлов и тельцов, а через Свою собственную кровь вошёл раз и навсегда в Святое Святых, обретя вечное искупление». В Евр. 9:23 мы видим, что кровь Христа очистила всё небесное: «Итак, необходимо было, чтобы примеры того, что на небесах, очищались этим, а само небесное — лучшими жертвами, чем эти». Я упоминаю это, чтобы показать, что выражение «кропление крови» — это устроительный термин, ветхозаветная практика, о которой говорили и Пётр, и Павел. Сказанное Петром в 1:2 означает, что в сегодняшнем устроении уже нет кропления крови животных. Таким было ветхозаветное устроение. В сегодняшнем устроении есть кропление крови живой Личности, Иисуса Христа, Сына Божьего. Таким образом, сказанное Петром в 1:2 о кроплении крови означает, что устроение изменилось: вместо устроения крови животных наступило устроение крови живой Личности.
В 1:3 и 4 Пётр продолжает: «Благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, согласно Своей великой милости возродивший нас к живой надежде через воскресение Иисуса Христа из мёртвых, к наследию нетленному, неосквернённому и неувядающему, хранимому на небесах для вас». Я много лет пытался понять слова «живая надежда». Я не мог понять, как эта живая надежда может быть наследием, на что указывал тот факт, что с точки зрения грамматики слово «наследие» в стихе 4 является приложением к выражению «живая надежда» в стихе 3. Отсюда следует, что живая надежда — это наследие, а наследие — это живая надежда.
Живая надежда — это надежда жизни. Если говорить более точно, это надежда вечной жизни. Источником надежды является жизнь. Например, у маленького ребёнка есть человеческая жизнь. Поскольку у него есть жизнь, его родители полны надежды на то, что он вырастет. При рождении он весил несколько килограммов, но его мать ожидает, что он вырастет и станет зрелым человеком. Её надежда — это надежда жизни.
Такую надежду нельзя иметь в отношении чего-то неживого. Например, нельзя иметь надежду в отношении стула. Никто не стал бы говорить, глядя на стул: «Этот стул маленький и некрасивый, но я полон надежды на то, что однажды этот стул станет больше и будет красивым». Это совершенно тщетная надежда. Однако надежда родителей на то, что их ребёнок вырастет, не является тщетной. На этом примере мы видим, что надежда основывается на жизни. Живая надежда — это надежда жизни.
Чтобы показать, что имеет в виду Пётр, говоря о живой надежде, надежде жизни, можно также использовать в качестве иллюстрации семя гвоздики. Если бы вы решили посеять у себя в саду семя гвоздики, то вы бы сеяли его с надеждой. Вы бы ожидали, что в конечном итоге семя прорастёт. Вы бы ожидали, что через некоторое время у вас появится взрослая гвоздика с цветками. Это иллюстрация показывает, что такое надежда жизни.
Мёртвый человек не имеет надежды. Однако если бы в мёртвого человека можно было вложить жизнь, то у него появилась бы надежда, что все члены его физического тела оживут. То же самое в принципе можно сказать о нашем возрождении. До возрождения мы были мёртвы и лишены надежды. Но посеянная в нас вечная жизнь полна надежды, полна надежды жизни.
Надежда жизни — это наслаждение вечной жизнью. Это наслаждение связано не только с будущим — мы можем переживать его сегодня. Но в молодости меня учили, что живая надежда в 1:4 связана только с будущим. Меня учили, что когда-нибудь в будущем у меня будет дворец на небе. Мне объясняли, что у верующих есть такая замечательная надежда. На первый взгляд это хорошая надежда, однако это надежда на что-то очень далёкое от нас. Мы не можем участвовать в ней сегодня.
С тех пор как я начал познавать вечную жизнь, я одновременно начал наслаждаться живой надеждой. Наслаждаться этой живой надеждой — значит наслаждаться вечной жизнью. Эта вечная жизнь позволяет нам измениться. Кроме того, наслаждение вечной жизнью — это исполнение надежды жизни. Разумеется, полное наслаждение вечной жизнью мы получим в будущем. Но сегодня мы можем попробовать её на вкус. А в будущем мы будем наслаждаться ей полностью. Однако и проба, и полное наслаждение являются исполнением надежды этой жизни. Таким образом, этой надеждой, по сути, является наслаждение вечной жизнью.
Теперь нам нужно задать вопрос, как эта живая надежда может одновременно быть нашим наследием. Рождаясь, ребёнок получает человеческую жизнь. В будущем этот ребёнок будет наслаждаться многими вещами. Всё, чем он будет наслаждаться в будущем, считается наследием. Каждый человек получает в наследие множество связанных с человеческой жизнью вещей. Право на это наследие даёт рождение.
В молодости мне говорили, что наследием, которое описано в 1:4, мы сможем наслаждаться в будущем. Меня учили, что мы должны дождаться возвращения Господа Иисуса, чтобы переживать это наследие. В итоге я узнал, что спасение в 1:5, полное спасение, готово открыться в последнее время. Однако здесь не говорится, что для наслаждения своим наследием мы должны ждать будущего. Пётр не говорит, что это наследие хранится на небесах, пока не откроется Господь Иисус. Он говорит только, что это наследие хранится на небесах для нас. Небеса можно уподобить банку, и в этом банке у нас есть вклад — наследие. Сегодня мы можем снимать суммы с этого небесного вклада; нам не нужно ждать будущего. Мы в любой момент можем выписать «чек» и снять определённую «сумму» с нашего небесного счёта.
Вечная жизнь является и нашим наслаждением, и нашим наследием. В Божьей жизни заключёно всё богатство Божьего существа. Это богатство стало нашим наследием в небесном банке. Ежедневно переживая вечную жизнь, мы в то же время переживаем хранимое для нас на небесах наследие и наслаждаемся им. Отсюда следует, что живая надежда и наследие — это одно и то же.
В 1:4 Пётр описывает наше наследие в трёх аспектах. Он говорит, что это наследие нетленное, неосквернённое и неувядающее. Я думаю, что такое трёхстороннее описание указывает на Троицу. Слово «нетленное» относится к природе этого наследия. Это Божья природа, прообразом которой является золото. Слово «неосквернённое» описывает состояние наследия. Это состояние связано с освящающим Духом. Слово «неувядающее» относится к выражению этого наследия. Это наследие имеет неувядающую славу. В пятой главе Пётр говорит о неувядающем венке славы. Вечное выражение, на которое указывает слово «неувядающее», — это Сын как выражение славы Отца. Таким образом, мы видим нетленную природу Отца, освящающую силу Духа, которая поддерживает это наследие в неосквернённом состоянии, сохраняя его святым и чистым и беспримесным, а также Сына как выражение неувядающей славы. Итак, описание нашего наследия — это также описание Триединого Бога.