Христианская жизнь и её страдания
(1)
Тексты Писания: 1 Пет. 2:11-20
В 1 Пет. 2:1-10 показана Божья цель; в этих стихах мы видим, чего хочет Бог. Богу нужен построенный дом и священство для Его выражения. И дом, и священство должны быть чем-то совокупным. На это указывают четыре собирательных существительных в стихе 9: род, священство, племя и народ. Прежде всего Богу нужен дом, в котором Он мог бы обитать. Как всем известно, дом нельзя построить из какого-то одного материала. Дом можно построить, только соединив вместе много разных материалов. Кроме дома для Его обитания, Богу также нужно священство для Его служения. Богу нужны не отдельные священники, а священство, совокупное сообщество священников, для служения Ему.
И дом, и священство — это нечто совокупное. Дом и священство нужны для Божьего выражения. Это ясно показано в 2:9: «Но вы — избранный род, царственное священство, святое племя, народ, приобретённый в достояние, чтобы возвещать добродетели Того, кто призвал вас из тьмы в Свой удивительный свет». Возвещать Его добродетели — значит выражать Его. Возвещать добродетели Господа — значит просто выражать Его согласно тому, чем Он является. Бог богат добродетелями. Например, Он полон любви и доброты. Его любовь и доброта — это добродетели. На самом деле, все качества Бога являются Его добродетелями, и мы должны возвещать эти добродетели. Когда мы благовествуем и учим истине о Господе, мы всегда должны возвещать Его добродетели. Но, в отличие от практики многих сегодняшних христиан, возвещать Его добродетели нужно совокупно, а не по отдельности.
Мы должны оставить традиционные, религиозные учения и вернуться к чистому Слову. Принимая в себя бесхитростное словесное молоко, мы растём для преобразования. Затем мы созидаемся в дом для Божьего обитания и в священство для Божьего служения. Кроме того, мы становимся Божьим выражением в Его добродетелях. Таковы основные моменты, показанные во втором разделе этого Послания (2:1-10).
В 1 Пет. 1 мы видим, что Божье домостроительство производит Божье полное спасение, которое даёт нам Божью жизнь, чтобы мы вели святой образ жизни и любили братьев подлинной любовью. В 1:1-2 мы видим, что Триединый Бог работает над верующими-пришельцами. Затем, в 1:3-25, показано полное спасение Триединого Бога и его следствия. Во второй главе мы видим рост в жизни и его результаты (2:1-10). Сначала, питаясь словесным молоком, мы растём к полному спасению (2:1-3). Затем мы преобразовываемся к созиданию духовного дома для Божьего обитания, святого священства для Божьего служения (2:4-8). После этого, в стихах 9 и 10, показано, что мы должны возвещать добродетели Того, кто призвал нас из тьмы в Свой удивительный свет.
Пусть Пётр был рыбаком, но он был очень умным. Изучив два Послания Петра, я твёрдо убедился в том, что этот рыбак обладал разумом учёного. Однако, чтобы оценить красоту мысли Петра, нужно вникнуть в глубины его писаний.
Красоту мысли Петра мы видим в плане этого Послания. Я могу засвидетельствовать, что я очень долго работал над планом Первого послания Петра. Эта работа оказывала на меня большое давление, потому что было чрезвычайно трудно провести границы между разными разделами этой книги. Я думаю, что сейчас будет очень полезным рассмотреть план Первого послания Петра:
I. Введение - верующим-пришельцам, над которыми работает Триединый Бог (1 Пет. 1:1-2).
II. Полное спасение Триединого Бога и его следствия (1 Пет. 1:3-25):
А. Возрождение Отца - к живой надежде, наследию, хранимому на небесах и готовому открыться в последнее время (1 Пет. 1:3-9).
Б. Применение Духа - через пророчествование пророков и проповедь апостолов (1 Пет. 1:10-12).
В. Искупление Христа - к святой жизни святой природой и к братолюбию посредством очищения освящающей истиной на основании возрождения нетленным семенем через живое слово Божье (1 Пет. 1:13-25).
III. Рост в жизни и его результаты (1 Пет. 2:1-10):
А. Расти, питаясь словесным молоком, к полному спасению (1 Пет. 2:1-3).
