Вера и добрая совесть, необходимые для сохранения веры
Тексты Писания: 1 Тим. 1:18-20
В предыдущем сообщении мы увидели из 1 Тим. 1:1-17, что Божье домостроительство противоположно иным учениям. В этом сообщении мы рассмотрим стихи 1 Тим. 1:18-20, из которых следует, что для сохранения веры необходимы вера и добрая совесть.
I. Повеление, которое апостол поручил своему сыну Тимофею
В 1:18 Павел говорит: «Это повеление я поручаю тебе, сын мой Тимофей, согласно прежде сделанным о тебе пророчествам, чтобы ты с их помощью воевал доброй войной». Какое повеление имеет здесь в виду Павел? Отвечая на этот вопрос, мы должны придерживаться принципа, согласно которому при рассмотрении предложения, выражения и даже одного слова в Библии мы должны руководствоваться контекстом, причём не только тем абзацем, в котором находится стих, но всей книгой или даже всей Библией. Используя этот принцип в качестве основания, мы должны рассматривать слово «повеление» в стихе 18 в контексте всей этой главы. Повеление охватывает здесь все основные положения, представленные в предыдущих семнадцати стихах. С положительной стороны, основное положение этих стихов — Божье домостроительство; с отрицательной стороны, это — иные учения. Таким образом, повеление, данное апостолом своему духовному сыну, касается Божьего домостроительства, с положительной стороны, и иных учений — с отрицательной.
А. Согласно пророчествам, прежде сделанным о Тимофее
В стихе 18 Павел говорит, что он поручил повеление Тимофею «согласно прежде сделанным о [нем] пророчествам». Возможно, при вступлении Тимофея в служение (Деян. 16:1-3) были сделаны какие-то пророческие заявления. Скорее всего, старейшины церкви, рекомендовавшие Тимофея Павлу, возложили на него руки. Тогда же они произнесли о нем определённые пророчества.
В связи с этими пророчествами Павел говорит Тимофею: «...чтобы ты с их помощью воевал доброй войной». Воевать доброй войной — значит воевать против иных учений несогласных и осуществлять Божье домостроительство (ст. 4) согласно тому, что говорил в своём служении апостол о благовестии благодати и вечной жизни, чтобы блаженный Бог был прославлен (ст. 11-16).
Павел велел Тимофею воевать доброй войной с помощью пророчеств, то есть в сфере, при поддержке и утверждении пророчеств.
Здесь нам надо рассмотреть некоторые подробности, связанные с расположением и временем написания Посланий Павла. Хотя Послание к Филимону находится в одной группе с Первым и Вторым посланиями к Тимофею и Посланием к Титу, оно было написано раньше, во время первого тюремного заключения Павла. Первый раз Павел попал в тюрьму из-за иудеев, а не из-за преследования со стороны Римской империи. Мы знаем из Деяний, что Павел воззвал к цезарю и из-за этого был послан в Рим, где и содержался в тюрьме. Во время первого тюремного заключения Павел написал четыре книги: Послания к Эфесянам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону. Следовательно, по времени написания Послание к Филимону должно относиться к той же группе, что и Послания к Колоссянам, Филиппийцам и Эфесянам; но по содержанию его следует включить в одну группу с Первым и Вторым посланиями к Тимофею и Посланием к Титу. Послание к Филимону было написано незадолго до освобождения Павла из тюрьмы. В Послании к Филиппийцам он выражает уверенность, что скоро его освободят и он сможет посетить церкви. Его надежда сбылась. После освобождения он пришёл в Ефес, где находился Тимофей, а из Ефеса он отправился в Македонию. Из Македонии Павел написал Первое послание к Тимофею. Затем из Македонии он прибыл в Никополь, где он написал Послание к Титу. Таким образом, Первое послание к Тимофею и Послание к Титу были написаны после освобождения Павла из первого тюремного заключения. Примерно через год цезарь Нерон неожиданно начал преследовать христиан. Павла тогда обвинили в том, что он выдающийся вождь христиан. Его снова арестовали и заключили в тюрьму, на этот раз из-за преследований со стороны Нерона. Из тюрьмы он написал Второе послание к Тимофею. В четвёртой главе он сказал своему дорогому сыну Тимофею, что он готов уйти, принять мученическую смерть, излиться как возлияние.
Время первого тюремного заключения Павла стало для церквей временем испытания. Испытание показало, что начались упадок и деградация. Этот упадок был вызван иными учениями, которые отличались от служения. По этой причине Павел велел Тимофею воевать доброй войной.
