(3)
Тексты Писания: 1 Кор. 11:17-32
В 1 Кор. 11:24-25 говорится: «И, воздав благодарение, преломил его и сказал: „Это Моё тело, которое за вас отдаётся; делайте это к воспоминанию обо Мне“. Точно так же [Он взял] и чашу, после того как они поужинали, — и сказал: „Эта чаша — новый завет, утверждаемый в Моей крови; делайте это — всякий раз, когда пьёте её, — к воспоминанию обо Мне“». В некоторых переводах Библии говорится не «к воспоминанию обо Мне», а «для воспоминания обо Мне». Однако употреблённый здесь греческий предлог лучше переводить предлогом «к»: «к воспоминанию обо Мне». Предлог «к» подразумевает результат, а предлог «для» указывает на цель. Иметь цель — это не так хорошо, как иметь результат.
Есть вечерю Господнюю для воспоминания о Господе — значит есть вечерю с той целью, чтобы вспомнить Его. Но есть вечерю Господнюю к воспоминанию о Господе — значит есть вечерю так, чтобы в результате этого вспомнить Господа. Мы можем прийти причаститься вечери Господней с той целью, чтобы вспомнить Его, но при этом в результате нашего вкушения вечери мы можем не вспомнить Господа. В результате нашего вкушения, вместо того чтобы надлежащим образом вспомнить Господа, мы можем подвергнуться осуждению. Считалось, что верующие в Коринфе сходились вместе, чтобы вспомнить Господа. Но результат этого был совершенно иной. Они ели и пили не к воспоминанию о Господе, а к своему осуждению.
В 11-й главе Павел вразумлял коринфян, чтобы, когда они едят вечерю Господнюю, результатом этого было не их осуждение, а воспоминание о Господе. Когда мы едим вечерю Господнюю, результатом этого тоже может быть не воспоминание о Господе, а осуждение.
Мысль, заключённая в предлоге «к» в этих стихах, глубока и основательна. Переводить греческий предлог словом «для» — это, разумеется, не ошибка. Однако такой перевод не выражает заложенные здесь смысл или значение. В данном случае этот предлог используется не со значением цели, а со значением результата. Что будет результатом вашего вкушения вечери Господней: воспоминание о Господе или осуждение за неправильные действия? Здесь Павел обращался к коринфянам с трезвыми словами.
Вкушение вечери Господней предназначено для удовлетворения Господа. Но коринфяне сходились не для того, чтобы удовлетворить Господа; вместо этого они стремились удовлетворить самих себя. То, что некоторые из них даже напивались пьяными, подтверждает, что их интересовало их собственное удовлетворение (ст. 21). Если мы приходим на вечерю Господнюю с намерением получить удовлетворение для себя, это противоречит принципу Его вечери. Мы не должны приходить на вечерю Господнюю с таким намерением. Напротив, мы должны приходить с намерением удовлетворить Господа.
Если мы всего лишь воздаём Господу некоторое поверхностное воспоминание, это не удовлетворяет Его. Он получает удовлетворение, когда мы едим вечерю так, что результатом этого становится воспоминание о Нём. Просто вспоминать Господа — это нечто поверхностное. Но причащаться вечери Господней так, чтобы в результате этого вспоминать Его, — это нечто глубокое. Вспоминать Господа — это нечто временное. Такое воспоминание может продолжаться лишь до тех пор, пока мы едим Его вечерю. Вкушая вечерю, мы вспоминаем Его. Но если мы едим вечерю Господнюю так, что результатом этого становится воспоминание о Господе, это подразумевает, что воспоминание наступает позже и что оно будет продолжаться после того, как мы закончим есть. Таким образом, воспоминание — это продолжение нашего вкушения. Результатом нашего вкушения становится воспоминание, и воспоминание — это продолжение вкушения.
Слова Павла в 11-й главе связаны с тем, что говорит Господь в Мф. 26:29: «Но говорю вам: отныне ни в коем случае не буду пить от этого плода виноградной лозы до того дня, когда буду пить его новым с вами в царстве Моего Отца». Эти слова содержатся в Евангелии от Матфея, которое посвящено царству. Царство — это вопрос Божьего управления. Результатом нашего вкушения вечери Господней должно быть такое воспоминание, которое тесно связано с Божьим управлением.
Когда вы едите вечерю Господнюю, является ли результатом этого Божье управление? Если нет, то вы причащаетесь вечери Господней слишком поверхностно. Допустим, что во время вечери Господней верующий говорит про себя: «О, я осознаю́, что Господь умер за меня. Теперь вечером в день Господень Его любовь теснит меня, чтобы я вспомнил Его, вкушая Его вечерю. Причащаясь этой вечери, я вспоминаю Его. Я вспоминаю Его воплощение и как Он родился от девы в Вифлееме. Я вспоминаю, как Он вырос в городе Назарете, как Он страдал и был гоним, как Он был предан, подвергнут суду, осуждён и приговорён к смерти на кресте. Я особенно вспоминаю, что на кресте Он умер за мои грехи». Вспоминать Господа таким образом хорошо, но это никак не связано с царством, с Божьим управлением. В этом случае после вечери Господней нет долговременного результата с точки зрения воспоминания о Господе. Если наше вкушение вечери Господней заканчивается таким воспоминанием, то мы причащаемся вечери Господней слишком поверхностно. Результатом подлинного вкушения вечери Господней должно быть Божье управление; его результатом должно быть царство.
Наше вкушение вечери Господней должно быть связано с царством. Оно не должно быть лишено продолжительного результата по окончании каждого причащения вечери Господней. Напротив, его результатом должно быть царство, Божье управление. Другими словами, когда мы едим вечерю Господнюю, в результате этого Господь должен быть удовлетворён тем, что наше вкушение принесло царство, что мы и всё, что связано с нами, приведено в надлежащие отношения с Божьим управлением. Это не может произойти в течение часа. Это может осуществиться только посредством процесса, который должен совершиться в будущем. Этим будущим процессом фактически является осуществление на земле царства Божьего, Божьего управления.
Поскольку связь между вечерей Господней и Божьим управлением — это очень серьёзный вопрос, Павел даёт коринфянам повеление проверять себя и распознавать тело (ст. 28-29). Если мы не будем проверять себя и не будем распознавать тело, то мы можем есть вечерю Господнюю, но результатом этого не будет воспоминание о Господе. Нам нужно проверять себя, удостоверяясь в том, что мы занимаем надлежащее положение, и мы также должны распознавать тело. Тогда результатом нашего вкушения вечери Господней будет полное удовлетворение для Господа, а также осуществление Божьего управления. Именно так надлежит есть вечерю Господнюю.
Возможно, у вас возникает вопрос: как результатом вкушения вечери Господней может быть осуществление Божьего управления? Поскольку мы христиане, мы были спасены, мы были рождены от Бога и стали детьми Божьими и мы были приведены в царство Божье. Согласно Ин. 3:3 и 5, возрождение приводит нас в царство Божье. Если бы мы не были рождены от Духа, мы бы не смогли войти в царство Божье. Но посредством возрождения мы были приведены в Божье царство и также стали членами Тела Христова. Мы должны осознавать, что мы были возрождены и в результате стали детьми Божьими, были приведены в царство и стали членами Тела Христова. Как только мы получим такое осознание, нам нужно задуматься о цели всего этого. Для чего мы были возрождены и в результате были приведены в царство и стали членами Тела? Ответ таков: мы были возрождены, чтобы жить для царства Божьего и Тела Христова. Царство и Тело должны быть целью нашей жизни.
Поскольку мы христиане, наша цель не просто в том, чтобы хорошо жить. Многие христиане любят Господа, но не осознают, что их жизнь на земле — это жизнь для Божьего царства и Христова Тела. Предоставить себя царству Божьему и Телу Христову — значит предоставить себя Божьему управлению. Сегодня Божье управление осуществляется посредством царства и Тела. Именно таким должно быть наше повседневное житие. В этом случае в первый день недели мы целенаправленно собираемся вместе, чтобы есть вечерю Господнюю с ожиданием того, что наша жизнь будет жизнью для царства Божьего и Тела Христова. Если вы поймёте это, вы будете знать, почему результатом вкушения вечери Господней может быть такое удовлетворение для Господа.
В том, что касается трапезы Господней и вечери Господней, наше понимание, возможно, всё ещё остаётся под влиянием нашего религиозного прошлого. Наш разум, возможно, настолько пропитан традиционными мыслями и представлениями, что мы не способны вместить что-либо новое. Это подобно стакану, наполненному до краёв: в этом стакане нет места для чего-либо нового, для чего-либо ещё. Можно использовать другую иллюстрацию: наш разум подобен гостинице, при входе в которую висит надпись: «Свободных мест нет». Возможно, мы неосознанно повесили такую надпись: «Свободных мест нет. Я не способен понять что-либо ещё в отношении вечери Господней». Я обеспокоен тем, что в таком состоянии, возможно, находятся почти все святые.
В 11:26 Павел говорит: «Ибо всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьёте чашу, вы возвещаете смерть Господа, пока Он не придёт». Во время трапезы Господней, когда мы едим и пьём, мы что-то возвещаем. Мы возвещаем смерть Господа, пока Он не придёт. Возвещать — значит провозглашать, объявлять или являть. Я сомневаюсь, чтобы в организованной религии, будь то католичество или протестантство, кто-либо понимал, что цель так называемой «мессы» или «святого причастия» состоит в том, чтобы возвещать смерть Христа, являть Его смерть всей вселенной. У тех, кто приходит на мессу или причастие, автоматически появляется мысль о том, что нужно вспоминать смерть Христа. Это — природное представление. Более того, некоторые пасторы подкрепляют это представление своим учением. Люди непроизвольно думают, что принимать святое причастие — значит просто вспоминать смерть Христа.
Однако ни апостол Павел, ни Господь Иисус не высказывали мысли о том, что мы должны вспоминать смерть Христа. Господь Иисус сказал: «Делайте это к воспоминанию обо Мне». Мы должны причащаться не к воспоминанию о чём-то, а к воспоминанию о живой Личности. Мы должны причащаться и хлеба, и чаши к воспоминанию о Господе. Как мы уже увидели, это означает, что результатом нашего причащения должно быть воспоминание о Нём. Вспоминать Самого Господа — это нечто важное. Тем не менее христиане по большей части не осознают, что во время святого причастия они должны вспоминать Господа, а не только то, что Он сделал для нас. Примечательно, что в стихах 24 и 25 в греческом тексте перед словом, переведённым как «воспоминание», употреблён артикль, подчёркивающий и усиливающий значение выражения «к воспоминанию обо Мне». Мы не должны вспоминать о чём-либо другом; мы должны вспоминать просто о Самом Христе.
Хотя мы должны вспоминать Господа, нигде не сказано, что мы должны вспоминать Его смерть. Вместо этого в стихе 26 мы видим, что мы должны возвещать смерть Господа. Смерть Христа нужно не вспоминать, а возвещать, провозглашать, являть. Мы должны являть её всем ангелам, бесам, людям и тварям. Мы должны возвещать, провозглашать, смерть Господа, пока Он не придёт. В этом стихе слово «пока» имеет важное значение: оно указывает на царство.
В стихе 26 мы видим смерть Господа и пришествие Господа. Между смертью Христа и Его пришествием есть разрыв, который заполняется церковью. Можно сказать, что церковь — это «мост», соединяющий смерть Господа с Его пришествием. Таким образом, церковь устраняет глубокий разрыв, соединяя один конец с другим. Это значит, что церковь продолжает смерть Господа и приносит Его возвращение. Без церкви этот разрыв не был бы устранён. Было бы невозможно соединить смерть Господа с Его пришествием.
Целью первого пришествия Христа была Его смерть, но какова будет цель Его второго пришествия? Ответ на этот вопрос содержится в Мф. 26:29. Здесь Господь, основывая Свою вечерю, говорит, что Он не будет пить от плода виноградной лозы до того дня, когда Он будет пить его с нами в царстве Его Отца. Это показывает, что Его второе пришествие имеет определённую цель и этой целью является царство.
Каждое из двух пришествий Господа имеет определённую цель. Цель Его первого пришествия состояла в том, чтобы умереть, совершив всеобъемлющее искупление. Цель Его второго пришествия — установить Божье царство.
Мы не должны воспринимать слова Павла «вы возвещаете смерть Господа, пока Он не придёт» как нечто само собой разумеющееся, и мы не должны понимать их поверхностно. То, что Павел написал эти слова, имеет очень большое значение. Он написал их не согласно своему мнению. В стихе 23 он говорит: «Ибо я получил от Господа то, что и передал вам». Павел говорил коринфянам то, что он получил от Господа. Именно поэтому я отсылаю вас к 26-й главе Евангелия от Матфея. Основывая Свою вечерю, Господь действительно сказал о Своём возвращении в связи с царством Отца.
Важно видеть, что есть два пришествия Христа. С Его первым пришествием осуществилось нечто великое — Его смерть для совершения всеобъемлющего искупления. После Своей смерти Христос ушёл, чтобы получить царство. Это раскрывается в Новом Завете, а также в Книге пророка Даниила. В Дан. 7:13 и 14 пророк увидел, что «с небесными облаками шёл Подобный Сыну Человеческому; и Он пришёл к Древнему Днями, и Его подвели к Нему. И Ему были даны владычество, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Его владычество — владычество вечное, которое не уйдёт; и Его царство — царство, которое не будет уничтожено». В Лк. 19:12 Господь в притче говорит о Себе как об «одном человеке благородного происхождения», который «отправился в далёкую страну, чтобы получить для себя царство и возвратиться» (Лк. 19:12). Кроме того, и согласно Книге пророка Даниила, и согласно Евангелиям, после того как Господь получит царство, Он возвратится. Он возвратится с царством и установит это царство для Божьего вселенского управления.
Между двумя пришествиями Господа с их двумя целями есть большой промежуток времени. Этим промежутком времени является век церкви. Всеобъемлющее искупление Господа произвело нечто уникальное — церковь. В Ин. 12:24 Господь Иисус говорит: «Если пшеничное зерно не упадёт в землю и не умрёт, оно пребывает одно; а если умрёт, то приносит много плода». Здесь Господь Иисус как бы говорит: «Я единственное пшеничное зерно. Если Я не упаду в землю и не умру, Я останусь один. Но Я намерен быть посеянным в землю и умереть. Тогда Я поднимусь в воскресении и произведу много зёрен». Именно это произошло в результате смерти и воскресения Господа. Он произвёл много зёрен, и из этих зёрен должен быть образован один хлеб, то есть церковь. Таким образом, церковь — это уникальное произведение всеобъемлющей смерти Господа. Смерть Христа произвела церковь, и церковь принесёт царство.
В своём раннем служении брат Ни подчёркивал, что в учении Нового Завета есть три важных вопроса: крест, церковь и царство. Он ясно говорил нам, что крест производит церковь и что церковь приносит царство. Посредством церкви на землю будет принесено царство как Божье управление. Крест был итогом первого пришествия Господа, а царство будет связано с Его вторым пришествием. Но между этими двумя пришествиями существует церковь, произведённая Его первым пришествием. Церковь принесёт царство при втором пришествии Христа. Теперь мы должны увидеть, что в стихе 26 возвещать смерть Господа, пока Он не придёт, — это то же самое, что возвещать существование церкви для того, чтобы было принесено царство.
В 11:29 Павел переходит к вопросу распознавания тела. Те, кто не распознаёт тела, едят и пьют суд самим себе. Если кто-то не распознаёт тела, это показывает, что он не заботится о церкви. Приходить на вечерю Господнюю, не заботясь при этом должным образом о церкви, совершенно неправильно. Сегодня церковь — это Христово мистическое Тело, а Сам Христос — Глава. В Своём вознесении Христос был сделан Главой над всей вселенной. Церковь, произведённая Его смертью, сейчас является мистическим Телом этого Главы.
Поскольку у нас, людей, есть физическое тело, мы способны делать многое. Если бы у нас не было тела, мы бы не смогли осуществлять некоторые виды деятельности. В соответствии с этим же принципом, мистическое Тело Христово, церковь, предназначено для движения Христа по земле. Да, Глава ушёл, но Тело остаётся на земле. Теперь Глава приводит в действие Божье управление через Тело.
Существует исторический факт: Тело было разделено и парализовано. Даже в то время, когда Павел писал это Послание, выражение Тела в Коринфе было разделено. Именно поэтому в 11-й главе он говорит о разделениях и разных течениях (ст. 18-19). Это показывает, что уже тогда Тело стало нездоровым. Среди коринфских верующих одни заболели, а другие умерли просто потому, что Тело было разделено (ст. 30). Они не распознавали Тела. Они не заботились о Теле должным образом. Отсюда мы должны усвоить, что необходимо заботиться о Теле, церкви. Кроме того, церковь устраняет разрыв между первым пришествием Господа и Его вторым пришествием. Этот «мост» является также «дорогой» от смерти Христа до Божьего царства. Без этого «моста» с «дорогой» было бы невозможно перейти с одного конца этого разрыва, то есть от смерти Христа, на другой конец, то есть к Божьему царству. Единственной связью является церковь в качестве «моста». Поэтому мы должны распознавать тело. Это значит, что мы ни в коем случае не должны повреждать этот «мост». Однако многие из сегодняшних христиан пренебрегают этим «мостом», а другие повредили его.
Теперь мы должны пойти дальше и увидеть, почему нам нужно есть вечерю Господнюю. В этом сообщении мы сделали акцент на том, что мы должны причащаться вечери Господней к воспоминанию о Нём, то есть результатом этого должно быть воспоминание о Господе. Мы должны приходить на вечерю Господнюю с ожиданием того, что это принесёт определённый результат. Результатом нашего вкушения вечери Господней должно быть воспоминание о Господе в Его двух пришествиях. Мы должны вспомнить Его в Его первом пришествии для совершения всеобъемлющего искупления с целью произвести церковь, а также в Его втором пришествии для принесения царства с той целью, чтобы и у Бога, и у нас была возможность осуществлять восстановление. Без царства невозможно продолжать осуществлять Господне восстановление. Таким образом, мы едим вечерю Господнюю с целью вспомнить Его как в Его первом пришествии, так и во втором.
Вспоминать Господа таким образом — значит, по сути, удовлетворять Его. Господь пришёл и умер на кресте, чтобы произвести церковь. Он очень доволен тем, что Он совершил и что Он произвёл. Теперь Он на небесах совершает Своё небесное служение, чтобы Он мог возвратиться на землю с царством Своего Отца. Но кто те люди на земле, которые могут содействовать Ему? Кто может откликнуться на действие Христа на небесах? Только церковь может содействовать Ему и откликаться, отвечая Ему. Если бы у Господа не было церкви, Ему, наверное, было бы грустно на небесах, потому что на земле не было бы никого, кто бы содействовал Ему и осуществлял Его служение.
Церковь — это поистине удовлетворение Христа. Каждый раз, когда мы приходим есть вечерю Господнюю, мы возвещаем Его смерть. Мы провозглашаем всей вселенной, что Господь Иисус пришёл, что Он умер на кресте для совершения всеобъемлющего искупления и что Его смерть произвела церковь. Теперь мы — церковь, Его Тело, которое откликается на Его служение на небесах и содействует Ему. Есть Его вечерю в первый день каждой недели — значит провозглашать это. Если на земле есть люди, которые откликаются, отвечая Христу в Его небесном служении, у Него есть возможность принести Божье царство на землю. Именно это удовлетворяет Господа и делает Его довольным.
Вечеря Господня должна служить напоминанием о том, что мы живём на земле ради удовлетворения Господа. Да, вечеря предназначена для того, чтобы мы ели её, но она не предназначена для нашего удовлетворения. Мы едим вечерю не для своего удовлетворения, а для удовлетворения Господа. Когда мы едим вечерю, это напоминает нам, чтобы мы жили в церкви такой жизнью, которая принесёт царство для удовлетворения Господа Иисуса. Таким образом, эта вечеря является удовлетворением для Господа в отношении царства — Божьего управления.