Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение 1-го послания к коринфянам»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 38

Рассмотрение проблемы злоупотребления свободой в отношении пищи и тела

(1)

  Тексты Писания: 1 Кор. 6:12-18

  В Первом послании к коринфянам Павел рассматривает вопросы в определённой последовательности. Первой по порядку он рассматривает проблему душевных желаний и стремлений; второй по порядку он рассматривает проблему плотских похотей, а третьей по порядку — проблему настаивания на своих правах. Как мы уже отмечали, эта последовательность имеет очень большой смысл. В этом сообщении мы переходим к тому, как Павел затрагивает проблему злоупотребления свободой в отношении пищи и тела. Это четвёртый вопрос, который рассматривается в этом Послании.

  Пища для поддержания существования и брак для продолжения человеческого рода необходимы человеку и предписаны Богом. Человек имеет на них право. Однако он не должен злоупотреблять ими и не должен быть подвластен им — они не должны управлять им и порабощать его. Злоупотребление пищей, такое как употребление в пищу принесённого в жертву идолам, служит преткновением для слабых братьев (8:9-13; 10:28-30, 32), а излишество в пище вредно для нашего тела. И с пищей, и с нашим желудком будет покончено; Бог и то и другое превратит в ничто (6:13). Злоупотребление половыми отношениями — это блуд. Он не только осуждается Богом, но и разрушает наше тело (ст. 18), которое предназначено для Господа.

  И еда, и брак предписаны Богом и необходимы для существования человеческого рода. Чтобы человеческий род продолжал существовать на земле для исполнения Божьего замысла, необходимы еда и брак. Пища не только сотворена Богом, но и предписана Им для нашего существования. Брак предназначен для продолжения человеческого рода. Поскольку и еда, и брак предписаны Богом, и то и другое является законным. В каждом случае у нас есть свобода — свобода есть пищу и свобода вступать в брак. Однако падший человек злоупотребляет своей свободой в этих вопросах. По этой причине после рассмотрения проблем душевных стремлений, плотских похотей и настаивания на своих правах Павел переходит к вопросу злоупотребления свободой.

  Некоторые учителя Библии не рассматривают стихи с 12 по 18 в 6-й главе как самостоятельный раздел, а относят их к следующим двум разделам, в которых говорится о браке и о проблеме употребления в пищу принесённого в жертву идолам. Этот раздел считается введением к следующим двум разделам, так как в этих стихах речь идёт о еде и браке. Много лет назад я думал, что стихи с 12 по 18 в 6-й главе — это не самостоятельный раздел. Но после того как я снова и снова перечитывал эту книгу на протяжении многих лет, теперь я считаю, что эти стихи представляют собой самостоятельный раздел, в котором рассматривается проблема злоупотребления человеческой свободой.

  Мы уже увидели, что душевные люди открывают дверь для похотей плоти и что плотские люди настаивают на соблюдении своих прав. За этим следует злоупотребление свободой. В церкви душу необходимо отвергать. Это основа для церковной жизни в том, что касается отрицательной стороны. Что касается положительной стороны, основа церковной жизни — это истина о Христе и Его кресте. В церковной жизни все мы должны научиться отвергать душу, то есть не давать душе никакого основания, повода и возможности делать что-либо. Как только верующие в церкви становятся душевными, церковной жизни приходит конец, так как открывается дверь для похотей плоти, а эти похоти порождают настаивание на правах. Более того, созидается некое основание как для настаивания на правах, так и для злоупотребления человеческой свободой. Размышляя об этих вопросах, мы понимаем, что последовательность, в которой Павел рассматривает проблемы в Первом послании к коринфянам, является замечательной.

I. Основной принцип

А. Всё разрешается, но не всё полезно

  Павел начинает этот раздел следующими словами: «Всё мне разрешается, но не всё полезно; всё мне разрешается, но я ничему не буду подвластен». Греческое слово, переведённое как «разрешается», буквально означает «в моей власти», то есть «предоставлено мне на выбор». Отсюда — значения «позволительно», «допустимо», «разрешено». Слово, переведённое как «полезно», означает «выгодно (а не просто удобно), хорошо, целесообразно». Это греческое слово означает «оптимально», «удобно», «способствует быстрому достижению цели». Оно также обозначает что-либо хорошее. Мысль Павла здесь, возможно, заключается в том, что всё разрешается, но не всё помогает нам оставаться на центральной линии Божьего домостроительства. Всё разрешается, но не всё помогает нам нести крест, и не всё полезно в переживании Христа.

