(3)
Тексты Писания: 1 Кор. 6:13-20
Когда Павел писал это Послание, он, судя по всему, усиленно размышлял о том, в какой последовательности ему следует рассматривать различные проблемы среди верующих в Коринфе. Порядок, в котором Павел рассматривает эти проблемы, не является необдуманным или незначительным. Напротив, эта последовательность имеет большое значение. Первой по порядку Павел рассматривает проблему душевных желаний и стремлений; второй — проблему плотских похотей; третьей — проблему настаивания на своих правах, а четвёртой — проблему злоупотребления человеческой свободой в отношении предписанных Богом пищи и брака. Как мы увидим, в 7-й главе Павел переходит к рассмотрению проблемы супружеской жизни, а в 8-й, 9-й и 10-й главах — к рассмотрению проблемы употребления в пищу принесённого в жертву идолам. Эти шесть случаев рассмотрения проблем образуют группу. Каждый вопрос, затрагиваемый в этой группе, — это вопрос жизни. Душа, плоть, права, свобода, брак и еда — всё это связано с человеческим житием.
В главах с 11-й по 16-ю Павел рассматривает ещё пять проблем. В 11-й главе он рассматривает проблемы покрытия головы и Господней трапезы. Покрытие головы связано с Христом как Главой, а Господня трапеза связана с церковью как Христовым Телом. В 12-й, 13-й и 14-й главах Павел рассматривает проблему духовных даров; в 15-й главе он излагает доктрину о воскресении, а в 16-й главе он переходит к последнему вопросу — пожертвованию материальных благ. Эти пять вопросов образуют вторую группу, и все они связаны с духовными вещами, касающимися Божьего управления. Чем больше мы размышляем о последовательности, в которой Павел рассматривает проблемы в этом Послании, тем больше мы осознаём значение этой последовательности. Мы увидим, что первые шесть проблем — это группа, связанная с человеческой жизнью, а последние пять — это группа, связанная с духовными вещами, в частности, с Божьими интересами на земле.
Один из путей изучения Первого послания к коринфянам состоит в том, чтобы проследить последовательность одиннадцати проблем, которые рассматриваются в этой книге. В этом случае мы не просто изучаем Библию согласно буквам, написанным чёрным по белому, а видим свет, который приносит жизнь. Когда мы увидим свет в Слове и получим жизнь, мы будем расти.
В 5-й и 6-й главах Павел рассматривает проблемы тяжкого греха, настаивания на своих правах и злоупотребления человеческой свободой. Но, рассматривая эти проблемы, он использует некоторые замечательные выражения и слова, чтобы представить те или иные моменты, о которых больше не говорится нигде в Новом Завете. Например, в 5:8 Павел говорит: «Так что будем праздновать». Мы уже увидели, что здесь имеется в виду праздник Бесквасного хлеба как продолжение Пасхи (Исх. 12:15-20). Он длился в течение семи дней — отрезка времени, обозначающего завершённость, и это символ всей нашей христианской жизни, со дня нашего обращения до дня восхищения. Это показывает, что вся христианская жизнь должна представлять собой праздник, наслаждение Христом как нашим пиром.
Хотя празднование праздника Бесквасного хлеба — это вопрос огромной важности, большинство христиан уделяют мало внимания словам Павла об этом празднике. Вместо этого они сосредотачиваются на повелениях Павла жёнам подчиняться своим мужьям, а мужьям любить своих жён. Эти представления уже являются частью природного понимания как верующих, так и неверующих. Китайцы начали практиковать эти вещи тысячи лет назад. Если вы будете учить некоторых нравственных китайцев на основании Библии, что жёны должны подчиняться мужьям, а мужья должны любить жён, они скажут вам, что они уже знают и практикуют всё это.
Христиане уделяют внимание стихам о подчинении и любви, но кто уделяет достаточно внимания словам Павла о праздновании праздника? Может быть, профессора в библейских школах и семинариях учат своих студентов тому, что значит праздновать этот праздник и как его праздновать? Сомнительно, чтобы какой-нибудь профессор обучал своих студентов этим вещам. Кроме того, я сомневаюсь, чтобы кто-нибудь говорил вам о значении того, что ваше тело — это член Христов, что вы соединены с Господом как один дух и что ваше тело — это храм Святого Духа. Как печально, что сегодняшние верующие отвлечены от этих ключевых вопросов! Нам тоже мешало и мешает влияние нашего религиозного прошлого. Поэтому нам нужно вникнуть в стихи 15, 17 и 19. Мы уже не можем позволить себе пренебрегать такими стихами; эти стихи входят в число самых глубоких стихов в Библии.
В 6:13 и 14 Павел говорит: «Пища для желудка, и желудок для пищи; но Бог и то и это превратит в ничто. Но тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела. А Бог и Господа воскресил, и нас воскресит Своей силой». Наше тело было сотворено для Господа, а Господь нужен для нашего тела. Бог воскресил Господа телесно, и нашему телу предназначено участвовать в прославленном теле Господа в воскресении (Флп. 3:21); оно будет воскрешено нетленным. Это будет искуплением нашего тела.
О воскрешённом Христе в Деян. 2:24 говорится: «Его Бог воскресил, развязав муки смерти, потому что невозможно было, чтобы она удерживала Его». Согласно Рим. 6:9, «Христос, будучи воскрешён из мёртвых, уже не умирает; смерть над Ним уже не господствует». Во 2 Кор. 4:14 Павел ясно говорит, что Тот, кто воскресил Господа Иисуса, воскресит и нас: «Зная, что Тот, кто воскресил Господа Иисуса, воскресит с Иисусом и нас и поставит перед Собой с вами». Кроме того, в Ин. 6:39 и 40 Господь Иисус обещает, что Он воскресит нас в последний день. Но даже сегодня Дух воскрешённого Христа оживотворяет наше тело, в результате делая его членом Христовым и храмом Божьим, в котором обитает Святой Дух.
Если мы хотим понять, в каком смысле Господь сегодня для нашего тела и как в будущем Бог воскресит наше тело, нам нужно понять сказанное в Рим. 8:11. В этом стихе говорится: «Если же Дух Того, кто воскресил Иисуса из мёртвых, обитает в вас, то Тот, кто воскресил Христа из мёртвых, оживотворит и ваши смертные тела через Своего Духа, обитающего в вас». В этом стихе, одном из величайших стихов в Библии, мы видим, что через обитающего в нас Духа Самого Бога, который воскресил Иисуса из мёртвых, в наше смертное тело вкладывается жизнь. Это может быть сегодняшним переживанием всех, кто ищет Господа. Если вы по-настоящему ищете Господа, внутри вас происходит нечто замечательное: Дух воскрешающего Бога вкладывает жизнь в ваше тело.
В качестве иллюстрации этого вкладывания жизни можно привести электрическую передачу. Электрический ток — это фактически электричество в движении. Если вы посмотрите на электрический счётчик в зале собраний, вы поймёте, что в здание передаётся электричество. Когда мы собираемся в зале для молитвы и общения, в здание втекает электричество. В соответствии с этим же принципом, небесное электричество Христовой жизни воскресения втекает в наши смертные тела. Когда мы ищем Господа день за днём, мы можем быть абсолютно уверены в том, что этот божественный ток течёт внутри нас. Этим током является жизнь воскресения, которая вкладывается в нас через обитающего в нас Духа.
Я часто переживаю эту передачу, когда я устаю физически. Часто мне приходится делать сообщения, даже когда моё тело очень устало. Но в то время как я говорю, в меня переливается Дух и воскрешённый Христос становится моим жизненным снабжением. В результате мой дух укрепляется и моё слабое, уставшее тело оживляется.
В стихе 15 Павел говорит: «Разве вы не знаете, что ваши тела — это члены Христовы?» Обратите внимание, что Павел не говорит здесь, что члены Христовы — это просто мы сами; он провозглашает, что наши тела — это члены Христовы. Тема этих стихов — злоупотребление свободой в отношении пищи и тела. Следовательно, Павел заботится о теле верующих.
Поскольку мы органически соединены с Христом и поскольку Христос обитает в нашем духе (2 Тим. 4:22) и устраивает Себе дом в нашем сердце (Эф. 3:17), всё наше существо, включая наше очищенное тело, становится Его членом. В стихе 17 показано, что мы органически соединены с Христом. Быть одним духом с Господом — значит войти в органический союз с Ним, соединиться с Ним органически. Этот органический союз позволяет нашим телам быть членами Христовыми. Христос обитает в нашем духе и распространяется из нашего духа по всему нашему внутреннему существу, устраивая Себе таким образом дом в наших сердцах. Кроме того, согласно сказанному в Рим. 8:11, из нашего внутреннего существа Он ищет возможности вложить Себя как жизнь в наше физическое тело. Таким образом, Христос распространяется из духа в душу и из души в тело. Так наши тела становятся Его членами.
Это нечто глубокое, таинственное и абстрактное. Но хвала Господу за твёрдое слово в 6-й главе Первого послания к коринфянам, которое раскрывает такой таинственный момент! Нам очень важно углубиться в это слово.
В 6:17 Павел говорит: «Тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». Я хочу ещё раз подчеркнуть, что здесь речь идёт об органическом союзе верующих с Господом в результате уверования в Него (Ин. 3:15-16). Такой союз с воскрешённым Христом может существовать только в нашем духе, потому что сегодня Христос — это животворящий Дух (1 Кор. 15:45) и теперь Он с нашим духом (2 Тим. 4:22).
Мы увидели, что в стихах 15, 17 и 19 Павел рассматривает три важных момента: то, что наши тела — это члены Христовы, то, что мы соединены с Господом как один дух, и то, что наше тело — это храм Святого Духа. С точки зрения факта и практики эти три момента представляют собой одно целое. Ключ ко всем трём моментам содержится в стихе 17. Если мы не соединены с Господом в нашем духе, наши тела, грешные и похотливые, не могут стать членами Христовыми. Ещё один важный момент, связанный с этим, заключён в словах Павла в 6:14 о том, что Господь воскресит нас Своей силой. Мы уже отметили, что уже сейчас обитающий в нашем духе Дух воскрешённого Христа оживотворяет наше тело. Это вкладывание жизни делает наши тела членами Христовыми и храмом Святого Духа. У вас когда-нибудь возникал вопрос, каким образом наши тела могут стать членами Христовыми и храмом Святого Духа? Ключом является то, что обитающий в нас Дух воскрешённого Христа вкладывает жизнь в наши смертные тела.
Поскольку это является ключом, мы должны упражняться и практиковаться в том, чтобы переживать Господа как животворящего Духа, обитающего в нашем духе. Тем самым мы на практике становимся одним духом с Господом. Если мы будем упражняться с целью переживать это и наслаждаться этим, мы откроем дверь для того, чтобы Господь вкладывал жизнь в наши физические тела. Тогда наши тела будут полны Христовой жизни воскресения и станут членами Христовыми. Когда наше тело становится членом обитающего в нас Христа, оно автоматически становится храмом, жилищем, Святого Духа. Таким образом, в нашем переживании эти три момента: то, что наши тела — это члены Христовы, то, что мы один дух с Господом, и то, что наше тело — это храм Святого Духа, — представляют собой три аспекта одной действительности.
Рассматривая проблемы среди коринфских верующих, Павел делает это не легковесно и не поверхностно. Напротив, он делает это глубоко и основательно. Рассматривая различные проблемы, Павел возвращает нас к центральному видению Божьего домостроительства — к Триединому Богу как всеобъемлющему животворящему Духу, обитающему в нашем духе. Сегодня Дух — это приготовленный Триединый Бог, обитающий во всём нашем существе. Все проблемы среди верующих вызваны недостатком переживания этого обитающего в нас Духа. Повторю: у христиан возникают проблемы, потому что им недостаёт переживания всеобъемлющего, животворящего, обитающего в нас Духа. По этой причине Павел в конечном итоге возвращает нас к этому Духу в нашем духе.
В 6:20 Павел говорит: «Ибо вы приобретены за плату. Так прославьте же Бога в своём теле». Чтобы прославить Бога в своём теле, нужно позволить Богу занять и глубоко пропитать наше тело. Тогда мы будем выражать Его в своём теле. По мере того как Господь распространяется из нашего духа через нашу душу в наше тело, мы прославляем Бога в своём теле. Следовательно, прославить Бога в своём теле — значит позволить телу быть единым с Триединым Богом. Именно так следует понимать сказанное Павлом в стихе 20 в соответствии с центральным видением Божьего домостроительства.
Мы не должны думать, что Первое послание к коринфянам — это поверхностная книга, в которой рассматриваются проблемы в церкви. Да, в этой книге Павел действительно рассматривает многие проблемы. Но одновременно он приводит нас в центральное видение Божьего домостроительства, так как он возвращает нас к Духу как окончательной завершённости приготовленного Триединого Бога.
Если вы вникнете в глубины этих стихов, это решительным образом повлияет на вашу жизнь, ваше служение и ваш практический труд в церкви. Ваше внутреннее существо и вся ваша церковная жизнь в корне изменятся. Давайте все будем молиться об этих стихах до тех пор, пока внутри нас не произойдёт такая перемена.