Б. Преобразование к созиданию духовного дома для Божьего обитания, святого священства для Божьего служения (1 Пет. 2:4-8).
В. Чтобы возвещать добродетели Того, кто призывает (1 Пет. 2:9-10).
IV. Христианская жизнь и её страдания (2:11-4:19):
А. Превосходный образ жизни по отношению ко всем людям со всех сторон (1 Пет. 2:11-25; 3:1-13):
1. Как пришельцы среди язычников (1 Пет. 2:11-12).
2. По отношению к человеческим установлениям (1 Пет. 2:13-17).
3. Слуги по отношению к господам (1 Пет. 2:18-20).
4. Образец Христа (1 Пет. 2:21-25).
5. В супружеской жизни (1 Пет. 3:1-7).
6. В обычной жизни (1 Пет. 3:8-13).
Б. Страдать за праведность по воле Божьей, как страдал Христос (1 Пет. 3:14-22).
В. Вооружиться мыслью Христа для страдания (1 Пет. 4:1-6).
Г. Как хорошие домоправители разнообразной благодати Божьей (1 Пет. 4:7-11).
Д. Радоваться, приобщаясь к страданиям Христа (1 Пет. 4:12-19).
V. Пастырство старейшин и награда за него (1 Пет. 5:1-4):
А. Пастыри-образцы (1 Пет. 5:1-3).
Б. Награда от Главного Пастыря (1 Пет. 5:4).
VI. Могущественная рука Божья и её цель (1 Пет. 5:5-11):
А. Смириться под Божью могущественную руку (1 Пет. 5:5-9).
Б. Усовершенствованы и упрочены Богом всякой благодати (1 Пет. 5:10-11).
VII. Заключение (1 Пет. 5:12-14):
А. Свидетельство истинной благодати Божьей 1 Пет. 5:12).
Б. Приветствия (1 Пет. 5:13-14).
Во введении к этому Посланию (1:1-2) показано, что Божье домостроительство приводит нас в полное наслаждение Триединым Богом. Как это замечательно! Затем, в первом разделе (1:3-25), мы видим полное спасение Триединого Бога и его следствия. Божье полное спасение включает в себя возрождение Отца, искупление Сына и освящение Духа. Следствиями этого полного спасения являются святой образ жизни и нелицемерное братолюбие.
Во втором разделе этого Послания рассматривается рост в жизни и его результаты (2:1-10). Чтобы расти в жизни, мы должны жаждать бесхитростного словесного молока. Именно благодаря этому молоку мы растём. Результатом роста в жизни является преобразование, созидание и выражение Бога. Благодаря росту в жизни мы преобразовываемся и созидаемся, а затем становимся Божьим выражением.
Третий раздел этого Послания, в котором говорится о христианской жизни и её страданиях, самый длинный (2:11—4:19). Пётр уделяет этой теме более двух полных глав. В этой части своего Послания он говорит не о христианской жизни и её наслаждении, а о христианской жизни и её страданиях. В последующих сообщениях мы рассмотрим, о каких страданиях идёт речь.
После длинного раздела, посвящённого христианской жизни и её страданиям, Пётр добавляет два коротких раздела о пастырстве старейшин и награде за него (5:1-4) и о могущественной руке Божьей и её цели (5:5-11). Наконец, в 5:12-14 мы видим заключение.
Если мы рассмотрим мысль Петра согласно приведённому выше плану, то мы увидим, что в этом Послании Пётр говорит о пяти основных моментах: полном спасении, росте в жизни, христианской жизни, пастырстве старейшин и могущественной руке Божьей. Если мы вникнем в глубины этой книги, то мы увидим, что это основные темы, которые Пётр стремился раскрыть при написании этого послания. Кроме того, каждой из этих пяти тем соответствуют определённые следствия, результаты, страдания, определённая награда или цель. Божье полное спасение имеет два следствия: святой образ жизни и братолюбие. Рост в жизни сопровождается преобразованием, созиданием и Божьим выражением, а христианская жизнь — страданиями. Пастырство старейшин имеет свою награду, а могущественная рука Божья — свою цель. Такое понимание структуры Первого послания Петра является ясным, а также логичным.
Если вы рассмотрите представленный в плане краткий обзор этой книги, то вы увидите, что в этом Послании говорится о полном спасении Триединого Бога и его следствиях; о росте в жизни и его результатах; о христианской жизни и её страданиях; о пастырстве старейшин и награде за него; и о могущественной руке Божьей и её цели. Бог наградит всех старейшин за их пастырство. В этой книге делается акцент на могущественной руке Божьей, потому что темой этого Послания является христианская жизнь под Божьим правлением. Могущественная рука Божья необходима для осуществления Божьего правительственного управления, и это управление имеет определённую цель.
После раздела о могущественной руке Божьей и её цели идёт заключение (5:12-14). Как мы увидели, во введении (1:1-2) показано, что Триединый Бог работает в Своём домостроительстве, чтобы привести Своих избранников к участию в Его богатстве. Затем в заключении мы видим свидетельство истинной благодати Божьей (5:12). Что является этой «истинной благодатью Божьей»? Истинной благодатью Божьей является Божье полное спасение. Пётр переживал эту благодать и свидетельствовал о ней. Поэтому и своими переживаниями, и своими писаниями Пётр мог провозгласить, что́ является истинной благодатью Божьей, и свидетельствовать о ней.
План Первого послания Петра поможет нам понять текст этого Послания. Если мы прочитаем текст, не имея видения основных моментов, показанных в плане, то мы можем запутаться. Мы будем чувствовать себя подобно водителю, который едет по маленьким городским улочкам, не имея при этом представления об общем расположении города. Водителю было бы полезно получить представление об общем виде города и его главных улицах. Можно сказать, что план Первого послания Петра представляет собой общий вид этой книги, который помогает нам увидеть основные моменты. Поэтому во время чтения и изучения текста Первого послания Петра я призываю вас пользоваться планом. Вы увидите, что это окажет вам большую помощь.
Странники и пришельцы должны воздерживаться от плотских вожделений
Теперь давайте перейдём к третьему разделу Первого послания Петра и начнём рассматривать христианскую жизнь и её страдания. В 2:11 Пётр говорит: «Возлюбленные, умоляю вас как странников и пришельцев воздерживаться от плотских вожделений, воюющих против души». Плотские вожделения находятся в падшем теле человека (Рим. 7:18, 23-24) и воюют против души человека — против его внутреннего существа, состоящего из разума, воли и чувств (Рим. 7:19-23).
Мольба Петра в 2:11 основана на том, что он сказал в предыдущих двух разделах. Если говорить более точно, эта мольба основана на новом рождении и росте в жизни.
В стихе 11 Пётр называет верующих странниками и пришельцами. Он умоляет этих странников и пришельцев воздерживаться от плотских вожделений. Эта мольба является не просто чем-то доктринальным — это что-то очень практическое. Здесь Пётр как бы говорит: «Я умоляю всех вас воздерживаться от плотских вожделений. Знаете ли вы, кто вы? Вы не мирские люди. Вы странники и пришельцы; вы принадлежите к другой стране и проходите через чужую страну. На самом деле, вы живёте на земле как чужеземцы, поскольку вы не являетесь гражданами земли. Вы небесные странники и духовные пришельцы. Поэтому вы не должны жить так, как живут мирские люди. Вы должны воздерживаться от суетного образа жизни. Суетный образ жизни — это жизнь, которой руководят плотские вожделения. Поэтому, чтобы показать другим, что вы небесные чужеземцы, вы должны воздерживаться от плотских вожделений».
В стихе 11 Пётр говорит, что плотские вожделения воюют против души. Падшее тело является плотским и полным вожделений. Плотские вожделения в падшем теле воюют против души, против нашего внутреннего существа, состоящего из разума, воли и чувств. Часто мы думаем о добре, любим добро и решаем делать добро. Мы думаем в разуме, любим в чувствах и принимаем решения в воле. Однако плотские вожделения часто воюют против того, что мы думаем в разуме, что любим в чувствах и что решаем волей. Плотские вожделения не соответствуют нашим добрым мыслям, намерениям и решениям. Поэтому мы должны воздерживаться от плотских вожделений, которые воюют против души.
Превосходный образ жизни среди язычников
В 2:12 Пётр продолжает: «…сохраняя превосходным ваш образ жизни среди язычников, чтобы в том, в чём они говорят против вас как против делающих зло, они благодаря вашим добрым делам, видя их воочию, прославили Бога в день Его посещения». Образ жизни здесь — это, очевидно, святой образ жизни (1:15) и добрый образ жизни в Христе (3:16); не только жизнь для Бога, но и жизнь, которая наполнена и пропитана Богом. Такой образ жизни противопоставляется суетному образу жизни неверующих (1:18). Образ жизни верующих должен быть превосходным, то есть прекрасным в своих добродетелях. Вот какой жизнью мы должны жить среди язычников, среди народов.
Согласно стиху 12, если наш образ жизни среди язычников будет превосходным, то они прославят Бога в день посещения. Слову «посещение» соответствует греческое слово «эпископе́». Основное значение этого слова — «наблюдение», «надзор», «блюстительство», «взгляд, обращённый на (кого-либо)». День посещения — это день, в который Бог обратит Свой взгляд на Свой народ, на Своих пришельцев, как пастух присматривает за своими блуждающими овцами, и станет Пастырем и Блюстителем их душ (2:25). Поэтому день Божьего посещения — это время Божьего заботливого блюстительства.
Что касается понимания выражения «день посещения» в стихе 12, существуют разные школы толкования. Одна школа считает, что день посещения — это день суда. Однако если мы изучим значение греческого слова, то мы увидим, что в этом слове нет мысли о суде. Как мы уже отмечали, основное значение — это «наблюдение», «надзор», «блюстительство», «взгляд, обращённый на (кого-либо)». (В Новом Завете старейшины называются блюстителями, то есть теми, кто осуществляет блюстительство.) Греческое слово, переводимое как «посещение», и греческое слово, переводимое как «блюстители», имеют один корень. Здесь Пётр хочет сказать, что день посещения — это то время, когда Бог обратит Свой взгляд на Свой народ, на Своих пришельцев, как пастух смотрит на своих овец. Тогда Бог станет Пастырем и Блюстителем их душ. Основываясь на таком понимании слова «посещение», можно сказать, что день посещения — это время Божьего заботливого блюстительства. Если говорить проще, то день Божьего посещения — это тот день, когда Бог приходит посетить нас. Если Бог посещает нас, то это день посещения.
Разве на собраниях церкви или на собраниях служения вы не переживали Божье посещение? Я могу засвидетельствовать, что, когда я преподношу святым Слово, часто глубоко внутри я чувствую, что Бог посещает нас в Своей блюстительской заботе. Собрание за собранием Бог приходит посетить нас. Многие из нас могут засвидетельствовать, что в последнее время мы переживали Его как божественного Посетителя.
С какой целью Бог приходит посетить нас? Приходит ли Он, чтобы судить нас? Нет, Бог приходит не чтобы судить нас, а чтобы посмотреть на нас и понаблюдать за тем, как мы поживаем и чем мы занимаемся. Он как бы говорит нам: «Как у тебя дела? Чем ты занимаешься? Всё ли в порядке?» Божье посещение подобно посещению пастуха. Это также посещение блюстителя. Вот почему Пётр называет Господа Пастырем и Блюстителем наших душ (2:25). Наш Спаситель является Пастырем и Блюстителем. Он пасёт нас и осуществляет над нами блюстительство, чтобы хорошо заботиться о нас. Вот как следует понимать слово «посещение» в стихе 12.
Противники прославят Бога в день Его посещения
В стихе 12 Пётр говорит, что если наш образ жизни среди язычников будет превосходным, то в конечном итоге в день посещения они прославят Бога за нас. В этом стихе Пётр как бы говорит святым: «Сейчас противники злословят вас. Но если вы будете жить среди них превосходной жизнью, то есть жизнью, прекрасной по своему качеству и превосходной по своему образу, то они увидят ваши добрые дела и прославят Бога в день посещения. Когда они посмотрят на вас, они поймут, что у вас есть Божье посещение. Конечным результатом будет слава для Бога, поскольку противники прославят Бога в день посещения».
Я могу засвидетельствовать, что за эти годы я много раз видел, как исполнялись слова Петра. Противники видели, что у святых есть Божье посещение, поэтому многие из них пожалели о том, что сделали, и покаялись. Святые испытывали любящую заботу Бога в день Его посещения. Этих святых злословили, однако они жили чудесной, превосходной жизнью, испытывая Божью заботу, исполненную благодати. Поэтому Бог снова и снова посещал их. Их превосходный образ жизни и Божье посещение в конечном итоге заставили противников покаяться и воздать славу Богу.
Некоторые молодые люди в Господнем восстановлении сталкиваются с противодействием со стороны своих родителей. Возможно, несколько лет тому назад родители какого-то молодого человека оказывали ему сильное противодействие. Они не могли понять, почему он уделяет так много времени посещению собраний церкви и собраний служения. Однако постепенно они начали видеть изменение, преобразование, в его образе жизни. Они не могли описать это словами, но они были свидетелями преобразующей работы Господа в их сыне. В итоге они поняли, что он переживает Божью заботу, Божье посещение.
Недавно несколько святых свидетельствовали об этом на собрании. Они сказали, что раньше они сталкивались с противодействием, а иногда даже с гонениями со стороны своих родителей. Но постепенно, со временем, отношение родителей начало меняться. Когда молодые люди приезжали домой навестить своих родных, родители продолжали оказывать им противодействие, но в то же время они внимательно наблюдали за своими детьми. Постепенно противодействия становилось всё меньше, а наблюдения — всё больше. В конечном итоге отношение родителей полностью изменилось, и некоторые из них даже пришли в церковную жизнь. Они увидели превосходный образ жизни своих детей и прославили Бога в день посещения.
Подчиняться всякому человеческому установлению
В стихах 13 и 14 Пётр говорит: «Подчиняйтесь всякому человеческому установлению ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как посылаемым им для отмщения делающим зло и для хвалы делающим добро». Что означает слово «установление»? Буквально греческое слово, переведённое как «установление», означает «творение», как в Кол. 1:15. Это слово обозначает что-либо созданное: творение, здание, правило или предписание. В «Библии короля Иакова» и в «Американском стандартном переводе Библии» это греческое слово переводится как «предписание», а в переводе Дарби и в «Новом американском стандартном переводе Библии» — как «установление». В этом стихе слово «установление» означает «правило», «предписание», «установленный принцип». Трудно подобрать подходящий эквивалент для этого греческого слова.
В стихе 13 слово «установление» обозначает составление правил или предписаний, которое очень похоже на принятие законов законодательными органами. Согласно контексту, ко «всякому человеческому установлению» относятся «царь, как верховная власть», а также «правители, посылаемые им». Здесь Пётр говорит верующим, что ради Господа, то есть для выражения и прославления Господа (ст. 12), мы должны подчиняться всем человеческим установлениям.
В стихе 15 Пётр продолжает: «Ибо такова воля Божья, чтобы вы, делая добро, заставляли молчать неведение неразумных людей». Выражение «неразумные люди» в стихе 15 обозначает злословящих людей, упомянутых в стихе 12.
Использовать свободу как рабы Божьи
В стихе 16 Пётр говорит: «Как свободные, однако не использующие свободу как прикрытие для зла, а как рабы Божьи». Мы ни в коем случае не должны использовать свободу как оправдание для того, чтобы делать зло. Мы не должны говорить: «Разве мы не свободны? Мы не в узах закона — мы под благодатью. Значит, мы свободны». Да, мы свободны, но мы не должны использовать свою свободу как оправдание для легкомысленных поступков. Напротив, мы должны использовать свою свободу как рабы Божьи. Сказанное здесь Петром напоминает то, о чём говорит в своих Посланиях Павел. Мы свободны от закона Моисея, однако мы по-прежнему под законом Христа. Поскольку мы находимся под законом Христа, мы должны быть Божьими рабами. С одной стороны, мы свободны; с другой стороны, мы Божьи рабы под Божьим управлением.
В стихе 17 говорится: «Почитайте всех. Любите братство. Бойтесь Бога. Почитайте царя». Почему Пётр говорит «любите братство», а не «любите братьев»? Что означает здесь слово «братство»? Братство — это братья, рассматриваемые как одно целое; семейство, состоящее из братьев; братья с чувством братской привязанности. С помощью слова «братство» Пётр показывает, что мы должны любить не просто каждого брата в отдельности, а братьев как одно целое. Иначе говоря, мы должны любить вселенскую семью братьев.
Будучи верующими в Христа, мы являемся не только сообществом людей, но и семьёй. В семье отношения между людьми намного ближе, чем в сообществе. Мы находимся в семье, поэтому мы называем друг друга братьями. Если бы мы не были членами одной семьи, то как мы могли бы быть братьями друг другу? Независимо от того, какого цвета наша кожа: чёрного, белого, жёлтого, коричневого или красного, — мы все братья в Божьей семье. Аллилуйя за эту всемирную, вселенскую семью! Эта семья существует почти две тысячи лет. Именно эту семью обозначает слово «братство» в стихе 17.
Мы должны любить братьев в Божьей семье с чувством братской привязанности. Вот что значит любить братство. Однако сегодня не многие христиане чувствуют, что, любя братьев, они любят братство. Это означает, что у сегодняшних христиан отсутствует чувство совокупной жизни. Тем не менее церковь — это нечто всецело совокупное. В стихе 9 мы видим, что церковь — это род, священство, племя и народ для Божьего достояния. Здесь, в стихе 17, мы видим, что церковь — это братство. Священство существует для того, чтобы служить Богу, а братство — для того, чтобы любить братьев. Мы должны любить братьев как одно целое, то есть любить братьев в совокупности.
Предположим, двенадцать человек из двенадцати разных семей собрались вместе. Возможно, они любят друг друга, но их любовь не является любовью, присущей братству. Но если двенадцать человек являются членами одной семьи, рождёнными от одних родителей, то их любовь друг к другу будет любовью, присущей братству. Они будут любить друг друга, но эта любовь ко всем членам семьи будет любовью, присущей братству. Эта любовь отличается от той любви, которой любят друг друга люди из разных семей. Такие люди могут любить кого-то больше, кого-то меньше. Однако люди, рождённые от одних родителей, любят каждого члена семьи и заботятся о каждом члене семьи. Это иллюстрация того, как мы должны любить братство, то есть братьев как одно целое. В церкви мы любим не просто отдельных братьев — мы любим братство, то есть братьев как одно целое.
В стихе 18 Пётр продолжает: «Слуги, подчиняйтесь во всём страхе господам, не только хорошим и снисходительным, но и испорченным». Даже если некоторые господа являются испорченными, верующие-слуги должны подчиняться им. Это тоже один из аспектов христианской жизни.
В стихе 18 Пётр велит слугам подчиняться господам в страхе. Это святой страх, как в Флп. 2:12 то есть здоровая, серьёзная осмотрительность, которая побуждает нас вести себя свято. Подобный страх не раз упоминается в этой книге, потому что эта книга учит о Божьем правлении.
Благодать как побуждающая сила божественной жизни и её выражение
В стихах 19 и 20 Пётр говорит: «Ибо это благодать, если кто-нибудь из-за сознания Бога переносит печали, страдая несправедливо. Ибо какая слава, если вы будете терпеть, греша и подвергаясь побоям? Но если вы будете терпеть, делая добро и страдая, то это благодать у Бога». Здесь Пётр говорит, что если из-за сознания Бога мы готовы переносить печали и страдать несправедливо, то есть переносить плохое обращение, то это благодать. В стихе 19 слову «благодать» соответствует греческое слово «ха́рис». Под этим словом здесь понимается побуждающая сила божественной жизни внутри нас и её выражение в нашем житии, которые становятся в нашем поведении благодатными и угодными в глазах и человека, и Бога (ст. 20). Это же греческое слово переведено в Лк. 6:33-34 как «благодарность» и в Рим. 7:25 как «благодарение».
Как мы не раз отмечали, благодать — это, по сути, Триединый Бог, который становится нашей жизнью для нашего переживания и наслаждения. Основываясь на таком понимании благодати, можно сказать, что здесь благодать — это побуждающая сила божественной жизни внутри нас и её выражение в нашем житии. Эта побуждающая сила и это выражение становятся в нашем поведении чем-то благодатным и угодным в глазах и Бога, и человека.
Выражение «из-за сознания Бога» можно также перевести как «ради совести по отношению к Богу». Сознание Бога — это сознание своей связи с Богом, которое означает, что человек живёт в близком общении с Богом, что он имеет и хранит добрую и чистую совесть по отношению к Богу (3:16; 1 Тим. 1:5, 19; 3:9; 2 Тим. 1:3).
