Полное спасение Триединого Бога и Его следствия
(9)
Тексты Писания: 1 Пет. 1:22-25
В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 22 по 25 из 1-й главы. В стихе 22 говорится: «Так как вы очистили ваши души послушанием истине к нелицемерному братолюбию, то от чистого сердца горячо люби́те друг друга». Следуя своей обычной манере письма, Пётр объединяет в этом стихе несколько моментов. Сначала он говорит: «Так как вы очистили ваши души». Такого выражения нет больше нигде в Новом Завете. Есть места, в которых говорится об очищении сердца, но не об очищении души.
Очищение наших душ — это освящение Духом нашей предрасположенности с тем, чтобы мы вели святую жизнь в Божьей святой природе (ст. 15-16). Это глубже, чем очищение наших грехов (Евр. 1:3) и очищение от греха (1 Ин. 1:7). Последние два очищения представляют собой очищение наших внешних действий, а первое является очищением нашего внутреннего существа — души. Это очищение подобно омовению водой в слове в Эф. 5:26.
В стихе 22 Пётр говорит об очищении наших душ в прошедшем времени. Когда же это произошло? В стихах 1-21 ничего не говорится об очищении душ. Но неожиданно, в стихе 22, Пётр говорит: «Так как вы очистили ваши души». Однако в предыдущих двадцати одном стихе он ничего не говорил об этом очищении.
Наша душа состоит из разума, чувств и воли, которые являются также частями нашего сердца. Очистить свою душу — значит очистить свои разум, чувства и волю как части своего сердца от всякого осквернения и загрязнения (Деян. 15:9; Иак. 4:8). По сути, это означает, что наши разум, чувства и воля должны быть избавлены от всего, что не есть Бог, и сосредоточены на Боге как единственном предмете и единственной цели. Такого рода очищение совершается посредством нашего послушания истине, то есть содержанию и действительности нашей веры. Когда мы слушаемся истины, содержания и действительности нашей веры в Христа, вся наша душа сосредоточивается на Боге и тем самым очищается от всего, что не есть Бог. Это то же самое, что спасти свои души от всякой грязи, приняв посаженное в нас слово (Иак. 1:21), то есть освящающую истину (Ин. 17:17).
Как следует из сказанного Петром в стихе 22, мы очищаем свои души послушанием истине. Здесь мы видим три момента: очищение души, послушание и истину. Мы не должны воспринимать ни одно из этих понятий как что-то само собой разумеющееся. Мы должны спросить себя, что здесь понимается под истиной и что значит быть послушным истине. Кроме того, Пётр говорит, что это очищение наших душ послушанием истине приводит к нелицемерному братолюбию. Здесь Пётр говорит не просто о любви и не просто о братолюбии, а о нелицемерном братолюбии. Таким образом, в этом одном стихе Пётр охватывает очищение наших душ, послушание истине и нелицемерное братолюбие. Затем он увещевает нас горячо любить друг друга от сердца. То, что Пётр объединяет в одном стихе так много моментов, является отличительной чертой его письма.
Мы очищаем свои души послушанием истине. Возможно, это не настолько глубокий момент, как предузнание Бога, но он очень практический. По сравнению с важными моментами, касающимися божественной стороны, это довольно незначительный момент. Однако он очень важен для нашей христианской жизни. Мы должны спросить себя, переживаем ли мы в своей христианской жизни очищение своих душ послушанием истине.
Касаться действительности в слове
Чтобы понять, что значит очищать свои души послушанием истине, нам нужно уяснить значение слова «истина» в этом стихе. Под «истиной» здесь понимается освящающая истина — Божье слово действительности (Ин. 17:17). Истина в этом стихе обозначает не доктрину. Истина — это действительность, которая содержится в Божьем слове и которую Божье слово передаёт. Например, в Ин. 3:16 говорится: «Бог так возлюбил мир». Это божественное слово. Однако, в отличие от многих других людей, читающих Ин. 3:16, мы не должны воспринимать эти слова просто как доктрину. Если мы воспринимаем этот стих только как доктрину, значит наше понимание является природным. Это природное понимание является дьявольским, потому что за нашим природным пониманием стоит дьявол. Если наше природное понимание захватывает нас целиком, то оно становится дьявольским. Если мы хотим, чтобы наше понимание в отношении Ин. 3:16 было не просто природным, то нам нужно касаться той действительности, которая содержится в этом небольшом предложении и которую оно передаёт. Когда мы читаем, что «Бог так возлюбил мир», мы должны спросить себя, переживали ли мы эту любовь. Мы должны сказать: «Бог так возлюбил мир. Являюсь ли я частью этого «мира»? Означают ли эти слова, что Бог так возлюбил меня?» Каждый, кто прочитает Ин. 3:16 таким образом, будет спасён. Такой человек скажет: «О Боже, как я благодарю Тебя, что я являюсь частью мира! Если Ты любишь мир, значит Ты любишь меня». Вот что значит принимать Ин. 3:16 не просто как доктрину, а как истину, как действительность.
