Христианская жизнь и её страдания
(8)
Тексты Писания: 1 Пет. 4:1-4
В 1 Пет. 4:1-6 Пётр переходит к вопросу о том, что верующие должны вооружиться мыслью Христа для страдания. В стихе 1 говорится: «Итак, поскольку Христос пострадал в плоти, то и вы вооружитесь той же мыслью (потому что кто пострадал в плоти, тот оторван от греха)». Слово «вооружиться» указывает на то, что христианская жизнь — это жизнь битвы.
Слова «вооружитесь той же мыслью» можно также перевести как «вооружитесь тем же разумом». Одна главная цель этой книги состоит в том, чтобы воодушевлять и увещевать верующих следовать по стопам Христа, когда они подвергаются гонению (1 Пет. 1:6-7; 2:18-25; 3:8-17; 4:12-19). У них должен быть тот же разум, что был у Христа, когда Он страдал (1 Пет. 3:18-22). Основное назначение нашего разума в том, чтобы понимать и осознавать. Чтобы вести такую жизнь, которая следует по стопам Христа, нужен обновлённый разум (Рим. 12:2), который будет понимать и осознавать то, как Христос жил для исполнения Божьего замысла.
В нашей практической повседневной жизни самой сильной частью нашего существа является разум. Разум управляет всеми действиями, которые мы совершаем в своём житии. Нашей жизнью управляет не наша воля, а наш разум. Наш разум управляет всеми нашими действиями.
Нашим житием управляет наш разум, поэтому проповедование Слова должно менять мышление человека. Одна цель проповедования и учения состоит в том, чтобы изменить разум людей. Если мы будем думать определённым образом, мы будем направлены таким же образом. Но если мы переменим наши мысли и будем думать по-другому, то изменится и направление нашего жития. Наши мысли управляют тем, что мы делаем, что говорим и чем занимаемся. Поэтому в 4:1 Пётр велит верующим вооружиться мыслью Христа.
Вооружиться разумом Христа — значит вооружиться мыслями и представлениями Христа. Это предполагает изменение образа мышления. Многие христиане думают, что если мы будем любить Бога и исполнять Его волю, то у нас будет Его благословение и мы никак не будем страдать. Среди христиан распространено представление о том, что те, кто любит Господа, не должны ожидать страданий. Но посмотрите на жизнь Христа. Разве Он не любил Бога? Разве Он не исполнял Божью волю? Христос бесконечно любил Бога и исполнял Божью волю полностью и абсолютно. Но что происходило с Ним в Его житии? Кажется, что на протяжении всей Его жизни на земле не было никаких благословений, а были только страдания. Он родился в бедной семье, которая не считалась семьёй, принадлежавшей к высшим слоям общества. Конечно же, члены этой семьи были потомками Давида и поэтому имели царское происхождение. Но когда родился Господь Иисус, эта царская семья была очень бедной в смысле средств к существованию. Кроме того, эта семья жила не в Иерусалиме, а в презираемом галилейском городе Назарете. Галилею можно сравнить с одним из небогатых штатов США, то есть со штатом, который не может равняться с другими богатыми и густонаселёнными штатами. Господь Иисус прожил в Назарете более тридцати лет. В начале жизни Его положили в ясли, а в конце жизни Его поместили на крест. Где в жизни Господа мы видим Божье благословение? Он переносил одно страдание за другим. У Него не было хорошей репутации, и Ему было негде приклонить голову. Так жил Господь Иисус, когда Он был на земле. Его жизнь была жизнью страданий.
Мысль о том, что христианская жизнь — это жизнь cтраданий, противоречит природному, религиозному образу мышления, в особенности природному образу мышления многих христиан. Очень многие христиане считают, что если мы принадлежим Богу, являемся Божьим народом, любим Бога и исполняем Божью волю, то у нас всё будет в порядке. Согласно этому представлению, мы получим благословение и у нас будут хорошая работа, красивый дом и превосходная семейная жизнь. Возможно, те христиане, которые придерживаются этого представления, рассчитывают, что все их дети получат хорошее образование и станут обеспеченными специалистами. Иногда удачливые и обеспеченные христиане говорят: «Какие благословения я получил от Господа! Всё, что я имею, и всё, чего я достиг, — это результат того, что я люблю Господа Иисуса и исполняю Божью волю. Посмотрите, как Бог благословил меня».
