(1)
Тексты Писания: 1 Кор. 8:1-13
Мы уже увидели, что стихи 12-20 в 6-й главе можно считать введением к разделу, в котором Павел рассматривает проблему супружеской жизни, и к разделу, в котором он рассматривает проблему употребления в пищу принесённого в жертву идолам. И брак, и еда предписаны Богом. Следовательно, в отношении брака и еды у нас есть свобода. Однако мы должны использовать эти вещи так, как требует Бог, и для Божьего замысла, а не для своих вожделений. Кроме того, брак и еда связаны с нашими физическими телами. Павел говорит в 6:13, что тело для Господа, в 6:15 — что наши тела являются членами Христовыми, а в 6:19 — что наши тела являются храмом Святого Духа.
Мы, люди, представляем собой законченное целое, состоящее из духа, души и тела. Для того чтобы наше тело было храмом Святого Духа, должно быть задействовано всё наше существо — дух, душа и тело. Поскольку мы представляем собой единое целое, никакие части нашего существа не должны быть отделены от других. С одной стороны, членами Христовыми и храмом Святого Духа являются наши тела. С другой стороны, в этом также участвует наш дух. Поэтому в отрывке, в котором Павел подчёркивает, что тело — это член Христов и храм Святого Духа, он говорит, что мы один дух с Господом (6:17).
В 7-й главе Павел переходит к вопросу брака. В супружеской жизни, разумеется, участвует всё наше существо. Согласно тому, что Павел говорит в этой главе, нам нужно быть для Господа, быть едиными с Ним, покорными Ему, преданными Ему и довольными своими обстоятельствами в Нём. Нам нужно принимать свои обстоятельства от Господа и быть с Ним в любой ситуации. Для этого нам необходимо упражнять наш дух, чтобы на практике быть одним духом с Господом. Это также означает, что мы живём жизнью, в которой наши тела являются членами Христовыми и храмом Святого Духа. Если мы коснёмся глубин 7-й главы, мы увидим, что ответы на вопросы о браке обретают завершённость в описании человека, который един с Господом и который живёт так, что всё его существо является жилищем Господа. Поскольку его тело — это член Христов и храм Святого Духа, он не использует его ни для какой другой цели, кроме цели, предписанной Богом. Кроме того, он покорен Господу и Его водительству — он всегда остаётся в устроенных Господом обстоятельствах, не начиная никаких перемен. В этом смысле он является человеком, который един с Господом для Его замысла.
В 8-й главе Павел рассматривает проблему того, что мы употребляем в пищу. Это нечто ещё более практическое, чем супружеская жизнь. Прожить, не вступая в брак, можно, но прожить без еды нельзя. Еда — это абсолютная необходимость. Бог сотворил нас таким образом, что мы должны есть, чтобы оставаться живыми. Это Божье предписание.
Двигаясь от 1-й главы к 8-й, мы замечаем, что Павел рассматривает всё более практические моменты. Еда, о которой говорится в 8-й главе, — это нечто намного более практическое, чем философия, о которой идёт речь в 1-й главе. Философия включает в себя абстрактные понятия, а еда — это нечто предельно конкретное и практическое.
Мы увидели, что в первых четырёх главах Первого послания к коринфянам показан ряд духовных вещей. Этот же принцип действует при рассмотрении проблемы употребления в пищу принесённого в жертву идолам. Этому посвящены три главы. В этих главах есть ряд важных и ярких духовных моментов.
В 8-й главе Павел говорит о нежелательном употреблении пищи, показывая в стихах с 1 по 3, что такое употребление пищи не соответствует любви, которая созидает. В стихах с 4 по 7 показано, что идолы — ничто, а в стихе 8 говорится, что пища не приближает нас к Богу. Наконец, в стихах с 9 по 13 Павел говорит о преткновении для слабых братьев.
В 8:1 Павел говорит: «А относительно принесённого в жертву идолам — мы знаем, что все мы имеем знание. Знание делает надменным, а любовь созидает». В этой главе используются два греческих слова, которые соответствуют слову «знать». Одно слово — «о́йда» (ст. 1, 4). Оно обозначает внутреннее, субъективное осознание, интуитивное знание. В этом значении оно используется в Ин. 8:55 (второй случай); 1 Кор. 12:2; 2 Тим. 1:12; 3:14-15. От корня этого слова происходит слово, означающее «совесть». Другое слово — «гино́ско» (ст. 2-3). Оно обозначает внешнее, объективное знание. Слово, переведённое как «знание» в стихе 1 и в стихах 7 и 10, — это существительное, образованное от слова «гиноско». Оно обозначает внешнее, объективное знание — заурядное и общее.
Внешнее, объективное знание, которое делает надменным, исходит от дерева познания добра и зла — источника смерти. Описанная в 13-й главе духовная (а не плотская) любовь, являющаяся выражением жизни, созидает. Она исходит от дерева жизни — источника жизни. Это любовь Божья (1 Ин. 4:16), которая переливается в нас благодаря вере, приведшей нас в органический союз с Богом. Этой любовью мы любим Бога (1 Кор. 8:3) и братьев (1 Ин. 4:21), и согласно этой любви мы должны ходить (Рим. 14:15). Таким образом наше хождение созидает (1 Кор. 10:23). Слово «созидает» в этом стихе обозначает не только назидание отдельных верующих, но и созидание совокупного Тела Христова (14:4-5, 12; Эф. 4:16). В этой книге подчёркивается важность созидания (3:9-10, 12; 10:23).
Мы отметили, что знание, которое делает надменным, и любовь, которая созидает, связаны с двумя деревьями в Эдемском саду. Знание здесь указывает на дерево познания, а любовь указывает на дерево жизни. Когда Павел писал это Послание, он, вероятно, понимал эти два дерева именно так. Кроме того, в этой книге приводится иллюстрация этих двух деревьев, хотя здесь нет прямого упоминания их. Фактически в Первом послании к коринфянам речь идёт о дереве жизни, которое снабжает жизнью, и о дереве познания, которое убивает. Таким образом, в этой книге есть две линии — линия жизни и линия знания. Знание делает надменным и даже убивает, а любовь снабжает жизнью и созидает других посредством жизни. Жизнь предназначена для созидания, и созидание осуществляется посредством жизни.
В стихах 2 и 3 говорится: «Если кто-нибудь думает, что он что-то знает, то он ещё не познал так, как должен знать; но если кто-нибудь любит Бога, то он познан Им». В этих стихах словам «знает», «познал», «знать» и «познан» соответствует греческое слово «гиноско». Любовь, о которой говорится в стихе 3, — это высочайшая и благороднейшая любовь. Она должна быть духовной, а не плотской, хотя и требует, чтобы было задействовано всё существо человека (Мк. 12:30).
В стихе 3 Павел как бы говорит коринфянам, что им не нужно так много знаний; вместо этого им нужно любить Бога. Любовь к Богу — это основа нашей христианской жизни. Если у нас нет такой любви, у нас нет основания, основы, для христианской жизни. С точки зрения христианской жизни знание подобно пару; оно может быстро исчезнуть. А любовь к Богу — это нечто прочное и существенное. Поэтому она является основой христианской жизни.
В стихе 3 Павел говорит, что если мы любим Бога, то мы познаны Им. Нам важнее быть познанными Богом, чем знать Бога. Выражение «познан Им» имеет очень большой смысл. Если мы познаны Богом, это означает, что Бог обладает и владеет нами. Тот, кто познан Богом, становится владением, радостью, развлечением и удовольствием Бога. Наше знание не угождает Богу. Но если мы будем любить Бога, мы сделаем Его счастливым. Он будет знать нас, наслаждаться нами и будет доволен нами. Более того, Он найдёт в нас Своё развлечение. Всё это подразумевается в словах «познан Им».
В стихе 3 Павел как бы говорит коринфянам: «Верующие в Коринфе, вам нужно понять, что Бог не знает вас. Он недоволен вами. То, что Бог не знает вас, означает, что Он не одобряет ваш путь». Согласно сказанному в Мф. 7:22, многие скажут Господу Иисусу при Его втором пришествии: «Господь! Не Твоим ли именем мы пророчествовали, и не Твоим ли именем изгоняли бесов, и не Твоим ли именем совершали многие явления силы?» Господь ответит: «Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, творящие беззаконие» (ст. 23). Как всемогущий и вездесущий Господь может сказать, что Он кого-то не знает, когда Он знает всё о нас? Господь может сказать такие слова, потому что утверждение: «Я никогда не знал вас» в Мф. 7:23 означает: «Я никогда не одобрял того, что вы делали. Я никогда не был доволен вами и не воспринимал вас как Мои радость и сокровище». То, что мы познаны Богом, подразумевает, что Он одобряет нас, наслаждается нами и владеет нами как сокровищем.
Далее, в стихе 4, Павел говорит: «Итак, относительно употребления в пищу принесённого в жертву идолам — мы знаем, что идол — ничто в мире и что нет Бога, кроме одного». Слову «знаем» здесь соответствует греческое слово «ойда». Чтобы осознать, что идол — ничто и что нет Бога, кроме одного, необходимо внутреннее, субъективное осознание, идущее из нашего духа через наш разум. Это осознание гораздо глубже, чем внешнее, объективное знание, которое находится просто в нашем разуме.
В стихах 5 и 6 Павел продолжает: «Ибо даже если есть так называемые боги или на небе, или на земле, как и есть много богов и много господ, но у нас один Бог, Отец, из которого всё, и мы к Нему». В стихе 6 слова «у нас» относятся к верующим в Христа, христианам. Слова «один Бог» в стихе 6 противопоставляются словам «много богов» в стихе 5. У нас только один Бог. В этом стихе слово «Отец» — это обозначение нашего Бога, который является источником всего. Это обозначение в корне отличает нашего Бога от многочисленных ложных богов. Здесь слово «Отец» указывает на Бога не в качестве Отца возрождённых людей, а в качестве источника всего. Это подтверждается словами «из которого всё». Всё вышло из Бога как источника. Поэтому Бог назван Отцом. Он не только наш Отец в аспекте возрождения — Он Отец всего сотворённого, потому что всё вышло из Него.
Всё — из Отца, но кроме того, мы — «к Нему». Среди всего Божьего творения только мы, верующие, — к Нему. Это означает, что, хотя всё — из Бога, только мы возвратимся к Нему, чтобы быть «к Нему». То, что мы «к Богу», указывает на союз с Ним. Предлог «из» указывает на источник, а предлог «к» указывает на союз. Мы, христиане, — из Бога и также к Нему.
В стихе 6 Павел также говорит, что у нас «один Господь, Иисус Христос, через которого всё, и мы через Него». Слова «один Господь» здесь противопоставляются словам «много господ» в стихе 5. Господь у нас только один. «Иисус Христос» — это божественно-человеческий титул нашего Господа, отличающий Его от многочисленных господ. Наш Бог, Отец, — единственный источник всего, а наш Господь, Иисус Христос, — единственное средство, через которое всё возникло. Иисус Христос — это не источник, а средство. Именно поэтому Павел использует предлог «через» и говорит: «Через которого всё». Согласно сказанному в Ин. 1:3, всё возникло через Него. Следовательно, Господь фактически является не Творцом, а средством, при помощи которого всё было сотворено.
Примечательно, что, говоря об Отце, Павел использует предлоги «из» и «к», а говоря о Господе, он дважды использует предлог «через». Отец является источником, и мы — из Него и к Нему. Всё — из источника, то есть из Отца, и через средство, то есть через Господа. Кроме того, посредством возрождения мы возвращаемся к Отцу и тогда мы — к Нему. С одной стороны, всё — из Отца и через Господа; с другой стороны, мы, возрождённые люди, возвратимся к Отцу через Господа. Как говорит Господь в Ин. 14:6, Он есть путь и никто не приходит к Отцу, кроме как через Него. Применительно к источнику необходимо использовать предлоги «из» и «к». Поэтому Павел говорит, что мы из Него и к Нему. Но что касается Господа, всё — через Него в творении и мы — через Него при возвращении к Отцу. Следовательно, всё — из Отца и через Господа, но кроме того, мы — к Отцу через Господа. Мы возникли через Господа, и возвращаемся к Отцу мы тоже через Господа. Именно по этой причине в отношении Отца Павел говорит, что всё из Него и мы к Нему, но в отношении Господа он говорит, что всё через Него и мы, в смысле возвращения к Отцу как источнику, — через Него.
Далее, в стихе 7 Павел говорит: «Но не во всех это знание — некоторые, до сих пор имея привычку к идолу, едят пищу как идольскую жертву, и их совесть, будучи слабой, оскверняется». Слабая совесть — это результат отсутствия надлежащего и достаточного знания. Отсюда видно, что наше знание тесно связано с нашей совестью. У тех, кто раньше поклонялся идолам, а теперь стал верующим в Христа и кто до сих пор имеет привычку к идолу, нет знания, что идол — ничто (ст. 4). Поэтому в том, что касается идолов, их совесть слаба. Слабая совесть оскверняется, когда её затрагивает что-либо, о чём у неё нет достаточного знания.
В стихе 8 говорится: «Но пища не приблизит нас к Богу; ни недостатка, если не едим, не испытываем, ни избытка, если едим, не имеем». Те, кто ест принесённое в жертву идолам, не имея надлежащего знания, оскверняют свою совесть. Ясно показав это, Павел затем говорит, что пища не приближает нас к Богу. Павел опять раскрывает свой дух. Глубоко в своём духе Павел осознаёт, что те вещи, которые мы делаем, должны приближать нас к Богу. Всё, что не приближает нас к Богу, не является необходимым. Да, мы можем свободно делать те или иные вещи, но эти вещи не приближают нас к Богу. Вопрос здесь не в том, что правильно, а что неправильно; вопрос в том, приближает ли нас та или иная вещь к Богу. Например, если брат носит длинные волосы, то нельзя сказать, что это неправильно. Но согласно принципу, показанному в стихе 8, длинные волосы не приближают его к Богу. В отношении причёсок у нас нет никаких правил. Но все мы должны причёсывать волосы так, чтобы это приближало нас к Богу. Мысль Павла здесь заключается в том, что еда не приближает нас к Богу. Мы можем свободно есть принесённое в жертву идолам, зная, что идолы — ничто. Однако если мы это едим, это не приближает нас к Богу. Мы должны научиться делать то, что приближает нас к Богу. Как говорит Павел, «ни недостатка, если не едим, не испытываем, ни избытка, если едим, не имеем». Если это так, то зачем нам есть принесённое в жертву идолам?