В 1 Тим. 3:15 говорится, что церковь — это дом живого Бога. В этом стихе есть доктрина, но для нас этот стих должен быть не просто доктриной. Напротив, слова Павла о церкви как о доме живого Бога должны быть истиной, или действительностью. Мы должны спросить себя: «Является ли церковь в моей местности домом живого Бога?» Если мы прочитаем этот стих таким образом, то мы коснёмся действительности, или истины. Истина является осязаемым содержанием, действительностью, которая содержится в Божьем слове и которую Божье слово передаёт нам.
Первое послание Петра адресовано рассеявшимся верующим из иудеев, которые до своего спасения были в иудаизме. Они хорошо знали ветхозаветные прообразы. Услышав благовестие и учение апостолов, они коснулись действительности. Через благовествование и учение апостолов этим иудеям была передана истина, или действительность, в Божьем слове. В результате они услышали ту действительность, которая содержится в Божьем слове. Это истина.
Мы должны не просто принимать доктрины из Божьего слова — мы должны касаться действительности. В благовестии и учении апостолов содержатся элементы действительности, и эти элементы действительности были переданы верующим из иудеев. Те иудейские верующие, к которым Пётр обращался в своём первом Послании, получили истину, или действительность, из благовестия и учения апостолов.
Препоясать разум и очистить душу
Однако после того как верующие получили эту истину, эту действительность, к ним пришли иудействующие, которые напомнили им об их прошлом в иудейской религии. Своими разговорами иудействующие отвлекали и беспокоили иудейских верующих, а также заставляли их разум блуждать, уходя от истины. Возможно, кто-то из иудейских верующих говорил своей жене: «Проповедь Петра — это что-то истинное, верно? Тогда почему она противоречит многому из того, что мы слышали от наших родителей? Кажется даже, что некоторые учения Петра противоречат учениям Моисея. Мы столкнулись с настоящей проблемой. Неужели наши отцы могли учить нас чему-то неправильному? Почему Пётр учит нас чему-то такому, что отличается от того, что мы слышали раньше?» На этом примере мы видим, каков был исторический фон написания Петром этого Послания.
В стихе 13 Пётр говорит: «Поэтому, препоясав чресла вашего разума, будучи трезвы, в совершенстве возложите надежду на благодать, приносимую вам при откровении Иисуса Христа». Слово «поэтому» в начале этого стиха основано на всех божественных истинах, показанных в стихах 1-12. Наше избрание согласно Божьему предузнанию является не просто доктриной, а истиной, действительностью. То, что Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа возродил нас к живой надежде, тоже является действительностью. Кроме того, истиной является то, что эта живая надежда представляет собой наследие нетленное, неосквернённое и неувядающее, хранимое на небесах для нас. В этих двенадцати стихах мы видим много истины, действительности.
На основании всей этой истины Пётр велит нам препоясать чресла нашего разума и быть трезвыми. Мы не должны позволять своему разуму блуждать, и мы не должны быть опьянёнными или одурманенными. Стать трезвым — значит освободиться от дурмана, очнуться от оцепенения. Таким образом, в стихе 13 Пётр говорит иудейским верующим, что они должны забыть о своём религиозном прошлом, стать трезвыми и перестать блуждать в своём разуме.
Как иудействующие пытались воздействовать на иудейских верующих, так и сегодня некоторые пытаются воздействовать на тех, кто в Господнем восстановлении. Предположим, молодой брат любит Господне восстановление и славит Господа за то, что он в восстановлении. Но затем к этому брату приходит его родственник, пастор, который имеет учёную степень в области богословия, и говорит ему: «О каком «восстановлении» ты говоришь? Я закончил семинарию со степенью магистра богословия, но никогда не слышал ни о каком восстановлении. Кто тебе сказал, что у Господа есть восстановление?» Возможно, этот молодой брат не будет знать, что сказать. Впоследствии он, возможно, расстроится, и у него в разуме появятся сомнения в отношении восстановления. Он будет думать про себя: «Служение в Господнем восстановлении, конечно, помогло мне. Но как быть с этим пастором, который имеет степень магистра богословия? Неужели он совершенно неправ насчёт восстановления?» Этому брату нужно препоясать чресла своего разума.
Препоясать чреcла своего разума — значит, по сути, очистить свою душу. Когда наш разум блуждает, наша душа всегда нечиста. Критические мысли заставляют наш разум блуждать. Эти критические мысли могут проникать в наш разум подобно огненным стрелам. Когда наш разум начинает блуждать, наша душа становится нечистой. Если это происходит с нами, нам нужно очистить свою душу. Как же нам очистить свою душу? Чтобы очистить душу, нам нужно препоясать чресла своего разума и направить его на что-то одно, чтобы он не блуждал.