Такое представление о христианской жизни не имеет ничего общего с тем, чему учит Пётр в этом Послании. Пётр знал, что чем больше мы будем любить Господа, тем больше лишений мы будем терпеть. Он также знал, что чем больше мы будем исполнять Божью волю, тем больше трудностей у нас будет. У нас могут возникнуть трудности, связанные с работой, деньгами и семейной жизнью. Возможно, услышав это, кто-то скажет: «Брат Ли, не говорите так. Такое учение отпугнёт христиан». Вот почему все мы должны прислушаться к повелению Петра о том, чтобы вооружиться мыслью, или разумом, Христа.
Каков разум Христа? Если у нас будет разум Христа, то мы поймём, что мы живём в бунтарском веке среди испорченного, развращённого поколения. Нынешний век является бунтарским, а нынешнее поколение — развращённым, поэтому чем больше мы будем любить Бога и исполнять Его волю, тем больше мы будем страдать. Мы будем страдать, потому что мы не можем следовать течению этого века. Мы хотим исполнять Божью волю, но Божья воля абсолютно противоположна направлению, или течению, этого века. Мы хотим любить Господа Иисуса, а это совершенно не соответствует течению этого растлённого мира. Таким образом, если мы любим Господа и исполняем Божью волю, мы обязательно будем страдать. Таким будет наш настрой в том случае, если у нас будет разум Христа.
Мы должны вооружиться, снарядиться, разумом Христа. Это означает, что разум Христа является оружием, частью доспехов, необходимых для сражения в битве за Божье царство.
Если мы вооружимся разумом Христа для страдания, то мы будем с готовностью переносить страдание. Мы скажем: «Слава Господу! Мои страдания — часть моей судьбы. Они назначены мне Богом. Страдания являются уделом Божьих детей в этом веке». В 1 Фес. 3 Павел говорит верующим, что Бог назначил нас к тому, чтобы мы подверглись страданиям и гонениям. Бог назначил нас не к тому, чтобы мы получили какое-то материальное благословение — Он назначил нас к тому, чтобы мы подверглись страданиям. Поэтому, зная, что Христос пострадал в плоти, мы тоже должны вооружиться той же мыслью. У нас не должно быть мысли о том, чтобы молиться о материальном благословении. Это неправильная мысль.
Страдать в плоти и быть оторванным от греха
В 4:1 Пётр отмечает, что те, кто пострадал в плоти, оторваны от греха. Удовольствие подогревает вожделения нашей плоти (ст. 2), а страдание охлаждает их. Цель Христова искупления в том, чтобы избавить нас от нашего унаследованного суетного образа жизни (1:18-19). Страдание отвечает искуплению Христа в достижении этой цели, храня нас от греховного образа жизни, от разлива распутства (ст. 3-4). Такое страдание, вызванное в основном гонением, является воспитательными мерами Бога в Его правительственной работе. Когда мы подвергаемся такому страданию, это значит, что Бог судит нас, работает над нами и воспитывает нас в плоти (ст. 6). Поэтому мы должны, вооружившись трезвым разумом, терпеливо переносить это страдание.
