(1)
Тексты Писания: 1 Пет. 2:1-4, 6-8
Первая глава Первого послания Петра — это один полный раздел этой книги. В этом разделе ясно показано, что Триединый Бог работает над Своими избранными людьми, осуществляя Своё домостроительство и приводя их к полному участию в Самом Себе, чтобы они наслаждались Им как благодатью. Наслаждаясь Триединым Богом как благодатью, Божьи избранные люди имеют мир. Таким образом, мир является результатом наслаждения благодатью. Первый момент, показанный в первой главе, состоит в том, что Триединый Бог работает над Своими избранниками, приводя их в наслаждение Самим Собой как благодатью, чтобы они имели мир.
Затем в первой главе показано, что работа Триединого Бога производит полное спасение. Сначала мы видим Божью работу для Божьего домостроительства, и эта работа производит Божье полное спасение. Божье полное спасение включает в себя возрождение Отца, искупление Сына и освящение Духа. Таково полное спасение, осуществляемое посредством работы Триединого Бога.
Полное спасение Триединого Бога имеет два следствия, или результата: святой образ жизни для выражения Бога и нелицемерное братолюбие ко всем святым. Эти два элемента — святой образ жизни и нелицемерное братолюбие — составляют картину подлинной церковной жизни. С одной стороны, в настоящей церковной жизни мы видим выражение Бога; с другой стороны, в такой церковной жизни присутствует нелицемерная любовь друг к другу. Таким образом, святость и любовь являются результатом полного спасения, осуществляемого посредством работы Триединого Бога над Его избранниками. Это ясный и полный обзор первой главы.
Первая глава Первого послания Петра — это законченный раздел, который стоит особняком. Если мы увидим общую картину этой главы, то мы очень полюбим её. Я могу засвидетельствовать, что за эти дни я как никогда полюбил писания Петра. Я надеюсь, что все святые начнут ценить Петра так же, как они ценят Павла. Кроме того, я надеюсь, что все мы полюбим 1 Пет. 1 и три основных момента, показанных в этой главе и затрагивающих работу Триединого Бога для Его домостроительства, полное спасение, осуществляемое посредством работы Триединого Бога над Его избранниками и результаты этого полного спасения — святой образ жизни для выражения Бога и нелицемерное братолюбие к верующим. В церковной жизни нам нужно жить такой жизнью, чтобы мы выражали нашего святого Бога и любили всех наших братьев.
В церковной жизни у нас очень большая семья. Наш Отец возродил нас, и все Его дети являются нашими родственниками, нашими братьями и сёстрами. Церковная семья является вселенской. Это церковь без разделений и деноминаций. Во вселенской церковной семье нет никаких различий. Можно сказать, что это подлинная католическая церковь. Разумеется, мы не имеем ничего общего с Римско-католической церковью, но мы являемся подлинными католиками. Кроме того, в нашей местности есть практическое выражение этой нелицемерной католической церкви, церкви, в которой мы выражаем святого Отца и любим всех святых.
Отложить пять отрицательных вещей
В 2:1 Пётр продолжает: «Поэтому, отложив всякую злобу, и всякую хитрость, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие…» Этот стих начинается со слова «поэтому». Это означает, что увещевание в 2:1-10 основано на том, что раскрыто в первой главе. В первой главе подчёркнуты три главных дела, которые совершает в верующих Триединый Бог: возрождение Отца (ст. 3, 23), искупление Сына (ст. 2, 18-19) и освящение Духа (ст. 2). Всё это делает верующих святыми людьми, ведущими святую жизнь (ст. 15-16). На этом основании Пётр велел верующим расти в жизни (2:2) для созидания духовного дома (2:5).
Первая глава представляет собой законченное целое, однако Пётр хотел добавить что-то ещё согласно своим переживаниям. Поэтому, опираясь на сказанное в первой главе, он переходит к повелению во второй главе. Сначала он говорит святым, что они должны отложить всякую злобу, хитрость, лицемерие, зависть и злословие. Из сотен греховных вещей Пётр выбирает пять: злобу, хитрость, лицемерие, зависть и злословие. Я прошу вас уделить некоторое время тому, чтобы рассмотреть, что представляют собой эти вещи.
Согласно последовательности, в которой упоминаются эти пять вещей, злоба — это корень, источник, а злословие — это выражение. Возможно, в нас есть злоба как корень. Тогда в конечном итоге появится и злословие как выражение этой злобы. Последовательный переход от злобы к злословию включает хитрость, лицемерие и зависть — три ступени, которые ведут всё ниже и ниже от злобы к злословию. Если у нас есть злоба, то будет и лицемерие; и если у нас есть лицемерие, то будет и зависть. Итак, корнем является злоба, затем идут хитрость, лицемерие и зависть, и конечным выражением является злословие.
