Тексты Писания: 1 Кор. 5:1-13
В 5:1-13 Павел переходит к рассмотрению проблемы порочного брата. Первая проблема, рассмотренная в главах с 1-й по 4-ю, — это разделение, которое связано в основном с природной жизнью души. Вторая проблема, рассматриваемая в 5-й главе, во втором разделе этой книги, — это грех блуда, который связан с похотью плоти. Эта проблема, включавшая в себя совершение человеком кровосмешения с собственной мачехой, является с точки зрения нравственности более серьёзной, чем первая. Первая проблема была связана с соперничеством, вызванным гордостью; второй проблемой был тяжкий грех, вызванный похотью.
В 5-й главе Первого послания к коринфянам есть некоторые отличительные особенности. Прежде всего, эта глава показывает, что даже подлинный верующий способен совершить тяжкий грех. Многие из тех, кто читает Новый Завет, возможно, думают, что благодаря благодати Божьей верующие не способны делать что-либо порочное, особенно некоторые порочные вещи, о которых сказано в Ветхом Завете. Но в этой главе мы читаем о брате в церкви в Коринфе, который совершил грех кровосмешения со своей мачехой. Намерение Павла, разумеется, состояло в том, чтобы помочь церкви принять меры в отношении этого порочного брата. Прочитав эту главу, мы видим, что истинно спасённый человек, настоящий брат в Господе, вполне способен совершить такой грех. Если бы у нас не было этого повествования в Новом Завете, нам, наверное, было бы очень трудно поверить в то, что спасённый человек может совершить подобный грех. Вероятно, мы бы думали, что, после того как человек был спасён, он ни в коем случае не может быть настолько греховным.
Кроме того, эта глава показывает, что, как только церковь отклоняется от центрального видения Божьего домостроительства и впадает в душу, открывается дверь для входа похоти плоти. Это открывает путь не только для ревности и соперничества, но и для тяжких грехов. Поэтому нам крайне опасно оставаться в душе. В этом Послании Павел сначала решает проблему души, а затем проблему похотей плоти. Решение проблемы души — это в первую очередь решение проблемы разделения. В первых четырёх главах этой книги рассматривается проблема разделения, исходящая от души. Разделение — это нечто душевное, главным образом связанное с разумом. Это результат мнения, а мнение исходит от разума. Это ясно показано в первых четырёх главах. Читая эти главы, мы видим, что среди коринфян были разделения, потому что они в очень большой степени пребывали в природном разуме. Они отвернулись от духа и упражняли душу. Они отошли от центрального видения, и это открыло ворота для входа похоти плоти.
В церковной жизни душа не должна преобладать. Напротив, все мы должны научиться отрекаться от души и отвергать её и жить в духе. В любой ситуации мы должны оставаться в нашем духе и упражнять наш дух. Это закроет дверь для похоти плоти.
В 5:1 Павел говорит: «Слышно в самом деле, что среди вас блуд, и такой блуд, какого нет даже среди язычников, — что кто-то имеет свою мачеху». Здесь мы видим, что брат совершил кровосмешение с женой своего отца, то есть со своей мачехой. Нет худшего греха, чем кровосмешение, и ни один грех не наносит человечеству большего вреда, чем этот. Как мы увидим, хотя в этой главе рассматривается проблема такого ужасного греха, в ней также говорится о праздновании праздника.
Павел был человеком, полным Христа. Он знал Христа в переживании, а не только доктринально. Даже когда он рассматривает проблему тяжкого греха, внутри у него всё равно есть наслаждение Христом.
В стихе 2 Павел говорит: «И вы надменны? И неужели вы, напротив, не стали скорбеть, чтобы удалён был из вашей среды тот, кто сделал это дело?» Вместо того чтобы скорбеть о том, что среди них имел место такой тяжкий грех, коринфяне были горды и надменны. Сказанное в стихе 2, несомненно, представляет собой упрёк. В этом стихе Павел также даёт понять, что тот, кто совершил это греховное дело, должен быть удалён из их среды, то есть он должен быть отлучён от общения церкви.