  Если мы хотим понять, в каком смысле Павел использует здесь слово «полезно», нам необходимо иметь надлежащее осознание в отношении Первого послания к коринфянам в целом. Всё разрешается нам, но не всё помогает нам получить пользу, которая раскрыта в этом Послании. Не всё помогает нам жить жизнью Тела. Да, вы можете свободно делать те или иные вещи, но эти вещи не помогут вам в церковной жизни и не укрепят вашу молитвенную жизнь. Если мы применим сказанное Павлом в 6:12 в соответствии с контекстом всего Первого послания к коринфянам, мы увидим, что сказанное здесь Павлом является чем-то всеобъемлющим. В 6:12 Павел как бы говорит: «Всё мне разрешается, но не всё хорошо, полезно, удобно и оптимально для того, чтобы мне жить христианской жизнью, церковной жизнью и жизнью Тела. Не всё помогает мне наслаждаться Христом и совершать праздник Бесквасного хлеба».

Б. Не быть подвластным ничему

  В стихе 12 Павел дважды говорит: «Всё мне разрешается». В первом случае эти слова используются в несколько объективном смысле; во втором случае они используются очень субъективно. Павел говорит: «Всё мне разрешается, но я ничему не буду подвластен». Это означает: «Всё в моей власти, но я не хочу быть подвластен ничему. Всё позволительно, допустимо и разрешено мне, но я не хочу быть подчинён (порабощён) или подвластен чему бы то ни было». Стих 12 можно считать девизом, которым апостол руководствовался при рассмотрении некоторых проблем, упомянутых в следующем разделе (6:13—11:1).

  Когда вы размышляете о том, сделать вам что-то или нет, вы должны спросить, не подвластны ли вы этому и не управляет ли это вами. Если какая-то вещь управляет вами или имеет над вами власть, вы не должны делать это. Например, у вас возникает вопрос, есть ли вам ту или иную пищу. Может быть, есть эту пищу допустимо, но она не должна иметь власть над вами. Мы должны полностью покончить с чем-либо, что имеет над нами власть.

II. Наше тело для Господа

А. Пища для желудка, и желудок для пищи

  В стихе 13 Павел продолжает: «Пища для желудка, и желудок для пищи; но Бог и то и это превратит в ничто». Пища и желудок нужны, чтобы могло существовать тело. Сами по себе они ничего не значат. Бог превратит их в ничто.

  Может показаться, что Павел построил это предложение нескладно. Он говорит: «Бог и то и это превратит в ничто». Если бы мы писали этот стих, мы бы, наверное, сказали: «Бог всё это превратит в ничто». Однако если бы этот стих был написан именно так, смысл и значение были бы утрачены. Говоря «и то и это» (букв. «и его, и её«), Павел имеет в виду «и желудок, и пищу». Он упоминает желудок первым, потому что Бог сначала превратит в ничто его, прежде чем Он превратит в ничто пищу. Это объясняется тем, что причиной злоупотребления свободой в вопросе еды является не пища, а желудок. Проблема вызвана не самой пищей, а желудком. После того как желудок человека будет превращён в ничто, пища уже не будет проблемой. Пища для желудка, и желудок для пищи. Бог использует эти вещи, чтобы мы существовали для исполнения Его замысла. Но однажды Бог превратит в ничто и желудок, и пищу.

Б. Тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела

  В стихе 13 Павел также говорит: «Но тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела». Наше тело было сотворено для Господа, а Господь, который внутри нас, нужен для нашего тела. Он питает его материальной пищей (Пс. 103:5) и даёт ему Свою жизнь воскресения (Рим. 8:11), которая поглощает его элемент смерти вместе с его слабостью и болезненностью. В конечном итоге Он преобразит его, сообразовав его со Своим прославленным телом. Мы не должны злоупотреблять им, совершая блуд.

  С одной стороны, Павел говорит, что желудок для пищи; с другой стороны, он говорит, что тело не для блуда. Мы свободны есть пищу по своему выбору, но мы не можем совершать блуд. Однако если мы будем есть чрезмерно, мы нанесём вред своему телу. Поэтому, несмотря на то что мы свободны в еде, мы должны следить за тем, чтобы наше питание было здоровым. Наш аппетит легко выходит из-под контроля. Поэтому его необходимо сдерживать, ограничивать.

  Павел говорит, что тело для Господа и Господь для тела, но он не говорит, что Бог для желудка или для пищи. Бог превратит в ничто и желудок, и пищу, но Господь не превратит в ничто наше тело. Наше тело для Господа, и Господь для нашего тела.

В. Бог воскресит наше тело Своей силой

  В стихе 14 Павел говорит: «А Бог и Господа воскресил, и нас воскресит Своей силой». Бог воскресил Господа телесно. Нашему телу предназначено участвовать в прославленном теле Господа в воскресении (Флп. 3:21); оно будет воскрешено нетленным (1 Кор. 15:52). Это будет искуплением нашего тела (Рим. 8:23). Уже сейчас обитающий в нас Дух воскрешённого Христа оживотворяет наше смертное тело (Рим. 8:11), делая его членом Христа (1 Кор. 6:15) и храмом Бога, в котором обитает Его Святой Дух (ст. 19).