В Божьем домостроительстве страдание совершает благое дело для Божьих детей. Страдание в большой степени ограничивает наши вожделения. Чем больше люди наслаждаются материальными вещами, тем больше они исполняют свои вожделения и потворствуют им. Но если мы испытываем бедность, гонения или болезни, то эти страдания ограничивают потворство вожделениям. Всем известно, что богатые совершают больше грехов, связанных с вожделениями, чем бедные. Если вы очень богаты и вам не нужно работать, то вы можете тратить время на потворство своим вожделениям. Вы можете путешествовать по всему миру в поисках удовольствий. Однако, возможно, Господь ограничил вас в финансовом отношении, так что вам едва хватает денег на самое необходимое. Вы трудитесь целыми днями, чтобы заработать на жизнь. В результате ваших трудов у вас нет ни времени, ни сил на потворство своим вожделениям. Ваша бедность убивает даже стремление к удовольствию, связанному с вожделениями.
Быть богатым — опасно. Если вы будете богаты и будете ездить на роскошной машине, чтобы произвести впечатление на других, то вожделения в вашем сердце немедленно дадут о себе знать. Не думайте, что если вы христианин и у вас есть божественная жизнь, то вы не можете столкнуться с таким искушением. Дьявол использует богатство, чтобы пробуждать вожделения. Однако Бог использует страдания в плоти, чтобы мы оказались оторваны от греха.
В стихе 2 Пётр продолжает: «…чтобы уже не в человеческих вожделениях, а в воле Божьей прожить оставшееся время в плоти». Из этого стиха следует, что мы должны жить уже не суетным образом жизни, переданным нам от отцов (1 Пет. 1:18), а святым и превосходным образом жизни (1 Пет. 1:15; 2:12), который чист в святом страхе и добр в Христе (1 Пет. 3:2, 16). Такова Божья воля.
Имея материальное богатство, нелегко удерживаться от вожделений и исполнять Божью волю. Вот почему Бог даёт нам определённую долю страданий. Эти страдания ограничивают наши вожделения и сохраняют нас в Божьей воле. В этом смысле все мы должны поклоняться Богу за наши страдания. Мы должны говорить Ему: «Господь, я просто поклоняюсь Тебе за то, что в Своём всевластии Ты уделил мне страдания, чтобы я был сохранён в Твоей воле».
Мы не должны бояться, что у нас будет слишком много страданий. Господь знает, как уделять нам страдания. Если Он велит мужьям уделять жёнам определённую долю почёта, то, несомненно, Он знает, сколько страданий уделить нам. Он не уделит ни слишком мало, ни слишком много. Данный Им удел будет соразмерным; он будет составлять ровно столько, сколько нам нужно.
Предположим, какой-то брат говорит: «Недавно я был очень счастлив в Господе, а сегодня я потерял работу, и теперь я очень подавлен». Этот брат должен понять, что это страдание уделено ему Господом. Однако брат может сказать: «Я потерял работу из-за инфляции и плохой экономики. Как вы можете говорить, что это идёт от Господа?» На первый взгляд этот брат потерял работу из-за экономики, но экономика и всё, что с ней связано, находятся под Божьим всевластием. Поэтому даже потеря работы — это нечто, уделённое Господом. Точно так же то противостояние, с которым мы сталкиваемся, возможно, даже со стороны членов нашей семьи, может быть страданием, которое уделено нам Богом ради нашего блага.
В стихе 3 Пётр говорит: «Ибо достаточно вам прошедшего времени для исполнения желания язычников, когда вы шли всё дальше в разврате, вожделениях, попойках, разгулах, пьянстве и беззаконном идолослужении». Греческое слово, переведённое как «желание», буквально означает «замысел», «воля», то есть намерение, склонность; отсюда — значение «желание». Все отрицательные вещи, перечисленные в этом стихе, связаны с суетным образом жизни (1:18).
Все отрицательные выражения в этом стихе обозначают потворство желаниям в различных аспектах. Слово «разврат» обозначает потворство желаниям в области половых отношений, а «вожделения» — это различные виды желаний, которым люди потворствуют. У людей могут быть разнообразные вожделения. Например, у мирских людей может быть вожделение к украшениям. У них не только есть такое вожделение — они также потворствуют ему.
Под словом «попойки» понимается потворство своему желанию в употреблении вина. Это слово обозначает чрезмерное употребление вина.
Слово «разгулы» обозначает совместные еду и питьё в порочных компаниях. Те, кто участвует в разгулах, обычно кричат и шумят, ничем себя не ограничивая и не сдерживая.
В стихе 3 Пётр также упоминает пьянство. Люди занимаются пьянством, когда стараются выпить один больше другого. Они соревнуются в том, кто сможет больше выпить.
Те слова, которые Пётр употребляет в стихе 3, показывают растление общества во времена Римской империи. Римская империя потерпела поражение не просто со стороны иноземных войск — причиной её поражения было её внутреннее растление. Мы знаем историю Римской империи, поэтому нас беспокоит сегодняшнее состояние Соединённых Штатов. Эта страна обладает военной мощью, но в ней много внутреннего растления. Подумайте о том, чем занимаются многие мирские люди по выходным. Бог сделал первый день недели свободным днём, чтобы мы поклонялись Богу и познавали что-то Божье. Однако мирские люди используют этот день для того, чтобы предаваться разврату, вожделениям, попойкам, разгулам и пьянству. Это описание образа жизни язычников. В стихе 3 Пётр говорит, что нам достаточно прошедшего времени для исполнения желания язычников. Мы больше не должны так жить.
В стихе 3 Пётр говорит не только о потворстве вожделениям, но и о «беззаконном идолослужении». Где есть потворство вожделениям, там будет идолослужение. Кто-то скажет: «Мы живём в современной стране с развитой наукой. Здесь люди не склонны к суевериям. У нас нет идолов». У всех, кто потворствует вожделениям, есть идолы; это факт.
В стихе 3 Пётр говорит не просто об идолослужении, а о беззаконном идолослужении. В Библии короля Якова и в «Американском стандартном переводе» вместо прилагательного «беззаконное» употребляется слово «мерзкое». Дж. Н. Дарби в своём переводе употребляет слово «неосвящённое». Однако в Восстановительном переводе Нового Завета мы употребляем слово «беззаконное». Смысл здесь в том, что идолослужение всегда делает людей беззаконниками. Если человек поклоняется идолу или занимается идолослужением, то он обязательно станет беззаконником. Он будет делать некоторые вещи без всякого ограничения. Поэтому я думаю, что слово, употреблённое Петром в стихе 3, обозначает беззаконие. Здесь Пётр говорит, что идолослужение делает людей беззаконниками. Он не имеет в виду, что поклонение идолу является нарушением закона. Он говорит, что идолослужение приводит к тому, что люди не подчиняются правилам и ограничениям; оно приводит к тому, что люди живут, не руководствуясь каким бы то ни было законом. В Китае я встречал идолослужителей, житие которых было поистине беззаконным.
В стихе 4 Пётр продолжает: «В этом они считают странным, что вы не бежите вместе с ними в тот же разлив распутства, и клевещут на вас». Словосочетанию «считают странным» соответствует греческое слово «ксени́зо». Это греческое слово означает «принимать гостей», «быть гостем», «быть чужим, чуждым»; «оказывать приём», «предоставлять жилище»; «считать странным». Среди неверующих язычников, которые вместе бегут в разлив распутства, жить в плоти в человеческих вожделениях (ст. 2) — это что-то обычное, а вести святую жизнь в воле Божьей и не бежать вместе в потворстве вожделениям — это они считают странным. Для них это что-то чуждое, диковинное. Они удивляются и изумляются этому.
Слова «бежите вместе» означают «несётесь толпой, подобно компании гуляк». Бежать так — значит жить в плоти в человеческих вожделениях, исполнять желание язычников (ст. 3), ведя суетный образ жизни.
Греческое слово «ана́хюсис», переведённое как «разлив», означает, что что-то изливается, разливается поверх чего-то (как во время прилива); отсюда — значение «разлив». Здесь оно обозначает переходящее все границы потворство вожделениям, безудержное нравственное растление и падение, подобное разливу, вбегая в который человек тонет.
Мирские люди считают странным, что мы не бежим вместе с ними в тот же разлив распутства. В этом стихе все виды потворства вожделениям, перечисленные в стихе 3, сравниваются с разливом. Этот разлив представляет собой поток, течение. Когда наступают выходные, мирские люди, следуя этому потоку, предаются своим вожделениям. Они считают странным, что мы, верующие, не бежим вместе с ними в этот разлив потворства своим вожделениям. Кажется, что мы для них чужие. Они относятся к нам как к иностранцам, гражданам другой страны. Предположим, вы живёте в Соединённых Штатах и к вам приезжают гости из-за границы. Возможно, они покажутся странными вам, а вы покажетесь странными им. И у вас, и у них будет ощущение, что рядом с вами иностранцы. То же самое в принципе происходит, когда мы не бежим вместе с неверующими и мирскими людьми в разлив распутства. Когда мы отказываемся это делать, это кажется им чем-то странным, чуждым и чужим.
Ваши коллеги на работе могут посчитать странным, что на выходных вы не предаётесь мирским развлечениям. Возможно, в пятницу, в конце дня, кто-то из них спрашивает вас о ваших планах на выходные. Они с гордостью рассказывают о том, как они собираются предаваться своим вожделениям, и настойчиво требуют, чтобы вы рассказали о своих планах. Тогда вы объясняете, что на выходных у вас будут собрания церкви. Может быть, однажды на выходные вы поедете в другой город на конференцию. Ваши коллеги могут посчитать странным, что в выходные вы занимаетесь такими вещами. Кто-то может даже сказать вам: «Откуда ты? С другой планеты? Ты не такой, как мы. Ты для нас чужой».
Греческое слово, переведённое как «считают странным», в Библии короля Якова переводится как «изумляются». В других переводах употребляется слово «удивляются». Мы не можем принять эти варианты перевода, поскольку они очень далеки от значения греческого слова. Лучше всего переводить это слово буквально, то есть «считают странным», как это сделано в Восстановительном переводе. Неверующие будут считать странным, что мы не хотим вместе с ними предаваться плотским вожделениям. В особенности им может показаться странным, что мы не празднуем Рождество и не ходим на Рождественские вечеринки. Обычай этого растлённого мира, обычай этого испорченного, развращённого поколения состоит в том, чтобы следовать за течением потворства вожделениям и распутства. Но мы не хотим бежать вместе с ними в соответствии с этим течением.
Слово «распутство» в стихе 4 также обозначает чрезмерное потворство вожделениям. Всем нам нужно есть, но мы не должны есть сверх меры. Всем нам нужно пить, но мы не должны пить слишком много. Однажды Павел сказал Тимофею, чтобы ради его частых болезней он употреблял немного вина. Нет ничего плохого в том, что человек по особой необходимости употребляет немного вина ради своего здоровья, но он должен знать меру и не должен пить слишком много. Если мы заходим слишком далеко в еде и питье, то это — потворство вожделениям, излишество, распутство. У нас, верующих, не должно быть никакого распутства. У нас должен быть предел, ограничение, в еде, питье, покупках и расходовании денег. Ни в одной из этих областей не должно быть никакого распутства. Мирские люди, следуя разливу распутства, предаются своим вожделениям, но мы не идём этим путём. Они следуют течению этого века, а мы движемся против течения. Это они считают очень странным.
Неверующие бегут вместе в разлив распутства и при этом клевещут на верующих. Иначе говоря, они злословят нас, оскорбительно говорят о нас (Деян. 13:45; 1 Пет. 2:12; 3:16). Во времена Римской империи на верующих, поведение которых считали странным, несправедливо клеветали, обвиняя их во всевозможных преступлениях.
Клевета, о которой говорится в стихе 4, направлена не против Бога, а против нас, верующих. Многие из нас сталкивались с клеветой неверующих в школе, на работе или со стороны соседей. Некоторые сталкивались с клеветой даже со стороны своих родственников. Те, кто следует течению этого века, часто клевещут на верующих.