В стихах с 9 по 13 Павел говорит о преткновении для слабых братьев. В стихе 9 он говорит: «Но смотрите, как бы это ваше право не стало преткновением для слабых». Слабые — это те, чья совесть ослаблена отсутствием знания. В стихе 10 Павел продолжает: «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь за трапезой в идольском храме, не осмелится ли его совесть, если он слаб, есть принесённое в жертву идолам?» Греческое слово, переведённое как «осмелится», буквально означает «получит созидание». Совесть слабых верующих получит созидание, наберётся смелости, чтобы делать то, чего прежде она делать не смела. Это внезапное созидание, не имеющее прочного логического основания. Поэтому такое созидание является неправильным и на самом деле разрушает. Хотя совесть слабых верующих осмеливается есть принесённое в жертву идолам, в конечном итоге такая практика разрушит их, потому что они не имеют достаточного знания для подкрепления своей осмелевшей, но ещё слабой совести.
В стихе 11 говорится: «Ибо твоим знанием губится слабый — брат, за которого умер Христос». Слово «губится» означает, что он гибнет — гибнет не навеки, а гибнет в христианской жизни. Слабый верующий губится беспечностью сильного, имеющего знание. Брат, за которого умер Христос, может быть погублен в христианской жизни, если мы будем употреблять пищу ненадлежащим образом.
В стихе 12 Павел провозглашает: «А греша так против братьев и раня их слабую совесть, вы грешите против Христа». Греческое слово, переведённое как «раня», буквально означает «ударяя» (что приводит к повреждению). Поскольку Христос умер за братьев, мы грешим против Христа, если раним их и создаём для них преткновение.
В стихе 13 Павел подводит итог: «Поэтому если пища служит преткновением для моего брата, то я ни в коем случае не буду есть мясо вовек, чтобы не послужить преткновением для моего брата». Словосочетанию «послужить преткновением» соответствует греческое слово «скандали́зо», означающее «поймать в ловушку, в западню». Следовательно, послужить преткновением для брата — значит поймать его в ловушку, поставить на его пути западню. Чтобы не послужить преткновением для брата, Павел говорит, что он «ни в коем случае не будет есть мясо вовек». Слово «мясо» указывает на мясо животных; имеется в виду мясо, принесённое в жертву идолам. Поскольку мясо более соблазнительно, чем другая пища, апостол упомянул о нём особо.
Важно коснуться духа Павла, который раскрывается в этой главе. Здесь бремя в духе Павла сосредоточено исключительно на Христе и Его Теле. Поскольку самым главным для Павла были Христос и все члены Его Тела, когда он давал наставления относительно употребления в пищу принесённого в жертву идолам, он не говорил, является ли эта практика правильной или неправильной, хорошей или плохой. У Павла был совершенно другой взгляд на эту ситуацию. Его взгляд был сосредоточен на Христе и Теле. Когда речь шла об употреблении в пищу принесённого в жертву идолам, Павел думал о том, как это повлияет на членов Христа, — будет ли это созидать их или послужит для них преткновением. Отсюда мы видим, что в сердце и духе Павла была забота о Христе и Его членах. Его не заботили идолы и принесённое в жертву идолам. Он в полной мере осознавал, что идолы — это ничто и что жертвы, приносимые идолам, — тоже ничто. Тем не менее то, как Павел рассматривал вопрос употребления в пищу принесённого в жертву идолам, показывает, что его взгляд на это связан с Христом и Телом. Он хотел, чтобы святые поняли, что они должны задумываться о том, что принесёт их употребление пищи членам Христа: преткновение или созидание. Павел хотел, чтобы они чтили Христа и членов Христа. Поэтому Павел отвечал на вопросы и давал наставления с позиций Христа и Тела.
Всем нам нужно научиться у Павла учитывать Христа и Тело при рассмотрении различных вопросов. Мы же часто говорим о чём-то с другими, не задумываясь о таком взгляде. Вместо этого мы сосредотачиваемся на собственных интересах, выгоде или потере. Если у нас такой взгляд, то мы далеко ушли от центрального видения Божьего домостроительства. В 8-й главе мы опять видим, что Павел не отклонялся от центральной линии Божьего домостроительства. Даже когда он давал наставления об употреблении в пищу принесённого в жертву идолам, он старался возвратить верующих к центральной линии, то есть к Христу и Его Телу.