Полное спасение Триединого Бога и Его следствия
(7)
Тексты Писания: 1 Пет. 1:15, 18-19
Быть святыми во всём образе жизни
Прежде чем мы перейдём к стихам 18 и 19, я бы хотел сказать ещё несколько слов о том, что мы должны быть святы во всём образе жизни (1:15). Выражение «образ жизни» — это буквальный перевод с греческого языка. Согласно 1:15, мы должны не просто быть святыми или жить святой жизнью — мы должны быть святы во всём образе жизни. Люди должны видеть, что мы ведём особый образ жизни, и этот образ жизни должен быть святым. Это не означает, что мы святы время от времени или что мы святы в каких-то отдельных вещах. Например, не должно быть так, что утром мы святы в чём-то, а днём мы в этом уже не святы. Нет, мы должны привычно жить святой жизнью. Вот что составляет святой образ жизни. Если мы хотим вести святой образ жизни, то мы должны привычно быть святыми по своему составу. Иначе говоря, мы должны быть людьми определённого вида — людьми, святыми по своему составу.
В качестве иллюстрации того, что мы понимаем под святым образом жизни, можно привести плодовые деревья. Яблоня даёт яблоки согласно образу жизни яблони. Точно так же апельсиновое дерево даёт апельсины согласно своему образу жизни. Яблоня не случайно даёт яблоки, и апельсиновое дерево не случайно даёт апельсины. Напротив, это полностью соответствует образу жизни, присущему каждому из этих деревьев.
Точно так же мы должны быть святы в своём образе жизни. Некоторые христиане, уделяющие особое внимание святости, иногда совершают святые поступки, а иногда ведут себя как очень мирские и плотские люди. Это означает, что они не ведут святой образ жизни. Вести святой образ жизни — значит жить жизнью, которая выражает Бога. Вести святой образ жизни — значит жить, выражая Божью святую природу.
При возрождении в нас была вложена святая природа Отца. Именно эта святая природа, которая теперь находится внутри нас, является основным фактором, позволяющим нам вести святой образ жизни. В качестве иллюстрации можно снова привести плодовые деревья. Если бы у яблони не было жизни яблони, то она не могла бы иметь образ жизни яблони. Предположим, кто-то попытался бы присоединить яблоки к ветвям другого дерева. Яблоки вскоре отпали бы. Но поскольку у яблони есть образ жизни яблони, она выражает скрытую в ней природу яблони. Тот же принцип применим к тому, чтобы быть святыми во всём образе жизни. Отец вложил в нас Свою святую природу, и именно благодаря этому мы можем жить жизнью, которая выражает святого Бога.
Во-вторых, что касается святого образа жизни, Святой Дух осуществляет в нас освящающую работу. Греческое слово, переводимое как «освящать», — это глагол, образованный от прилагательного «святой». Освящая нас, Святой Дух делает нас святыми. Действуя на основании святой природы Отца в нас, Святой Дух работает в нас, чтобы сделать нас святыми.
В-третьих, поскольку часто мы непослушны, нам нужно Божье наказание. Поэтому в Евр. 12:10 говорится, что Бог Отец наказывает нас, чтобы нам причаститься Его святости.
Для святого образа жизни нам нужны три вещи: нам нужно, чтобы Отец вложил в наше существо Свою святую природу; чтобы Святой Дух осуществлял в нас освящающую работу, делая нас святыми; и чтобы посредством Божьего наказания мы участвовали в святости нашего святого Бога. Эти три фактора позволяют нам жить жизнью святости. Дело не просто в том, что наше житие должно быть в некоторой степени святым — сам наш образ жизни должен быть святым. Иначе говоря, в своём житии мы должны выражать нашего святого Бога.
В стихе 18 говорится: «Зная, что не чем-то тленным, серебром или золотом, вы были искуплены от вашего суетного образа жизни, переданного вам от отцов». С точки зрения грамматики, стих 18 связан со словами «проводи́те в страхе то время, в которое вы живёте как пришельцы» в стихе 17. Следовательно, чтобы проводить в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы, нам нужно иметь глубокое осознание искупления Христа. Сегодня многие христиане живут небрежно, потому что их понимание искупления Христа поверхностно.
Когда я в детстве учился в начальной школе при баптистской миссии, я много слышал о кресте Христа и об искуплении Христа. Однако ни одно из услышанных мной слов не затронуло моё сердце, поскольку то учение об искуплении Христа было поверхностным. Я не знаю, почему миссионеры и китайские служители не говорили ничего весомого на основании 1:18 и 19. Я не помню, чтобы за годы учёбы в этой школе я слышал какое-либо учение, основанное на этих стихах. Все проповеди об искуплении Христа, которые там я слышал, были очень поверхностными.
