Тексты Писания: 1 Кор. 3:10-17; 2 Кор. 3:17-18; Рим. 12:2
В 3-й главе Первого послания к коринфянам Павел рассматривает кормление, питьё, еду, посадку, поливку и рост. Всё это связано с жизнью. Затем в 3:9 Павел говорит о церкви как Божьей ниве и Божьем строении. Нива — это, разумеется, нечто связанное с жизнью, а строение — следствие жизни. Ни в одном материальном строении нет ничего от жизни. Но духовное строение, упомянутое в этой главе, тесно связано с жизнью. Павел говорит об этом строении не только в Первом послании к коринфянам, но и в Посланиях к эфесянам, к колоссянам и к римлянам. Однако основополагающие моменты в отношении строения рассматриваются в Первом послании к коринфянам. Строительство Божьего строения — это всецело строительство в сфере жизни и строительство жизни, так как это — созидание Тела Христова.
На первый взгляд между нивой и строением нет никакой связи. Согласно нашему природному представлению, нива — это нечто связанное с жизнью, но строение — это сочетание безжизненных материалов. Поэтому между выражениями «Божья нива» и «Божье строение» вроде бы нет надлежащей последовательности. Однако если мы осознаем, что в данном случае строение — это жизненное строение, строение в сфере жизни, мы увидим, что между нивой и строением есть прямая связь, превосходная последовательность. Всё, что производится на ниве, предназначено не для самой нивы, а для строения. Урожай, выращиваемый на ниве, предназначен для строения.
Хотя урожай, выращиваемый на ниве, предназначен для строения, он не вкладывается в строение непосредственным образом. Можно сказать, что он отправляется в церковный ресторан, чтобы его ели, переваривали и усваивали святые. Посредством этого процесса выращенное на ниве потребляется святыми и в конечном итоге даже становится ими.
На сельскохозяйственных землях, к которым относится нива, выращиваются не только овощи (растительная жизнь), но и животные (животная жизнь). В церковном ресторане мы должны есть как растительную жизнь, так и животную жизнь. В 3:2 Павел говорит: «Я дал вам пить молоко». Молоко — это продукт одновременно растительной и животной жизни. Молоко дают коровы, которые питаются травой. Молоко — это продукт слияния животной жизни с растительной. Такое слияние двух жизней также даёт мясо. Без животной жизни невозможно получить мясо. Точно так же и без растительной жизни нельзя получить мясо, так как скоту для питания необходима трава. Сначала животные едят растительную жизнь, а затем дают нам молоко и мясо.
Я упоминаю об этом по той причине, что и молоко, и мясо — это изображения Христа как нашего жизненного снабжения. В Ин. 6:48 Господь Иисус говорит: «Я есть хлеб жизни». Хлеб делается в первую очередь из муки, которую получают из растительной жизни. Однако после этого Господь говорит о хлебе как Своей плоти: «И хлеб, который Я дам, — это Моя плоть, отдаваемая за жизнь мира» (Ин. 6:51). Отсюда видно, что этот хлеб состоит не только из растительной жизни, но и из животной. Это хлеб-плоть. Поэтому трудно сказать, к чему относится Христос как наше жизненное снабжение: к растительной жизни или к животной. Этот хлеб является продуктом, слиянием, обеих жизней.
Чем больше мы будем есть Христа как наше жизненное снабжение, тем больше мы будем перенесены в Божье строение. Сначала мы являемся нивой, на которой производится то, что можно есть. Посредством того что мы едим произведённое на ниве, мы оказываемся принесены в строение.
Для того чтобы пища, которую мы едим, стала нашим составом, необходим процесс метаболизма. В Библии этот процесс называется преобразованием. Преобразование подразумевает метаболическое изменение. Следовательно, преобразование — это исключительно метаболический процесс. Сначала мы съедаем пищу. Спустя некоторое время эта пища переваривается и усваивается. В конечном итоге эта переваренная и усвоенная пища становится волокнами нашего существа. Это — метаболизм, преобразование.
Для того чтобы младенец весом в три с половиной килограмма вырос во взрослого человека весом в восемьдесят пять килограммов, необходимы регулярное питание и нормальный процесс метаболизма. Пища, которую будет принимать в себя младенец, будет постепенно давать ему рост. Впоследствии в результате длительного метаболического процесса он станет взрослым человеком. Будучи зрелым человеком, он представляет собой продукт, сочетание, всей пищи, которую он съел, переварил и усвоил. Это — иллюстрация процесса духовного метаболизма. Продовольствие, выращенное на ниве, съедается и переваривается нами. В конечном итоге посредством процесса метаболизма эта пища как наше снабжение становится нами и преобразовывает нас в материал для созидания Тела Христова.
Церковь — это нива, на которой выращивается Христос. Каждым элементом продовольствия, выращиваемого на ниве, является Христос. Эта «сельскохозяйственная продукция» включает в себя много разных аспектов Христа. Христос — это молоко, овощи и мясо. Церковь выращивает Христа, а все святые едят Христа. В конечном итоге посредством переваривания, усвоения и метаболизма Христос становится нами, а мы становимся Им. И тогда мы становимся надлежащими материалами для строения.
В том, что пишет Павел в 3-й главе Первого послания к коринфянам, все элементы поочерёдно связаны между собой непосредственным образом. Сначала он говорит о кормлении, питье и еде. Потом он упоминает посадку и поливку, а затем говорит, что только Бог даёт рост. После этого в стихе 9 он говорит, что мы нива и строение. Таким образом, между всеми этими моментами есть прямая связь. Как мы увидели, нива становится строением.
В стихах 10 и 11 Павел прямо и открыто говорит о Христе как основании: «Согласно благодати Божьей, данной мне, я, как мудрый главный строитель, положил основание, а другой строит на нём. Но пусть каждый смотрит, как он строит на нём. Ибо другого основания никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Здесь Павел даёт понять, что он уже положил Христа в качестве единственного основания. Во вселенной есть только одно основание, и мы не должны класть другое основание. Мы не должны говорить, что мы принадлежим кому-то или чему-то, что мы предпочитаем то или иное и что мы выбираем тот или иной город для церковной жизни. Говорить так — значит класть другое основание в дополнение к Христу. Вместо того чтобы класть другое основание, нам нужно строить на уже положенном основании.
В сегодняшнем христианстве есть много других оснований, но практически никто не строит на уже положенном основании. Господне восстановление должно быть совершенно иным. В восстановлении мы ни в коем случае не должны класть другое основание; мы должны просто строить на основании, которое было положено более девятнадцати столетий назад. Мы благодарим Господа за то, что в Своей милости Он восстановил это единственное основание. Много лет назад в Китае мы решительно встали за Христа как единственное основание. Мы были вынуждены объявить тем, кто был в деноминациях, что у нас не может быть никакого другого основания, кроме Самого Христа. В результате нам пришлось отложить в сторону многие вещи, чтобы был возвышен один лишь Христос. После того как это единственное основание положено, мы должны строить на нём.
В 3:10 Павел говорит: «Но пусть каждый смотрит, как он строит на нём». Когда мы говорим о том, как мы что-то делаем, мы обычно подразумеваем способ, а не материал, который используется. Когда мы имеем в виду материал, мы обычно говорим: «Из чего вы строите?» Мы не спрашиваем: «Как вы строите?» Но в Библии эти два понятия тождественны. То, как мы строим на основании, равнозначно тому, из чего мы строим. Другими словами, согласно Библии, материал, используемый при строительстве, — это тот способ, которым мы строим. Согласно нашему природному мышлению, материал — это одно, а способ — нечто другое. Материал — это вещество, а способ — это навыки или приёмы. Но в Библии вещество — это приёмы; материал — это способ. По сути, в Библии уделяется мало внимания навыкам и приёмам, но много внимания уделяется материалу. Павел озабочен не тем, каким способом или методом мы строим церковь. Он озабочен тем, какой материал мы используем при строительстве.
В стихе 12 Павел говорит о двух способах строительства: «Но если кто-нибудь строит, кладя на основание золото, серебро, драгоценные камни, дерево, траву, солому…» Первый способ состоит в том, чтобы строить из золота, серебра и драгоценных камней; второй способ состоит в том, чтобы строить из дерева, травы и соломы. Здесь мы видим два вида строительных материалов. Золото, серебро и драгоценные камни — это минералы. Дерево, трава и солома связаны с растительной жизнью. В Господнем восстановлении все мы осуществляем строительную работу. Поэтому мы должны смотреть, как мы строим. Из чего мы строим: из золота, серебра и драгоценных камней или из дерева, травы и соломы?
Сказанное Павлом в 3:12 относится не только к старейшинам и соработникам. Напротив, это написано всем верующим. Эти слова включены в Послание, адресованное церкви в Коринфе со всеми, кто призывает имя Господа Иисуса Христа, во всяком месте. Следовательно, этот стих предназначен для всех нас. Он применим и к вам, и ко мне.
При строительстве церкви в качестве материала используемся мы сами. Поскольку мы строительный материал, необходимо спросить, каким материалом мы являемся: деревом или золотом, серебром или травой, драгоценными камнями или соломой? Наверное, многие из нас в ответ на этот вопрос скажут, что мы находимся в процессе преобразования. Поэтому в некотором смысле мы одновременно дерево и золото, трава и серебро, солома и драгоценные камни. Используя пример из мира насекомых, нас можно сравнить с гусеницей в коконе, которая находится в процессе становления бабочкой. С одной стороны, мы ещё гусеница; с другой стороны, есть признаки того, что мы становимся бабочкой. Процесс преобразования уже начался, но ещё не завершился. Все мы идём путём преобразования; мы находимся в процессе преобразования.
Во 2 Кор. 3:18 Павел говорит: «Но мы все с открытым лицом, созерцая и отражая, как зеркало, славу Господнюю, преобразовываемся в тот же образ от славы к славе так, как от Господа Духа». Чтобы созерцать Господа и преобразовываться, нам нужно открытое лицо. Между нами и Господом не должно быть никакого покрывала. С точки зрения переживания покрывало — это какая-либо изоляция. Как бы близко к Господу мы ни находились, если мы изолированы покрывалом, Он не может переливать Себя в нас. «Изоляция» — это термин, который часто используется применительно к электричеству. Изолировать что-либо — значит покрыть это, чтобы это не получало электрического заряда. Даже тонкий кусочек бумаги может быть изолятором. Электроприбор может быть в исправном состоянии, и в комнату может быть проведено электричество, но электроэнергия не сможет поступать в электроприбор, если есть изоляция, препятствующая прямому контакту.
Эта иллюстрация показывает, что происходит в жизни многих сегодняшних христиан. Верующие думают, что если они любят Господа, близки к Господу и ходят с Господом, то всё в порядке. Однако они не осознаю́т, что они всё равно находятся под теми или иными покрывалами и что эти покрывала изолируют их от Господнего переливания.
Согласно словам Павла, нам нужно созерцать Господа с открытым лицом. Между нами и Господом не должно быть никаких покрывал. Если с нас будут сняты покрывала, мы будем зеркалом, созерцающим и отражающим славный образ Господа. Когда мы созерцаем Его непосредственно, без каких-либо покрывал, без какой-либо изоляции, мы переживаем Его переливание. В нас переливается божественное электричество.