Удаление человека из общения церкви можно сравнить с удалением истлевшей или прогнившей древесины из строения. Предположим, что часть древесины в доме прогнила. Эту прогнившую часть необходимо удалить. Подобным образом необходимо было удалить из общения церкви порочного брата, упомянутого в стихе 1. Однако у коринфян не было такого осознания, потому что они по-прежнему были гордыми и надменными. По этой причине Павел даёт им понять, что он глубоко обеспокоен сложившейся ситуацией.
В этой главе, в которой рассматривается проблема порочного брата, есть два очень положительных и замечательных момента. Первый касается того, как Павел упражнял свой человеческий дух, а второй касается праздника. В стихах с 3 по 5 Павел говорит: «Ибо я, со своей стороны, отсутствуя в теле, но присутствуя в духе, уже рассудил, как бы присутствуя, того, кто так это сделал, — в имени нашего Господа Иисуса, когда будете собраны вы и мой дух, с силой нашего Господа Иисуса отдать такого Сатане для уничтожения его плоти, чтобы его дух был спасён в день Господень». В стихе 3 Павел говорит, что, хотя он отсутствовал в теле, он присутствовал в духе. Апостол, будучи духовным человеком, поступал в своём духе в отличие от коринфян, которые поступали либо в душе, либо в плоти. Павел отсутствовал среди них в теле, но присутствовал среди них в духе, упражняя свой дух, чтобы произвести суд над порочным человеком из их числа. В стихе 4 Павел даже говорит, что его дух будет собран вместе с ними. Дух апостола был настолько силён, что присутствовал на собрании коринфских верующих. Его дух был собран вместе с ними, чтобы произвести его суд над порочным человеком.
В стихах 3 и 4 Павел как бы говорит: «Вы не удалили этого порочного человека из вашей среды. Но я, упражняя свой дух, уже произвёл суд над ним. Хотя я отсутствую среди вас физически, я присутствую среди вас в моём духе. В моём духе я даже присутствую на ваших собраниях. Поэтому своим духом я уже произвёл суд над этим человеком».
В стихе 4 Павел ясно говорит: «Когда будете собраны вы и мой дух». Отсюда мы узнаём, что дух Павла присутствовал на собрании в Коринфе. Однако это не означает, что его дух фактически пришёл в Коринф. Это не имеет абсолютно ничего общего с колдовскими учениями, утверждающими, что душа человека может выйти из его тела и посещать других людей. Согласно этому стиху, дух Павла был настолько силён, что он мог каким-то образом присутствовать на собрании в Коринфе. Когда они собрались вместе, его дух был с ними, чтобы отдать этого порочного человека Сатане. Это исключительно духовный вопрос, находящийся целиком и полностью в сфере духа.
Ни в коем случае не следует думать, что дух Павла фактически отправился в Коринф и присутствовал там на собрании. Тем не менее когда коринфские верующие собрались вместе, Павел упражнял свой дух, чтобы быть с ними и чтобы произвести суд над порочным человеком и удалить его. Мы тоже можем научиться посещать какого-нибудь брата своим духом. В то время как мы остаёмся дома, наш дух может посетить какого-нибудь брата. Именно это делал дух Павла в отношении ситуации в Коринфе.
В стихе 4 Павел упоминает имя Господа Иисуса и силу Господа Иисуса. Слова «в имени нашего Господа Иисуса», как и слова «с силой нашего Господа Иисуса», относятся к слову «отдать» в стихе 5. Апостол в своём духе применил могущественное имя Господа с Его силой, чтобы отдать этого порочного человека Сатане для уничтожения его плоти. Я уверен, что это действительно произошло и что этот порочный человек был отдан Сатане.
Отдать греховного человека Сатане необходимо, чтобы наказать его с целью исправления. Уничтожение, упомянутое в стихе 5, — это главным образом мучения, вызванные той или иной болезнью (2 Кор. 12:7; Лк. 13:11, 16). Слово «плоть» обозначает здесь похотливое тело, которое должно быть уничтожено. Некоторые болезни приходят от Сатаны. Такая болезнь может привести к уничтожению плоти, чтобы дух был спасён в день Господень. Отсюда видно, что этот греховный человек среди коринфских верующих был братом, спасённым раз и навсегда (Ин. 10:28-29). Никакой грех не мог стать причиной его гибели. Однако из-за греховности его нужно было наказать уничтожением греховной плоти, чтобы сохранить его в таком состоянии, при котором его дух будет спасён в день Господень. Таким образом, уничтожение плоти — это необходимая подготовка для спасения духа.
Размышляя об этих стихах, мы видим, что Павел решал проблемы церкви не только посредством того, что он писал им и посылал к ним Тимофея, но и посредством того, что он упражнял свой дух. Это доказывает, что он был человеком, который жил в духе. Кроме того, это показывает, каким сильным был его дух. Дух Павла был настолько силён, что он даже мог присутствовать на собрании церкви, проходившем далеко от него. Он упражнял свой дух, чтобы осудить порочного человека и отдать его Сатане. Отдав его Сатане, он тем самым удалил этого человека из Божьего святого храма.
Все мы должны научиться у Павла всё делать при помощи нашего духа. Многое из того, что мы делаем, делается не при помощи духа. Однако Павел, имея дело с ситуацией, описанной в 5-й главе, решал эту проблему исключительно при помощи своего духа. Посредством своего духа он выразил осуждение, и посредством своего духа он отдал порочного человека Сатане.
Далее, в стихе 6, Павел говорит: «Нехорошо, что вы хвалитесь. Разве вы не знаете, что малая закваска заквашивает всё тесто?» Несмотря на весь беспорядок и наличие тяжкого греха кровосмешения среди них, коринфские верующие хвалились и гордились. Послание апостола должно было смирить их, указав на греховные дела, совершаемые среди них, и таким образом заставив их осознать, что им нехорошо хвалиться.
Говоря о малой закваске, Павел, возможно, имеет в виду, что необязательно наличие такого тяжкого греха, как тот, что существовал среди них; даже малая закваска, малый грех, заквашивает и растлевает всё тесто, всю церковь.
В стихе 7 Павел продолжает: «Вычистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, как вы и есть бесквасны; ибо и наша Пасха, Христос, принесён в жертву». Слово, переведённое в этом стихе как «новым», буквально означает «молодым», «новым по времени». Новое тесто — это церковь, которая состоит из верующих в их новой природе.
Слова о том, что Христос — наша Пасха, показывают, что апостол считал верующих Божьим избранным народом, уже совершившим свою Пасху, прообразом которой служит Пасха в 12-й главе Исхода. В этой Пасхе Христос является не только пасхальным ягнёнком, но и всей Пасхой. Он стал нашей Пасхой благодаря тому, что был принесён в жертву на кресте, чтобы мы были искуплены и примирены с Богом. Теперь мы можем наслаждаться Им как праздником перед Богом. На этом празднике не должно быть никакой закваски. Грех и искупающий Христос несовместимы.
В стихе 7 Павел говорит, что верующие в Коринфе бесквасны. Согласитесь, в это трудно поверить. Как коринфские верующие могли быть бесквасными? В первых четырёх главах этого Послания они получили упрёк от Павла за свои разделения. Разве склонность к разделению — это не закваска? Разве ревность, соперничество и гордость — это не что-то греховное? Как же Павел мог сказать, что верующие в Коринфе бесквасны? Вроде бы здесь есть некое противоречие. На самом деле здесь нет абсолютно никакого противоречия. Библия всегда показывает нам полную картину того или иного вопроса, особенно нашей истории в качестве верующих. Это значит, что Библия раскрывает обе стороны того или иного вопроса. Во-первых, есть сторона Христа, а во-вторых, есть сторона того, какие мы в нашей падшей природе. С точки зрения одной стороны, стороны Христа, мы святы. Мы святые в Христе. В 1:2 Павел отмечает, что мы «освящённые в Христе Иисусе, призванные святые». Поэтому в Христе мы бесквасны. Но с точки зрения другой стороны, стороны нашего природного существа, мы полны закваски. Ключевой вопрос заключается в том, какой хлеб мы едим: бесквасный или заквашенный. Другими словами, живём ли мы Христа или мы живём самих себя? Если мы живём Христа, то мы едим бесквасный хлеб. Но если мы живём самих себя, то мы едим заквашенный хлеб.
