Христианская жизнь и её страдания
(11)
Тексты Писания: 1 Пет. 4:17-19
В предыдущем сообщении мы начали рассматривать раздел 4:12-19. В этом сообщении мы продолжим рассматривать стихи с 17 по 19 из четвёртой главы.
В 1 Пет. 4:17 говорится: «Потому что пора начаться суду с дома Божьего; и если прежде — с нас, то каков будет конец тех, кто не покоряется благовестию Божьему?» Как мы уже увидели, в этом Послании показано правление Бога, особенно в связи с теми мерами, которые Он применяет к Своим избранным людям. Страдания, которым они подвергаются во время огненного гонения, используются Им как средство для того, чтобы произвести над ними суд в воспитательных целях, благодаря которому они будут очищены и отделены от неверующих и не разделят их участь. Такой суд в воспитательных целях начинается с дома Божьего.
Греческое слово, переведённое в стихе 17 как «дом», также означает «семья». Здесь дом, или семья, обозначает церковь, состоящую из верующих (2:5; Евр. 3:6; 1 Тим. 3:15; Эф. 2:19). С этого дома, поскольку он является Его собственным, Бог начинает Своё правительственное управление Своим судом в воспитательных целях над собственными детьми, чтобы иметь прочное основание для суда в Своём вселенском царстве над теми, кто не покоряется Его благовестию и бунтует против Его правления. Это необходимо, чтобы Он основал Своё царство, о котором говорится во втором Послании Петра (2 Пет. 1:11).
Те, кто не покоряется благовестию Божьему
В 4:17 Пётр спрашивает, каков будет конец тех, кто не покоряется благовестию Божьему, если Божий суд начинается прежде с нас. Из этого вопроса видно, что неверующие, которые не покоряются благовестию Божьему, подвергнутся более суровому суду, чем тот, которому подвергаются верующие.
Слова «не покоряется» в стихе 17 имеют особое и конкретное значение. Однако многие христиане не понимают этого. Здесь, в 4:17, слова «не покоряется» употребляются главным образом по отношению к неверующим иудеям, а не по отношению к неверующим язычникам. Будучи Божьим народом, иудеи получили Моисеев закон, а также ветхозаветные предписания и обряды. Но ко времени написания этого Послания устроение изменилось. Ветхий Завет был старым устроением, а Новый Завет — это новое Божье устроение. Изменение устроения началось с пришествием Иоанна Крестителя. Разумеется, с пришествием Господа Иисуса оно изменилось ещё больше.
Иоанн Креститель был сыном священника (Лк. 1:5, 13). Это означает, что он тоже должен был стать священником, который служит в храме и приносит жертвы, зажигает лампады и совершает курение на жертвеннике курения. Так священники служили Богу согласно старому устроению. Однако этот сын священника не остался в храме. Он вышел в пустыню. Кроме того, как священник, он должен был носить священническую одежду, которая шилась, в основном, из тонкого льна (Исх. 28:4, 40-41; Лев. 6:10; Иез. 44:17-18). Однако в пустыне он носил одежду «из верблюжьего волоса, и кожаный пояс» (Мф. 3:4). Иоанн должен был есть священническую пищу, которая готовилась, в основном, из тонкой муки и мяса жертв, приносимых Богу Его народом (Лев. 2:1-3; 6:16-18, 25-26; 7:31-34). Однако Иоанн ел саранчу и дикий мёд. Религиозное сознание шокировал особенно тот факт, что человек из священнического рода носил одежду из верблюжьего волоса, так как согласно левитским правилам верблюд считался нечистым животным (Лев. 11:4). Всё это показывает, что Иоанн полностью оставил ветхозаветное устроение. Иоанн не приносил жертвы, не зажигал лампады в храме и не совершал курение на жертвеннике курения. Вместо этого он шёл в пустыню и призывал Божий народ покаяться. Тех, кто каялся, он крестил в воде. С точки зрения иудаизма, то, что делал Иоанн, было чем-то еретическим.
Согласно Мф. 3:2, Иоанн проповедовал в пустыне и говорил: «Кайтесь, ибо приблизилось царство небес». Проповедь Иоанна Крестителя ознаменовала начало Божьего новозаветного домостроительства. Он осуществлял эту проповедь не в святом храме в святом городе, где религиозные и высококультурные люди поклонялись Богу согласно своим основанным на Писаниях правилам, а в пустыне. Проповедь Иоанна проходила без соблюдения каких-либо правил старого устроения. Отсюда видно, что старый путь, при котором люди поклонялись Богу согласно Ветхому Завету, был отвергнут и что вскоре должен был появиться новый путь.
На самом деле, благовествование началось не с Господа Иисуса, а с Иоанна Крестителя. Тем, кто приходил креститься у него, Иоанн говорил: «Я крещу вас в воде к покаянию, но Тот, кто идёт за мной, сильнее меня; я недостоин понести Его сандалии. Он Сам будет крестить вас в Святом Духе и огне, и у Него в руке лопата для веяния. И Он расчистит Своё гумно и соберёт Свою пшеницу в амбар, а мякину сожжёт неугасимым огнём» (Мф. 3:11-12). Здесь Иоанн как бы говорит: «Тот, кто идёт за мной, будет крестить вас либо в Духе, либо в огне. Он поместит вас либо в Духа, либо в огненное озеро. Только у Него есть сила, чтобы сделать это. Поэтому вы должны искренне покаяться».
Среди иудейского народа были фарисеи, саддукеи, книжники, старейшины и главные священники, которые не покорились ни проповеди Иоанна Крестителя, ни проповеди Господа Иисуса. Это ясно видно как из Евангелий, так и из Деяний. В день Пятидесятницы Пётр с одиннадцатью благовествовали иудейскому народу. Большинство из уверовавших были рассеявшимися иудеями, которые вернулись в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Однако местные жители, особенно фарисеи, саддукеи и вожди народа, не хотели уверовать. Иначе говоря, они не хотели покориться благовестию. Кроме того, когда Господь воздвиг Павла, то Павел отправился благовествовать в языческие города. Куда бы он ни шёл, он везде сталкивался с гонениями, неприятностями и противостоянием со стороны иудеев. Таким образом, апостолы в своих писаниях употребляли слова «не покоряются» по отношению к неверующим иудеям, которые не покорились благовестию.
Как мы уже отмечали, Первое послание Петра было написано верующим из иудеев. Если говорить точнее, это Послание было написано избранным «пришельцам рассеяния» (1:1). Термин «рассеяние» был знаком всем иудеям, рассеянным среди народов. Этот термин ясно показывает, что это Послание было написано для верующих из иудеев. Эти верующие, рассеянные по всему языческому миру, подвергались гонению. Нам важно понять, что это гонение исходило в основном не от язычников; главным образом оно исходило от противостоящих иудеев, тех, кто не покорялся благовестию.
Такие слова, как «рассеяние» в 1:1 и «не покоряется» в 4:17, говорят о том, что в своих писаниях Пётр делает большой акцент на устроительном аспекте. Пётр ясно дал понять, что он пишет избранным пришельцам рассеяния. Слово «рассеяние» — это еврейский термин. Ко времени написания этого Послания многие иудеи находились в рассеянии, будучи разбросаны. Верующие из язычников жили в своих городах, тогда как верующие из иудеев были в рассеянии, потому что они были разбросаны, рассеяны, среди язычников и находились вдали от своей родины. Следовательно, эти рассеявшиеся иудеи были пришельцами рассеяния.
Использованные здесь термины из иудаизма говорят о том, что это Послание было написано верующим из иудеев. Один из этих терминов — это «кропление крови» (1:2). В прообразе кропление умилостивляющей крови ввело окроплённый народ в старый завет (Исх. 24:6-8). Точно так же кропление искупающей крови Христа приводит окроплённых верующих в благословение нового завета, то есть в полное участие в Триедином Боге (Евр. 9:13-14). Такие выражения, как «избранные пришельцы рассеяния» и «кропление крови Иисуса Христа» говорят о том, что это Послание было написано верующим из иудеев.
