Могущественная рука Божья и её цель
(1)
Тексты Писания: 1 Пет. 5:5-9
В этом сообщении мы начнём рассматривать стихи 1 Пет. 5:5-11 — раздел, в котором говорится о могущественной руке Божьей и её цели. Мы рассмотрим отрывок 5:5-9 стих за стихом.
В стихе 5 говорится: «Подобно тому младшие — подчиняйтесь старшим; и все подпояшьтесь смирением по отношению друг к другу, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Пётр снова употребляет выражение «подобно тому». В этом стихе выражение «подобно тому», вероятно, связано с тем, что Пётр говорил о подчинении ранее (2:18; 3:1). Жёны должны подчиняться своим мужьям, а слуги — своим господам. Как мы уже отмечали, по крайней мере в определённой степени мужья должны подчиняться своим жёнам. Теперь, в 5:5, Пётр кроме этого говорит, что в церковной жизни младшие должны подчиняться старшим.
Греческое слово, переведённое в стихе 5 как «старшим», — это то же слово, которое употреблено в стихе 1, однако, судя по всему, оно относится, в принципе, ко всем, кто старше по возрасту. Это означает, что младшие должны подчиняться не только старейшинам церкви, но и всем старшим братьям. Я думаю, что то же самое в принципе можно сказать о подчинении молодых сестёр старшим сёстрам.
В 5:5 Пётр говорит, что все мы должны подпоясаться смирением по отношению друг к другу. В церкви все, включая старейшин, должны подпоясаться смирением. В 1:13 Пётр велит нам препоясать чресла нашего разума, а здесь он говорит, что всё наше существо должно быть подпоясано.
Греческое слово, переведённое здесь как «подпояшьтесь», происходит от существительного, означающего «передник раба»; таким передником была подпоясана просторная одежда раба во время служения. Здесь оно употреблено образно в смысле облечения в смирение как добродетель в служении. Этот образ, очевидно, возник у Петра под впечатлением того, как Господь подпоясался полотенцем, когда Он смиренно омыл ноги ученикам, особенно Петру (Ин. 13:4-7).
Сегодня плотники и печатники во время работы часто носят передники. В древности люди носили просторную одежду. Поэтому, поскольку эта просторная одежда мешала в работе, рабы носили передники, которые стягивали их просторную одежду. Пётр использует это в качестве метафоры, чтобы показать, что в церковной жизни все мы должны научиться подпоясываться. Мы ни в чём не должны быть небрежными. Если мы будем небрежными, мы автоматически можем стать гордыми. Мы должны подпоясаться смирением. Если мы подпояшемся смирением, мы станем смиренными, осторожными людьми. Мы не будем небрежными или беспечными. В церковной жизни все мы должны носить передник смирения.
Согласно словам Петра, мы должны подпоясаться смирением, «потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Греческое слово, переведённое как «противится», — это выразительное слово, используемое для описания того, как войско готовится оказать сопротивление врагу. Пётр употребляет это слово, чтобы показать, насколько сильно Бог противится гордым.
Греческое слово, переведённое в стихе 5 как «гордым», буквально означает «выставляющим себя напоказ над (другими)». Быть гордым — значит выставлять себя напоказ над другими. Бог противится тому, кто возвышает себя над другими и считает себя лучше других. Мы не должны быть гордыми и не должны выставлять себя напоказ над другими — мы должны подпоясаться передником смирения. Если мы наденем такой передник, это всегда будет принижать нас и делать нас смиренными.
Пётр говорит, что Бог не только противится гордым, но и даёт благодать смиренным. Строго говоря, под благодатью здесь понимается Сам Триединый Бог как жизненное снабжение, которое умножается в смиренном верующем. Мы уже увидели, что умноженная благодать (1 Пет. 1:2) перекликается с разнообразной благодатью (1 Пет. 4:10) и всякой благодатью (1 Пет. 5:10). Верующие уже получили начальную благодать, однако эта благодать должна умножаться в них, чтобы они участвовали во всякой благодати. Разнообразная благодать Божья, как и «всякая благодать» в 5:10, — это богатое снабжение жизни, то есть Триединый Бог, раздаваемый в нас во многих аспектах (2 Кор. 13:14; 12:9). Смиренным верующим Бог даёт Себя как благодать, как жизненное снабжение.
