Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение 1- го послания Петра»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 1

Вступительное слово

  Тексты Писания: 1 Пет. 1:1-2

  Этим сообщением мы начинаем наше жизнеизучение Первого и Второго посланий Петра и Послания Иуды. В прошлом мы в какой-то степени оставляли без внимания писания Петра. Мы уделяли много времени и сил другим книгам Библии, особенно писаниям Павла. Возможно, одной из причин того, что мы оставляли без внимания Первое и Второе послания Петра, является чрезмерное возвышение Петра со стороны католицизма. Католицизм считает Петра своим первым папой. Мы не согласны с утверждениями католицизма в этом отношении. Поэтому наш Пётр, Пётр, раскрытый в Библии, в некотором смысле отличается от того представления о Петре, которого придерживаются в католицизме. Из-за того что католицизм возвышает Петра ненадлежащим образом, я уделял меньше внимания писаниям Петра.

  Однако я сделал ряд сообщений по Первому и Второму посланиям Петра. В 1973 году я провёл конференцию по Первому и Второму посланиям Петра в г. Ванкувер (Британская Колумбия). Кроме того, в том же году я сделал несколько сообщений о благодати в писаниях Петра во время конференции, проведённой в Сан-Франциско. Эти сообщения были опубликованы в журнале «Поток» (том 12, № 1, февраль 1974 г. и № 2, май 1974 г. [английское издание]). В этих сообщениях я сделал большой акцент на том, что у Петра есть нечто богатое, высокое и особенное, что он может преподнести нам.

Характер Посланий Петра

  Павел написал четырнадцать Посланий, но Пётр написал только два Послания, в которых в общей сложности восемь глав. Тем не менее, хотя писания Петра кратки, он использует некоторые выражения, которых нет в писаниях Павла. Например, Пётр говорит о драгоценной крови Христа (1 Пет. 1:19). Хотя Павел говорит о крови Христа, он не использует именно это словосочетание — «драгоценная кровь».

  Здесь нам нужно увидеть, что отличительной чертой того, что пишет Пётр, является использование им прилагательных, особенно прилагательных с возвышенным оттенком значения. Помимо драгоценной крови Пётр упоминает нетленное семя, неувядающую славу и божественную силу. Павел не использует этих выражений. Однако у Петра было обыкновение использовать такие прилагательные. Но это было нечто большее, чем обыкновение; это указание на то, что в характер Петра поистине было что-то встроено.

  За годы следования за Господом Иисусом Пётр многое увидел. Но в те годы он не знал значения того, что он видел. Действительно, читая четыре Евангелия, мы можем подумать, что Пётр был неразумен. Несмотря на то что поведение Петра не было разумным, Господь Иисус избрал его и поставил его впереди всех других учеников. Поэтому в Евангелиях имя Петра обычно стоит первым среди имён учеников.

  У Петра не было духовного понимания того, что он увидел. Ему не хватало надлежащего постижения всего этого в жизни. Именно поэтому в Своей речи в четырнадцатой, пятнадцатой и шестнадцатой главах Евангелия от Иоанна Господь Иисус говорил о Духе действительности: «Ещё многое имею вам сказать, но сейчас вам это не под силу. Но когда придёт Он, Дух действительности, Он введёт вас во всю действительность; ибо Он будет говорить не от Себя, а будет говорить то, что услышит; и возвестит вам грядущее» (Ин. 16:12-13).

  И Дух действительности пришёл в день воскресения Христа, и Пётр, вероятно, был первым, кто наполнился этим Духом. Это помогает понять, почему Пётр в первой главе Деяний так сильно отличается от Петра в Евангелиях. В Евангелиях Пётр часто говорил нечто несуразное. Однако в Деян. 1 Пётр так не говорил. Напротив, когда он встал, чтобы говорить, всё для него было прозрачным, он имел полную ясность. Для Петра всё стало прозрачным, потому что в него вошёл Дух действительности. Этот чудесный Дух, который был излит в Петра, впоследствии напомнил ему обо всём, что он видел и слышал. Подтверждением этому может служить то, что написал сам Пётр. Например, во 2 Пет. 1:16-18 он говорит о том, как он, Иаков и Иоанн были с Господом Иисусом на горе преображения. Отсюда видно, что Дух действительности напомнил ему об этом событии и показал ему значение этого события.