То, как Пётр говорит в этих стихах об искуплении, далеко не поверхностно. Я думаю, что каждого, кто прочитает эти стихи, сосредоточив на них всё своё существо, затронет то, что говорит Пётр: «…зная, что… вы были искуплены… драгоценной кровью, как у Агнца без порока и без пятна, кровью Христа».
Согласно стиху 18, кровь Христа искупила нас от нашего суетного образа жизни. Этот суетный образ жизни противопоставляется святому образу жизни в стихе 15. Согласно большинству других упоминаний в Писании, кровь Христа искупает нас от грехов, преступлений, беззакония и от всего греховного (Эф. 1:7; Евр. 9:15; Тит. 2:14). Здесь же показано исключение: кровь Христа искупила нас от нашего старого, суетного образа жизни, потому что здесь подчёркивается не греховность, а образ жизни. Вся глава подчёркивает святой образ жизни, который Божьи избранники должны вести в течение того времени, в которое они живут как пришельцы. Этому служит не только освящение Духа — даже искупление Христа служит тому, чтобы отделить нас от нашего суетного образа жизни, переданного нам от отцов. Зная, что это было достигнуто высочайшей ценой, ценой драгоценной крови Христа, мы проводим в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы.
В нашем старом образе жизни, в нашей жизни в вожделениях (1 Пет. 1:14), не было ни смысла, ни цели; поэтому он был суетным. Сейчас же у нас есть цель — вести святую жизнь, чтобы выражать Бога в Его святости (ст. 15-16).
Многие драгоценные библейские термины, очень важные в Слове термины, стали обыденными и религиозными. Можно даже сказать, что они были испорчены. Слово «искупленный» — это один из тех библейских терминов, которые стали религиозными вследствие того, как они обычно используются. Поэтому, когда мы встречаем это слово в Библии, оно, возможно, не вызывает у нас никакого особенного чувства. Однако, когда Пётр писал 1:18 и 19, он был полон чувства.
Мы куплены драгоценной кровью Христа
Греческое слово, переведённое как «искуплены», я предпочитаю переводить как «куплены». На самом деле, именно таково значение греческого слова. Мы куплены драгоценной кровью Христа.
До того как мы пережили искупление Христа, наше положение как падших людей было ужасным: мы были товаром, выставленным на продажу на нечистом рынке — рынке суетного образа жизни. Если у вас тонкие духовные чувства, то, приходя в какой-либо торговый центр, вы поймёте, что это нечистое место. Внешне это место может быть очень чистым, однако, с духовной точки зрения, это очень грязное место. Кроме того, почти всё в торговых центрах связано с суетным образом жизни. Раньше мы были товаром, выставленным на продажу в торговом центре Сатаны, на его нечистом, мирском рынке. Сегодня всё человеческое общество представляет собой нечистый рынок.
Мы были товарами в торговом центре Сатаны, но Христос пришёл купить, искупить, нас. Он купил нас за очень высокую цену — цену Своей драгоценной крови. Сатана не хотел, чтобы Христос покупал нас. По плану Сатаны нас должен был купить кто-то другой. Поэтому Сатана, поняв, что Христос пришёл купить нас, создал множество затруднений. Он не хотел освобождать, отпускать нас, поэтому он воздвиг множество препятствий и преград, чтобы помешать Христу купить нас. Однако Христос умер на кресте и пролил Свою драгоценную кровь, чтобы искупить нас. С нашей стороны, мы были куплены, но со стороны Сатаны, мы были искуплены.
Кровь, которая искупила нас, была необычной кровью — кровью Богочеловека, Иисуса Христа, Человека, который жил высочайшей жизнью. Иисус Христос — это Человек, слитый с Богом. Поэтому, когда этот Человек умер на кресте, Бог тоже прошёл через смерть. Никаких человеческих слов не хватит, чтобы объяснить это.
Только кровь Христа была пригодна и достаточна для того, чтобы искупить нас, купить нас. Враг, Сатана, наш захватчик, выставил нас на продажу. Но Христос, наш Искупитель, купил нас за высочайшую цену. Вот о чём говорит Пётр в стихах 18 и 19.
Более драгоценна, чем золото и серебро
В стихе 18 Пётр говорит, что мы были искуплены «не чем-то тленным». Кровь Христа — это нечто материальное, однако её действенность, функция, ценность, сила и власть являются вечными и нетленными.
Кровь Христа, которая окропила нас и стала меткой, отделяющей нас от обыденных людей, более драгоценна, чем серебро и золото. Наше искупление было приобретено этой высочайшей ценой, чтобы мы были искуплены от суетного образа жизни для святой жизни (ст. 18, 15). Для этого у нас должен быть святой страх, здоровая, серьёзная осмотрительность перед Богом, чтобы мы, Божьи избранники, искупленные за такую высокую цену, не упустили цель этого высочайшего искупления Христова.
В стихах 18 и 19 золото и серебро сравниваются с Агнцем. Золото и серебро — это что-то ценное, но безжизненное; это не что-то органическое. Однако Агнец является чем-то живым и органическим. С помощью этого сравнения Пётр показывает, что цена, за которую нас приобрёл Христос, была связана с чем-то живым и органическим.
В Ин. 6 Господь Иисус насытил множество людей пятью ячменными хлебами и двумя рыбами (Ин. 6:9-12). В системе прообразов ячмень обозначает жизнь воскресения. В Палестине ячмень созревает раньше пшеницы. Поэтому ячмень обозначает Христа в воскресении.
Чудо насыщения множества людей стало основой для того, чтобы Господь Иисус смог затем сказать что-то людям: Он сказал им, что Он хлеб жизни. В Ин. 6:35 Он сказал: «Я есть хлеб жизни; тот, кто приходит ко мне, ни в коем случае не будет голодать, и тот, кто верит в Меня, ни в коем случае никогда не будет жаждать». В Ин. 6:48 Он снова сказал: «Я есть хлеб жизни». Хлеб, разумеется, делают из продуктов растительной жизни. Кто стал бы делать хлеб из продуктов животной жизни? Однако Господь Иисус сначала говорит людям, что Он хлеб жизни, а затем продолжает: «Я есть живой хлеб, сошедший с неба; если кто-нибудь будет есть от этого хлеба, будет жить вовек; и хлеб, который Я дам, — это Моя плоть, отдаваемая за жизнь мира» (ст. 51). Затем Господь Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не едите плоть Сына Человеческого и не пьёте Его кровь — не имеете в себе жизни… Ибо Моя плоть — истинная пища, а Моя кровь — истинное питьё» (ст. 53, 55). Сначала хлеб — это ячменный хлеб; в конечном итоге этот хлеб становится плотью Господа. Ячмень, несомненно, относится к растительной жизни, а мясо плоти с кровью — к животной жизни.
Я говорю об Ин. 6, чтобы показать, что невозможно полностью понять или объяснить то, что относится к Христу в связи с совершением Божьего искупления. Кроме того, библейские истины невозможно привести в систему. Как можно привести в систему ячменный хлеб и плоть в Ин. 6? Согласно этой главе, ячмень и плоть смешаны, соединены. С одной стороны, жизнь Христа представлена растительной жизнью; с другой стороны, Его жизнь представлена животной жизнью. Это можно сравнить с утверждением о том, что Христос является и божественным, и человеческим. Божественная природа Христа слита, смешана с Его человеческой природой. Когда Он умер на кресте, Он умер как человек. Однако в этой смерти участвовал Бог. Мы не способны это объяснить.
Поскольку Христос — и Бог, и человек, представленный как животной жизнью, так и растительной жизнью, Его Личность уникальна и Его кровь тоже уникальна. Никакая другая кровь не может искупить нас. Только кровь Христа достаточна для этого. Его кровь уникальна, потому что уникальна Его Личность. Он драгоценен, поэтому драгоценна Его кровь. Более того, Библия говорит нам, что сегодня кровь Христа продолжает говорить за нас на небесах (Евр. 12:24).
В стихе 19 говорится: «А драгоценной кровью, как у Агнца без порока и без пятна, кровью Христа». Важно понять, что́ Пётр понимает под словами «порок» и «пятно», и увидеть разницу между этими понятиями. Слово «порок» — это термин, который нередко используется для обозначения примесей в драгоценных камнях. Предположим, вы держите в руке драгоценный камень. Если это чистый камень, то в нём нет никаких примесей; иначе говоря, к нему не примешаны никакие чужеродные элементы. Но иногда в драгоценных камнях присутствуют какие-то чужеродные элементы. Эти чужеродные элементы, примеси, являются пороком.
Пятно — это шрам, который остаётся после раны. Если вы пораните руку, то на месте раны впоследствии может появиться шрам. Этот шрам является пятном на вашем теле.
Когда Бог сотворил нас, мы были чистыми, но в результате падения в нас появилось много чужеродных элементов, пороков. Источником всех этих чужеродных элементов является дьявол, Сатана. Кроме того, в нашей природной жизни у нас есть раны.
Из ветхозаветных прообразов мы видим, что приносимые в жертву животные не должны были иметь никаких пороков или пятен. Например, допустим, что в качестве жертвы за грех должна быть принесена овца. Эта овца не должна была иметь никаких пороков, никаких примесей, а также никаких пятен, никаких ран. Требовалось, чтобы приносимая в жертву за грех овца была чистой и непорочной.
Из всех когда-либо живших на земле людей только один Человек не имеет пятен и пороков — это Господь Иисус Христос. Более того, Он единственный Человек, не имевший никаких ран в моральном и нравственном смысле. Я хочу попросить вас задуматься о себе. Может быть, вы ещё молоды, но разве вы уже не получили множество ран в вашем нравственном и моральном существе? Вам придётся признать, что вы не сохранились в совершенстве. У некоторых людей появилось пристрастие к азартным играм. Пристрастие к азартным играм является серьёзной раной для характера человека. Кроме того, мы раним себя всякий раз, когда лжём. Я не думаю, что среди нас есть человек, который никогда не лгал. Любая ложь является раной. Если жена будет лгать мужу или муж будет лгать жене, эта ложь станет раной для их супружеской жизни. У большинства из нас также есть раны, вызванные воровством. Очень немногие люди никогда ничего не крали у других. Иногда дети крадут что-то у своих родителей, а жёны — у своих мужей. Воровство всегда наносит нам раны.
Наша личность и наш характер были ранены во многих отношениях. Поскольку мы падшие люди, у нас много пороков и ран. Все, кто пережил развод, получили серьёзную рану. Самарянка в Ин. 4 имела такие раны. Она шесть раз меняла мужей, поэтому она была ранена во многих отношениях. У неё было множество пятен.
Только Иисус Христос не имеет примесей и пятен. У Него нет никаких пороков и ран.
На самом деле, слова «без порока и без пятна» — это ветхозаветные термины, которые использовались в Ветхом Завете в отношении приносимых Богу жертв. Любой иудей, прочитав Первое послание Петра, понял бы это. Пётр писал это Послание для верующих из иудеев, поэтому он использовал знакомые им термины. Другими словами, в этом стихе показано, что Иисус Христос является действительным приношением, которое должно стать нашей жертвой за грех и жертвой повинности. Христос — это действительный Пасхальный Агнец.
Ягнёнок, приносимый в жертву во время Пасхи, не должен был иметь никаких пороков и пятен. Кроме того, этого ягнёнка должны были хранить четыре дня для тщательного исследования. Прежде чем принести ягнёнка в жертву, его сначала нужно было исследовать, чтобы убедиться, что он не имеет никаких пороков и пятен. Именно это происходило с Господом Иисусом в Иерусалиме в дни перед Его распятием. День за днём Его исследовали фарисеи, саддукеи, книжники, старейшины и священники. Они изо всех сил старались найти в нём какой-нибудь изъян. Однако они не нашли в Нём никакого изъяна согласно своему закону. Тогда они передали Господа Иисуса римским правителям — Пилату и Ироду. Но эти римские правители тоже не нашли в Нём никакого изъяна согласно римскому закону. Поэтому Пилат заявил: «Я не нахожу в Нём никакой вины» (Ин. 18:38). Таким образом, после того как Агнца Божьего исследовали и согласно божественному закону, и согласно мирскому закону, было установлено, что Он не имеет никаких примесей и пятен. Это единственная Личность без пороков и пятен.
С одной стороны, Пётр говорит о ветхозаветных прообразах; с другой стороны, он в то же время показывает, что Христос является действительным Пасхальным Агцем. Он наша жертва за грех и наша жертва повинности; Он был принесён в жертву для умилостивления за грехи Божьего народа. Как Агнец без порока и без пятна, Он пролил Свою драгоценную кровь для нашего искупления. Все мы должны знать, что мы искуплены от суетного образа жизни драгоценной кровью Христа.
Я призываю вас провести один час наедине с Господом и подумать о той драгоценной крови, которую Христос пролил за вас на кресте. Тогда у вас появится желание вести святой образ жизни в страхе. Вы захотите быть святыми во всём образе жизни и проводить в страхе то оставшееся время, в которое вы живёте как пришельцы. Если мы хотим так жить, то нам нужно осознать, что мы были искуплены, приобретены, куплены, за высокую цену — цену драгоценной крови Христа. Это осознание заставит нас вести святой образ жизни, поскольку мы осознаем, что драгоценная кровь Христа искупила нас от суетного образа жизни. Мы больше не захотим вести суетную жизнь.
Суетный образ жизни — это не обязательно греховный образ жизни. Напротив, в определённом смысле это может быть вполне высоконравственный образ жизни. Однако это всё равно суетный образ жизни — образ жизни без цели и смысла. Всё, что не имеет цели или смысла, является суетой. Теперь мы должны жить жизнью, в которой нет никакой суеты. Всё, что мы делаем и говорим, должно служить Божьей цели. Такая жизнь является весомой и содержательной. Это жизнь, в которой есть смысл и цель. Давайте все уделим время рассмотрению того, что Пётр пишет о драгоценной крови Христа, чтобы на практике быть святыми во всём образе жизни и проводить в страхе то время, в которое мы живём как пришельцы.