Греческое слово, переведённое в 5:5 как «смиренным», — это то же слово, что и в Мф. 11:29, где Господь Иисус говорит: «Я кроток и смирен сердцем». Быть гордым — значит возвышать себя, а быть смиренным — значит быть приниженным. Если мы хотим смириться в церковной жизни, то мы должны стать приниженными. Мы не должны возвышать себя — мы всегда должны оставаться приниженными. Тогда мы будем находиться в надлежащем положении, чтобы получать Триединого Бога как своё жизненное снабжение. Мы получим благодать, которую Бог даёт смиренным верующим.
Смириться под могущественную руку Божью
В стихе 6 Пётр говорит: «Поэтому смиритесь под могущественную руку Божью, чтобы Он возвысил вас в своё время». Греческое слово, переведённое здесь как «смиритесь», употреблено в форме страдательного залога; это означает, что человека смиряет Бог, в основном — через страдания во время гонения (ст. 10). Это, однако, требует, чтобы мы содействовали Божьему действию; мы должны с готовностью поддаваться смирению, смиряться под могущественную руку Бога. Отсюда — перевод «смиритесь». С одной стороны, страдательный залог показывает, что действие совершается не нами. С другой стороны, греческое слово употреблено в форме повелительного наклонения, которое указывает на побуждение к действию. Бог активен в том, чтобы работать над нами, а нам нужно проявлять инициативу в том, чтобы предоставлять себя для Его работы. Проявлять инициативу — значит действовать самим; предоставлять себя для работы — значит подвергаться действию извне. В этом заключается наша готовность быть под Божьей рукой, которая могущественна в том, чтобы совершить для нас всё.
Бог может использовать гонения, чтобы смирить нас. На самом деле, Бог может использовать для этой цели любое страдание. Когда с нами происходит что-то хорошее, мы можем возгордиться. Но страдания или гонения могут помочь нам смириться. Например, брат может смириться в результате потери работы. Студент может смириться, если он получит более низкий балл, чем рассчитывал. Если этот студент получит высокий балл, то он может в какой-то степени возвыситься. Но если он получит низкий балл, то он может смириться.
В семейной жизни мы тоже можем переживать то, как мы смиряемся. Если у брата и сестры замечательные дети, то они как родители могут возгордиться. Но если дети будут причиной их проблем и трудностей, то они смирятся. Точно так же, если отец молодого брата занимает у себя на работе очень высокое положение, этот брат может возгордиться. Предположим, его отец является президентом корпорации или ректором крупного университета. Разумеется, этот брат будет гордиться положением своего отца. Но предположим, его отец работает дворником и имеет очень ограниченнное образование. Мысль о том, что его отец занимает такое низкое положение, заставит этого молодого брата смириться. Смиренным его делает то, что его отец занимает невысокое положение.
Я бы хотел сделать акцент на том, что в стихе 6 Пётр велит нам «смириться». Мы не можем смирить себя сами. Нас должен смирить Бог. Однако, когда Бог смиряет нас, мы должны содействовать работе Бога. Иначе говоря, мы должны быть готовы стать смиренными, приниженными, под Божьей могущественной рукой.
Можно сказать, что в слове «смиритесь» сочетаются элемент активности и элемент пассивности: повелительное наклонение этого глагола указывает на активность, то есть на нашу инициативу в том, чтобы смириться, а страдательный залог этого глагола указывает на пассивность, то есть на действие Бога, направленное на то, чтобы смирить нас. Божья рука могущественна в том, чтобы совершить для нас всё необходимое, однако Его руке всё равно нужно наше содействие. Божьему действию нужно наше содействие. Таким образом, мы должны смириться.
Пётр говорит, что если мы смиримся под могущественную руку Божью, то Бог возвысит нас в своё время. Быть покорным по отношению к Божьей могущественной руке, быть готовым оказаться приниженным — значит пойти путём почитания Бога, что даст Ему основание для того, чтобы возвысить нас в Его время. Быть готовым к тому, чтобы смиряющая рука Бога принизила нас в Его воспитательной работе, — это неотъемлемое требование для того, чтобы возвышающая рука Бога высоко подняла нас в Его прославлении. Здесь мы видим путь почитания Бога, Божью смиряющую руку и Божью возвышающую руку. Смирит нас Бог или возвысит, зависит от занимаемой нами позиции. Мы можем выбрать путь, который заставит Бога смирить нас, или мы можем выбрать другой путь — путь почитания Бога, путь, который поможет Богу возвысить нас в своё время. Выражение «в своё время» в стихе 6 обозначает то время, которое Бог считает подходящим для того, чтобы возвысить нас.
Возложить своё беспокойство на Бога
В стихе 7 Пётр продолжает: «Всё своё беспокойство возложив на Него, потому что Его заботит то, что касается вас». Выражение, переведённое здесь как «возложив на Него», означает «бросив на Него», то есть поручив Ему, отдав Ему. Время греческого глагола указывает на действие, совершающееся раз и навсегда. Слова «всё своё беспокойство» означают, что нужно целиком возложить на Господа наше беспокойство на протяжении всей нашей жизни, всю нашу жизнь со всем её беспокойством. Мы должны научиться «бросать» на Бога груз своего беспокойства. Возможно, сейчас этот груз лежит у нас на плечах, но мы должны сбросить его со своих плеч и возложить на Бога.
Греческий глагол, переведённый как «возложив», указывает на действие, совершающееся раз и навсегда, но, поскольку мы слабы, иногда нам приходится возлагать свои беспокойства на Бога снова и снова. Иногда мы возлагаем свои беспокойства на Него лишь для того, чтобы через некоторое время тайно взять их назад. Я переживал это. Предположим, я возлагаю на Господа моё беспокойство. Но через несколько дней я понимаю, что я снова взял это беспокойство на себя, и поэтому мне нужно молиться: «О Господь, прости меня, что я забрал у Тебя это беспокойство. Я хочу снова возложить на Тебя все свои беспокойства».
Иногда я говорю Господу: «Господь, я возлагаю на Тебя не только сегодняшнее беспокойство, но и все беспокойства, которые я ожидаю в будущем. Господь, я предвижу, что будет много беспокойства. Сейчас я хочу отдать тебе всё это будущее беспокойство».
Греческое слово, переведённое как «беспокойство», также означает «тревогу», «озабоченность». Страдания, которые верующие переживают во время гонения, заставляют их тревожиться и беспокоиться. Им нужно не только смириться, принизиться, оставив свою гордость, своё высокомерие, но и «бросить» свою жизнь с её заботой на Бога, потому что Он не только могущественный и справедливый, но также любящий и верный в том, что касается их.
В качестве иллюстрации того, как к нам приходят беспокойства, можно использовать посадку самолётов в перегруженном аэропорту. Если вы понаблюдаете за тем, как самолёты заходят на посадку, вы увидите, что обычно они садятся один за другим. Но иногда они садятся парами или даже целой процессией. Иногда беспокойства кружат над нами подобно самолёту, который кружит над аэропортом в ожидании посадки.
У тех, кто имеет дело с людьми, обычно больше беспокойства, чем у тех, кто живёт один. Например, у неженатого брата, скорее всего, будет намного меньше беспокойства, чем у женатого брата, имеющего нескольких детей. Причиной беспокойства женатого брата является необходимость заботиться о жене и детях. Сначала источником беспокойства становится его жена. Затем с рождением каждого ребёнка у него появляются новые причины для беспокойства. Когда дети вырастают, вступают в брак и заводят собственных детей, причин для беспокойства становится ещё больше, поскольку в этом случае источником беспокойства становятся внуки.
Подобным образом источником беспокойства может быть наше имущество или собственность. Если вы владеете домом, то вы будете беспокоиться о содержании этого дома. Но если у вас появится ещё один дом, то вы будете беспокоиться и об этом доме. То же самое можно сказать о ваших банковских вкладах. Деньги, которые вы храните в банке, тоже могут стать источником беспокойства. На основе своих переживаний я могу засвидетельствовать, что чем больше я имею, тем больше у меня беспокойства, тем больше «самолётов» беспокойства кружит у меня над головой.
Все мы должны научиться возлагать всё своё беспокойство на Господа. Если мы не возложим своё беспокойство на Него, то у нас не будет мира. Может быть, у детей младше четырёх лет нет никаких беспокойств. Но чем старше мы становимся, тем больше у нас беспокойств, поскольку всё больше и больше «самолётов» беспокойства ждут посадки в нашем «аэропорту». Что же нам делать? Это нелегко, но мы должны возложить наше беспокойство на Господа. Если мы обнаруживаем, что мы берём назад то беспокойство, которое мы отдали Господу, то мы должны возложить его на Господа ещё раз.
Мы можем возложить всё наше беспокойство на Господа потому, что «Его заботит» то, что касается нас. Слова «Его заботит то, что касается вас» можно также перевести как «Он заботится о вас». Воспитывающий и судящий Бог проявляет любящую заботу о верующих, особенно о тех, кто подвергается гонению. Он верно заботится о них. Они могут «бросить» свою заботу на Него, особенно во время гонения.
В стихе 8 Пётр продолжает: «Будьте трезвы; бодрствуйте. Ваш противник, дьявол, как рычащий лев, ходит вокруг, ища, кого бы пожрать». Быть трезвым — значит иметь ясный разум, которому присущи трезвость и самообладание, чтобы мы знали, особенно так, как это раскрыто в этой главе, с какой целью Бог воспитывает нас и каков умысел Его врага, стремящегося уничтожить нас.
Если мы не возложим всё своё беспокойство на Господа, то нам будет трудно быть трезвыми. Из-за беспокойства многие святые оказываются в замешательстве. Если мы будем держаться за своё беспокойство, то наш разум не будет трезвым. Вместо того чтобы быть трезвыми, мы будем покрыты густым облаком замешательства и не будем иметь чувства направления. Если наш разум тревожат беспокойства, то мы не можем быть трезвыми. Наш образ мыслей не будет ясным; он будет находиться в состоянии замешательства, смятения. Если наш разум будет в таком состоянии, то нам будет трудно услышать говорение Господа. Кроме того, иногда из-за беспокойства мы говорим бессмысленные вещи. Таким образом, если мы хотим быть трезвыми, мы должны возложить своё беспокойство на Господа.
Согласно сказанному Петром в 5:8, мы также должны бодрствовать. Бодрствовать — значит быть бдительным, как на войне, как солдаты на передовой. Беспокойство — это коварный враг. Часто беспокойство является воплощением Сатаны. Мы должны бодрствовать и не позволять беспокойству захватывать нас. Оборона любой страны требует бдительности. Те, кто служит в министерстве обороны, всегда бодрствуют, чтобы страну не захватил враг. Это ещё одна мысль, из которой исходит Пётр, призывая нас быть трезвыми и бодрствовать.
Пётр написал стих 8 согласно своим переживаниям. Может быть, Пётр был недостаточно образован, но он был богат переживаниями. Господь призвал его, когда он был молодым. После воскресения Господа Пётр многому научился в Духе. До воскресения Христа Пётр многое услышал и увидел, однако у него не было надлежащего толкования и понимания этих вещей. Но после воскресения Господа пришёл Дух, который вошёл в Петра и сошёл на него, и Пётр начал понимать то, что он переживал на протяжении трёх с половиной лет, которые он провёл с Господом. Таким образом, Пётр был человеком, полным переживаний. Его писания основаны не только на доктрине, но и на переживании. Благодаря своим переживаниям Пётр мог побуждать святых быть трезвыми и бодрствовать.
Как мы уже указывали, в слове «бодрствуйте» подразумевается сражение. Мы участвуем в войне, и мы должны быть бдительными. Не позволяйте врагу вмешиваться. Беспокойство — это коварный враг. Дьявол часто скрывается внутри беспокойства или прячется за ним. Если вы примете беспокойство, то вы примете Сатану, дьявола. Поэтому вам нужно бодрствовать. Господь Иисус тоже велел Своим ученикам бодрствовать и молиться (Мф. 26:41). Мы должны бодрствовать, то есть быть настороже.
Мы должны бодрствовать, потому что наш противник, дьявол, как рычащий лев, ходит вокруг, ища, кого бы пожрать. Греческое слово, переведённое как «противник», буквально обозначает противника на суде. Здесь это слово обозначает Сатану, нашего обвинителя (Отк. 12:9-10). Греческое слово «диа́болос», переведённое как «дьявол», означает «обвинитель», «клеветник». Дьявол, Сатана, обвиняет нас перед Богом и клевещет на нас перед людьми.
Дьявол, противник, в стихе 8 связан с беспокойством в стихе 7. Если мы уступим беспокойству, то мы уступим и противнику, дьяволу. Можно даже сказать, что беспокойство в стихе 7 — это противник в стихе 8.
Противник и враг — это не одно и то же. Враг — это тот, кто противостоит нам объективно, кто находится вне нас. Противник — это тот, кто противостоит нам субъективно, кто противостоит нам внутри нас. Сатана — это не только враг вне нас, но и противник в нас. Беспокойство — это вид, принимаемый дьяволом как нашим противником. Когда мы беспокоимся или тревожимся, мы всегда должны говорить: «Сатана, ты разоблачён. На самом деле, этим беспокойством являешься ты. Не пытайся скрыться под маской. Я знаю, кто ты. Это не беспокойство — это ты, дьявол. Сатана, убирайся прочь от меня!»
Согласно контексту, беспокойством, по сути, является дьявол. Дьявол приходит, чтобы напасть на нас под маской беспокойства. Он принимает на себя вид беспокойства. Поэтому мы должны бодрствовать, быть бдительными.
Рычащий лев ищет, кого бы пожрать
В стихе 8 Пётр также говорит, что дьявол, как рычащий лев, ходит вокруг, ища, кого бы пожрать. Слово «рычащий» означает, что этот лев, дьявол, воет от голода. Слова «ходит вокруг» означают, что дьявол постоянно и настойчиво действует в поисках добычи. Есть одна поговорка, которая гласит, что дьявол никогда не спит. Он всегда деятелен и напорист, ища, кого бы пожрать.
Здесь Пётр предостерегает верующих, которые страдают в связи с гонением. Если они не захотят смириться под Божью могущественную руку и возложить своё беспокойство на Бога, то их пожрёт рычащий лев, дьявол, их противник. Из этого мы должны усвоить, что гордость и беспокойство делают нас лакомой добычей, утоляющей голод рычащего льва. Говоря об этом, Пётр, несомненно, не мог забыть о том, как Господь предостерегал его относительно желания дьявола (Лк. 22:31).
В стихе 8 язык Петра характеризуется простотой, краткостью и точностью. Все мы должны чему-то научиться у него, особенно тому, как свидетельствовать. Некоторые свидетельства представляют собой длинные истории, изобилующие множеством ненужных подробностей. Вместо длинных историй на собраниях нам нужны краткие и касающиеся существа дела свидетельства. Часто такие свидетельства являются наиболее действенными.
В стихе 9 Пётр говорит: «Ему противостойте, будучи твёрды в своей вере, зная, что те же страдания совершаются среди вашего братства в мире». Слово «противостать» здесь означает, что нужно не сопротивляться и не бороться, а стоять перед рычащим дьяволом твёрдо, подобно скале, на основании своей веры. Под «своей верой» понимается субъективная вера верующих, их вера в Божью защищающую силу и любящую заботу.
В стихе 9 Пётр говорит, что те же страдания совершаются среди нашего братства в мире. Судя по контексту этой и предыдущей глав, здесь имеются в виду страдания, связанные с гонением. Мы увидели, что братство — это братья, рассматриваемые как одно целое; семейство, состоящее из братьев; братья с чувством братской привязанности (2:17).
Беспокойство, о котором говорится в 5:7, связано с гонением. Когда святые сталкиваются с гонением, они беспокоятся, не зная, что с ними будет. Это беспокойство, эта тревога, может вызвать у них сомнения в услышанном ими благовестии. Это может отрицательно повлиять на их веру. Поэтому Пётр велит верующим противостоять дьяволу, оставаясь твёрдыми в их вере. Мы должны не сомневаться в том, во что мы верим, а быть твёрдыми в своей вере, зная, что те же страдания гонения совершаются среди братства по всему миру.