  Дух напомнил Петру обо всём, что он видел, когда был с Господом Иисусом на протяжении трёх с половиной лет. Пётр увидел многое, но в то время он не мог должным образом постичь и понять увиденное. Однако после пришествия Духа действительности и в результате того, что Дух напомнил ему об увиденном, Пётр начал понимать значение увиденного. Возможно, Пётр говорил про себя: «Вот теперь я знаю, почему Господь так много беспокоил меня и почему Он часто обличал меня. Я вспоминаю, как я говорил со сборщиком налогов. Он спросил меня, платит ли Господь храмовый налог, и я тотчас же ответил: «Да». Сразу после этого Господь Иисус устыдил меня, сказав мне, что Ему не нужно платить эти полсикля. Потом Он послал меня ловить рыбу и сказал мне, что я поймаю рыбу, во рту у которой будет статир. Теперь я знаю, что, когда я отвечал: «Да», Господь говорил: «Нет», а когда я говорил: «Нет», Он говорил: „Да“». После воскресения Господа и после того как в Петра вошёл Дух действительности, Пётр претерпел такую перемену.

  Посредством Духа действительности в самые фибры существа Петра было встроено нечто твёрдое, высокое, богатое и крепкое. Поэтому, когда он говорил о крови Господа, он добавил слово «драгоценная». Это прилагательное затрагивает наши чувства. Произнося это слово, Пётр, очевидно, испытывал внутри определённое чувство в отношении того, как драгоценна кровь Христа. В 1:18 и 19 он говорит: «Зная, что не чем-то тленным, серебром или золотом, вы были искуплены от вашего суетного образа жизни, переданного вам от отцов, а драгоценной кровью, как у Агнца без порока и без пятна, кровью Христа». Разве вы не считаете, что Пётр выражал особое чувство, произнося эти слова? Далее, в стихе 23 этой же главы, Пётр говорит: «Будучи возрождены не от тленного семени, а от нетленного, через живое и пребывающее слово Божье». В этом стихе Пётр говорит о нетленном семени и о живом и пребывающем слове. В 1:4 он описывает наше наследие как «нетленное, неосквернённое и неувядающее». Таким образом, в этих стихах мы встречаем слова «драгоценная», «нетленное», «живое», «пребывающее», «неосквернённое» и «неувядающее», которые иллюстрируют типичное для Петра употребление прилагательных. Отсюда видно, что в этой особенности Пётр сильнее, выше и богаче, чем Павел.

  В 1 Пет. 2:21 говорится, что Христос пострадал за нас, оставляя нам образец, чтобы мы следовали по Его стопам. Греческое слово, соответствующее слову «образец», трудно для перевода. В некоторых переводах используется слово «пример». Буквально греческое слово означает «образец письма». Таким образом, Господь Иисус — это наш образец письма, пропись, которую используют ученики, перерисовывая с неё буквы и тем самым учась писать их. Современный термин, описывающий процесс снятия копий с образца, — это «ксерокопирование». При ксерокопировании не нужно следовать или подражать какому-то примеру. Напротив, ксерокопирование — это воспроизведение оригинала. (См. сообщение «Духовное ксерокопирование», опубликованное в журнале «Поток», том 12, № 1, февраль 1974 г. [английское издание]). Христос — это образец письма, предназначенный не для того, чтобы мы подражали или просто следовали ему. Он — образец письма, который должен быть ксерокопирован в нас. Это означает, что все мы должны стать воспроизведениями, ксерокопиями, Христа. Таково значение греческого слова, переведённого как «образец» в 2:21. Павел не использует это слово в своих писаниях.