Даже такой стих, как 2:1 нельзя читать небрежно. Мы не должны воспринимать ни один стих как нечто само собой разумеющееся или пренебрегать серьёзным изучением его. Напротив, мы должны изучать каждый стих, стремясь и надеясь проникнуть в его глубины. На самом деле, глубины Слова — это действительность Слова. Эта действительность является истиной. Если мы внимательно рассмотрим стих 1, то мы увидим корень, развитие и выражение. В свете этого стиха мы видим, что всякая злоба должна быть удалена с корнем.
Жаждать бесхитростного словесного молока
В стихе 2 говорится: «Как новорождённые младенцы, жаждайте бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему вы выросли к спасению». Будучи рождены посредством возрождения (1:3, 23), верующие становятся младенцами, которые могут, питаясь духовным молоком, расти в жизни к дальнейшему спасению, причём целью этого является Божье строение.
Слово «бесхитростное» в стихе 2 не означает «неразбавленное» и не противопоставляется менее чистым учениям; слово «бесхитростное» противопоставляется «хитрости» в стихе 1. Бесхитростное молоко — это молоко, не имеющее никакого ложного предназначения, не имеющее никакой другой цели помимо того, чтобы питать душу.
Слову, переведённому как «словесное», соответствует греческое слово «логико́с». Это слово, переведённое в Рим. 12:1 как «разумное», образовано от существительного «ло́гос», означающего «слово»; отсюда — значение «словесный». Это слово содержит в себе значение «связанный с разумом (а не с телом), с мыслительными способностями»; отсюда — значения «рациональный», «логичный», «разумный». Словесное молоко — это не молоко для тела, а молоко для души, для внутреннего существа. Оно передаётся в слове Божьем, чтобы питать нашего внутреннего человека через понимание нашего рационального разума, и усваивается нашими мыслительными способностями.
С точки зрения грамматики, стих 1 поясняет слово «жаждайте» в стихе 2. Как мы уже говорили, слово «бесхитростное» в стихе 2 противопоставляется слову «хитрость» в стихе 1. Возможно, только в Восстановительном переводе в стихе 2 используется выражение «бесхитростное молоко». В других переводах говорится о «чистом» или «искреннем» молоке. Возможно, Пётр вкладывал в слово «бесхитростное» значение «чистое» и «искреннее». Однако цель того, что Пётр здесь пишет, состоит в том, чтобы противопоставить бесхитростность и хитрость, источником которой является злоба.
Что может поглотить, или устранить, нашу хитрость? Антибиотиком против хитрости является то питание, которе содержится в бесхитростном словесном молоке. В Божьем Слове есть питание, которое является молоком для нашего внутреннего существа. Как наше физическое тело питается молоком, так и наше внутреннее существо, то есть наша душа, должно питаться бесхитростным словесным молоком. В этом молоке содержится элемент, который может устранить нашу хитрость. Поэтому словесное молоко — это бесхитростное молоко.
В 2:1 и 2 Пётр показывает, что нам, как новорождённым младенцам, нужно откладывать всякую хитрость, а также жаждать бесхитростного словесного молока. Мы откладываем порочный корень злобы, чтобы жаждать, желать, словесного молока. Я думаю, что Пётр писал это, опираясь не на доктрину, а на свои духовные переживания. Без достаточных духовных переживаний мы не сможем понять, о чём говорит Пётр.
Если вы будете полны злобы, хитрости, лицемерия, зависти и злословия, то у вас не будет никакого вкуса к Слову. Вы не будете испытывать голод и жажду по отношению к Божьему Слову. У вас не будет стремления, желания, пить чистое молоко Слова. Если вы хотите испытывать голод и жажду по отношению к Божьему слову, то есть, если вы хотите, чтобы у вас было желание пить молоко в слове, то вам нужно ненавидеть свою злобу и воздерживаться от злословия в адрес других.
Предположим, некий брат в течение довольно долгого времени, может быть, больше года, наполнен злобой. Ему не нравятся некоторые братья, особенно старейшины. Он полон злобы, а также хитрости, лицемерия и зависти, поэтому он естественно начинает отрицательно высказываться в адрес других. Он говорит плохо как о братьях, так и о сёстрах, как о пожилых святых, так и о молодых святых. Источником этого злословия является скрытая в нём злоба. Разумеется, у брата, который находится в таком состоянии, не будет никакого вкуса к Слову. По своему опыту я знаю, что он не будет испытывать ни голода, ни жажды по отношению к питанию в Божьем Слове.
Однако, предположим, однажды этот брат получает милость Господа и начинает осознавать свою греховность. Он осознаёт, что ему нужен Христос как жертва за грех и жертва повинности, поэтому он кается, исповедует свои грехи и молится: «О Господь, прости меня. Я долгое время был наполнен злобой и злословил других. Господь, благодаря этому я вижу, что во мне есть грех. Господь, я возрождён, но во мне по-прежнему есть грех, потому что во мне есть падшая греховная природа. О Господь, Ты нужен мне как моя жертва за грех. Я принимаю и применяю Тебя как мою жертву за грех. О, пусть кровь жертвы за грех очистит меня, Господь! Я понимаю, что моё злословие в адрес братьев и сестёр является проступком, прегрешением. Господь, я полон прегрешений! Прости и очисти меня. Я принимаю Тебя не только как мою жертву за грех, но и как мою жертву повинности. Господь, я хочу весь день наслаждаться Тобой».
Если брат помолится таким образом, то вскоре у него появится вкус к словесному молоку. У него появится желание прийти к Слову за питанием. Он придёт к Библии не для того, чтобы получить знание доктрины, а чтобы пить питательное молоко. Читая Библию, он будет в то же время пить бесхитростное молоко Божьего слова. В итоге это молоко войдёт в его внутреннее существо и будет действовать как антибиотик, убивающий микробов злобы. Кроме того, этот брат начнёт любить всех святых. Возможно, он скажет: «О, я люблю братьев и сестёр. Я люблю всех старейшин. Все святые хорошие, и все они лучше меня».
Понимание на основании переживаний
Такое понимание стихов 1 и 2 приходит вследствие переживаний. Пётр написал эти стихи согласно своим переживаниям. Моё понимание того, о чём пишет Пётр, тоже было следствием переживаний. Когда я читал этот отрывок Слова более пятидесяти лет тому назад, я не мог понять его, потому что у меня не было достаточных переживаний. Но за годы у меня появилось намного больше духовных переживаний, и теперь я понимаю, о чём говорит Пётр. Я думаю, что многие святые тоже имеют такое понимание стихов 1 и 2 из 2-й главы согласно своим переживаниям.
Наше чтение Слова ни в коем случае не должно быть природным или небрежным. Однако многие христиане придерживаются природного отношения к чтению Библии и воспринимают её как нечто само собой разумеющееся. Но если мы вникнем в глубины Слова, то мы будем озарены. Тогда у нас будет обильное внутреннее чувство, и у нас будут слова, чтобы выразить то, что мы видим.
Согласно сказанному Петром в стихе 2, мы должны жаждать бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему мы росли. Рост связан с жизнью и является ростом в жизни. В результате возрождения мы получили божественную жизнь, и нам нужно расти в этой жизни и с помощью этой жизни, питаясь молоком, передаваемым в Слове Божьем.
Мы должны желать бесхитростного словесного молока, чтобы получить не только духовный антибиотик, но и питание для роста. Бесхитростное словесное молоко питает нас, и благодаря этому питанию мы растём.
Многие христиане думают, что расти — значит обретать больше знаний. После того как новый верующий крестится, ему могут посоветовать пойти на какие-нибудь библейские курсы. Его будут побуждать к тому, чтобы он приобретал больше знаний. Однако он может не услышать ни слова, которое помогло бы ему осознать, что через возрождение он получил божественную жизнь и что теперь ему нужно расти в жизни. Ему лишь помогут познакомиться с историями в Евангелиях, а затем с историями в Ветхом Завете. Со временем он приобретёт больше библейских знаний, и кто-то, возможно, будет считать это ростом. Однако такое понимание роста в корне противоречит новозаветному пониманию роста. Согласно Новому Завету, рост — это подлинное увеличение меры жизни. Знание не способствует увеличению меры жизни.
Как растут дети? Они растут, получая питание. Если у младенца здоровый рацион и он каждый день получает пищу, которая питает его, то постепенно он будет расти. Этот рост является увеличением. Источником этого увеличения является полученная ребёнком пища. В конечном итоге, как взрослый человек, он будет состоять из того, что он съел. Предположим, при рождении он весил всего три килограмма. Но когда он станет взрослым, он будет мужчиной, который весит девяносто килограммов. Он пережил подлинный рост в жизни, рост, ставший результатом того, что он ел здоровую пищу, переваривал её и усваивал её своими клетками, в результате чего она стала самим элементом его существа. Это иллюстрация подлинного роста в жизни.
Нам нужно жаждать бесхитростного словесного молока, чтобы благодаря ему у нас был подлинный рост в жизни. Истинный рост является увеличением меры жизни. Если мы будем расти в жизни, то находящийся в нас элемент жизни будет увеличиваться, и у нас будет увеличение духовного роста (Эф. 4:13).