Слова «тех, кто не покоряется благовестию Божьему», в 4:17 относятся главным образом к неверующим иудеям. С точки зрения Бога, неверующие иудеи были непокорны. Через Моисея Бог дал им закон, и они приняли его. Но когда Божье устроение изменилось и Бог хотел дать им благовестие, то иудеи не покорились благовестию и взбунтовались против него. Если мы хотим понять стих 17, то мы должны осознать, что слова «не покоряется благовестию» обозначают главным образом непокорность неверующих иудеев.
С своём «Синопсисе» Дж. Н. Дарби неоднократно отмечает, что Первое послание Петра было написано с точки зрения устроений и адресовано верующим из иудеев. Устроительный аспект Первого послания Петра не позволяет полностью применить некоторые стихи к верующим из язычников.
В стихе 18 Пётр продолжает: «И если праведник с трудом спасается, то нечестивый и грешник где явится?» Здесь под словом «праведник» понимаются верующие, которые становятся праведными, будучи оправданы посредством своей веры в Христа (Рим. 5:1) и благодаря тому, что они ведут праведную жизнь в Христе (Флп. 3:9; 2 Кор. 5:21; Отк. 19:8).
В стихе 18 в правильном переводе должно говориться «с трудом спасается». В Библии короля Якова даётся перевод «едва спасается». Это неправильный перевод и он, по сути, меняет значение этого выражения. Что означает выражение «едва спасается»? На самом деле, греческое выражение означает «спасается с трудом». Под трудностью понимаются гонения, страдания и, главным образом, Божьи воспитательные меры. Бог спас Своих избранных пришельцев с трудом, проведя их через множество воспитательных мер, а также судов, страданий и гонений.
Если Божьи дети, члены Божьей семьи, спасаются с трудом, то неужели вы думаете, что иудеи, которые не верят и которые не покоряются Божьему благовестию, избегут Божьего суда? Конечно они его не избегут. Если Бог наказывает и судит Своих избранных пришельцев, то насколько более суровому суду подвергнутся нечестивые! Стих 18 можно применить в целом ко всем грешникам и нечестивым людям. Но согласно пониманию Петра, этот стих применялся особо к неверующим иудеям. Если верующие иудеи, которым было написано это Послание, спасаются с трудом, то есть спасаются, подвергаясь Божьему устроительному воспитанию и наказанию, то насколько больше будут страдать неверующие иудеи, те, кто не покоряется благовестию Божьему! Разумеется, нечестивых Бог будет судить гораздо более сурово, чем верующих. Где явятся нечестивые и грешники, когда Бог будет судить их?
Под словом «спасается» в стихе 18 понимается не спасение от вечной гибели благодаря смерти Господа, а спасение от грядущего уничтожения благодаря испытаниям гонения как Божьему суду в воспитательных целях (1 Фес. 5:3, 8). Верующий, которого Бог воспитывает, подвергая его гонению, чтобы очистить его жизнь, спасается, проходя через трудности, связанные с гонениями, от уничтожения в результате Божьего гнева, направленного на мир, особенно на неверующих иудеев, и от грядущего разрушения Иерусалима.
Среди ранних апостолов существовала твёрдая уверенность в том, что Господь Иисус скоро вернётся судить неверующих грешников, которые нечестивы и не слушаются Его благовестия (2 Фес. 1:6-9). Судя по всему, именно об этом говорит здесь Пётр. Если в Божьем правлении праведник, который послушался Божьего благовестия и ведёт праведную жизнь перед Богом, спасается с трудом, подвергаясь гонению в качестве Божьего воспитательного наказания, чтобы его жизнь была очищена, то где встанет нечестивый, который не покоряется благовестию Бога и ведёт греховную жизнь наперекор Его правлению, когда придёт уничтожение от Его гнева?