  В 3:7 Пётр использует ещё одно уникальное выражение — «благодать жизни». Нам знакомы слова «благодать» и «жизнь», но нам не знакомо выражение «благодать жизни». Жёны, как более слабые сосуды, являются сонаследницами благодати жизни со своими мужьями. Какое сладостное выражение! Возможно, мы знакомы с благодатью спасения или с благодатью прощения, но при этом в нас ни разу не запечатлелся смысл слов «благодать жизни». Павел не использует в своих писаниях это особенное, драгоценное и сладостное выражение.

  В 4:17 Пётр говорит: «Потому что пора начаться суду с дома Божьего». Здесь мы видим особенное выражение с отрицательной стороны: суд Бога начинается с Его собственного дома. Павел не говорит этого. Однако Пётр очень особенно подходит к вопросу о том, что суд Бога начинается с Его собственного дома.

  Павел часто употребляет выражение «благодать вам и мир». Однако Пётр дважды говорит об умножении благодати и мира. В 1:2 он говорит: «Благодать вам и мир да умножится», а во 2 Пет. 1:2 он говорит: «Благодать вам и мир да умножится в полном знании Бога и Иисуса, нашего Господа». Пётр желает, чтобы благодать не только была со святыми, но и умножилась по отношению к ним. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что значит, что благодать умножается? Вы когда-нибудь слышали проповедь или сообщение, в которых говорилось бы, что благодать и мир могут умножиться? Большинству из нас это выражение может показаться загадочным. Использование Петром слова «умножится» является ещё одной иллюстрацией его склонности к особенным выражениям. Даже Павел не подходил к этому вопросу так особенно, как Пётр, потому что Павел никогда не говорил в своих Посланиях об умножении благодати и мира.

  Слово «умножится» показывает, что имеется какая-то вещь и что нам нужно не прибавление ещё одной такой же вещи, а умножение того, что мы имеем. Это означает, что нам нужно умножение той благодати, которую мы уже имеем. Нам не нужна ещё одна благодать. Нам нужно умножение той благодати, которую мы уже имеем.

  Основываясь на мысли об умножающейся благодати, Пётр затем говорит в 4:10 о разнообразной благодати: «Каждый, как получил дар, раздавайте его в служении между собой как хорошие домоправители разнообразной благодати Божьей». Все мы должны быть хорошими домоправителями того, что Пётр называет разнообразной благодатью, то есть благодати в разных аспектах и разных категориях. Пётр упоминает благодать ещё раз в 5:10, где он говорит о Боге всякой благодати. Таким образом, в Первом послании Петра мы встречаем четыре уникальных выражения, относящихся к благодати: «благодать жизни», «благодать да умножится», «разнообразная благодать» и «всякая благодать». Благодать жизни умножается в нас. Затем она становится разнообразной благодатью и в конечном итоге — всякой благодатью. В результате мы имеем благодать не только с одной стороны, а с многих сторон: например, с небес и с земли, от мужа или от жены и от детей. Чем больше у нас детей, тем больше аспектов благодати мы будем переживать. Если у вас четверо детей, вы будете наслаждаться благодатью в четырёх аспектах. Но если у вас больше детей, у вас будет больше аспектов благодати для наслаждения. Подобным образом, если какой-нибудь брат неженат, ему будет не хватать определённого аспекта благодати. Женатый брат будет переживать благодать в определённом аспекте. Кроме того, если у брата очень хорошая от природы жена, ему может недоставать обильного аспекта благодати. Но если у него жена с тяжёлым характером и даже несколько упрямая, то у него будет возможность наслаждаться очень особенным и обильным аспектом благодати. Благодать бывает разнообразной в зависимости от наших обстоятельств и окружения. Например, она бывает разнообразной в зависимости от того, какая у вас жена, в зависимости от того, покорна ли она от природы или у неё от природы тяжёлый характер. Если у вас хорошая жена, вы не получите столько же благодати, сколько вы получили бы, если бы у неё был тяжёлый характер. Точно так же, если у вас нет детей, вы не будете наслаждаться тем аспектом благодати, который связан с детьми. О, всем нам нужно знать эту разнообразную благодать!

  Во 2 Пет. 1:3 Пётр говорит: «Так как Его божественная сила даровала нам всё, относящееся к жизни и благочестию...». Петру, похоже, нравится использовать слова «весь» и «всякий». В 5:10 он говорит о «всякой благодати»; здесь, во 2 Пет. 1:3, он говорит обо «всём». Слова «всё, относящееся к жизни и благочестию», — это великолепное выражение. Мы не найдём такого выражения в Посланиях Павла. Именно Пётр говорит нам, что божественная сила даровала нам всё, относящееся к жизни и благочестию, то есть всё, что относится к жизни внутренне и к благочестию — выражению Бога — внешне.

  Далее, во 2 Пет. 1:4, Пётр говорит, что Бог «даровал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы через них вы стали причастниками божественной природы». Греческое слово, переведённое как «величайшие», можно также перевести как «самые великие». Бог дал нам обещания не только драгоценные, но и величайшие.

  Согласно 2 Пет. 1:4, Бог даровал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы через них мы стали причастниками божественной природы. Мы причастники божественной природы. Когда я подхожу к этой мысли, я часто бываю вне себя от радости. Как это замечательно, что мы можем быть причастниками божественной природы! Осознаёте ли вы, что вы причастник божественной природы, причастник Божьей природы? Мы, люди, можем фактически стать причастниками божественной природы. Иначе говоря, мы, как верующие в Христа, не только имеем божественную жизнь, но также теперь причащаемся божественной природы, наслаждаемся ей и участвуем в ней. Если бы Павел прочитал такое выражение, ему пришлось бы сказать: «Брат Пётр, в этом вопросе ты пишешь на более высоком уровне, чем я».

  Павел в своих писаниях ничего не говорит о новых небесах и новой земле. Об этом идёт речь в писаниях Петра и Иоанна, который был тесно связан с Петром. (В Деяниях имена Петра и Иоанна часто стоят рядом.) В Откровении Иоанн даёт длинное описание новых небес и новой земли. Однако Пётр говорит лишь краткое слово во 2 Пет. 3:13: «Но согласно Его обещанию мы ожидаем новых небес и новой земли, на которых обитает праведность». Слова Петра о новых небесах и новой земле являются ещё одной иллюстрацией того, что его писания содержат особенности, которых нет в писаниях Павла.

Временные рамки и тематический спектр писаний Петра

  Писания Петра короткие: они состоят всего из восьми глав. Тем не менее временны́е рамки писаний Петра широки. Например, в 1 Пет. 1:2 он говорит о предузнании Бога Отца. Затем, в 1 Пет. 1:20, он говорит, что Христос был предузнан прежде основания мира. На основании своего предузнания Бог избрал нас. Как мы увидим, мы были избраны прежде основания мира. Упоминание Петром предузнания Бога и того, что Христос был предузнан прежде основания мира, показывает, что временны́е рамки его писания начинаются от вечности в прошлом, от того, что было прежде основания мира. Затем, как мы уже отметили, Пётр говорит о новых небесах и новой земле. В данном случае речь идёт о вечности в будущем, потому что новые небеса и новая земля будут именно в вечности в будущем. Отсюда мы видим, что временны́е рамки писаний Петра охватывают две вечности: они простираются от вечности в прошлом до вечности в будущем.

