Христианская жизнь и её страдания
(2)
Тексты Писания: 1 Пет. 2:21-23
Дополнительное слово о благодати
В 1 Пет. 2:13-20 мы видим несколько моментов, связанных с нашей повседневной жизнью. Ближе к концу этого раздела, в стихе 19, Пётр говорит: «Это благодать», а в конце стиха 20 он говорит: «Это благодать у Бога». То, как Пётр употребляет слово «благодать» в этих стихах, создаёт трудности для переводчиков. Если употреблённое здесь греческое выражение переводить буквально, то, возможно, читателям будет трудно понять, о чём говорит Пётр. Однако при создании Восстановительного перевода мы переводили это слово буквально. В стихе 19 говорится: «Ибо это благодать, если кто-нибудь из-за сознания Бога переносит печали, страдая несправедливо». Некоторые переводчики думают, что если в переводе будет употреблено слово «благодать», то обычный человек, прочитав этот стих, не сможет понять его смысл; поэтому они употребляют слово «угодно». В некоторых переводах говорится: «Это заслуживает благодарения». Однако ни один из этих переводов не является точным с точки зрения греческого текста. Кроме того, они не удовлетворяют внутреннее чувство в духе. Следовательно, эти варианты перевода «не попадают в цель». Именно по этой причине при создании Восстановительного перевода мы решили перевести это слово буквально. Поэтому в стихе 19 говорится: «Это благодать», а в стихе 20 говорится: «Это благодать у Бога».
Теперь, когда у нас есть точный перевод этих стихов, как нам следует понимать их? В особенности, как следует толковать то, что Пётр говорит о благодати? Я могу засвидетельствовать, что мне было очень трудно писать примечания к стиху 19. Мне хотелось что-то сказать, но сначала мне было нечего сказать. В конечном итоге пришёл свет от Господа, и я увидел, что под благодатью в этом стихе понимается побуждающая сила божественной жизни в нас и её выражение в нашем житии, которые становятся в нашем поведении чем-то благодатным и угодным в глазах и человека, и Бога (ст. 20). Что такое благодать в нашем образе жизни? Это побуждающая сила полученной нами при возрождении божественной жизни внутренне и выражение этой жизни внешне. Затем эта побуждающая сила и это выражение становятся благодатными и угодными в нашем поведении. Когда другие видят это, они могут сказать, что это благодать в нашем образе жизни. Изо дня в день мы должны создавать у людей впечатление, что благодать с нами. Иначе говоря, они должны видеть благодать в нашей повседневной жизни.
Мы часто видели благодать в жизни святых, которые испытывали трудности или лишения. Например, одна сестра заболела. Все беспокоятся о ней, потому что всем кажется, что она умирает. Но, лёжа в постели в больнице, она полна радости. Это вызывает удивление у врачей и медсестёр. Эта сестра может переносить такие страдания, которые другие не могут переносить, и она не боится умереть. Та жизнь, которая является её внутренней побуждающей силой, выражается внешне даже в разгар её болезни. Это благодать.
Мы также видели такое выражение благодати во время похорон. Одна сестра потеряла мужа. Но даже во время похорон её лицо сияло. Используя слова Петра для описания переживаний этой сестры, мы о опять можем сказать: «Это благодать».
Благодать — это божественная жизнь для нашего наслаждения. Сначала благодать является внутренней побуждающей силой, а затем она получает внешнее выражение в нашем житии. И внутренняя побуждающая сила, и внешнее выражение становятся чем-то приятным, благодатным и угодным. Я думаю, что именно так следует понимать то, что Пётр говорит о благодати в 1 Пет. 2:19-20.
В Евр. 12:28 говорится: «Будем иметь благодать». Иметь благодать — значит обладать благодатью, принимать благодать и применять благодать. Благодать пришла, и теперь она с нами. Что такое благодать? Благодать — это приготовленный Триединый Бог как всеобъемлющий, животворящий, обитающий в нас Дух. В любых обстоятельствах и в любой обстановке мы должны принимать благодать и применять её.
Всем нам нужно научиться иметь благодать, то есть использовать благодать. Если мы будем это делать, то что-то чудесное, превосходное и приятное будет побуждать нас изнутри, и мы сможем выдерживать, переносить и делать то, что не могут выдерживать, переносить и делать другие. Естественным результатом этой внутренней побуждающей силы будет определённое внешнее выражение. Этой побуждающей силой и этим выражением является Триединый Бог, которого мы переживаем и которого мы являем своей жизнью. Для других это что-то приятное, благодатное, угодное и заслуживающее благодарения.
Я ценю то, что Пётр говорит о благодати в стихах 19 и 20. Павел много говорил о благодати, но он никогда не писал ничего подобного тому, что сказано в 2:19 и 20. Здесь Пётр говорит уникальные слова. Как мы увидели, благодать, о которой говорится в этих стихах, — это, по сути, приготовленный Триединый Бог, который сейчас является всеобъемлющим, животворящим, обитающим в нас Духом для нашего переживания и наслаждения. Он является нашей внутренней побуждающей силой и нашим внешним выражением. Благодаря этому Он становится приятным, прекрасным, благодатным и угодным. Вот что такое благодать. Как это замечательно!
Мы призваны к тому, чтобы страдать несправедливо
На основании того, что Пётр говорит в стихах 19 и 20, в стихе 21 он продолжает: «Ибо к этому вы были призваны, потому что и Христос пострадал за вас, оставляя вам образец, чтобы вы следовали по Его стопам». Жизнь Христа на земле была образцом этой благодати.
Стих 21 начинается словами: «Ибо к этому вы были призваны». Думали ли вы когда-либо, что вы были призваны к тому, чтобы страдать несправедливо? Слова «к этому» в стихе 21 обозначают упомянутые в стихах 19 и 20 несправедливые страдания, страдания за добрые дела. Мы были бы рады услышать, что мы призваны к царству и Божьей славе. Это что-то чудесное. Но, вероятно, очень немногие из нас, как молодые, так и пожилые, понимают, что, как следует из стиха 21, мы призваны к тому, чтобы терпеть несправедливое обращение.
Как следует из контекста, некоторые из тех верующих, которым было адресовано это Послание, были призваны к тому, чтобы несправедливо страдать от рук испорченных господ. В стихе 18 Пётр говорит: «Слуги, подчиняйтесь во всём страхе господам, не только хорошим и снисходительным, но и испорченным». Затем, в стихе 19, Пётр продолжает: «Ибо это благодать, если кто-нибудь из-за сознания Бога переносит печали, страдая несправедливо». Как мы уже отмечали, сознание Бога — это сознание нашей связи с Богом, которое означает, что мы живём в близком общении с Богом и что мы храним добрую и чистую совесть по отношению к Богу (3:16; 1 Тим. 1:5, 19; 3:9; 2 Тим. 1:3). Глубоко в нас есть сознание по отношению к Богу, которое управляет нами и ведёт нас. Если кто-то из-за этого внутреннего сознания переносит печали, страдая несправедливо, то это благодать. Стих 20 по своему содержанию очень похож на стих 19: «Ибо какая слава, если вы будете терпеть, греша и подвергаясь побоям? Но если вы будете терпеть, делая добро и страдая, то это благодать у Бога».
Теперь мы видим, что, как показано в стихе 21, мы призваны к этому. Как описано в стихах 19 и 20, мы призваны к тому, чтобы наслаждаться благодатью и выражать Бога. Иначе говоря, мы призваны к страданиям, чтобы в страданиях мы наслаждались Богом как благодатью и выражали Его. В любых обстоятельствах Бог является нашей благодатью, нашим внутренним наслаждением. Этот Бог является нашей благодатью. Это наслаждение является нашей побуждающей силой, а затем оно становится нашим внешним выражением — выражением, которое могут видеть другие. Те, кто увидит, как эта благодать выражается через нас, увидят что-то привлекательное в нашем выражении лица, в нашем настроении или в атмосфере вокруг нас. Они почувствуют, что видят выражение чего-то приятного и угодного. Как мы не раз отмечали, это благодать.
В стихе 21 ясно сказано, что мы призваны к тому, чтобы страдать несправедливо, потому что Христос пострадал за нас и оставил нам образец, чтобы мы следовали по Его стопам. На самом деле, мне не нравится слово «образец», поскольку оно было испорчено вследствие общепринятого употребления. Буквально греческое слово обозначает образец письма, пропись, которую используют ученики, перерисовывая с неё буквы и тем самым учась писать их. В древности учителя писали буквы на каком-либо материале для письма, и эти буквы становились оригиналом. На этот оригинал накладывали другой материал для письма, и затем дети учились писать, перерисовывая к себе буквы с оригинала. Греческое слово, переведённое как «образец», обозначает такой оригинал, используемый для обучения письму. Господь Иисус поставил перед нами Свою жизнь страданий как «пропись», чтобы мы копировали её, перерисовывая её и следуя по Его стопам.
В качестве иллюстрации того, что имеет в виду Пётр, говоря о Христе как образце для нас, можно использовать процесс снятия ксерокопий. В 1973 году я сделал на эту тему сообщение под названием «Духовное ксерокопирование». Оригиналом в этом духовном ксерокопировании служит показанное в четырёх Евангелиях житие Христа. Для ксерокопирования прежде всего нужен какой-то оригинал. Снятая с этого оригинала ксерокопия является воспроизведением оригинала, а не его имитацией. Из своего опыта мы знаем, что бесполезно пытаться подражать Христу. Мы не способны подражать Ему. Нам нужно не подражание, а воспроизведение. Подражание и воспроизведение — это совершенно разные вещи.
Мне объясняли, как происходит процесс ксерокопирования. Во-первых, нужен специальный свет для экспонирования оригинала. Во-вторых, нужны особые чернила, которые называются «тонером». Кроме того, нужны специальный нагревательный валик и бумага для снятия копий. Эта бумага, разумеется, должна быть чистой. Затем под воздействием света на эту чистую бумагу экспонируется оригинал. С помощью света, температуры и особых чернил на бумаге воспроизводятся все элементы оригинала. В результате получается воспроизведение, а не имитация.
В духовном ксерокопировании светом является Дух Христа, а копировальными чернилами — богатство божественной жизни. Мы являемся бумагой, на которой будет воспроизведён оригинал. Эта бумага должна подвергнуться воздействию света Святого Духа и копировальных чернил, чтобы на ней был воспроизведён оригинал — Сам Христос. Благодаря этому процессу мы в конечном итоге становимся воспроизведением оригинала, то есть воспроизведением Христа.
Мы уже отмечали, что используемая для ксерокопирования бумага должна быть чистой. На ней не должно быть ничего. Например, невозможно сделать ксерокопию на газетном листе. Если вы попробуете воспроизвести изображение на газетном листе, ничего ясного не получится. Поэтому очень важно, чтобы бумага была чистой. Пётр говорит об этой чистой «бумаге» в 1:22, где он говорит об очищении наших душ. Многое из того, о чём Пётр пишет в главах 1 и 2, связано с производством чистой бумаги для духовного ксерокопирования.
Христос является не просто образцом, которому мы должны следовать внешне. Он является образцом письма, оригиналом для духовного ксерокопирования, и мы должны стать Его воспроизведением. Иначе говоря, переживая процесс, составляющими которого являются духовный свет и богатство божественной жизни, мы должны стать «ксерокопиями» Христа. В результате этого процесса мы в конечном итоге станем воспроизведением Христа.
Возможно, Пётр не имел познаний в области греческого языка, но он использовал богатые средства выразительности. Сначала он говорит: «Это благодать». Затем он говорит нам, что Христос оставил нам образец. Между благодатью и образцом существует тесная связь. Если люди видят, что через верующего выражен Триединый Бог как благодать, и говорят, что это благодать, значит этот верующий стал «ксерокопией» Христа как образца. Если посреди несправедливых страданий человек выражает Триединого Бога, значит он стал воспроизведением Христа. Поэтому вместо слов «это благодать» можно сказать: «Это воспроизведение Христа». Образ жизни, который выражает приготовленного Триединого Бога как благодать — это не только благодать, но и воспроизведение Христа.
В 2:21-25 мы видим пять важных слов: благодать, образец, Спаситель, Пастырь и Блюститель. Христос является этой благодатью, и Христос также является образцом. Кроме того, как мы увидим, Христос — это наш Спаситель, наш Пастырь и наш Блюститель. Христос — это благодать, которая выражена в нашей повседневной жизни. Христос — это образец письма, оригинал для духовного ксерокопирования. Довольно легко понять, что Христос — это наш Спаситель, Пастырь и Блюститель. Но не так легко понять, как Христос может быть благодатью, выраженной в нашей повседневной жизни, и как Он может быть образцом письма. Чтобы понять Христа как благодать и как образец письма, нужны переживания. Из переживаний мы знаем, что, когда мы каждый день являем Христа своей жизнью, мы проходим процесс духовного ксерокопирования. В результате другие смогут читать на нас Христа, потому что мы станем письмом Христа.
Не подражание, а воспроизведение
Стать «ксерокопией» Христа и пытаться подражать Ему — это две совершенно разные вещи. Можно привести такую иллюстрацию. Человек может показать обезьяне, как стоять прямо, и обезьяна, подражая человеку, станет прямо. Затем человек начинает ходить, и обезьяна, подражая ему, ходит на двух ногах. Человек машет руками, и обезьяна делает то же самое. Но после того как подражание заканчивается, человек уходит, и обезьяна снова начинает ходить на четырёх конечностях. Однажды я видел обезьяну, которую научили сидеть за столом и есть с помощью ножа и вилки. Однако после того как представление закончилось, обезьяна выбросила нож и вилку и вернулась к своему обычному поведению.
Те христианские учителя, которые учат верующих подражать Христу, по крайней мере в некоторой степени подобны людям, которые учат обезьяну подражать человеку. Я усвоил, что пытаться подражать Христу просто бесполезно. В этих сообщениях я не призываю вас подражать Господу. Нет, я показываю вам богатство Христа и красоту Господа. Кроме того, у нас есть и небесный свет, и духовные чернила, и все мы проходим процесс духовного ксерокопирования.
В стихе 21 мысль Петра глубока. Чтобы понять ценность подобных стихов, нужны переживания. Без достаточных христианских переживаний мы не поймём того, что Пётр говорит о благодати и о Христе как нашем образце.