В стихе 7 Павел велит нам вычистить старую закваску, чтобы быть нам новым тестом, как мы и есть бесквасны. Нам нужно быть новым тестом в соответствии со стороной Христа. Мы бесквасны в Христе и должны жить согласно Ему, а не согласно самим себе.
В стихе 8 Павел говорит: «Так что будем праздновать не со старой закваской и не с закваской злобы и порочности, а с бесквасным хлебом искренности и истины». Слово «праздновать» указывает здесь на праздник Бесквасного хлеба как продолжение Пасхи (Исх. 12:15-20). Он длился в течение семи дней — отрезка времени, обозначающего завершённость, и это символ всей нашей христианской жизни, со дня нашего обращения до дня восхищения. Это долгий праздник, который мы должны праздновать не с грехом нашей старой природы, не со старой закваской, а с бесквасным хлебом, с Христом нашей новой природы как нашим питанием и наслаждением. Только Он является жизненным снабжением искренности и истины, абсолютно чистым, беспримесным и полным действительности. Праздник — это время наслаждения пиром. Вся христианская жизнь должна представлять собой такой праздник, такое наслаждение Христом как нашим пиром, обильным снабжением жизни.
Из сказанного в стихах 7 и 8 мы понимаем, что здесь речь идёт о двух праздниках. Когда мы были спасены, мы наслаждались праздником Пасхи. Но теперь на протяжении всей нашей христианской жизни мы должны наслаждаться праздником Бесквасного хлеба. В прообразе семь дней праздника Бесквасного хлеба обозначают всю нашу христианскую жизнь. Если бы у нас не было 5-й главы Первого послания к коринфянам, мы бы не рассматривали христианскую жизнь как такой праздник. Но из сказанного в стихе 8 мы видим, что христианская жизнь — это праздник Бесквасного хлеба, праздник наслаждения Христом как нашим жизненным снабжением без какой-либо закваски.
В Первом послании к коринфянам Павел сравнивает верующих в Коринфе и самого себя с детьми Израиля. Он использует историю детей Израиля в качестве фона для этого Послания. Это даёт нам основание утверждать, что история детей Израиля — это полный прообраз нашей христианской жизни в церкви. В стихе 7 Павел говорит о «нашей Пасхе, Христе». Если Христос был Пасхой Павла, то Он должен быть Пасхой для каждого верующего. Дети Израиля не жили по отдельности; напротив, они жили, располагались станом, путешествовали и вели сражения вместе. Их совокупная жизнь — это прообраз нашей жизни в церкви. Поэтому, читая историю детей Израиля, мы должны осознавать, что мы читаем нашу собственную историю. Происходившее с ними является прообразом наших сегодняшних переживаний. Они ели манну в пустыне — мы тоже едим манну. Они пили живую воду — мы тоже пьём живую воду. У них была скала, которая следовала за ними, — у нас тоже есть скала. Они пережили Пасху — у нас тоже есть Пасха, которой является Сам Христос. Кроме того, после Пасхи они праздновали праздник Бесквасного хлеба. Это показывает, что мы тоже должны праздновать этот праздник. Церковная жизнь — это праздник Бесквасного хлеба. Поэтому из церкви должна быть вычищена любая закваска.
Бесквасный хлеб указывает на житие, в котором нет греха, нет закваски. Сами по себе мы никак не можем жить таким образом. Однако в Христе можно жить безгрешной жизнью. Мы были помещены в Христа, и теперь мы должны научиться жить в Христе и Христом. Тогда Он станет нашим бесквасным жизненным снабжением. Он станет источником, истоком, безгрешной жизни и безгрешного жития. Благодаря тому что у нас есть такой источник и такое снабжение, мы можем жить безгрешной жизнью.
Если мы хотим жить жизнью, в которой нет греха, мы должны каждый день есть Христа как бесквасный хлеб. Диетологи говорят, что мы есть то, что мы едим. Если мы будем есть бесквасный хлеб, то в конечном итоге мы будем состоять из бесквасного хлеба. И тогда мы будем жить бесквасной жизнью. Хотя сами по себе мы никогда не сможем быть безгрешными, в Христе мы можем стать безгрешными, если будем есть Его как источник и снабжение безгрешной жизни. Поскольку Христос, наш источник, является бесквасным, если мы будем каждый день пировать Им, мы сможем иметь бесквасную церковную жизнь.
Когда Павел писал это Послание, он старался вернуть отвлёкшихся коринфян к центральному видению Божьего домостроительства. Он знал, что, как только они будут возвращены к этому видению, они будут в полном порядке. Но если они останутся в стороне от этого видения, они по-прежнему будут греховными в своём житии. Этот принцип применим как к церкви совокупно, так и к отдельным верующим.
Нам нужно научиться возвращать других к центральному видению, а не просто решать проблему их неудач и грехов. В первых двух главах этой книги Павел закладывает прочное основание для всех вопросов, которые он рассматривает впоследствии. Все проблемы, которые Павел затрагивает в этом Послании, он решает на основании сказанного в первых двух главах. Это подразумевает, что при решении всех проблем в отношении церкви и святых мы должны основываться на необходимости возвращения к Христу и к центральному видению. Мы должны помогать другим увидеть, что они отвлеклись по той причине, что они отвернулись от центрального видения к чему-то ещё. Если они возвратятся к Христу, они возвратятся к празднику Бесквасного хлеба.
В стихах с 9 по 13 мы видим, что порочный человек должен быть удалён из церкви. В стихе 13 Павел говорит: «Удалите порочного из среды вас самих». Имеется в виду, что его нужно отлучить, отсечь от общения церкви, как показано в прообразе отделения прокажённого от Божьего народа (Лев. 13:45-46). Это нечто крайне серьёзное. Павел уже произвёл суд над таким порочным человеком, и он ожидал, что верующие в Коринфе сделают то же самое и удалят его из своей среды.
В стихе 11 говорится: «Но теперь я написал вам не сходиться ни с кем, кто называется братом, если он блудник, или стяжатель, или идолослужитель, или ругатель, или пьяница, или алчный человек; с таким даже не есть». Здесь Павел упоминает не просто один вид порочных людей, а несколько разных видов. Кроме того, Павел не просто рассматривает проблему определённого греха; он рассматривает проблему человека, который живёт в таком грехе. Здесь есть одно важное различие. Например, совершить блуд — это не то же самое, что быть блудником, то есть человеком, который живёт в этом грехе и остаётся в нём. Блудник — это не просто тот, кто совершает блуд, как это сделал Давид в Ветхом Завете; это человек, который живёт в этом грехе. Этот грех становится его житием. Поэтому такой человек становится блудником. В этой главе Павел рассматривает проблему человека, а не просто проблему греха. Это значит, что он не просто удаляет из церкви грех; он судит и удаляет греховного человека. Предположим, что какой-нибудь брат из-за слабости совершает определённый грех. Мы должны помочь ему покаяться, оставить этот грех и возвратиться к Господу. Если он будет готов сделать это и если он принесёт плод покаяния, церковь непременно простит его. Однако если он остаётся в этом конкретном грехе и становится человеком, живущим в нём, он должен быть удалён из общения церкви. В противном случае вся церковь будет заквашена.
В этой главе мы видим ряд важных положений. Во-первых, церковь должна быть чистой, незаквашенной, и она не должна терпимо относиться к греховному человеку. Во-вторых, мы должны научиться упражнять свой дух и использовать свой дух в любой ситуации. В-третьих, нам нужно увидеть, что, поскольку мы пережили Пасху, теперь мы должны непрерывно наслаждаться праздником Бесквасного хлеба. Наконец, если человек по-настоящему становится порочным и отказывается покаяться, он должен быть удалён из церковной жизни. Однако если такой человек в конечном итоге покается и принесёт плод покаяния, церковь должна простить его и опять принять его в общение. Если мы будем размышлять обо всех этих моментах, у нас будет ясное понимание того, какие меры принимать по отношению к порочному человеку в церковной жизни.