Огненные стрелы критических мыслей не только беспокоят наш разум, но и загрязняют наши чувства и волю. В результате мы становимся нечистыми в Господе и перед Господом. В таком состоянии нам трудно искренне славить Господа.
Давайте вернёмся к примеру с молодым братом, на которого оказывает воздействие его родственник-пастор. Слова этого пастора делают чувства брата нечистыми. Критические мысли не только заставляют его разум блуждать, уводя его от цели Господнего восстановления, но и делают его чувства нечистыми, поскольку его чувства начинают любить что-то ещё. Эти нечистые чувства можно сравнить с чувствами женщины, которая любит нескольких мужчин. Она любит своего мужа, но при этом она любит кого-то ещё. Это блуд. Наши чувства должны быть направлены только на Господа. Услышанные этим братом критические слова и мысли загрязнили его чувства. В результате у него появилась ещё какая-то цель, ещё какое-то стремление. С одной стороны, он в Господнем восстановлении; с другой стороны, у него есть сомнения в отношении восстановления. Это своего рода загрязнение.
Кроме того, это загрязнение может причинить вред нашей воле. Нам становится трудно принимать решения, потому что у нас две цели. Таким образом, вся наша душа становится нечистой. Наш разум блуждает, наши чувства раздваиваются, и нашей воле причинён вред. В этом случае нам нужно очищение души.
Бог не будет очищать нашу душу за нас. Нам нужно сделать это самим посредством послушания той истине, которую мы услышали и приняли. Предположим, какой-то брат в течение некоторого времени борется с сомнениями в отношении Господнего восстановления. Наконец, благодаря Божьей милости и движению освящающего Духа внутри него он провозглашает: «Слава Господу! Мой разум препоясан одной целью. Мои чувства всецело направлены на одну Личность — на Самого Господа. У моей любви нет никакого другого объекта. Поэтому моя воля в свою очередь принимает твёрдое решение: я встаю на сторону Господа и Господнего восстановления. Всё остальное меня не интересует». Это послушание истине. С помощью такого послушания истине мы очищаем свои души. Поэтому в стихе 22 Пётр говорит иудейским верующим, что они очистили свои души послушанием истине. Эта истина передаётся в Божьем освящающем слове.
В стихе 22 Пётр говорит, что мы очищаем свои души послушанием истине к нелицемерноему братолюбию. Поскольку очищение наших душ заставляет всё наше существо сосредоточиваться на Боге, чтобы мы любили Его всем своим сердцем, всей своей душой и всем своим разумом (Мк. 12:30), такое очищение приводит к нелицемерному братолюбию и побуждает нас от сердца горячо любить тех, кого любит Бог. Сначала Божье возрождение приводит к святой жизни; затем Божье освящение (очищение) приводит к братолюбию.
Каково значение слова «нелицемерный»? Быть нелицемерным — значит не притворяться и не играть. Но если говорить точнее, это значит не надевать маску. Лицемерить — значит с помощью маски скрывать свои истинные чувства; лицемерить — значит притворяться тем, чем мы не являемся. Нелицемерное братолюбие — это подлинное, непритворное братолюбие, братолюбие без каких-либо масок. Прилагательное «нелицемерный» в стихе 22 играет очень важную роль. Оно показывает, что через очищение нашей души все маски удалены.
Если какой-то брат примет критические мысли в отношении Господнего восстановления, возможно, он будет по-прежнему любить братьев, но эта любовь будет лицемерной. Иначе говоря, это будет любовь в маске. Маска появилась из-за того, что у этого брата возникли сомнения в отношении восстановления. Если он живёт с другими братьями в доме братьев, возможно, на первый взгляд, он по-прежнему любит тех братьев, с которыми живёт. Но он не любит их нелицемерной любовью, любовью без маски. Однако если он примет решение послушаться истины и этим послушанием очистит свою душу, то результатом этого очищения будет нелицемерное братолюбие. Тогда он будет любить братьев без всякой маски.
В церковной жизни святые часто надевают маски. Возможно, они любят друг друга, но это любовь в маске. Причина такой лицемерной любви в том, что эти святые не очистили свои души. Они не препоясали чресла своего разума, не сосредоточили свои чувства и не приняли твёрдое решение в своей воле в отношении восстановления. Поэтому они всё делают в маске. Может быть, они понимают, что если они в церковной жизни, то они должны относиться ко всем с любовью. Но внутри них есть сомнения, и их души, включая разум, чувства и волю, загрязнены. Этим святым нужно очистить свои души послушанием истине.
Когда мы очистим свои души послушанием истине, мы сможем от сердца горячо любить друг друга. В стихе 22 говорится как об очищении души, так и о любви от сердца. Любить от сердца — значит иметь любовь, которая исходит не только от частей нашей души, но и от совести. Наша совесть свидетельствует, что мы любим братьев нелицемерной любовью. Если у нас в совести есть такое свидетельство, значит мы любим от сердца. Но если у нас в совести нет подтверждения нашей любви или свидетельства о ней, значит наша любовь исходит только от души. Такую любовь нельзя назвать любовью от сердца, поскольку совесть является частью сердца, а не частью души.
Мы возрождены через живое и пребывающее слово Божье
Главной частью предложения, образующего стихи 22 и 23, являются слова: «От чистого сердца горячо люби́те друг друга». «Так как вы очистили ваши души послушанием истине к нелицемерному братолюбию…» — это придаточное предложение, которое относится к сказуемому в предложении: «От чистого сердца горячо люби́те друг друга». Затем, в стихе 23, мы видим ещё одно придаточное предложение: «…будучи возрождены не от тленного семени, а от нетленного, через живое и пребывающее слово Божье». Этот стих грамматически связан со стихом 22. Будучи возрождены, мы очистили свои души к братолюбию. Возрождение божественной жизнью является основанием, почвой, для очищения, или освящения, наших душ к нелицемерному братолюбию. Эта часть Слова начинается и заканчивается возрождением, которое приводит к святому житию по отношению к Богу и братолюбию по отношению к святым.
В стихе 23 показано, что мы возрождены через живое и пребывающее слово Божье. Мы возрождены не от тленного семени. Семя — это вместилище жизни. Божье слово, будучи нетленным семенем, содержит в себе Божью жизнь. Поэтому оно является живым и пребывающим. Через это слово мы были возрождены. Именно Божье живое и пребывающее слово жизни приносит Божью жизнь в наш дух для нашего возрождения.
То, что пишет Пётр, можно перефразировать следующим образом: «Братья и сёстры, разве вы не знаете, что все мы возрождены? Мы возрождены не от тленного семени, а от нетленного. Этим нетленным семенем является живое и пребывающее слово Божье. Таким образом, мы возрождены от нетленного семени через живое и пребывающее слово Божье. На самом деле, слово Божье является не самим семенем, а вместилищем семени. Поэтому источником семени является слово. Вы должны понять, что вы возрождены от нетленного семени, которое передаётся нам в живом слове Божьем».
Если семя — это не само слово Божье, тогда что такое семя? Семя — это вечная Божья жизнь. Божья вечная жизнь является семенем, которое содержит в себе божественные гены. Все мы возрождены от этого органического, божественного семени через божественное слово.
Поскольку мы возрождены таким образом, нас должно интересовать семя в нас и не должны интересовать никакие критические высказывания тех, кто выступает против Господнего восстановления. Вместо того чтобы слушать слова критиков, мы должны обращать внимание на семя. Мы должны во всём сверяться с семенем в нас.
Кроме того, поскольку мы приняли это семя через возрождение, теперь, опираясь на это семя в нас, мы должны очистить свою душу. Не слушайте критические высказывания приверженцев религии. Вместо этого обращайте внимание на семя внутри вас. Препояшьте свой разум, сосредоточьте свои чувства и укрепите свою волю. Затем прими́те твёрдое решение в пользу Господнего восстановления. Вот что значит очистить свою душу. Результатом такого очищения души будет нелицемерное братолюбие.
В стихах 24 и 25 Пётр продолжает: «Ибо «вся плоть — как трава, и вся слава её — как цветок травы. Засохла трава — и цветок опал, но слово Господне пребывает вовек». И это то слово, которое благовествовалось вам». Эти стихи далеко не так глубоки, как стихи 22 и 23, и их намного легче понять. Под «плотью» в стихе 24 понимается падший человек. Весь падший человеческий род подобен засыхающей траве, а его слава подобна опадающему цветку травы. Верующие были такими, но живое и пребывающее слово Господа с семенем, посеянным в них посредством возрождения, изменило их природу, сделав их живыми и пребывающими вовек.
«Слово» в стихе 23 — это «ло́гос»; имеется в виду постоянное слово. Здесь «слово» — это «ре́ма» (дважды); имеется в виду мгновенное слово. Когда слово «логос» говорится нам, оно становится словом «рема».
В стихе 25 мы видим, что слово Господне пребывает вовек. Под «Господом» понимается Бог в стихе 23, из чего видно, что Господь Иисус есть Бог.
В стихе 25 Пётр говорит о «слове, которое благовествовалось вам». Слово, возвещаемое апостолами, — это благовестие, которое возрождает верующих.