Вкушение Господа тесно связано с тем, что Он переливается в нас. По сути, есть Господа Иисуса — значит позволять Ему проникать в нас путём переливания. Это ясно раскрыто в Новом Завете. Согласно Новому Завету, наши отношения с Господом — это исключительно вопрос духовной жизни. Поскольку это нечто духовное, человеческий язык не способен описать это в достаточно полной мере. По этой причине Павел использует метафоры. В 3-й главе Первого послания к коринфянам слова «кормить», «молоко», «пить» и «твёрдая пища» — это метафоры. Господь Иисус тоже использовал метафоры и притчи в Своём учении, например, когда Он сказал: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6:35). После этого Господь сказал, что хлеб, который Он даёт, — это Его плоть. Иудеи «стали спорить друг с другом и говорили: Как этот человек может дать нам есть Свою плоть?» (ст. 52). Есть Господа Иисуса — значит принимать Его в себя и позволять Ему добавлять Себя в нас.
Невозможно наесться раз и навсегда; есть нужно снова и снова каждый день. Мы уже много лет едим разные продукты, но сегодня нам всё равно нужно есть. Каждый раз, когда мы принимаем в себя пищу, внутри нас происходит переливание. Посредством того, что мы едим, и посредством переливания в наше существо добавляется Христос.
Вкушение пищи связано с преобразованием. Когда пища съедается, переваривается и усваивается, в наше существо добавляется новая субстанция, заменяющая и выводящая старую субстанцию. Это — метаболический процесс преобразования. Значение вкушения пищи заключается в том, что в нас добавляется новая субстанция, выводящая старую субстанцию, чтобы произвести метаболическое преобразование. Сегодняшние христиане в очень большой степени пренебрегают этим ключевым вопросом.
Допустим, что у человека очень бледное лицо. Есть большая разница между применением косметических средств с целью изменить цвет его лица и изменением цвета лица в результате надлежащего питания и метаболизма. Применять косметические средства — значит делать то, что делает работник морга. Работник морга наносит косметику на лицо умершего человека, потому что в этом случае не может быть метаболического изменения в жизни. В нашей христианской жизни мы не должны пытаться раскрашивать себя при помощи духовной косметики. Вместо этого мы должны есть Господа. Павел не делал то, что делает работник морга. Он не наносил на коринфян косметику — он кормил их. Он знал, что, если они будут должным образом есть и пить, они преобразуются и у них будет здоровый духовный цвет лица.
Работа Павла очень сильно отличалась от работы многих сегодняшних христианских работников. Многие в своей работе делают то, что делают работники морга, но Павел кормил святых Христом. Подобно тому, церковь не должна быть местом, где люди покупают косметику; напротив, она должна быть Господним рестораном, где Его люди могут есть. Чем больше мы будем есть Христа, тем больше мы будем преобразовываться. Преобразование сделает нас славными. В результате преобразования мы будем иметь образ Господа, Его внешний облик, Его славное выражение.
Переливание Господа в нас можно также проиллюстрировать на примере передачи электричества в детскую игрушку. Есть игрушки, которые движутся, прыгают и даже пляшут, когда они приводятся в действие электричеством. Нас можно сравнить с такой игрушкой с электрическим приводом. Когда в нас переливается Христос, мы начинаем двигаться. Иногда нам даже кажется, что мы готовы прыгать или парить в воздухе. Наша христианская жизнь — это жизнь переливания; это жизнь, в которой Господь постоянно переливает Себя в нас.
Преобразование и переливание делают нас живыми материалами для Божьего строения. Будучи живыми материалами, мы растём и изменяемся. Я замечаю перемену, преобразование, в жизни многих святых, особенно в жизни тех, кого я не видел на протяжении некоторого времени. Хвала Господу за то, что мы преобразовываемся! Мы становимся золотом, серебром и драгоценными камнями для Божьего строения.
Церковь — это не организация и не общество; церковь — это органическое целое, Тело Христово. Войти в состав Тела могут только преобразованные люди. Поскольку Тело Христово является органическим, чем больше мы растём и преобразовываемся, тем больше мы созидаемся как Тело. Сегодня Господь хочет получить именно такое созидание органического Тела.