Судя по контексту, выражение «страдая несправедливо» в стихе 19 указывает, скорее всего, на плохое обращение со стороны неверующих господ, которые были настроены против своих верующих слуг и подвергали их гонениям из-за их христианского свидетельства (1 Пет. 3:14-18; 4:12-16).
В этих стихах говорится о том, как мы, христиане, ведём себя в повседневной жизни. Христианская жизнь состоит из поведения. Представим, что в нас нет божественной жизни. В этом случае семейная жизнь, конечно же, стала бы очень трудной, особенно в том, что касается отношений с родственниками мужа или жены и, в особенности, с тёщей или свекровью. Не многие мужчины хотели бы, чтобы тёща жила с ними и их семьями. Точно так же замужние женщины не хотят жить со свекровью. Тёща или свекровь может создать трудности и для мужа, и для жены. Поэтому, с человеческой точки зрения, лучше, чтобы супружеская пара не жила вместе с тёщей или свекровью.
Я хочу сказать, что если у нас не будет божественной жизни, то, как бы мы ни любили друг друга, в супружеской жизни мы столкнёмся с трудностями. У нас будет по крайней мере пять основных проблем: нрав, предрасположенность, привычки, прошлое и наше понимание разных вещей. Как бы ни были похожи друг на друга муж и жена, между ними будут различия в том, что касается нрава, предрасположенности, привычек, прошлого и понимания. У мужа будет своя точка зрения на вещи, а у жены — своя. Точно так же у жены будут свои привычки и своя предрасположенность, а у мужа — свои. Поэтому у них будут трудности, вызванные пятью факторами беспокойства: нравом, предрасположенностью, привычками, прошлым и пониманием. Это неизбежно, даже если муж и жена очень любят друг друга и являются утончёнными и образованными людьми. По крайней мере иногда жизнь будет казаться им невыносимой и они будут ссориться. Если в такой момент к ним придёт тёща или свекровь, то обстановка в их семье покажется ей абсолютно неприятной и неприемлемой. Она даже не захочет наблюдать такую обстановку, лишённую благодати.
Но предположим, что муж и жена имеют божественную жизнь и живут согласно этой жизни. Несмотря на различия в нраве, предрасположенности, привычках, прошлом и понимании, и у мужа, и у жены есть благодать как внутренняя побуждающая сила. Более того, эта благодать выражена в их житии. Если тёща или свекровь увидит их житие, она назовёт его благодатным, приятным и угодным. Вот что такое благодать.
Здесь Пётр как бы говорит: «Иудейские братья, вы подвергаетесь гонениям. С некоторыми из вас несправедливо обращаются испорченные господа. Однако вы готовы переносить это несправедливое обращение. И в глазах человека, и в глазах Бога это что-то благодатное, приятное и угодное». Вот что имел в виду Пётр, говоря: «Это благодать». Каждый, кто увидит, что верующий живёт таким образом в обстановке страданий и гонений, должен будет признать, что это благодать. Кроме того, это достойно того, чтобы мы поблагодарили Бога. Возможно, если тёща увидит, что её дочь и зять живут такой жизнью, она скажет: «Благодарю Тебя, Господь Иисус, за Твою благодать».
Как мы уже увидели, в стихе 20 Пётр говорит: «Ибо какая слава, если вы будете терпеть, греша и подвергаясь побоям? Но если вы будете терпеть, делая добро и страдая, то это благодать у Бога». Если мы подвергаемся побоям из-за того, что мы согрешили, в этом нет никакой славы. Но если мы делаем добро и при этом страдаем и терпим, то это благодать у Бога. Это свидетельствует о том, что наше житие выражает работу Божьей благодати в нас и через нас. Поэтому о таком образе жизни Пётр говорит: «Это благодать у Бога».
Если мы не будем знать, что божественная жизнь находится в нас как благодать и производит то, чем является Бог, и если мы не будем переживать эту благодать, то мы не сможем понять, что Пётр хочет сказать в этих стихах, даже если мы будем читать их снова и снова. Чтобы понять, о чём здесь пишет Пётр, нам нужно хорошо знать божественные факты и правильно понимать их. Более того, нам нужно в достаточной степени переживать эти факты. Только в этом случае мы сможем понять то, о чём говорит Пётр, и быть напитаны этим.