  Я благодарен не только за то, что Господь для нашего тела, но и за то, что Бог воскресит наше тело так же, как Он воскресил тело Господа Иисуса. У всех нас есть некоторые физические недостатки, и никто из нас не является абсолютно здоровым. Мы устаём, а иногда болеем. Эти слабости помогают нам ценить обещания Господа в отношении нашего тела.

  В стихах 13 и 14 мы видим двойное обещание: во-первых, это обещание, что Господь для тела, а во-вторых, это обещание, что Бог воскресит тело. Мы знаем из сказанного в Рим. 8:11, что даже сегодня наше смертное тело может получать снабжение жизни воскресения и поддержку этой жизни. Иногда Он исцеляет нас. Первый аспект двойного обещания в отношении нашего тела состоит в том, что Господь для нашего тела и Он поддерживает его.

  Из своих переживаний я усвоил, что Господь для нашего тела. В 1943 году я серьёзно заболел туберкулёзом, и мне был предписан полный покой. В течение долгого времени я был вынужден лежать в постели. Однажды меня пришёл навестить мой старший сын, которому было тринадцать лет. Глядя на него, я чуть не расплакался. Я стал молиться: «Господь, прошу, даруй мне ещё пятнадцать лет. Господь, посмотри на моего ребёнка, моего первенца. Через пятнадцать лет ему будет двадцать восемь. Если Ты дашь мне ещё пятнадцать лет, я буду доволен и буду готов умереть по окончании этих лет». Я воздаю Господу хвалу за то, что прошло уже более тридцати восьми лет с тех пор, как я помолился Господу такой молитвой. Моё тело полностью выздоровело от этой болезни, и на протяжении всех этих лет я мог усердно трудиться. Поистине Господь для нашего тела.

  Первый аспект этого двойного обещания предназначен для настоящего времени, но второй аспект предназначен для будущего. Господь для нашего тела сегодня, но Бог воскресит наше тело в будущем. Под этим воскрешением тела понимается его преображение. Когда наше тело будет воскрешено, оно будет преображено.

  В стихе 15 Павел продолжает: «Разве вы не знаете, что ваши тела — это члены Христовы? Итак, взяв члены Христовы, я сделаю их членами блудницы? Конечно же нет!» Здесь Павел ясно говорит, что наши тела — это члены Христовы. Это не иллюстрация, не метафора и не образное сравнение. Напротив, это утверждение факта. Наши тела действительно являются членами Христовыми. Как это замечательно!

  В стихе 15 Павел говорит, что наши тела — это члены Христовы, а в стихе 17 он говорит, что тот, кто соединяется с Господом, есть один дух. Как примирить эти два момента? В каком смысле мы едины с Господом: физически или духовно? Если мы скажем, что мы не едины с ним физически, то как тогда наши тела могут быть Его членами? Но если мы утверждаем, что наше единство с Господом является не духовным, а физическим, мы впадаем в серьёзное заблуждение и даже ересь. Наше единство с Господом является одновременно духовным и физическим. Хотя сейчас мы, возможно, плохо понимаем это, однажды будет полностью проявлено то, что мы действительно едины с Господом в теле, душе и духе. Тогда, согласно сказанному в 1 Ин. 3:2, мы будем полностью подобны Ему не только в духе, но и в нашем теле. В 1 Ин. 3:2 как раз подчёркивается наше подобие Господу в теле. То же самое подчёркивается в Флп. 3:21. В этом стихе говорится, что тело нашего унижения станет таким же, как прославленное тело Господа. Эти стихи показывают, что мы едины с Господом как физически, так и духовно. Однажды наше тело будет абсолютно таким же, как прославленное тело Господа в воскресении.

  Наше физическое тело можно уподобить семени, которое сеется в почву. Согласно сказанному в 15-й главе Первого послания к коринфянам, воскресение — это, по сути, рост семени, посеянного в землю. Когда семя сеется, это просто семя. Но когда семя вырастает и расцветает, оно приобретает совсем другой вид. Сегодня наше тело — это семя, посеянное в Христа. Но однажды это семя вырастет благодаря воскресению. Когда оно вырастет таким образом, оно изменит свой вид, хотя это по-прежнему будет наше тело. Когда пшеничное зерно сеется в почву, это пшеница. Когда это семя вырастает, это по-прежнему пшеница, хотя его вид сильно изменился. В настоящее время наше физическое тело имеет не очень хороший вид. Поэтому мы не очень ценим наше тело. Но поскольку наше тело является членом Христовым, оно дорого и драгоценно. В конечном итоге в воскресении это тело станет в точности таким же, как прославленное воскрешённое тело Христа.

  В стихе 18 Павел говорит: «Убегайте от блуда. Всякий грех, какой бы ни сделал человек, — вне тела, а тот, кто совершает блуд, грешит против собственного тела». Блуд — это грех против нашего собственного тела, которое является членом Христовым. Это серьёзное предостережение против злоупотребления нашим телом.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках