(3)
Тексты Писания: 1 Пет. 2:4, 6-8
В 2:4 Пётр говорит: «Приходя к Нему, живому камню, отвергнутому людьми, но избранному и драгоценному у Бога…». Мы уже отмечали, что живой камень не только обладает жизнью, но и растёт в жизни. Живым камнем в стихе 4 является Христос для Божьего строения. Здесь Пётр изменяет метафору, заменяя семя, которое относится к растительной жизни (1:23-24), камнем. Семя нужно, чтобы посадить жизнь, а камень — для созидания (2:5). Мысль Петра перешла от посадки жизни к Божьему строению. Если рассматривать Христа как жизнь для нас, то Он семя, но для Божьего строения Он камень. После того как мы приняли Его как семя жизни, нам нужно расти, чтобы переживать Его как камень, живущий в нас. Таким образом Он сделает нас живыми камнями, преобразованными Его каменной природой, чтобы мы созидались с другими как духовный дом на Нём как на основании и краеугольном камне. Давайте продолжим рассматривать, что́ Пётр говорит в стихах 6-8 о Христе как камне для Божьего строения.
В 1 Пет. 2:6, где цитируется Ис. 28:16, говорится: «Ибо в Писании содержится: „Вот, Я кладу на Сионе краеугольный камень, избранный и драгоценный; и тот, кто верит в Него, ни в коем случае не будет посрамлён“». Вожди Божьего народа отвергли этот живой камень, однако этот камень был избран Богом. Избрание Богом Христа как живого камня имеет два аспекта. Сначала, как мы увидели, Бог избрал Христа в вечности в прошлом. Это было начальное избрание Христа Богом. Затем Бог избрал Христа во второй раз в воскресении. Воскресение — это веское доказательство того, что Бог избрал Христа. Это второе избрание было подтверждением Божьего первого избрания. Таким образом, в воскресении Бог подтвердил тот выбор, который Он осуществил в отношении Христа в вечности в прошлом.
На первый взгляд, когда Христос был на кресте, Бог отверг Его. Для фарисеев и всех остальных Его противников распятие Христа было свидетельством того, что Бог отверг Его. Согласно Мф. 27:42-43, главные священники с книжниками и старейшинами говорили: «Он Царь Израиля; пусть сейчас сойдёт с креста, и мы поверим в Него. Он полагается на Бога; пусть Он теперь избавит Его, если Он Ему угоден. Ведь Он сказал: „Я Сын Божий“». В Лк. 23:35 говорится: «И начальники тоже насмехались и говорили: Других спасал — пусть спасёт Себя, если Он Христос Божий, Избранник!». Религиозные вожди думали, что Бог отверг Христа. Однако на третий день Христос был воскрешён, и это воскресение было свидетельством Божьего избрания, доказательством того, что Бог избрал Христа в качестве камня для Божьего строения.
Со времени Своего воскресения Христос является драгоценным. Греческое слово, переведённое в стихе 6 как «драгоценный», — это то же самое слово, которое употреблено в стихе 4. Оно также означает «почитаемый». Это не то же самое слово, которое переведено как «драгоценная» в 1:19. Там это слово описывает нечто, что драгоценно по своей природе; здесь оно относится к тому, что драгоценно, поскольку пользуется признанием и почётом у людей.
Слова «Вот, Я кладу на Сионе камень… избранный» относятся не только к воскресению Христа, но и к Его вознесению. После того как Бог воскресил Христа, Он вознёс Его на небеса. Таким образом, вознесение Христа было ещё одним свидетельством и подтверждением того, что Бог избрал Его.
Сион, о котором говорится в 2:6 — это не тот Сион, который на земле, а тот, который на небесах. В Новом Завете мы видим два Сиона: один земной, а другой небесный. Земной Сион является отражением небесного Сиона. Возможно, у еврейского народа есть земной Сион, но у нас, христиан, тех, кто верит в Христа, есть небесный Сион. Поэтому мы приступаем не к земному Сиону — мы приступаем к небесному Сиону (Евр. 12:22).
Когда Бог избрал Христа в вечности в прошлом, этого не видел никто, даже ангелы. Когда Бог избрал Христа, ещё ничто не было сотворено, поскольку этот выбор был осуществлён прежде основания мира. Только Бог знал, что Христос — это Его Избранник. Но этот выбор проявился в воскресении и вознесении Христа. Вскоре после вознесения Христа Пётр ясно понял, что Христос — это избранный Богом Мессия. Поэтому в Деян. 4 Пётр сказал религиозным вождям: «Да будет известно всем вам и всему народу Израиля, что именем Иисуса Христа Назарянина, которого вы распяли и которого Бог воскресил из мёртвых, — этим именем человек этот стоит перед вами здоровый. Это камень, презренный вами, строителями, который стал главой угла. И нет ни в ком другом спасения, ибо нет и иного имени под небом, данного среди людей, которым мы должны быть спасены» (ст. 10-12). Нет спасения ни в каком другом имени, потому что Бог избрал Христа, и проявлением и подтверждением этого выбора является воскресение и вознесение Христа.
Наряду с другими апостолами Пётр мог засвидетельствовать, что он видел воскрешённого Христа. Кроме того, все они были свидетелями Его вознесения. Эти два события — воскресение и вознесение — доказывают и подтверждают, что Иисус Назарянин является Тем, кого Бог избрал в качестве главы угла для Божьего строения.
Будучи Избранником, сейчас Христос почитаем. Христос не только находится в славе; Он также сидит на престоле по правую руку от Бога. Иначе говоря, Он занимает почётное положение. Поскольку сейчас Христос занимает такое почётное положение, Он является драгоценным, то есть имеет большую ценность.
В 1 Пет. 2:6 также говорится, что тот, кто верит в Христа, ни в коем случае не будет посрамлён. Христос надёжен, твёрд и непоколебим. Мы можем возложить на Него надежду и быть уверенными в том, что никогда не будем посрамлены.
Отвергнутый камень становится главой угла
Далее, в стихе 7, Пётр говорит: «Итак, для вас, тех, кто верит, — драгоценность; а для неверящих — „Камень, который отвергли строители, — он стал главой угла“». В греческом языке слово, переведённое как «драгоценность», родственно слову, переведённому как «драгоценный» в стихах 4, 6. Тот самый Христос, которого Бог избрал в качестве камня — более того, краеугольного камня, который драгоценен для Бога, — является драгоценностью для Своих верующих; но для неверующих Он — отвергнутый, презренный камень. Драгоценность Христа — это не просто какое-то состояние; драгоценность Христа связана с Его положением. То, что Он драгоценен, означает, что Он пользуется почётом, занимает почётное положение.
В этом стихе сказано, что строители отвергли Христа как живой камень. Этими строителями были иудейские вожди в иудаизме, которые должны были бы строить дом Божий. Как предсказывал Господь (Мф. 21:38-42), они полностью отвергли Христа. Тем не менее в воскресении Христос стал главой угла. Как мы увидели, в своём раннем проповедовании Пётр провозгласил этот факт иудеям.
Для неверующих Христос является камнем, который отвергли строители. Тем не менее этот отвергнутый камень стал главой угла. Таким образом, Христос является камнем в двух аспектах. У Христа как камня для Божьего строения есть аспект почёта, а также аспект отвержения. С одной стороны, Христос был отвергнут; с другой стороны, Ему был оказан почёт. Иудейские строители отвергли Его, но Бог почтил Его. Откуда мы знаем, что иудейские вожди отвергли Христа? Об этом свидетельствует то, что они поместили Христа на крест. Тем самым они отвергли Его. Откуда мы знаем, что Бог почтил Христа? Мы знаем это благодаря тому факту, что Бог воскресил и возвысил Его. Таким образом, воскресение и возвышение Христа являются вескими доказательствами и того, что Бог избрал Его, и того, что Он находится в почёте у Бога.
Камень преткновения и скала соблазна
В стихе 8 Пётр продолжает: «…и «Камень преткновения и скала соблазна». Они претыкаются об это слово, будучи непокорны, к чему и были назначены». Христос является не только отвергнутым камнем и почитаемым камнем, но также камнем преткновения и скалой соблазна. Надёжный Христос, будучи отвергнут, стал камнем преткновения, о который преткнулись отвергнувшие Его иудействующие (Мф. 21:44А). Христос как камень имеет и положительную функцию, и отрицательную функцию. Для нас Он является главой угла в положительном смысле, а для неверующих иудеев Он камень преткновения и скала соблазна.
Те, кто претыкается об это слово
В стихе 8 Пётр говорит: «Они претыкаются об это слово, будучи непокорны, к чему и были назначены». К кому относится местоимение «они»? На самом деле, ясных указаний на это нет. Но мы можем сказать, что лицо, на которое указывает это местоимение, подразумевается. Возможно, Пётр хочет показать, что слова «они претыкаются об это слово» могут относиться ко всем, кто претыкается. Если мы претыкаемся об это слово, значит местоимение «они» включает в себя нас. Здесь речь идёт обо всех, кто претыкался об это слово на протяжении всех поколений.
Теперь нужно выяснить, о какое слово могут преткнуться люди. Разумеется, они не могут преткнуться о слово, в котором содержится упомянутое в 2:2 бесхитростное молоко. Напротив, здесь речь идёт о том слове, которое Пётр цитирует в стихах 6-8, — о слове в отношении избранного камня, драгоценного краеугольного камня, который положен на Сионе. Речь также идёт о слове в отношении отвергнутого строителями камня, который становится главой угла (ст. 7). Кроме того, сюда входит слово в стихе 8 в отношении того, что этот камень является камнем преткновения и скалой соблазна. Вот о какое слово могут преткнуться люди.
Благодаря нынешней атмосфере в Господнем восстановлении нам легко верить в такое слово. Но во времена Господа Иисуса и апостолов иудеи не верили в это слово. Они придерживались убеждения, что Иисус из Назарета не может быть главой угла. Вместо того чтобы верить в это слово, иудейские вожди и учителя опровергали его. Всякий, кто не поверит этому слову, преткнётся о него.
Не думайте, что христиане не могут преткнуться об это слово. Многие христиане преткнулись об это слово. Они не верят, что Господь Иисус может быть таким строгим и прямолинейным. Иногда мы говорили с теми или иными верующими о том, что Христос является и строительным камнем, и камнем преткновения. В ответ они говорили: «Нет, Господь Иисус милостив. Он никогда не стал бы камнем преткновения или скалой соблазна. У Господа широкое сердце; в отличие от вас Он не узкий. Вы считаете, что только вы правы. Вы узкие, а Господь Иисус не узкий». Однако если мы будем слишком широкими, то мы не будем верить этому слову. Мы не будем верить тому, что, с одной стороны, Христос является строительным камнем и что, с другой стороны, Он также является камнем преткновения. Многие христиане преткнулись об это строгое слово. Иудейские вожди были не единственными, кто преткнулся об это слово.
Вы когда-нибудь думали о том, что Христос мог намеренно стать скалой соблазна? Нам следует отнестись к этому с осторожностью и спросить себя, верим ли мы этому слову. Если мы не верим этому слову, то мы претыкаемся о него. В этом случае Господь сразу же становится для нас камнем преткновения. Мы претыкаемся о такое слово, потому что нам кажется, что это очень узкое и строгое слово.
Мы не должны считать, что если Пётр написал такие слова в 2:6-8, значит он очень строгий человек. На самом деле, первым такое строгое слово сказал Господь Иисус. В Мф. 21:42 Он сказал религиозным вождям: «Неужели вы никогда не читали в Писаниях: „Камень, который отвергли строители, — он стал главой угла. Это было от Господа, и это удивительно в наших глазах“?» Далее, в стихе 44, Он сказал: «И тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся вдребезги; а на кого он упадёт, того раздавит в прах и развеет, как мякину». Слова «тот, кто упадёт на этот камень» относятся к человеку, который претыкается о Христа. Слова «на кого он упадёт» относятся к народам, которых Христос разобьёт при Своём возвращении.
Здесь, как мы видим, Господь Иисус говорит о Себе как камне ещё в одном аспекте. Он не только строительный камень и камень преткновения, но и сокрушающий камень, раздавливающий камень. Как сокрушающий камень, Он раздавит противников в прах. Этот аспект Христа показан в Дан. 2:34-35. В этих стихах показано, что когда Господь Иисус вернётся, Он раздавит все выступающие против него народы в прах.
Результат того, что люди претыкаются об это слово
В стихе 8 Пётр говорит, что те, кто претыкается об это слово, непокорны и что к этой непокорности они «были назначены». Здесь речь идёт о непокорности иудеев, в результате которой они преткнулись.
Те, кто претыкается об это слово, назначены Богом к непокорности. Непокорность — это их удел. Если человек не верит тому, что Библия говорит о Христе, то он претыкается о Него. Естественным результатом этого неверия и преткновения будет бунт. Это непокорность. Таким образом, непокорность становится назначенным для него уделом. На самом деле, это сообразуется с логикой. Если человек не поверит в слово, он преткнётся о него и затем пожнёт плод, урожай, того, что он посеял. Он сеет неверие, и он пожинает непокорность как назначенный для него результат. Основополагающий, управляющий духовный принцип состоит в том, что если у нас есть неверие, то мы пожнём непокорность. Если у вас есть неверие, то вы пожнёте бунт. Иначе говоря, вы будете бунтовать. Это относится не только к иудеям, но и к христианам, в том числе тем, кто в восстановлении.
И в Китае, и в Соединённых Штатах я видел, что назначенным уделом тех, кто не верит в слово и претыкается о него, были непокорность и бунт. Ни один христианин не преткнётся о благодатное слово Господа. Возможно, кто-то слышит, что Господь милостив, полон благодати и доброты и что Он посылает дождь на справедливых и несправедливых. Никто не преткнётся о такое благодатное слово. Однако в Библии есть и строгие слова. Строительный камень, глава угла, является также камнем преткновения и скалой соблазна. Небрежные и невнимательные люди могут не поверить такому слову. Они скажут: «Нет, Христос не может быть таким узким. Я верю в Господа Иисуса, поэтому я могу выбрать любой путь в том, что касается церкви. Почему я должен быть в восстановлении? В отличие от вас Господь не узкий». Конечным результатом того, что человек не верит этому строгому слову Господа и претыкается о него, будет непокорность, бунт. Именно эти бунтари больше всего противостоят нам сейчас. Они назначены к этому. Мы должны видеть, что здесь действует управляющий принцип. Этот принцип заключается в том, что если у нас будет такое неверие, то мы пожнём урожай непокорности, а непокорность — это и есть бунт.
Возможно, когда мы читаем 1 Пет. 2:4-8, мы думаем, что Петру не стоило включать в своё послание стихи 6, 7 и 8. По крайней мере, мы можем считать лишними стихи 7 и 8. С нашей точки зрения, достаточно одного четвёртого стиха. Возможно, что касается Божьего строения, стиха 4 достаточно. Но Пётр переходит к стихам 6-8, чтобы показать полную картину Христа как камня.