(2)
Тексты Писания: 1 Пет. 2:1-4, 6-8
В 1 Пет. 2:1-2 говорится: «Поэтому, отложив всякую злобу, и всякую хитрость, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорождённые младенцы, жаждайте бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему вы выросли к спасению». В предыдущем сообщении мы отметили, что нам нужно делать две вещи. Во-первых, нам нужно отложить всякую злобу, хитрость, лицемерие, зависть и всякое злословие. Во-вторых, нам нужно жаждать бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему мы выросли в жизни. Как мы увидели, подлинный рост в жизни — это увеличение меры жизни.
Согласно сказанному Петром в 2:2, благодаря чистому словесному молоку мы можем вырастать к спасению. Греческое выражение, переведённое как «к спасению», можно также перевести как «в результате обретая спасение». Рост в жизни приводит к спасению. Под спасением как результатом роста в жизни здесь понимается не начальное спасение. В Божье полное и законченное спасение входит многое — начиная с возрождения, включающего в себя оправдание, и заканчивая прославлением (Рим. 8:30). При возрождении мы получаем начальное спасение. Затем нам нужно расти, питаясь Христом как питательным молоком в слове Божьем, к полному спасению, к зрелости для прославления. Это будет спасением нашей души, которое откроется нам при откровении Господа Иисуса (1:5, 9-10, 13). Однако здесь, судя по контексту, слова «к спасению» непосредственно связаны со словами «созидаетесь как духовный дом в святое священство, чтобы приносить духовные жертвы» в стихе 5 и «возвещать добродетели Того, кто призвал вас…» в стихе 9.
Если мы будем расти к спасению, то мы будем переживать спасение от злобы, хитрости, лицемерия, зависти и злословия — от пяти отрицательных вещей, упомянутых в стихе 1. Мы спасаемся от злобы, хитрости, лицемерия, зависти и злословия не посредством собственных усилий. Это невозможно сделать посредством самосовершенствования, улучшения и исправления. Напротив, спасение от этих отрицательных вещей является чем-то внутренним.
Приведём иллюстрацию. Предположим, в организме какого-то человека появились бактерии, которые вызывают определённое заболевание. Эти бактерии находятся в его крови и в тканях его существа. Какая будет польза от попыток решить эту проблему, вымыв этого человека сильнодействующим мылом? Так можно лишь очистить верхний слой его кожи. Но такое очищение не окажет никакого воздействия на находящиеся в нём бактерии. Чтобы уничтожить бактерии, нужно дать этому человеку антибиотик. Кроме того, его физическому телу нужно хорошее питание, чтобы тело росло. Этот рост поможет ему исцелиться от болезни. Точно так же, благодаря внутреннему росту к спасению мы естественным образом спасаемся от «микробов» злобы, хитрости, лицемерия, зависти и злословия.
Пятьдесят лет тому назад мне было трудно справиться со своей раздражительностью. Но теперь, после более чем пятидесятилетнего переживания общения с Господом, я могу свидетельствовать, что мне трудно потерять самообладание. Кто-то скажет, что у меня больше нет проблем с раздражительностью, потому что я стал пожилым человеком. Это неправильное предположение. На самом деле, обычно с годами человек становится более раздражительным. Поэтому пожилые люди часто придирчивы и нетерпеливы. Говоря с природной точки зрения, с возрастом у нас будет больше проблем с раздражительностью. В Господе и перед Господом я могу засвидетельствовать, что чем старше я становлюсь, тем у меня меньше раздражительности. Такая перемена объясняется тем, что за эти годы я переживал рост в жизни к спасению от своей раздражительности. На этом примере мы видим, что всем нам на практике нужно расти к спасению.
В стихе 2 речь идёт не о спасении на начальном этапе и не о спасении на этапе завершения, а о спасении на последующем этапе, этапе преобразования. Будет правильно понимать этот стих в том смысле, что нам необходимо расти к преобразованию. Конечно, слово «преобразование» здесь не употребляется, однако «спасение» в этом стихе подразумевает преобразование. Возрождение происходит на этапе начального спасения; преобразование — на этапе последующего спасения, а прославление — на этапе завершения. Мы находимся не на начальном этапе и не на этапе завершения. Мы находимся на последующем этапе спасения, то есть на этапе преобразования.
Преобразование — это не просто изменение. Преобразование предполагает изменение вида. Однако оно предполагает не просто внешнее изменение вида, а внутреннее изменение по природе и составу. Например, когда человек болен, у него нездоровый цвет лица. Он может попытаться изменить свой внешний вид с помощью косметики. Мне не нравится, когда люди пользуются косметикой, потому что это напоминает мне работу сотрудника морга, который старается придать лицу мертвеца как можно более привлекательный вид. Сегодня как ученики Конфуция, так и многие христиане занимаются внешними делами самосовершенствования, которое можно сравнить с работой сотрудника морга. Такое внешнее изменение не имеет ничего общего с живым, внутренним преобразованием.
Недавно у меня было небольшое недомогание. Но моя жена каждый день давала мне пищу, которая питала меня. В итоге эта пища вылечила меня и вернула мне здоровый цвет лица. Когда моя жена увидела мой цвет лица, она была довольна. Мне не нужно было наносить на лицо краску, потому что здоровый цвет появился в результате внутреннего питания. Я ел, переваривал и усваивал пищу, которая питала меня. Питание передавалось в мои клетки, волокна и даже кожу, и у меня появился здоровый цвет лица. Это иллюстрация преобразования.
Пётр повелевает нам жаждать бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему мы выросли к преобразованию. Мы растём не к внешнему исправлению, улучшению или совершенствованию. Напротив, мы растём к внутреннему преобразованию посредством жизни и в жизни.
Пища, которая питает, может привести к преобразованию только в том случае, если её дают чему-то живому и органическому. Если вы попытаетесь давать питание чему-то неживому и неорганическому, то эта вещь будет разрушаться и станет нечистой. Пища, которая питает, не может принести пользу чему-то неживому. Всем очевидно, что бесполезно пытаться накормить мертвеца. Бесхитростное молоко в слове, несомненно, может кормить и питать нас, однако оно может кормить и питать только тех, кто является живым и органическим. Если бы у нас не было жизни, то в нас не было бы ничего, что может взаимодействовать с этим питанием.
В начале 2:2 Пётр говорит: «…как новорождённые младенцы…» Слово «новорождённые» указывает на живой организм. Новорождённый младенец — это что-то живое и органическое. Будучи такими новорождёнными младенцами, мы должны пить бесхитростное словесное молоко. Тогда молоко даст нам живое, органическое питание. Жизнь, которая есть в нас, начнёт естественным образом взаимодействовать с содержащимся в молоке питанием, чтобы мы росли. Однако если бы благодаря возрождению в нас не вошёл органический элемент, то из-за отсутствия взаимодействия с нашей стороны содержащееся в словесном молоке питание не принесло бы никакого результата.
В 1:23 Пётр говорит, что мы возрождены. В 2:2 он побуждает нас жаждать молока, как новорождённые младенцы. И слово «возрождение» в 1:23, и выражение «новорождённые младенцы» в 2:2 указывают на один и тот же момент — возрождение божественной жизнью. Это возрождение является основой для нашего роста в жизни и для очищения нашего внутреннего существа. Во всех нас есть полученная при возрождении божественная жизнь как основа всего духовного роста. Эта основа нужна нам для роста и очищения. Таким образом, как новорождённые младенцы, мы должны жаждать бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему мы выросли к преобразованию.
В стихе 3 Пётр продолжает: «…если вы вкусили, что благ Господь». Господа можно вкусить, и Он приятен и хорош на вкус. Если мы вкусим Его, мы будем жаждать питательного молока в Его слове. Греческое слово, переведённое как «благ» в этом стихе, также означает «приятен», «добр».
Пётр не сомневался, что те, кому он писал, уже были возрождены. Но он не был уверен в том, что они вкусили Господа. Поэтому он говорит: «…если вы вкусили, что благ Господь». Было очевидно, что верующие — это новорождённые младенцы, но, как следует из стиха 3, возможно, некоторые из них не вкусили, что Господь благ. Сегодня есть миллионы поистине возрождённых верующих, но очень многие так и не вкусили, что Господь благ.
Давайте рассмотрим на примере, как можно быть возрождённым и при этом не вкусить, что Господь благ. Одна женщина средних лет уже два года как была спасена. Она была искуплена и возрождена. Посетив несколько раз наши собрания, однажды она встала, чтобы рассказать своё свидетельство. Она сказала, что её муж потерял работу и что им было нечем платить за жильё. Кроме того, заболел их сын. Затем она сказала, что она молилась Господу об этих обстоятельствах. Она воздала хвалу Господу за то, что Он дал её мужу работу лучше прежней, дал им дом лучше прежнего и даже исцелил их сына. Она провозгласила: «Аллилуйя, Господь Иисус живой и Он всё может!»
Давайте внимательно рассмотрим это свидетельство и спросим, является ли оно свидетельством человека, который вкусил Господа. Я твёрдо уверен, что это нельзя назвать свидетельством человека, вкусившего, что благ Господь. Много лет тому назад я воспринял бы это иначе и сказал бы, что эта женщина поистине вкусила, что Господь благ. По сути, в своём свидетельстве она сказала: «Господь так благ ко мне! Он действительный, живой и благой. Мы молились, и Он дал нам лучшую работу и лучший дом и исцелил нашего сына. Аллилуйя! Господь благ». Она говорила о благости Господа, однако её слова нельзя назвать свидетельством человека, который вкусил, что Господь благ.
Каким же в таком случае должно быть свидетельство человека, который поистине вкусил Господа? Предположим, эта же сестра засвидетельствовала бы примерно о следующем: «Мой муж потерял работу, мы потеряли дом, и наш сын болен. Кажется, что чем больше мы молимся, тем больше у нас неприятностей. Однако, братья и сёстры, я могу засвидетельствовать, что чем труднее наши обстоятельства, тем счастливее я себя чувствую внутри. О, как я наслаждаюсь Господом! Я в небольшой степени переживала то, что переживал Павел, когда он просил Господа удалить жало и Господь отказался это сделать, сказав, что Его благодати достаточно для Павла. Господь побудил Павла наслаждаться Его благодатью. Он поместил Павла в особые обстоятельства, чтобы он был вынужден наслаждаться благодатью. Господь не удалил жало. С одной стороны, Павел страдал из-за жала. Но с другой стороны, он переживал поддерживающую благодать Господа. В нашем случае речь идёт о нескольких месяцах, но Господь всё равно ничего не сделал для нас внешне. Но я могу свидетельствовать, что я наслаждалась Им как своей благодатью. Моя мать, узнав о наших обстоятельствах, сказала: «Что происходит? Где твой Иисус? Он существует? Он живой? Почему Он ничего не сделает для вас? Лучше бы вы обратились к Будде». Но что бы она мне ни говорила, я продолжаю наслаждаться благодатью Господа». Это свидетельство человека, который вкусил Господа.
Вкусить Господа — не значит увидеть внешние чудеса. Вкусить Господа — значит получить внутреннее питание жизни. В какой бы обстановке мы ни находились и какими бы ни были наши обстоятельства, Господь поддерживает нас. Мы можем сказать вместе с Павлом: «Всё могу в Том, кто даёт мне силу» (Флп. 4:13). Мы можем выдержать испытание как богатством, так и бедностью, как благоприятными обстоятельствами, так и трудными обстоятельствами, потому что для нас главное — не внешние обстоятельства, а внутреннее питание. Получать это внутреннее питание — и значит поистине вкушать Господа. В этих стихах Пётр показывает, что если мы вкусили, что Господь благ, то мы обязательно будем жаждать молока в слове.
Живой камень для Божьего строения
Далее, в стихе 4, Пётр говорит о Христе как о живом камне: «Приходя к Нему, живому камню, отвергнутому людьми, но избранному и драгоценному у Бога». Греческое слово, переведённое как «приходя», можно также перевести как «приближаясь», «приступая».
Живой камень — это камень, который не только обладает жизнью, но и растёт в жизни. Именно таким камнем является Христос для Божьего строения. Здесь Пётр изменил метафору, заменив семя, которое относится к растительной жизни (1:23-24), камнем, который относится к минералам. Семя нужно, чтобы посадить жизнь, а камень — для созидания (2:5). Мысль Петра перешла от посадки жизни к Божьему строению. Если рассматривать Христа как жизнь для нас, то Он семя, но для Божьего строения Он камень. После того как мы приняли Его как семя жизни, нам нужно расти, чтобы переживать Его как камень, живущий в нас. Таким образом Он сделает и нас живыми камнями, преобразованными Его каменной природой, чтобы мы созидались с другими как духовный дом на Нём как на основании и краеугольном камне (Ис. 28:16).
Греческое слово, переведённое как «драгоценный», также означает «почитаемый». Это не то же самое слово, которое употреблено в 1:19. Там это слово описывает нечто, что драгоценно по своей природе; здесь оно относится к тому, что драгоценно, поскольку пользуется признанием и почётом.
В стихах 6-8 Пётр продолжает говорить о Христе как камне. В стихе 6 говорится: «Ибо в Писании содержится: „Вот, Я кладу на Сионе краеугольный камень, избранный и драгоценный; и тот, кто верит в Него, ни в коем случае не будет посрамлён“». Отсюда следует, что Христос — это камень, который Бог избрал в качестве краеугольного камня для Своего строения (Эф. 2:20). В Эф. 2:20 Павел говорит, что «краеугольный камень — Сам Христос Иисус». И в Эф. 2:20, и в 1 Пет. 2:6 Христос рассматривается не в качестве основания, а в качестве краеугольного камня, потому что в данном случае главное — не основание, а краеугольный камень, соединяющий две стены, одна из которых — верующие из иудеев, а другая — верующие из язычников. Когда иудейские строители отвергли Христа, они отвергли Его как краеугольный камень (Деян. 4:11; 1 Пет. 2:7), который должен был соединить с ними язычников для построения Божьего дома.
В 2:7 Пётр продолжает: «Итак, для вас, тех, кто верит, — драгоценность; а для неверящих — „Камень, который отвергли строители, — он стал главой угла“». В греческом языке слово, переведённое как «драгоценность», родственно слову, переведённому как «драгоценный» в стихах 4, 6. Тот самый Христос, которого Бог избрал в качестве камня — более того, краеугольного камня, который драгоценен для Бога, — является драгоценностью для Своих верующих; но для неверующих Он — отвергнутый, презренный камень.
Под «строителями» в этом стихе понимаются иудейские вожди в иудаизме (Деян. 4:11), которые должны были бы строить дом Божий. Они полностью отвергли Христа. Господь предсказывал, что они сделают это (Мф. 21:38-42).
Выражение, переведённое как «стал главой угла», буквально означает «стал (превратился) в главу угла». Христос стал главой угла в воскресении. В своём раннем проповедовании Пётр уже провозгласил это иудеям (Деян. 4:10-11).
В стихе 8 говорится: «…и «Камень преткновения и скала соблазна». Они претыкаются об это слово, будучи непокорны, к чему и были назначены». В этом стихе показано, что надёжный Христос (ст. 6), будучи отвергнут, стал камнем преткновения, о который преткнулись отвергнувшие Его иудействующие (Мф. 21:44). Под словами «к чему» понимается непокорность иудеев, в результате которой они преткнулись.
В стихе 4 Пётр «перескакивает» от словесного молока к живому камню. На первый взгляд, между молоком и камнем нет никакого «мостика», никакой связи. Сначала Пётр показывает, что Господь — это молоко и слово для питания. Затем он говорит о Нём как о живом камне.
Переживать Христа как молоко и как камень
Согласно стиху 4, мы должны приходить к Христу как к живому камню. Но как мы можем прийти к Нему? Мы приходим к Господу, когда пьём словесное молоко. Осознавали ли вы когда-нибудь, что, когда вы пьёте молоко из слова, вы тем самым приходите к Господу? Что понимается под молоком в слове? Этим молоком является Сам Господь. Поэтому, когда мы пьём молоко, мы приходим к Господу. Есть ли какой-либо другой способ прийти к пище, которую вы едите? Как вы приходите к пище? Вы едите её, не так ли? Все мы приходим к пище посредством того, что едим её. Точно так же мы приходим к Христу как живому камню. В стихе 4 «приходить» — значит «пить». Таким образом, когда мы пьём молоко, мы приходим к Господу.
Мы уже говорили о том, что Пётр как бы «перескакивает» от Христа-молока к Христу-камню. Это означает, что молоко становится камнем. Возможно ли это? Для нас это невозможно, но для Господа это не является чем-то невозможным, потому что Он всеобъемлющ. Поскольку Христос всеобъемлющ, Он является молоком, а также камнем. Мы не можем исчерпать все аспекты Христа. Он молоко, Он хлеб, и теперь мы видим, что Он камень. Согласно 2:6-8, Христос — это не только строительный камень, но также камень преткновения и сокрушающий камень. Даже как камень Христос всеобъемлющ: Он может созидать нас или может стать для нас преткновением и даже сокрушить нас.
Нам нужно больше переживать Христа как молоко и как камень. Утром мы должны пить Христа как молоко из Слова. Затем, в течение дня, в нас должен происходить процесс преобразования. Вечером мы должны приходить на церковные собрания и общаться со святыми. Это созидание. Отсюда мы видим, что утром Христос является молоком, а вечером Он становится камнем. В течение дня молоко проделывает в нас преобразовывающую работу, чтобы произвести камень.
Те, кто не переживает Христа как молоко, возможно, любят быть изолированными от других и независимыми. Иногда к ним приходят старейшины и призывают их приходить на собрания. Однако эти святые не хотят ходить на собрания. Один из таких братьев однажды сказал: «Пока на собрании присутствуют определённые люди, я не хочу ходить на них. Я не хочу видеть их лица. Я не хочу ходить на собрания только потому, что там присутствуют они». Но через некоторое время Господь сделал что-то в этом случае. Этот брат покаялся в том, как он относился к определённым людям, о которых шла речь. После этого у него появилось желание пить словесное молоко. Он пил молоко, и у него появилась жажда приходить на церковные собрания. В конечном итоге он полностью примирился со святыми ради созидания.
Сначала Господь является молоком, которое питает нас. Благодаря питанию в словесном молоке происходит преобразование. Затем появляется строение, в котором Сам Господь является камнем. Вот почему во второй главе мы видим сначала молоко, а затем — камень.