Излияние Духа в день Пятидесятницы и возвращение Господа можно считать двумя большими «горными вершинами», которые видели апостолы. Когда в день Пятидесятницы Бог излил Своего Духа для спасения, Господь открыл дверь спасения для всех грешников. Сначала дверь была открыта для иудеев, а затем — для язычников. Апостолы ожидали, что Господь скоро вернётся, и не понимали ясно, что между «вершиной» Пятидесятницы и второй «вершиной» возвращения Господа есть определённое расстояние. Если мы прочитаем писания Павла, то мы увидим, что он тоже ожидал скорого возвращения Господа Иисуса. У ранних апостолов не было ясности в отношении промежутка времени между Пятидесятницей и пришествием Господа. Когда они спросили Господа Иисуса о времени Его пришествия, Он сказал им, что это знает только Отец (Деян. 1:6-7). Отец скрывал это как тайну в Себе. Поэтому даже Господь Иисус не мог открыть это ученикам. Как мы уже отмечали, апостолы видели только две вершины.
Возможно, у вас было такое переживание: вы увидели на некотором расстоянии от себя две горные вершины. Сначала вы не поняли, что на самом деле эти две вершины разделяет большое расстояние. Вам казалось, что эти две горные вершины находятся рядом друг с другом. Возможно, позднее вы поняли, что эти две горные вершины не являются частью одного горного массива. Это иллюстрация того, что день Пятидесятницы и день Господнего возвращения разделяет определённый промежуток времени.
Перед Своей смертью Господь Иисус предсказал разрушение Иерусалима. Когда ученики заговорили с Ним о зданиях храма, Он ответил: «Видите всё это? Истинно говорю вам: ни в коем случае не останется здесь камня на камне, который не будет сброшен» (Мф. 24:2). Более того, в Лк. 21:20 Он сказал: «А когда увидите, что Иерусалим окружён войсками, тогда знайте, что приблизилось его опустошение». Господь говорил, что Иерусалим будет разрушен. Это пророчество было исполнено в 70 г. по Р.Х., когда войско под командованием Тита, полководца Римской империи, разрушило город Иерусалим. Я думаю, что, когда Пётр писал это Послание, он думал о пророчестве Господа в отношении разрушения Иерусалима. Поэтому Пётр как бы говорил: «Все иудеи должны быть осторожны. Бог производит суд, осуществляя Своё правительственное управление. Мы знаем, что пройдёт не так много времени, прежде чем Иерусалим будет разрушен и Бог будет судить неверующих». Поскольку у Петра были такие мысли, он мог сказать верующим иудеям, которые подвергались гонению как Божьему наказанию в воспитательных целях, что они будут спасены от грядущего разрушения. Затем он спрашивает, где будут непокорившиеся иудеи, когда придёт разрушение.
Поручать свои души верному Творцу
В заключение, в стихе 19, Пётр говорит: «Так что и те, кто страдает согласно воле Божьей, пусть поручают свои души верному Творцу, делая добро». Согласно Своей воле Бог хочет, чтобы мы страдали ради Христа, и Он назначил нас к этому (3:17; 2:15; 1 Фес. 3:3).
Слово, переведённое как «поручают», буквально означает «вверяют как вложение», как в Лк. 12:48; Деян. 20:32; 1 Тим. 1:18 и 2 Тим. 2:2. Когда верующие подвергаются гонению в теле, особенно так, как в случае мученической смерти, они должны поручать свои души как вложение Богу, верному Творцу, как Господь поручил Свой дух Отцу (Лк. 23:46). Гонение может нанести вред только телу страдающих верующих, но не их душам (Мф. 10:28). Их души хранит Господь как верный Творец. Они должны содействовать Господу, с верой поручая Ему свои души.
Согласно стиху 19, верующие должны поручать свои души верному Творцу, делая добро. Слова «делая добро» означают «делая правильные, добрые и благородные дела».
Под Творцом в стихе 19 понимается Творец не нового творения в новом рождении, а Творец старого творения. Гонение — это страдание в старом творении. Бог, будучи нашим Творцом, может сохранить нашу душу, которую Он сотворил для нас. Даже наши волосы сосчитаны Им (Мф. 10:30). Он полон любви и верности. Его исполненная любви и верности забота (1 Пет. 5:7) сопутствует Его справедливости в Его правительственном управлении. Когда Он судит нас, Свой дом, в Своём правлении, Его любовь верно заботится о нас. Подвергаясь в своих телах Его справедливому суду в воспитательных целях, мы должны поручать свои души Его верной заботе.