В течение веков у деградации и упадка церкви был один и тот же источник — учения, отличавшиеся от служения апостолов. Из Деян. 2:42 мы видим, что в начале церковной жизни верующие постоянно пребывали в учениях апостолов. Эти учения были служением. Единственной темой учения и проповеди апостолов были Христос и церковь. Они проповедовали Христа, который воплотился, был распят, воскрешён и вознёсся, чтобы, как жизнь воскресения, войти в верующих для произведения церкви. Это средоточие учения апостолов, и нам крайне важно видеть это. Конечно, в Библии есть учения о самых разных вещах. Однако средоточием служения апостолов был воплотившийся, распятый, воскрешённый, вознёсшийся и прославленный Христос как наш Спаситель, наша жизнь и все для нас, благодаря чему мы становимся Его Телом, церковью. Это жизненно важный центр новозаветного откровения, и в этом заключается Божье домостроительство.
Нам необходимо соприкасаться со Словом и принимать Бога посредством Духа через Слово. Тогда у нас будет вера. Приходя к Слову, мы пропитываемся Богом, и вера сама собой действует в нас, приводя нас в органический союз с Богом. Чем больше мы наслаждаемся Божьим вливанием, тем больше мы едины с Ним. Однако на протяжении веков верующие упускали из виду этот ключевой момент. Павел, осознавая его важность, велел Тимофею сражаться добрым сражением, воевать доброй войной.
С одной стороны, Тимофей должен был воевать против иных учений несогласных. С другой стороны, он должен был осуществлять Божье домостроительство в соответствии со служением апостола. Если мы желаем осуществлять Божье домостроительство, мы должны делать это не в соответствии с учениями традиционного христианства или систематическим богословием, а в соответствии со служением апостола.
Далее, Божье домостроительство затрагивает благовестие славы и вечной жизни. Это два основных элемента в благовестии. Это благовестие служит к славе блаженного Бога; оно служит к выражению, проявлению блаженного Бога.
Когда Павел находился в первом тюремном заключении, поднялись несогласные, которые начали учить иному. Иные учения стали семенем упадка церкви. Павел, даже находясь в тюрьме, осознавал, что происходит. Мы знаем об этом из содержания таких книг, как Послания к Колоссянам и Филиппийцам. Особенно в Послании к Колоссянам мы видим, что в церковную жизнь пробрались некоторые «-измы»: иудаизм, гностицизм, аскетизм. Эти иные учения привели к разногласиям и упадку. По этой причине Павел повелевает своему молодому соработнику сражаться добрым сражением против иных учений и сражаться за Божье домостроительство.
Сегодня нам нужно остерегаться иных учений. В течение столетий они отравляли и растлевали церковную жизнь. Если мы не будем осторожными, иные учения могут нанести урон даже Господнему восстановлению. Мы давно увидели, какой урон наносят иные учения, распространяемые тайно и коварно. Это помогло ведущим братьям во многих церквях усвоить один важный урок — необходимо быть бдительными в отношении иных учений. Иные учения недопустимы в Господнем восстановлении. Единственная задача восстановления — осуществлять служение. Я не имею в виду моё служение. Я говорю о служении апостолов, которое началось с Петра и продолжается доныне. Предмет учения и проповеди всех истинных апостолов один и тот же — Божье домостроительство. Средоточием нашего учения и проповеди является Христос и церковь. Учить Божьему домостроительству о Христе и церкви и проповедовать его — значит воевать доброй войной.
II. Хранить веру и добрую совесть
В стихе 19 Павел продолжает: «... храня веру и добрую совесть, отбросив которые, некоторые потерпели кораблекрушение в отношении веры». Из этого стиха мы видим, как воевать доброй войной. Для этого нужно хранить веру и добрую совесть.
Слово «вера» в выражении «храня веру» относится к вере как нашему действию, следовательно, оно обозначает субъективную веру. Как мы уже говорили, вера поднимается в нас, когда мы приходим к Слову и пропитываемся Богом через Слово и посредством Духа. Субъективная вера движется в нас, порождая органический союз между нами и Триединым Богом. В этом союзе мы получаем божественную жизнь и природу и становимся Божьими многими сыновьями и многими членами Тела Христова, нового человека, чтобы быть совокупным выражением Триединого Бога навеки. Такой верой, а не попытками соблюсти закон, должны мы воевать доброй войной.
Наряду с верой нам необходима добрая совесть, совесть без преткновения (Деян. 24:16). Добрая совесть — это залог сохранения христианской веры и жизни. Вера и добрая совесть тесно связаны друг с другом. Как только у нас в совести появляется преткновение, начинается утечка и наша вера вытекает. Добрая совесть, сопровождающая веру, нужна для того, чтобы воевать доброй войной против иных учений в поместной церкви, когда та испытывает трудности.
В. Потерпевшие кораблекрушение
Сложно сказать, к чему в тексте оригинала относится местоимение, переведённое в стихе 19 как «которые»: только к слову «совесть» или к словам «вера» и «совесть». Оно может относиться к обоим словам, поскольку субъективная вера тесно связана с совестью. Как мы указывали, без доброй совести не может быть живой веры. Точно так же, если у нас нет живой веры, у нас не может быть и доброй совести. Веру и совесть можно сравнить с супружеской парой: вера подобна мужу, а совесть — жене. Поскольку вера и добрая совесть сопутствуют друг другу, я считаю, что употреблённое здесь местоимение относится и к вере, и к совести. Вера появляется от нашего соприкосновения с Богом и приводит нас в органический союз с Ним; совесть — это орган, которого Бог касается, после того как мы соприкасаемся с Ним верой.
Некоторые, отбросив веру и добрую совесть, «потерпели кораблекрушение в отношении веры». Отсюда видно, насколько это серьёзно — отбросить веру и добрую совесть. Если мы будем хранить веру и добрую совесть, это обезопасит нашу христианскую веру и жизнь. Слово «кораблекрушение» подразумевает, что христианская жизнь и церковная жизнь подобны кораблю, плывущему по бушующему морю, который необходимо обезопасить верой и доброй совестью.
Отбросившие веру и добрую совесть потерпели кораблекрушение в отношении веры. В этом стихе Павел говорит и о субъективной вере, то есть о вере как нашем действии, и об объективной вере, то есть о том, во что мы верим. Говоря о потерпевших кораблекрушение в отношении веры, Павел подразумевает объективную веру, содержание полного благовестия в соответствии с Божьим новозаветным домостроительством.
В стихе 20 Павел называет двоих из потерпевших кораблекрушение в отношении веры по имени: «В их числе Гименей и Александр, которых я отдал Сатане, чтобы они были научены не богохульствовать». Гименей был учителем-еретиком (2 Тим. 2:17), а Александр был человеком, который выступал против апостола и нападал на него (2 Тим. 4:14-15).
Следует отметить, что здесь Павел упоминает имена. Мы же иногда, пытаясь быть более «духовными» или «небесными», чем Павел, не желаем упоминать имена ни при каких обстоятельствах. Первым имя Своего врага — Сатаны — упомянул Сам Бог. Бог не говорил: «Мой народ, у Меня есть враг. Но поскольку Я такой милостивый, терпеливый и великодушный, Я не хочу изобличать его и упоминать его по имени в надежде, что однажды он покается». Бог назвал имя Своего врага, а Павел называет имена Гименея и Александра.
Более того, Павел не говорит в стихе 20, что он молился за Гименея и Александра. Он не просит Тимофея: «Тимофей, учись у меня молиться за тех, кто вредит тебе, как и я молился за Гименея и Александра». Напротив, в 2 Тим. 4:14 Павел говорит: «Александр, медник, сделал мне много зла; Господь воздаст ему по его делам».
Павел говорит Тимофею, что он отдал Гименея и Александра Сатане, «чтобы они были научены не богохульствовать». Он отдавал их отнюдь не в милостивые руки Господа, чтобы они получили Его милость. Чтобы научить Гименея и Александра, Павел хотел, чтобы Сатана поработал над ними за него.
Из всех стихов, которые решают проблемы какого-либо отрицательного явления, 1 Тим. 1:20 — самый необычный. Два человека названы по имени, и причём не оступившимся братом, а ведущим апостолом. Более того, они отданы не Богу, не церкви, не духовному человеку, а Сатане.
Павел отдал Гименея и Александра Сатане, «чтобы они были научены не богохульствовать». Павел говорит не «наказаны», но «научены». Между уроком и наказанием есть некоторая разница. Когда родители воспитывают детей, они говорят, что они их наказывают. Но на самом деле это не наказание, это урок с любовью. Когда в стихе 20 говорится «научены», имеется в виду разрушение физического тела (см. 1 Кор. 5:5).
Благодаря определённому уроку Гименей и Александр будут научены не хулить Бога, не клеветать на Божье домостроительство и не вредить служению апостола. Отдать таких людей, как Гименей и Александр, Сатане означало употребить власть, которую Господь дал апостолу и церкви (Мф. 16:19; 18:18), для управления церковью, чтобы помешать злому плану Сатаны.