  Что можно сказать о тематическом спектре Посланий Петра? Этот спектр также очень широк. Тематический спектр служения Петра обширен. На это указывают первые два стиха первой главы Первого послания Петра: «Пётр, апостол Иисуса Христа, — пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии, избранным согласно предузнанию Бога Отца в освящении Духа к послушанию и кроплению крови Иисуса Христа». Как широк тематический спектр и как богато содержание этих стихов! Мы видим здесь избрание Отца, освящение Духа и искупление Сына. Конечно, в стихе 2 Пётр не употребляет слово «искупление». Он намеренно употребляет другое выражение — «кропление крови Иисуса Христа». Использовать всего лишь слово «искупление» было бы слишком просто. Но сказать о кроплении крови Иисуса Христа — значит объяснить, что такое искупление, определить его и применить его. Кропление крови Иисуса Христа — это применение искупления. Это объяснённое, определённое и применённое искупление.

  Чтобы описать содержание 1 Пет. 1:1-2, можно использовать особое определение. В этих стихах мы видим откровение о домостроительстве Троицы Божества, работающей над избранниками для их участия в Триедином Боге. Здесь мы видим работу Триединого Бога над Его избранными людьми для их участия в Его полном спасении. Несколько позже мы рассмотрим это определение более полно. Сейчас мы обращаемся к нему, чтобы показать, насколько широк тематический спектр писаний Петра.

  Первое послание Петра — это книга, трудная для перевода. В этом Послании Пётр рассматривает множество вопросов, и построение его Послания не является гладким. Например, некоторые его предложения крайне длинные. Несмотря на то что Пётр был рыбаком, сельским жителем из Галилеи, он использовал ряд необычных греческих слов. Писание Петра, несомненно, богато и высоко с точки зрения рассматриваемых в нём вопросов. Поэтому нам нужно любить Петра и ценить его самого и его служение.

Божье вселенское правление

  Нелегко сказать, какова главная тема Первого послания Петра. Даже прочитав Первое и Второе послания Петра много раз, всё равно трудно сказать, какова главная тема этих Посланий. В этом вопросе Пётр опять проявляет весьма особый подход. Он говорит об определённом понятии, но не даёт термина для описания этого понятия.

  В своих двух Посланиях Пётр рассматривает тему Божьего вселенского правления. В этих двух книгах говорится о вселенском правлении Бога. Как мы знаем, в Евангелии от Матфея рассматривается царство. Не нужно думать, что правление и царство — это одно и то же. Нет, царство — это одно, а правление — это другое. В любой стране, или государстве, есть правительство, осуществляющее правление. Однако правительство — это не государство. Правительство — это административный центр государства. Например, правительство в Вашингтоне (округ Колумбия) — это административный центр Соединённых Штатов. Хотя в Евангелии от Матфея представлено царство, в этой книге не говорится о правлении. Божье правление мы видим в писаниях Петра.

  В Евангелии от Марка рассматривается служение; в Евангелии от Луки — спасение; в Евангелии от Иоанна — жизнь. Таким образом, в четырёх Евангелиях мы видим царство, служение, спасение и жизнь. Но мы не видим божественного правления. Пётр в своих Посланиях восполняет этот недостаток, показывая нам Божье вселенское правление.

  Божье правление охватывает всю вселенную. Мы знаем об этом благодаря тому, что Пётр говорит о новых небесах и новой земле. Это указывает на Божье вселенское правление. В конечном итоге, в вечности в будущем, всё будет исправлено и будет находиться в надлежащем порядке, потому что на новых небесах и новой земле будет обитать праведность. Сегодня земля наполнена неправедностью и беспорядком. Тем не менее Бог всё равно правит небом и землёй.

  Бог правит посредством суда. Именно так Бог осуществляет Своё правление. Будучи пожилым человеком, получившим некоторые знания в области мировой истории как в результате изучения, так и в результате наблюдения, я могу свидетельствовать, что я склоняюсь перед Богом. Он Правитель, и Он правит посредством суда. Бог произвёл суд над Гитлером, Сталиным и другими людьми, делавшими зло. С одной стороны, Бог в некоторой степени терпел их, когда они делали что-то, что служило Его цели, например, когда Гитлер истреблял евреев, в результате чего евреи объединились. Тем не менее Бог произвёл над ними суд.

  В Первом и Втором посланиях Петра мы видим повествование о Божьем суде. Бог произвёл суд над землёй посредством потопа. Впоследствии он произвёл суд над Содомом и Гоморрой. История Божьего суда также включает суд над детьми Израиля в пустыне. За годы блужданий дети Израиля неоднократно испытывали на себе Божий суд. За исключением Иисуса Навина и Халева все, кто вышел из Египта, в том числе Моисей, Аарон и Мариам, умерли в пустыне, подвергшись Божьему суду. Кроме того, Библия говорит, что тысячи непокорных были повержены Богом в пустыне. Это был Божий суд.

  Не следует думать, что Бог судит только тех, кто совершает зло, подобно Гитлеру и Сталину. Бог также судит Свой собственный народ. Согласно 4:17, правительственный суд Бога начинается с Его собственного дома: «Потому что пора начаться суду с дома Божьего; и если прежде — с нас, то каков будет конец тех, кто не покоряется благовестию Божьему?» Это Божье правление.

  Какова цель Божьего правительственного суда? Бог совершает суд, чтобы очистить Свою вселенную. Вселенная была сотворена Богом с положительной целью, но Сатана вмешался и осквернил её. Теперь Бог очищает вселенную посредством суда. Он проводит тщательную работу по очищению всей вселенной. В конечном итоге вселенная будет новой. Знаете ли вы, в чём состоит значение новых небес и новой земли, о которых говорится во 2 Пет. 3? Их значение состоит в том, что они указывают на новизну Божьей вселенной.

  Бог не хочет жить или обитать в нечистом месте. Поэтому Бог чистит, очищает, вселенную. Сначала Он очищает нас, то есть Свой дом. Сейчас мы являемся центром Его очищающей работы. Разве вы не говорите себе время от времени: «Почему чем больше я люблю Господа Иисуса, тем мне труднее? Мои родственники процветают, всё у них хорошо, но моё положение, похоже, становится всё хуже и хуже»? У некоторых святых возникают проблемы со здоровьем, другие расстраиваются из-за детей. Мы сталкиваемся с трудностями потому, что суд Бога начинается с Его собственного дома. Мы с вами находимся под Божьим судом.

  Причиной написания двух Посланий Петра, особенно первого, было то, что рассеявшиеся верующие из иудеев подвергались гонению. Они переживали испытание огнём. Пётр сравнивает это гонение с горящей печью. Из-за того что верующие тревожились и, возможно, сомневались, Пётр написал им, чтобы наставить, а также утешить их. В 5:10 он говорит: «Но Бог всякой благодати, Тот, кто призвал вас в Свою вечную славу в Христе Иисусе, после того как вы недолго пострадаете, Сам усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит вас». Здесь Пётр как бы говорит верующим, что им не нужно сомневаться, потому что Бог совершенствует их. Подобно тому как обтёсывают камни, чтобы они подходили друг к другу в строении, нас тоже нужно «обтесать», чтобы мы были усовершенствованы, утверждены, укреплены и упрочены. Пётр писал, чтобы утешить страдающих, гонимых святых, показывая им, что все они находятся под Божьим правлением. Правление Бога осуществляется прежде всего по отношению к Его собственным детям.

  Таким образом, тема Первого послания Петра — это христианская жизнь под Божьим правлением. Тема Второго послания Петра несколько иная — божественное обеспечение и божественное правление. В своём втором Послании Пётр показывает, что Бог не только правит, управляет, нами, но и обеспечивает нас всем необходимым. Бог снабжает нас всем, чтобы мы жили святой жизнью, христианской жизнью, под Его правлением.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках